Научная статья на тему 'Инновационное содержание общего экономического образования студентов физкультурных вузов'

Инновационное содержание общего экономического образования студентов физкультурных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ВУЗ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев В. В., Рябинина С. К., Мельничук А. А., Приходов Д. С.

The issues of enhancement of the economic and business training of sports university students have been touched upon in some Russian publications. But, despite of the unquestionable relevance of the considered problem the concept of economic and business training for students has not been established, the curricula on economy of physical culture and sport are underdeveloped and students’ entrepreneurial abilities are not being investigated, along with the weak use of the foreign experience of economic training of sports university students. With the deepening market relations the economic and especially business activity of sports organizations and experts in physical culture and sport are being intensified. Therefore, the requirements to professional training of experts in physical culture and sport have changed radically. Along with learning the basics of market economy, the experts are to form the economic way of thinking, learn the elements of economic culture of behavior and self-determination in the sphere of sports entrepreneurship. The purpose of the study was to work the content of economic education of sports university students and reveal the level of their knowledge in economy. Formation of the economic competence of sports university students is one of foreground tasks of expert training in physical culture and sport. This task has become especially acute due to the XXII Winter Olympic Games to be held in Sochi in 2014. Russia is not only in need of top specialists in physical culture and sport, but in professionals capable of arranging and doing efficient business of sports institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное содержание общего экономического образования студентов физкультурных вузов»

УДК: 796.077.5

ИННОВАЦИОННОЕ

содержание обшего экономического образования студентов физкультурных вузов

Доктор педагогически наук, профессор В.В. Пономарев Кандидат педагогических наук, доцент С.К. Рябинина А.А. Мельничук, Д.С. Приходов

Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

THE INNOVATION CONTETNT OF GENERAL ECONOMIC EDUCATION OF SPORTS UNIVERSITY STUDENTS

V.V. Ponomarev, professor, Dr.Hab.

S.K. Ryabinina, associate professor, Ph.D.

A.A. Mel'nichuk, D.S. Prikhodov

Siberian technological university, Krasnoyarsk

Key words: economic education of students, content of economic education, students' economic education level, sports university, test. The issues of enhancement of the economic and business training of sports university students have been touched upon in some Russian publications. But, despite of the unquestionable relevance of the considered problem the concept of economic and business training for students has not been established, the curricula on economy of physical culture and sport are underdeveloped and students' entrepreneurial abilities are not being investigated, along with the weak use of the foreign experience of economic training of sports university students.

With the deepening market relations the economic and especially business activity of sports organizations and experts in physical culture and sport are being intensified. Therefore, the requirements to professional training of experts in physical culture and sport have changed radically. Along with learning the basics of market economy, the experts are to form the economic way of thinking, learn the elements of economic culture of behavior and self-determination in the sphere of sports entrepreneurship. The purpose of the study was to work the content of economic education of sports university students and reveal the level of their knowledge in economy. Formation of the economic competence of sports university students is one of foreground tasks of expert training in physical culture and sport. This task has become especially acute due to the XXII Winter Olympic Games to be held in Sochi in 2014. Russia is not only in need of top specialists in physical culture and sport, but in professionals capable of arranging and doing efficient business of sports institutions.

Ключевые слова: экономическое образование студентов, содержание экономического образования, уровень экономического образования студентов, физкультурный вуз, тестирование.

Введение. Социальные процессы, происходящие в современной России, предоставляют выпускникам вузов значительную степень экономической свободы, что открывает возможности для широкого развития индивидуально-предпринимательской, личност-но-организационной, акционерно-трудовой и иной экономической деятельности. Поэтому в настоящее время конкурентоспособность на рынке труда обеспечивается широким профилем подготовки, в том числе и экономической.

Вопросы совершенствования экономической и предпринимательской подготовки студентов физкультурных вузов затрагивались в публикациях некоторых отечественных специалистов (В. У. Агеевец, В. А. Какузин, В. В. Кузин, Б. С. Кузьмак, М. Е. Кутепов, Р. М. Орлов, И. И. Переверзин, С. Г. Сейранов и др.). Однако, несмотря на бесспорную актуальность рассматриваемой проблемы, в физкультурных учебных заведениях России пока не сложилась концепция экономической и предпринимательской подготовки студентов, как правило, еще не разработаны программы по экономике физической культуры и спорта, не изучаются предпринимательские способности студентов. При этом слабо используется зарубежный опыт экономической подготовки студентов спортивных вузов.

Положение о том, что современные социально-экономические условия ставят все новые и новые задачи в области подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта, различные специалисты рассматривают в самых разнообразных, нередко противоречащих друг другу аспектах [1, с. 186].

Однако для успешной профессиональной деятельности в новых социально-экономических усло-

виях, в которых приходится работать специалисту, необходимо формировать у него знания и умения эффективно решать социально-экономические проблемы.

Несомненно, что современная сфера деятельности выпускников физкультурных вузов предполагает серьезные изменения системы их подготовки в связи с потребностями общества в расширении и вариативности спектра услуг, оказываемых средствами физической культуры и спорта. Так, С. П. Евсеев с соавторами делают акцент на необходимости фунда-ментализации профессионального физкультурного образования [2, с. 47-50].

Появление такой профессии, как «менеджер-предприниматель в спорте и сфере услуг» предусматривает широкий диапазон работы - от руководителя предприятия, организации в сфере спорта и услуг до менеджера команд и отдельных спортсменов. Основными видами деятельности становятся предпринимательская деятельность в сфере спорта и услуг, экономика спорта, маркетинг и менеджмент, организация и управление предприятиями малого и среднего бизнеса.

Однако, как показывает анализ психолого-педагогической экономической литературы, если в общеобразовательных школах уже имеются значительные успехи в области экономического образования, то в вузах, и в частности в университетах, на факультетах неэкономических специальностей эта проблема практически не решается [3, с. 218].

Подготовка педагогических кадров по специальности «Физическая культура» характеризуется рядом противоречий и существенных недостатков. Общество не в полной мере удовлетворено результатом и качеством работы учебных заведений по подготовке специалистов. Многие выпускники не соответствуют своему статусу, не оправдывают социальных ожиданий, не могут решить задачи воспитания физически и психически здорового молодого поколения. Очевиден разрыв между степенью подготовленности выпускников физкультурных вузов (факультетов) к работе в новых социально-экономических условиях и растущими запросами общества. Реальной становится угроза профессиональной некомпетентности.

В условиях углубляющихся рыночных отношений происходит интенсификация экономической, и особенно предпринимательской, деятельности организаций физкультурно-спортивной направленности и специалистов по физической культуре и спорту. В связи с этим радикально меняются требования к профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, которые в процессе обучения в высшей школе должны не только освоить основы рыночной экономики, но и сформировать экономический образ мышления, овладеть элементами экономической культуры поведения и самоопределения в сфере спортивного предпринимательства [3, с. 127].

Цель исследования - разработка содержания экономического образования студентов физкультур-

ных вузов, а также выявление уровня их экономических знаний.

Для решения данной проблемы мы обратились к Государственному стандарту высшего профессионального образования и примерным учебным планам для специальностей «Физическая культура» и «Физическая культура и спорт» и увидели, что экономической подготовке студентов отводится недостаточное количество учебного времени. Экономика входит в блок общегуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента. Согласно данным нормативным документам студенты должны знать основы экономической теории, микроэкономику и макроэкономику, а также особенности переходной экономики России. После изучения данной дисциплины студенты сдают экзамен.

В блоке дисциплин предметной подготовки выделяется дисциплина «Экономика физической культуры и спорта», которая относится к циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (ОПД) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки 521900 - «Физическая культура» и специальности 022300 - «Физическая культура и спорт» [4].

Предлагаемая нами дисциплина изучается на 4-м курсе (8-й семестр). Цель курса - овладение студентами знаниями и умениями системного анализа современных экономических отношений в отрасли «Физическая культура и спорт» с учетом взаимосвязи макро- и микроэкономики.

Курс «Менеджмент физической культуры и спорта» также относится к циклу «Общепрофессиональные дисциплины» (ОПД) государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки 521900 - «Физическая культура» и специальности 022300 - «Физическая культура и спорт» [4]. Данный курс изучается в 7-м и 8-м семестрах. Цель изучения курса - овладение студентами научными основами теории социального управления физкультурными и спортивными организациями России в условиях рынка.

Необходимо отметить, что изучению данных дисциплин уделяется разное количество учебного времени в зависимости от формы обучения. Так, студентам очного отделения, обучающимся по специальностям «Физическая культура» и «Физическая культура и спорт», отводится 102 ч на изучение курса «Экономика физической культуры и спорта» и 180 ч на изучение дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта». Студенты заочного отделения изучают данные учебные дисциплины 84 и 96 ч соответственно. Количество часов, отводимых для самостоятельной работы студентов, также разное, и если у студентов очной формы обучения оно составляет 50 % от общей учебной нагрузки, то у заочников -83 % времени на самостоятельную работу. Таким образом, аудиторная нагрузка при изучении дисциплины «Экономика физической культуры и спор-

та» составляет 51 ч для студентов очного отделения и 14 ч для студентов заочного отделения. В то время как на самостоятельную работу отводится 51 и 70 ч соответственно. Изучению дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» уделяется 90 ч аудиторного времени для студентов-очников и только 16ч - для студентов-заочников. Самостоятельному изучению данной дисциплины предлагается практически одинаковое количество времени: студентам очной формы обучения - 90 ч, заочной - 96 ч. По итогам изучения данных дисциплин предусмотрены зачеты или экзамены, в зависимости от специальности.

Изучив и проанализировав нормативные документы, отражающие содержание и объем дисциплин экономического цикла, изучаемых в физкультурных вузах, мы посчитали необходимым проверить, насколько качественно экономическое образование выпускников, а также выявить уровень экономической подготовки студентов.

Экономическое образование студентов предполагает не только владение собственно экономическими знаниями, но также и способность организовать и вести предпринимательскую деятельность в области физической культуры и спорта. Такая деятельность становится все более актуальной и востребованной в современном обществе. Чтобы проверить уровень экономической подготовленности выпускников физкультурных вузов и их готовность к ведению предпринимательской деятельности в области физической культуры и спорта, мы провели тестирование, состоящее из двух несложных и довольно кратких тестов, результаты которых позволяют объективно оценить уровень экономической подготовленности студентов.

Методика и организация исследования. В тестировании принимали участие 48 студентов 5-го курса Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева факультета физической культуры и спорта (специальность 050720 - «Физическая культура»), которые уже успешно освоили дисциплины экономического цикла, предусмотренные программой. Им было предложено выполнить два теста. Первый тест, состоящий из 10 заданий, включал в себя вопросы по экономической теории и маркетингу. Его цель - выявление уровня знаний выпускников по экономике. Второй тест состоял из 7 вопросов и был направлен на выявление организаторских спо-

собностей студентов для ведения коммерческой деятельности спортивного учреждения.

Результаты исследования и их обсуждение.

Как видно из табл. 1, в которой приведены результаты ответов на вопросы первого теста, в большинстве случаев количество неправильных ответов преобладает над правильными. Анализируя ответы, мы с удивлением отметили, что более 45 % испытуемых не имеют верного представления о том, что такое дивиденды, хотя, казалось бы, ответ на этот вопрос должны знать даже те, кто не имеет экономической подготовки. Неверно дали определение рекламе более 68 % испытуемых, и это несмотря на то, что в современном мире информационных технологий реклама окружает нас повсюду и стала неотъемлемой частью нашей жизни. Большие сложности студенты испытывали, отвечая на вопрос об эластичности спроса на спортивные услуги: 33 человека, а это 68,75 % от общего числа испытуемых, дали неверный ответ. На вопрос о ценовой конкуренции немногие выпускники смогли ответить правильно, лишь треть из них справились с заданием и около 67 % студентов не смогли правильно ответить на данный вопрос. Наибольшие затруднения вызвал у испытуемых 10-й вопрос, в котором речь шла о затратах и степени их изменения в зависимости от изменения уровня производства: 37 человек из 48 дали неправильный ответ, т. е. 77 % тестируемых не знали правильного ответа на данный вопрос.

Общее количество правильных ответов на вопросы теста, проводимого с целью выявления уровня знаний выпускников физкультурного вуза по экономике, не превысило 7. Только 3 испытуемых из 48 дали 7 правильных ответов, 4 участника тестирования дали 6 правильных ответов, 10 назвали 5 верных вариантов, 15 правильно ответили на 4 вопроса, 8 набрали 3 балла, 5 справились лишь с 2 вопросами, 3 дали всего один правильный ответ из 10 возможных. 10 правильных ответов не удалось дать ни одному испытуемому. Необходимо также отметить, что 8 выпускников намеренно или случайно пропустили некоторые вопросы теста и не ответили на них. Таким образом, по результатам первого теста можно сделать вывод, что уровень экономической подготовленностии выпускников довольно низкий.

Рассмотрим табл. 2, в которой представлены результаты второго теста.

Таблица 1. Результаты оценки знаний по общим экономическим понятиям студентов-выпускников физкультурных вузов

Результаты ответа, % № вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Колич. правильных ответов 19 (39,5%) 33 (68,75%) 15 (31,25%) 17 (35,4%) 16 (33,3%) 25 (52%) 13 (27%) 15 (31,25%) 22 (45,8%) 11 (23%)

Колич. неправильных ответов 28 (58,3%) 15 (31,25%) 33 (68,75%) 29 (60,4%) 32 (66,7%) 22 (45,8%) 33 (68,75%) 30 (62,5%) 26 (54,2%) 37 (77%)

Нет ответа 1 (2%) 2 (4,2%) 1 (2%) 2 (4,2%) 3 (6,25%)

Таблица 2. Результаты оценки готовности студентов-выпускников физкультурных вузов к организации коммерческой деятельности

Ответы № вопроса

1 2 3 4 5 6 7

Да 38 (79,2%) 39 (81,25%) 35 (72,9%) 26 (54,2%) 34 (70,8%) 36 (75%) 34 (70,8%)

Нет 9 (18,75%) 9 (18,75%) 13 (27%) 16 (33,3%) 14 (29,2%) 12 (25%) 14 (29,2%)

Нет ответа 4 (8,3%)

Второй тест показался студентам очень простым и легким, они потратили на его выполнение гораздо меньше времени, чем на первый. С одной стороны, это можно объяснить тем, что на вопросы данного теста нужно было отвечать да/нет, опираясь на собственные знания в экономике и менеджменте, высказывая при этом личное мнение. Как видно из таблицы, подавляющее большинство тестируемых утвердительно ответили почти на все вопросы. Студенты довольно самоуверенно заявили, что смогли бы организовать коммерческую деятельность спортивного учреждения, так ответили 38 человек из 48, что составляет почти 80 % от общего числа опрашиваемых. Наиболее значимые статьи затрат при эксплуатации объекта физической культуры смогли назвать 39 выпускников, т. е. 81,25 % всех отвечавших. Проблемы, с которыми может столкнуться руководство спортивного учреждения при организации его коммерческой деятельности, недостаточно четко представляют себе более трети испытуемых, при этом четыре человека вообще не ответили на данный вопрос. Интересной, на наш взгляд, получилась картина при ответе на вопрос о пути продвижения спортивного товара на рынке и положительном экономическом эффекте для организаторов. 75 % опрошенных (36 человек) ответили, что четко представляют себе этот процесс, однако продвижение спортивного товара на рынке, обеспечение интереса общественности к спортивным соревнованиям непосредственно связано с рекламой. Но согласно результатам первого теста 33 студента, т. е. более 68 % тестируемых, не знают даже правильного определения рекламы, что ставит под сомнение адекватность представлений испытуемых о ведении коммерческой деятельности спортивного учреждения и продвижении спортивного товара на рынке.

Также отметим, что 11 из 48 выпускников на все вопросы теста ответили «да», считая себя, таким образом, полностью готовыми к организации и ведению коммерческой деятельности спортивных учреждений. Один студент, напротив, на все вопросы теста ответил «нет». Трудно судить, чем был продиктован такой выбор: слишком низкой самооценкой и неверием в свои силы, желанием быстрее сдать тест или, наоборот, четким представлением всей сложности данного задания и объективным осознанием недостаточности собственной экономической подготовки.

Выводы. Согласно анализу и сравнению результатов проведенных нами тестов представления выпускников физкультурного вуза об уровне их

экономическои подготовки являются завышенными и необъективными. Не всегда четко понимая все нюансы и сложности в организации коммерческой деятельности, они считают, что довольно легко смогут справиться с этой задачей, не имея при этом необходимых знаний по экономике и менеджменту. Стоит еще раз обратить внимание на то, что уровень собственно экономической подготовленности выпускников, как показал тест, очень низкий: 64,5 % отвечавших дали меньше половины правильных ответов, т. е. смогли ответить верно не более чем на 4 вопроса из 10 (некоторые дали всего по одному или два правильных ответа).

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что формирование экономической компетентности студентов физкультурных вузов является одной из приоритетных задач подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Данная задача становится особенно актуальной в связи с тем, что в 2014 г. XXII зимние Олимпийские игры будут проходить в г. Сочи. Поэтому российское общество нуждается не только в высококлассных специалистах в области физической культуры и спорта, но и в профессионалах, способных грамотно организовать и вести коммерческую деятельность спортивных учреждений.

Литература

1. Агеевец В.У. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / В.У. Агеевец, Р.М. Орлов. - СПбГАФК, 2000. -247 с.

2. Евсеев С.П. Социально-педагогические исследования студенческих коллективов академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта / С.П. Евсеев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 2. - С. 47-50.

3. Кузьмичева Е.В. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 032101 «Физическая культура и спорт» / Е.В. Кузьмичева. -М.: Физическая культура, 2008. - 472 с.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 14.04. 2000 г. № 363 пед/

References

1. Ageevets, V.U. Economy of physical culture and sport: study guide / V.U. Ageevets, R.M. Orlov. - SPbSAPhC, 2000. - 247 P. (In Russian)

2. Evseev, S.P. Socioeducational studies of student collectives of P.F. Lesgaft academy of physical culture / S.P. Evseev et al. // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1997. - № 2. - P. 47-50. (In Russian)

3. Kuz'micheva, E.V. Economy of physical culture and sport: study guide for students of the speciality 032101 "Physical culture and sport" / E.V. Kuz'micheva. - Moscow: Fizicheskaya kultura, 2008. - 472 P. (In Russian)

4. The state educational standard of higher professional education 14.04. 2000 № 363 ped/sp. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected],

Поступила в редакцию 14.07.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.