УДК 338.48-6:502/504 ББК У433.5
Э.Н. РЯБИНИНА, Ф.Х. ЦАПУЛИНА
ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ЧУВАШИИ
Ключевые слова: бизнес-планирование, инновационные методы, экологический туризм и качество жизни, региональный экотуризм, эффективность экономики.
Изложены принципы и аргументы использования эффективных инструментов успешного развития региональной экономики на основе анализа зарубежных и отечественных бизнес-планов в турфирмах, оказывающих услуги по экотурам в Чувашии.
E.N. RYABININA, F.Kh. TSAPULINA BUSINESS PROCESSES SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM IN CHUVASHIA
Key words: business planning, innovative methods, ecological tourism and quality of life, regional ecotourism, effectiveness of the economy.
The principles and arguments use of effective tools for a successful development of the regional economy on the basis of the analysis of the foreign and national business-plans travel agencies, service providers of ecological tours in Chuvashia.
В период становления рыночных отношений на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Впоследствии практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования, так как деловое рыночное планирование сочетает теорию, методологию и практику, закономерности планово-управленческой деятельности с учётом специфики российских рыночных экономических отношений. Несомненно, что с изменением ориентиров, методов и инструментов хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения, деловое планирование или бизнес-планы по максимуму объединяют этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Другими словами, значение бизнес-планирования для экономической деятельности российской организации в современных условиях состоит в том, что оно является основой стратегического планирования и необходимой базой для принятия грамотных управленческих решений. С таких отправных точек и формируются программные документы Правительства Российской Федерации для достижения качественного роста уровня жизни населения России. В то же время обеспечение уровня жизни выступает приоритетом экономического механизма рыночных преобразований в регионе России [1].
Наиболее привлекательной по всем параметрам отраслью российской, в том числе и региональной, является туристическая. В качестве преимуществ отметим, что туриндустрия имеет огромное социально-экономическое значение для страны ввиду того, что она, во-первых, входит в число лидирующих отраслей хозяйственного комплекса в мире (занимает второе место после нефтеперерабатывающей отрасли по экономическим показателям, а по числу рабочих мест удерживает главную позицию (более 20 млн человек в мире работают в сфере туризма) [5]; во-вторых, существует в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться (на туризм приходится примерно 10% всех потребительских расходов) [5]; в-третьих, создает новые рабочие места (сегодня каждое восьмое новое рабочее место в мире создают туристские организации и индустрия гостеприимства, что составляет около 3 млн рабочих мест); в-четвёртых, является механизмом перераспределения национального дохода для стран, специализирующихся на туризме (туристы, отправившиеся на отдых в какую-либо страну, вывозят туда часть заработанных в различных от-
раслях средств, а также создают там новые рабочие места); в-пятых, является важнейшим катализатором экономического роста многих быстро развивающихся стран (Южная Корея, Таиланд, Мексика, Бразилия и др.); в-шестых, отличается высоким уровнем эффективности и довольно быстрой окупаемостью инвестиций (на туризм приходится в среднем 10% всех мировых инвестиций); в-седьмых, является мультипликатором увеличения национального дохода, развития местной инфраструктуры и занятости, а также важным показателем роста уровня жизни местного населения (для некоторых стран приносит доход 70-90%) [5] и, наконец, предстает как эффективное «лекарство» охраны природы, а также культурного наследия, ведь именно эти элементы являются основой его ресурсной базы [5]. Таким образом, анализ современного зарубежного опыта социально-экономической политики свидетельствует о преимуществах экологического туризма как экономически выгодной и экологически безопасной отрасли экономики с долгосрочной перспективой.
Из приведённой аргументации видно, что туризм, в том числе и экологический, - важный источник твёрдой валюты. Поэтому для российской экономики туризм, имеющий огромные ресурсы в нашей стране, является неотъемлемой частью успешного развития. Следуя этому, только за последние пять лет российские законодатели федерального и регионального уровней интенсивно разрабатывают и вводят в действие ряд нормативно-правовых актов, программ государственной поддержки содействия эффективному развитию туристической отрасли экономики [2, 3]. В частности, для анализируемого региона Российской Федерации - Чувашии - нужно выделить среди множества законодательных документов, Постановление Кабинета Министров ЧР «О республиканской целевой программе “Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011 - 2018 годы”» от 15.09.2010 г. № 298 в редакции от 28.03.2013 г. [4]. В указанном программном документе содержатся предложения для очередной активизации деятельности туристической отрасли в республике как наиболее привлекательной и потенциальной для региональной экономики. С 2010 г. аналогичная программа существует с перспективой на 2011 - 2016 гг. [6]. Происходит, по нашему мнению, акцентирование государственной власти на бюджетирование, ориентированное на результат. Согласно комплексной оценке экологического туризма в Чувашской Республике [7], бюджетные ассигнования в данный вид туризма должны приносить ощутимые доходы в бюджет региона, создание и развитие модели распределения ресурсов в зависимости от достижения конкретных общественно значимых результатов.
Несомненно, что такой моделью выступает бюджетирование от начального звена региональной экономики до высшего. Изучение опыта зарубежных экономик, трансформация его в региональный механизм успешного развития явились отправными точками для авторских разработок по формированию актуальных принципов бизнес-планирования. На наш взгляд, для решения обозначенных задач, для каждой туристической организации необходима работа по управлению бизнес-процессами. Топ-мененджеры заинтересованы в повышении управляемости, гарантированности управленческих воздействий, прозрачности и т.д. (понимая под этим индикаторы, по которым можно определять, насколько успешна деятельность компании и инструменты воздействия на персонал). Менеджерам среднего звена необходимо понимание пределов своей деятельности и результаты, за которые они отвечают. Таким образом, исполнители хотят иметь понятные, четкие правила своей работы. При реализации проекта и в рамках фирмы, и на государственном уровне нужно учитывать интересы всех этих групп сотрудников. Но, как свидетельствует опыт, туристические компании пытаются остановиться лишь на верхнем уровне анализа и оптимизации, экономя тем самым время проекта и удовлетворяя интерес высшего руководства, что
хорошо лишь для целей бизнес-диагностики. Правильно будет выстраивать рабочие отношения по реализации целей формы непосредственно с исполнителями. Для этого предлагаем следующую схему детализации бизнес-процессов:
1) каждая операция деятельности каждого сотрудника должна быть осознанной, самоконтролируемой;
2) уже несколько операций подводят сотрудника к осознанию первых результатов деятельности как профессионала;
3) процедурные действия конкретного исполнителя оформляются как результаты в виде писем (служебных, электронных), устных выводов и заключений;
4) выделение бизнес-процессов первого порядка при заключении сделок, экспертизы поставок, производства, реализации;
5) бизнес-процессы высшего звена происходят при оценке и анализе деятельности и выработке управленческих решений.
Анализ деятельности следует выделить особо с точки зрения его основы: бизнес-процесс. Проследить процедуру бизнес-процесса, в свою очередь, можно только при моделировании этого процесса. Не советуем прибегать при оценке качества деятельности фирмы к внешним консультантам и так называемым бизнес-инженерам. Следует понять, что, чем проще инструменты такой аналитической оценки, тем оптимальнее варьирование результатами и факторами определённой работы. Результаты анализа в бизнес-процессе не могут улучшить деятельность экотурфирмы, впрочем, как и других, так как должна быть продуманная модель бизнес-процесса по устранению появившихся и возможных проблем. И тут важно не копировать чужой опыт, а учитывать его. Не следовать четко по программным установкам чиновников, а руководствоваться целями деятельности своей организации. Поэтому в различных постановлениях, указаниях госструктуры должны чётко обозначить «свободу выбора» в деятельности туристических фирм Чувашской Республики, переложив приоритеты на использование бюджетных дотаций на инновационные проекты, главным из которых, несомненно, является развитие экологического туризма в Чувашии.
Для туркомпаний Чувашии важны регулярный менеджмент с формированием четкой системы управления, гибкостью и оперативностью в моделировании бизнес-процессов, которые напрямую зависят от личных качеств управленцев. В целом на этапе планирования управленцы на всех уровнях экономических отношений решают такие задачи:
1) какой вид туристических услуг выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
2) каков будет рыночный спрос на предлагаемые услуги и как он будет изменяться;
3) какие ресурсы и в каком объёме потребуются для организации бизнес-проекта;
4) сколько будут стоить необходимые ресурсы;
5) каковы будут издержки на организацию производства и реализацию услуг на соответствующих рынках;
6) какой может быть рыночная цена на данные услуги с учётом конкурентов;
7) какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
8) каковы будут показатели эффективности производства туристических услуг и резервы их повышения.
При проведении специалистами синтетических и аналитических процедур бизнес-планирования важна их взаимоувязка по всем индикаторам с подробными расчётами не только плановых показателей, но и окончательных расчётов эффектов. К примеру, содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и
объем оказываемых туруслуг, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы оказания услуг экотуризма, источник финансирования бизнеса и платежеспособность турфирмы и т.п. Поэтому для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта предлагается использовать отечественный опыт по следующим показателям:
- общие исходные данные и условия выполнения регионального проекта экологического туризма;
- расчёт рынка регионального экотуризма;
- материальные факторы и требуемые ресурсы;
- местонахождение турфирмы и транспортные связи;
- проектно-конструкторская документация для внедрения объектов экотуризма;
- организация предприятия и накладные расходы;
- потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
- планирование сроков осуществления проекта;
- финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Современность требует ииновационного подхода к бизнес-процессам как
инструментам повышения эффективности бизнеса. По нашему мнению, одним из таких инструментов является процессно-ориентированный подхода к управлению экологическими затратами для успешного развития туристической отрасли в Чувашской Республике. Кроме того, внедрение процессного подхода диктуется международными стандартами системы менеджмента качества ISO 9001:2000 и всеобщего управления качеством (TQM). По результатам применения такой методики возрастает степень координации выполнения хозяйственных операций, повышаются показатели отдачи ресурсов и эффективности производства, улучшаются другие показатели деятельности туристической фирмы. Другими словами, оптимальная организация бухгалтерского учёта, экономического анализа для топ-менеджеров фирмы являются главными составляющими успешного развития фирм региона, занимающихся экологическим турбизнесом.
При формировании бюджета туристические фирмы исходят из наличия собственных источников инвестирования на экологические затраты и, конечно же, из бюджетных ассигнований региона. Главными менеджерами турбизнеса используются методики анализа затрат, которые основаны на особенностях систем учета затрат и калькулирования себестоимости экотуруслуг, среди которых традиционно выделяются системы нормативного учета, «стандарт-кост» и «директ-кост». Ввиду того, что эти системы не оправдывают в полной мере учет и калькулирование затрат по видам функциональной деятельности (процессам), что ведёт к потере причинной связи между оказываемыми турпродук-тами и расходами, предлагается включение в бизнес-процесс ABC-метода (activity-based costing). Существуют определённые трудности при применении предлагаемого метода, что связано с большой трудоемкостью метода и отсутствием методик анализа затрат в системе ABC. Однако уже имеются расчётные методики экозатрат по оценке АВС-метода с разработкой авторских методических рекомендаций по анализу затрат турфирм ООО «Ровер» г. Чебоксары и г. Новочебоксарск Чувашской Республики. Инновационные подходы бизнес-процессов в сфере экологических услуг региона не должны строиться по определенному шаблону, так как особенности реализации проектов по описанию и оптимизации бизнес-процессов связаны прежде всего с желаемой целью деятельности, измеряемым и значимым для всей компании результатом. Таким образом, процессы выделяются не по границам бизнес-подразделений, а по турпродукту/результату, т.е. бизнес-процесс - это полный цикл действий по доведению до клиента, внутреннего или внешнего, некоего продукта. В нашем случае это оказание туристических услуг такого уровня, чтобы потенци-
альный клиент не только «восполнил» затраты туристической организации, но и в необозримом и в обозримом будущем «инвестировал» свой отдых в экологически чистой и привлекательной Чувашии. Влияние, которое в итоге оказывает туризм, особенно экологический, на социально-экономическую сферу, в значительной степени зависит от эффекта мультипликатора, или «множественного эффекта», т.е. степени, в которой первичные доходы, получаемые от туризма, продолжают «вращаться» в местной экономике и с каждым «витком» генерируют новые доходы. Например, если водитель туристического автобуса тратит заработанные деньги на покупку бензина, продуктов и других товаров местного производства, тем самым экономическая деятельность идет как бы по спирали. Величина «множественного эффекта» от природного туризма зависит от степени «утечки» получаемых доходов из местной экономики в результате налогов, покупки импортных товаров и услуг и т.д.
Исходя из этого строится и региональная политика разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования. Предлагается управленческие решения выстраивать не только по Методическим рекомендациям по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования [4], но уже на стадии планирования оформить индикаторы бизнес-процессов для развития экотуризма региона в части чёткого разделения полномочий ответственных должностных лиц за исполнение и контроль выполнения программно-целевых показателей.
Литература
1. Горшенина Е.В. Система индикаторов уровня качества жизни населения в регионе-субъекте РФ [Электронный ресурс] // Экономические исследования. 2011. № 4. 1^1.: Ь|йр://суЬег-leninka.rU/article/n/sistema-indikatorov-urovnya-i-kachestva-zhizni-naseleniya-v-regione-subekte-rf (дата обращения: 19.09.2013).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года»: утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс].1^: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.
3. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)»: утв. Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2010 г. № 1230-р.
4. О республиканской целевой программе «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011 - 2018 годы»: Постановление Кабинета министров ЧР от 15.09.2010 г. № 298 (ред. от 28.03.2013 г.) [Электронный ресурс]. 11^: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW098; п=56214 (дата обращения: 12.09.2013).
5. Пронь Я.Ю. Влияние качества туристических услуг на качество жизни населения [Электронный ресурс]. 1^: http://www.pandia.ru/text/77/156/20557.php (дата обращения: 17.09.2013).
6. Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011 - 2016 годы: республиканская целевая программа [Электронный ресурс].1^: http://www.slideshare.net/atner/20112016 (дата обращения: 17.09.2013).
7. Трифонова З.М., Трифонова М.М. Комплексная оценка объектов экологического туризма в Чувашской Республике [Электронный ресурс]. 1^: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/323/ imageZ323-304.pdf (дата обращения: 17.09.2013).
8. Ширяев В.И, Ширяева Е.В. Управление бизнес-процессами. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.
РЯБИНИНА ЭЛИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, декан экономического факультета, заведующая кафедрой финансы, кредит и статистика, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
RYABININA ELINA NIKOLAEVNA - candidate of economics sciences, dean of Economic Faculty, head of Finance, Credit and Statistics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ЦАПУЛИНА ФАРИДА ХАННАНОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерский учет, анализ и аудит, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
TsApULINA FARIDA KHANNANOVNA - doctor of economics sciences, professor of Accounting, Analysis and Audit Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.