Научная статья на тему 'Инновационное развитие отечественных машиностроительных производств'

Инновационное развитие отечественных машиностроительных производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ЗАТРАТЫ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / INNOVATIVE CYCLE / ENGINEERING / REPRODUCTION PROCESS / INNOVATION AND TECHNOLOGICAL FACTORS / INVESTMENT / EXPENSES FOR TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / COMPETITIVENESS / RESOURCE-SAVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балагурова Евгения Александровна, Борисов Владимир Николаевич, Почукаев Кирилл Григорьевич

Суть предлагаемого подхода состоит в обосновании несырьевых способов повышения конкурентоспособности национальной экономики через ее диверсификацию, ресурсосбережение и энергоэффективность. Основу для такого развития может предоставить инновационное машиностроение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балагурова Евгения Александровна, Борисов Владимир Николаевич, Почукаев Кирилл Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Development of Russian Machine-Building Industry

Justified non-primary ways of increasing competitiveness of the national economy diversification, resource-saving, energy efficiency is the essence of the approach offered. The innovative machinery can be regarded as the basis for such development basis for such development.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие отечественных машиностроительных производств»

Ъаёагурова, "Ъорисов, К.'Х. ^.очукаев

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ7

Стартовые условия. Экспортоориентированная сырьевая экономика России ныне настроена на превращение топливно-сырьевых ресурсов в финансовые. Ее конкурентоспособность определяется сырьевым сектором, а не переработкой, обработкой и высокотехнологичной обработкой ресурсов. Это приводит к потере значительной части добавленной стоимости, в том числе прибыли, которую можно было бы получить на стадиях обработки. Функции, которые должны были бы выполнять обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли, перешли к импорту и, соответственно, к зарубежным корпорациям.

Отечественное машиностроение обеспечивает спрос экономики в машинотехнической продукции только на 40-50%. При этом почти половина машиностроения обеспечивает техникой процесс перемещения грузов и людей. Спрос же на продукцию структурообразующих отраслей машиностроения обеспечивается металлообрабатывающим оборудованием лишь на 14-15%, продукцией приборостроения - на 25-45%, продукцией электротехнической промышленности - на 43-45%. Предприятия ориентированы на приобретение производственного оборудования и комплектующих для собственного производства за рубежом.

Мировая практика показывает, что наукоемкое и инноваци-онноемкое машиностроение сосредоточено в развитых странах, в то время как другие обрабатывающие производства функционируют в развивающихся странах. Поскольку инно-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Проект № 13-02-00245).

210

вационное машиностроение опирается на первые стадии полного инновационного цикла (фундаментальные, поисковые исследования, основная часть НИОКР), то оно является необходимым условием развития интеллектуального потенциала страны и обеспечения конкурентоспособности экономики.

За рубежом инновационное машиностроение сосредоточено в крупных корпорациях, которые аккумулируют научную продукцию. Там обычно не принято обосновывать функционирование инновационного машиностроения, поскольку существуют налаженные связи, обеспеченные действующими организационными механизмами, между инноваторскими машиностроительными корпорациями и научными подразделениями университетов и государственных лабораторий. Подобная проблематика решается, как правило, экспертными, чаще всего, матричными методами в рамках теории и практики менеджмента. Так, система воспроизводства инновационного машиностроения успешно функционирует в связке производителей инвестиционного оборудования (тяжелое машиностроение) и инновационноем-ких структурообразующих отраслей (станкостроение). К их числу можно отнести: франко - германская группа «AREVA» и станкостроительный консорциум «CECIMO»; японские компании «Mitsubishi», «Hitachi», «Ishikawajima - Harima Heavy Industries» и производители станков «JMTBA» и «JFMA».

Из рис. 1 следует, что техническая и рыночная конкурентоспособность в существующей модели машиностроения нетождественна конкурентоспособности, формируемой в инновационном машиностроении. Результаты функционирования первых стадий инновационного цикла обеспечивают выпуск машинотехнической продукции, не имеющей аналогов или на уровне лучших мировых образцов. Благодаря техническим и эксплуатационным характеристикам эта продукция обладает конкурентоспособностью не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Освоение зарубежных технологий позволяет в довольно короткие сроки наладить серийный выпуск инновационной для российского рынка продукции, обладающей технической и рыночной конкурентоспособностью. При этом технические характеристики выпускаемой продукции соответствуют технологиям, которые нельзя отнести к категории передовых.

211

Рис. 1. Формирование конкурентоспособности продукции машиностроения

Импорт технологий сопровождается импортом комплектующих и полуфабрикатов, стоимость которых составляет примерно 50% в структуре себестоимости готовой продукции. Это привело к существенному снижению ценовой конкурентоспособности отечественной машинотехнической продукции.

212

На внутреннем рынке ценовая конкурентоспособность в значительной степени обеспечивается благодаря мерам государственной поддержки. Для сохранения ценовой конкурентоспособности предприятия реализуют продукцию по ценам, не обеспечивающим рентабельность производства - большая часть предприятий, выпускающих продукцию по зарубежным технологиям с использованием импортных комплектующих, являются убыточными.

Следовательно, лишь инновационная составляющая ныне является главной для обеспечения развития и эффективного функционирования экономики. Проблема оценивания развития инновационной сферы, а также интенсивности и эффективности инновационной деятельности в промышленности принадлежит к числу нерешенных на сегодняшний день. Использование зарубежных экономических стратегий, в том числе на базе неоинституциональной теории роста, имеет большие ограничения, связанные со спецификой социально-экономического развития России, как в историческом плане, так и с учетом структурных деформаций, произошедших в пореформенный период. Оценивая нынешнее состояние экономики России, следует отметить низкую эффективность функционирования всех ее секторов и отраслей. Эту оценку нельзя признать излишне жесткой, если объективно оценить низкую инвестиционную и инновационную активность даже в высокорентабельных отраслях энергетического и металлургического комплексов. Пренебрежение развитием инновационной сферы приводит к технологической деградации промышленного потенциала и к необратимым потерям научного и образовательного потенциала страны.

Ныне же спрос отечественной экономики на продукцию обрабатывающей промышленности на 50-80% удовлетворяется за счет импорта. При производстве продукции отечественной обрабатывающей промышленности используется 70-80% импортных компонентов. Больше половины импорта товаров приходится на машинотехническую продукцию. Экспортируя преимущественно продукцию низкотехнологичных производств, Россия закупает за рубежом, главным образом, высокотехнологичные товары [2, с. 713]. Таким образом, отечест-

213

венная индустрия задействована в производственном процессе преимущественно на стадиях низших переделов и сборочных операций. Поэтому из производственного процесса на отечественных предприятиях исключены важнейшие стадии инновационного цикла, в которых формируется основная часть добавленной стоимости. Следствием этого является низкая рентабельность отечественной продукции и снижение инвестиционной активности предприятий.

Инновационные и инвестиционные факторы развития. Экономическое развитие страны - это, прежде всего, рост ВВП, сопровождающийся увеличением национального богатства и повышением качественных и ресурсосберегающих характеристик основного и человеческого капитала. Главным фактором экономического развития является инновационная деятельность, направленная на превращение новых знаний в условия и средства воспроизводства основного и человеческого капитала на качественном уровне, соответствующем современным требованиям цивилизации.

Рост производительности труда определяется прогрессивными инновационными технологиями, которые осваивает и тиражирует инвестиционное машиностроение, фундаментальным свойством которого является инновационность, т.е. способность тиражировать продукцию с высокой долей добавленной стоимости, предназначенную для повышения эффективности воспроизводственного процесса в экономике.

Положительная динамика экономического развития, рост экономики сопровождаются качественными сдвигами в её структуре, а также в социальной структуре общества, обеспечивая непрерывность инновационного процесса во всех отраслях и на всех уровнях экономики. Это позволяет соблюдать баланс между текущими и долгосрочными экономическими целями и задачами, формировать стратегию развития инновационно-технологического базиса функционирования экономики.

Инновационно-технологический аспект. Деградация производственного аппарата сокращает до минимума возможность использования новых технологий. В результате этих деструктивных процессов продукция российских производи-

214

телей теряет конкурентоспособность. Следствием этого является стремительное сокращение рынка российского инвестиционного оборудования и замещение его импортным. Половина российского рынка инвестиционного оборудования принадлежит зарубежным компаниям и доля импорта продолжает увеличиваться. По мере воспроизводства существующей модели машиностроения следует ожидать существенного повышения зависимости российской промышленности от поставок импортного оборудования.

В такой ситуации не будет преувеличением сказать, что мы находимся накануне полной деградации отраслей, производящих средства производства, то есть частичной деиндустриализации экономики. Пути выхода из этого опасного тупика могут быть обеспечены проведением эффективной промышленной политики. В РФ распространяется миф о полной самостоятельности зарубежных компаний в осуществлении инвестиционной деятельности по инновационно-технологическому обновлению производственного аппарата. Это представление не отражает всего многообразия взаимодействия государства и бизнеса в этой области. В развитых европейских странах помощь в финансировании инновационно-технологического развития из государственного бюджета получают от 7 до 18% предприятий. В России этот показатель составляет 0,8% [1].

Восстановление производственно-технологического потенциала предприятий машиностроения предполагает несколько направлений: обновление производственного оборудования, внедрение новых технологий, выпуск инновационной продукции. Наибольшего эффекта можно достичь в том случае, если обеспечить развитие по всем направлениям одновременно, сосредоточивая доминирующую часть ресурсов на решении приоритетных задач.

На начальном этапе инновационно-технологического перевооружения предприятий машиностроения приоритетной задачей является существенное обновление технического потенциала предприятий. Пока доля прогрессивного оборудования в производственном аппарате остается крайне низкой применение новых производственных технологий не может дать ожидаемого эффекта, и нет возможности наращивать выпуск ин-

215

новационной продукции. Поэтому максимально возможная часть средств должна быть направлена на приобретение нового прогрессивного оборудования. Структура затрат на технологические инновации в рамках существующей модели машиностроения приведена на рис. 2 [1].

Др™.....

оборудования;

48%

Рис. 2. Структура затрат на технологические инновации в отраслях машиностроения

По мере роста технической составляющей потенциала предприятия должна увеличиваться эффективность применения новых технологий. На этом этапе в структуре затрат на технологические инновации должна увеличиться доля новых производственных технологий, которая в настоящее время является крайне низкой.

Научно-производственная база промышленности значительно пострадала на протяжении 1990-2000-х годов. Однако сохранившиеся научные подразделения разрабатывают новые производственные технологии, в том числе не имеющие аналогов за рубежом. Эти разработки мало востребованы российской промышленностью. Впрочем, и зарубежные технологии имеют ограниченный спрос. Экспорт научных исследований и разработок, выполненных российскими специалистами, более чем в 3 раза превышает импорт. В структуре импорта технологий доминируют

Прио! новых т

216

инжиниринговые услуги и товарные знаки: в совокупности их доля в среднегодовом исчислении составляет 70% [2, стр. 243, 245].

Россия - единственная из развитых стран - имеет отрицательное сальдо экспорта и импорта технологий. Соотношение экспорта и импорта технологий в России составляет 44%, тогда как в США экспорт технологий превышает импорт более чем в 2 раза, в Великобритании - в 2 раза, в Японии - в 3,4 раза [2, стр. 346]. Российские обрабатывающие производства значительно уступают по этому показателю среднему показателю по экономике - соотношение экспорта и импорта технологий здесь составляет менее 10% [2, стр.251].

Внедрению прогрессивных технологий в значительной степени препятствует изношенность производственного аппарата. Поэтому первоочередной и неотложной задачей развития машиностроения является инновационно-технологическое перевооружение предприятий, которое создаст необходимые условия и предпосылки для роста конкурентоспособности российского оборудования и противостояния экспансии зарубежных компаний на российский внутренний рынок.

В настоящее время лишь 16-17% технологий в машиностроении можно отнести к прогрессивным, менее половины -к базовым, т.е. способным создавать конкурентоспособную технику для внутреннего преимущественно рынка в течение не более пяти лет [3].

Существенным фактором, снижающим темпы роста инвестиций, является слишком высокий уровень финансирования инвестиций за счет собственных средств предприятий. В среднем по отрасли доля собственных средств в объеме инвестиций превышает 80%. При сохранении такой структуры финансирования инвестиций в основной капитал нельзя рассчитывать на существенные сдвиги в инновационно-технологическом перевооружении предприятий машиностроения.

При сложившейся практике финансирования инвестиций затраты на НИОКР зачастую формируются «по остаточному принципу». Поэтому инновационная активность находится на крайне низком уровне. Низкий уровень инвестиционной и инновационной активности в тяжелом машиностроении сущест-

217

венно ослабляет позиции российских производителей не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Финансирование фундаментальных и поисковых исследований, т.е. отправной точки зарождения инновационных идей осуществляется из средств государственного бюджета. Такая практика, существует во всех странах мира и альтернативы ей нет. В область интересов производственной сферы инновационные разработки попадают чаще всего на этапе приобретения технологий. Неопределенность финансовых вложений в инновационную сферу и отдаленность получения позитивных результатов от внедрения инновационных технологий снижает интерес будущих потребителей инноваций к участию в процессе их создания. В связи с этим государственные ассигнования на научные исследования не могут быть полностью сконцентрированы на научно-исследовательских этапах создания инноваций, так как этап проектирования инноваций также нуждается в государственном финансировании. Часто разработка крупных и перспективных проектов, предполагающих принципиальные качественные сдвиги в технологическом перевооружении отраслей промышленности, останавливается на стадии проектирования в связи с недостаточным финансированием. Замедление темпов инновационных разработок снижает их конкурентоспособность, так как рынок инновационных технологий является весьма динамичным.

Тяжелое машиностроение - отправная точка развития. Наиболее ликвидны из российских товаров - на мировом рынке и большинстве внутренних рынков - товары топливно-сырьевых отраслей. Главной отраслью машиностроения, которая обеспечивает техникой производственный процесс в топливно-сырьевых отраслях - это тяжелое и энергетическое машиностроение.

Сравнительный анализ показателей вклада отраслей промышленности в экономику (табл. 1) дает возможность оценить место машиностроения в российском промышленном комплексе на нынешнем этапе. По объемам производства маши-нотехническая продукция занимает первое место среди обрабатывающих отраслей. Однако нынешнее участие машиностроения в материальном производстве значительно уступает

218

показателям прежних периодов. Накануне кризиса 1990-х годов удельный вес продукции машиностроения в объеме промышленного производства составлял около 30%, тогда как теперь вклад машиностроения на пике роста производства составил только 16,3%.

Таблица 1

Структура выпуска продукции по отраслям промышленности, %

Отрасль промышленности Выпуск продукции* Выпуск ин-новацион-ной продукции** Экспорт

Промышленность - всего 100 100 100

Добыча полезных ископаемых 24,3 12,1 27,7

Производство кокса и нефтепро- 12,3 6,4 25,4

дуктов

Химическое производство 5,1 13,8 6,6

Металлургическое производство 15,8 13,1 26,9

Машиностроение 16,3 33,7 5,6

Другие обрабатывающие произ- 26,2 20,9 8,4

водства

Рассчитано по данным: * Промышленность России. 2010, табл.1.10. ** Индикаторы инновационной деятельности. 2009, табл.3.20. *** Статистический ежегодник. 2010, табл.25.8._

Наиболее ярко характеризуется роль и место машиностроения в современном промышленном производстве в международных сравнениях. В структуре обрабатывающих производств большинства развитых стран вклад машиностроения составляет 30-34%, в Германии - 45%, Японии - 47%. В России этот показатель составляет 20%. Страны с развитым машиностроением показывают большую устойчивость экономики. Мировой кризис 2008-2009 гг. в меньшей степени повлиял на индустриально развитые страны. Снижение ВВП (по 020) в этих странах было меньше, чем в России.

Отечественное машиностроение ныне не обеспечивает должным образом воспроизводство активной части основного

219

капитала РФ и, следовательно, конкурентоспособной экономики. Заметим, что к 2007-2008 гг. резерв увеличения выпуска конкурентоспособной продукции в отечественном машиностроении был в значительной мере исчерпан. Началась активная экспансия на внутренний рынок РФ зарубежных продавцов. Особенно заметна эта экспансия на рынке машин и оборудования, в первую очередь на товарных рынках тяжелого машиностроения, где в качестве покупателей выступают стабильно платежеспособные корпорации топливно-сырьевого сектора (рис. 3).

Рис. 3. Динамика выпуска и импорта продукции тяжелого машиностроения в РФ, %

В настоящее время годовой объем собственного производства машиностроительной продукции - примерно на 85 млрд. долл. США - при годовом импорте объемом примерно в 73 млрд. долл. США. Эта ситуация имеет место в условиях наличия отечественной базы НИОКР и достаточного количества свободных производственных мощностей.

В отличие, скажем, от станкостроения на продукцию тяжелого и энергетического машиностроения потенциально существует устойчивый и высокий спрос.

В целом тяжелое и энергетическое машиностроение так же, как и большинство потребителей его продукции, объективно обладает продолжительными сроками окупаемости инвестиций, продолжи-

220

тельным полным инновационным циклом. Основные виды продукции тяжелого машиностроения практически уникальны, в максимальной мере учитывают предпочтения и производственные условия потребителей. Тем более важно для тяжелого машиностроения унифицировать все, что только возможно - особенно в заготовительных производствах и в комплектации.

Эта отрасль работает на потребителей, основные технологии которых объективно относятся к 3-4, иногда 5-у технологическому укладу. Примерно таковы же и базисные технологии самой отрасли (пожалуй, кроме атомного машиностроения и современной нефтегазопереработки). В этом нет ничего плохого. Ведь не протестуют же против колеса. Однако основные конструкции тяжелого машиностроения открыты для воздействия более высоких технологий с тем, чтобы повысить его конкурентоспособность - в самой рабочей машине, двигателе, блоке управления.

Однако по основным продуктам тяжелого машиностроения нельзя ожидать в осязаемой, реалистической перспективе неких некапиталоемких и быстрых прорывов инновационного характера. В то же время связка «отрасли топливно-сырьевого сектора - тяжелого машиностроения» суть основной ресурс и, возможно, все-таки базовый импульс для модернизации отечественной экономики. Это «материнская плата» для создания устойчивой инновационной обрабатывающей промышленности. Мультипликативный эффект, порождаемый указанной связкой - это реалистическая база для модернизации экономики в сочетании с прорывами в элементах высоких технологий.

Реальным потенциалом для экономического развития обладают капиталообразующие инвестиции и инновации. В настоящее время в инновационной сфере российской обрабатывающей промышленности крайне слабо задействованы важнейшие элементы полного инновационного цикла: фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, производственное проектирование. Инновационная продукция составляет незначительную часть в объеме выпускаемой продукции. Освоение новых технологий ограничивается в основном сборочным производством. Нынешнее состояние инновационной

221

сферы обрабатывающей промышленности не создает предпосылок для повышения темпов и устойчивости экономического развития. Переход к позитивной динамике развития связан с включением в производственный процесс всех стадий полного инновационного цикла.

В обрабатывающей промышленности превышение объема финансовых инвестиций было значительнее, чем в экономике в целом. В конце 2000-х годов удельный вес финансовых инвестиций здесь составил около 90%, т.е. в одном из наиболее капиталоемких секторов экономики спекулятивная составляющая инвестиционной деятельности доминировала над ка-питалообразующей (табл. 2).

Таблица 2

Структура инвестиционного потока в обрабатывающих отраслях, %*

Отрасли Инвестиционный поток Инвестиции в основной капитал Финансовые инвестиции

Обрабатывающая про- 100 11 89

мышленность, всего

из нее:

Металлургия 100 5 95

Машиностроение 100 16 84

Химическая промыш- 100 16 84

ленность

Деревообрабатывающая 100 80 20

промышленность

Промышленность 100 41 59

стройматериалов

Пищевая промышлен- 100 38 62

ность

*Рассчитано по [4].

Высокая стоимость долгосрочных кредитов сделала недоступной заимствование средств, необходимых для осуществления ка-питалообразующих инвестиций, для большинства предприятий обрабатывающей промышленности. Поэтому рост инновационно-насыщенных инвестиций, направленных на развитие производст-

222

ва, был характерен только для ключевых предприятий, которых в обрабатывающих отраслях насчитывается 11-12%.

Устойчивый рост экономики невозможен без сопряженного развития потенциалов отраслей реального сектора и непроизводственной сферы. Надо признать, что эффект воздействия межотраслевых связей на развитие отраслей обрабатывающей промышленности снижается с каждым годом. Следствием низкой конкурентоспособности отечественной продукции стало снижение ее востребованности внутренним рынком. Ведущие российские промышленные предприятия в большей степени ориентированы на сотрудничество с зарубежными компаниями. Поскольку именно ведущие предприятия являются инновационно-активными, то их ориентация на импорт продукции производственно-технического назначения снижает влияние фактора межотраслевого взаимодействия и, соответственно, потенциал инновационного развития российской обрабатывающей промышленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшим потенциалом межотраслевого взаимодействия обладает машиностроение. Примерно 1/3 продукции, выпускаемой машиностроительными предприятиями, направляется на удовлетворение спроса потребительского рынка. Основная же часть машинотехнической продукции предназначена для формирования и обновления активной части основных фондов экономики. В свою очередь, машиностроение является основным потребителем продукции крупнейших отраслей обрабатывающей промышленности и оказывает самое значимое влияние на формирование внутреннего рынка продукции металлургии и химической промышленности.

Несмотря на существенное снижение технического, технологического и интеллектуального потенциала, машиностроение и сегодня обеспечивает самый высокий уровень занятости в промышленности и самый высокий спрос на квалифицированных специалистов, а также на продукцию научно-исследовательской деятельности. Поэтому услуги научного сектора в наибольшей степени востребованы отраслями машиностроения - около половины спроса промышленности на

223

научные разработки и исследования обеспечивается машиностроительными компаниями [3, 5, 6].

В условиях низкой инвестиционной активности именно в отраслях машиностроения сохраняется наиболее высокий инновационно-технологический потенциал экономики -здесь осуществляется 40% всех затрат российской промышленности на научные разработки и проектирование. Однако этот показатель должен быть значительно выше. Его росту препятствует сузившийся круг инновационно-активных предприятий. Предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, составляют от 15% в тяжелом машиностроении до 25% в автомобилестроении. Очевидно, что активизации инновационной деятельности во многом препятствует устаревшая производственно-техническая база отрасли. Внедрение как процессных, так и продуктовых инноваций чаще всего невозможно и нерентабельно на старом оборудовании, которое составляет большую часть производственного аппарата машиностроительных предприятий. Между тем, финансирование затрат на приобретение нового производственного оборудования находится на низком уровне.

Проведенные исследования объективно продемонстрировали то, что лишь инновационно-технологический и инвестиционный факторы способны придать устойчивое развитие обрабатывающим производствам России и способствовать росту ВВП и основных компонентов национального богатства.

Поэтому при восстановлении значимости инновационного и инвестиционного факторов воспроизводства, укрупнении отечественных игроков, повышении значимости квалифицированных кадров нижнего и среднего звена можно реально ожидать укрепления и повышения устойчивости в развитии конкурентоспособности тяжелого машиностроения.

В основу развития российского машиностроительного комплекса должно быть положено восстановление инновационной сферы, начиная с первых стадий инновационного цикла, и межотраслевое взаимодействие наиболее наукоемких отрас-

224

лей. Реализация такого сценария модернизации отечественного машиностроения будет способствовать развитию технологического и научно-образовательного потенциала экономики, а также росту макроэкономической эффективности и созданию инновационного машиностроения.

Инвестиции в обновление производственного аппарата отраслей реального сектора увеличат спрос на инвестиционное оборудование. В зависимости от наполнения рынков инвестиционного оборудования отечественным или импортным оборудованием в большей или в меньшей степени будет инициирован мультипликативный спрос на продукцию отраслей, сопряженных с отраслями тяжелого машиностроения.

Инвестиции в инновационно-технологическое обновление производственного аппарата отраслей тяжелого машиностроения, выпускающих инвестиционное оборудование, будут способствовать росту конкурентоспособности отечественной продукции. Чем выше будет уровень инновационной насыщенности инвестиций, тем выше будут темпы роста конкурентоспособности, что в свою очередь должно обеспечить высокий уровень импортозамещения. Рост объемов производства инвестиционного оборудования будет способствовать увеличению спроса на продукцию производственно-технического назначения, что обеспечит условия для роста производства в сопряженных отраслях обрабатывающей промышленности.

Развитие и модернизация обрабатывающих отраслей инициирует рост спроса на услуги непроизводственной сферы экономики. Наиболее важным и перспективным является взаимодействие отраслей промышленности с секторами науки и образования, способствующее росту интеллектуального потенциала.

Литература и информационные источники

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Стат. сб. М.:

Росстат, ГУ-ВШЭ. 2009.

2. Индикаторы науки: 2009. Стат. сб. М.: Росстат, ГУ-ВШЭ. 2009.

225

3. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор совершенствования обрабатывающей промышленности //Проблемы прогнозирования, 2009, №4.

4. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. М.: Рос-стат, 2011.

5. Борисов В.Н., Почукаева О.И. Инновационное развитие машиностроения //Проблемы прогнозирования, 2013, №1.

6. Борисов В.Н., Балагурова ЕА. Конкурентоспособность как фактор устойчивости технологического развития // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2011.

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.