Кумакова С.В.
к.э.н., доцент, независимый эксперт
ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК МЕХАНИЗМ ПРОЕКТНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В РАМКАХ «УМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»
Ключевые слова: глобальные стоимостные цепочки, кластерный подход, кластерная политика, кластерные сети, инновационные кластеры, межкластерное взаимодействие, региональные инновационные стратегии, стратегии кластеров, умная специализация, стратегия умной специализации, платформа умной специализации, принципы умной специализации, проектные альянсы кластера.
В эпоху глобализации и цифровых технологий происходит трансформация экономических систем в сетевые системы, состоящие из множества фирм, которые участвуют в кооперации для реализации совместных проектов по созданию инновационного продукта. Участники сети в основном принадлежат к определенному инновационному кластеру. Кластерный подход, позволяя выстроить стратегический диалог между органами власти и профессиональным сообществом, служит инструментом стимулирования инноваций на региональном уровне, повышения эффективности государственной политики за счет реализации комплексных программ поддержки, подключения институтов развития. Об эффективности кластерного подхода свидетельствует мировой опыт: сегодня в развитых странах в рамках кластеров развивается более 50% экономики и концентрируется более 40% работников1. Кластеры в США в торгуемых видах деятельности обеспечивают 36% занятости, 50% доходов, 96,55 патентных заявок в национальной экономике2.
В современных условиях кластерная политика развивается в следующих направлениях:
• поддержка совместных проектов участников кластеров вместо субсидирования отдельных предприятий;
• поддержка кластеров в возникающих индустриях, содействие их ориентации на поиски уникальных ниш на рынках будущего;
• стимулирование межкластерного взаимодействия, формирование кросс-кластерных проектов и системное продвижение на внешние рынки; смещение акцентов с развития отдельных кластеров в регионе к управлению портфелем кластеров, находящихся на разных стадиях развития3.
В настоящее время в России действуют два основных направления поддержки кластерных инициатив: Минэкономразвития оказывает содействие инновационным кластерам, нацеленным на выход на международные рынки в передовых отраслях экономики, а Минпромторг оказывает поддержку увеличению производства импортозамещающей
4
продукции .
Согласно данным Минэкономразвития России на предприятиях-участниках кластеров были созданы либо модернизированы свыше 95 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, общий объем инвестиций в развитие кластеров из внебюджетных источников превысил 360 млрд. руб., совокупная стоимость кооперационных научно-исследовательских проектов составила 75 млрд. руб.5. По итогам формирования и развития инновационных территориальных кластеров, которые Минэкономразвития представило в 2016 г., оказалось, что за три года выработка на одного работника организаций-участников увеличилась с 2630 тыс. в 2013 г. до 3235 тыс. руб. в 2016. За тот же период число новых (или модернизированных) высокопроизводительных рабочих мест выросло с 27,2 тыс. до 41,4 тыс., а объем произведенной продукции, работ и услуг - с 1,54 трлн. руб. до 2,17 трлн. руб.6.
Кластеры, которые сумели найти и освоить свою умную специализацию, становятся высокоспециализированными локальными узлами глобальных стоимостных цепочек (ГСЦ). При этом узлами ГСЦ обычно становятся не любые кластеры, а наиболее успешные кластеры инновационного типа, которые постоянно углубляют свою специализацию на базе инноваций, то есть сами являются сетью локальных игроков, создающих новые продукты на коллективной основе. Мировым лидером по степени вовлеченности в ГСЦ является Люксембург (индекс равен 71%), за ним
1 Пономарев В. Думать на перспективу. - http://expert.ru/expert/2016/45/dumat-na-perspektivu/
2
Куценко Е.С., Абашкин В.Л., Фияксель Э.А., Исланкина Е.А. Десять лет кластерной политики: логика ведомственных подходов // Инновации. - СПб., 2017. - № 12.
3 Кластерная политика: достижение глобальной конкурентоспособности / В.Л. Абашкин, С.В. Артемов, Е.А. Исланкина и др.; Минэкономразвития России, АО РВК, Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. - М.: НИУ ВШЭ, 2017.
4 Куценко Е.С., Абашкин В.Л., Фияксель Э.А., Исланкина Е.А. Десять лет кластерной политики: логика ведомственных подходов // Инновации. - СПб., 2017. - № 12.
5 Инновационные кластеры - лидеры инвестиционной привлекательности мирового уровня: методические материалы / Е.А. Исланкина, Е.С. Куценко, П.Б. Рудник, А.Е. Шадрин; Минэкономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017.
6 Анохин К. Регионы примеряют кластеры. - http://www.rbcplus.ru/news/5a8485aa7a8aa91b5bc0733a
следуют Тайвань (67%). Высокий индекс у Словакии, Венгрии, Чехии (65-67%), а также у Нидерландов, Финляндии, Дании (57-58%). Россия находится в середине списка (52,5%)\
По данным обследования НИУ ВШЭ и Всемирного банка, разрыв в уровне производительности труда между 20% лучших и 20% худших предприятий в одной отрасли составляет от 10 до 20 раз, причем лучшие 20% работают в 2,5-3 раза эффективнее, чем отрасль в среднем, что говорит об отсутствии в российской экономике нормального механизма перелива капиталов. В такой ситуации бизнес не может предлагать кластерные проекты, которые могли бы стать узлами ГСЦ. Современные стоимостные цепочки - это экспортно-ориентированные проекты. О примитивности включения России в ГСЦ говорит такой показатель, как развитость стоимостных цепочек (value chainbreadth). По развитости цепочек Россия занимает в Глобальном индексе конкурентоспособности (GCI) лишь 96 место - рядом с Казахстаном (109-е место)2.
Конкурентоспособность национальных экономик в XXI веке зависит не столько от их отраслевой структуры, сколько от готовности инициировать новые кластерные проекты, реагируя на быстро меняющиеся запросы глобальных рынков. Для привлечения международных инвесторов, регионы начинают выявлять и поддерживать образование кластеров с «умной» специализацией, уникальной в глобальных масштабах по составу или качеству выпускаемой продукции. Идея образования специализированных кластерных сетей как инструментов «умного» развития территорий на базе инноваций лежит в основе современной промышленной и региональной политики ЕС3.
Стратегическим подходом к инновационному экономическому развитию является умная специализация, предложенная европейскими учеными Д. Фореем, П. Давидом и Б. Холлом4 как ответ на вызов дублирования компетенций и фрагментации средств поддержки инноваций в Европейском союзе (ЕС). Умная специализация представляет собой набор правил по выбору приоритетов в рамках стратегии инновационного развития. Эти правила собраны в едином методическом документе ЕС - «Руководстве по разработке исследовательских и инновационных стратегий умной специализации» (Guide to Research and Innovation Strategies for Smart Specialisations)5.
Концепция умной специализации (Smart Specialisation) была разработана в конце 2009 г. экспертной группой «Знание для роста» (Knowledge for Growth) Директората по исследованиям и инновациям Еврокомиссии для решения проблемы фрагментации и дублирования поддержки инноваций со стороны фондов Евросоюза, оказываемой регионам входящих в него стран. С 1995 г. Европейский союз осуществил финансирование более 100 региональных инновационных стратегий, прежде всего в унитарных государствах - новых членах ЕС, не имеющих опыта и традиций де-централизации6. Наличие таких стратегий служит одним из условий получения регионами субсидий от структурных и инвестиционных фондов ЕС (European Structural and Investment Funds, ESIF), суммарный бюджет которых на период 2014-2020 гг. составляет 454 млрд. евро7. Выяснилось, что к основным недостаткам региональных инновационных стратегий можно отнести: дефицит критической массы в выбранных приоритетных направлениях, слабое межведомственное и межрегиональное взаимодействие, приоритет престижных отраслевых и научных направлений, на существующих, а не возникающих и быстрорастущих индустриях8.
Стратегия умной специализации была задумана для повышения конкурентных преимуществ Европы на международном уровне, прежде всего за счет приоритета инновационного развития регионов, совершенствования его управления, вовлечения более широкого состава заинтересованных сторон. Ее официальное определение содержится в Директиве Европейского парламента от 17 декабря 2013 г., согласно которой стратегии умной специализации представляют собой национальные или региональные инновационные стратегии, устанавливающие приоритеты для создания конкурентного преимущества за счет нахождения соответствия сильных сторон исследований и инноваций с потребностями бизнеса, что позволяет реагировать на возникающие возможности и тенденции развития рынка в согласованной манере, избегая дублирования и фрагментации усилий. Для обеспечения регионов ЕС внешним знанием в 2011 г. на базе Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии (European Commission Joint Research Centre, JRC) была создана открытая специализированная Платформа умной специализации (Smart Specialization Platform). Ее задача - информационная, методологическая и экспертная поддержка национальных и региональных органов власти, а также содействие взаимному обучению и межрегиональной кооперации. В рамках Платформы создан банк данных
1 Смородинская Н., Катуков Д. Распределенное производство и «умная» повестка национальных экономических стратегий // Экономическая политика. 2017. - Т. 12, № 6.
2 Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Влияние глобальных стоимостных цепочек на национальные экономические системы и вызовы для российской экономической политики // Общественные науки и современность. - М., 2017. - № 5. - С. 27-33.
3 Smorodinskaya N.V., Katukov D.D. The Cluster Approach to Economic Growth: European and Russian Policies / CGES Working Papers. N 2015-01. 2015.
4 Foray D., David P.A., Hall B. Smart Specialization: The Concept // Knowledge for Growth. Prospects for Science, Technology, and Innovation: Selected papers from Research Commissioner Janez Potochnk's Expert Group. 2009. November.
5 European Commission (2012) Guide to Research and Innovation Strategies for Smart Specialisations. Brussels: European Commission. - http://s3platform.jrc.ec.europa.eu/documents/20182/84453/RIS3+Guide.pdf/fceb8c58-73a9-4863-8107-752aef77e7b4
6 Куценко Е.С., Исланкина Е. А. Обновление региональных инновационных стратегий на принципах умной специализации: уроки для России // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин; Кн. 3. Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.
Куценко Е.С., Исланкина Е.Ф., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт. - М., 2018. - Т. 12, № 1.
8 Куценко Е.С., Исланкина Е. А. Обновление региональных инновационных стратегий на принципах умной специализации: уроки для России // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин; Кн. 3. Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.
приоритетов, число которых сегодня превышает тысячу. Приоритеты разделены на несколько рубрик, что позволяет региону максимально детализировать свою специализацию. Платформа содержит разнообразные аналитические и организационные инструменты, позволяющие учитывать уникальные конкурентные преимущества территорий при разработке стратегий их развития1.
Построение стратегии умной специализации базируется на определенных принципах: поиск уникальной специализации (выбор ограниченного числа приоритетов на основе собственных возможностей региона и международной специализации); конкурентное преимущество (адаптация инновационного потенциала к потребностям бизнеса через так называемые «предпринимательские открытия»); создание эффективной инновационной системы как коллективное усилие на основе взаимодействия государства, частного сектора, науки и потребителей инноваций (четвертичная спираль); интенсификация межрегионального взаимодействия2. Принципы умной специализации позволяют ответить на вопросы о том, что нужно сделать сегодня с учетом имеющихся сильных и слабых сторон, чтобы реализовать и укрепить сравнительные преимущества в существующих или новых областях, для занятия достойного места на рынках будущего, в каких направлениях развивать существующие отрасли.
Структурно руководство по разработке инновационных стратегий на принципах умной специализации можно представить как систему шести взаимосвязанных шагов, ведущих к экономической трансформации региона: 1) анализ регионального контекста и потенциала для развития инноваций; 2) управление: вовлечение заинтересованных лиц; 3) формирование общего видения будущего региона; 4) выбор ограниченного числа приоритетов; 5) комплекс мер политики, разработка дорожной карты; 6) интеграция механизмов мониторинга и оценки в реализацию региональных стратегий. Серьезным недостатком при создании и развитии кластера, особенно в рамках умной специализации, является отсутствие стратегического видения кластера в международной перспективе, его позиционирования в глобальной среде. Умная специализация предъявляет дополнительные требования к развитию кластеров: учет мировых технологических трендов, поиск уникальной ниши, специализация и позиционирование кластеров; межкластерное и межрегиональное взаимодействие; развитие инновационной экосистемы; дифференциация мер поддержки для развитых и
3
развивающихся кластеров региона .
Выбор ограниченного числа приоритетов - ключевая задача умной специализации, для решения которой разработаны инструменты. Все стратегии умной специализации направлены на трансформацию отраслевой структуры региона. В руководстве выделяются пять альтернативных стратегий:
• эволюция отрасли (базовая технология, новый продукт);
• модернизация (новые технологии, старый продукт);
• диверсификация (появление новых отраслей, связанных с существующими, например, общей цепочкой добавленной стоимости);
• стремительное появление новых отраслей;
• открытые инновации, инновации, индуцированные пользователями, социальные и сервисные инновации.
Умная специализация - региональная или государственная стратегия развития экономики, основанная на определении и выборе инвестиций в исследования и инновации ограниченного числа приоритетных сфер, которые представляют собой сильные стороны и сравнительные преимущества региона. Умная специализация лежит на стыке отраслей, их пересечении с новыми быстрорастущими направлениями развития науки и технологий, в которых у региона есть шанс добиться лидерства. Умная специализация предусматривает распределение функций по уровням управления: на (над)национальном задаются общие условия разработки и реализации стратегий, верификации приоритетов, формируются единые базы данных для аналитических сопоставлений; на региональном уровне осуществляются непосредственный выбор приоритетов инновационного развития, разработка стратегий и их реализация, создаются соот-
4
ветствующие координационные структуры .
К важным для России направлениям внедрения подходов умной специализации на федеральном уровне относятся:
• структуризация приоритетов территориального развития на основе формирования региональных проекций общероссийских планов и программ;
• системное вовлечение местных сообществ в общенациональные процессы стратегического планирования;
• развитие межрегионального сотрудничества, поскольку успеху реализация стратегии умной специализации способствуют кооперационные возможности других территорий.
На региональном уровне обращение к концепции умной специализации включает следующие направления:
• повышение заинтересованности в поддержке наукоемких технологий и инноваций среди относительно слабых регионов;
1 Куценко Е.С., Исланкина Е.Ф., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт. - М., 2018. - Т. 12, № 1.
2 Куценко Е.С. Разворот к будущему: трансформация кластерной политики на принципах умной специализации. -Ь11р8://188ек.И8е.ги/аа1а/2015/06/03/1097466710/Разворот%20к%20будущему %20-%20трансформация%20клас.. а%20принципах%20 Умной%20специализапии.р(1£
3 Куценко Е. Разворот к будущему: трансформация кластерной политики на принципах умной специализации. - ЬИр8://%'%гмг. hse.ru/mirror/pubs/share/216156565
4 Куценко Е.С., Исланкина Е.Ф., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт. - М., 2018. - Т. 12, № 1.
• повышение осмысленности инновационного развития за счет его погружения в контекст экономической трансформации с целью ориентации на конкретные рынки будущего;
• повышение качества ценностного предложения для иностранных инвесторов за счет фокусировки на уникальных компетенциях и преимуществах каждого региона1.
Кластерам для успешного развития необходимо долгосрочное видение своих перспектив и конъюнктуры мировых рынков, наличие профессионального менеджмента, представление сценариев реагирования на изменения потребительского спроса и появление прорывных проектов от его участников. Поиск уникальной специализации для каждого региона должен быть свой. Определение специализации региона должно происходить «снизу вверх», а предприниматели призваны играть в этом процессе самую активную роль.
По мнению проректора НИУ ВШЭ Л. Гохберга «принцип "умной специализации" подразумевает ответы на вопросы о том, что нужно сделать сегодня с учетом имеющихся сильных и слабых сторон, чтобы занять достойное место на рынках будущего, и в каких направлениях развивать существующие отрасли. Смыслом умной кластерной политики, по словам Гохберга Л., должен стать отбор не столько кластеров, сколько проектов, которые они предлагают. Выбор сильных кластеров не означает выбор сильных совместных проектов. Отсутствие последних не позволяет эффективно развиваться кластерной инициативе. При этом важно вести постоянный мониторинг эффективности совместных проектов и удовлетворенности ходом их реализации со стороны самих участников кластера. Специализация пилотных инновационных кластеров в России основывается на сложившейся отраслевой структуре, не учитывающей формирующихся конкурентных преимуществ. В немалой степени причина такой политики - отсутствие инструментов опережающего выявления протокластеров и интегрированной системы оценки перспектив развития регионов и отрас-лей2. Соответствие поддерживаемых государством инициатив объективной специализации региона с наибольшим потенциалом развития кластеров позволит минимизировать риски неэффективности кластерной политики3.
С мая 2016 г. Минэкономразвития России реализует проект «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Кластер «Smart Technologies Tomsk» входит в число 12 кластеров-лидеров и является примером успешной реализации совместных проектов. Ассоциацией инновационных регионов России совместно с Минэкономразвития России, Агентством стратегических инициатив и Высшей школой экономики в марте 2015 года по методике Европейской инициативы совершенствования кластеров - ECEI проводилось сравнение 21-го инновационного кластера по масштабу, уровню интеграции и качеству управления. Томская область оказалась одним из фаворитов обследования: первое место по индексу качества управления, второе - по индексу интеграции кластера. В кластере «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» оказалось самое высокое число совместных научно-исследовательских и инновационных проектов - 90 (у других лучших кластеров - 7, 8)4. Примером успешной работы участников кластера Smart Technology Tomsk на международном рынке, может быть работа с 1995 г. компании «Элекард», занимающейся разработкой программного обеспечения для кодирования, декодирования, обработки, передачи и приема видео и аудио в различных форматах. Технологии и продукты компании используют более 9000 предприятий по всему миру. Среди них Samsung, Intel, Huawei, The Walt Disney Company. Совокупная экспортная выручка участников кластера Smart Technology Tomsk от экспортных продаж несырьевой продукции в 2017 г. составила 9,65 млн. долларов США5.
В 2016 г. утверждена Стратегия развития инновационного кластера «Smart Technologies Tomsk» на перспективу до 2020 г. и на последующие 5 лет. Кластер сформирован на базе пилотного инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области», но включает в себя целый ряд дополнительных участников, прежде всего, действующих в сферах химических технологий и робототехники, которые связаны с ключевыми отраслями специализации кластера (фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии) общими цепочками созданий добавленной стоимости, инфраструктурой, кооперационными проектами. По состоянию на 2016 г. в инновационный территориальный кластер «Smart Technologies Tomsk» входят 170 организаций (объем выручки - 27,7 млрд. руб., работников - 6,9 тыс. чел.), из них 7 якорных предприятий, 122 малых предприятия, 7 вузов (более 140 образовательных программ по направлениям специализации кластера, 5 НИИ (537 публикаций, индексируемых в системе Web of Science, 99 изобретений, 21 ноу-хау), 4 сервисные компании, 5 маркетинговых и сбытовых компаний. К якорным предприятиям кластера относятся предприятия, действующие в области ИКТ, фармацевтики, косметологии и пищевой промышленности: ОАО «Фармстандарт-Томскхим-фарм», АО «ЭлеСи», ЗАО «Микран», ОАО «Научно-производственный центр «Полюс», ООО «Артлайф» и ГК «Эле-кард».
В кластере имеется 3 проектных альянса.
1 Куценко Е.С., Исланкина Е. А. Обновление региональных инновационных стратегий на принципах умной специализации: уроки для России // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред. Е. Г. Ясин; Кн. 3. Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.
2 Регионы нуждаются в «умной специализации». - https://iq.hse.ru/news/177668721.html
3
Земцов С., Баринова В., Панкратов А., Куценко Е. Потенциальные высокотехнологичные кластеры в российских регионах: от текущей политики к новым точкам роста // Форсайт. - М., 2016. - Т. 10, № 3.
4 Бортник И.М., Земцов С.П., Иванова О.В., Куценко Е.С., Павлов П.Н., Сорокина А.В. Становление инновационных кластеров в России: итоги первых лет поддержки // Инновации. - СПб., 2015. - № 7.
5 Как захватить мир: опыт Томских компаний, которые вышли на экспорт. -http://inotomsk.ru/materials/interview/kak-zakhvatit-mir-opyt-tomskikh-kompaniy-kotorye-uzhe-vyshli-na-eksport/
Проектный альянс 1. Линейка активных фармацевтических ингредиентов и биофармацевтических субстанций. Цель проектного альянса: создание линейки новых продуктов (полипренолы, биологические субстанции и лекарственные средства на их основе, фармацевтические ингредиенты, штаммы микроорганизмов, твердые и мягкие желатиновые капсулы) в высокорентабельных нишах мирового рынка. Количество стран-импортеров продукции проектного альянса № 1 - 20 (в том числе, Китай, Индия, Австралия, Бразилия, ЮАР, Малайзия, Гана, Иран, Германия, Болгария, Сербия и т.д.).
Проектный альянс 2. Техническое зрение: линейка кроссрыночных продуктов для воздушных, наземных и морских беспилотных аппаратов, промышленной и образовательной робототехники. Цель проектного альянса: Разработка библиотеки технического зрения (для рынков Национальной технологической инициативы) на базе имеющегося опыта в области обработки видео при создании высокопроизводительных эффективных алгоритмов сжатия видеопотока. Позиционирование кластерного проекта на российском и международном уровне: выходным продуктом альянса № 2 станет технологическая платформа встраиваемого машинного зрения с различными сферами применения: для управления беспилотным транспортом (наземным, водным и воздушным, учитывая специфику каждой из сред); для роботизации промышленных станков и автоматизации производств (дифектоскопия и так далее); для образования с целью развития навыков программирования роботов с техническим зрением.
Проектный альянс 3. Многофункциональные информационно-коммуникационные системы для регионов с экстремальными природно-климатическими условиями. Цель проектного альянса: Разработка, производство и эксплуатация перспективных информационно-коммуникационных системы различного состава и функционального назначения, созданных для работы в сложных и экстремальных природно-климатических условиях арктической и тропической зон мира, а также разработка и внедрение телемедицинских решений в области удаленного мониторинга здоровья.
Проектный альянс 4. Робототехнические системы и образовательная робототехника, включая системы локальной навигации, распределенные системы управления приводными устройствами, системы обмена данными, интеллектуальные сервоприводы и сенсорное окружение. Цель проектного альянса: Развитие важнейших технологий мирового уровня в предметных областях, устранение отставания России и выход на лидирующие позиции в области базовых технологий в создании робототехнических систем и комплексов, создание и развитие отечественной производственно-технологической базы мирового уровня, постановка на серийное производство инновационной продукции, заявленной в проектном альянсе, создание Центров научно-производственных компетенций (превосходства) в соответствующих областях.
В 2014 г. в 42 субъектах РФ осуществлялось стратегическое планирование инновационной деятельности, 35 из них располагали долгосрочными социально-экономическими стратегиями, в которых значительное внимание уделялось инновационному развитию. В семи субъектах были приняты отдельные инновационные стратегии. Авторами (Куценко Е.С., Исланкина Е.Ф., Киндрась А.)1 проводилась оценка семи стратегий инновационного развития российских регионов на соответствие критериям умной специализации. Стратегии социально-экономического развития, содержащие лишь отдельные блоки по инновациям, а также концепции инновационного развития не анализировались, поскольку лишь частично подпадают под определение стратегии умной специализации.
Исследование показало, что с позиций умной специализации региональные инновационные стратегии выглядят скорее декларативными, чем и инструментальными. Во всех стратегиях отсутствуют дорожные карты, в большинстве из них не предусмотрены механизмы актуализации приоритетов и мер поддержки. Показатели эффективности в основном ориентированы на мониторинг состояния сектора исследования и разработки (ИиР). Инновационные приоритеты сформулированы без учета принципов умной специализации, т. е. не предполагают совмещения традиционной экономической специализации и новых областей науки и технологий, а также ориентации на структурные изменения в экономике и рынки будущего. Даже регионы с высоким инновационным потенциалом, стратегии которых формально соответствуют большинству требований Руководства, не могут обеспечить концептуальное воплощение идей умной специализации.
Подтвердилась гипотеза о том, что для обеспечения обоснованной сопоставимости, решения проблем дублирования региональных приоритетов и фрагментации мер поддержки требуются организационные решения на более высоком (национальном либо наднациональном) уровне управления. Подобные решения могут включать: базу данных приоритетов, проектов; интерактивные инструменты для сравнения регионов по широкому спектру параметров; единые правила выбора приоритетов по унифицированной системе классификаторов (при этом полномочия по разработке стратегий логично делегировать в регионы); методическую и экспертную поддержку региональных команд (методические рекомендации, сборники лучших практик, обучение и стажировки); механизмы взаимного рецензирования и обсуждения научно-технологических и отраслевых приоритетов регионами с последующим централизованным согласованием стратегий посредством открытых экспертиз и защит2. Для развития инновационных кластеров в рамках умной специализации необходимо:
• стратегическое видение места кластера в будущих глобальных рынках, долгосрочное видение мировых технологических трендов;
• вовлечение инновационных кластеров в формирование и реализацию региональных стратегий;
• углубление специализации кластера на базе инноваций, появление прорывных проектов от его участников;
• инициировать кластерные проекты, которые позволят региону найти и реализовать свою умную специализацию;
1 Куценко Е.С., Исланкина Е.Ф., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт. - М., 2018. - Т. 12, № 1.
2 Там же.
• укреплять межрегиональные и межкластерные связи, способствующие встраиванию кластера в глобальные стоимостные цепочки и созданию транснационального кластера;
• осуществлять координацию деятельности различных ведомств, прежде всего Минэкономразвития России, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, по поддержке инновационных кластеров, по реализации различных стратегий, госпрограмм;
• предприятиям кластеров использовать высокий кооперационный потенциал проектов в рамках НТИ и активизировать внутрикластерное и межкластерное взаимодействие;
• создавать корпоративные венчурные фонды и фонды прямых инвестиций с участием крупных предприятий как важных инструментов поддержки проектов;
• создавать кластерные венчурные фонды для поддержки проектов внутри кластеров;
• распространять информацию о возможностях получения внешнего финансирования среди участников кластера, что стимулирует их совместные научно-исследовательские проекты;
• создавать корпоративные акселераторы под направления НТИ;
• развивать взаимодействие управляющих компаний кластеров и участников кластера с акселераторами, посевными фондами, венчурными фондами и фондами прямых инвестиций.