Выразительность речи подвластна контролю и влиянию. А это значит, что педагог имеет возможность опосредованно педагогически воздействовать на внутренние эмоциональные механизмы через развитие внешней эмоциональной выразительности.
Основные цели, которые стоят перед педагогами -это развитие таких перцептивных способностей у себя и детей, как:
- понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами;
- понимание эмоционального состояния ребенка и адекватность реакции на это состояние;
- установление тесного эмоционального контакта с детьми на уроках, проявление интереса к переживаниям и самочувствию ребенка;
- соответствие внешнего выражения эмоций настроению и эмоциональному состоянию (конгруэнтность).
Таким образом, в решении задач успешной интеграции детей с задержкой психического развития в общество особую значимость приобретает создание коррекционно-развивающей среды, направленной на комплексное оказание им помощи в преодолении барьеров понимания другого человека, что будет способствовать реализации потребности признания со стороны ближайшего окружения социально приемлемыми способами и формами взаимодействий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бажин Е. Ф., Корнеева Т. В. Психическая патология как модель для изучения импрессивной деятельности // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. - М., 1981.
2. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество [Текст]. - М., 1998.
3. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М., 2002.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОВД
Канд. психол. наук Ф. К. Зиннуров, канд. пед. наук О. А. Ажимова, Е. В. Костюхина
Министерство внутренних дел Республики Татарстан
Деятельность работников органов внутренних дел осуществляется в сложных условиях, важным аспектом которых объективно выступает психологическая реальность. Сотрудник не только должен быть правым, ему надо добиваться понимания людьми справедливости и гуманности его требований, повышения престижа норм права и собственной деятельности. Невозможно эффективно решать оперативно-служебные задачи, ограничиваясь их «чисто правовой» стороной, как нельзя сознание, мысли, чувства, поступки людей разделить между разными ведомствами. Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий сотрудника (2).
В психокоррекционной работе, направленной на формирование у сотрудника определенных жизненных умений, навыков решения житейских проблем (в той их части, которая связана с психологическими проблемами) и улучшение социально-психологической адаптации, обязательным является составление конкретных жизненных программ (планов практических шагов, с указанием сроков выполнения, которые охватывают обычно около полугода) (5). Тем самым помимо дополнительной мотивации личностного роста создается конкретно-практический или «тактический» жизненный смысл - важнейшая составная часть психологической адаптации (6). Успешное выполнение запланированных событий необходимо человеку для повышения самооценки, создания удовлетворенности и внутриличност-ной гармонии благодаря тому, что его внутренний «Родитель» может «похвалить» внутреннего «Ребенка». Сознательное планирование важных событий и следование с помощью психотерапевта намеченному плану помогает человеку исправить упомянутые ранее неадаптивные фрагменты «жизненного сценария» (3).
Имеется несколько классификаций способов регуляции состояний человека. Одни авторы все способы дифференцируют по тому, какими активирующими и регулирующими системами организма они реализуются.
Другие основное внимание уделяют методическим особенностям этих способов. Выделяются вербальные и невербальные методики управления состоянием, аппаратурные и неаппаратурные (4).
Эмоционально-волевая устойчивость может рассматриваться как один из важнейших показателей психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Под ней понимается способность сохранять в сложных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние.
В современных условиях деятельности сотрудников органов внутренних дел успех выполняемой ими работы, эффективность совместного труда сотрудников, психологический климат в коллективе в значительной степени зависят от умения регулировать свое поведение, сдерживать чувства, контролировать настроение, считаясь с требованиями ситуации и окружающих (2).
Предлагаемые методы коррекции должны не только поддерживать работоспособность, снимать утомление, мобилизовать внутренние ресурсы организма, но и устранять симптомы возможных легких форм психогений. Здесь важно помнить о ценности каждого человека.
При выборе методов психологической реабилитации главным критерием следует считать использование максимально естественных для человека приемов и способов, в первую очередь ориентирующихся на включение собственных механизмов регуляции на различных уровнях жизнедеятельности организма (4).
В процессе психокоррекционной работы происходит изменение пространственной ориентации зрительных и слуховых образных представлений, связанных с психотравмирующей ситуацией и насыщенных негативным эмоциональным содержанием.
В некоторых методах психокоррекции приоритет отдается использованию образов, связанных с одной мо-
дальностью. Так, одним из базовых представлений НЛП является утверждение о том, что люди различаются по сенсорным предпочтениям (1), т. е. по предпочитаемым модальностям восприятия. Поэтому специалист-психолог должен подстраиваться к сотруднику, в основном используя для коммуникации его ведущую модальность (5).
В соответствии с этим наряду с традиционными способами коррекции эмоционального состояния сотрудников появились и современные методы изменения состояния при помощи специального психофизиологического оборудования. Данное оборудование хорошо зарекомендовало себя, но применялось в целях быстрой и эффективной коррекции. Оно широко используется психологами сводных отрядов ОВД России, дислоцированных на территории Северо-Кавказского региона.
Перед началом психокоррекционных мероприятий необходима оценка текущего психоэмоционального состояния сотрудника в целях подбора индивидуальной программы проведения психокоррекционных мероприятий. Диагностика проводится при помощи прибора «Активациометр АЦ-6». Основным принципом действия прибора является построенная в определенном соотношении и проградуированная взаимосвязь зарядов кожных токов человека и его психофизиологического состояния. Данные о состоянии характеризуются динамикой -активностью либо спадом.
Для повышения эффективности психокоррекционных мероприятий используется специальное психологическое оборудование.
1. Аппарат психоэмоциональной коррекции АПЭК предназначен для снятия психологической усталости, стресса и депрессии посредством воздействия на зрительный анализатор человека. Его действие основано на том, что каждый цвет оптического спектра электромагнитного излучения оказывает определенное воздействие на психоэмоциональное и физиологическое состояние сотрудника.
2. Прибор аудиовизуальной стимуляции «Voyager» применяется для снятия нервно-эмоционального напряжения, усиления основных психических функций, оперативного восстановления работоспособности и снижения утомляемости сотрудников, повышения функциональных возможностей организма, устойчивости к влиянию стрессовых факторов.
3. Прибор «Плазма» позволяет снимать нервно-мышечное напряжение, восстанавливает профессиональную работоспособность человека.
4. Прибор аэроионопрофилактики (люстра Чижевского) дополняет комплексное психокоррекционное воздействие, являющееся лечебно-профилактическим средством воздействия на функциональное состояние. Обладает успокаивающим действием, нормализует суточные ритмы бодрствования, артериальные дистонии, снижает вредное воздействие воздушно-капельных инфекций.
Сочетание аппаратурных психодиагностических техник релаксации и восстановления психологического состояния позволяет проводить обучение сотрудников навыкам расслабления и мобилизации. Данное обучение проводится с использованием прибора биологической обратной связи «Релана».
Для повышения эффективности психокоррекционной работы целесообразно сочетать методы цветодинамического и музыкального воздействия.
Технологии психологической работы с использованием специального психодиагностического и психокоррекционного оборудования объединяют разнородные стимулы, усиливающие общий эффект психокоррекционного воздействия за счет задействования различных сенсорных каналов восприятия. Они расширяют доступный инструментарий психологической работы.
Широкое внедрение специального психодиагностического и психокоррекционного оборудования в психологическую практику может позволить повысить качество реализации психологических мероприятий, сократить временные затраты на достижение необходимого психологического эффекта.
Психологической службой МВД Республики Татарстан разработаны критерии оценки применения специального оборудования в сочетании с методами психокоррекция, в целях анализа эффективности. Для этого разработаны шесть таблиц:
1. Результаты по Шкале оценки общего самочувствия (табл. 1).
2. Анализ изменения общего состояния сотрудников по результатам применения специального психологического оборудования (показания «Активациометр АЦ-6») (табл. 2).
3. Сотрудники, отнесенные к группе повышенного психолого-педагогического внимания по различным категориям. Данные представляют собой процентное соотношение количества сотрудников, отнесенных к указанной группе, к общей штатной численности личного состава подразделения (табл. 3).
4. Количество больничных листов среди сотрудников, отнесенных к группе повышенного психолого-пе-дагогического внимания (без учета больничных листов по уходу) (табл. 4).
5. Анализ мероприятий, проведенных с помощью прибора биологической обратной связи «Релана» (табл. 5).
6. Сводная таблица мероприятий, проведенных с применением специального оборудования (табл. 6).
Данные по применению специального психологического оборудования предоставляются психологами органов внутренних дел ежеквартально, согласно Распоряжению заместителя министра внутренних дел Республики Татарстан Ф. К. Зиннурова от 13 февраля 2006 г. № 50/69.
При работе в кабинетах психологической регуляции применяются функциональные модели, использующиеся в несколько этапов, при мультимодальном подходе в проведении психокоррекционных мероприятий.
1-й этап работы - диагностика личного состава подразделений по методике «Эмоциональное выгорание». (Методика позволяет выявить механизм психологической защиты в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующий фактор. «Эмоциональное выгорание» складывается под воздействием внешних и внутренних факторов и проходит три фазы.) По результатам формируются списки сотрудников, у которых механизмы психологической защиты сформированы в наибольшей степени.
Результаты по Шкале оценки общего самочувствия
Количество сотрудников Количество сотрудников, самочувствие которых улучшилось Количество сотрудников, самочувствие которых ухудшилось Количество сотрудников, самочувствие которых не изменилось
Таблица 2
Динамика общего состояния сотрудников по результатам применения специального психологического оборудования
Охват сотрудников:
Количество диагностик:
Показатели АЦ-6 повысились Показатели АЦ-6 понизились Показатели АЦ-6 не изменились
Таблица 3
Сотрудники, отнесенные к группе повышенного психолого-педагогического внимания
по различным категориям
№ Количество сотрудников
п/п После зоны ЧС С высоким уровнем «эмоционального выгорания» С выявленным суицидальным риском По результатам заключения ЦПД МВД РТ
Таблица 4
Количество больничных листов среди сотрудников, отнесенных к группе повышенного психолого-педагогического внимания
№ п/п Общее количество больничных листов Категории сотрудников
После зоны ЧС С высоким уровнем «эмоционального выгорания» С выявленным суицидальным риском По результатам заключения ЦПД МВД РТ
Таблица 5
Анализ мероприятий, проведенных с помощью прибора «Релана»
Количество сотрудников, при работе с которыми использовался прибор Количество сотрудников, обучение которых при помощи прибора принесло положительные результаты Количество сотрудников, обучение которых при помощи прибора результатов не принесло
Таблица 6
Сводная таблица мероприятий, проведенных с применением специального оборудования
№ п/п Психологические мероприятия Психологические мероприятия с сотрудниками из группы повышенного психолого-педагогического внимания Психологические мероприятия с членами семей сотрудников, во время которых использовалось специальное оборудование
Количество мероприятий Охват Количество мероприятий Охват Количество мероприятий Охват
К т П А р е ж д я о В а м з а Пл К т П А р е ж д я о В а м з а Пл К т П А р е ж д я о В а м з а Пл К т П А Вояджер а м з а Пл К т П А Вояджер а м з а Пл К т П А р е ж д я о В а м з а Пл
2-й этап - по результатам психологического исследования проводится консультация начальника подразделения, в рамках которой вырабатывается единая линия помощи указанным сотрудникам. Обсуждаются формы и методы поддержки, в том числе административной (краткосрочные отпуска, перераспределение рабочих мест и т. д.). При участии начальника разрабатывается оптимальный график индивидуальных консультаций в целях выявления дисфункциональных последствий воздействий стресса данной категории сотрудников.
3-й этап - индивидуальное консультирование сотрудников проводится в форме активного получения информации на основе вербальной коммуникации, дополняющей методику диагностики уровня «эмоционального выгорания» (по В. В. Бойко). В ходе работы выявляются две категории сотрудников, нуждающихся в: а) административной поддержке; б) проведении психокоррекционных мероприятий. По результатам индивидуального консультирования сотрудников специалис-том-психологом даются рекомендации. При необходимости коррекционных мероприятий для каждого сотрудника составляется индивидуальный план работы (в соответствии с графиком работы кабинета психологической регуляции и по согласованию с начальником подразделения).
4-й этап - проведение коррекционных мероприятий предваряют теоретические занятия в системе профессиональной подготовки в целях ознакомления сотрудников с формами и методами работы психологической службы, возможностями кабинетов психологической регуляции, специального психофизиологического оборудования. В рамках практических частей данных занятий сотрудники имеют возможность ознакомиться с навыками саморегуляции, дыхательными упражнения, приемами самомассажа и мышечной релаксации, некоторыми приемами Су-Джок-терапии, направленными на снижение воздействия стресса, формирование профессионально-психологической устойчивости. Данные приемы могут использоваться для восстановления работоспособности и коррекции эмоционального состояния через целенаправленную регуляцию деятельности организма, его процессов, реакций и состояний как во время выполнения служебных задач, так и в повседневной жизни.
5-й этап - проведение коррекционных мероприятий в кабинете психологической регуляции согласно графику (табл. 7). Графики разработаны для каждого из 40 кабинетов психологической регуляции органов внутренних дел Республики Татарстан. Работа ведется в соответствии с распоряжением руководителя подразделения.
В кабинетах психологической регуляции, согласно Приказу МВД России от 30 апреля 2004 г. № 273 «Об утверждении Комплексной программы медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона» и Программе психологической помощи сотрудникам после выполнения служебнобоевых контртеррористических мероприятий в Северо-
Кавказском регионе от 12 сентября 2004 г. № 50/612, в рамках психологического сопровождения проводится комплекс восстановительных мероприятий для сотрудников, вернувшихся из служебной командировки с территории Северо-Кавказского региона.
Помимо графика данная работа проводится также в связи с обращениями сотрудников, имеющих различные психологические проблемы, в том числе и по самостоятельным обращениям руководителей Министерства внутренних дел, в целях снятия эмоционального напряжения, для восстановления общей активности и работоспособности. При проведении коррекционных мероприятий с руководством используется также специальное психофизиологическое оборудование, проводятся сеансы нервно-мышечной релаксации, применяются методы Су-Джок-терапии.
Для дополнения анализа, проводимого при помощи приборов, ведется журнал так называемой обратной связи, в котором фиксируются отзывы и предложения сотрудников после проведения с ними коррекционных мероприятий:
- Сегодня лучшее завершение рабочего дня. Чувствую себя отдохнувшим, бодрым. Спасибо!
- Во время сеанса возникло ощущение тепла, спокойствия...
- После сеанса чувствую себя уверенным и готовым взяться за работу...
- После сеанса психологической разгрузки общее состояние улучшилось, чувствую себя очень хорошо. Поднялось настроение...
- Сеанс релаксации принес приятные ощущения отдыха и спокойствия.
- Сеанс Су-Джок-терапии позволил не только нормализовать артериальное давление, но и узнать методы самостоятельной его коррекции без использования медикаментов. Спасибо за столь необходимые знания.
- Мною пройдено уже 2 сеанса на приборе «Вояджер». После сеансов ощущение прилива сил и энергии.
- При работе с прибором «Вояджер» возникают состояние расслабления, приятные ощущения, снимается усталость. Считаю, что проведение подобных психологических мероприятий необходимо, так как возникает много стрессовых ситуаций, после чего становишься раздражительным, а подобные сеансы помогают нормализовать состояние, снизить воздействие стресса.
- После сеанса на приборе «АПЭК» снялось напряжение с глаз, ушло чувство усталости из организма. Появились ощущения легкости и бодрости, готовность к работе.
- Работа с прибором «АПЭК» помогла мне не только отдохнуть и получить новые силы, она сделала мои мысли четкими и помогла повысить скорость принятия решений.
- Я очень доволен работой специалистов-психо-логов, их высоким профессионализмом, вниманием и чуткостью.
- Психология - великая наука! Особенно важны практические навыки для организации служебной деятельности, взаимодействия (как с коллегами, так и с представителями общественности, коллективами и др.), влияния на подчиненных и собственного совершенствования.
УТВЕРЖДАЮ Начальник УПОДС МВД РТ подполковник внутренней службы
О. А. Ажимова
График психокоррекционных мероприятий в службах аппарата МВД РТ и ПНП МВД РТ
2-е полугодие 2006 года
№ п/п Подразделение Время проведения
1 2 3
1-й понедельник каждого месяца
1 УУР 16.00-17.00
2-й понедельник каждого месяца
2 АТХ 15.00-16.00
3 ОРЧ № 5 (по линии УР) 16.30-17.30
3-й понедельник каждого месяца
4 ОМ при МВД РТ ВПППОЭ 16.00-17.00
4-й понедельник каждого месяца
5 УНП 16.00-17.00
1-й вторник каждого месяца
6 ФНЦБ Интерпола при МВД РТ 11.00-12.00
7 УБЭП 15.00-16.00
8 ОМСН КМ 16.30-17.30
2-й вторник каждого месяца
9 ГСУ 15.00-16.00
10 ОРЧ № 1 (по линии УР) 16.30-17.30
3-й вторник каждого месяца
11 УБОП 15.00-16.00
12 ОВД на метрополитене 16.30-17.30
4-й вторник каждого месяца
13 Штаб 11.00-12.00
14 ИАО 15.00-16.00
15 ОРЧ № 4 (по линии УР) 16.30-17.30
1-я среда каждого месяца
16 Дежурная часть 11.00-12.00
17 ОРЧ № 2 (по линии УР) 15.00-16.00
18 ИЦ 16.30-17.30
2-я среда каждого месяца
19 ОРОЗ при МВД РТ 11.00-12.00
20 УК 14.30-15.30
21 ОРЧ № 3 (по линии УР) 16.00-17.00
3-я среда каждого месяца
22 МСЧ 14.30-15.30
23 УБ ПООС 16.00-17.00
4-я среда каждого месяца
24 УСБ 15.00-16.00
25 ЗЦКС 16.30-17.30
1-й четверг каждого месяца
26 УД и Р 14.30-15.30
27 УОООВ 16.00-17.00
2-й четверг каждого месяца
28 ОПО 15.00-16.00
29 ОКДТП 16.30-17.30
1 2 3
2-й четверг каждого месяца
30 ООКС 15.00-16.00
31 УМТ и ХО 16.30-17.30
4-й четверг каждого месяца
32 КРО 14.30-15.30
33 ЦОРИ 16.00-17.00
1-я пятница каждого месяца
34 ЭКЦ 11.00-12.00
2-я пятница каждого месяца
35 УССТ и А, ЭТЦ 11.00-12.00
3-я пятница каждого месяца
36 ФЭУ 11.00-12.00
4-я пятница каждого месяца
37 ОИ и ОС 11.00-12.00
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдер Г НЛП в действии.- СПб., 2002.
2. Асямов С. В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел. -Ташкент, 2002.
3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы // Игры, в которые играют люди. - СПб., 1992.
4. Организация психологической реабилитации сотрудников ОВД: методическое пособие / под общ. ред. М. И. Марьина. - М., 2002.
5. Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия: практическое руководство. - М., 2005.
6. Франкл В. В поисках смысла. - М., 1990.