УДК 316+13
Юрий Викторович ПУШКАРПВ,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Новосибирского государственного педагогического университета
Елена Александровна ПУШКАРПВА,
доктор философских наук, профессор кафедры философии Новосибирского государственного педагогического университета
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ГЛОБАЛИЗАЦИИ
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATION UNDER CONDITIONS
OF GLOBALIZATION
Статья раскрывает особенности инновационного развития современной отечественной системы образования. Авторы обосновывают, что характер развития современного образования, с одной стороны, прямо связан с характером исторической эпохи, в которой происходит формирование и развитие этого процесса, и основан на процессах глобализации в связи с переходом к новой системе ценностей информационного общества, с другой - отражает характер развития современной науки.
The article considers the peculiarities of innovative development of modern national education system. The authors substantiate the fact that, on the one hand, the nature of the development of modern education is directly connected with the nature of that historical epoch in which the formation and the development of this process take place, and it is based on the processes of globalization in connection with transition to the new system of information society values. On the other hand, it reflects the nature of modern science development.
Ключевые слова: инновационное развитие образования, информационное общество, глобализация.
Keywords: innovative education development, information society, globalization.
Инновационное развитие современных отечественных систем образования и науки - это общенациональная стратегическая задача. Перспективы развития современных отечественных образовательной и научной систем является одной из приоритетных тем для осмысления и обсуждения в научном и педагогическом сообществе. О серьезности сложившейся ситуации свидетельствуют многочисленные конференции, организуемые по этим проблемам, и заявления: «Неужели непонятно, что гибель интеллекта нации означает гибель самой нации. По оценке ООН и ЮНЕСКО, Россия получила 1,4 балла из 5 возможных по жизнеспособности нации, то есть формируется мнение, что любая помощь стране бессмысленна, нас ждет медленная и неумолимая деградация»1; «Если российское общество не найдет пути выхода из кризиса образовательной и научной систем, то Россия может оказаться «на обочине» мирового развития. И это может случиться уже в жизни следующего поколе-ния»2. Проанализируем проблемы и противоречия современного инновационного развития системы образования, выявим его специфику в условиях формирования глобального информационного общества.
Необходимо отметить прежде всего, что характер развития современного образования (и традиционного, и инновационного) прямо связан с характером той исторической эпохи, в которой происходит формирование и развитие этого процесса. Также подчеркнем, что характер развития инновационного образования отражает характер развития современной науки, поскольку именно наука привносит новизну и нацелена на поиск нового.3 На рубеже XXI в. общество столкнулось с рядом серьезных кризисных процессов глобально-социального, экологического и иного характера. С одной стороны, научно-технический прогресс привел к нарушению равновесия между техногенными и природными процессами, что создало угрозу существованию самого человечества. С другой стороны, технок-
ратические тенденции в науке и образовании, стремление получить знания ради господства над природой привели к обеднению духовной составляющей общества, искажению его нравственных принципов.
Особенности современной ситуации в отечественных системах образования и науки - предмет активного осмысления во многих работах, посвященных анализу современного состояния систем образования и науки (Ж.И. Алферов, Я.М. Нейматов, В.А. Садовничий, В.Н. Филиппов и др.). Кроме того, кризис в сферах образования и науки не представляет собой самостоятельное явление. Он отражает всеобщий кризис мировой системы, который включает в себя политическую, экономическую, демографическую составляющие и основан на процессах глобализации в связи с переходом к новой системе ценностей информационного общества.
Современный мир находится в активном процессе становления глобальной организации социокультурного пространства. И.А. Пфаненштиль показывает, что «процессы глобализации развертываются объективно по мере реализации социально-культурного потенциала каждого общества и предполагают принципиально новую целостность, с не вполне ясными контурами»4. Возникающая глобальная система очень сложна и многообразна. В нее вовлекаются народы и государства, стоящие на разных уровнях развития, имеющие национальные культуру и традиции, свои религиозные представления и убеждения. Это ставит много новых проблем, которые человечество еще не осознало и не научилось решать в соответствии с новыми реалиями.
В условиях глобализации возрастает взаимозависимость государств, взаимопроникновение, а подчас сращивание национальных экономик в интеграционные структуры. М.Г. Делягин, анализируя сложившуюся ситуацию, отмечает, что «современная глобальная конкуренция ведется разнородными и частично ненаблюдаемыми объектами, существующими в
различных плоскостях, преследующими несопоставимые цели и действующими разнородными методами; в силу фундаментальных различий в системе ценностей и образе действия они не способны понять друг друга, что часто лишает их самой возможности прийти к долгосрочному, а не тактическому, заключаемому ради локальной цели, соглашению»5.
Глобализация устраняет барьеры, препятствующие движению капиталов, технологий, информации и квалифицированной рабочей силы. Это позволяет концентрировать ресурсы в международных масштабах на самых перспективных направлениях. Вместе с тем растущая взаимозависимость государств и различных сообществ усиливает уязвимость мировой системы перед локальными и региональными нестабильностями, терроризмом, сбоями в работе информационных систем и т. д.
В результате процессов глобализации происходит размывание суверенитета и самого представления о государстве. По мнению М.Г. Делягина, А.С. Панарина, И.А. Пфаненштиля и других исследователей, для России подобное размывание является весьма болезненным и угрожающим, поскольку «российское общество на всем протяжении своей истории, самоидентифицировалось именно через государство, исключительно высокая роль которого обусловлена необходимостью постоянного противостояния разнообразным, сменяющим друг друга различным внешним угрозам»6. Активно развиваясь, современная наука влияет на другие социальные сферы жизнедеятельности общества, и в первую очередь на сферу образования, способствуя его инновационному преобразованию. Кроме того, образование выступает как важнейший фактор, способствующий адекватному решению проблем глобализации.
Чаще всего о глобализации говорится в связи с интенсивным формированием единого мирового экономического и информационного пространства, институтов региональной интеграции государств
(А.Г. Грязнова, К.Х. Делокаров, Н.Г. Жукова, В.В. Мороз и др.). Соответственно, в качестве примеров прогресса глобализации приводится развитие транснациональных корпораций и мировой финансовой системы, всемирной сети компьютерных коммуникаций и Европейского Союза. Далеко не так уверенно, по мнению Э.М. Мирского7, говорится о глобализации как процессе культурной, социальной и идеологической интеграции; например, даже попытки наполнить конкретным содержанием обсуждение проблемы общечеловеческих ценностей вызывают серьезные сложности.
Обратим внимание на то, что характер инновационного развития образования и науки прямо связан с историческими традициями, задающими направленность развития и образования, и науки. При этом, как подчеркивает А.А. Гря-калов, «прошлое актуально присутствует в ценностном мире культуры и образования только тогда, когда переживается как настоящее»8. Глобализация в то же время изменяет, подчас принципиально, факторы успешного социального и экономического развития. В частности, на первый план выходят взаимосвязанные друг с другом способность к технологическим и социальным инновациям, умение эффективно действовать в быстро изменяющейся социальной среде, масштабы информатизации общества, уровень интеллектуальной и политической свободы, развитие наукоемких технологий.
Негативное влияние глобализма сказывается и на культурном развитии государств, в том числе и России. «На наших глазах разоряются промышленность, лучшие в мире системы образования и воспитания, научные школы, в сознание внедряется чуждая России аморальность. Из передач центрального радио практически исчезли русские песни, как, впрочем, и песни других народов России - татар, башкир, казахов, близких нам по духу украинцев, белорусов, болгар и т.д. Более того, исчезли песни и соседних с нами стран: Болгарии, Польши, Гер-
мании, Венгрии, Югославии, не говоря уже о странах Востока. В телевидении сплошь и рядом по всем каналам одни американские фильмы, причем, как правило, демонстрируются худшие образцы с многочисленными убийствами. Переводы делаются ускоренными темпами и не всегда соответствуют грамотному русскому языку. Книжные полки завалены американской и прочей макулатурой, и очень трудно обнаружить признанных всем миром российских писателей и поэтов. Русская культура, русский язык вытесняются из России. Вот это и есть глобализация, то есть развал и уничтожение национальных самобытных культур и попытка заменить их стандартами одной заокеанской куль-туры»9.
В.И. Кудашов подчеркивает, что «ценность России все больше видится в оригинальном взгляде на мир, нестандартном мироощущении, интеллекте. Так как интеллект можно воспроизводить только при высоком уровне образования, мир будет заинтересован в стабилизации жизни в России»10. В современных условиях важно не потерять принципиальные черты, обусловливающие сохранение России как таковой, вместе с ее стратегическим конкурентным преимуществом - национальными системами образования и науки (В.И. Кудашов, В.Н. Турченко, Н.М. Чуринов и др.).
2008 г. и 2009 г. принципиально изменили все базовые внешние условия функционирования экономики, а значит, и организации всей социальной жизни. Десятилетие бурного экономического и социального роста сменилось временем существенных ограничений, временем, когда уже нет такого спроса на продукцию и услуги, когда нет такого доступа к ресурсам развития.11 Сегодня уже можно размышлять не о том, какими способами можно справиться с кризисом, как его пережить, а о том, какие тренды развития будут наиболее благоприятными, как ими воспользоваться и какие ресурсы необходимо использовать для дальнейшего развития.12
В философской литературе понятие кризиса образования введено Ф.Г. Кумб-сом в конце 1960-х гг. «В зависимости от условий, сложившихся в различных странах, - пишет он, - кризис проявляется в разной форме, сильнее или слабее. Но его внутренние пружины в одинаковой мере проступают во всех странах - развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с великим трудом создающих их сейчас»13.
Анализируя характеристики кризисного состояния отечественной научно-образовательной сферы, необходимо в первую очередь отметить ценностные аспекты и особенности кризиса системы образования. Несоответствие результатов современного образования поставленным и ставящимся целям, выдвинутым и выдвигающимся ценностям - в этом первоисточник кризиса системы образования, по мнению многих исследователей (Г.Н. Маслов, А.П. Огурцов, Н.С. Розов и др.). Три важнейших ценностных принципа образования, разработанные еще в XIX в. В.В. Розановым, нарушены сегодня - индивидуальности, целостности, единства. Преобладание негативных ценностей в смысловых оценках образовательной действительности ее непосредственными участниками, отсутствие единой образовательной идеологии и ведущего типа образования как показатель образовательного неблагополучия, характерного практически для всех регионов России, свидетельствуют о целом комплексе ценностных факторов.
Сегодня же в России речь идет не о воспроизводстве общественного менталитета, ориентированного на гуманистические ценности и стабильность, а об определении того типа цивилизации, который предполагает воспроизводить образование в будущем (А.П. Огурцов).14 Это означает, что необходимо установить системные характеристики нового типа общества.
Современное образование является сложнейшей формой общественной прак-
тики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и, может быть, единственным социальным институтом, через который осуществляются трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.15
Российское образование функционирует в контексте тенденций, формирующихся в современном мире и основанных на развитии высоких технологий, глобальной культуры, которые нивелируют культурно-историческое движение «по вертикали», где под непрерывностью образования понимается следование конкретной культурной традиции. Именно в этом контексте образование выступает важнейшим каналом трансляции как общекультурных ценностей, так и ценностей отечественной культуры, способом формирования национального менталитета, чувства патриотизма, причастности к своим корням и истокам.
Большой интерес представляет тема разработки концептуальной модели инноваций в науке и образовании, а также выработки общей стратегии инноваций. Безусловно, в развитии общества всегда присутствовал и будет присутствовать элемент стихийности. Но когда мы ставим определенные цели, определенные задачи и понимаем, что должны найти средства их достижения, встает вопрос, как этим процессом можно и нужно управлять, чтобы мультиплицировать и сам процесс, и его результат. Принципы организации системы управления инновационной деятельностью являются предметом обсуждения не только в экспертном сообществе, но и в управленческой среде.16
Проблема инновационного развития образования настолько междисциплинарна, что вряд ли можно построить работающую концепцию без участия в ней представителей разных дисциплин - и чисто гуманитарных, и экономических, и, особенно, философских. Что касается ученых, занимающихся естественными науками, они тоже должны участвовать в выработке этой концепции - их роль заключается в том, чтобы оценивать перспективы развития тех или иных знаний и их технологического применения в различных сферах социума.17
Таким образом, обобщая сказанное, подчеркнем, что, во-первых, характер развития современного образования (и традиционного, и инновационного) прямо связан с характером той исторической эпохи, в которой происходит формирование и развитие этого процесса, а именно со всеобщим кризисом мировой системы, который включает в себя политическую, экономическую, демографическую составляющие и основан на процессах глобализации в связи с переходом к новой системе ценностей информационного общества; во-вторых, характер развития инновационного образования отражает характер развития современной науки, поскольку именно наука привносит новизну и нацелена на поиск нового, активно развиваясь, современная наука влияет на другие социальные сферы жизнедеятельности общества и, в первую очередь, на сферу образования, способствуя его инновационному преобразованию.
1 Пфаненштиль И.А., Пфаненштиль Л.Н. Образование и наука как фактор национальной идеи и возрождения России // Науковедение. Фундаментальные и прикладные проблемы : сб. науч. тр. Вып. 1. Красноярск, 2002. С. 221.
2 Огурцов А.П., Платонов В.В. Западная философия образования. ХХ век. СПб. : РХГИ, 2004. С. 26.
Пр Ари
условиях глобальных преобразований // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. №2 (6). С. 59-67; Пуша шонцеор
вые идеи и направления развития // Вестник Но-
восибирского государственного педагогического университета. 2011. №1. С. 40-43.
4 Пфаненштиль И.А. Современные процессы глобализации в системе основных проектов науки (социально-философский анализ) : дис. ... докт. филос. наук. Красноярск, 2006. С. 24.
5 Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М. : ИНФРА-М, 2003. С. 330.
6 Пфаненштиль И.А. Современные процессы глобализации... С. 222.
7 Мирский Э.М. Высшее гуманитарное образование в России в поисках ответов на вызовы XXI века // Высшее образование сегодня. 2002. №1. С. 22.
8 Грякалов А.А. Традиция гуманитарного образования и диалог культур: опыт России // Русская линия : Библиотека периодической печати. URL: http://www.rusk.ru/st.php?idar=105432.
9 Наливайко Н.В., Панарин В.И. Проблемы глобализации и интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство // Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования : сб. ст. Новосибирск : ГЦРО, 2005. С. 110-111.
10 Кудашов В.И. Российское образование в глобальном мире // Философия образования. 2006. № 2 (16). С. 86.
11 Толоконский В.А. Инновационная экономика как стратегия развития // Инновации и современность : коллективная монография / под ред. В.И. Супруна. Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2010. С. 9.
12 Там же. С. 11.
13 Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире : Системный анализ : пер. с англ. М. : Прогресс, 1970. С. 10.
14 Огурцов А.П., Платонов В.В. Указ. соч. С. 26-28.
15 Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. №2. C.6-18.
ЛРр Ив-
онная деятельность высших учебных заведений г. Новосибирска в контексте проблем интеграции науки и образования // Философия образования. 2007. № 2. С. 194-199; Латуха О.А., Титова В. А. Современные аспекты управления инновационной деятельностью высшего учебного заведения : монография. Новосибирск, 2006.
17 Никонов В.А. Движущие силы инновации // Инновации и современность : коллективная монография / под ред. В.И. Супруна. Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2010. С. 63-64.