их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно запаздывает или откладывается на неопределенные сроки. В настоящее время в России заметно повышается роль институтов развития, которые обеспечивают решение ряда критичных для ее экономического роста проблем. Среди них — слабость производственной и социальной инфраструктуры, механизмов поддержки и стимулирования инноваций, малого и среднего бизнеса, несырьевого экспорта; неэффективность использования ресурсов; отсутствие заметного прогресса в развитии высокотехнологичных производств; сохранение болезненных региональных диспропорций.
Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; воз-
никновении новых видов деятельности. Все эти соотношения и взаимозависимости, характеризующие инновационную модель экономики, сегодня хорошо известны и не требуют какого-то специального анализа. Интерес для исследователей представляет то, как они трансформируются в конкретных исторических условиях стран и регионов; как формируются эффективные (или не очень эффективные) подходы к регулированию инновационных процессов, выстраиванию и реализации инновационных стратегий — на макроуровне и в отдельных отраслях, секторах экономики, организациях и предприятиях. Специфика инновационной деятельности — неопределенность и отложенность результата; несовпадение общественного и индивидуального эффектов; асимметричность информации, доступной исследователям, новаторам, потенциальным инвесторам, потребителям; высокие инвестиционные риски; особые требования к квалификации кадров и качеству менеджмента — усиливает значение инновационной «составляющей» в деятельности государства. Вот почему инновационное социальное партнерство государства, бизнеса и некоммерческих организаций определяют парадигму современной инновационной политики экономики России.
Литература
1. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России. Национальный доклад.[Электронныйресурс] URL: http://rosmu.ru/activity/attach/events/453/nac_doclad.pdf
2. Кузнецова О.Б. Стратегия развития региона и совершенствование института социального партнерства // Управление общественными и экономическими системами. — 2006. — № 1. — С. 87-110.
3. Skrzeszewski S., Cubberley М. A new vision of community and economic development: a multidimensional convergence of government, business, and the social sectors with the Internet. [Электронный ресурс] URL: http://www.jourssa.ru/2005/3/4aIvanov.pdf.
4. Waddock S. Building Successful Social Partnership //Sloan Management Review. — 1988. — №4 (Vol. 29). Р. 20.
5. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России. [Электронный ресурс] URL: http://www.socpolitika.ru/rus/ ngo/research/document4693.shtml
6. Томская область. Официальный Интернет портал [Электронный ресурс] URL: http://tomsk.gov.ru/
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
О.А. Лапшина,
руководитель группы ГК Внешэкономбанка, соискатель Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ
В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с темпами экономического роста в России. Для повышения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке подчеркивается важность перевода экономики страны на инновационный путь развития.
Ключевые слова: экономический рост, конкурентоспособность российской продукции, инновационное развитие.
УДК 338 ББК 65.9(2Рос)
Экономический рост в любой стране мира является одной из основных целей макроэкономической политики правительства. Как известно, понятие экономического роста связывается с увеличением общего количества благ, доступности к ним все большего количества граждан. Можно утверждать, что экономический рост определяет улучшение и облегчение условий работы и жизни людей. В экономической теории количественной характеристикой экономического роста выступает увеличение совокупного валового внутреннего продукта (ВВП) страны, а также его увеличение в расчете на душу населения.
За последние годы в развитии экономики страны произошли определенные позитивные изменения. Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2011 году темпы роста ВВП России составят 4,2% [1]. Поскольку
восстановление экономик развивающихся стран после мирового финансового кризиса идет хуже, чем прогнозировалось, ОЭСР рекомендует, по мере выхода из программ стимулирования, сформировать структуру среднесрочного кредитования, стабилизировать ожидания и укрепить доверие инвесторов.
В этих условиях для России одной из главных проблем является негативная динамика движения капитала. Кроме того, в течение 2010 года демонстрировали негативную динамику деловые рейтинги и рейтинги коррупции России. Поэтому в настоящее время иностранные инвесторы более оптимистично смотрят на Китай и страны Латинской Америки. Среди положительных факторов, влияющих на темпы роста российской экономики, эксперты Всемирного банка выделяют рост кредитования в стране (при том, что данный показатель остается ниже
докризисного уровня), который отчасти сдерживался продолжающимся оттоком капитала.
С прогнозами ОЭСР по темпам роста ВВП России совпадает оценка и Мирового банка. А вот агентство Fitch прогнозирует в 2011 году рост ВВП страны на 4,3% и в 2012 году — на 3,8%. По мнению экспертов агентства, в отличие от многих развивающихся рынков, Россия в 2010 году испытала отток капитала из частного сектора порядка 35 млрд долларов США, что указывает на недостатки, связанные с неблагоприятной деловой средой и политическим риском, а также отражает чистые выплаты внешнего долга компаний и российские прямые инвестиции за рубежом [1]. Достижение более высоких темпов роста ВВП в 2011 году представляется маловероятным в связи отсутствием импортозамещения — чистый положительный эффект от прогнозируемого роста потребительской активности на экономику страны в целом будет невысоким, поскольку во многом компенсируется наращиванием импорта.
Единственной возможностью интеграции России в мировое экономическое сообщество как равноправного члена, а не поставщика сырьевых ресурсов, является модернизация структуры экономики, переход на инновационный ресурсосберегающий путь развития во всех секторах хозяйства. Первые шаги в этом
Состав и структура экспорта и импорта
направлении уже делаются. Но чтобы сохранить имеющийся научный и образовательный потенциал, восстановить кооперативные связи, обеспечить конкурентоспособный режим и эффективное партнерство в сфере науки и технологий, создать условия для превращения инноваций в мощный рычаг подъема экономики, данные шаги необходимо многократно ускорить.
Практика показала, что многие российские предприятия оказались неподготовленными к высоким требованиям рыночной конкуренции, приоритетности характеристик инновационного потенциала в обеспечении конкурентоспособной траектории развития отечественной экономики. Обладая 28% мировых запасов минеральных ресурсов, Россия выпускает 0,3% мирового объема наукоемкой продукции [2].
По данным ФТС, экспорт России в 2010 г. составил 396,4 млрд долларов США, импорт — 228,9 млрд долларов США (табл. 1).
По сравнению с 2009 годом экспорт России увеличился на 31,4%. В первую очередь, это связано с ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, и во вторую — увеличением физических объемов поставок. Индекс средних цен экспорта составил 119,8%, а физического объема — 110% [3]. При этом в рассматриваемом периоде существенного изменения структу-
Таблица 1
Россией важнейших товаров в 2010 г.
Группы товаров Экспорт Импорт
млн долларов США % млн долларов США %
Природные ресурсы (нефть, нефтепродукты, газ, каменный уголь) 254 150,1 64,1 2 829,5 1,2
Металлы (черные металлы, алюминий, никель, медь и др.) 51 450,7 13,0 9 019,3 3,9
Топливо (дизельное, жидкие топлива, автомобильный бензин) 30 822,0 7,8 1 131,8 0,5
Машины и оборудование 19 559,0 4,9 98 600,2 43,1
Продукты питания, с/х продукция 2 209,5 0,6 14 233,4 6,2
Лесоматериалы (лесоматериалы, целлюлоза, фанера, бумага) 7 266,0 1,8 0,0 0,0
Удобрения 7 384,0 1,9 0,0 0,0
Электроэнергия 1 025,2 0,3 42,4 0,0
Медикаменты 0,0 0,0 9 360,4 4,1
Потребительские товары 567,2 0,1 22 669,3 9,9
Прочее 22 008,0 5,5 71 067,1 31,0
ВСЕГО 396 441,7 100,0 228 953,4 100,0
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 2011. — №№26, 27.
□ Природные ресурсы (нефть, нефтепродукты, газ, каменный уголь)
□ Металлы (черные металлы, алюминий, никель, медь и др.)
□ Топливо (дизельное, жидкие топлива, автомобильный бензин)
□ Машины и оборудование
□ Продукция питания, с/х продукция
□ Лесоматериалы (лесоматриалы, целлюлоза, фанера, бумага)
□ Удобрения
□ Электроэнергия
□ Потребительские товары
□ Прочее
Рис. 1. Структура экспорта из России важнейших товаров в 2010 г., %
О Природные ресурсы (нефть, нефтепродукты, газ, каменный уголь)
□ Металлы (черные металлы, алюминий, никель, медь и др.)
О Топливо (дизельное, жидкие топлива, автомобильный бензин)
П Машины и оборудование
□ Продукция питания, с/х продукция О Медикаменты
□ Потребительские товары О Прочее
Рис. 2. Структура импорта в Россию важнейших товаров в 2010 г., %
ры экспорта не произошло: увеличился удельный вес топливно-энергетических товаров на фоне незначительного снижения доли машин и оборудования, а также продовольственных товаров (рис. 1).
Импорт России по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%. Увеличение показателя является следствием роста его физического объема, индекс которого составил 135,4%, а индекс средних цен импортируемых товаров — 101,6% [3]. Структура импорта России за 2010 год также не претерпела существенных изменений (рис. 2). При этом увеличение импорта связано с ростом объема поставок продовольственных товаров и сырья для их производства, а также объема импорта машиностроительной продукции и автомобилей.
Представленные данные отражают неизменность положения России на мировом рынке как поставщика сырьевых ресурсов, а также низкий уровень конкурентоспособности товаров российского производства.
К концу XX века стало очевидно, что динамизм и уровень развития инновационной сферы (НИОКР, наукоемких отраслей, венчурных предприятий) создает основу для успешного функционирования экономики промышленно развитых и постиндустриальных стран. Современный этап развития производительных сил в масштабах мирового хозяйства свидетельствует о возникновении ряда новых процессов, оказывающих сильное воздействие на экономику всех стран. Эти процессы связаны в первую очередь с изменением характера научно-технического прогресса [4].
Особое место в комплексе факторов конкурентоспособности занимает качество (научно-технический уровень) товара как результат применения в промышленном производстве достижений научно-технического прогресса. Оно является стратегическим средством прорыва на новые рынки и сокращения издержек производства. Применение инноваций прямо влияет на конкурентоспособность продукции и формирование маркетинговой стратегии компании и входит составной частью в принцип маркетинговой концепции управления, охватывая как производственную, так и сбытовую деятельность. При этом подразумевается постоянное совершенствование, видоизменение и обновление выпускаемой продукции, разработка более совершенных технологий и новых направлений научно-исследовательских и конструкторских решений в целях повышения ее конкурентоспособности. В инновационную политику включается также внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, стимулирование сбыта и рекламной деятельности, формирова-
ние новых служб в управлении компании, определение новых каналов товародвижения и развития сбытовой сети.
В условиях растущей интернационализации внутреннего рынка конкуренция приобретает более острые формы. В целях удержания и усиления конкурентных позиций на рынке, руководство компаний должно осуществлять действия по разработке и освоению нововведений, непрерывно совершенствовать существующие и разрабатывать новые стратегии развития, формы и методы управления производственной и коммерческой деятельностью в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей рынка.
Однако даже самая инновационная маркетинговая стратегия продвижения товара на рынке не даст положительного эффекта, если продаваемый продукт уступает своим конкурентам по качественным характеристикам. Даже наоборот, такие действия приведут к утрате доверия целевой аудитории к компании-производителю. И здесь на первое место выступают вопросы управления качеством товара, как фактором повышения конкурентоспособности.
Инновации в товарной политике компаний невозможны без технологических нововведений. Компании-производители, которые значительно обгоняют конкурентов в области научнотехнической политики и товарных инноваций, ориентируются на новейшие технологии, избегая применять стандартные технологические процессы. Таким образом, обеспечивается технологический прорыв, и товарная политика становится одним из главных факторов рыночного успеха.
По нашему мнению, инновационное развитие экономики России на существующей технологической базе является проблематичным ввиду не только отсутствия капитальных вложений и ее недофинансирования на протяжении последних десятилетий, но в первую очередь ее морального устаревания. Большинство технологий, которые в США и европейских странах относятся к морально устаревшим, для российских компаний считаются инновационными, т.к. они в производстве на территории страны ранее не применялись. Создание же продуктов на морально устаревшей производственной базе может лишь частично решить вопрос импортозамещения, но не позволит обеспечить инновационную конкурентоспособность российских товаров. При этом для изменения структуры импорта и экспорта отечественным производителям недостаточно просто производить конкурентоспособную продукцию, нужно уметь ее продавать на внутреннем рынке. Зачастую российский покупатель при прочих равных условиях отдает предпочтение импортной
продукции в связи с тем, что не имеет достаточной информации о качестве отечественной продукции, ее дополнительных полезных характеристиках.
Согласно расчетам Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, количество представленных в первом полугодии 2010 года инновационных проектов в России увеличилось на 32% (табл. 2). Глобальная переоценка приоритетов по инновационным направлениям произошла в области медицины, информационных технологий и энергоэффективности, а в сфере транспорта, промышленности и сельского хозяйства количество инновационных проектов уменьшилось. Наиболее привлекательными отраслями для инновационной деятельности в настоящее время являются биомедицинские технологии и 1Т-сектор.
Таблица 2
Распределение инновационных проектов по отраслям экономики России в 2009-2010 гг., %
Отрасль/сфера технологий 2009 г. 2010 г.
Авиационные и космические системы 1,7 3,5
Информационно-телекоммуникационные технологии 21,9 19,4
Транспорт и двигателестроение 4,5 3,8
Сельскохозяйственные технологии 10,4 7,8
Промышленные технологии 8,7 7,9
Строительные технологии 3,5 3,5
Экология и ресурсосбережение 7,4 6,8
Электроника и приборостроение 5,5 4,3
Энергетика и энергосбережение 7,1 11,3
Индустрия наносистем и материалов 5,6 8,7
Биотехнологии и медицина 15,4 17,6
Прочие 8,3 5,4
Источник: Число инновационных проектов в РФ увеличится // Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 2010. — №124.
Развитие инновационных проектов в первую очередь связано с поддержкой инновационного развития страны на общегосударственном уровне. Основным проектом государства в области новых разработок является создание инновационного центра «Сколково», целью деятельности которого является поддержка венчурных инновационных проектов на территории Российской Федерации (от предоставления инфраструктуры для научных разработок, до оказания содействия в их коммерциализации).
Интерес к внедрению инноваций в производственной сфере постепенно увеличивается. Тем не менее, устойчивый спрос со стороны бизнес-сообщества России к этому направлению деятельности еще явно не достаточен. По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий, в конце 2009 года доля компаний, внедряющих новые разработки в производство, была на уровне около 9,2%, а по итогам девяти месяцев 2010 года она снизилась до уровня 9,1%. Например, в Греции этот показатель составляет до 23%, а в Португалии — 39% [4].
Представляется, что основным препятствием в развитии инноваций является отсутствие единой стратегии развития экономики («Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» находится в стадии согласования). Нерешенными остаются также вопросы, связанные с коммерциализацией инновационных проектов и разработок,
т.е. не развит механизм практического применения инноваций в технологических процессах, что, в свою очередь, является основой инновационного развития предприятий и экономики страны в целом.
В целях реализации инновационного развития и модернизации экономики в стране необходим настоящий инвестиционный бум, который обеспечит существенный рост инвестиций в разработку инновационных технологий, а также вложение средств в модернизацию действующих производств. Но в настоящее время отмечается отток инвестиций из России. По данным Росстата, на конец сентября 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России (без учета органов денежно-кредитного регулирования и коммерческих банков) составил 266 млрд долларов США. В январе-сентябре 2010 г., по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, из-за замедления притока иностранного капитала и нарастающего опережения его оттока прирост накопленных инвестиций равнялся всего 1,4%. В тоже время в январе-сентябре 2010 г. объем инвестиций из Российской Федерации составил немногим менее 55,9 млрд долларов США [6]. По данным первого заместителя председателя Банка России А. Улюкаева, по итогам 2010 года отток частного капитала составил 40 млрд долларов США, в январе 2011 года — 11 млрд долларов США, прогноз данного показателя на конец февраля 2011 года — 6 млрд долларов США [9].
По мнению же бывшего министра финансов РФ А. Кудрина, в России инвестиции сегодня составляют около 20% ВВП, при этом доля иностранных инвестиций не достигает 3% ВВП [7]. Одним из показателей привлечения иностранных инвестиций является количество заключенных сделок слияний и поглощений (M&A) с привлечением иностранного капитала. По оценкам экспертов компании Ernst & Young, в первом полугодии 2010 года объем сделок на рынке слияний и поглощений в отношении российских активов составил 26,1 млрд долларов США, а сделок по приобретению иностранных компаний российскими инвесторами было заключено на сумму 3,6 млрд долларов США [8]. Наибольшее число сделок было совершено в следующих отраслях экономики: производство потребительских товаров и розничная торговля, финансовые услуги, строительство и недвижимость, металлургическая и горнодобывающая промышленность. Максимальный совокупный объем совершенных сделок зафиксирован в телекоммуникационной отрасли.
Усиление государственного вмешательства в процесс производства и внедрения научно-технических знаний в России обусловлено необходимостью проведения адекватных действий в ответ на вызов современного этапа научно-технического развития других стран, а также необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной продукции в целях снижения зависимости экономики России от экспорта сырья. Поэтому в целях увеличения темпов роста ВВП страны необходимо стимулирование инвестиционной привлекательности российской экономики, обеспечение инновационного развития отечественных компаний, а также повышение конкурентоспособности товаров и услуг отечественного производства на внутреннем рынке, в том числе за счет применения инновационных разработок и технологий.
Для достижения поставленных целей необходимо привлечение инвестиций, направляемых не только на финансирование венчурных проектов по разработке новых технологий и продуктов, но и на осуществление более капиталоемких инвестиций, направленных на модернизацию действующих производств и повышение квалификации персонала, в целях создания соответствующей базы для внедрения инновационных разработок в промышленном производстве.
Литература
1. Международные и российские эксперты об экономике России в 2010 г. // Бюлл. иностр. коммерч. информации. — 2011. — №14.
2. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. — М., 2007. — С. 240.
3. Бюлл. иностр. коммерч. информации. — 2011. — №№26, 27.
4. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. — М., 2007. — С. 239.
5. Число инновационных проектов в РФ увеличится // Бюлл. иностр. коммерч. информации. — 2010. — №124.
6. Иностранные инвестиции в III квартале 2010 г. // Бюлл. иностр. коммерч. информации. — 2010. — №149-150.
7. http://quote.rbc.ru/stocks/news.shtmP2011/03/22/33213976
8. Российский рынок слияний и поглощений в I полугодии 2010 г. // Бюлл. иностр. коммерч. информации. — 2011. — №1-2.
9. http://top.rbc.ru/economics/16/03/2011/560298.shtml