Е. А. Корчагин, Р. С. Сафин ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И РАБОТАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА
Ключевые слова: выставка, тренинг, мастер-класс, семинар, конференция, организационная форма, опережающее обучение.
В предлагаемой статье определены инновационные формы организации дополнительного опережающего обучения студентов и работающего персонала. С дидактико-методических позиций раскрываются сущность и особенности тренинга, мастер-класса, выставки и конференции. Представлена педагогическая модель выставки в виде системы блоков: целевого, методологического, содержательного, деятельностного и результативного.
Keywords: exhibition, training, work-shop, seminar, conference, organisation form, proactive education.
Innovative organisation forms offurther proactive education of students and employees are defined. The subject-matter and features of the training, work-shop, exhibition and conference are disclosed from didactic-methodological point of view. Pedagogical exhibition model is introduced in the form of a module system including target, methodological, substantive, activity and effective modules.
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики технологии в наукоемких отраслях промышленного производства устаревают за 2-3 года. Это означает, что будущий специалист, осваивая в процессе обучения в вузе существующие на предприятиях технику и технологии, в момент начала профессиональной деятельности не будет знаком с произошедшими изменениями в отрасли. Возникает проблема профессиональной адаптации и доучивания выпускников в условиях производства. Для решения данной проблемы необходимо дополнительное опережающее обучение. В процессе опережающего обучения студенты должны приобретать знания, умения, способности для успешной работы в инновационной экономике. Для этого необходимо изменять не только содержание, но и формы организации и способы передачи знаний и информации, т.е. проектировать и применять технологии инновационного обучения.
Кроме того, сегодня возрастают роль и значение дополнительного обучения работающего персонала. Жесткие условия конкуренции заставляют фирмы и предприятия регулярно обновлять номенклатуру производимой продукции, совершенствовать технику, технологию и организацию производства, а значит- обучать персонал, повышать его квалификационные характеристики. Не случайно современную экономику называют экономикой знаний. Человеческий капитал сегодня - это одна из основных составляющих любого производства. Анализ различных видов дополнительного обучения работающих специалистов - повышения квалификации, переподготовки, внутрифирменного, корпоративного обучения показывает их слабую теоретическую разработанность, особенно в дидактическом аспекте и несоответствие требованиям современной экономики знаний. Среди методов обучения работающих преобладают экспресс-методы интенсивного обучения, семинары и тренинги, направленные на решение текущих задач производства.
Обучение работающего персонала обычно проходит следующие этапы:
• обучение перед началом работы - работник обеспечивается соответствующей информацией перед прибытием к месту работы;
• обучающую подготовку - в ее процессе работник изучает особенности работы в компании;
• адаптацию - работник адаптируется к условиям труда;
• повышения уровня профессиональных компетенций (непрерывное обучение).
Рассматривая вышеперечисленные этапы можно сказать, что для каждого этапа необходима своя форма обучения. Например, обучение перед началом работы представляет собой первоначальный инструктаж непосредственного руководителя, а для повышения уровня профессиональных компетенций необходима более серьезная подготовка, поэтому работника в этом случае отправляют на различные лекции, семинары, тренинги, круглые столы, мастер-классы, курсы и другие краткосрочные формы обучения, которые занимают от нескольких часов до нескольких месяцев.
Так, семинар - это форма обучения, при которой: дается значительный объем теоретической информации в сочетании с некоторым количеством практических упражнений; происходит обмен практическим опытом и технологиями между участниками. Семинар, в отличие от лекции, предполагает активность участников, поэтому практическая эффективность этой формы обучения достаточно высока. Обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы.
Преимущества семинарской формы обучения следующие [1]:
• на семинаре подаётся узкоспециализированный материал, подробно разбираются неясные моменты;
• повышение профессионального уровня слушателей происходит путем обновления и систематизации знаний, навыков и подходов к решению поставленных задач;
• возможно обучение небольшой группы сотрудников;
• происходит обмен знаниями и опытом с коллегами из других организаций;
• при планировании обучения учитывается представленный компанией-заказчиком временной график проведения семинаров;
• возможно проведение нескольких семинаров (модулей), связанных структурно и тематически.
Задача тренинга - анализ имеющихся моделей поведения его участников и формирование навыков, соответствующих поставленным целям обучения. Целевые навыки, в т.ч. личностные навыки, отрабатываются с помощью различных упражнений, игр, заданий. Объем и диапазон преподаваемого на тренингах теоретического материала сравнительно невелик, но в ходе занятия полученные навыки должны быть полностью освоены слушателями. Именно поэтому тренинг предполагает активное участие в процессе обучения всех слушателей. Уделить внимание каждому участнику, его проблемам и задачам возможно только при сравнительно небольшой численности группы: как правило, количество участников тренинга не превышает 10-15 человек.
Основные принципы тренинга [1]:
1. Принцип активности
Активность участников тренинга носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.
2. Принцип исследования
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, как уже известные, так и, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.
Исходя из этого принципа, тренер придумывает, конструирует и организовывает такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безопасность.
3. Принцип обратной связи
Универсальным средством объективации
поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением.
4. Принцип партнерского общения.
Партнерским общением является такое, при
котором учитываются интересы других участников
взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
В формате «круглого стола» или групповой дискуссии проходит совместное обсуждение всеми участниками актуальной для них проблемы. Все участники занятия обладают примерно равными знаниями и опытом работы по данной области, а в ходе занятия обладают равными статусом и правами. Выделяется только руководитель занятия - модератор, который контролирует и направляет ход обсуждения. Каждый участник высказывает свою точку зрения по теме «круглого стола», затем происходит обсуждение мнений участников, неясных или спорных моментов.
Отнести «круглые столы» к формам обучения можно лишь условно, т.к. в процессе дискуссии ее участники не столько обучаются, сколько совместно вырабатывают новые решения. Групповое обсуждение может являться заключительным этапом обучения, проведенного в форме лекции или тренинга, что будет способствовать закреплению пройденного материала и поможет оценить эффективность проведенного обучения. Численность участников круглого стола, как правило, не превышает 10 человек.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области + class - занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Тематика мастер-классов включает в себя:
• обзор актуальных проблем и промышленных технологий,
• различные аспекты и приемы использования промышленных технологий,
• авторские методы применения промышленных технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса:
• передача Мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм профессиональной деятельности;
• совместная отработка методических подходов Мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и форми-
ровании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
• изучают разработки по теме мастер-
класса;
• участвуют в обсуждении полученных результатов;
• задают вопросы, получают консультации;
• предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
• высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Алгоритм технологии мастер-класса [2]:
1. Презентация профессионального опыта Мастером:
о кратко характеризуются основные идеи технологии;
о описываются достижения в работе; о доказывается результативность деятельности работников, свидетельствующая об эффективности технологии;
о определяются проблемы и перспективы в работе Мастера.
2. Представление системы учебных занятий: о описывается система учебных занятий в
режиме презентуемой технологии;
о определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
3. Проведение имитационной игры:
о Мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы;
о слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
о слушатели выполняют самостоятельную работу в режиме технологии Мастера;
о Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
о Мастер совместно со слушателями проводит обсуждение результатов самостоятельной работы слушателей.
5. Рефлексия:
о проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Возможная модель проведения мастер-
класса:
Этапы работы мастер-класса:
1. Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач.
2. Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
3. Афиширование - представление выполненных работ.
Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям:
• овладение общими способами деятельности;
• развитие способности к рефлексии;
• развитие коммуникативной культуры.
Мастер-класс - одна из форм эффективного
профессионального, активного обучения.
Условия результативной работы «учеников» мастер-класса [2]:
• мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
• повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
• готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
• рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания трех типов условий [2]:
1) обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
2) стимулируется познавательный интерес и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю деятельности;
3) осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебнопознавательной деятельности каждого участника.
При соблюдении перечисленных условий и их динамическом взаимодействии достигается активизация познавательной деятельности.
При обучении на занятиях мастер-класса реализуется исследовательский подход, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания, использование методов соответствующей науки.
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности Мастера и учеников.
Особое значение в работе мастер-класса приобретает наблюдение как наиболее информативный метод исследования.
Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:
• наблюдение проводится по заранее продуманному плану с четко поставленной целью;
• в плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы в процессе анализа результатов наблюдения;
• количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены в плане;
• наблюдатель обязан тщательно предусмотреть возможности появления ошибок наблюдений и по возможности предупредить их.
Процесс педагогического наблюдения осуществляются поэтапно.
Этапы: 1) выбор объекта и определение цели;
2) составление плана;
3) подготовка документов (бланков протоколов, инструкций и т. д.);
4) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы);
5) обработка и оформление результатов наблюдения;
6) анализ результатов;
7) выводы наблюдения.
Вышеназванные формы организации обучения способствуют решению перспективных задач, связанных с развитием фирм и предприятий. Для обучения персонала решению перспективных задач развития предприятия необходимо знать основные тенденции и направления развития производства, иметь представление о существующих новейших разработках в области техники и производственных технологий, уметь проектировать прогностическое содержание обучения, иметь соответствующее оборудование и технологии обучения. Образцы новейших техники и технологий экспонируются на выставках, о перспективах развития производств докладывается на конгрессах, конференциях и семинарах и коль скоро фирма заботится о своем развитии, ее сотрудники участвуют в таких мероприятиях. Это участие может быть педагогически эффективным, если такие мероприятия рассматривать как инновационные формы организации обучения студентов вузов и работающих специалистов. Сущность инновационных форм заключается в дополнительном опережающем профессиональном обучении студентов и работающего персонала.
В педагогической литературе содержание понятия "опережение" достаточно многозначно [3, 4 и др.]. Мы выделяем его значения, связанные, в основном, с опережающим формированием компетенций студентов и работающих специалистов. Так, в профессиональном отношении современные специалисты должны быть подготовлены не только к работе в условиях существующего производства, но у них также должна быть сформирована готовность к преобразованию этого производства, к осуществлению более совершенных форм профессиональной деятельности с точки зрения ее методов, средств, структуры, интенсивности и т.д.
Реализация идеи опережающего формирования компетенций обучающихся осуществляется в трех аспектах [5, 6]:
- опережающий уровень переподготовки, повышения квалификации специалистов по отношению к текущим проблемам производства;
- опережающая подготовка кадров по новым перспективным разнообразным профессиям;
- саморазвитие личности, т.е. у обучающихся не только формируются профессиональные компетенции, знания и навыки, но и упреждающе раз-виваваются определенные профессионально значимые качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей работы достаточно быстро осваивать новые технику и технологии, вести деловые переговоры.
Однако есть несколько причин, препятствующих применению опережающего инновационного обучения студентов в вузах в настоящее время.
Во-первых, чтобы новые научные знания по современным промышленным технологиям вошли в вузовские учебники необходимо определенное время (иногда достаточно продолжительное) для их отбора, анализа, структурирования, включения в учебники и их издания.
Во-вторых, большинство вузовских преподавателей не имеют опыта работы на производстве, проектных и других организациях. соответственно они не достаточно владеют современными промышленными технологиями на необходимом уровне компетенций, не могут квалифицированно преподавать эти технологии студентам и не включают их в содержание обучения.
В-третьих, научно-технические журналы, содержащие описание и анализ новых промышленных технологий, не всегда имеются в библиотеках из-за ограниченных финансовых возможностей вузов для их приобретения.
В-четвертых, на наш взгляд, нельзя ориентироваться и на открытую информацию из интернет-ресурсов, т. к. новейшие технико-
технологические разработки там не публикуются из-за конкурентной борьбы фирм и ноу-хау отрасли. Лицензионное же приобретение таких разработок также не доступно вузам из-за ограниченных финансовых ресурсов.
Известно, что средством повышения эффективности обучения могут выступать инновации в промышленных материалах, технике и технологиях, представленные на тематических выставках, конгрессах, конференциях и форумах. Тогда мы можем говорить об инновационных технологиях обучения.
К инновационным формам организации дополнительного опережающего обучения студентов вузов и работающего персонала мы относим выставку, на которой публично демонстритуются новейшие достижения в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и других областях общественной жизни.
В ходе подготовки и проведения выставок используются все формы маркетинговых и рекламных коммуникационных средств и способов, позволяющие максимально полно продемонстрировать все свойства представленной продукции.
В организационном отношении выставка является конкретным плановым мероприятием, проводимым в заранее объявленном и подготовленном месте, в ограниченные известные сроки времени, с определенной периодичностью (в зависимости от вида представляемого продукта).
В выставке участвуют несколько заинтересованных сторон:
- экспоненты - производители, представляющие свой продукт на различных видах стендов;
- посетители - потенциальные потребители представляемого вида продукта;
- организаторы выставки (юридическое лицо, орган власти или общественная организация, как
правило, курирующая данный вид отраслевой деятельности);
- выставочный оператор (устроитель - юридическое лицо, оказывающее услуги по подготовке и проведению данной выставки, для которого данный вид деятельности является коммерческой деятельностью).
Выставки классифицируют по следующим основаниям: 1) по охвату участников: местные, национальные, международные, всемирные (всеобщие, охватывающие все отрасли человеческой деятельности, и специализированные, посвящённые только одной области деятельности); 2) по охвату областей деятельности: всеобщие, отраслевые; 3) по отраслевой принадлежности: художественные, общественно-просветительские, промышленные, сельскохозяйственные; 4) по продолжительности проведения: периодические (временные), постоянные, одноразовые (связанные с конкретным событием) [7].
Многие фирмы и предприятия командируют своих сотрудников, а учебные заведения организуют экскурсии на выставки с целью изучения новинок производства, ознакомления с той или иной продукцией. Выставку можно рассматривать как сложную инновационную форму организации дополнительного опережающего обучения студентов и работающих специалистов, которая может включать в себя ряд простых форм. Так, во время выставки представители предприятий и фирм могут читать лекции, проводить семинары, круглые столы, мастер-классы и другие мероприятия для посетителей.
Выставка отличается наглядностью, оригинальностью и непохожестью на другие формы обучения. Ни лекции о производстве, сопровождаемые демонстрационными опытами, ни показ таблиц и презентаций не могут дать таких ярких и живых представлений и впечатлений, как выставка.
С дидактической точки зрения представляют интерес методика посещения выставки, определение этапов подготовки к ней и посещения, выявление основных компонентов деятельности посетителя при посещении выставки, эффективные методические приемы организации учебно-
профессиональной деятельности во время посещения выставки и подведения его итогов. Например, конкретный план посещения промышленной выставки может включать:
а) ознакомление с видом производства, представленного на выставке, в целом (история создания производства и перспективы его дальнейшего развития, основные фирмы-производители);
б) ознакомление с продукцией фирм и предприятий, с ее рабочими и потребительскими характеристиками;
в) знакомство с технологическим процессом изготовления продукции, его основными характеристиками (сырье и материалы, оборудование, качество продукции и т.д.);
г) научно-технический прогресс в данном производстве и в целом в отрасли;
д) анализ возможности применения информации, полученной на выставке, в своем производ-
стве, в своей области профессиональной деятельности;
е) деловые переговоры с производителями с целью установления сотрудничества в плане осуществления совместных проектов.
Деятельность посетителя выставки на подготовительном этапе и этапе посещения заключается в активном потреблении учебнопрофессиональной информации и ее анализе. На этапе подведения итогов, как правило, деятельность посетителя носит продуктивный характер.
На первом этапе подготовки к посещению выставки деятельность посетителя распадается на два направления: выбор объектов выставки и непосредственно подготовка к ее посещению. На этом этапе проводится анализ объектов выставки, разрабатывается маршрут ее посещения, предварительно планируется посещение мероприятий на выставке и определяются цели посещения. На этом этапе по-сктитель готовится воспринять информацию выставки. Поэтому здесь важно подготовиться к наиболее успешному и плодотворному ее восприятию. Основная инициатива подготовки исходит от самого посетителя, и цель, сформулированная им для себя в непривычной или нестандартной форме, использование сообщений СМИ о выставке и их анализ с точки зрения научной достоверности, плодотворная работа с рекламными проспектами и другими источниками информации — все это способствует не только формированию новых знаний, но и совершенствованию умений и навыков поиска информации, извлечения смыслов, интерпретации и критического анализа, т.е формированию профессиональных компетенций.
На втором этапе, непосредственно при посещении выставки, посетитель слушает и наблюдает, т. е. является активным потребителем информации. В соответствии с заранее поставленной целью, он анализирует сообщения представителей фирм и предприятий, выделяют в них главное, сравнивает с тем, что есть у него на производстве. В результате интегрируются уже имеющиеся знания с новой профессиональной информацией и происходит рождение новых смыслов и инициатив.
На завершающем этапе деятельность посетителя носит аналитический характер. При подведении итогов посещения выставки посетитель готовит полный отчет, отчетные мероприятия, например, предложения в адрес администрации своего предприятия по совершенствованию тех или иных производственных участков, а также выступление на внутрифирменном семинаре или конференции. В выступлении на семинаре или конференции через призму проблем и задач, стоящих перед предприятием, раскрываются возможности их решения с использованием информационных материалов, полученных при посещении выставки.
Профессиональную значимость на этом этапе имеет умение посетителя работать с полученной информацией — вычленять главное в информационных потоках, находить дополнительную информацию в различных источниках, систематизировать подобранную информацию по заданным при-
знакам, трансформировать информацию, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.
Учтем, что многими информационными умениями посетитель выставки уже обладает вследствие имеющегося у него образования. В частности, он должен уметь:
1) искать с помощью средств новых информационных технологий информацию, зафиксированную на традиционных носителях (оглавления и указатели в книгах, библиотечные каталоги, средства поиска информации в компьютерных сетях и т.д.);
2) извлекать смыслы из полученной информации, интерпретировать их и критически анализировать;
3) создавать новые смыслы и представлять их в форме информационных сообщений, адекватных задачам и условиям коммуникации.
Основная дидактическая функция посещения выставки это прогностическая функция, которая заключается в формировании прогностических знаний и компетенций для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности. Например, на выставках строительной отрасли представлены результаты изыскательской, проектно-
конструкторской, научно-исследовательской, производственно-организаторской, сервисно-
эксплуатационной деятельности строительных фирм, научных и проектных организаций. Это образцы новых строительных материалов, техники, технологий и т.д.
Следующая функция посещения выставки -обучающая. На выставке посетитель видит как можно усовершенствовать то, о чем он уже имеют представление из опыта своей работы, с чем имеет дело на своем предприятии: техническое оборудование, дизайн, технологические методы и операции, организация производства и т. д.
Исследовательская функция посещения выставки выражается в тщательном обдумывании, мысленном эксперементировании и предварительном анализе с точки зрения общего плана, последовательности посещения и доступности тех или иных объектов выставки самостоятельному изучению. Эти усилия с лихвой искупаются тем, что время расходуется производительно, как производительна с педагогической точки зрения всякая попытка самостоятельно выработать знания, а не получить их в готовом виде.
Концептуальной основой выставки как инновационных формы организации обучения студентов вузов и работающих специалистов выступает совокупность проблемного, контекстного, личнодеятельностного, компетентностного подходов.
Сущность проблемного подхода в том, что знания, компетенции не преподносятся посетителю выставки в готовом виде, а формируются в результате поиска необходимой информации. Смысл подхода заключается в стимулировании поисковой деятельности посетителя выставки.
Личностно-деятельностный подход позволяет учесть особенности личности посетителя вы-
ставки и специфику его профессиональной деятельности. Приобретаемые посетителем знания и компетенции имеют личностную значимость.
Контекстный подход обеспечивает практи-ко-ориентированную направленность посещения выставки, соединяет формируемые знания и компетенции с профессиональной деятельностью посетителя.
Компетентностный подход направлен на формирование профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств посетителя выставки.
Педагогическая модель выставки как инновационной формы организации дополнительного опережающего обучения посетителей может быть представлена в виде взаимосвязи следующих блоков: целевого, методологического, содержательного, деятельностного и результативного.
Целевой блок определяет педагогическую цель и назначение выставки -формирование профессиональной прогностической компетенции и способностей к использованию знаний и информации в своей деятельности.
Методологический блок содержит совокупность вышеназванных подходов и принципы:
- профессиональной направленности;
- передачи и усвоения социального опыта;
- личностной активности.
Содержательный блок включает предметное и информационное содержание выставки, посредством которого формируются элементы образовательной среды. Сюда входят предметное содержание образцов техники и технологий, материалов и других экспонатов; информационное содержание лекций (контекстно-информационных; контекстнонаучных; контекстно-профессиональных и др.), мастер-классов, семинаров, круглых столов, тематических конференций и других выставочных мероприятий.
Деятельностный блок содержит этапы деятельности посетителя:
1) подготовительный (мотивационный);
2) основной (знакомство с экспонатами);
3) заключительный (аналитический) - использование информации о выставочных мероприятиях на своем предприятии в своей профессиональной деятельности.
Результативный блок позволяет диагностировать сформированность знаний и компетенций и готовность посетителя к инновационной профессиональной деятельности. В качестве критерия здесь выступает умение использовать инновационные решения в рациональной деятельности, а показателями служат новизна проектных решений; рекомендации к внедрению.
Педагогическая модель выставки может применяться не только для опережающего дополнительного обучения работающего персонала промышленных фирм и предприятий, но и для обучения студентов и профессорско-преподавательского персонала вузов. Так, в календаре выставок Казанской ярмарки ежегодно предусмотрено более 40 мероприятий. В 21 из них демонстрируются достижения
в разработке современной строительной техники, средств малой механизации строительных работ, оборудования, материалы и технологии. На наш взгляд, педагогически целенаправленное посещение студентами, преподавателями и специалистами этих мероприятий может стать реальным источником современных знаний об отрасли.
Такое участие мы рассматриваем как дополнительное образование, повышение квалификации для специалистов всех уровней отрасли, профессорского- преподавательского состава учреждений НПО, СПО и ВПО. Студенты разных специальностей знакомятся здесь с тенденциями развития отрасли. Посещение выставок включает в себя активное участие студентов, преподавателей во взаимосвязанных в единую программу научнопрактических конференциях, семинарах, круглых столах, мастер-классах, проводимых на выставках. После каждого мероприятия студенты проводят анализ новинок в форме докладов, эссе, определяют тенденции развития отрасли. Новые знания, строительной техники, оборудования и технологий вкладываются в содержание курсового и дипломного проектов.
Внедрение выставки как инновационной формы организации опережающего дополнительного обучения в учебный процесс состоит из следующих этапов: 1) изучение планов выставок в регионе;
2) выбор вида мероприятий для участия; 3) посещение мероприятий, участие в дискуссиях, семинарах, круглых столах и друхих выставочных мероприятиях; 4) сбор информационных материалов в ходе посещения мероприятий; 5) анализ информационных материалов, образцов техники, технологий и подведение итогов мероприятия; 6) отбор разработок и использование их в составе реальных курсовых и дипломных проектов (работ).
Студенты принимают активное участие в дискуссиях, встречах с представителями науки, производства и бизнес-сообщества. Они получают опыт ведения переговоров, деловой коммуникации. Наиболее активные интересуются возможностями трудоустройства в организациях, участвующих в выставках.
Заметно повышается мотивация студентов-дипломников к участию в разработке инновационных технологий, использованию новых идей, которые находят отражение в дипломных и курсовых проектах.
Кроме того. выставочная деятельность способствует освоению студентами новых знаний, полученных наукой и востребованных производством, развитию навыков самостоятельной аналитической работы с научной информацией. Преподаватели получают возможность включения в структуру содержания преподаваемой им дисциплины инновационную составляющую как фундаментального, так и прикладного характера.
Таким образом, выставка как инновационная форма организации опережающего дополнительного обучения студентов вузов и работающих специалистов позволяет:
- поддерживать и развивать устойчивый интерес к своей профессии;
- приобрести знания новых техники, технологий и организации работ в отрасли;
- совершенствовать умение ведения деловых переговоров;
- развивать профессиональные, коммуникативные способности;
- сформировать прогностическую профессиональную компетенцию.
Наряду с выставками, сегодня в российских регионах проходит большое количество конференций, посвященных различным аспектам общественной жизни. Данный формат (конференция) прочно занял свою нишу, и на сегодняшний день посещение конференций является одним из «маркеров» успешности и современности для одних специалистов и рабочей необходимостью для других.
Конференция (от лат. сопГего - собираю), съезд, совещание, собрание членов каких-либо организаций, представителей организаций или государств, учёных. Конференции часто - масштабные мероприятия, где могут принимать участие 500 и более человек.
Конференция предоставляет возможность познакомиться с суждениями различных компетентных людей (докладчиков, зрителей) и поделиться с участниками своими мыслями. Цель любой интересной конференции - не просто слушание докладов и принятие за аксиому их тезисов, а обсуждение, высказывание своей собственной позиции. В результате можно значительно глубже понять рассматриваемую проблему. Особую ценность представляет непосредственно выступление с докладом на публике, приобретаются навыки ораторского мастерства, опыт работы с текстом, умение отстаивать выбранную позицию и отвечать на вопросы.
Особенность конференции в том, что она способствует сближению передового края науки с высшим образованием. Конференции дают студентам представление о тех проблемах, которые стоят перед современной наукой и о подходах в их решении. Тем самым наука становится частью системы образования. Конечно, студенты запоминают и понимают не все из того, что говорится на конференции. Но они видят процесс развития науки, процесс решения проблем и это они запомнят надолго.
Чтобы конференция была эффективной, необходимо выполнение ряда условий [8]:
^ простота и некоторая систематичность изложения материала;
использование методик, направленных на поиск нового знания;
не очень большое количество участников и докладов;
постановка достаточно общих проблем в каждом докладе;
связь каждого из докладов с темой конференции;
^ наличие вводной и заключительной частей, дающих первоначальное представление о конференции и подводящих итоги обсуждения проблем;
^ участие ученых активно занимающихся решением проблемы и имеющих оригинальные идеи;
наличие дискуссий и конкретное обсуждение различных взглядов;
^ акцентирование внимание на самых общих, принципиальных вопросах;
нужно добиваться таких формулировок проблем и подходов к их решению, чтобы они были понятны любому умному человеку, не имеющему специальных знаний в этой области;
^ ориентация на создание целостной теории, освещающей данную проблему;
нужно чтобы была представлена научная
молодежь;
^ конференция окажет должное влияние на студентов, и будет иметь значение для решения научных проблем, лишь в том случае если будет проводиться систематически. Как минимум, два - три раза, например, для студентов на третьем, четвертом и пятом курсах. Конференции должны быть посвящены различным проблемам. Очень важно чтобы эти проблемы поднимались систематически. Студенты должны видеть движение научной мысли в решении определенной проблемы и должны быть в курсе нескольких проблем, решаемых учеными на современном этапе развития нашей науки.
Конференции имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными семинарами и тренингами. Во-первых, выступление участников на похожие темы позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон, исчезает однобокость, присущая при обучении одним преподавателем.
Во-вторых, формат мероприятия позволяет услышать о различных подходах к решению одной задачи, услышать различные точки зрения коллег по работе.
Такая особенность конференций как 3 и более выступающих является уникальной, так как в подавляющем большинстве тренингов и семинаров выступающий один, в редких случаях двое.
Обычно конференции проводятся по следующим правилам:
• ориентация самого формата конференции на интерактивность (количество участников, обратная связь и др.),
• ориентация докладчиков на аудиторию (форма доклада и самого выступления),
• организация пространства для неформального общения.
Конференция объединяет, как правило, выступления нескольких докладчиков перед многочисленной аудиторией, имеющей примерно равные с докладчиком опыт и знания. Задача конференции -ознакомление (не обучение) слушателей с новыми идеями, мнениями, разработками. В ходе конференции возможно обсуждение представленных аудитории сведений, активное участие в ходе занятия нескольких слушателей.
Корпоративная конференция - сравнительно новый формат обучения, где докладчиками и слушателями являются сотрудники одной компании. Выступающие делятся со своими коллегами поло-
жительным опытом решения задач, достижения целей, на конференции обсуждаются перспективные модели бизнес-процессов.
В тех случаях, когда предметом учебного занятия является знакомство аудитории с прикладными навыками, обучение может происходить в форме мастер-класса или демонстрационного занятия. Ведущим мастер-класса выступает, как правило, признанный специалист-практик, способный в ходе занятия продемонстрировать преподаваемые методики, познакомить аудиторию с процессом выполнения каких-либо работ. Обучение в формате мастер-классов, что следует из его сути, подходит далеко не всем направлениям обучения.
Зачастую учебное занятие или его часть проходят в формате экскурсии - выездного посещения предприятий и объектов, представляющих интерес с точки зрения тематики занятия. В процессе обучения происходит практическое знакомство слушателей с бизнес-процессами компаний-
обладателей эксклюзивных знаний или успешным опытом работы в данной области, их новейшими технологиями производства, оборудованием, техникой безопасности, культурой труда. Как правило, в процессе посещения работающего объекта нет возможности представить слушателям подробную теоретическую информацию и обсудить увиденное. Поэтому ознакомление участников со значительным по объему и насыщенности материалом о работе посещаемого объекта и разъяснение значимых нюансов уместно провести заранее - на лекции или семинаре.
Курс - систематическое изложение знаний в определенной области, основ какой-либо науки. Занятия на курсах могут проходить в различных формах - лекций, семнаров, тренингов и т.п.
Иногда процесс обучения на курсах или на отдельном занятии совмещает признаки мероприятий нескольких форматов: например, вступительная часть занятия проходит в виде мини-лекции, затем участники выполняют упражнения тренинга, результаты обучения и выявленные в его ходе проблемы и перспективы обсуждаются в ходе открытой дискуссии.
Общим для всех инновационных форм опережающего дополнительного обучения студентов вузов и работающих специалистов являются высокие требования к мастерству ведущего - как к уровню его подготовки по теме занятия, так и к его преподавательскому опыту. Докладчик должен не только преподносить актуальную информацию в структурированном виде, доступном для данной группы участников. В зависимости от формы обучения ведущий должен также уметь оперативно откликаться на реакцию аудитории, меняя ход занятия, управлять вниманием и активностью слушателей.
Литература
1. Яковченко Н. Виды и способы познания, или учиться никогда не поздно. - Информационный сайт:
www.classs.ru/library1/articles/poznanie/
2. Соцобраз: мастер классы. - Информационный сайт: wiki.pskovedu.ru/index.php/Мастер-класс
3. Журавлева М.В. Система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса(на примере Республики Татарстан): Автореф. ... д-ра пед. наук. - Казань: КНИТУ, 2011. - 43 с.
4. Журавлева М.В. Региональная система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса / М.В. Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №1. -С.318-323.
5. Журавлева М.В. Организационная структура системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева // Вест-
ник Казанского технологического университета. - 2011.
- №9. - С.337-346.
6. Журавлева М.В. Взаимообусловленность профессионального самоопределения и опережающей профессиональной подготовки / М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №10. -С.285-293.
7. Что такое выставка? -Информационный сайт: nmdo.ru>mdex php/2010-11-27-17-21-42
8. Николаенко Д.В. Спецкурс-конференция как новая форма обучения. - Информационный сайт: www.hiv-aids-epidemic.com.ua
© Е. А. Корчагин - д-р пед. наук, проф. каф. проф. обучения и педагогики Казанского архитектурно-строительного университета, [email protected], Р. С. Сафин - д-р пед. наук, декан, зав. каф. проф. обучения и педагогики Казанского архитектурно-строительного университета, [email protected].