ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИННОВАЦИОННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Е.А. Шевцова,
соискатель кафедры технологий и предпринимательства ГБОУ ВПО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (заместитель директора по УВР МОУ лицей №14 г. Жуковский Московской обл.)
Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Кальней В.А.
E-mail: shefff14@rambler.ru
Аннотация. В статье рассматриваются основные инновационные средства подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения. Оценивается инновационный потенциал интеграции системы дополнительного образования с программой предпрофильной подготовки для профессиональной ориентации учащихся.
Ключевые слова: дополнительное образование, интегративные технологии обучения, компетенции, образовательный профиль, предпрофильная подготовка.
INNOVATIVENESS OF THE MODERN APPROACH
TO THE FORMATION OF THE PROFILE SELECTION LEARNING BASIC SCHOOL STUDENTS
E.A. Shevtsova,
competitor chairs of technologies and professional education GBOU VPO «ACADEMY OF SOCIAL MANAGEMENT»
Annotation. The article discusses the main innovative means of preparing basic school students to the choice of study profile. The innovative potential of integration of additional education program with preprofile preparation for professional orientation of students is ranked.
Keywords: additional education, integrative learning technologies , competencies , educational profile , preprofilning study.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего осознанному ответственному выбору индивидуальной образовательной траектории школьников, является внедрение предпрофильной подготовки на ступени общего образования. Предпрофильная подготовка является подсистемой школьного профильного образования и выполняет подготовительную функцию — помогает учащимся определиться в выборе будущего профиля обучения в старшей школе.
В качестве нормативно-правовой основы предпрофильной подготовки выступают «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» [2] и «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях» [5]. Эти документы определяют предпрофильную подготовку как систему педагогической, психологической, информационной и орга-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
низационнои поддержки учащихся, содействующей их профильному самоопределению по завершению основного общего образования.
Целью организации предпрофильной подготовки, в первую очередь, является создание условий, обеспечивающих готовность выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей учебной деятельности.
Для достижения вышеуказанной цели в практической образовательной деятельности необходимо применение комплексной системы реализации предпрофильного обучения.
В соответствии с результатами обучения система реализации предпрофильного обучения должна с необходимостью включать в себя следующие направления:
• предметная (частная) дидактика;
• метапредметные (интегративные) технологии обучения;
• психолого-педагогическая поддержка учащихся.
В настоящее время система предпрофильного обучения включает в себя целый ряд инновационных — в российских условиях — педагогических идей, определяющих необходимость изменений в методах, формах школьного обучения, формах контроля достижений учащихся, изменения модели связей школы на образовательном и профессиональном поле. Перечислим некоторые из этих идей [3, с. 35]:
• введение за счет школьного компонента краткосрочных курсов по выбору: предметных, межпредметных и ориентационных;
• использование в предпрофильном обучении таких форм получения образования как экстернат, дистанционное образование, обучение в малых группах, обучение в группах учащихся разных школ в рамках межшкольной интеграции;
• введение модульной системы изучения обязательных предметов и курсов по выбору, предполагающей интенсивное погружение учащихся в изучаемую область;
• введение активных методов преподавания курсов по выбору (лабораторно-практиче-ские занятия, проектный метод, моделирование, экскурсии, тренинги, дискуссии, дебаты и т.д.);
• проведение профессиональных пробных занятий для учащихся, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля образования;
• введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу «портфолио»;
• зачисление в 10-й профильный класс на конкурсной основе с учетом достижений уча-
щихся по избранному профилю;
• частичный перевод обучения школьников в профильные учебные и производственные объединения в рамках формирования муниципальных и межмуниципальных образовательных сетей;
• проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий с учащимися, позволяющими использовать ресурс «портфолио»;
Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую педагогическую систему образования. Эта система должна создать условия для самоопределения школьников: предоставить им право самостоятельно выбрать профиль обучения в старших классах школы; сформировать готовность нести ответственность за сделанный ими выбор.
Схематически систему предпрофильной подготовки можно описать следующим образом (см. рис. 1.)
Система предпрофильной подготовки соответствует закрепленным в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» идеям индивидуализации и дифференциации обучения, его личностной развивающей направленности, реализации деятельностного и компетентностного подходов, развития коммуникативности, учёта потребностей рынка труда и геоэкономического пространства региона.
Во многом содержание понятия предпрофиль-ной подготовки в основной общей школе совпадает с определением дополнительного образования. Под дополнительным образованием понимается составная (вариативная) часть общего образования, сущ-ностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно [1, а 4].
Система дополнительного образования школьников, интегрированная в систему их пред-профильной подготовки (например, в модели функционирования учебного заведения как учебно-воспитательного комплекса), позволяет плавно переходить от формирования универсальных компетенций выпускника школы (включая предметные, метапредметные и социально-личностные) к профессиональным компетенциям (включая общие профильные и специальные).
На базе МОУ лицей №14 г. Жуковского апробирована модель уровневой организации интегрированной системы дополнительного и общего образования, включающая в себя формирование когнитивного, мотивационного и поведенческого аспектов готовности выпускников основной школы к профильному образованию (см. табл.1).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рис. 1. Система предпрофильной подготовки в основной общей школе
В результате внедрения системы предпрофиль-ной подготовки учащихся на базе уровневой организации интегрированной системы предпрофиль-ного образования в исследуемом среднем учебном заведении обеспечивается выполнение следующих задач [4, с. 26]:
• формирование у обучающихся устойчивой мотивации к всестороннему изучению дисциплин физико-математического цикла;
• создание условий для реализации индивидуальных способностей, возможностей, интересов в области физико-математических наук;
• создание условий инновационного развития области «Математика», «Физика», «Информатика» в аспекте реализации ФГОС и подготовки к ЕГЭ;
• создание условий для развития умений и навыков в области авиационного конструирования и пилотирования летательных аппаратов;
• воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к историческим событиям в жизни родного города на примере становления авиационной отрасли;
• профессиональная ориентация выпускников на выбор аэрокосмического профиля обучения в старших классах, а также на выбор авиационного профиля обучения на уров-
нях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Литература
1. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Ав-тореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // 1 сентября. 2007. №2.
3. Кривых С.В. Самоопределение учащегося — суть предпрофильной подготовки // Человек и образование. 2005. № 1. — с. 34-39.
4. Программа развития МОУ лицея № 14 г.о. Жуковский Московской области. Жуковский, 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// zhukliceum14.edusite.ru/DswMedia/programmar azvitiyaliceya2011-2015.doc (дата обращения — 23.04.2014 г.)
5. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) [Электронный ресурс] // Методист. — Режим доступа: http://metodist.edu54.ru/ node/1737 (дата обращения — 23 апреля 2014 г.)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 1.
Уровневая организация интегрированной системы предпрофильного образования аэрокосмического профиля в МОУ лицей №14 г. Жуковского
Уровень предпрофильного образования аэрокосмического профиля Формы организации учебной деятельности Конкретные мероприятия в рамках ООП начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования МОУ лицей №14 г Жуковского
Установочно-профориентационный Тематические встречи, интерактивные мероприятия, экскурсии Встречи с представителями лётных профессий. День героя. Киноклуб «Взлетная полоса». Музей «АКШ-Крылья» «Ступени в небо». Посещение градообразующих предприятий: ЦАГИ, ЛИИ, ШЛИ им. М.М. Громова. Посещение Российских музеев авиации и космонавтики
Углубленное изучение общеобразовательных предметов (элективные курсы) Пропедевтический курс физики и математики 5-6 класс; Курс астрономии, 7-8 класс; Основы авиамоделирования на уроках технологии, 5-8 класс; Предпрофильный курс по физике и математике, 7-9 класс
Спецпредметы авиакосмического цикла История авиации, 5-6 класс; Основы авиаконструирования, 5-9 класс;
Когнитивно-развивающий Кружковая работа Предпрофильные кружки: - авиамоделирование; -занимательная астрономия для начинающих;
Международные образовательные проекты Образовательный проект «Академия Airbus»: презентация книги «Наука о полетах»; курс лекций по основам теории авиации и авиастроения (в теч.1 уч. года). Российско-Финский проект в области физико-математического образования: углубленное изучение математики, физики, авиационной психологии, авиационного английского языка, компьютерного пилотирования (в теч. 1 недели)
Инструментально-практический Спецпредметы авиакосмического цикла (профильные спецкурсы, элективные курсы) - тренажерная практика в АУЦ "Жуковский ЛТК": компьютерное пилотирование 7-9 класс, подготовка на тренажере легкого летательного аппарата, 7-9 класс; Летная практика на аэродроме Алферьево с выполнением ознакомительных полетов и парашютных прыжков
Исследовательско-проектировочный (эвристический) Подготовка самостоятельных индивидуальных и групповых проектов по авиакосмической тематике Конкурс творческих работ, отражающих развитие отечественной авиации, космонавтики и воздухоплавания в рамках ежегодного Московского открытого фестиваля детско-юношеского авиакосмического творчества «От винта»
Коммуникативный Участие в тематических выставках, конференциях, форумах Экспозиция лучших авиамоделей учеников на выставочном стенде авиакосмического салона МАКС; Участие в научно-практической конференции «Интеллектуальное будущее наукограда»
Контрольно-оценивающий Участие в профильных предметных олимпиадах, соревнованиях Всероссийские олимпиады по физике, математике, астрономии, информатике, Международная олимпиада по астрономии, Южный математический турнир, региональный математический турнир на Кубок ФАЛТ, интернет-олимпиада школьников по физике Санкт-Петербургского государственного университета