Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ПРОГНОЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Назирхан Гаджиевич, Коноваленко Сергей Александрович, Трофимов Михаил Николаевич, Султанов Гарун Султанахмедович

Опираясь на научные исследования, с уверенностью возможно утверждать, что значимую роль в решении большинства проблем экономического, экологического, социального и культурного развития играют наука и техника. Они стали важным фактором экономического развития стран. Наивысшего уровня экономического развития позволяют достичь результаты различных исследований в научной сфере деятельности. Необходимо отметить, что распространение и разработка современных технологий оказывают существенное влияние на увеличение производства и производительности. В настоящее время, когда обостряются международные конфликты, большее преимущество имеют те страны, в которых наблюдается значительный рост инновационной деятельности. Это позволяет усиливать экономическую безопасность хозяйственных систем, а также увеличить конкурентоспособность государств. Следовательно, можно сделать вывод о том, что надежная и эффективная система экономической безопасности в инновационной сфере деятельности позволит государствам обеспечивать суверенитет и независимость социально-экономического развития, а также защиту межнациональных интересов, при возникновении как внешних, так и внутренних угроз экономической безопасности государства. Целью научной статьи явился теоретический анализ роли инновационного развития Российской Федерации в области обеспечения ее экономической безопасности. Теоретической и методологической основой исследования явились работы как российских, так и зарубежных специалистов в области экономической безопасности государства, а также материалы периодической печати ведущих ученых-экономистов. Основными методами исследования, использованными при написании работы, явились метод теоретического системного экономического анализа, монографический (описательный) метод, метод экстраполяции данных и построения линейного тренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиев Назирхан Гаджиевич, Коноваленко Сергей Александрович, Трофимов Михаил Николаевич, Султанов Гарун Султанахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Based on scientific research, it is possible to say with confidence that science and technology play a significant role in solving most problems of economic, environmental, social and cultural development. They have become an important factor in the economic development of countries. The highest level of economic development can be achieved by the results of various studies in the scientific field of activity. It should be noted that the spread and development of modern technologies have a significant impact on increasing production and productivity. At present, when international conflicts escalate, those countries that have a significant increase in innovation activity have a greater advantage. This makes it possible to strengthen the economic security of economic systems, as well as to increase the competitiveness of States. Therefore, it can be concluded that a reliable and effective system of economic security in the innovative sphere of activity will allow states to ensure the sovereignty and independence of socio-economic development, as well as the protection of interethnic interests, in the event of both external and internal threats to the economic security of the state. The purpose of the scientific article is a theoretical analysis of the role of innovative development of the Russian Federation in the field of ensuring its economic security. The theoretical and methodological basis of the study was the work of both Russian and foreign experts in the field of economic security of the state, as well as the materials of the periodical press of leading scientists and economists. The main research methods used in writing the work were the method of theoretical system economic analysis, the monographic (descriptive) method, the method of extrapolation of data and the construction of a linear trend.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

Экономическая безопасность

УДК 346.548 (075.8) ГАДЖИЕВ НАЗИРХАН ГАДЖИЕВИЧ

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической безопасности, анализа и аудита; ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: [email protected]

КОНОВАЛЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

к.э.н., доцент, профессор кафедры экономической безопасности Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, e-mail: [email protected]

ТРОФИМОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

к.э.н., старший преподаватель кафедры экономической безопасности Рязанского филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, e-mail: [email protected]

СУЛТАНОВ ГАРУНСУЛТАНАХМЕДОВИЧ

к.э.н., доцент, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита; ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: sirius2001@mail .ru

D0l:10.26726/1812-7096-2021 -4-157-166 ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Опираясь на научные исследования, с уверенностью возможно утверждать, что значимую роль в решении большинства проблем экономического, экологического, социального и культурного развития играют наука и техника. Они стали важным фактором экономического развития стран. Наивысшего уровня экономического развития позволяют достичь результаты различных исследований в научной сфере деятельности. Необходимо отметить, что распространение и разработка современных технологий оказывают существенное влияние на увеличение производства и производительности. В настоящее время, когда обостряются международные конфликты, большее преимущество имеют те страны, в которых наблюдается значительный рост инновационной деятельности. Это позволяет усиливать экономическую безопасность хозяйственных систем, а также увеличить конкурентоспособность государств. Следовательно, можно сделать вывод о том, что надежная и эффективная система экономической безопасности в инновационной сфере деятельности позволит государствам обеспечивать суверенитет и независимость социально-экономического развития, а также защиту межнациональных интересов, при возникновении как внешних, так и внутренних угроз экономической безопасности государства. Целью научной статьи явился теоретический анализ роли инновационного развития Российской Федерации в области обеспечения ее экономической безопасности. Теоретической и методологической основой исследования явились работы как российских, так и зарубежных специалистов в области экономической безопасности государства, а также материалы периодической печати ведущих ученых-экономистов. Основными методами исследования, использованными при написании работы, явились метод теоретического системного экономического анализа, монографический (описательный) метод, метод экстраполяции данных и построения линейного тренда.

Ключевые слова: инновационная деятельность, показатели инновационного развития, прогноз, экономическая безопасность.

GADZHIEV NAZIRKHAN GAJIYEVICH

Dr.Sc. of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Security, Analysis and Audit; Dagestan State University,

e-mail: [email protected]

KONOVALENKO SERGEYALEKSANDROVICH

Ph. D. in Economics , Associate Professor, Professor of the Department of Economic Security of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot,

e-mail: [email protected]

TROFIMOVMIKHAIL NIKOLAEVICH

Ph. D. in Economics, Senior Lecturer of the Department of Economic Security of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot,

e-mail: [email protected]

SULTANOV GAR UN SULTANAKHMEDOVICH

Ph. D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit; Dagestan State University, e-mail: sirius2001@mail .ru

INNOVATIVE DEVELOPMENT AS A FACTOR OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Abstract. Based on scientific research, it is possible to say with confidence that science and technology play a significant role in solving most problems of economic, environmental, social and cultural development. They have become an important factor in the economic development of countries. The highest level of economic development can be achieved by the results of various studies in the scientific field of activity. It should be noted that the spread and development of modern technologies have a significant impact on increasing production and productivity. At present, when international conflicts escalate, those countries that have a significant increase in innovation activity have a greater advantage. This makes it possible to strengthen the economic security of economic systems, as well as to increase the competitiveness of States. Therefore, it can be concluded that a reliable and effective system of economic security in the innovative sphere of activity will allow states to ensure the sovereignty and independence of socio-economic development, as well as the protection of interethnic interests, in the event of both external and internal threats to the economic security of the state. The purpose of the scientific article is a theoretical analysis of the role of innovative development of the Russian Federation in the field of ensuring its economic security. The theoretical and methodological basis of the study was the work of both Russian and foreign experts in the field of economic security of the state, as well as the materials of the periodical press of leading scientists and economists. The main research methods used in writing the work were the method of theoretical system economic analysis, the monographic (descriptive) method, the method of extrapolation of data and the construction of a linear trend.

Keywords: innovation activity, indicators of innovative development, forecast, economic security.

Введение. Инновационное развитие имеет важную роль в обеспечении экономической безопасности России. Несмотря на то, что в стране реализуется большое количество проектов, связанных с развитием инновационной сферы, Российская Федерация отстает от развитых стран в этом вопросе.

На современном этапе развития огромное количество научных трудов посвящено инновационной деятельности. Но несмотря на это до сих пор ведутся споры, связанные с определением этого термина. Понятие «инновация» имеет латинское происхождение, что означает «обновление». Первое упоминание данного термина датируется XIX веком, где оно определя-

Региональные проблемы преобразования экономики, № 4, 2021

лось как внедрение элементов из одной культурной деятельности в другую.

Монографический анализ дефиниции «инновационная деятельность» представлен в таблице 1.

№ п/п Автор Определение

1 Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» Инновационной считается деятельность, которая направлена на осуществление реализации различных проектов в сфере инноваций, на создание и обеспечение инновационной инфраструктуры. Также сюда можно включить научную, финансовую, коммерческую, технологическую и организационную деятельность.

2 Васильев С. В. Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на создание, освоение и распространение инноваций [ 1].

3 Винокуров В. И. Инновационная деятельность представляет собой совокупность, включающую в себя организационную, финансовую, технологическую и научную деятельность, которая направлена на создание и внедрение на рынок нового или улучшенного продукта, который будет использован в практической деятельности, или же новая и улучшенная организационно-экономическая форма [2].

4 Грибанов Д. В. Инновационной считается деятельность, направленная на создание и реализацию новых технологий в различных сферах деятельности [11].

5 Дробышевская Л. Н. Инновационная деятельность включает в себя разработку новых и усовершенствование уже созданных товаров, которые имеют большой спрос на рынке. Необходимо применять новейшие технологические процессы, чтобы дорабатывать различные конструкции для улучшения эксплуатационных параметров, уменьшение себестоимости производства продукции для того, чтобы получать дополнительную прибыль [15].

6 Друкер П. Ф. Инновационная деятельность представляет собой особый инструмент, который позволяет производителю товаров, работ и услуг использовать перемены и нововведения в мире и превращать их в усовершенствованные возможности [4].

деятельность, в частности, представляет собой определенный процесс, включающий в себя создание новейшего продукта, или же усовершенствование устаревших технологий, которые будут иметь значительное преимущество на рынке товаров, работ и услуг.

Основу законодательного регулирования инновационной деятельности составляют:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации.

2) Законы: «Об авторском праве и смежных правах», «О науке и государственной научно-технической политике», «Патентный закон РФ», «Об инновационном центре "Сколково"»;

3) Указы и распоряжения:

- «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России»;

- «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Правовое сопровождение призвано обеспечить крепкий фундамент по защите законных прав и интересов всех участников области инноваций, занятых в создании и внедрении интеллектуального продукта независимо от форм собственности.

Первым законодательным актом, в котором упоминалось об инновациях, был Закон СССР от 31 мая 1991 года № 2213-1 «Об изобретениях в СССР», в статье 30 которого говорилось о возможности создания инновационных фондов.

Далее вопрос касательно инновационной деятельности нашел отражение в Законе РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Затем были приняты законы, которые, хоть и не содержали инновационную терминологию, но по своей сути были тесно связанны с инновационной сферой:

- Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3517-1;

- закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

- закон РФ от 23 сентября 1992 года №3523-1 «О правовой охране программ для электрон-

ных вычислительных машин и баз данных»;

- закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных

схем»;

- закон РФ от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;

- закон РФ от 6 августа 1993 года № 5605-1 «О селекционных достижениях»;

- Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» содержит понятие инновационного центра.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в целях государственной поддержки инновационной деятельности в установленных сферах деятельности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 1172:

- предоставление информационной поддержки;

- предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;

- формирование спроса на инновационную продукцию;

- финансовое обеспечение;

- реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

- поддержка экспорта;

- обеспечение инфраструктуры [9].

В 2019 году обеспечена подготовка постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 г. № 773 «О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции» (вместе с «Требованиями к критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и [или] высокотехнологичной продукции, а также порядок их установления»). Также в ближайшее время Росстатом должна быть обеспечена актуализация форм статистического наблюдения за инновационной деятельностью.

В 2020 году началась подготовка к актуализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации, а также будет подготовлена факторная модель по достижению национальной цели «Ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа».

Объекты и методы исследования

Объект исследования - инновационная политика государства в системе осуществления экономической безопасности страны.

Предмет исследования - роль инновационной политики страны.

Методологическая основа - диалектический метод познания и системный подход в оценке инновационного развития РФ.

Согласно «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года» были выде-

№ п/п Наименование показателя Значение показателя (в 2020 году)

1 Доля организаций промышленного производства, которые осуществляют технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства, % 45-50

2 Доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг 5-10 % (как минимум в 5 секторах экономики)

3 Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта таких товаров, % 2

3 Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % 25-35

4 Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП, % 2,5-3

5 Доля российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, % 3

6 Количество российских вузов, которые входят в число 200 ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов, единиц 4

7 Количество патентов, которые ежегодно регистрируют российские физические и юридические лица в патентных ведомствах Европейского союза, США и Японии, патентов 2500-3000

8 Доля валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте, % 17-20

Региональные проблемы преобразования экономики, № 4, 2021

Следовательно, первостепенной задачей до 2020 года для России было не только внедрение современных инновационных технологий, но и повышение эффективности использования.

Инновационные процессы все больше и больше пронизывают научно-техническую, экономическую, экологическую, производственную и маркетинговую деятельность. Инновационная деятельность России в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей рынков [14]. Успешность развития страны на современном этапе определяется созданием и внедрением новых технологий в различных сферах деятельности.

Для более детального изучения инноваций в России проведем анализ показателей инновационного развития.

Таблица 3

№ п/п Показатели 2017 год 2018 год 2019 год Отклонения (+/-)

1 Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млрд руб. 57 611 68 983 92 254 34 643

В том числе инновационные товары, работы и услуги, млрд руб. 4 167 4 516 4 863 696

2 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 7,2 6,5 5,3 -1,9

3 Затраты на инновационную деятельность, млрд руб. 1 405 1 473 1 954 549

4 Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 2,4 2,1 2,1 -0,3

5 Удельный вес организаций, осуществляющих экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, % 1,1 - 0,6 -0,5

Анализируя данные, представленные в таблице 3, целесообразно сделать вывод о том, что количество товаров собственного производства, которые отгружены в России за исследуемый период, имеет тенденцию к увеличению. За данный промежуток времени значение показателя возрастает на 60 %. Также возрастает значение данного показателя, которое направлено на

юоооо

90ТОЭ 80000 70000 60000 5ЕЮОО 40000 30000 20000 10000

о

4516

II I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4Б63

I Ишшн-нцииннми 1(зЬары i ^нлчрннс ппклялтслн

701Я

7019

Рис. 1. Диаграмма, отражающая значение количества отгруженных товаров, выполняемых работ и услуг в России.

Согласно представленным данным, на рисунке 1 авторский коллектив считает целесообразным сделать ряд выводов:

- с каждым исследуемым годом сокращается процентное соотношение удельного веса инновационных товаров, с 2017 по 2019 год данный показатель упал почти на 2 пункта;

- активный рост происходит с затратами, которые направленны на инновационную деятельность в стране. За анализируемый период этот рост достиг 39 %;

- сокращается удельный вес затрат, направленных на технологические инновации в России, с 2,4 в 2017 году до 2,1 в 2019 году.

- удельный вес организаций, осуществляющих экологические инновации в отчетном году в 2017 году, был равен 1,1; значение данного показателя за 2018 год отсутствует, а в 2018-м он составил 0,6 %, что на 0,5, чем в 2017 году.

Для составления прогнозных значений, которые способны оказать влияние на систему инновационного развития в России как элемента обеспечения экономической безопасности, нами использован метод экстраполяции.

Для этого необходимо использовать прямую функцию вида:

где: □ 0 - средний выравненный уровень в момент или период, принятый за начало отчетного времени;

□ 1 - средний абсолютный прирост за единицу изменения времени;

t - период времени [7].

Для нахождения неизвестных параметров □ 0 и Ш необходимо решить систему уравнений. Система имеет следующий вид:

' (2)

где: п - объем исследуемой совокупности; А и Ь - параметры искомой прямой; t - период времени.

Аналитическое выравнивание представим в таблице 4, где произведем расчет инвестиционного потока, который направлен на обеспечение экономической безопасности среды в Российской Федерации.

Годы Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млрд руб. Затраты на инновационную деятельность, млрд руб. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, %

2013 38 335 1 112 9,2

2014 41 233 1 212 8,7

2015 45 525 1 200 8,4

2016 51 316 1 285 8,5

2017 57 611 1 405 7,2

2018 68 983 1 473 6,5

2019 92 254 1 954 5,3

Следовательно, значение удельного веса за представленный в таблице 6 период имеет тенденцию к сокращению несмотря на то, что возрастает общее число отгруженных товаров собственного производства и затрат, которые направлены на эффективное улучшение инновационной деятельности в стране.

Таблица 5

Вспомогательная расчетная таблица прогнозирования удельного веса инновационных

Годы Инвестиционный поток, %, у Условные годы, 1 у*1

2013 9,2 -3 9 -27,6

2014 8,7 -2 4 -17,4

2015 8,4 -1 1 -8,4

2016 8,5 0 0 0

2017 7,2 1 1 7,2

2018 6,5 2 4 13

2019 5,3 3 9 15,9

Итого 53,8 0 28 -17,3

Региональные проблемы преобразования экономики, № 4, 2021

Для удобства значения t возьмем таким образом, чтобы в сумме получилось 0. Следовательно:

Г £у=а-п

Выразим из этого уравнения параметры а и Ь:

(3)

(4)

(5)

-17,3 28

= 0,62

Следующим этапом произведем расчет выровненных значений удельного веса инновационных товаров, работ и услуг [10].

2013 год =7,69 - 0,62*(-3) =9,58 %

2014 год = 7,69 - 0,62*(-2) = 8,95 %

2015 год = 7,69 - 0,62*(-1) = 8,32 %

2016 год = 7,69 - 0,62*0 = 7,69 %

2017 год = 7,69 - 0,62*1 = 7,06 %

2018 год = 7,69 - 0,62*2 = 6,43 %

>13 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 5. Выровненные значения показателя.

Рассчитаем значение удельного веса инновационных товаров, работ и услуг на предстоящую перспективу:

2020 год = 7,69 - 0,62*4 = 5,17 %

2021 год = 7,69 - 0,62*5 = 4,54 %

5.Д7 4,54 _ 3,91

2020 2021 2022

Рис. 3. Прогнозные значения показателя на 2020-2022 годы.

Анализируя все полученные в ходе расчета данные, необходимо сделать вывод о том, что в ближайшие 3 года, скорее всего, уровень веса инновационных товаров, работ и услуг будет заметно сокращаться, несмотря на то, что факторы, которые оказывают влияние на значение данного показателя, в целом за период имеют положительную динамику роста [3, 8]. Это может быть связано с тем, что в последнее время резко возрастают затраты, связанные с инвестированием инновационной деятельности, так как спрос на ее товары, работы и услуги приобретает все большую актуальность.

Далее считаем целесообразным проанализировать состав и структуру стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2024 года.

Анализируя таблицу 6, можно сделать вывод, что наибольший объем финансирования -10,1 трлн руб. (39,2 %) - выделяется на решение проблем экономического развития, в том числе для реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны. Затраты на осуществление этого плана составят почти четверть всего объема финансирования новой стратегии развития России.

Это означает, что нас ждут серьезные перемены в этой области, которые давно назрели и должны стать основой дальнейшего развития всей страны.

№ п/п Направления развития Национальные проекты Количество Федеральных проектов Бюджет нац. проекта, млрд руб.

1 Человеческий капитал Здравоохранение Образование Демография Культура 8 10 5 3 1725,8 784,5 3105,2 113,5

2 Комфортная среда обитания Безопасные и качественные автомобильные дороги Жилье и городская среда Экология 4 4 11 4779,7 1066,2 4041,0

3 Экономический рост Наука Малое и среднее предпринимательство Цифровая экономика Производительность труда и поддержка занятости Международная кооперация и экспорт Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры 3 5 6 3 5 11 636,0 481,5 1634,9 52,1 956,8 6348,1

Целью второго по объему финансирования направления развития России является создание комфортной среды обитания ее населения. На эти цели будет направлено 9,9 трлн руб. При этом наиболее высокие вложения предлагается сделать в решение экологических проблем, которые должны осуществляться в рамках Национального проекта «Экология» (40 %). За ближайшие шесть лет в его рамках должно быть выполнено 11 федеральных проектов экологической направленности.

Следующим по объему планируемого финансирования является национальный проект, направленный на обеспечение безопасности и высокого качества автомобильных дорог России. Его бюджет составляет почти 4,8 трлн руб., и это позволяет надеяться, что общеизвестная и весьма острая для нашей страны проблема начнет, наконец, решаться не фрагментарно, как это было ранее, а на системном и современном технологическом уровне. Ведь хорошие дороги - это не только необходимое условие комфортной среды обитания человека в XXI веке, но также и важнейший фактор экономического развития страны [6].

Важным мероприятием, которое будет проведено в 2021 году, будет экспедиция «Инновационная Россия - 2021». Инвесторы и представители венчурного рынка должны будут проделать путь через всю страну, начиная от Сахалина и заканчивая Калининградом, а также от Мурманска до Сочи для того, чтобы узнать, как развиваются различные программы в регионах.

Для совершенствования инновационного развития на среднесрочный период нами предлагается развитие следующих направлений:

- совершенствование механизмов управления инновациями в различных компаниях, в том числе программ, направленных на интеллектуальную собственность;

- развитие экосистем «открытых инноваций» за счет взаимодействия с организациями в научной сфере, средними и большими компаниями, механизмов совершенствования финансовой и инвестиционной сферы [13].

Результаты и их обсуждение. Исследование инновационного развития страны позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, инновационная деятельность, представляет собой определенный процесс, включающий в себя создание новейшего продукта или же усовершенствование устаревших

Региональные проблемы преобразования экономики, № 4, 2021

технологий, которые будут иметь значительное преимущество на рынке товаров, работ и услуг.

Во-вторых, основным документом до 2020 года в сфере инноваций являлась «Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года», на данный момент «Стратегия инновационного развития России на период до 2024 года».

В-третьих, анализируя все полученные в ходе расчета данные, необходимо сделать вывод о том, что в ближайшие 3 года, скорее всего, уровень веса инновационных товаров, работ и услуг будет заметно сокращаться несмотря на то, что факторы, которые оказывают влияние на значение данного показателя в целом за период, имеют положительную динамику роста. Это может быть связано с тем, что в последнее время резко возрастают затраты, связанные с инвестированием инновационной деятельности, так как спрос на ее товары, работы и услуги приобретает все большую актуальность.

В-четвертых, Российская Федерация по сравнению со многими развитыми странами имеет относительно невысокий уровень инновационного развития среди различных международных рейтингов. А по некоторым международным индексам можно сделать вывод о том, что с каждым годом уровень становится все меньше. Так, например, в 2019 году, по данным международного инновационного индекса, Россия заняла 46-е место, а в 2020 году уровень данного индекса понизился до 47, при том, что общее количество стран составило 129.

В-пятых, развитие инноваций является стратегической задачей для роста экономики. Конкуренция в сфере производства и услуг требует внедрения технологий новых поколений [12]. Значение удельного веса инновационных товаров, работ и услуг в 2022 году упадет до 3,91 %. В связи с этим необходима разработка эффективных с экономической точки зрения проектов, направленных на улучшение инновационной деятельности и инновационного развития в России.

Заключение (выводы). Сегодня укрепление научного потенциала России - это долгосрочная и системная работа. Необходимо развитие исследовательской инфраструктуры, создание научных центров и кластеров, разработка системы поддержки молодых талантов и привлечение к научным проектам отечественных организаций и ведущих ученых. Развитие прямых инструментов государственного стимулирования инноваций в последние годы характеризуется следующими тенденциями: ростом расходов государства на реализацию прямых методов (до 30% ежегодно) и снижением удельного веса конкурсного финансирования и ростом доли расходов на реализацию федеральных целевых программ [5].

По нашему мнению, необходимо сохранить объем инновационной продукции на уровне более 5 % относительного валового выпуска товаров (работ, услуг) в экономике РФ.

Помимо основных показателей, характеризующих инновационную деятельность, нами рекомендуется использовать при формировании долгосрочных программ инновационного развития следующие индикаторы: уровень инновационной активности организаций; удельный вес организаций, которые осуществляют технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций; объем инновационных товаров, работ и услуг; удельный

Литература

1. Васильев С. В. «Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности (монография) ». - М.: Офсет Принт. - 2018. - 120 с.

2. Винокуров В. И. Основные термины и определения в сфере инноваций / В. И. Винокуров // Инновации.

- 2015. - № 4(81). - С. 6-22.

3. Долбилов А. В., Лошаков А. С. Обострение угроз экономической безопасности государства в условиях санкционного противостояния // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 2. - № 1.

- С. 24-27.

4. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации / П. Ф. Друкер; Питер Ф. Друкер; [пер. с англ. и ред. К. С. Головинского]. - Москва [и др.]: Вильямс, 2007. - 423 с.

5. Инновационная деятельность в России: стратегические направления и механизмы: монография /М. Я. Веселовский, А. В. Федотов, С. У. Нуралиев, А. В. Резникова. - Москва: Научный консультант, 2015.

- 224 с.

6. Колин К. К. Инновационная Россия: стратегические цели и приоритеты развития / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. - 2018. - № 4(20). - С. 49-60.

7. Кравчук Г. В. Анализ динамики инвестиций в недвижимость РФ за 2008-2015 гг. / Г. В. Кравчук // Форум молодых ученых. - 2017. - № 12(16). - С. 1012-1018.

8. Лытнева Н. А., Полянин А. В., Трофимов М. Н. Стратегия развития инвестиционной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в условиях неопределенности //Вопросы управления. - 2017. - № 5 (48). - C. 59-66.

9. Маханова О. В. Системный подход к реализации инновационной деятельности в сельском хозяйстве региона / О. В. Маханова // Научное обеспечение развития АПК и сельских территорий Байкальского региона: Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню Российской науки, Улан-Удэ, 05-09 февраля 2018 года. Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, 2018. - С. 218-223.

10. Никулина О. В. Формирование институциональной основы развития инновационного предпринимательства в российской экономике на основе использования зарубежного опыта / О. В. Никулина, И. Г. Лемешко // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-3(52). - С. 942-949.

11. Семитко А. П. Грибанов Д. В. Правовые основы формирования инновационных систем: монография /А. П. Семитко //Вестник Гуманитарного университета. - 2014. - № 2(5). - С. 152-158.

12. Скрипник А. Д. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации / А. Д. Скрипник // Новости науки 2019: сборник материалов VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 15 марта 2019 года. - Москва: Научно-издательский центр «Империя». - 2019. - С. 251-254.

13. Экономическая безопасность: учебник / под общ. ред. С. А. Коноваленко. - Москва: ИНФРАМ, 2021.

- 521 с.

14. Assessment of the Impact of the Policy of Import Substitution on the Competitiveness of Enterprises / S. A. Konovalenko, E. A. Lopatin, M. N. Trofimov, G. S. Shkabin //Digital Future Economic Growth, Social Adaptation, and Technological Perspectives. Cham: Springer Nature, 2020. P. 169-179. - DOI: 10.1007/978-3-03039797-5 18.

15. Relations of Control in the Management of Integration Processes of Innovation in the Knowledge Economy / L. N. Drobyshevskaya, V. V. Chaplya, E. D. Popova, S. A. Kovalenko // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Vol. 129 LNNS. P. 907-914. DOI: 10.1007/978-3-030-47945-9 9 7.

References:

1. Vasil'ev S. V. «Pravovye sredstva nalogovogo stimulirovaniya innovacionnoj deyatel'nosti (monografiya)». -M.: Ofset Print. - 2018. - 120 s.

2. Vinokurov V. I. Osnovnye terminy i opredeleniya v sfere innovacij / V. I. Vinokurov //Innovacii. - 2015. - № 4(81). - S. 6-22.

3. Dolbilov A. V., Loshakov A. S. Obostrenie ugroz ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva v usloviyah sankcionnogo protivostoyaniya //Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2017. - T. 2. - № 1. - S. 2427.

4. Druker P. F. Biznes i innovacii / P. F. Druker; Piter F. Druker; [per. s angl. i red. K. S. Golovinskogo]. -Moskva [i dr.]: Vil'yams, 2007. - 423 s.

5. Innovacionnaya deyatel'nost' v Rossii: strategicheskie napravleniya i mekhanizmy: monografiya / M. YA. Veselovskij, A. V. Fedotov, S. U. Nuraliev, A. V. Reznikova. - Moskva: Nauchnyj konsul'tant, 2015. - 224 s.

6. Kolin K. K. Innovacionnaya Rossiya: strategicheskie celi i prioritety razvitiya / K. K. Kolin // Strategicheskie prioritety. - 2018. - № 4(20). - S. 49-60.

7. Kravchuk G. V. Analiz dinamiki investicij v nedvizhimost' RF za 2008-2015 gg. / G. V. Kravchuk // Forum molodyh uchenyh. - 2017. - № 12(16). - S. 1012-1018.

8. Lytneva N. A., Polyanin A. V., Trofimov M. N. Strategiya razvitiya investicionnoj deyatel'nosti v usloviyah neopredelennosti // Voprosy upravleniya. - 2017. - № 5 (48). - C. 59-66.

9. Mahanova O. V. Sistemnyj podhod k realizacii innovacionnoj deyatel'nosti v sel'skom hozyajstve regiona / O. V. Mahanova // Nauchnoe obespechenie razvitiya APK i sel'skih territorij Bajkal'skogo regiona: Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Dnyu Rossijskoj nauki, Ulan-Ude, 05-09 fevralya 2018 goda. Ulan-Ude: Buryatskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya imeni V.R. Filippova, 2018. - S. 218-223.

10. Nikulina O. V. Formirovanie institucional'noj osnovy razvitiya innovacionnogo predprinimatel'stva v ros-sijskoj ekonomike na osnove ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta / O. V. Nikulina, I. G. Lemeshko // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2014. - № 11-3(52). - S. 942-949.

11. Semitko A. P. Gribanov D. V. Pravovye osnovy formirovaniya innovacionnyh sistem: monografiya / A. P. Semitko // Vestnik Gumanitarnogo universiteta. - 2014. - № 2(5). - S. 152-158.

12. Skripnik A. D. Pravovoe regulirovanie innovacionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii /A. D. Skripnik // Novosti nauki 2019: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 15 marta 2019 goda. - Moskva: Nauchno-izdatel'skij centr «Imperiya». - 2019. - S. 251-254.

13. Ekonomicheskaya bezopasnost': uchebnik /pod obshch. red. S. A. Konovalenko. - Moskva: INFRAM, 2021.

- 521 s.

14. Assessment of the Impact of the Policy of Import Substitution on the Competitiveness of Enterprises / S. A. Konovalenko, E. A. Lopatin, M. N. Trofimov, G. S. Shkabin //Digital Future Economic Growth, Social Adaptation, and Technological Perspectives. Cham: Springer Nature, 2020. P. 169-179. - DOI: 10.1007/978-3-03039797-5 18.

15. Relations of Control in the Management of Integration Processes of Innovation in the Knowledge Economy / L. N. Drobyshevskaya, V. V. Chaplya, E. D. Popova, S. A. Kovalenko // Lecture Notes in Networks and Systems (sm. v knigah). 2020. Vol. 129 LNNS. P. 907-914. DOI: 10.1007/978-3-030-47945-9 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.