Научная статья на тему 'Инновационные факторы развития регионального машиностроения'

Инновационные факторы развития регионального машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лугачева Л. И.

По мнению автора статьи, основой инновационного развития в Новосибирской области, так же как и в России, пока остается крупный бизнес. При этом инновационная активность и развитие НИОКР на промышленных предприятиях области носят пока инерционный характер. Анализируются участие государства в стимулировании инноваций, изменения институциональных и экономических условий инновационного развития регионального машиностроения. К практическим рекомендациям можно отнести предложения по созданию моделей рациональных и взаимовыгодных экономических отношений между предприятиями и региональными властями для развития инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лугачева Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные факторы развития регионального машиностроения»

По мнению автора статьи, основой инновационного развития в Новосибирской области, так же как и в России, пока остается крупный бизнес. При этом инновационная активность и развитие НИОКР на промышленных предприятиях области носят пока инерционный характер. Анализируются участие государства в стимулировании инноваций, изменения институциональных и экономических условий инновационного развития регионального машиностроения. К практическим рекомендациям можно отнести предложения по созданию моделей рациональных и взаимовыгодных экономических отношений между предприятиями и региональными властями для развития инновационных процессов.

Инновационные факторы развития регионального машиностроения

Л. И. ЛУГАЧЕВА,

кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

E-mail:lugamus@yandex.ru

Машиностроительный комплекс Новосибирской области в последние годы функционировал в условиях формирования активной промышленной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции становится главной целью политики региональных и местных властей и базой развития так называемых «инициатив на основе территории».

Резкому ускорению развития машиностроительного комплекса в Новосибирской области способствуют внедрение прогрессивных технологий, внутренние инновации, усиление интеграционных процессов. В современных условиях уровень инновационного развития регионального машиностроительного комплекса Новосибирской области определяется двумя группами факторов. Во-первых, интенсивностью обновления основного капитала, внедрением прогрессивных производственных

© ЭКО 2008 г.

технологий, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала и сокращением удельного веса материальных элементов. Во-вторых, скоростью перехода к новым организационно-управленческим технологиям и степенью их использования. Судя по этим факторам, переход к новой модели экономического роста, основанной на инновациях и знаниях, в Новосибирской области только начинается.

Институциональный разрыв

В 2000-2006 гг. объем инновационной продукции промышленных производств области в стоимостной оценке вырос в 3,4 раза, однако ее доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг не превысила 10%. Лидерами по уровню инновационной активности остаются предприятия машиностроения, характеризующиеся высокой долей вновь внедренной продукции.

В 2000-2005 гг. на машиностроительных производствах объем продукции, подвергшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренной, вырос в общем объеме инновационной продукции предприятий промышленности с 57% до 87%. Но большая часть продукции машиностроительного комплекса приходится пока на низкотехнологичные производства, действующие на устаревших мощностях, что свидетельствует о крайне низкой конкурентоспособности промышленной продукции Новосибирской области. Это объясняется тем, что основным источником инвестиционных ресурсов по-прежнему служат собственные средства предприятий, но финансовое положение большинства из них, несмотря на благоприятную макроэкономическую конъюнктуру, остается сложным.

Инновационной деятельностью в Новосибирской области на протяжении 2000-2006 гг. занимались не более 20 крупных и средних предприятий машиностроения: в производстве машин и оборудования - 7-8 предприятий; электрических машин и электрооборудования - 1-3; аппаратуры для радио, телевидения и связи - 3-5; изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов - 1; в производстве судов, летательных и космических

аппаратов и прочих транспортных средств - 1-2. При этом вышеперечисленные предприятия большей частью осуществляли продуктовые инновации.

Повышение качества и конкурентоспособности машинотех-нической продукции идет медленно. В последние годы с производства снято много устаревших видов металлорежущих станков, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, но еще выпускается немало продукции традиционных модификаций. Ее остатки на складах предприятий хотя и уменьшаются, все же остаются значительными из-за низкого спроса. Важнейшие пути повышения технико-экономического уровня производства и качества выпускаемых изделий - это приобретение лицензий, сотрудничество предприятий с отечественными научно-техническими институтами, восстановление заводской науки. Большое значение имеют внедрение и сертификация систем качества, безопасности, экологического менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов Ш0-9000. Помогать в решении этих проблем призваны Торгово-промышленная палата, областные органы сертификации и технического регулирования качества продукции.

Выпуск наукоемкой продукции

В 2007 г. приоритетными направлениями стали наукоемкие производства и оборонные НИОКР. Большая часть наукоемких изделий, выпускаемых крупными фирмами, отличается высоким качеством, они вполне конкурентоспособны на мировых рынках.

Машиностроительные производства, выпускающие наукоемкую продукцию, специализируются по шести направлениям, и там произошли заметные изменения.

1. В 2004-2006 гг. интенсивно развивалась силовая электроника, ее крупными потребителями становились российские предприятия и зарубежные участники. В рамках реализации программы «Силовая электроника» на основе разработок институтов Сибирского отделения РАН ведется работа по освоению качественно новой конкурентоспособной продукции

для автомобильной техники. Объем производства систем и продуктов силовой электроники в 2006 г. составил около 7 млрд руб. С целью трансфера разработок в рамках программы открыт Российско-индийский технологический центр.

2. Предприятия оборонно-промышленного комплекса перепрофилируются на выпуск наукоемкой продукции.

3. В производстве аппаратуры для радио и связи начался выпуск малогабаритных профессиональных радиостанций.

4. Предприятия «Электроагрегат», «Элсиб» и ЗАО «Фе-никс-88» при поддержке властных структур Новосибирской области начали выпуск инновационного энергооборудования и электрических машин.

В 2004 г. получило государственную поддержку НПО «Эл-сиб» на создание новой серии турбогенераторов с воздушным охлаждением мощностью от 6 до 10 МВт для региональных нужд. В 2007 г. «Элсиб» начал выпуск уникальных турбогенераторов ТВМ-500 с КПД до 98,95%. Инновационные проекты ЗАО «Фе-никс-88» поддерживались администрацией Новосибирской области через предоставление льготной ставки по кредитам.

5. На заводе «Сибэлектротерм» установлены дуговые плавильные печи постоянного тока.

6. Предприятие «Сибтехномаш» осваивало серийный выпуск высокотехнологического наукоемкого строительного оборудования - сваебойных гидромолотов «Ропат». По своим технологическим и производственным характеристикам проект превосходит все известные ныне аналоги, производимые в США, Японии, Великобритании и Германии.

Инновационная активность по всем перечисленным направлениям на машиностроительных предприятиях связана с внедрением на них передовых технологий.

В 2006 г. из 16 созданных передовых технологий в Новосибирской области половина относилась к машиностроительным производствам*. Ниже приведен их перечень.

1. Прецизионный лазерный технологический комплекс ^ WS-200S для синтеза элементов дифракционной оптики.

* Наука в Новосибирской области. Стат. сб. 2002-2006. Новосибирск, 2007.

2. Автоматизация процесса измерения угловых перемещений вращающихся деталей механизмов с погрешностями измерения 2,5; 10,0; 15,0; 20,0 угловых секунд для последующей обработки в устройствах ЧПУ и цифровой индикации.

3. Контроль качества конструкций летательных аппаратов методами акустической эмиссии.

4. Регистрация параметров оптического излучения в робо-технических и оптоэлектронных устройствах.

5. Формообразование деталей из титановых сплавов в режиме сверхпластичности.

6. Внедрение плазмохимической обработки деталей изделий «Автотехника».

7. Разработки печи обжига с внедрением узкокассетного пересыпочного метода.

8. Аппаратно-программный комплекс систем контроля и управления шахтным оборудованием на основе «Цифровой шины».

Если в 2003-2005 гг. новые прогрессивные технологии были связаны в основном с выпуском военно-технической продукции, то в 2006 г. они коснулись еще и производства горно-шахтного, металлургического оборудования, оптической техники. Функционирование специального центра лазерных технологий на территории Новосибирской области позволило разработать прецизионный лазерный технологический комплекс ^ WS-200S для синтеза элементов дифракционной оптики.

Невысокие темпы развития передовых технологий и создания новых продуктов обусловлены сохранением инновационных барьеров.

Тормоза экономики региона

Трудности в осуществлении инноваций весьма многообразны. Остановимся на главных из них.

В 2006 г. объем инвестиций в основной капитал, приходящихся на одного жителя Новосибирской области, был почти вдвое меньше среднего по стране. Новосибирская область характеризуется самым большим уровнем износа основных фондов и, соответственно, самой низкой фондоотдачей в Сибирском федеральном округе. Физический и моральный износ

основных производственных фондов во всех сферах экономики области составляет около 50%, в промышленности - около 60%. В производстве энергооборудования коэффициент обновления оборудования уменьшился почти вдвое (таблица), став значительно ниже необходимого уровня.

Наличие и движение основных фондов в производствах машинотехнической продукции в 2004—2006 гг., % к основным фондам

Производство Коэффициент обновления (на конец года) Коэффициент выбытия (на начало года) Степерь износа (на конец года)

2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006

Обрабатывающее производство в целом 17,9 9,4 9,8 1,0 1,0 1,0 40,44 42,3 43,9

В том числе:

транспортных средств и оборудования 4,7 8,3 5,2 0,3 0,2 0,2 35,2 36,6 38,6

машин и оборудования 3,7 4,4 11,0 1,0 0,9 0,5 52,6 50,4 49,0

электро-, электронного и оптического оборудования 12,8 6,3 6,6 1,5 2,0 1,0 52,2 50,6 49,8

Источник: Промышленность Новосибирской области в 2000-2006 гг. Стат. сб. Новосибирск, 2007.

Медленно совершенствуется технологическая и возрастная структура основных производственных фондов машиностроительных предприятий - одно из наиболее серьезных условий развития региональной экономики, повышения конкурентоспособности сибирского машиностроения на внешнем и внутреннем рынках в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Вместе с тем процессы модернизации и обновления станочного парка отдельных конкурентоспособных оборонных предприятий уже не так сильно зависят от их финансового положения: появились значительные долговременные государственные

оборонные заказы, достаточные инвестиции. Обновление материально-технической базы таких предприятий осуществляется за счет средств производства с использованием компьютерных и наукоемких технологий.

Два примера

В качестве одного из примеров можно привести НАПО им. Чкалова. В его техническом перевооружении приоритет -автоматизация производства. В 2007 г. НАПО приобрело 20 станков, большинство из которых с ЧПУ, а в 2008 г. для технического перевооружения и автоматизации производства НАПО планирует приобрести 43 единицы оборудования. Исключительно с помощью цифровых технологий осуществляется производство самолета RRJ, что позволило резко увеличить производительность труда при его выпуске. С помощью «оцифрованных» средств производства и рабочих мест НАПО им. Чкалова предполагает приступить к производству самолета пятого поколения - СУ-34.

Другой пример - ФГУП «ПО Новосибирский приборостроительный завод» (НПЗ). Там реализуется план технического перевооружения, рассчитанный до 2010 г., и план модернизации и разработки новых изделий. НПЗ осуществляет закупку оборудования, в том числе многопозиционных обрабатывающих центров известных производителей, только на тендерной основе. Причем с 2004 г. закупки новой техники на НПЗ осуществляются не только из собственных средств, но и за счет федерального бюджета: в 2004 г. на сумму 5 млн руб., в 2006 г. - 40 млн руб. Завод включен в программу оборонно-промышленного комплекса на 2004-2010 гг., и по программе идет стабильное финансирование.

Замена оборудования положительным образом сказывается на увеличении объемов производства. На НПЗ производительность труда в 2005 г. по сравнению с 2000 г. увеличилась в 1,7 раза. Возросла и фондоотдача: если в 2000 г. на 1 руб. основных фондов НПЗ получал меньше 1 руб. продукции, то с 2005 г. фондоотдача достигла 1,06, а в конце 2006 г. - 1,5. На заводе происходит смена продукции: ежегодно в последние

пять лет появляется 15-20 новых изделий, в их числе - ночные наблюдательные приборы, дневные и ночные прицелы, комбинированные приборы для бронетанковой техники, комплексы наблюдения и разведки.

Роль малых предприятий

Тесное сотрудничество с малыми предприятиями выгодно действующим машиностроительным компаниям как в тактическом, так и в стратегическом плане.

На базе крупных машиностроительных предприятий города начинают формироваться инновационно-технологические центры. Их особенность состоит в наличии льготного режима для серийно выпускающейся, пользующейся спросом продукции. Таким примером служит инновационно-технологический центр, созданный на заводе полупроводниковых приборов.

Потенциал малых предприятий, многие из которых специализируются в области научного приборостроения, уже пять лет эффективно используется для обновления материальной базы науки.

Согласно «Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010г. и дальнейшую перспективу» на развитие приборной базы науки выделяются средства из федерального бюджета. В 2003 г. подписано соглашение между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Сибирским отделением РАН (СО РАН), по которому малые предприятия, поддерживаемые Фондом, начали разрабатывать научное оборудование для институтов СО РАН. При этом 50% необходимого финансирования предоставляет Фонд, 40% -СО РАН и 10% составляют собственные средства институтов.

Участие внешних инвесторов

Новосибирская область начинает получать «ренту» от своего географического положения и создания благоприятного инвестиционного климата при реализации инновационных проектов совместных предприятий. Положительные тенденции 2003-2005 гг. в создании совместных машиностроительных

производств на территории Новосибирской области продолжились и в 2007 г.

Мировой лидер машиностроения Caterpillar - ведущий изготовитель строительного и горного оборудования, дизельных двигателей, двигателей, работающих на природном газе, и промышленных газовых турбин, планирует открыть в Новосибирске совместное предприятие по производству продукции, не имеющей аналогов в России.

Достаточно жестким требованиям компании Caterpillar удовлетворила только технологическая линия завода «Сибсель-маш», а кроме того, именно «Сибсельмаш» предложил недостроенную промышленную площадку площадью в 40 тыс. м2 под будущее СП. Предполагается, что мощность предприятия составит до 1 тыс. единиц техники (бульдозеров и трубоукладчиков различных модификаций) в год, а ее основными потребителями станут российские нефтяные и газовые компании. В перспективе ОАО «Сибсельмаш» готов производить полностью соответствующую стандартам качества Caterpillar технику (от сварных конструкций до гидравлики) с комплектующими «Сибсельмаша» при условии кооперации с другими новосибирскими заводами. Если весь технологический процесс будет отлажен по стандартам американской компании, а США будут поставлять только двигатели и, возможно, гусеничную базу, до 30% деталей постепенно будет замещено российскими аналогами.

В производство высокотехнологичной наукоемкой продукции вкладывают средства и китайские инвесторы: для освоения серийного выпуска сваебойных гидромолотов «Ропат» заводу «Сиб-техномаш» выделен китайский кредит со ставкой 10%.

Формы региональной промышленной политики

В условиях низкой конкурентоспособности региональной машинотехнической продукции, когда экономических механизмов явно недостаточно, структурная перестройка экономики региона невозможна без промышленной политики, опирающейся на механизм активизации инновационных процессов и «административный ресурс».

Участие государства в развитии инноваций в машиностроении осуществлялось:

• в традиционной форме - предоставление предприятиям налоговых льгот, государственных гарантий по кредитам и создание выгодных условий пользования государственным имуществом;

• с помощью новых методов - проведение мониторинга инноваций отраслевых институтов, разработка мер государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых институтами, в том числе создание совета отраслевых научных, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций.

Дополнительно региональные органы законодательной и исполнительной власти используют механизм административного ресурса. Последний призван поддерживать состояние важных объектов инфраструктуры, необходимых для развития города и области, и предлагать больший объем земельных ресурсов инвесторам. Такая мера, как содействие продвижению продукции промышленных предприятий области на внешние рынки, позволила многим предприятиям машиностроения в последние годы найти надежные рынки сбыта.

Россия стоит на пороге вступления во Всемирную торговую организацию. В связи с этим экономике Новосибирской области предстоит адаптироваться к мировым стандартам, что требует, в частности, усиления конкурентоспособности сибирских предприятий: их продукция должна будет соответствовать мировым товарам по показателю «цена - качество - безопасность». За рубежом стандарт достигается за счет строгости и неотвратимости наказания товаропроизводителей за отступление от параметров качества. После нескольких санкций большинству нарушителей приходится уйти с рынка.

После вступления России в ВТО властные структуры должны полностью перейти на регулирующие функции, отстранившись от правоустанавливающих. А это невозможно без создания системы контроля за качеством работы, продукции и услуг. На сегодня разработано около 180 технических регламентов, и, как показывает практика, техническая обществен-

ность регионов пока не готова к разработке новых документов, изменению алгоритма оценки качества, оценке соответствия в технических регламентах. В Новосибирске 60 предприятий освоили систему качества международного образца ISO, более половины внедрили современный стандарт версии 2000 г. В их числе Новосибирский завод химконцентратов, завод им. Чкалова, «Элсиб», ЗАО «Комета-Энергомаш» и другие.

Повышенные энергетические и производственные затраты, суровые климатические условия, неразвитость транспортной инфраструктуры, а также высокая конкурентоспособность продукции Китая и других стремительно развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона диктуют необходимость на местном и региональном уровнях разработать комплекс мер по защите сибирских производителей машинотехнических товаров и услуг, создать систему подготовки специалистов по законодательству и процедурам ВТО для решения конкретных проблем машиностроительных предприятий, возникающих как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Заключение

Проведенный анализ особенностей инновационного развития регионального машиностроительного комплекса показал, что в последние годы происходит постепенная трансформация отношения государства к инновационным процессам в машиностроительном комплексе, наметился переход от жесткого регулирования к использованию косвенных мер стимулирования.

Региональная политика в отношении машиностроительного комплекса предполагает формирование инновационной стратегии развития отрасли, учитывающей интересы бизнеса и предложения региональных властей, а также оценку возможных «точек роста» в инновационном потенциале регионального машиностроения, определение спектра вероятных сценариев государственной поддержки для реализации инновационной деятельности машиностроительных предприятий региона.

В Новосибирской области есть предпосылки развития инновационного процесса: значительный потенциал и активная деятельность Сибирского научного центра РАН, технических

университетов и НИИ. Взаимодействие машиностроительных предприятий с наукой в целом, и с Сибирским отделением СО РАН в частности, будет развиваться в связи с созданием в Новосибирской области технопарка. В качестве необходимых элементов инновационной инфраструктуры в Новосибирской области, как представляется, должны быть созданы региональный венчурный фонд, агентство по поддержке малых предприятий и технопарков. Деятельность названных структур должна быть согласованной и ориентироваться на целевое расходование государственных средств, выделяемых на финансирование инновационных проектов.

Приоритетными должны стать: развитие цивилизованного рынка промышленной и интеллектуальной собственности, обучение инновационному менеджменту, создание информационной базы инноваций для использования новых технологий и продвижения их в другие регионы, формирование инфраструктурных сетей для экспорта российских технологий, государственная поддержка процессов диффузии современных технологий, совершенствование механизмов зарождения и развития малых технологических фирм, регулирование оборота интеллектуальной собственности и трансфера технологий; налаживание научно-технологических сетевых взаимодействий между малыми фирмами, государственными научными организациями и вузами.

Региональные власти могут заполнить институциональный разрыв между потребностями в инновациях и инновационной активностью. Следует добиваться финансирования инновационных проектов, интенсивно взаимодействуя с федеральным центром в различных формах и активно содействуя инновационным процессам на региональном уровне. Как представляется, в рамках активной промышленной политики для интенсификации инновационных процессов в машиностроении региональным властям, в первую очередь, потребуется обеспечить переход от существующей системы, ориентированной на собственные средства предприятий, к системе с опорой на привлеченные средства, в том числе средства регионального бюджета.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

3 ЭКО №6, 2008

Kl

ЭКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.