Научная статья на тему 'Инновационные аспекты выставочной деятельности'

Инновационные аспекты выставочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Т. И., Герасимова О. А., Потемкин М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты выставочной деятельности»

СОДРУЖЕСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Т. И. Еремина,

начальник отдела организации и информации НИР

О. А. Герасимова,

ведущий специалист отдела организации и информации НИР

М. Н. Потемкин, начальник отдела бюджетных НИР

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Герценовский университет принимает активное участие в различных международных, всероссийских и городских выставках. Отбор экспонатов происходит на конкурсной основе. При этом обязательным условием для участия в конкурсе является предшествующее представление научной, научно-методической и научно-технической продукции на университетской выставке научных достижений. Преимущество имеют разработки, отмеченные наградами университетских выставок научных достижений.

С 28 сентября по 1 октября 2005 года в Москве, во Всероссийском выставочном центре, прошел Всероссийский форум «Образовательная среда — 2005».

Уже шестой год РГПУ им. А. И. Герцена принимает участие в выставочных мероприятиях на ВВЦ. Работу по организации участия и подготовке материалов для Форума ежегодно ведет отдел организации и информации НИР.

В этом году экспозиции Герценовского университета были размещены на выставках «Современная образовательная среда» и «Мир без границ. Современные технологии обучения языкам». Ученые университета выступили с докладами на Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда: сегодня и завтра», в рамках научной программы Форума были проведены презентации научных разработок ученых университета.

Дипломами Федерального агентства по образованию и Всероссийского выставочного центра за активное участие во Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2005» награждены: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт информационных технологий, институт народов Севера, учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии».

Дипломом ВВЦ на выставке «Современная образовательная среда» награжден институт информационных технологий за разработку «Информационно-методический инжиниринг слабоформализуемых областей знаний».

Дипломом ВВЦ на выставке «Мир без границ. Современные технологии обучения языкам» награжден институт народов Севера за научно-методические разработки по проблемам североведческой науки и этнокультурологии.

Медалями «Лауреат ВВЦ» награждены: А. П. Тряпицына, заведующая кафедрой педагогики, О. В. Миловидова — старший преподаватель кафедры межкультурной коммуникации.

Нагрудным знаком «Участник ВВЦ» награждена И. Б. Горбунова — профессор кафедры информационно-коммуникационных технологий, руководитель учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии».

Одним из результатов участия в выставке и представления разработок ученых-герценовцев на 7-м Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2005» стало официальное приглашение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ принять участие в крупнейшей образовательной конференции «Online Educa Berlin 2005» в г. Берлине (Германия), которая является важнейшим международным форумом теоретиков и практиков HiTech.

В этом году впервые РГПУ им. А. И. Герцена принял участие в 22-й Международной выставке «Образование и карьера — ХХ1 век».

Начиная с 1996 года, выставки «Образование и карьера — XXI век» традиционно проводятся дважды в год: весной и осенью и являются значительным событием в общественной жизни Москвы, крупнейшим в России мероприятием, направленным на информирование молодежи о развитии столичного, российского и международного образования.

Экспозиция Герценовского университета вызывала большой интерес как на выставке в Санкт-Петербурге, так и Москве.

Активное участие в подготовке и работе выставки приняли сотрудники филологического, психолого-педагогического факультета, института информационных технологий, учебно-методи-

ческой лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», научно-практического центра развития воспитательной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена, управления внешних связей. На многочисленные вопросы будущих абитуриентов отвечали студенты из Герцен-класса. Приятно отметить, что РГПУ пользуется большой популярностью не только в нашем городе, но и в Москве.

По итогам участия в выставках «Образование и карьера — ХХ1 век» в Санкт-Петербурге и Москве РГПУ им. А. И. Герцена был награжден двумя дипломами «За работу с молодежью» и «За большой вклад в пропаганду образования».

22-24 марта 2006 года в Спортивном комплексе «Юбилейный» впервые в Санкт-Петербурге прошла городская образовательная выставка «Интеллектуальный потенциал России».

Организаторы выставки — Комитет по науке и высшей школе, Комитет по образованию, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга, Совет директоров ссу-зов Санкт-Петербурга.

Цель выставки — представление высокого образовательного потенциала Санкт-Петербурга как научного и культурного центра России, привлечение абитуриентов из других регионов страны для получения образования в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, обеспечение тесного взаимодействия работодателей города с учебными заведениями, содействие обмену опытом и популяризации передовых технологий в сфере образования.

В выставке приняли участие государственные и негосударственные университеты, академии, институты Санкт-Петербурга, колледжи, техникумы, училища, лицеи, издательства.

Программа выставки включала круглые столы, консультации специалистов, выставки творческих работ, выступления студентов творческих вузов.

В экспозиции РГПУ им. А. И. Герцена был представлен весь спектр образовательных услуг университета, а также научные разработки в сфере образования и воспитательной деятельности, современные технологии обучения. Организационную работу по участию нашего университета в выставке возглавил отдел организации и информации научно-исследовательских работ. На выставке университет представляли студенты Герцен-класса, сотрудники управления внешних связей, учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», центра развития воспитательной деятельности РГПУ им. А. И. Герцена.

В рамках круглого стола, посвященного проблемам воспитания и социальной защиты, выступила директор центра развития воспитательной деятельности, профессор кафедры педагогики Р. У. Богданова с докладом «Концептульные

подходы к воспитательной деятельности со студентами в вузе».

По итогам выставки РГПУ им. А. И. Герцена был награжден дипломом за активное участие, а также дипломами в номинациях «Лучшее оформление стенда» и «Качество информационных материалов».

С 25 по 28 апреля 2006 года в Москве в Культурно-выставочном центре «Сокольники» прошел 10-й юбилейный Российский образовательный форум. В его работе принимали участие представители научных и образовательных учреждений, общественных объединений и бизнес-структур более чем из 70 регионов России. Свою продукцию, инновационные разработки, образовательные программы представляли более 350 экспонентов из 14 стран мира.

РГПУ им. А. И. Герцена уже четвертый раз принимает участие в выставочных мероприятиях в «Сокольниках». Экспозиция, представленная на выставке, отражала все грани деятельности университета как центра образования, науки, культуры. Были продемонстрированы последние разработки ученых в области образования, информационных технологий и средств обучения. Герценовский университет на Форуме представляли сотрудники отдела организации и информации научно-исследовательской работы, управления внешних связей, факультета информационных технологий, кафедры педагогики. Особый интерес посетителей Форума вызвали программы, разработанные и представленные учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии».

29-31 мая 2006 года была организована и проведена 10-я юбилейная университетская выставка научных достижений. В выставке приняли участие все факультеты университета, проблемные научно-исследовательские и научные лаборатории вуза, институт народов Севера, институт детства, институт международных связей, научно-исследовательский институт непрерывного педагогического образования и научно-исследовательский институт общего образования, музей истории университета, Волховский и Выборгский филиалы РГПУ им. А. И. Герцена, отдел редкой книги фундаментальной библиотеки, научно-практический центр развития воспитательной деятельности, центр теоретических и прикладных исследований в филологии. Наша университетская выставка уже приобрела известность в городе и в этом году на ней была представлена экспозиция внешнего участника — государственного научного учреждения «Институт профессионально-технического образования» Российской академии образования.

В этом году выставка развернула свои экспозиции в большом и малом фойе клуба, частично в зале заседаний Ученого совета университета. Посетителями выставки, кроме студентов и преподавателей университета, стали также участники совещаний ректоров педагогических универ-

ситетов и руководителей региональных учреждений дополнительного педагогического образования России «Задачи системы педагогического образования на современном этапе модернизации российского образования» и «Роль педагогического университета в методическом обеспечении реализации приоритетных направлений Национального проекта «Образование». Знаменательным событием стало посещение юбилейной выставки министром образования и науки А. А. Фурсенко. Приятно было осознавать, что нашим ученым есть, что показать высоким гостям.

В рамках выставки старший преподаватель кафедры межкультурной коммуникации филологического факультета О. В. Миловидова провела презентацию нового лингводидактического материала по русскому языку как иностранному «Шесть встреч в Петербурге», разработанного со студентами IV курса в течение 2005/2006 года.

В виде презентации также был представлен электронный учебник «Естествознание. Растения и животные», созданный авторским коллективом факультета биологии и института детства (доцент кафедры ботаники Г. И. Дубенская, доцент кафедры зоологии Д. О. Елисеев, доценты кафедры методики начального обучения математике и природоведению института детства Е. С. Кузнецова и Л. В. Симонова). Учебник разработан для курсов «Естествознание» и «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию» для студентов дневной и заочной форм обучения института детства. Достоинством данного учебника является большой объем фото- и видеоматериалов, способствующих визуализации теоретического материала, что является преимуществом по сравнению с полиграфической продукцией. Значительный иллюстрированный ряд способствует более качественному и осознанному усвоению материала. Данный учебник может быть использован как для самостоятельной работы студентов, особенно заочной формы обучения, так и для демонстрации материала на лекциях, а также отработки пропущенных практических занятий и т. д.

Частью программы выставки стал концерт факультета музыки, организованный старшим преподавателем кафедры музыкально-инструментальной подготовки Е. Е. Рощиной, «Музыкальное приношение 10-й юбилейной выставке». Вниманию зрителей были предложены курсовые и дипломные работы студентов факультета. Так, выступлением хора (художественный руководитель — заместитель декана по воспитательной работе факультета музыки Т. Ф. Кучковская) дирижировали студентки IV курса. Вокальный квартет V курса «Артифиум» исполнил произведения итальянских, русских композиторов и русские народные песни. Особенно понравилась зрителям песня «Перевоз Дуня держала...». Композицию Дьенса «Фальшивое танго» на гитаре исполнил студент II курса Алексей Носов. С аккор-

деоном выступили дипломант Всероссийского фестиваля-конкурса студентов музыкальных факультетов педагогических вузов «Самара — 2005», студент III курса Александр Котляренко («Посвящение Пьяццолли» Зарецкого) и лауреат Международного конкурса исполнителей, студент IV курса Сергей Хачатрян (фантазия на тему русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет» Иванова). Ансамбль русских народных инструментов факультета музыки исполнил произведения Сарасате, Цапатэадо, русскую народную песню «Валенки» в обработке Шейк-мана.

Традиционно красиво, интересно и неповторимо была оформлена экспозиция института народов Севера под общим названием «Северо-ведческая наука и образование: из прошлого в будущее», включающая в себя комплекс продуктов научной, учебно-методической и научно-творческой деятельности кафедр института народов Севера, кабинета декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера, фольклорного театра «Северное сияние». Композиция показала комплексный характер деятельности коллектива института народов Севера по развитию североведческой науки и образования, адаптации традиционных ценностей народов Севера к условиям современной социокультурной ситуации и модерниза-ционным процессам в отечественной системе образования.

Всеобщий интерес в экспозиции привлекала сценическая яранга для концертов-спектаклей фольклорного театра «Северное сияние», представленная старшим преподавателем кафедры этнокультурологии Е. С. Реснайс. Это сборно-разборная конструкция для сцены размером 2,5^1,5 м, выполненная на металлической основе из ткани и меха, с росписью в стиле древних палеоазиатских рисунков, изображающих охоту, быт, обрядовую деятельность эскимосов и чукчей. Роспись яранги представляет собой стилизацию, адаптирующие древние изобразительные (этнографические) материалы к условиям современной сценической коммуникации. Эта творческая работа, основанная на знании этнографических материалов палеоазиатских этносов, успешно используется в концертно-теат-ральной деятельности фольклорного театра «Северное сияние» на различных сценических площадках в России и за рубежом.

Экспозиция факультета химии отражала единство научных достижений факультета и включала образцы новых соединений, полученных в научных лабораториях факультета химии; монографические обзоры и статьи, посвященные анализу результатов исследований по химии и строению изучаемых веществ; демонстрационную установку для получения интермедиатов в синтезе новых перспективных веществ с практически полезными свойствами, а также дипломы конкурса грантов Санкт-Петербурга; методиче-

ские разработки по различным темам учебных дисциплин факультета.

Кафедрой органической химии и проблемной лабораторией нитросоединений был представлен итоговый научно-технический отчет «Синтез и свойства 3(5)-замещенных 5(3)-нитроамино-1,2,4-триазолов на основе 2-нитрогуанидина и его производных», который посвящен анализу литературных данных и собственных экспериментальных результатов исследований по химии новых высокоазотистых гетероциклических энергетических соединений ряда 1,2,4-триазола, которые являются перспективными компонентами топливных композиций для коммерческих спутниковых систем запуска, подушек безопасности для автомобилей и газогенераторов для пожаротушения. Исследования выполнялись в рамках осуществления работ по гранту Европейского офиса аэрокосмических исследований и разработок (The European Office of Aerospace Research and Development, EOARD) и Международного научно-технического центра (МНТЦ).

В экспозиции факультета географии были представлены результаты инновационной деятельности факультета в области геологии и геоэкологии.

Экспозиция юридического факультета была представлена различными научными разработками в виде монографий, учебных и учебно-методических пособий, статей, комплексных исследований. Также был представлен ряд учебно-методических материалов на английском языке. В 2005 году на факультете был открыт диссертационный совет К 212.199.03. В рамках экспозиции были представлены авторефераты кандидатских диссертаций, защищенных в 2005/2006 учебном году. Была подготовлена презентация в режиме PowerPoint, которая наглядно демонстрировала итоги научной, учебно-методической и творческой работы сотрудников и студентов факультета. Были представлены образцы силлабу-сов, ридеров, а также методические разработки лаборатории правовой информатики. В презентацию были включены результаты научной деятельности по основным направлениям всех подразделений факультета. В экспозиции были представлены результаты научных исследований (финансовая поддержка РГНФ) по правовым проблемам народов крайнего Севера. Итогом этой научной работы стал сборник научных материалов «Права коренных народов Севера: реализация международно-правовых стандартов в Российской Федерации». В рамках экспозиции факультета был оформлен стенд криминалистической лаборатории, на котором были представлены учебно-методические разработки и материалы, используемые для преподавания криминалистики и судебно-медицинской экспертизы на юридическом факультете.

Следует также отметить экспозицию факультета физической культуры. Действительно, как могут представить свои достижения спортсме-

ны? В первую очередь наградами, завоеванными на соревнованиях. Гордость вызывали выставленные на стенде кубки и грамоты, а еще большую гордость вопрос: «Неужели это все только за последний год?».

Как всегда, привлекали внимание посетителей работы преподавателей факультета изобразительного искусства. В этом году были выставлены не только картины. Украшением экспозиции малого фойе стал макет памятника «Жене моряка», представленный старшим преподавателем кафедры рисунка Н. А. Карповой. Впечатляющей была и выставка работ профессора кафедры художественного образования и музейной педагогики Н. А. Яковлевой, посвященная 30-летнему юбилею научно-творческой деятельности в стенах РГПУ им. А. И. Герцена.

В этом году в числе материалов экспозиции факультета биологии был представлен стендовый отчет по научно-исследовательской экспедиции в Крым. На стендах отражена деятельность студентов в ходе комплексной научной ботанико-зоологической экспедиции в Крым летом 2005 года. Ботанический раздел экспедиции курировала профессор кафедры ботаники Е. А. Соколова. Исследования проходили в г. Ялте (Никитский ботанический сад) и ее окрестности, а также в г. Симферополе и его окрестности. В ходе экспедиции был собран гербарий (около 300 листов), который оформлен и поступил на хранение в научный гербарий кафедры ботаники. Кроме того, был собран фиксированный материал по сортовым культурам Никитского ботанического сада, который обрабатывается в настоящее время и является материалом курсовых работ, а в дальнейшем и дипломной работой. За учебный период (2005/2006 уч. год) студенты обработали материал, оформили стенд-отчет по научной экспедиции и сделали доклады на традиционной научной конференции кафедры ботаники. Подобные исследования расширяют научный кругозор студентов, позволяют отработать полевые методы и насладиться красотами других природных зон Земли.

Часть экспозиции факультета биологии была вынесена в Голубой зал. На ней была представлена фотовыставка «Имеющий в руках цветы, плохого совершить не может», выполненная заведующим кафедрой ботаники Г. А. Воробейко-вым и включающая в себя оригинальные авторские фотографии — около 200 штук, сделанные цифровой камерой. Фотовыставка имеет в первую очередь воспитательное значение, продолжая заложенные еще императрицей Марией Федоровной традиции. Это не только фотографии растений из местной природы, но и цветы в изображениях (в картинах, скульптуре и пр.). Мифы и легенды, связанные с растениями, на протяжении долгой истории сопровождали человека. Утрата этих знаний значительно обедняет духовное состояние человека. Выставка направлена на расширение кругозора будущего учителя.

Экспозиция факультета информационных технологий была сфокусирована на том, чтобы показать многоаспектность направлений образовательной и научной деятельности факультета.

Объединяющим ядром явилось емкое понятие «информационные технологии». Символом системы, представляемой факультетом, было выбрано графическое изображение, напоминающее строение атома, на орбитах которого обозначены основные направления развития, условно сгруппированные как направления «ИT-образование», «ИТ в науке» и «Музыкально-компьютерные технологии».

В качестве экспонатов, подтверждающих практические результаты деятельности кафедр в области проектирования виртуальной образовательной среды, подготовки специалистов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности, были представлены разработки педагогов кафедры информационных и коммуникационных технологий, объединенные в электронный учебно-методический комплекс. Комплекс представляет собой совокупность систематизированных по дидактическим функциям цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для подготовки преподавателей и высших учебных заведений любого профиля по вопросам использования информационных коммуникационных технологий в образовании. УМК прошел широкую апробацию в учебном процессе, выдвинут на номинацию «Информационно-техническое обеспечение образования».

Презентационные материалы кафедры информационных систем и программного обеспечения иллюстрировали научные направления, связанные с проектированием информационных систем, распределенными вычислениями и компьютерным моделированием.

Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» факультета информационных технологий представляла свои разработки в Голубом зале. Среди них был инновационный образовательный комплекс на основе дистанционных технологий «Музыка в пространстве цифровых технологий», созданный авторским коллективом под руководством главного научного сотрудника И. Б. Горбуновой. Представляемый комплекс состоит из четырех учебных курсов. Интегративный курс для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ на базе музыкально-компьютерных технологий «Музыка и информатика» — это абсолютно оригинальная разработка, созданная сотрудниками учебно-методической лаборатории во взаимодействии с учителями музыка школ Санкт-Петербурга. Программа курса предлагает творческое овладение новым инструментом на базе музыкального компьютера, приобретение навыка совместной работы в процессе дистанционного обучения, развитие умений по применению полученной информации для самостоятельной аналитической и

творческой деятельности, развитие творческих способностей детей через активное музицирование (ребенок не только слушает и созерцает, но и получает возможность творческого самовыражения), обучение элементам русского языка при изучении ритмического рисунка как в музыке, так и в словах и предложениях, развитие навыков устного счета через освоение ритмослогов, развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на формирование познавательной мотивации в сфере информационных, в том числе музыкально-компьютерных технологий. Курс «Музыкальный компьютер» рассчитан на учащихся, изучающих предмет «Информационные технологии», а также на музыкантов-профессионалов, и направлен на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства как одной из важнейших областей человеческой деятельности. Курс для студентов музыкальных вузов, изучающих информационные технологии, «Студия звукозаписи» позволяет учащимся на практике ознакомиться с основными принципами и приемами звукозаписи, изучить основы акустики и звукорежиссуры. Курс нотной графики «Нотноиздательская деятельность», реализуемый в дистанционной форме обучения, адресован композиторам, исполнителям, музыковедам, редакторам, музыкантам, а также разработчикам музыкального программного обеспечения. Предлагаемая концепция является абсолютно оригинальной, опирающейся на лучшие традиции художественно-эстетического образования в России и инновационный зарубежный опыт. Комплекс был апробирован на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена. Данный комплекс дистанционных учебных курсов для общеобразовательной школы предназначен для развития творческого потенциала обучающихся музыке, расширения их музыкального инструментария, знакомства с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства как одной из важнейших областей человеческой деятельности. Комплекс ориентирован на современное музыкальное образование, создает условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего, кроме традиционных музыкальных дисциплин, компьютером как новым музыкальным инструментом. Реализация предлагаемого курса открывает возможности дальнейшего обучения в высших учебных заведениях по программе подготовки специалистов в области музыкально-компьютерных технологий.

В экспозиции факультета технологии и предпринимательства, размещенной в фойе Колонного зала, был представлен лабораторно-изме-рительный комплекс «Электрет — 2006», предназначенный для научных исследований и экс-

прессного технологического контроля заряженных диэлектриков, который может быть использован в лабораторном практикуме при обучении студентов вузов разделу «Диэлектрики». Лабо-раторно-измерительный комплекс представляет собой полностью компьютеризированную автоматическую установку для измерения изотермической и термостимулированной релаксации поверхностного потенциала заряженных диэлектриков. Отечественная промышленность подобных комплексов не производит. Разработанный комплекс по основным техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам, а по цене не менее, чем в 10 раз ниже. В Голубом зале, как продолжение экспозиции факультета, были выставлены дизайнерские разработки преподавателей и студентов, а также стенд к 10-летию кафедры акмеологии.

В Голубом зале также была представлена выставка отдела редкой книги фундаментальной библиотеки «Из истории типографского дела в Петербурге» (авторы — главные библиотекари С. Е. Волоскова и О. В. Селиванова). Интерес к истории петербургских типографий на современном этапе связан с процессом информационных технологий и бурным развитием полиграфии. Экспозиция ознакомила посетителей с возникновением типографского дела в Санкт-Петербурге. В экспозиции впервые были представлены уникальные экземпляры из фонда отдела редкой книги.

Экспозиция музея истории РГПУ им. А. И. Герцена, также размещенная в Голубом зале, называлась «2006 год. Памятные даты». На ней были представлены фотографии, отражающие некоторые памятные даты из истории университета. 2006 год Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля за № 110 был объявлен годом академика Д. С. Лихачева, 100-летие которого отмечается в ноябре этого года. На выставке музей представил фотографию Дмитрия Сергеевича, где он запечатлен на лекции в аудитории нашего университета, в котором работал с 1948 по 1968 год. Фотографии вида 20 корпуса начала ХХ века и учебное занятие с детьми посвящены 190-летию со дня открытия в Воспитательном доме школы глухонемых детей. Фотография девушек, занятых рукоделием и запечатленных К. Буллой, отражает факт создания в 1856 году классов рукоделия в Сиротском институте. 135 лет назад учреждено Фребелевское общество, открыты педагогические курсы, которые в 1918 году вошли в состав университета (тогда института). Столько же лет отмечается французским классам, положившим начало подготовки учителей французского языка, что отражено на выпускной фотографии 1912 года. 100 лет в этом году исполняется со дня открытия здания, построенного специально для Женского педагогического института на улице Малой Посадской, 26. Один из авторов, архитектор В. В. Старостин, подарил университету фото-

графии здания того периода, копии которых и были представлены на выставке. 85 лет в этом году отмечает кафедра педагогики. Фотография выступления юной гимнастки на фоне портрета И. В. Сталина и фотография фигуристов Л. Бе-лоусовой и О. Протопопова посвящены 60-летию факультета физической культуры. 60 лет исполняется и со дня открытия первой в нашей стране кафедры начальной школы. Уникальная фотография зафиксировала момент открытия перед главным корпусом памятника К. Д. Ушинскому в 1961 году. Наконец, 35 лет прошло с момента открытия в университете подготовительного отделения. На выставке представлена была фотография рабфаковцев 30-х годов, как свидетельство сохранения в университете лучших традиций. Конечно, выставка не могла отразить все памятные даты года; она явилась лишь иллюстрацией к изданию «Знаменательные даты 2006 года. Календарь Герценовского университета». Музей представил также «Отчет по проекту «Создание в структуре фондов и экспозиции музея РГПУ им. А. И. Герцена раздела «Ведомство императрицы Марии Федоровны: вклад в педагогическое образование», выполненный под руководством профессора Н. В. Седовой в рамках программы Министерства образования и науки РФ. Ряд публикаций сотрудников музея в различных изданиях отразил научную деятельность подразделения. Наконец, на номинацию «Лучшая работа, посвященная юбилейной дате в истории страны, науки, образования» представлена книга из серии «Герценовский университет: Золотые имена» — «По велению сердца: Министр просвещения Е. И. Афанасенко». Книга посвящена выпускнику-герценовцу Е. Афанасен-ко. Написана на материалах музея истории РГПУ, личных и государственных архивов. Авторы-составители: В. А. Бордовский, Е. М. Колосова, И. Г. Никифорова, В. П. Соломин.

В рамках выставки проходил конкурс научных, научно-технических, научно-методических и инновационных разработок по 8 номинациям.

Лучшей экспозицией выставки была признана экспозиция факультета информационных технологий.

В номинации «Лучшая учебно-методическая разработка для высшей школы» дипломом первой степени была награждена доцент кафедры сурдопедагогики Л. В. Андреева за учебник для педагогических вузов «Сурдопедагогика».

В номинации «Лучший учебный комплекс для школы» жюри признало лучшим комплект школьных учебников по химии для общеобразовательных школ, в том числе для профильного обучения под редакцией профессора кафедры методики обучения химии факультета химии Н. Е. Кузнецовой. Учебники уже используются для обучения как в общеобразовательных школах нового типа, так и в начальных профессиональных заведениях России и Республики Беларусь. Новизна этих учебников в том, что они ориентированы на гума-

нистическую парадигму развивающего обучения, на авторские идеи системного усвоения и творческого применения знаний. В учебниках реализован интегративно-дифференцированный подход при проблемном изучении материала, широко представлена методология познания, организация самостоятельной работы по дифференцированным заданиям.

В номинации «Научная публикация года в области фундаментальных исследований» дипломом первой степени награжден заведующий кафедрой философской и психологической антропологии факультета философии человека А. А. Корольков за монографию «Духовный смысл русской культуры». В книгу вошли избранные труды, явившиеся плодами 15-летних исследований автора в области духовной антропологии и синтезирующие христианскую, философскую и натуралистическую антропологию. В центре его внимания — проблемы традиционной русской духовности, ее роли в становлении культуры нации и личности.

В номинации «Лучшая научно-творческая разработка» дипломом первой степени награждена старший преподаватель кафедры рисунка факультета изобразительного искусства Н. А. Карпова за проект памятника «Жене моряка».

В номинации «Лучшая научно-техническая разработка» дипломом первой степени награжден коллектив авторов кафедры физической электроники факультета физики в составе профессора П. П. Серегина, доцента Р. Кастро, инженеров А. В. Марченко и А. А. Добродуба за разработку «Спектрометр мессбауэровский». Спектрометр предназначен для измерения спектров ядерного гамма-резонанса в широкой об-

ласти скоростей на изотопах, используемых в физических и химических экспериментах. В отличие от ныне существующих, спектрометр позволяет перекрывать весь спектр скоростей и возможных изотопов.

В номинации «Информационно-техническое обеспечение образования» дипломом первой степени награжден коллектив авторов кафедры прикладной лингвистики филологического факультета в составе заведующей кафедрой Л. Н. Беляевой, старшего преподавателя В. Р. Нымма, доцентов И. С. Пановой-Яблошниковой и Е. Ю. Се-вериновой за учебно-диагностический комплекс для самостоятельной работы студентов. Комплекс создан для самостоятельной работы студентов, аудиторного тестирования и обучения студентов основам ИТ и используется в процессе обучения студентов бакалавриата и магистратуры, включает системы перевода, обучения и тестирования.

В номинации «Лучшая работа, посвященная юбилейной дате в истории страны, науки, образования» дипломом первой степени награжден доцент кафедры русской истории факультета социальных наук А. Б. Николаев за монографию «Революция и власть: IV Государственная Дума 27 февраля — 3 марта 1917 года». Цель монографии — определение места и роли Государственной Думы в Февральской революции и создание наиболее полной картины думского участия в революционных событиях. Работа посвящена юбилейной дате — 100-летию Государственной Думы России.

Всем участникам выставки научных достижений хочется пожелать творческих удач, научных открытий, успехов в научной деятельности!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.