риев оценки и правил вывода.
4. Разработанный подход к оценке является универсальным и может быть применен не только для оценки ПО, но и в любой предметной области. Для использования
системы в другой предметной области необходимо только изменить списки альтернатив, критериев оценки и добавить необходимые правила вывода.
Литература
1. Bellman R.E., Zadeh L.A. Décision making in a fuzzy environment //Management Science. - 1970. -№ 17. - P. 141-164.
2. Алексеев А.Н., Волков Н.И., Кочевский А.Н. Элементы нечёткой логики при программном контроле знаний //Открытое образование. - 2004. - № 4.
3. Смирнова Г.Н., Сорокин А. А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем : Учебник. - М., 2001.
4. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. - М., 2001.
5. Тихомиров В.П., Кондратьев В.К., Филинов Е.Н., Бойченко А.В. Открытые информационные системы дистанционного обучения - основа открытого образования //Открытое образование. - 2001. - № 3.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
К.К. Колин, заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., проф., Тел.: 8-903-501-36-86 (моб.); E-mail: [email protected], [email protected] Институт проблем информатики РАН http://www.ipiran.ru
The quality of education is considered as a the problem of support of national security of Russia in the conditions of transition to strategy of innovative development of the country and formation of the information society based on knowledge. Necessity of the further modernisation of the structure and the content of the education system for the purpose of correspondence to the requirements of the information society is shown. The special urgency of improvement of the quality of the pedagogical education on the basis of new approaches to the study of the fundamental basis of informatics is underlined.
Качество образования рассматривается как проблема обеспечения национальной безопасности России в условиях перехода к стратегии инновационного развития страны и формирования в ней информационного общества, основанного на знаниях. Показана необходимость дальнейшей модернизации структуры и содержания системы образования в целях обеспечения его адекватности требованиям информационного общества. Подчеркивается особая актуальность повышения качества педагогического образования на основе новых подходов к изучению фундаментальных основ информатики.
Ключевые слова: инновации, информационное общество, информатика, модернизация образования, качество образования, экономика знаний, компетентность.
Keywords: innovations, information society, informatics, education modernisation, the quality of education, knowledge economics, competence.
1. Инновационное развитие общества и качество образования
Качество образования сегодня является ключевым фактором успешного социально-экономического развития любой страны, обеспечения ее экономического роста, конкурентоспособности и национальной безопасности. Эта проблема является особенно актуальной для современной России, которая в условиях глобального финансово-экономического кризиса вступает на путь инновационного развития. В своем выступ-
лении на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 года Президент России В.В. Путин поставил перед правительством нашей страны стратегическую задачу перехода на путь инновационного развития: «Россия не должна быть больше сырьевым донором развитых стран. Инновационное развитие должно стать основой стратегии дальнейшего развития нашей страны. Россия должна стать инновационной страной». Эти слова В.В. Путина выражают главное содержания
того нового курса развития России, который сегодня отражен в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В какой степени обеспечивает решение этой важнейшей стратегической задачи существующая сегодня в России система образования и, прежде всего, система высшего профессионального образования? Что нужно сделать в этой области в первую очередь? Эти вопросы сегодня являются первостепенными не только для экономистов и политологов, они являются ключевыми для всего российского общества и, прежде всего, для ученых и работников сферы образования, так как ответы на них определяют будущее нашей страны в современном все более сложном и опасном мире.
Известно, что в современном мире две трети валового продукта создается за счет использования квалифицированного труда. Поэтому ответы на поставленные выше вопросы можно получить, если проанализировать зависимость уровня экономического развития некоторых стран мира от уровня квалификации их рабочей силы. Так, Япония в конце XX века имела всего 9% мирового ресурса квалифицированной рабочей силы (против 16% в России), но обеспечивала при этом в пять раз более высокий уровень ВВП (сегодня это соотношение составляет 3,9 раза). О чем это свидетельствует? Лишь о том, что интеллектуальный потенциал в отечественной экономике еще очень плохо используется. А ведь уровень квалификации рабочей силы в нашей стране все еще является сегодня одним из самых высоких в мире. Россия по этому показателю является мировым лидером и далеко опережает другие развитые в экономическом отношении страны (например, Японию - в полтора раза, а США - почти на 40%).
Исследования показывают [1], что квалифицированные человеческие ресурсы для развития экономики в России есть, и они достаточны не только для удвоения ВВП, но и для достижения куда более высоких экономических показателей. Поэтому задача инновационного развития страны представ-
ляется вполне реалистичной. Необходимы лишь решительные действия правительства России по изменению сырьевой ориентации экономики нашей страны и развитию сначала технологической, а затем и инновационной модели экономики, которая и является наиболее перспективной для будущего России.
Технологическая революция и инновационное развитие общества. Характерной чертой современного этапа развития цивилизации является стремительный прогресс в области создания и использования новых технологий, совокупность которых многие исследователи вполне обоснованно характеризуют как технологическую революцию.
По имеющимся прогнозам, приоритетными направлениями этой революции, вероятнее всего, будут нанотехнологии, биотехнологии, а также новые информационные технологии, связанные с получением, хранением, поиском и распространением знаний. Нужно отметить, что сегодня развитие этих технологий происходит практически одновременно. При этом возникает весьма существенный и принципиально важный синергетический эффект их взаимного проникновения и совместного использования.
Можно ожидать, что в процессе дальнейшего развития научно-технологической революции этот эффект будет усиливаться. Таким образом, вполне возможно, что уже в самые ближайшие годы можно будет говорить об интеграции различных видов технологий и создании на этой основе технологий нового поколения. Широкое применение таких технологий должно стать технологической основой той новой экономики, которую и следует называть инновационной экономикой, а развитие страны на базе этой экономики - инновационным развитием.
Эффективность инновационной модели экономики. Результаты исследований свидетельствуют, что в современных условиях страна может добиться серьезных экономических успехов даже в тех случаях, когда она вовсе не располагает никакими природными ресурсами. В [2] показано, что для сравнительной оценки эффективности различных моделей экономики можно воспользоваться таким показателем, как стоимость одного килограмма конечной продукции, которая создается в рамках данной модели.
Некоторые примеры таких оценок приведе-
ны ниже.
Тип модели Вид продукции Стоимость
экономики 1кг прод^ кппи ($)
Сырьевая экономика Необработанная древесина 0.1
Сырая нефть 0=5
Обработанная древесина 1
Технологии ее кар. Легковые автомобили 15-30
экономика Компьютеры 100-500
Электронная техника 500 - 2000
Микропроцессоры 10-20 тыс.
Ин н овацион ная Авиационная техника 1 - 20 тыс.
экономика Новые лекарства 1 - 50 тыс.
(высокие технологии Космическая техника 100-500
на основе новых знаний) Искусственные материалы тыс. > 1 млн.
Приведенные данные показывают, что именно инновационная экономика является в настоящее время наиболее эффективной, так как различия в стоимости килограмма продукции для сырьевой, технологической и инновационной моделей экономики измеряются десятичными порядками. В особенности это относится к таким видам продукции, как авиационная и аэрокосмическая техника, микроэлектроника, новые лекарственные препараты, искусственные материалы, т.е. ко всем тем достижениям научно-технического прогресса, которые получили в последние годы название высоких технологий.
Однако необходимо помнить, что инновационная экономика предъявляет самые высокие требования к качеству и эффективности использования человеческого потенциала и, в первую очередь, к качеству образования специалистов. Ведь она предполагает не только широкое использование современных наукоемких технологий, но также и их создание на основе последних достижений фундаментальной науки. Поэтому данный тип экономики может быть сформирован только в тех странах, где развитие фундаментальной науки и образования является приоритетным в государственной политике и получает необходимую поддержку общества. Именно такой тип экономики является сегодня характерным для США, Германии, Франции и Великобритании. К сожалению, этого сегодня нельзя сказать о России, хотя ее научный потенциал все еще остается одним их самых высоких в мире.
Экономика знаний в информационном обществе. В последние годы в научной печати активно обсуждается принципиально новое направление в развитии экономики, которое получило название экономики знаний. Этим термином обозначают такую мо-
дель экономики, при которой знания становятся главным фактором развития страны, ее наиболее ценным и стратегически важным ресурсом. При этом нужно отметить, что сам процесс формирования экономики знаний уже начал практически воплощаться в жизнь, несмотря на то, что многие ее теоретические положения еще остаются неясными и требуют дальнейшей проработки. Тем не менее, в экономической стратегии развития ряда стран мирового сообщества экономика знаний начинает занимать все большее место. И сегодня уже нет никакого сомнения в том, что именно она будет определять дальнейшее развитие цивилизации в XXI веке, отличительными особенностями которого являются глобализация и формирование информационного общества. И эти особенности, безусловно, накладывают свой отпечаток на все другие процессы социально-экономического развития общества. Ведь экономика знаний тесно связана с процессами информатизации и интеллектуализации общества, активным использованием мировых и национальных информационных ресурсов, все более широким производством и использованием новых информационных продуктов и услуг.
В словаре по глобалистике [3] содержание термина экономика знаний определяется следующим образом: «ЭКОНОМИКА ЗНАНИИ - тип экономики, в которой значительная часть валового национального продукта (ВНП) создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний». При этом подчеркивается, что становлению экономики знаний содействует экспоненциальный рост спроса населения на новые виды услуг, оказываемых посредством информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ). Уже сегодня доля товаров и услуг, производимых с помощью таких технологий, в составе ВНП США и ЕЭС превышает 70%.
2. Компетентность или знания? Какие специалисты будут нужны в инновационной России?
В настоящее время существуют два основных концептуальных подхода к содержанию образования: компетентностный и знаниевый. Первый из них доминирует в системе образования стран Запада, а в последние годы получает все большее распространение и в России. Это подход ориентирован на технологическую модель экономики и доказал свою эффективность в Японии, Южной Корее, Сингапуре и других странах с такой экономикой. В то же время для инновационной модели экономики, основанной на знаниях, этот подход может оказаться недостаточно эффективным. По мнению академика М. В. Алфимова, который длительное время возглавлял Российский фонд фундаментальных исследований, многие страны Европы, использующие сегодня компетентностный подход к содержанию образования, в ближайшем будущем смогут лишь использовать нанотехнологии, но сами их создавать не смогут. Ведь для этого необходимо иметь специалистов с более широким научным кругозором и существенно более высокой фундаментальной подготовкой.
К счастью, в современной России возможности для развития нанотехнологий и других наукоемких технологий являются существенно большими. И связано это именно с более широким использованием знаниевого подхода к содержанию образования, которым всегда отличалась отечественная высшая школа.
Означает ли это, что компетентностый подход в российском образовании вовсе не нужен? Конечно же, нет. Будущая модель российской экономики, вероятнее всего, будет смешанной. Она в определенных пропорциях будет включать в себя все три рассмотренные выше модели: сырьевую, технологическую и инновационную. Поэтому и специалисты для такой экономики должны быть адекватным образом подготовленными. Однако при этом нужно иметь в виду, что вектор развития российской экономики должен быть направлен от сырьевой модели к инновационной, а не наоборот, как это имело место в последние годы.
3. Качество образования как проблема обеспечения национальной безопасности России
В мае 2009 года указом Президента России утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [4]. Она представляет собой исключительно важный для будущего нашей страны и всего мира концептуальный документ, многие положения которого имеют доктринальный характер. По своему содержанию он выгодно отличается от аналогичных документов других стран, в которых, помимо вопросов оборонного характера, рассматриваются, главным образом, лишь проблемы геополитики и геоэкономики. Российский же подход к проблемам обеспечения национальной безопасности отличается существенно большей комплексностью. В нем учитываются также и такие факторы, как качество жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение и культура, экология живых систем и рациональное природопользование.
Принципиальная особенность Стратегии национальной безопасности России состоит в том, что обеспечение безопасности рассматривается в ней в тесной взаимосвязи с решением проблем социально-экономического и культурного развития страны. <(Безопасность через развитие» -так можно было бы в сжатой форме сформулировать ключевую идею новой политики России в области обеспечения национальной безопасности. При этом особо подчеркивается, что это развитее должно быть устойчивым и социально ориентированным.
Еще одна важная особенность концептуального подхода России к проблемам национальной безопасности состоит в том, что в нем значительное внимание уделяется проблемам развития информационного общества и использования новых информационных технологий. Ведь именно эти направления научно-технического прогресса и создают сегодня возможности решения на качественно новом уровне многих актуальных проблем социально-экономического и культурного развития страны, укрепления процессов демократизации и формирования в России гражданского общества.
Поэтому практическая реализация принятой в 2008 году Стратегии развития информационного общества в России на период до 2015 года является исключительно ак-
туальной и важной задачей именно сегодня, в условиях глобального финансово-экономического кризиса, который охватил многие страны мира, в том числе и Россию.
Низкое качество образования -прямая угроза для национальной безопасности.
В одном из разделов Стратегии национальной безопасности России, посвященном науке, технологиям и образованию, дается следующая оценка современному состоянию в данной области: < Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывает отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкий уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования» [4].
Как видим, оценка здесь дана комплексная и весьма жесткая. Современный уровень качества образования рассматривается как прямая угроза для национальной безопасности страны. И следует признать, что эта оценка является сегодня вполне обоснованной. Приведем в качестве аргументов некоторые данные о состоянии российского образования, полученные в 2008 году в результате социологических исследований и экспертных оценок отечественных и зарубежных специалистов:
• Количество выпускников российских школ сократилось на 400 тыс. человек;
• Четверть выпускников общеобразовательных школ показали на выпускных экзаменах неудовлетворительные знания по математике;
• Обеспеченность отрасли ИКТ-технологий квалифицированными специалистами, по оценкам работодателей, не превышает 40%;
• В международном рейтинге «информационного развития» Россия занимает 59 место среди 70 стран и уже уступает Китаю, Индии и Малайзии.
Современное состояние российского образования вызывает вполне обоснованную тревогу не только у представителей научно-педагогического сообщества, но и у Президента России Д.А. Медведева. Из семи поручений, которые он дал в своем первом Послании к Федеральному Собранию РФ, два напрямую относятся к модернизации сферы образования и, в первую очередь, общеобразовательной школы. «Российская школа не может быть ветхой, ни в прямом, ни в переносном смысле. России нужна новая школа» - этот важнейший тезис президентского Послания должен стать стержневым в программе дальнейшей модернизации российского образования на ближайшие годы.
Однако, что такое новая школа сегодня? Это ведь не только современные здания и оборудование. Это, прежде всего, новое, адекватное условиям и вызовам XXI века, содержание образования, а следовательно, и качественно новый уровень подготовки педагогических кадров для средней и высшей школы. Это то самое «звено», ухватившись за которое, сегодня можно и нужно вытащить всю цепь сложнейших проблем модернизации образования. Некоторые из этих проблем рассмотрены ниже.
4. Инновационное развитие России и новая парадигма образования
Президентом России поставлена стратегическая задача радикального изменения курса дальнейшего развития страны и реализации крупных преобразований практически во всех основных сферах нашего общества уже в период до 2020 года. Понятно, что для решения задач такого масштаба и значимости требуется принципиально новый подход к проблеме развития и использования человеческого потенциала, подготовки кадров для инновационной России.
Какой же должна стать отечественная система образования для того, чтобы обеспечить решение этих задач? Анализ процессов развития глобальных проблем современности и тех основных качеств, которыми должны обладать люди для своей успешной социальной адаптации в новых условиях стремительно формирующегося информационного общества, показывает [5,6], что перспективная система образования должна обладать рядом принципиально новых качеств. Эти качества настолько существенны, что их
совокупность может рассматриваться как новая образовательная парадигма, ориентированная на принципиально новые условия существования человека и общества в XXI веке. Суть этой парадигмы сформулировал академик В. Г. Кинелев в своем докладе на Международной конференции ЮНЕСКО по проблемам образования: «От целостного мировоззрения - к целостному знанию и через него - к целостной личности» [7].
Таким образом, речь идет о необходимости перехода к новой философской концепции образования, целью которого должна быть признана, прежде всего, высокая образованность человека, а не подготовка специалиста узкого профиля, как это в большинстве случаев имеет место сегодня. Суть этой концепции заключается в том, чтобы перестроить содержание и методологию учебного процесса во всех звеньях системы образования таким образом, чтобы она оказалась способной своевременно готовить людей к новым условиям существования, давать им такие знания, умения и навыки, которые позволили бы им успешно адаптироваться, жить и работать в новой социальной и информационной среде общества [5,6]. При этом, в первую очередь, необходимо обеспечить переподготовку педагогических кадров высшей школы, а также существенно переориентировать направленность и содержание диссертационных исследований, выполняемых в аспирантуре и магистратуре.
Важную роль в решении этих задач должны сыграть создаваемые в России федеральные и исследовательские университеты, которые призваны обеспечить содействие системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики.
Новая информационная культура личности и общества. Стратегически важной и сложной задачей сегодня является также и формирование новой информационной культуры российского общества [8]. Этой культурой должна будет, прежде всего, овладеть элитарная часть общества: ученые, преподаватели и аспиранты вузов, а также молодые специалисты, уже получившие высшее образование. Большую работу предстоит провести и в области переподготовки государственных служащих, причем, не
только чиновников, но также и медицинских работников, специалистов социальной сферы, правоохранительных органов, библиотечного сообщества, сферы культуры.
Для эффективного использования возможностей, которые создает развитие информационного общества, в стране должны быть соответствующим образом подготовлены люди. Миллионы российских граждан должны иметь возможность непрерывно получать новые знания, умения и навыки, необходимые им для жизни и деятельности в быстро изменяющихся условиях новой среды обитания, характерной для информационного общества. В значительной степени должна будет измениться и философия образования, в которой процессы глобальной информатизации общества должны получить свое необходимое отражение [5,6].
Формирование информационного общества в России, имеющей огромную территорию, может и должно стать приоритетным направлением ее инновационного развития, так как оно открывает новые возможности для эффективного использования интеллектуального и человеческого потенциала нашей страны.
5. Фундаментальные основы информатики и современное научное мировоззрение
Овладение информацией и знаниями, а также обеспечение доступности социально значимой информации для широких слоев населения - это две важнейшие задачи развития цивилизации на ближайшие десятилетия. Их решение является необходимым условием для развития и эффективного использования человеческого потенциала, развития экономики, науки, образования и культуры, а также для решения многих глобальных проблем современности, которые требуют объединенных усилий мирового сообщества. К числу таких проблем можно отнести снижение остроты существующего в настоящее время социального неравенства, решение проблем занятости населения, повышение общего уровня образованности и культуры людей, а также качества их жизни.
Анализ показывает, что условия существования человека в глобальном информационном обществе создают для него принципиально новые возможности и новые проблемы, которые еще недостаточно учитываются в современной системе образования и требуют ее существенной модернизации.
Уже сегодня мы живем в условиях становления глобального информационного общества, в котором, по оценкам многих авторитетных специалистов, приоритетное значение будут иметь информация и научные знания как главные ресурсы социально-экономического и культурного развития. Поэтому необходимо безотлагательно сформировать Государственные образовательные стандарты, ориентированные на те требования к специалистам, которые будут актуальными через 5-7 лет, т.е. в 2014-2016 гг. А это будут совсем другие требования, чем сегодня, так как ситуация в интеллектуальной сфере общества стремительно изменяется.
Новая информационная реальность и социальная информатика
Одним из принципиально новых результатов развития процесса глобальной информатизации общества является формирование новой информационной реальности, которая окружает современного человека и радикальным образом изменяет условия его жизнедеятельности. Этот феномен еще очень мало изучен, и поэтому его изучение является одной из актуальных проблем современной науки и образования. Закономерной реакцией науки на эту новую социальную потребность стало формирование нового направления исследований в области информатики, которое появилось в России в середине 80-х годов XX века и получило название социальной информатики.
Основоположником этого направления, в его современном понимании, стал известный российский философ А.Д. Урсул [9], который предложил концептуальный подход к определению основных целей и задач социальной информатики, связав их с глобальной проблемой информатизации общества, в процессе которой и осуществляется «социализация» наиболее важных достижений информатики. В своих работах он показал, что процесс информатизации общества должен быть социально ориентированным по самой своей сущности. При этом средства информатики и новые информационные технологии выступают в нем лишь как инструментальные средства, которые служат человеку для того, чтобы он мог более эффективно овладевать информацией и использовать ее в целях социального прогресса. Он также одним из первых указал на принципиальную важность гуманистической ориентации процесса информатизации общества, который не должен развиваться стихийно, так как он создает не только новые
возможности для человека и общества, но также и новые угрозы [10].
Именно это и определяет актуальность проведения комплекса научных исследований, направленных на изучение закономерностей процесса информатизации общества и разработку на этой основе научно обоснованных концепций, прогнозов и рекомендаций по формированию информационного общества, проведению в этой области международной, государственной и региональной научно-технической, экономической, образовательной и культурной политики. Решению этих задач и должна содействовать социальная информатика как фундаментальная и прикладная наука, которая должна стать научной базой уже формирующегося на нашей планете глобального информационного общества, которое некоторые ученые рассматривают как новую, более высокую стадию развития цивилизации.
Необходимо отметить, что Россия является мировым лидером в области научного исследования проблем социальной информатики и разработки методологии изучения этих проблем в системе образования. Достаточно указать, что сам термин «Социальная информатика» был предложен именно в России более 20 лет тому назад. За эти годы произошла достаточно сложная эволюция содержания этого термина, и сегодня он означает определенный и весьма крупный раздел информатики, в котором изучаются основные закономерности и формы проявления информации в обществе, а также способы и проблемы ее социального использования [11,12]. В 2008 году специалистами Российской академии наук совместно с учеными и преподавателями Сибирского федерального университета разработаны предложения по существенному расширению комплекса образовательных дисциплин в этой области для магистров системы педагогического образования.
Учебная дисциплина «Социальная информатика» является принципиально новой в российской системе высшего магистерского образования. Основная задача этой дисциплины заключается в том, чтобы сформировать достаточно полное системное представление о современных процессах развития глобального информационного общества, о возникающих при этом информационных, социально-экономических и психологических проблемах, а также о путях их решения на основе использования современных средств информатизации и перспектив-
ных информационных технологий. Дисциплина ориентирована на формирование общенаучных и системных компетенций в области проблем развития информационного общества, а также современного научного мировоззрения.
Систематизированное и комплексное изучение новой информационной реальности и процессов глобальной информатизации общества с использованием методов социальной информатики представляется сегодня исключительно важным не только с прагматической точки зрения, но также и в гуманитарном аспекте, так как это содействует формированию у людей современного научного мировоззрения. В условиях становления информационного общества существенным образом изменяются не только привычные стереотипы поведения людей, но также и их традиционные представления о пространстве и времени, богатстве и бедности, равенстве и неравенстве, свободе и ответственности, качестве жизни. Ведь уже сегодня качество жизни человека в значительной степени определяется доступностью необходимой ему информации и современных информационных коммуникаций, а также уровнем потребления информационных продуктов и услуг.
В современном обществе появились и все более широко используются такие новые понятия, как информационное неравенство, информационная бедность, информационная культура личности, электронное правительство и многие другие. Быстро развивается информационный сектор экономики, которая в ряде стран, например в Индии, становится одним из важнейших источников экспорта продукции и создания новых рабочих мест для образованного населения. Во многих странах, в том числе и в России, получает все более широкое развитие система открытого образования, основанная на использовании цифровых образовательных ресурсов и технологий дистанционного обучения.
В последние годы все большее внимание изучению проблем социальной информатики в системе высшего образования уделяется в Китае, который активно использует российский опыт. Так, например, в 2006 году в Хуажонгском государственном университете науки и технологий Китая создан Институт социальной информатики, который в 2007 году уже провел первую национальную научную конференцию по данной про-
блеме. В настоящее время в Китае готовится Первая международная конференция по социальной информатике, к началу которой будет закончен перевод на китайский язык одной из монографий [11] автора настоящей работы, посвященной проблемам социальной информатики.
Философия информации и философские проблемы информатики
В последние годы роль информатики как фундаментальной науки и комплексного научного направления существенно возрастает. Это обусловлено самой логикой развития современной науки, где формируется новая научная парадигма и новая методология исследований, основанная на использовании концепций и методов информатики. При этом одна из наиболее актуальных проблем состоит в необходимости исследования концептуальной природы информации как одного из проявлений объективной реальности [13]. Исследования в области философии информации сегодня являются крайне актуальными, так как их результаты необходимы для формирования современного научного мировоззрения. Нужно отметить, что в последние годы эти исследования начинают проводиться и китайскими учеными [14].
Анализ актуальных философских и научно-методологических проблем развития современной науки показывает [15], что одной из таких проблем является проблема осмысления концептуальной природы и сущности информации. Исследования показывают, что информация является основным фактором в процессах самоорганизации и эволюции сложных систем. Причем это утверждение справедливо как для живой, так и для неживой природы. И его понимание является исключительно важным компонентом современного научного мировоззрения. Проведенные в последние годы в России исследования философских проблем информатики [16] позволили сформулировать некоторые научные положения, которые можно рассматривать в качестве философских основ информатики как фундаментальной науки об информации и процессах информационного взаимодействия в природе и обществе.
Изучение философских проблем информатики сегодня является обязательным требованием в системе подготовки аспирантов и включено в программу кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки», которая утверждена Министерством
образования и науки России. Однако анализ содержания этой программы показал, что многие актуальные философские и научно-методологические проблемы информатики рассматриваются в ней явно недостаточно. Поэтому Институтом проблем информатики Российской академии наук разработана экспериментальная программа учебного курса «Историко-философское введение в проблемы информатики» [17], а также монография, которая может служить учебным пособием для аспирантов, магистров и преподавателей университетов [18]. Опыт изучения этого курса соискателями ученой степени в области гуманитарных и технических наук показал что он вызывает большой интерес учащихся и содействует формированию у них не только современных представлений о фундаментальных проблемах информатики, но также и современного научного мировоззрения.
Заключение
В последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять пути формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях. В связи с этим вполне понятен тот повышенный интерес к проблеме уточнения места информатики в системе наук, а также к ее фундаментальным основам и историко-философским аспектам, который наблюдается сегодня как в сфере науки, так и в сфере образования. В то же время в системе образования и подготовки научных кадров выс-
шей квалификации, как в России, так в других странах, в том числе - в США [19], все еще доминирует инструментально-технологический подход к изучению проблем информатики, а ее многие фундаментальные аспекты рассматриваются в качестве второстепенных. А ведь именно эти аспекты, выключая научно-методологические, семиотические и философские основания информатики, являются сегодня наиболее актуальными. Именно они необходимы для повышения качества подготовки научных кадров и специалистов различного профиля, а также для формирования новой информационной культуры общества, адекватной вызовам XXI века.
Изучение фундаментальных основ информатики является сегодня исключительно важной и актуальной проблемой науки и образования. В работах ученых Института проблем информатики РАН показано, что объектами изучения информатики как фундаментальной науки должны быть основные свойства информации, закономерности процессов информационного взаимодействия в природе и обществе, а также методы организации этих процессов в технических, биологических и социальных системах. Таким образом, информатика сегодня должна изучать не только инструментально-технологические проблемы сбора, хранения, обработки и передачи информации в компьютерных информационно-коммуникационных и других технических системах, но и информационные процессы в живой и неживой природе, а также в человеческом обществе.
Литература
1. Колин К. К. Интеллектуальные ресурсы человека в информационном обществе // Труд и социальные отношения. - 2008. - № 5. - С. 63-67.
2. Колин К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика //Вестник Российской академии естественных наук. - Т. 3. - 2003. - № 4. - С. 16-22.
3. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. - М. -СПб.-Н. -Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2006. - 1160 с.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 13 мая 2009 г.
5. Колин К.К. Человек в информационном обществе: новые задачи образования, науки и культуры // Открытое образование. - 2007. - № 5 . - С. 40-46.
6. Соколов И.А., Колин К.К. Новый этап информатизации общества и проблемы образования. // Информатика и ее применения. - Т.2. - Вып. 1. - 2008. - С. 34-43.
7. Кинелев В.Г. Образование для информационного общества // Открытое образование. - 2007. - № 5. - С. 46-57.
8. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе //Открытое образование. -2006. - № 6. - С. 50-57.
9. Урсул А. Д. Информатизация общества (введение в социальную информатику). - М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. - 192 с.
10. Урсул А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. - М.: Луч, 1993. - 275 с.
11. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.
12. Колин К.К. Социальная информатика: Уч. пособие для вузов. - М.: Академический Проект; М.: Фонд «Мир», 2003. - 432 с.
13. Колин К.К. Структура реальности и феномен информации //Открытое образование. - 2008. - № 5. - С. 56-61.
14. Лю Ган. Философия информации и основы будущей китайской философии науки и техники. //Вопросы философии. - 2007. - № 5. - С. 45-57.
15. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы //Системы и средства информатики: Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики /Под ред. К.К.Колина. - М.: ИПИ РАН, 2006. - С. 7-58.
16. Колин К.К. Сущность информации и философские проблемы информатики //Информационные технологии. - 2005. - № 5. - С. 63-70.
17. Колин К.К. Историко-философское введение в проблемы информатики. Экспериментальная программа учебного курса для аспирантов педагогических университетов. - М.: ИПИ РАН, 2006. - 26 с.
18. Колин К.К. Историко-философское введение в проблемы информатики. - М.: КОС*ИНФ, 2009. - 221 с. (в печати).
19. Колин К.К. Опыт изучения проблем информатики в Стэндфордском университете //Открытое образование. - 2007. - №.2 - С. 52-63 .
БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АССОРТИМЕНТНОГО ПЕРЕЧНЯ ПРЕДПРИЯТИЯ)
Д.В. Боровинский, асс.
Тел.: (391)251-82-48; E-mail: [email protected] Красноярский филиал МЭСИ www.kfmesi.ru
The article represents the research of the construction of the formalized system of revealing the cause and effect relationships on the basis of mark system, which allows to consider many non-comparable factors simultaneously. The decision of the problem gives the chance to automate and to optimize the processes of making administrative decisions.
Статья представляет исследование по построению формализованной системы выявления причинно-следственных связей определенных явлений на основе балльной системы, позволяющей одновременно учитывать множество несопоставимых факторов. Решение поставленной задачи дает возможность автоматизировать и оптимизировать процессы принятия управленческих решений.
Ключевые слова: формализация, причинно-следственные связи, оптимизация.
Keywords: formalisation , relationships of cause and effect , optiimization.
Введение
Процессу управления должен предшествовать анализ, выявляющий причинно-следственные связи [1]. Лицо, принимающее решение, должно оценивать наиболее вероятное следствие, которое возможно при принятии конкретного решения (причины). На практике зачастую можно наблюдать ситуации, когда принимаемое решение не всегда подкреплено анализом, выявляющим причинно-следственную связь. Например, как повлияет на продажи молока изменение цветовой гаммы упаковки, как измениться спрос на конкретную услугу вследствие увеличения ее цены на 20%?
Один из распространенных способов принятия таких решений - экспертный. На вопрос «почему» напрашивается ответ «ввиду невозможности или сложности построения аналитической формализованной системы принятия решения». Эксперт при принятии решения учитывает множество факторов, влияющих на свое решение,