Научная статья на тему 'Инновационные формы обучения в хореографическом искусстве'

Инновационные формы обучения в хореографическом искусстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1475
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ / CHOREOGRAPHY / EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Вадим Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы внедрения в педагогическую практику личностно-ориентированной директории обучения организации обучения в соответствии с личным выбором, способностями и возможностями студента. Понятие «личностно-ориентированная директория обучения» предполагает организацию обучения, то есть менеджмент образования, который связан с выбором и формированием индивидуального графика и содержания программы обучения, которые зависят от уровня творческих способностей, интересов, объективных физических и психологических данных студента. В статье анализируются западноевропейские и американская системы образования с точки зрения принципа «академической свободы» студента. Сделан сравнительный анализ предлагаемых в российской системе высшего образования форм обучения с точки зрения профессионального образования в хореографическом искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF TRAINING IN THE CHOREOGRAPHIC ARTS

The article discusses implementation issues in teaching practice student-centered directory education education in accordance with personal choice, abilities and capabilities of the student. The concept of “student-oriented directory of education” includes the organization of education, i.e. management of education, which is associated with the selection and formation of individual graphics and content of the training program, depending on the level of creative abilities, interests, physical and psychological student data.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы обучения в хореографическом искусстве»

{ инновационные формы обучения

в хореографическом искусстве

УДК 378

В. Ю. Никитин

Московский государственный институт культуры

В статье рассматриваются вопросы внедрения в педагогическую практику личностно-ориенти-рованной директории обучения — организации обучения в соответствии с личным выбором, способностями и возможностями студента. Понятие «личностно-ориентированная директория обучения» предполагает организацию обучения, то есть менеджмент образования, который связан с выбором и формированием индивидуального графика и содержания программы обучения, которые зависят от уровня творческих способностей, интересов, объективных физических и психологических данных студента. В статье анализируются западноевропейские и американская системы образования с точки зрения принципа «академической свободы» студента. Сделан сравнительный анализ предлагаемых в российской системе высшего образования форм обучения с точки зрения профессионального образования в хореографическом искусстве.

Ключевые слова: хореография, обучение, современный танец.

V. Yu. Nikitin

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

innovative forms of training in the choreographic arts

The article discusses implementation issues in teaching practice student-centered directory education — education in accordance with personal choice, abilities and capabilities of the student. The concept of "student-oriented directory of education" includes the organization of education, i.e. management of education, which is associated with the selection and formation of individual graphics and content of the training program, depending on the level of creative abilities, interests, physical and psychological student data. Keyword: choreography, education, training.

Для начала разговора приведу два случая из собственной педагогической практики. Во время моей работы в ГИТИСе возникла проблема: надо было кого-то пригласить в качестве художественного руководителя для одного из курсов. С 2000 по 2005 год кафедрой эстрадного искусства руководила доктор искусствоведения, профессор Л. И. Тихвинская, и она посетовала, что не может найти достаточно известного продюсера или артиста для того, чтобы предложить ему

набрать курс. Когда я перечислил ряд фамилий, кто бы мог это сделать, она привела мне слова М. Фадеева, известного музыкального продюсера и композитора, которого она также приглашала: «А какой мне смысл мучиться с ними четыре года? Я открою очередную "Фабрику звёзд", сделаю программу за месяц, и после этого буду зарабатывать на них деньги».

Пример второй. Осталась неделя до экзамена по предмету «Мастерство хорео-

НИКИТИН ВАДИМ ЮРЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры танцев народов мира и современной хореографии Хореографического факультета 233 Московского государственного института культуры

NIKITIN VADIM YURYEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Ph.D. (History of Arts), Associate Professor, Professor of Department of folk dances and modern choreography, Moscow State Institute of Culture

e-mail: dancer-v@mail.ru © Никитин В. Ю., 2016

графа». Студенты показывают свои работы. Одна из студенток, кстати, достаточно талантливая девушка, не показывает ничего и на вопрос: «А какую оценку ты собираешься получить на экзамене?», отвечает: «Ну что вы от меня хотите? Не прёт меня!» Через неделю после экзамена, на котором она получила «неуд», показала номер, один из лучших на курсе. Затем она закончила ГИТИС, мастерскую М. Лавровского и сейчас является достаточно востребованным хореографом.

Этими примерами я попытался проиллюстрировать проблему определения уровня творческих способностей при подготовке кадров в хореографическом искусстве. К сожалению, усреднённые программы обучения, которые используются в настоящее время, — не «работают», репродуктивный характер обучения не даёт результатов. В современном искусстве ценится прежде всего индивидуальность и талант. Как же решить эту проблему? Рассмотрим один из путей, продуктивный с нашей точки зрения.

«Образование в сфере культуры является важнейшей составляющей образовательного пространства России. На протяжении более чем двухсотлетней истории российского художественного образования была сформирована уникальная система подготовки профессиональных кадров» [1].

Болонский процесс предполагает сближение и объединение систем высшего образования Западной Европы и России, создание единого европейского пространства высшего образования. Он предусматривает повышение мобильности студентов и преподавателей, управленческого персонала, укрепление связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д. Одной из задач Болонского процесса является унификация систем высшего образования (введение однотипных образовательных циклов: бакалавриат — магистратура, введение единой системы оценки — образовательных кредитов (зачёт-

ных единиц), одинаковых форм квалификаций). Переход на подобную форму организации образовательного процесса с большим трудом, но всё-таки внедряется в российскую систему высшего образования. Но эта форма в вузах Западной Европы имеет и ещё одно важное качество, так называемую академическую свободу, то есть самостоятельную организацию студентами своего образовательного процесса. Именно эта сторона Болонского процесса, к сожалению, остаётся «за бортом» организации системы образования в России.

Личностно-ориентированное обучение — это педагогические технологии. Личностно-ориентированная директория обучения — это порядок организации обучения в соответствии с личным выбором, способностями и возможностями обучающегося. Понятие «личностно-ориентированная директория обучения» соединяет два компонента: процессуальную часть, то есть процесс обучения, основанный на личностно-ориентирован-ных педагогических технологиях, и организацию обучения, то есть менеджмент образования, который связан с директорией (от англ. direction — 'направление'), то есть выбором и формированием индивидуального графика и содержания программы обучения, которые зависят от уровня творческих способностей, интересов, объективных физических и психологических данных студента.

По мнению автора статьи, именно организация обучения творческим специальностям, в том числе и в хореографическом искусстве, есть наиважнейшая задача современной модели профессионального образования. Проблема выбора студентом способов и методов профессионального образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов с позиций высокого уровня качества образования становится особо актуальной.

Безусловно, личностно-ориентирован-ные педагогические технологии строятся на базовых принципах обучения, которые по идее должны реализовываться в соответ-

ствующих формах и организации обучения. И многие эти формы, особенно в профессиональном обучении творческим специальностям, уже давно существуют (например, индивидуальные занятия, которые являются основной формой обучения в музыкальном образовании, или мелкогрупповые занятия в форме репетиций при обучении актёров), но, к сожалению, такие формы организации обучения мало используются в хореографическом образовании.

Рассмотрим основные формы образовательных услуг, которые существуют в настоящее время в системе профессионального образования, и определим те из них, которые наиболее оптимальны при обучении в хореографическом искусстве, среди них: очная форма обучения, заочная форма обучения, очно-заочная форма обучения, вечернее обучение, индивидуальный график, ускоренная форма обучения, дистанционное обучение, экстернат.

Наиболее распространённой, безусловно, является очная форма обучения. Она наиболее результативна с точки зрения формирования профессиональных компетенций, поскольку студент получает системное образование. Однако в хореографическом искусстве существует ранняя профессионализация, и, как уже обращал внимание автор статьи в своих публикациях, до настоящего времени не решена проблема переквалификации артистов балета, которые в 38—40 лет вынуждены уходить на пенсию. Таким образом, наиболее оптимальное время для обучения — 18—25 лет — артисты балета используют для работы по специальности, то есть танцуют. А продолжать учиться в высшем учебном заведении на дневной форме обучения и получать профессию педагога или хореографа может себе позволить либо тот, кто по каким-то причинам не стал профессиональным исполнителем, либо тот, кто сознательно выбирает эти профессии. Попытка совместить исполнительскую карьеру с обучением, как правило, заканчивается профанацией образовательного процесса, поскольку

исполнители заняты по основному месту работы.

Заочное обучение достаточно распространено в хореографическом образовании, и такая практика обучения сейчас действует, но бюджетных мест на заочную форму выделяется мало, профессиональные коллективы, в которых работают исполнители, очень неохотно на два месяца в году отпускают исполнителей на сессии, поскольку страдает репертуар. А главное, при такой форме обучения достаточно сложно проконтролировать профессиональную деятельность студента, поэтому вузы зачастую, в погоне за платными студентами, принимают всех подряд. А должны принимать, по нашему мнению, только студентов, имеющих среднее профессиональное образование и работающих исполнителями, либо педагогами. Ещё один нюанс. Как правило, вузы обучают по заочной форме только будущих педагогов, то есть людей, имеющих практический опыт работы. Профессия хореографа требует постоянного контроля педагога, и подготовить высококвалифицированных специалистов в этой профессии при заочной форме обучения не представляется возможным.

Очно-заочное обучение практически не используется в хореографическом образовании, поскольку оно имеет групповой характер, а условия работы исполнителей или педагогов в хореографическом искусстве не дают возможности сформировать группы для занятий в определённое время.

Вечернее обучение в силу специфики работы основного контингента студентов также не может использоваться в хореографическом образовании.

Индивидуальное посещение разрешается только при наличии веских причин и на небольшой срок. Но именно эта форма обучения наиболее соответствует личностно-ориентированной директории обучения. Однако посредством данной формы также сложно решить ряд проблем, которые связаны с групповой формой сдачи творческих экзаменов и зачётов. Студент, посеща-

ющий занятия по индивидуальному графику, имеет возможность сдать только теоретические предметы, практические предметы сдать очень сложно, особенно будущим хореографам, поскольку для показа творческих работ необходимо привлекать исполнителей.

Ускоренная форма обучения используется очень редко, как правило — для студентов, которые уже имеют профессиональное образование, но по каким-то причинам не получили диплом, либо имеют настолько феноменальные способности, что учить их в течение четырёх лет просто не имеет смысла.

Дистанционное обучение только внедряется в систему профессионального обучения в России. Поэтому говорить о такой форме обучения в хореографическом искусстве преждевременно. Однако развитие Интернета и возможность общаться со студентами в форме видеоконференций позволяют подумать об использовании этой формы. Но на первом этапе внедрения, как нам кажется, это могут быть только курсы повышения квалификации.

И, наконец, экстернат. Это, по сути, индивидуальный график сдачи зачётов и экзаменов, самостоятельная подготовка, которая не может использоваться в любом виде искусства, поскольку только педагог может направить и развить творческие способности студента.

Теперь определим, что же мы понимаем под личностно-ориентированной директорией обучения. Такая форма организации образовательного процесса успешно применяется в европейской и американской системах образования, как на уровне среднего, так и на уровне высшего образования.

Например, главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система выбора, позволяющая студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями и практической работой. Каждый семестр в немецком вузе состоит из лекционных (14—20 недель) и нелекционных периодов, во время

которых студент занимается самостоятельной работой, определяемой совместно с тьютором. Важным отличием университетов Германии от большинства наших вузов является возможность более или менее свободного (в зависимости от предмета) выбора учебного плана, то есть не только дисциплин, но и времени прохождения тех или иных курсов и модулей.

В США учебный план для подготовки на первую академическую степень (бакалавра) в общеобразовательных колледжах рассчитан на четыре года. В первые два года изучаются общеобразовательные предметы. Обычно в конце второго года обучения студенты должны определить дисциплины для своего дальнейшего обучения, после чего с помощью тьюторов намечают более специализированные учебные программы. Обучение на степень бакалавра ведётся по трём группам курсов: базовые курсы, дающие общее образование в различных областях, основные курсы и курсы по выбору. В течение первых двух лет обучения студенты изучают базовые курсы, вводные курсы в области будущей профессиональной деятельности и некоторые селективные курсы. В течение последних двух лет студенты занимаются главным образом основными курсами, а также некоторыми курсами по выбору, которые дополняют или углубляют их знания по основным курсам. Обычно студент занимается по четырём или пяти курсам в течение одного семестра.

Студент в конце первого курса должен решить, в чём специализироваться в программе магистратуры. Иногда в дополнение к основной специальности (major) можно добавить одну или более дополнительных (minor) специальностей, а иногда можно выбрать две или даже три основных специальности. Посещение каждого курса даёт определённое количество кредитов (очков), которые соответствуют определённому числу часов работы в неделю над этим курсом. Студент может выбирать себе курсы свободно, но он должен зарабатывать больше минимума и меньше максимума кредитов и

выполнять требования вуза по своей специальности или специальностям.

В российской системе хореографического образования на первой ступени (бакалавриат) объединение профилей подготовки не предусматривается. И это, на наш взгляд, является большим недостатком. Из истории балета мы знаем, что достаточно много известных исполнителей после окончания карьеры танцовщика становились не менее известными педагогами или хореографами. Причём без всякого образования! Современная практика обучения строго дифференцирована. С одной стороны, это, конечно, позволяет сформировать высокий уровень профессиональных компетенций, однако, с другой стороны, ограничивает реализацию творческих возможностей студента.

В Англии также существует возможность выстроить программу обучения в соответствии с собственными потребностями и желаниями. Основными видами занятий в вузе являются не только лекции, семинары, лабораторные работы, но и так называемые тью-ториалы, индивидуально-групповой метод обучения. Именно тьюторское сопровождение позволяет обеспечить качество освоения основных профессиональных образовательных программ.

Тьютор в западноевропейской и американской системах образования — это особая педагогическая должность. Он обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. Для того чтобы выстроить директорию своего индивидуального образования, студенту необходимо пройти этап осмысления своей образовательной истории и построить проект собственного образования через осознание своей жизненной позиции в будущем. Для этого необходимо определить свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную

образовательную программу. Педагог, помогающий в этом процессе, — тьютор.

Рассмотрим необходимость внедрения личностно-ориентированных образовательных программ при профессиональном обучении в хореографическом искусстве. Начнём с этапа среднего специального образования и для примера рассмотрим процесс профессионального обучения артистов балета. Программа обучения артистов балета рассчитана на восемь лет. И, безусловно, десятилетний ребёнок вряд ли осознаёт свою образовательную директорию, поэтому, на наш взгляд, в младших и средних классах необходимости в работе тьютора нет. А вот начиная с этапа среднего образования (последние два года обучения) эта необходимость возникает, и связана она, прежде всего, с определением будущей профессиональной деятельности. Ни для кого не секрет, что она во многом зависит от технических возможностей и природных способностей студента. А в хореографическом искусстве важную роль ещё играют такие критерии, как физические данные, внешность, актёрские способности и т.д. И понятно, что не все выпускники наших прославленных балетных академий соответствуют высоким требованиям рынка труда. Тогда возникает закономерный вопрос: а какой смысл, например, изучать репертуар классического наследия, если студент не обладает ни физическими данными, ни внешностью, ни техническими возможностями для того, чтобы стать премьером в театре? Но существует общий учебный план, система сессий, он должен сдать общий для всех экзамен, а главное — педагог должен потратить огромное количество учебного времени для того, чтобы научить студента, который никогда в жизни не станцует репертуар солиста. И тот же студент прекрасно осознаёт, сравнивая свои объективные данные с данными других студентов, что карьера премьера ему «не светит». Но эти факторы совершенно не означают, что выпускник не сможет найти себе применение в качестве танцовщика современного

танца, хореографа или педагога. Именно на этом этапе работа тьютора является необходимой, хотя в настоящее время выбора и возможности создать собственную директорию обучения у студента всё равно нет.

Теперь рассмотрим процесс профессионального обучения профессии хореографа. Долгое время считалось, что обучить этой профессии невозможно, это только природные способности и талант. Однако, как было исследовано автором статьи в докторской диссертации [2], всё-таки профессиональное образование необходимо. Не вызывает сомнения, что уровень способностей у всех студентов разный. Для кого-то задание педагога является простым, и он справляется с ним за две репетиции, а для кого-то — сложным, и он не может справиться с заданием на протяжении семестра. Да, безусловно, существуют часы индивидуальных занятий, на которых педагог может что-то объяснить и помочь, но задание-то у всей группы одинаковое и сроки сдачи работы

определены учебным планом. И программа обучения тоже у всех одинаковая, совершенно не учитывающая личные творческие приоритеты каждого студента. И в результате творческая личность «закована» в рамки усреднённых методик.

В заключение хотелось бы отметить, что хореографическое образование всегда стояло последним пунктом в системе образования в области искусства. Безусловно, пока в России не нужно утверждать национальные программы поиска и воспитания одарённых детей, как это делается во многих странах Западной Европы. Русская земля не оскудела талантами! И пока есть талантливые дети, есть высокопрофессиональное искусство танца, но развитие экстенсивным методом давно уже считается нецелесообразным. Необходимы интенсификация, развитие внутренних резервов, инновационные модели обучения. К сожалению, в хореографическом образовании подобные тенденции пока выражены очень слабо.

Примечания

1. Лобанов И. В. Образование в сфере культуру в контексте межкультурного диалога // Вестник Московского института культуры. 2015. № 3 (65). С. 11—22.

2. Никитин В. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств : дис. на соиск. учен. степени доктора педагогических наук : 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Никитин Вадим Юрьевич ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2007. 605 с.

3. Спинжар Н. Ф. Вопросы гуманитарной подготовки и самореализации личности будущего специалиста в вузе // Вестник Московского института культуры. 2015. № 3 (65). С. 211—217.

4. Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского государственного института культуры. 2015. № 1 (63). С. 172—176.

References

1. Lobanov I. D. Education in the field of culture in the context of intercultural dialogue. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 11—22.

2. Nikitin V. Yu. Professional'no-pedagogicheskaia podgotovka baletmeistera v uchebnykh zavedeniiakh kul'tury i iskusstv. Diss. dok. ped. nauk [Professional pedagogical training of ballet master in educational institutions of culture and arts. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2007. 605 p.

3. Spinzhar N. F. Implication of humanitarian preparation with problems of self-realization of the identity of future expert in higher education institution. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 211—217.

4. Khristidis T. V. Psycho-pedagogical support of students at the university. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 172—176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.