Научная статья на тему 'Инновационные дидактические электронные ресурсы и продукты учителя в иt-образовании'

Инновационные дидактические электронные ресурсы и продукты учителя в иt-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИКА / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ГЕКСАЭДР / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ДИДАКТИКО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SITUATIONAL TEACHING METHOD / DIDACTICS / DIGITAL DIDACTICS / DIDACTIC HEXAHEDRON / DIDACTIC PRODUCT / DIDACTIC CONTENT LINES / TECHNOLOGY ASSISTANT TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сильченко Ален Павлович

В статье описывается проектирование и реализация компьютерной поддержки деятельности педагога, которая объединяет в себе такие возможности, как учет и анализ данных, использование педагогической технологии, ситуационный метод обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DIDACTIC ELECTRONIC RESOURCES AND TEACHER''S PRODUCTS IN IT-EDUCATION

The article describes the design and implementation of computer support for the teacher’s activities, which combines such opportunities as data accounting and analysis, the use of pedagogical technology, and the situational method of instruction.

Текст научной работы на тему «Инновационные дидактические электронные ресурсы и продукты учителя в иt-образовании»

УДК 373.1174

Сильченко А.П.

Городенская православная гимназия, с. Городня, Тверская область, Россия

ИННОВАЦИОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ И ПРОДУКТЫ

УЧИТЕЛЯ В ИТ-ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье описывается проектирование и реализация компьютерной поддержки деятельности педагога, которая объединяет в себе такие возможности, какучет и анализ данных, использование педагогической технологии, ситуационный метод обучения.

Ключевые слова

Педагогическая технология; ситуационный метод обучения; дидактика; цифровая дидактика; дидактический гексаэдр; дидактический продукт; дидактико-содержательные линии; технологический помощник учителя.

Sil'chenko A.P.

Gorodensky Orthodox school, Gorodnya, Tver region, Russia

INNOVATIVE DIDACTIC ELECTRONIC RESOURCES AND TEACHER'S PRODUCTS IN IT-

EDUCATION

Abstract

The article describes the design and implementation of computer support for the teacher's activities, which combines such opportunities as data accounting and analysis, the use of pedagogical technology, and the situational method of instruction.

Keywords

Pedagogical technology; situational teaching method; didactics; digital didactics; didactic hexahedron; didactic product; didactic content lines; technology assistant teacher.

Введение

В.М. Монаховым разработана прогностическая модель развития теории обучения для ИТ-образования. В данной статье будут описаны прикладные аспекты современной теории обучения, а именно, представлен дидактический гексаэдр глазами учителя.

В соответствии с основными положениями ФГОС перед учителями общеобразовательных учреждении в школах ставятся задачи совершенствования качественных показателей учебного процесса, достижения значимого уровня образовательных результатов и качества содержания информационно-образовательной среды (ИОС). Однако при реализации этих задач учителями используются совершенно различные по методологиям элементы педагогических технологии, отдельные частные методики предметного обучения, различные системы диагностик получаемых учебных результатов, которые не всегда согласуются между собои по критериям достоверности и объективности. Таким образом, создается ситуация, которая с точки

зрения синергетики, напоминает хаос.

В процессе учебнои деятельности каждому из нас (учителям и педагогам) всегда приходится принимать решения, от которых зависит успешность и результативность

соответствующего этапа образовательного процесса.

В настоящей статье излагаются основные положения по проектированию и реализации компьютерной поддержки организационно-педагогической, учебно-образовательной и аналитической деятельности учителя при условии адаптации ее к реализации основных положении и требовании ФГОС с учетом использования ситуационного метода обучения.

Создаваемое программное обеспечение «Технологический помощник учителя» включает в себя такие компоненты, как технологическая документалистика, педагогические технологии с учетом использования ситуационного метода обучения, статистический анализ данных и отчетность.

Технологический помощник учителя © РН1-Апа1у!^

Программное обеспечение «Технологический! Помощник учителя» является управленческим инструментом для педагога (своеобразным личным пространством), которым позволяет объединить в себе такие направления, как учет и анализ данных, педагогическая технология, ситуационный метод.

Полноценная реализация совокупности нормализационных и управленческих функции образовательных стандартов возможна только при внедрении и освоении педагогической технологии и технологически документалистики в каждои школе.

Методика - это научная предметная область дидактики [3].

Педагогическая технология - это универсальный инструментарии методики, позволяющий переити к технологической документалистике, освободив учителя от бессмысленной лавины отчетности, научно-исследовательская ценность которои весьма

сомнительна [3]. Технологическая

линии «.Цифровой дидактики» гё5

документалистика -уникальный и универсальный поставщик важнеишеи многопараметрическои методической информации:

• о качестве самого учебного процесса;

• о качество профессиональной деятельности учителя;

• о качестве образовательных результатов [3].

Более того, одно из приоритетных направлении РАО, а именно Четвертое приоритетное направление РАО (Информатизация образования), в задаче №3 определено следующим образом: интеграция педагогических технологий и информационных технологий.

Своевременный переход к технологической документалистике, а именно от классного журнала к педагогическому мониторингу, обеспечивающему систематизацию и оперативное хранение многопараметрическои учебнои информации, позволит сформировать целостную картину продуктивного раскрытия

прогностического потенциала.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

Рисунок 1. Модель развития ИОС

Новьш современный дидактический продукт -это мощныи инструмент в руках учителя, которыи помогает ему раскрыть в себе:

учителя-инженера, учителя-аналитика,

учителя- исследователя.

Технологически помощник[2, С. 151-156] учителя является первои моделью развития ИОС.

Далее, представляем вам номенклатуру дидактических продуктов, реализованные согласно дидактико-содержательным линиям «Цифровои дидактики».

Дидактико-содержательная линия № 4^ Дидактический продукт:

• электронным классным журнал (см. рис. 1) нового поколения, с расширенным функционалом и простым, наглядным интуитивно понятным интерфейсом, что позволяет даже неопытным

пользователям разобраться с работой

системы за считанные минуты; единым реестр всех обучающихся образовательной организации

«Алфавитная книга обучающихся» (см. рис. 2) (с функцией поиска и фильтрацией поиска, зачисления нового ученика (см. рис. 3) и т. д.);

«Личное дело обучающегося» (см. рис. 4), включающий базу данных учебнои информации - система сопровождения обучающегося (своеобразным паспорт ученика);

аналитика всех учебных показателеи (см. рис. 5). Отчет учителя является основным аналитическим инструментом и предполагает отображение информации о успеваемости учеников в различных разрезах (в том числе с графиками) (см. рис. 6).

ПОМОЩНИК учителя v0.8.0 Учебный год Классный журнал Обучение- Настройки- Аналитика

Л. Сильченко А. П.

Классный журнал

Классный журнал

Период

I четверть

Класс Предмет

5 *' Математика

Классный журнал

Ü! Диагностики

+ Создать ситуцию - Редактировать урок

сентябрь октябрь

№ Ученик 06 13 20 27 04 11 18 сред. Итог.

1. Белянки на Полина н/а 2

2. Бондаренко София 4 5 н 2 3.67 4

3. Видьманов Валерия 3 3 3.00 3

4. Ивахоненков Макар 4 Н 4.00 4

5. Лисняк Никита н/а 2

6. Маров Савелий н н/а 2

7. Румянцев Анатолий 3 3-00 3

8. Рязанова Анастасия н 3 3.00 3

9. Синякова Екатерина н/а 2

10. Сорокин Артем 3 5 4.00 4

0 п„.

«■ж

localh ost:4200/stu dents

Рисунок 2. Электронный классный журнал

О, Поиск

l^lsl в I

ПОМОЩНИК учителя v0.8.0 Учебный год Классный журнал Обучение Настройки - Аналитика

й е л А =

X Сильченко А. п.

Алфавитная книга

Алфавитная книга

а х

Год и месяц рождения

Дата

поступления

Правая сторона »

■ Афанасьева Александра Алексеевна 2005, декабрь Женский 0 11.2016 7 Обучается 7 AM

2 Белянкина Полина Алексеевна 2005, июнь Женский 0 11.2016 5 Обучается 5 Б/2

3 Бондаренко София Павловна 2005, август Женский 0 11.2016 5 Обучается 5 Б/1

4 Видьманов Валерия Александрович 2005, сентябрь Мужской 0 11.2016 5 Обучается 5 В/1

5 Волох Иван Сергеевич 2003, июль Мужской 0 11.2016 8 Обучается а В/2

6 Горобцов Кирилл Алексеевич 2003, сентябрь Мужской 0 11.2016 7 Обучается 7 Г/1

7 Ивахоненков Макар Николаевич 2005, декабрь Мужской 0 11.2016 5 Обучается 5 ИЛ

8 Игнатьев Павел Алексеевич 2002, декабрь Мужской 0 11.2016 8 Обучается 8 И/2

9 Коннов Владислав Вячеславович 2002, октябрь Мужской 0 11.2016 8 Обучается 8 т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Конюхов Сергей Александрович 2003, декабрь Мужской 0 11.2016 7 Обучается 7 К/1

Показаны учащиеся с 1 по 10. Всего найдено учащихся - 43.

Первая Предыдущая

Следующая Последняя

Рисунок 3. Алфавитная книга обучающихся

ПОМОЩНИК учителя 8.0 Учебный год Классный журнал Обучение- Настройки- Аналитика

О

№А/1: Афанасьева Александра Алек

№А/1: Афанасьева Александра Алексеевна

Общая информация Родственники Зачисление Переводы Дополнительная информация Контакты Успеваемость

Дата рождения

Ш 16 декабря 2005

№ свид. о рождении

Алексеевна

Дата выдачи свид. о рождении

£ Дата выдачи

Женский - Родной язык -

Статус Обучается в

Обучается 7

Рисунок 4. Личное дело обучающегося

ПОМОЩНИК учителя У0.8.0 Учебный год Классный журнал Обучение» Настройки» Аналитика

Анализ успеваемости ученика

Бондаренко София Павловна

2016/2017-5 ю

I четверть

Средняя оценка по классу: 3.8 Средняя оценка: 3.96

Средняя оценка по периодам

5.5-

Информатж

Предмет

Математика Информатика и ИКТ

По асем предметам

По

м предметам

Среднее кол-во пропусков по классу: 0.31 Среднее кол-во пропусков: 1

Среднее кол-во пропусков по периодам

По асем предметам

ratings-64.pdf - Adobe Acrobat Reader DC

Рисунок 5. Пример вывода аналитических данных

File Edit View Window Help

Home Tools ratings-64.pdf

ф e И Q ©© Г|/1 fc <0 G <э

га

©st <s> #

© p

Ж

РН1 АНАиТ1С5

Помощник учителя VI,О

© Снльченка АЛ.

Средняя успеваемость учеников 5 класса (I четверть 2016/2017}

Ниже границы успеваемости (3.7): 5 - Видьманов В.. 5 - Румянцев А.. 5 - Рязанова А. Выше границы успеваемости (4,6): 5 - Худякова В.

Флагманский отчет учителя

Рисунок 6. Франмент итогового отчета учителя

Дидактико-содержательная линия №2, №7 ^ Дидактический продукт:

• автоматизация процедурной схемы

педагогическое

технологии

© В.М . Монахова:

а. Проектирование технологических

карт © В.М. Монахова (см. рис. 7).

Адаптация компонентов технологической карты (целеполагание, диагностика (см. рис 8), дозирование д/з, коррекция, логическая структура) к электронному классному журналу.

В этих компонентах заложены современные идеи модернизации отечественного образования, изложенные в приоритетных направления научных исследованиях РАО, а именно: стандартизация, оптимизация, формализация, специальные метрики знании,

интеллектуализация информационных систем.

b. Аналитика показателей диагностики.

c. Оперативное управление технологическими картами.

ПОМОЩНИК учителя УО.8.0 Учебный год Классный журнал Обучение» Настройки» Аналитика

А Сильченко А. П.

Технологическая карта

Натуральные числа и шкалы (Математика, Пятый класс класс, часов -15)

Сохранить карту

+ Создать микроцель

> Подтемы

Логическая структура 6 В1 В2

1 2 3 4 5 6 Д1 г ; 9 10 11 12 Д2 14 15

V Микроцепь В1 (часов - 7) 4 ш Е9

Описание цели О

Кол-во часов

В1 уметь наводить значение числового и алгебраического выражений

Задания для диагностики О Задание на "стандарт" №1

Задание на "стандарт" №2

Задание на "хорошо"

Задание на "отлично"

Загрузить файл с заданиями .. Файл не загружен

Дозирование домашнего задания о

Д'з на "стандарт11 № на "хорошо"

Д'З на "отлично"

Рисунок 7. Фрагмент рабочей технологической карты В.М. Монахова

Диагностика

описание микроцели:

В1 уметь находить значение чиспоэого и алгебраического выражении

Задание на 3 №1:

Задание на 3 №2:

Задание на 5:

№ Ученик 1 (3) 2(3] 3(4| 4(5) Все Оценка

1 Белянкина Полина П п и □ п 2

2. Бондаренко София Н н ■ н н 5

3 Видьманов Валерия п н и ш п 3

4. Ивахоненков Макар ш и и ш н 5

5 Лисняк Никита □ н и □ о 2

6 Мэров Савелий ш н и н н 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. РумянцевАн атоп и й п п и ш п 2

8. Рязанова Анастасия п н и н п 3

Рисунок 8. Фрагмент компонента «диагностика» в электронном классном журнале

Дидактико-содержательная линия № 5, №8^ Дидактический продукт:

• «Ситуационный метод ©А.П. Жданов»[1, С.139-144] (см.рис.9).

Методическая система обучения, основанная на ситуационном методе, обеспечивает усвоение всех структурных элементов содержания предметов. Процесс изучения предмета в соответствии с данным методом выстраивается как последовательность учебных ситуации,

обладающих различными образовательными функциями, система которых позволяет охватить весь спектр целеи образования.

В указанном модуле программного продукта реализована возможность спроектировать или зафиксировать учебную ситуацию с помощью разработанной технологической карты педагогической ситуации.

Более того, создается реестр учебных ситуации, встроена функция фильтрации результатов поиска.

ПОМОЩНИК учителя v0,8.0 Учебный год Классный журнал Обучение - Настройки - Аналитика

X СильченкоА. П.

Новая учебная ситуация

Учебная ситуация №1 (Проектирование)

h? Сохранить

V Общая информация

Учебный период

I четверть '

Предмет

Математика Тема урока Строки

Загрузить файл Файл не загружен

Вид

Методическая

Ступень

Одинадцатый класс

Образовательная функция

Усвоение способов действия

V Аналитическая фаза

Описание ситуации

Описание комплекса условий

Работа с псевдографикой в ОС Windows и Linux с использованием типа данных String и символов, имеющих одинаковый код Char (х) в различных кодировочных таблицах.

Строка {11} «разрезает» строковую переменную Б, так как длина строки не превышает 255 символов и исключение операции вывода чгпВДэ) с заменой строки {12} вывода на строку:

в:=5+' {12}(,г-"-/")._ -.....-._'+сгИ;

V Проектировочная фаза

Этапы проекта

Этапы проекта

Метод решения

Метод решения

Цель

Цель

Предполагаемый генезис

Возникает потребность в анализе сложившейся ситуации. В процессе анализа необходимо актуализировать знания, входящие в содержание учебной дисциплины «Информатика» и изученные в другой дидактической обстановке.

Недостаток учебной программы. Недостаток учебного пособия

Критерии оценивания

Критерии оценивания

Рисунок 9. Фрагмент проектирования учебной ситуации

Учебный год

Дата окончания

2016/2017 01.09.2016 31.05.2017 Создан ► Начг ■ Завершить Ш

Вложенные периоды

Наименование периода Дата начала Дата окончания Статус

I четверть 01.09.2016 20.10.2016 Создан ► Начать ■ Заверш ить ./'Редактировать ШРасписание

II четверть 01.11.2016 29.12.2016 Создан ► Начать ■ Заверш ить ./'Редактировать ШРасписание

III четверть 10.01 2017 20.03.2017 Создан Начать ить ./"Редактировать ШРасписание

IV четверть 01.04.2017 31.05.2017 Создан Начать ить ./"Редактировать ШРасписание

Классы

Класс Ступень Специализация

Кол-во Из них учеников мальчиков

Общеобразовател ьны й 13 Общеобразовательный 1S Общеобразовател ьны й 14

Из них девочек

Н Зачислить учеников h Зачислить учеников I- Зачислить учеников

Рисунок 10. Проектирование учебного года

Дидактико-содержательная линия № 9^ Дидактический продукт:

• Тезаурус учителя.

Начало реализации идеи дидактической оперативной взаимосвязи школьного образования и педагогического образования как некои системы дистанционных программ непрерывного педагогического самообразования,

предоставляющей возможность массовому учителю постоянно знакомиться с

педагогическими понятиями, инновационными методическими системами обучения, с новыми

педагогическими технологиями и т.д.

Кризис педагогического знания (второи признак из Доклада ученого В.В. Серикова [4] «Педагогическое знание и педагогическая деятельность: взаимосвязь, коллизии, развитие») в том, что обращение к педагогическому знанию не является атрибутом модернизационных практик в образовании.

Родители, учителя, руководители

образовательных организации и выше стоящие органы принимают решения, зачастую не обращаясь к фундаментальной педагогической

науке, ограничиваясь в лучшем случае экспертным консультациям. В связи с этим необходимо вводить в практику тезаурус учителя, который служил бы неким «Маяком» в океане педагогической науки.

Дидактико-содержательная линия № Дидактический продукт:

• Проектирование учебного процесса:

- Проектирование технологических карт В.М. Монахова;

- Проектирование учебного года (см. рис.

10);

- Проектирование информационных карт

урока;

- Проектирование информационной карты развития ученика;

- Формирование персональной базы электронно-образовательных ресурсов учителя.

Важно отметить, что результаты анализа учебных показателей в разрезе каждого ученика, анализ возникающих педагогических ситуации, замечании, результатов диагностик являются основанием для формирования персонофицированнои системы коррекционнои работы учителя._

ПОМОЩНИК учителя УО.8.0 Учебный год Классный журнал Обучение» Настройки-г Аналитика

Тематический план

№ тема урока

X Сильченко А. П.

¿ Сохранить

1. Математический язык. Математическая модель 13

1.1. Числовые и алгебраические выраженияа Урок общеметодологической направленности 3

1.2 Что такое математический язык Урок оСщеметодологической

направленности

1.3. Что такое математическая модель Урок общеметодологической

направленности

1.4. Линейное уравнение с одной переменной Урок общеметодологической направленности 2

1.5. Координатная прямая Урок общеметодологической направленности 2

1.6. Контрольная работа № 1 Контрольная работа 1

Добавить новую тему

Рисунок 11. Проектирование тематического плана

Расписание

Рисунок 12. Формирование учебного плана

Создать запись расписания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель Сильченко А П

Рисунок 13. Формирование расписания

Таблица 1. Технологическая карта В.М. Монахова

Технологическая карта Р © ВММонахов

Логическая структура В1 В2 В3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В4 11 12 13 14 15 микроцель урок

Д1 Д2 Д3 Д4 диагностика

Р1 Р2 Р3 Р4 предметные результаты

МР1 МР2 МР3 МР4 метапредметные результаты

ЛР1 ЛР2 личностные результаты

Уровень 3 Персонофицированные личностные результаты развития (ЛР)

Уровень 2 Метапредметные результаты (МР)

Уровень 1 Предметны е результаты (Р)

Целеполагание Диагностика Коррекция

В1 В2 В3 Д1 Д2 Д3 К1 К2 К2

Дозирование домашней работы

Удовлетворительно Хорошо Отлично

Доз 1 Доз 2 Доз 3 Доз 1 Доз 2 Доз 3 Доз 1 Доз 2 Доз 3

Описанный выше дидактический! продукт функционирует в ЧОУ «Городенская Православная гимназия», с. Городня, Конаковского раиона, Тверскои области. Для распространения и развития продукта на базе гимназии создана лаборатория А.П. Сильченко.

Цель лаборатории: формирование собственной методической системы обучения.

Задачи:

1. Освоение педагогической технологии.

2. Освоение инновационного ситуационного метода обучения.

3. Освоение и развитие ПО «Технологического помощника учителя».

4. Систематизация типовых данных. Создание энциклопедии типичных ошибок обучающихся по предметам при выполнении диагностики, на основе ТК пед. технологии В.М. Монахова, создание системы коррекционнои работы по профилактики возможных ошибок.

Эта методическая информация не только вскрывает первопричину их допущения и роль учителя при этом, но и несет в себе информацию, обладающую значительными управленческими функциями, которые можно и нужно использовать для обеспечения заданного качества

образовательных результатов.

5. Формирование энциклопедии предметных ситуации по темам и по урокам. Разработка методических пособии по проектируемым ситуациям в рамках изучаемого предмета.

6. Фиксация и анализ возникающих ситуации с обучающимися. Формирование ИМО.

Эффект от энциклопедии ситуации:

• это и энциклопедия предметных ситуации по темам и по урокам;

• микроэнциклопедия ситуации конкретного обучающегося, которые фиксируются начиная с 1 класса и сопровождают его в личном деле на каждои ступени в каждом классе;

• это энциклопедия ситуации внеурочной деятельности;

• это энциклопедия методических, управленческих, административных, оценочных ситуации.

Анализ каждого направления может существенно повлиять на улучшение системы образования в целом.

Особенно важно подчеркнуть, что вышесказанное может стать в ближаишеи перспективе дидактическим инструментарием для точного исполнения в образовательном отечественном пространстве.

Литература

1. Сильченко А.П. Ситуационный метод в педагогическои технологии // Сборник научных трудов Всероссиискои научно-практическои конференции «Традиции и новации в профессиональнои подготовке и деятельности педагога». - Институт педагогического образования и социальных технологии ТвГУ - Тверь. - 2017. - С. 139-144.

2. Жданов С.А., Сильченко А.П. Проектирование системы интеллектуальной аналитики в школьном образовании РФ / / «От информатики в школе к техносфере образования»: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию школьнои информатики. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2016. - С.151-156.

3. Кузнецов А.А., Монахов В.М., Абдуразаков М.М. Современная и будущая профессиональная деятельность учителя информатики / Кузнецов А.А., Монахов В.М., Абдуразаков М.М. // Информатика и образование. № 5 (274). 2016. - С. 3-12.

4. Сериков В.В. «Педагогическое знание и педагогическая деятельность: взаимосвязь, коллизии, развитие»: сообщение для обсуждения на заседании Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО. - Москва. - 2017. -30 мая.

References

1. Sil'chenko A.P. Situacionnyj metod v pedagogicheskoj tehnologii / / Sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Tradicii i novacii v professional'noj podgotovke i dejatel'nosti pedagoga». - Institut pedagogicheskogo obrazovanija i social'nyh tehnologij TvGU. - Tver'. - 2017. - S. 139-144.

2. Zhdanov S.A., Sil'chenko A.P. Proektirovanie sistemy intellektual'noj analitiki v shkol'nom obrazovanii RF // «Ot informatiki v shkole k tehnosfere obrazovanija»: Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 30-letiju shkol'noj informatiki. - Voronezh: Izdatel'stvo «Nauchnaja kniga», 2016. - S.151-156.

3. Kuznecov A.A., Monahov V.M., Abdurazakov M.M. Sovremennaja i budushhaja professional'naja dejatel'nost' uchitelja informatiki / Kuznecov A.A., Monahov V.M., Abdurazakov M.M. // Informatika i obrazovanie. № 5 (274). 2016. - S. 3-12.

4. Serikov V.V. «Pedagogicheskoe znanie i pedagogicheskaja dejatel'nost': vzaimosvjaz', kollizii, razvitie»: soobshhenie dlja obsuzhdenija na zasedanii Bjuro Otdelenija filosofii obrazovanija i teoreticheskoj pedagogiki RAO. - Moskva. - 2017. - 30 maja.

Поступила: 15.07.2017

Об авторе:

Сильченко Ален Павлович, учитель математики, Городенская православная гимназия, allentver @ gmail. com.

Note on the author:

Sil'chenko Alen P., teacher, Gorodensky Orthodox school, [email protected] .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.