Основным среди этих условий является изменение модели учебного процесса: смена приоритетов, модификация состава субъектов всех участников педагогического процесса и их позиций. Это стандартная идейная составляющая организационно-педагогических условий, развитие новейшей философии обучения, без понимания которой
Библиографический список
реализация учителем метода проектов не принесет ожидаемых результатов. Данная установка реализуется в рамках построения образовательного процесса на основе ФГОС, предполагающего максимально полную реализацию проект-но-исследовательского метода в процессе изучения математики.
1. Федеральный закон от 29.12.2012; № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Правительство РФ. Available at: http:// zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/
2. Стернберг В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владимир, 2003.
3. Дьюи Д. Демократия и образование. Москва, 2000.
4. Kilpatrik W.H. The project method. Teachers college record. 1918; 19: 319 - 335.
5. Шацкий С.Т. Педагогическая библиотека. Москва: Педагогика, 1980; Т. 2.
6. Аринина О.Н., Хмельницкая Е.В. Опыт американской школы начала XX века как источник идей для современных педагогических инноваций. Available at: http://www.lerner.edu3000.ru/
7. Халилов С.Р. Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2012.
8. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. В.В. Гузеев, А.Н. Дахин, Н.В. Кульбеда, Н.В. Новожилова. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2004.
9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранный язык в школе. 2000; 2, 3: 9 - 14.
10. Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для пед. работников и студентов педвузов. Брянск, 1998.
11. Зуева Ф.А. Проектная деятельность как средство учебно-педагогического взаимодействия в образовательном процессе. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013; 3-4: 25 - 30.
References
1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012; № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii". Pravitel'stvo RF. Available at: http://zakonbase.ru/ zakony/ob-obrazovanii/
2. Sternberg V.N. Teoriya i praktika «metoda proektov» v pedagogike XX veka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladimir, 2003.
3. D'yui D. Demokratiya iobrazovanie. Moskva, 2000.
4. Kilpatrik W.H. The project method. Teachers college record. 1918; 19: 319 - 335.
5. Shackij S.T. Pedagogicheskaya biblioteka. Moskva: Pedagogika, 1980; T. 2.
6. Arinina O.N., Hmel'nickaya E.V. Opytamerikanskojshkolynachala XX veka kakistochnikidejdlya sovremennyhpedagogicheskih innovacij. Available at: http://www.lerner.edu3000.ru/
7. Halilov S.R. Pedagogicheskie usloviya realizacii metoda proektov v professional'noj podgotovke buduschego pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2012.
8. Guzeev V.V. Obrazovatel'naya tehnologiya HHI veka: deyatel'nost', cennosti, uspeh. V.V. Guzeev, A.N. Dahin, N.V. Kul'beda, N.V. Novozhilova. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2004.
9. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannyjyazyk vshkole. 2000; 2, 3: 9 - 14.
10. Simonenko V.D. Pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: uchebnoe posobie dlya ped. rabotnikov i studentov pedvuzov. Bryansk, 1998.
11. Zueva F.A. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo uchebno-pedagogicheskogo vzaimodejstviya v obrazovatel'nom processe. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2013; 3-4: 25 - 30.
Статья поступила в редакцию 17.05.18
УДК 378
Kandaurov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tarsky Branch of Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Tara, Russia), E-mail: [email protected]
Boykova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director of the Multidisciplinary Educational Center for the Development of Giftedness No. 117 (Omsk, Russia), E-mail: [email protected] Lapteva N.Yu., Deputy Director for Scientific and Methodological Work of the Multidisciplinary Educational Center for the Development of Giftedness No. 117 (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
INNOVATIVE COMPLEXES IN EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF THE SCENARIO OF TRAINING TEACHERS TO THE IDENTIFICATION AND SUPPORT OF THE GIFTED CHILDREN. The article summarizes the experience of the innovative form of training teachers for a changing educational space in the form of a scenario of an innovative complex in education "School as a center of creativity and development of children's talents". Dynamic changes in the educational space pose challenges for the system of additional professional pedagogical education, which actually does not have time to prepare teachers for all new requirements and competencies. Integration of formal and non-formal education within the framework of scenario preparation meets modern requirements of mobility, variability, and consideration of the actual needs of subjects of education. The task of providing the appropriate conditions for identifying and supporting the giftedness of each schoolchild, as a potential for the development of the country's human capital, is posed by the state policy in the field of education as a priority. Long-term experience of the activity of the Multidisciplinary Educational Center for the Development of Giftedness No. 117 in Omsk was an information, methodical and resource base for the implementation of the scenario of teacher training for the development of gifted students in the Omsk region.
Keywords: giftedness, educational space, teacher training, scenario method, advanced training.
А.В. Кандаурова, канд. пед. наук, доц., Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, г. Тара, E-mail: [email protected]
С.В. Войкова, канд. пед. наук, доц., директор Многопрофильного образовательного центра развития одаренности № 117, г. Омск, E-mail: [email protected]
Н.Ю. Лаптева, заместитель директора по научно-методической работе Многопрофильного образовательного центра развития одаренности № 117, г. Омск, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ В ОБРАЗОВАНИИ: ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ СЦЕНАРИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
В статье обобщается опыт инновационной формы подготовки педагогов к изменяющемуся образовательному пространству в форме сценария инновационного комплекса в образовании ««Школа как центр творчества и развития одаренности детей». Динамичные изменения в образовательном пространстве ставят сложные задачи перед системой дополнительного профессионального педагогического образования, которая фактически не успевает готовить педагога ко все новым требованиям и компетенциям. Интеграция формального и неформального образования в рамках сценарной подготовки отвечает современным требованиям мобильности, вариативности, учета актуальных потребностей субъектов образования. Задача обеспечения соответствующих условий для выявления и поддержки одаренности каждого школьника, как потенциал развития человеческого капитала страны, поставлена государственной политикой в области образования как приоритетная. Многолетний опыт деятельности Многопрофильного образовательного центра развития одаренности № 117 в г. Омске выступил информационной, методической и ресурсной базой для реализации сценария подготовки учителей к развитию одаренности обучающихся в Омской области.
Ключевые слова: одаренность, образовательное пространство, подготовка педагога, сценарный метод, повышение квалификации.
В решении проблемы подготовки педагога нового типа ведущее место занимает система дополнительного профессионального педагогического образования. Как отмечает Л.Н. Горбунова, именно система дополнительного профессионального педагогического образования, являясь подсистемой российского образования, должна первой принимать вызовы современных изменений и быть способной к формированию необходимого человеческого ресурса для развития образования страны [1]. По мнению Н.И. Яковлевой, система повышения квалификации отличается от систем профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров эффективным приращением субъектного опыта учителя, расширяющего его жизненное пространство [2]. Между тем, система повышения квалификации на современном этапе развития российского образования не всегда оказывается способной решить проблему мобильной подготовки педагога к меняющимся условиям жизни и деятельности, так как, по мнению Н.И. Яковлевой, она «нацелена на трансляцию сложившейся методологии и практики профессиональной подготовки» [2, с. 44]. Социология образования в качестве стратегического механизма совершенствования системы дополнительного профессионального педагогического образования видит ее гибкое, экономически целесообразное, вариативное реагирование на запросы потребителей [1]. В качестве такой мобильной формы, максимально отвечающей на потребности педагогов в условиях динамично изменяющегося общества и эффективно развивающей субъектность педагога в новых условиях, предлагается сценарная форма подготовки. Популярность сценарного метода в различных современных научных дисциплинах оправдана и объясняется общей потребностью прогнозирования дальнейшего развития, оперативного ответа на изменения в мире. Понятие «сценарий» стало весьма популярным в научном дискусре, в медиатекстах, которые конструируют и репрезентируют изменяющуюся реальность средствами массовой информации; широко применяется в профессиональной и повседневной деятельности в описании действий, игр, электронных программ, актов социального движения, в научных и политических прогнозах развития различных процессов [3; 4; 5]. Собственно, в науке на сегодня равноценно используются понятия «сценарный подход», «сценарный метод», «метод сцени-рования», «техника и технология сценарного прогноза», «метод сценариев», «сценарное планирование», «сценарная матрица» и другие. А.И. Пригожин определяет сценарий как форму вариативной деятельности в условиях радикальных изменений, введения инноваций. Автор считает, что именно метод сценирования в ситуации изменения обеспечивает качественное прогнозирование, оценку исходного состояния объекта и различных вариантов решения для выбора оптимального [6]. Теоретический анализ различных подходов позволил определить понятие «сценарий» как альтернативу одновариантного решения из набора разных вариантов и возможностей выбора. Сценарное планирование как прогностическая техника опирается на вариативность результата, вариативность развития ситуации, вариативность решения. Следовательно, формат сценария для подготовки педагогов к изменениям в образовательном пространстве, к изменениям собственной профессиональной деятельности и в условиях продолжающихся социальных изменений вполне логичный формат. Выбор сценариев как формы подготовки педагогов объясняется
и положениями прогностического и потребностно-информацион-ного подходов.
Во-первых, апробация сценариев подготовки педагогов как инновационная форма обоснована неэффективностью традиционных подходов в системе повышения квалификации на фоне расширяющегося и глобализирующегося информационно-коммуникативного пространства. Современным потребностям педагога не отвечают традиционные формы повышения квалификации. В условиях динамично меняющегося мира, и вслед за ними - меняющихся требований общества к уровню профессиональной компетентности - учитель должен измениться сам, осваивая и интериоризируя новые знания, тем самым повышать ресурс своей мобильности, адаптивности для адекватного реагирования на дальнейшие изменения в своей профессиональной деятельности.
Во-вторых, в ситуации, которая имеет несколько вариантов решения или развития, необходимо прогнозирование рисков, анализа факторов, условий, причин, потребностей, и в результате - проектирования нескольких вариантов развития ситуации.
В-третьих, поливариантное проектирование, прогнозирование развития ситуации, прогнозирование рисков, проигрывание ситуации расширяют социальный и профессиональный опыт педагога - участника сценария подготовки. Освоение (проживание) множественности вариантов развития ситуации позволяет в реальной практике на основе сформированных прогностических умений, прогнозировать и минимизировать вероятные риски и конфликты профессиональной деятельности в реальной практике.
В-четвертых, в условиях высокой неопределённости и динамичности изменяющейся социально-образовательной реальности становится рискованным разрабатывать стратегию инновационного развития как отдельного учителя, так и отдельной организации, основанную на единственном вероятностном прогнозе. Метод сценарного планирования позволяет создавать и логически структурировать различные варианты развития будущего, тем самым, создавая предпосылки эффективной педагогической деятельности при различных вариантах ее реального осуществления.
В рамках потребностно-информационного подхода обоснование и конструирование сценарной формы повышения квалификации современного учителя опирается на принципы социальной обусловленности личности, отражающей необходимость разрешения противоречий между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями, желаниями, способностями, особенностями. Выявление потребностей современного российского учительства, детерминирующие профессиональнее затруднения и профессиональные деструкции, может осуществляться на нескольких уровнях реагирования на изменения (уровень общественности, нормативный уровень, уровень профессионально-педагогического сообщества, субъектный уровень). Результаты анализа реагирования на каждом из уровней являются источниками информации для выявления потребностей субъектов образования. Следует отметить, что уровень реагирования, отражающийся в содержании деятельности большинства российских институтов повышения квалификации, соответствует только нормативному реагированию и носит тактический, синхронный характер. Так, в тематике курсов повышения квалифика-
ции современных учителей по-прежнему находят отражение изменения только в области образовательной политики (введение ФГОС, ЕГЭ, профессионального стандарта); реже встречаются темы, отражающие проблемы работы педагогов с разными категориями детей и родителей (преимущественно, с ОВЗ), проблемы воспитания. Между тем, ранжирование профессиональных потребностей современных учителей Омской области выявило, что проблема организации работы с одаренными обучающимися занимает второе место (на первом месте - организация работы с субъектами образования разных категорий; на третьем - работа с детьми с ОВЗ).
Наконец, сценарная форма подготовки педагога отвечает идеям Российской модели образования - 2020, в которой, в частности, отмечается, что образовательная траектория человека строится на интеграции формального, неформального и инфор-мального образования и соответствует общей парадигме непрерывного образования [7].
Таким образом, апробируемая нами сценарная форма подготовки учителей направлена на компенсацию имеющихся на сегодняшний день организационно-дидактических затруднений в системе дополнительного профессионального педагогического образования, поскольку обеспечивает свободу выбора места, времени, затрат, формы повышения квалификации; обеспечивает непрерывность повышения квалификации в отличие от дискретности традиционных курсов; соответствует конкретной социальной ситуации (как реакция на конкретную потребность учителей); реализует разнообразные интерактивные, дистанционные, индивидуальные формы и методы повышения квалификации, максимально опираясь на социально-педагогический опыт педагогов; имеет прогностическую направленность.
Рассмотрим реализацию сценарной формы повышения квалификации педагогов Омской области в рамках региональных инновационных комплексов в образовании (РИП-ИнКО). Инновационные комплексы в образовании, начиная с 2009 года, объединили более 300 образовательных организаций Омской области: школ, профессиональных образовательных организаций, дошкольных учреждений, общественно-педагогических объединений, муниципальных методических центров с целью проведения общих событий и акций, развития и обеспечение инновационной практики в регионе через разработку инновационных продуктов и проектов, повышающих имидж каждого учреждения [8]. На базе Института развития образования Омской области созданы разные ИнКО, в зависимости от мониторинга профессиональных потребностей практикующих педагогов области. Для реализации ИнКО определены различные сценарии - дистанционный, курсовой, коучинг-проекты, другие. Так, например, по сценарию «Подготовка педагогов МОУ СОШ № 5 Тарского муниципального района Омской области к реализации инклюзивного образования» прошел подготовку только коллектив отдельной школы, так как выиграл соответствующий грант, и возникла очевидная профессиональная потребность. Сценарий реализовывался очно-заочно, дистанционно, с привлечением выездных специалистов и образовательный процесс не нарушался. Педагоги, прошедшие очную подготовку, выступали в роли тьютеров и обучали своих коллег уже на месте. Таким образом, сценарная форма подготовки обеспечивает широкую вариативность и максимально удовлетворяет профессиональные потребности. Каждый сценарий проектируется под конкретную задачу и имеет вариативную часть на усмотрение самих педагогов.
Опыт реализации сценария ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» опишем на примере бюджетного образовательного учреждения Омской области «Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117» (БОУ ОО «МОЦРО № 117»), в котором были разработаны и реализованы несколько коучинг-проектов. Выбор данной экспериментальной площадки для работы ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» обоснован значительным положительным опытом деятельности БОУ г. Омска «Гимназия № 117», которая с июля 2015 года была переименована в БОУ Омской области «Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117». В образовательной организации сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей, с 2004 года в школе реализуется программа развития «Содержание и технологии работы с одаренными детьми», создана управленческая кадровая система поддержки и организации деятельности педагогов и в результате накоплен большой практический опыт. «МОЦРО № 117» на протяжении четырех лет входит в «Топ-25 Лучших школ России»
по данным МИА «Россия сегодня» и «Учительская газета» при содействии Министерства образования и науки РФ. Благодаря реализуемым моделям школа в течение 5 лет является лидером региона по количеству победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, ежегодно число призеров составляет более 100 человек; растет число победителей и призеров Всероссийского этапа олимпиады школьников; 35% учителей входят в ТОП-50 педагогов-наставников олимпи-адного движения.
Во многом значительные достижения субъектов данной образовательной организации обусловлены сложившейся системой управления, обеспечивающей благоприятный климат в творческом педагогическом коллективе, осуществляющем инновационную деятельность, эффективной профессионально-предметной деятельностью самих педагогов. Анализ и обобщение системы управления образовательной организации, направленной на развитие интеллектуального потенциала и одаренности учителей и обучающихся, позволяет выделить два основных стратегических направления: управленческие стратегии по работе с педагогами и стратегии по выявлению и сопровождению одаренных школьников.
В рамках первой стратегической группы для повышения эффективности работы педагогического коллектива организовано повышение квалификации педагогического коллектива по всем направлениям Программы развития; осуществляется активное взаимодействие с Институтом развития образования и с другими ВУЗами региона и России; созданы сменные творческие группы педагогов для инициации изменений, организации исследовательской и экспериментальной работы в предметной и межпредметной областях; внесены изменения в систему стимулирования труда, ориентированную на качество творческого образовательного процесса. Потребность решения личностных задач педагогов школы, как то: повышение мотивации к саморазвитию и различным видам деятельности, развитие готовности работать с разноуровневыми обучающимися - обеспечивается решением управленческих задач, а именно:
- создание благоприятного психологического климата, способствующего росту профессиональной компетенции педагогов, обеспечивающего свободу творческого развития;
- создание мониторинга готовности педагогов к участию в олимпиадном движении на основании разработанных критериев;
- создание и обеспечение условий для саморазвития и самореализации педагогов, поддерживающих любую творческую, научную инициативу: участие в конкурсах, семинарах, конференциях, форумах.
- разработка системы обобщения, презентации, тиражирования продуктивного опыта учителей школы;
- разработка системы психолого-педагогических семинаров для повышения психологических знаний педагогов, повышения личностного роста;
- улучшение материально-технической базы образовательной организации.
В инновационном режиме работы образовательной организации особое практическое значение приобретают профессиональные сообщества педагогов: педагогический совет, сменные творческие группы, творческие лаборатории, научно-методические предметные (межпредметные) кафедры.
Вторая группа стратегий выявления и сопровождения одаренных школьников опирается на психолого-педагогические подходы, в частности, психолого-педагогическое сопровождение. В современных условиях усиление внимания к интересам личности ученика, развитию его способностей, ориентации обучения на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого школьника становится особенно важным. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников основывается на ведущих принципах педагогики сопровождения: учет возраста и индивидуальных особенностей каждого; развитие субъектной активности и личностной направленности образования; предоставление необходимого потенциала для персонального выбора; осознание самоценности и уникальности каждой личности; неисчерпаемость возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития; приоритет внутренней свободы для раскрытия творческого потенциала. Например, в школе разработана система пошагового сопровождения участия обучающихся в олимпиадном движении, подтвердившая свою мотивационную эффективность. Начиная с начальной школы, обучающиеся принимают активное участие во всевозможных конкурсах разной направленности и
уровня для первичного мониторинга склонностей и способностей при поддержке педагогов. Интеллектуальные мероприятия отслеживаются на школьном, городском, региональном и всероссийском уровнях. Так, в числе школьных интеллектуально-развивающих мероприятий существенное значение имеет традиционная Гимназиада, в которой принимают участие обучающиеся с 1 по 11 класс.
В рамках реализации сценария ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» в период с 2013 года на базе образовательной организации Омской области «Многопрофильный образовательный центр развития одаренности № 117» были осуществлены следующие коучинг-проекты:
2013 - 2014 гг. - «Развитие инновационного потенциала образовательной организации по выявлению и поддержке одаренных детей»;
2015 г. - «Развитие профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми»;
2016 г. - «Развитие компетентности педагогов по выявлению и поддержке одаренных детей»;
2017 г. - Предметная лаборатория» (учебные предметы: русский язык, литература, обществознание, английский язык, искусство).
Рабочую группу коучинг-проекта составляют учителя и администрация Центра. В целевую группу входят заместители директора, курирующие научно-методическую работу, руководители предметно-тематических кафедр и школьных методических объединений, учителя-предметники, молодые специалисты образовательных организаций г. Омска и Омской области. Основные направления работы каждого коучинг-проекта регламентируются техническим заданием института развития образования Омской области. Участники коучинг-проекта знакомятся с уникальным опытом работы БОУ ОО «МОЦРО № 117»: изучают нормативную базу управления образовательной организацией в режиме инновационного развития, изучают эффективные управленческие практики (участие в заседании педагогического совета, анализ работы творческой группы по организации внеурочной деятельности); посещают уроки и внеклассные мероприятия интеллектуальной направленности. Продуктами коучинг-проек-тов для участников являются разработки собственных моделей организации профессионального сообщества по выявлению и поддержки одаренных детей; модели личностного роста, модели мониторинга одаренности и другие продукты в зависимости от темы коучинг-проекта. Результатами работы педагогов в формате сценария являются следующие: изучение современной нормативной базы инновационных процессов, анализ на ее основе инновационного потенциала своей организации; получение практического навыка разработки эффективных форм повышения потенциала своей образовательной организации по выявлению и поддержке одаренных детей.
За время реализации коучинг-проектов в данной сценарной форме прошли повышение квалификации более 600 педагогов г.Омска и Омской области. По результатам деятельности в рамках сценария участники получают сертификат ИнКО, а на основании желания, опыта, положительных результатов и заявки образовательная организация может стать стажировочной площадкой данного ИнКО. Многие из учителей - участников сценария, получили звание тьютера и поспособствовали созданию новых стажировочных площадок по месту своей профессиональной деятельности. Так, на сегодняшний день 10 образовательных организаций области имеют такой статус (4 городских и 6 районных образовательных организаций стали стажировочными площадками по развитию одаренности школьников).
Например, в 2015 году был реализован коучинг-проект «Развитие профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми». Его целью было создание модели профессионального развития педагогов по сопровождению школьников в олимпиадном движении. В целевую группу вошли заместители директора общеобразовательных организаций, курирующие олимпиадное движение; молодые специалисты общеобразовательных организаций, учителя-предметники, желающие стать тьюторами олимпиадного движения. Результатами работы стало изучение современных требований к олимпиадной подготовке обучающихся; ознакомление с инновационным педагогическим опытом в области организации олимпиадного движения; участие в мастер-классах и проектировочных мероприятиях; создание модели собственного профессионального развития. Все 56 педагогов получили сертификат участника ИнКО, были обеспечены не только раздаточным материалом семинаров
и мастер-классов, но и индивидуальными консультациями по созданию персональной модели профессионального развития. В программу коучинг-проекта входили: семинар «Актуальные вопросы профессионального развития педагога по работе с одаренными детьми»; презентация опыта педагогов БОУ ОО «МОЦРО № 117»: Развитие исследовательских навыков школьников (Загуменникова А.А., учитель английского языка); Практические аспекты деятельности учителя по подготовке к участию в олимпиадах (Ресян Н.С., учитель биологии); Основные подходы к составлению олимпиадных заданий (Чернуцкая М.В., учитель истории и обществознания); презентация мероприятий в рамках «Гимназиады»: «ЧГК» (2 класс, учитель Беляева Н.В.); «Поэтическая мастерская» (5 класс, учитель английского языка Николаева Е.А.); «Правовой лабиринт» (7-8 классы, Свадьбин П.М., Ехлакова С.Ф., Чернакова И.А., Чернуцкая М.В., учителя истории и обществознания). В рамках коучинг-проекта этого года педагогическим коллективом БОУ ОО «МОЦРО № 117» были также проведены городские и областные научно-практические семинары «Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей» и «Использование ресурсов урока в выявлении и поддержке одарённости школьников»; учителя и участники проекта приняли участие в V Форуме педагогов-наставников; в Межрегиональном форуме «Вместе растим будущее»; в работе диалоговой площадки «Демократическая педагогика как механизм обучения и воспитания детей»; были проведены рефлексивные встречи тьюторов олимпиадного движения по анализу заданий Регионального и Заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Педагоги БОУ ОО «МОЦРО № 117» активно представляют свой опыт на международном уровне: Бойкова С.В., директор гимназии, провела круглый стол в рамках дружественного визита делегации Омской области в Казахстан; Царева И.Д., учитель химии, выступила с докладом «Особенности подготовки школьников к участию в предметной олимпиаде по химии» в г. Павлодаре в рамках Международной химической олимпиады имени академика Бектурова; Савостина Е.В., учитель информатики, выступила с докладом «Развитие интеллектуальной одаренности школьников (из опыта работы) на IV Международной олимпиаде имени К. Сатпаева в г. Павлодаре.
С 2017 года на базе БОУ ОО «МОЦРО № 117» реализуется коучинг-проект «Предметная лаборатория» (учебные предметы: русский язык, литература, обществознание, английский язык, искусство). Цель коучинг-проекта 2017 года - создание постоянно действующей стажировочной площадки, обеспечивающей развитие профессиональной компетентности учителей-предметников гуманитарных дисциплин по подготовке школьников - участников предметных олимпиад и интеллектуальных конкурсов различного уровня. Участники коучинг-проекта имели возможность принять участие в работе творческих проблемных групп, в семинарах, конференциях, выступить в качестве членов жюри предметных школьных олимпиад. Результаты реализации коучинг-проекта «Предметная лаборатория» заключаются в развитии готовности учителей-предметников к реализации совместно разработанной в рамках коучинг-проекта программы дополнительного образования (программы внеурочной деятельности) по подготовке школьников к участию в предметных олимпиадах; в создании системы подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах разного уровня; в формирование учебных компетентностей, высокой мотивации учащихся к углубленному изучению учебных предметов; в подготовке и изданию научно-методических материалов по созданию благоприятной образовательной среды для выявления и развития способностей каждого ребёнка; в положительной динамике достижений обучающихся в интеллектуальных конкурсных мероприятиях.
Разрабатывая и реализуя коучинг-проекты, БОУ ОО «МОЦРО № 117» постоянно обобщает опыт собственной деятельности, анализирует результаты каждого коучинг-проекта с учетом обратной связи и представляет его в формате публичного отчета по техническому заданию, а также в публикациях журнала «Интеллект. Одаренность. Творчество», издаваемого ИРООО.
Таким образом, апробация сценарной формы подготовки педагогов в современных условиях отвечает требованиям изменяющегося образовательного пространства, потребностям педагога и образовательной организации, позволяет максимально реализовывать потребностно-информационный подход, обеспечивает перманентность обратной связи, способствует формированию единого педагогического сообщества области и распространению положительного педагогического опыта.
Библиографический список
1. Горбунова Л.Н. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2010.
2. Яковлева Н.И. Социокультурные основы модернизации системы переподготовки педагогических кадров. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.
3. Акимова О.Е. Сущность, формы и особенности сценарного подхода в современном управлении. Диссертация ... кандидата социологических наук. Москва, 2006.
4. Матюшкина М.Д. Проспективная оценка качества постдипломного педагогического образования. Диссертация . доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.
5. Перцева М.А. Сценарный подход к моделированию производственной функции предприятий в условиях неопределенности параметров внешней и внутренней сред. Фундаментальные исследования. 2014; № 8 (2). С. 410 - 413. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/stsenarnyy-podhod-k-modelirovaniyu-proizvodstvennoy-funktsii-predpriyatiya-v-usloviyah-neopredelennosti-parametrov-vneshney-i
6. Пригожин А.И. Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР 2003.
7. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика: итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до. 2020 года. Москва, 2008.
8. Сайт Бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области». Available at: http://irooo.ru
References
1. Gorbunova L.N. Issledovatel'ski orientirovannoe povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v kontekste razvitiya sovremennogo rossiJskogo obrazovaniya. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2010.
2. Yakovleva N.I. Sociokul'turnye osnovy modernizacii sistemy perepodgotovki pedagogicheskih kadrov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Akimova O.E. Suschnost', formy iosobennostiscenarnogo podhoda vsovremennom upravlenii. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2006.
4. Matyushkina M.D. Prospektivnaya ocenka kachestva postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.
5. Perceva M.A. Scenarnyj podhod k modelirovaniyu proizvodstvennoj funkcii predpriyatij v usloviyah neopredelennosti parametrov vneshnej i vnutrennej sred. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 8 (2). S. 410 - 413. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnyy-podhod-k-modelirovaniyu-proizvodstvennoy-funktsii-predpriyatiya-v-usloviyah-neopredelennosti-parametrov-vneshney-i
6. Prigozhin A.I. Metody razvitiya organizaciJ. Moskva: MCF'ER, 2003.
7. Strategiya 2020: Novaya model'rosta - novaya social'naya politika: itogovyJ doklad o rezul'tatah 'ekspertnoJraboty po aktual'nym problemam social'no-'ekonomicheskoJ strategiiRossii na period do. 2020 goda. Moskva, 2008.
8. SaJt Byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya OmskoJ oblasti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Institut razvitiya obrazovaniya OmskoJ oblasti». Available at: http://irooo.ru
Статья поступила в редакцию 16.05.18
УДК 37
Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University
(Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
REFLEXIVE SCIENTIFIC SEMINAR AS A MEANS OF FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES OF UNDERGRADUATES. Changes in the economic sphere of modern society, the need for specialists who are ready to transform the life of society and professional activities, make it necessary to implement innovative processes in the educational process of a university, whose goal is to focus on training creative professionals, who are able to set professional research objectives, conduct and analyze research in a particular field of professional activity. In the system of multilevel higher education, the master's degree is designed to provide opportunities for undergraduates in self-realization, expansion of intellectual and creative potential, independence, formation of research independence, which are part of professional activity. This determines a problem of finding funds aimed at the formation of readiness of students of pedagogical higher education institution for research activities, determining the ways of implementing programs that are focused on competitiveness and mobility, success in future professional activities. The article describes the content components of readiness for research activities of students in graduate school, characterized by the pedagogical functional potential of the scientific seminar as a means of formation of undergraduates for research.
Key words: research activity, readiness for research activity, reflexive-scientific seminar, functional characteristics of reflexive-scientific seminar from the perspective of personal self-promotion and knowledge enrichment of methodology, logic of scientific research, perspective of didactic support.
Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический
университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
РЕФЛЕКСИВНЫЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изменения в экономической сфере современного общества, потребности в специалистах, готовых к преобразованиям жизни общества и профессиональной деятельности, обусловливают необходимость осуществления инновационных процессов в образовательном процессе вуза, цель которых сопряжена с ориентацией на подготовку творческих специалистов, умеющих ставить профессиональные, исследовательские задачи, проводить и анализировать исследование в конкретной сфере профессиональной деятельности. В системе многоуровневого высшего образования магистратура призвана обеспечивать возможности магистрантов в самореализации, расширении интеллектуально-творческого потенциала, самостоятельности, формировании исследовательской самостоятельности, являющихся частью профессиональной деятельности. Это определяет проблему поиска средств, направленных на формирование готовности магистрантов педагогического вуза к исследовательской деятельности, определения путей реализации программ, которые ориентированы на конкурентоспособность и мобильность, успешность в будущей профессиональной деятельности. В статье описываются содержательные компоненты готовности к исследовательской деятельности обучающихся в магистратуре, характеризуется педагогический функциональный потенциал научного семинара как средства формирования магистрантов к исследовательской деятельности.