К. Д. Латыпова
ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Ключевые слова: инновационность, предприятие.
В статье дано определение понятия инновационность и базовые характеристики этого понятия. Также представлены выводы о развитии инновационности на предприятиях автомобилепромышленного комплекса.
Keywords: innovation, company.
In this paper we give a definition of innovation and basic characteristics of this concept. Findings on the development of innovative enterprises in automobile complex.
Место, занимаемое автомобильной
промышленностью в экономике России, столь же значительно, что в экономике других стран -автопроизводителей как с точки зрения занятости населения, так и с учетом вклада в создание валового внутреннего продукта. Российский рынок легковых автомобилей сегодня оценивается экспертами в 18 млрд. долл (3%ВВП). С учетом производства грузовых автомобилей и автобусов, доля
автомобилестроения в ВВП России приближается к 5%.[1] Когда повышение уровня развития автомобильных заводов играет важную роль для состояния российской экономики в целом.
Полноценное развитие предприятия, в том числе предприятий автомобильной промышленности невозможно без инновационной деятельности и инновационности. Эти два понятия не тождественны, так как инновационность значительно шире
традиционных трактовок и аспектов инновационной деятельности. Инновационность представляет собой комплекс тенденций и предпочтений и, будучи сложным и многогранным явлением, она не
укладывается в традиционную схему
количественных или качественных экономических показателей. Необходимо в инновационности
рассматривать не только экономическую
направленность, но и особый вид восприятий и отношений, ценностных установок и мотиваций, траекторию сближения индивидуального и общего, микросоциума и макростратегии.
Впервые термин «инновационность» употребил Й. Шумпетер, которую представлял как систему изменений. Шумпетер обратил внимание на противоречивость и неравномерность
экономического и научно-технического развития[2]. Современные авторы определяют инновационность как главную составляющую роста
конкурентоспособности предприятий как на внутреннем рынке, так и на международном. К примеру, М. Портер указывает на то, что инновационность играет ключевую роль среди всех составляющих конкурентоспособности
предприятия[3]. При этом в широком понимании инновационность связана как с развитием новой техники, так и трансфером технологий. Реализация данных направлений на практике способствует росту
конкурентоспособности предприятий автомобильной промышленности в целом.
Также с позиций современных трактовок инновационность преобразований характеризуется как волновой природой, так и особенностями функционирования рыночной экономики. В традиционной экономике равновесие есть стабильное использование экономической энергии индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах и сферах народного хозяйства. К сожалению, многие современные автомобилепромышленные
предприятия, руководствуясь текущей
экономической конъюнктурой, упускают из вида долгосрочные перспективы экономического развития, оставаясь в рамках традиционных подходов.
Инновационность может быть самым широко используемым вариантом стратегии бизнеса. Трудно найти предприятие, которое не хотело бы обладать истинной креативностью, которое не может оставить покупателей безучастными. Инновационность — это пользующаяся успехом способность, так как она затрагивает самую сущность предложения компании: как можно усовершенствовать товар и его доставку покупателям, чтобы усилить предложение ценности и точку отличия?
Тенденция к инновационности
экономического развития на предприятии предполагает особую ценность человеческого ресурса, с которым связаны новый комплекс знаний, услуг, система новых подходов и форм организации и управления, опыта и умения, которые не отторгают человека, а обогащают его в процессе целесообразной деятельности.
Инновационность - это системное состояние экономических объектов и процессов, определяющее принцип их жизнеспособности, векторной направленности экономического роста и целесообразной деятельности века по созданию вещественных и невещественных форм товаров, процессов, знаний, методов и услуг[1]. Также инновационность можно определить как особое сочетание вещественных и невещественных форм и факторов экономического развития, качественных подходов, методов и воздействий,
трансформирующее и преобразующее реальность в процессе созидательной деятельности.
На основе таких представлений, предприятия приступают к внедрению новшеств только под давлением значительного падения капиталоотдачи в традиционных секторах экономики, при накоплении избыточных мощностей и под угрозой перехода экономики в фазу глубокой затяжной депрессии (именно в стадии депрессии наступает время базисных инноваций).
Понятие инновационности как
основополагающего фактора конкурентоспособности вытекает из следующих положений:
• Инновационность уже в самом термине содержит элемент новости и изменений, имеет характер динамичный и развивающийся,
• Инновационность тесно связана со всеми
другими факторами, влияющими на
конкурентоспособность продукта и предприятия,
• Инновации сильно влияют на формирование рыночного спроса, который сам по себе является весьма важным фактором формирования конкурентоспособности.
Фактор инновационности как раз необходим автопрому, этому свидетельствуют экспертные оценки, которые указывают на то, что необходимо значительно увеличить долю автомобилестроения в ВВП России в несколько раз [4].
Одним из факторов развития инновационности российского автопрома может явится международное сотрудничество с
автомобильными концернами. Данное
сотрудничество предполагает использование богатого опыта зарубежных предприятий в сфере
производства, и тем самым позволить
модернизировать частично устаревшую отрасль отечественного автомобилестроения. Сотрудничество должно осуществляться на государственном,
институциональном, а также на уровне руководства.
Необходимо учитывать, что
инновационность в развитие коснется непосредственно качества выпускаемой продукции. В этом направление возникает необходимость внедрения системы качества на предприятии, что на наш взгляд является одним факторов инновационного развития предприятия. Одним из этапов становления системы качества на предприятии является установление таких параметров выпуска продукции, а в нашем случае продукцией являются автомобили, которые отвечали бы всем мировым стандартам .
Следующим фактором может явиться высококвалифицированный персонал предприятия, а именно количество специалистов, так как современные требования рынка основаны на многопрофильных требованиях к специалистам. Современный инженер во всем мире рассматривается не только как специалист, способный разрабатывать и управлять конструкциями и механизмами, а как специалист, который может управлять сложной производственной системой, основанной не только и не столько на технических характеристиках, а в большей мере способный чувствовать и понимать
требования рынка и учитывать особенности
функционирования системы в условиях рыночной системы хозяйствования.
Кадровый потенциал, сложившийся к настоящему времени в автомобильной отрасли нуждается в реструктуризации. Чтобы
соответствовать мировому уровню, российскому автопрому нужен, с одной стороны приток
управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения автомобильного бизнеса, с другой стороны, модернизация автомобильных производств
неизбежно приведет к дальнейшему сокращению
занятости в автомобильной отрасли.
У работников данной отрасли инновационная активность ограничена рамками области их специализации, поэтому сотрудники считаются носителями экспертизы в рамках которой от них ожидаются продуктивные предложения и, одновременно, в этих же рамках им выдают задания на разработку подобных предложений. Тем не менее, практика показывает, что такое искусственное ограничение чаще всего малоэффективно, так как инновационная активность сотрудников объективно возрастает быстрее в тех областях, которые интересны сотруднику, и они не обязательно полностью совпадают с его специализацией в организации. Данное ограничение уменьшает не только потенциальный объем нового в областях, отличных от области экспертизы сотрудника, но и увеличивает время для создания нового для его основной области деятельности, вследствие снижения активности и интереса сотрудника к инновационной деятельности.
Восприимчивость предприятия к
инновационности характеризуется способностью руководства преодолеть возникающие конфликты и проводить изменения в бизнесе. Это важнейшее качество предприятия в значительной мере связано с менталитетом его сотрудников, так как внедрение новой технологии, ускорение темпов обновления производства в экономике промышленности стимулируют появление нового параметра предприятия — гибкости,определяемой как
«многовариантность состояний, в которых может находиться система». Именно гибкость фирменной деловой политики, а также быстрота модернизации, технического обновления, освоения новых технологий (не скорость и даже не экономичность собственно производственного процесса) становятся решающими факторами успеха на рынке.
Гибкость предприятия связана с наличием вариантов выбора решений. Основным препятствием при реализации решений является сопротивление нововведениям со стороны персонала предприятия. Такие факторы, как низкий уровень вовлечённости сотрудников в принятие важнейших решений, их стремление избегать серьёзных перемен,
непонимание сути осуществляемых изменений, а также несовершенство механизма их внедрения вызывают неприятие новых идей и сопротивление их
практическому воплощению со стороны работников предприятия.
Для повышения инновационной гибкости предприятия надо владеть технологиями преодоления сопротивления персонала предприятия
нововведениям, прежде всего через развитие инновационной корпоративной культуры, повышение инновационной восприимчивости персонала, в том числе посредством введения системы мотивации и поощрения. В практике российских предприятий используется в основном стандартная схема построения мотивации работников за счёт личного совершенствования, а не за счёт расширенного применения современных методов и инструментов управления.
В условиях модернизации экономики, на наш взгляд, необходимо осуществлять ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности кадров автомобильной промышленности таких как: оценка интеллектуального капитала участников
корпоративного образовательного пространства; цикловое повышение квалификации кадров российской автомобильной промышленности,
включающее взаимодействие предприятий
отечественного машиностроение с зарубежными автомобильными концернам.
Для большинства компаний
инновационность означает постоянное
совершенствование. Эти фирмы предлагают тот же самый товар или услугу, но с помощью творческого инжиниринга, поддерживаемого инвестициями, добавляют к нему определенные элементы. Основные торговые марки автомобилей в течение многих лет подвергались постоянному улучшению, но их
основная функция оставалась неизменной, и покупатели рассматривали эти усовершенствования как небольшие и постепенные. Тем не менее, некоторые компани время от времени используют разрушающие инновации, создавая новые товары, которые определяют новые категории и субкатегории.
Автомобиль, как продукт, аккумулирует в себе достижения нефтехимии, металлургии, точного машиностроения, электроники и электротехнической промышленности. За рубежом весь запрос на комплектующие высокого качества закрывают предприятия малого и среднего бизнеса. Они же являются партнерами глобальных предприятий -автопоставщиков. Иностранные автокомпании, пришедшие в Россию, констатируют, что менее 10% национальных поставщиков соответствуют их стандартам качества. Таким образом, в автопроме, как в зеркале, отражаются проблемы модернизации: от качественного дизайна до производства метизов. Сейчас необходимо появление проектов выпуска российских автомобилей будущего без традиционного копирования чужих компонентов и технических решений.
Кроме конкретных решений для развития инноваций на предприятии необходимо такое важное качество истинная приверженность к инновационному процессу, которая не подвластна давлениям в виде необходимости получения
краткосрочных результатов. Этой приверженностью следует должным образом управлять, с тем чтобы нужные люди были помещены в соответствующее окружение. Кроме того, организация должна обладать необходимой компетенцией, позволяющей превратить инновацию (независимо от того, связана ли она с, маркетингом, работой с покупателями или чем-то другим) в коммерческие товары, а также быть готова пойти на риск и совершить ошибку.
В современных экономических условиях немаловажную роль для развития инновационных процессов на предприятии играет поддержка государства. Одним из наиболее точных показателей инновационности является доля такой продукции в ВРП, ВВП, число инновационных компаний-производителей, структура экспорта за пределы региона или страны и т. д.
Мы изучили ряд налоговых льгот, используемые в зарубежном опыте, которые можно применить в отечественно практике:
• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
• снижение ставок налога на прибыль, направленные на заказные и совместные НИОКР;
• связь предоставление льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
• льготное налогообложение прибыли,
полученной в результате использования патентов, лицензий, «ноу-хау», и других нематериальных
активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
• зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели;
• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
• снижение ставок налога на прибыль, направленные на заказные и совместные НИОКР;
• связь предоставление льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
• льготное налогообложение прибыли,
полученной в результате использования патентов, лицензий, «ноу-хау», и других нематериальных
активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
• зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
На наш взгляд, применение ряда перечисленных мер на отечественной практике повысит эффективность работы отечественных предприятий, а именно применение «налоговых каникул», когда прибыль, полученная от реализации инновационных проектов не облагается налогом, налоговые послабления на прибыль, направленные на заказные и совместные инновационные разработки, а также льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов и лицензий, входящих в состав интеллектуальной собственности.
Однако фактически господдержка инноваций в производство, разработки фундаментальных компонентов для острых нужд производства отсутствует. Это сложная и довольно затратная фаза превращения инновации в реально осязаемый продукт.
Безусловно, государственная поддержка для создания инноваций на предприятии важна,
однако необходимо помнить, что без инициативы самого предприятия, а в особенности предприятий автопрома, которые с каждым годом увеличивают свою значимость в экономике страны, не будет происходить развития в сфере инновационности предприятия, что на данный момент является определяющим в определении
конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта.
Любое предприятие независимо от вида деятельности должно активизировать инновационные процессы, так как в высококонкурентных секторах экономики, предприятия для выживания и роста бизнеса вынуждены искать наилучший способ удовлетворения запросов клиентов, выводя на рынок продукты, которые создают новую ценность у имеющихся и новых покупателей.
Литература
1. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 nw.(http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/secto ral/10)
2. Марченко Г.Н. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия как фактор его развития./ Г.Н. Марченко, С.Н. Михайлов- Казань: Каз.гос. энерг. Ун-т,2005. -88с
3. Schumpeter, J. The Theory of Economic Development / J. Schumpeter. - Cambridge : Harvard,1934. - 115с
4. Porter M.: Porter o konkurencji.- PWE, Warszawa, 200115-20с.
5. Аблаев И. Внедрение прорывных отечественных
разработок в автомобильной
промышленности.(http://www.expert64.m/publication/286.ht ml)
6. Инновационная деятельность промышленных
предприятий России. Статья.
(http://www.innovbusiness.ru/content).
7. Авилова В.В. Конвергенция мотиваций нового механизма инноваций/ В.В. Авилова, Дж.Картер, А.А. Соколова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №2. - С 59.
© К. Д. Латыпова - соиск. каф. экономики КНИТУ, [email protected].