ЭКОНОМИКА
УДК 332.1
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
А. М. Петров
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS’ ECONOMY IN PRESENT-DAY CONDITIONS: THE INSTITUTIONAL ASPECT
A. M. Petrov
В статье раскрывается сущность понятия «институциональная среда», роль институциональной среды в процессе создания и функционирования региональной инновационной системы. Автор обосновывает необходимость совершенствования государственного механизма регулирования органами власти субъектов Российской Федерации экономики с целью обеспечения ее устойчивого роста и комплексного инновационного развития. Особое внимание в статье уделяется вопросу формирования эффективной нормативно-правовой базы инновационного развития региона как важной составляющей институциональной среды для создания и поддержания активности субъектов инновационной деятельности.
The paper explains the notion of “institutional environment” as well as the role of institutional environment in the process of formation and functioning of the regional innovative system. The author justifies the necessity of improving state mechanism of regulating economy by the authorities of the Russian Federation subjects aiming at sustainable development and overall innovative development. The paper lays special emphasis on formation of effective rules and regulations for innovative development of the region as an important component of institutional environment for creating and maintaining the work of subjects of innovative activity.
Ключевые слова: институциональная среда, институты, регион, инновационная экономика, инновации, региональная инновационная система, государственный механизм регулирования, законодательные акты.
Keywords: institutional environment, institutions, region, innovative economy, innovations, regional innovative system, state mechanism of regulation, regulatory acts.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, повышения уровня конкурентоспособности регионов страны, а также роста производства наукоемкой продукции и повышения эффективности хозяйственной деятельности экономическими субъектами территориальных хозяйственных комплексов возможно в современных условиях с позиции реализации на местном уровне комплексной инновационной политики и интенсивного использования потенциалов (научнообразовательный, производственный, кадровый, ресурсно-природный и пр.) каждого субъекта Федерации на основе сочетания региональных и общегосударственных интересов. Следует подчеркнуть тот факт, что на средних и крупных предприятиях субъектов Федерации должна осуществляться планомерная и системная перестройка их деятельности, при этом она должна охватывать управление опытноконструкторскими работами и научно-исследовательской деятельностью, а также сферу инновационного обеспечения хозяйственной деятельности, с целью ориентации предприятий на выпуск наукоемкой продукции и высокотехнологичных изделий. Вновь создаваемые в регионах малые предприятия должны быть инновационно-ориентированными, т. е. либо производить инновации и осуществлять их коммерциализацию, либо осуществлять новые востребованные современным обществом виды деятельности на основе использования высоких технологий и ноу-хау. Кроме того, все предприятия должны эффективно использовать инвестиции и собственные средства для разработки и внедрения новшеств, что позволит активизировать инновационные процессы.
В целом успех инновационной экономики зависит от синхронности действий в трех сферах экономики: государства, бизнеса и науки [3, с. 242].
Формирование современной экономики, основанной на активной интеллектуальной деятельности людей, на генерации новых знаний и их масштабном прикладном применении, на использовании во всех сферах жизнедеятельности инноваций, опирается на целый ряд базовых институтов (традиционных и законодательных), устанавливающих поведение экономических субъектов. Изменение институтов приводит к формированию сложной структуры экономических отношений, образованию соответствующих институциональных элементов. Происходящая трансформация институтов определена структурными сдвигами в экономике - ее интенсивным развитием средств коммуникации, информатизацией, усилением конкуренции в образовательной и инновационной сферах. Это принципиально изменяет экономическую деятельность всех субъектов, которые должны присутствовать в экономике, основанной на знаниях.
В течение последних десятилетий в Российской Федерации проходит целенаправленное и интенсивное институциональное строительство, но результаты его, как показывают современные социально-экономические процессы, пока не смогли обеспечить перевод экономики страны на инновационный тип развития. Для достижения главных целей развития Российской Федерации, субъектов Федерации (поставлены в стратегических и программно-целевых документах на федеральном и региональном уровнях) институты должны не столько строиться или конструироваться,
252 А. М. Петров
ЭКОНОМИКА
сколько выращиваться, подобно тому, как выращивается кристалл [1, с. 10, 11].
России необходима модернизация широкого спектра предприятий и производств, не только высоко-, но и еще среднетехнологичных. Необходимо преодоление модели, сложившейся в России: когда идеи отечественной прикладной и фундаментальной науки реализуются на стадиях от подготовки образца до массового выпуска за рубежом, а затем в виде готовой продукции импортируются в страну. При этом «анклавная модернизация» в форме формирования обособленных территорий инновационного развития (инновационных центров) для России имеет большое значение. Но этого будет мало для создания необходимых условий преодоления сформировавшихся ограничений устойчивого комплексного экономического развития страны [7].
В настоящее время необходимость формирования институциональной среды, которая сможет обеспечить динамичное инновационное развитие экономики во всех субъектах Федерации, является стратегической целью для России и условием обеспечения национальной безопасности. В научной литературе представлены разные определения понятия «институциональная среда». Так, к примеру, институциональная среда рассматривается как совокупность основополагающих социальных и юридических норм, которые образует базис для производства, обмена и потребления [4, с. 39]. Под институциональной средой также понимают совокупность организационноэкономических, социально-экономических, институционально-экономических и технико-экономических отношений по поводу формирования и реализации институтов, целью которых является эффективность развития экономики. За этими отношениями стоит система институтов, необходимых для достижения эффективности развития экономики [5, с. 1909]. Согласно наиболее распространенным определениям под институциональной средой понимают комплекс институтов политического, правового, финансового и социального характера, устанавливающих основу деятельности экономических субъектов. Исходя из рассматриваемой в данной научной публикации проблемы под институциональной средой следует понимать комплекс институтов (правовые, политические, экономические, финансовые, организационные, образовательные и др.), устанавливающих условия для осуществления эффективной инновационной деятельности и комплексного поддержания ее субъектов, а также обеспечивающих инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности.
Процесс формирования и развития инновационной экономики должен протекать параллельно с созданием и развитием системы соответствующих институтов. Именно институциональная среда определяет тип экономического роста, его качество и эффективность, является базисом условий, определяющих устойчивое социально-экономическое развитие страны. Современная значимость институционального подхода к инновационному развитию экономики определяет необходимость поиска новых механизмов и методов взаимодействия всех участников инновационного процесса, создания благоприятных условий
развития существующей институциональной среды для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости субъектов инновационной деятельности [6, с. 1485].
Социально-экономическое развитие регионов России в условиях рыночных отношений усиливает роль инновационных аспектов данного процесса. Нововведения становятся ключевым фактором увеличения конкурентоспособности российских регионов при интеграции России в международную экономическую систему. Одним из основных факторов развития конкурентных преимуществ региона в современной экономике выступает институциональная среда. К институциональным факторам, способствующим развитию конкурентных преимуществ региональных экономических систем, можно отнести следующие:
1. Разработанную инновационную стратегию и комплексные программы поддержки инновационной деятельности.
2. Приоритетные региональные проекты, охватывающие национальный и международный уровень.
3. Развитую инфраструктуру рынка (страховыми организациями, с банками, технопарками и т. д.) и инфраструктуру поддержки создания и коммерциализации новшеств (бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инфоромационно-аналитические ресурсы, консалтинговые агентства и пр.).
4. Развитие инновационной системы и предпринимательства, а также рынка высокоинтеллектуальной собственности.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей инновационному развитию экономики и реализации конкурентных преимуществ субъектов Федерации [2, с. 25, 27].
В любой развитой стране государственные органы власти выступают регулятором и координатором функционирования институциональной среды инновационного развития экономики. Как показывает практика, прямое и косвенное участие государства в развитии инновационной экономики может быть осуществлено в результате: реализации инновационных проектов за счет прямого бюджетного финансирования; обязательного размещения доли муниципальных и государственных заказав у субъектов инновационно-ориентированного бизнеса; установления системы льготного налогообложения для инновационно-ориентированного бизнеса; предоставления льгот по уплате арендных платежей инновационными предприятиями (при аренде муниципального и государственного имущества); создания специальных фондов, которые выдают на конкурсной основе гранты на выполнение научно-исследовательских работ и осуществление инновационных разработок; организации и содействия в развитии венчурных фондов; обеспечения защиты прав интеллектуальной и иной собственности; предоставления преференций инновационным кластерам; создания и подержания инновационной инфраструктуры.
Современный уровень инновационного развития экономики России и субъектов РФ не соответствует целевым ориентирам социально-экономического развития страны и прогнозируемым параметрам. Для обеспечения устойчивого экономического развития
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 253
ЭКОНОМИКА
субъектов Федерации необходимо совершенствование механизма государственного регулирования инновационными процессами. В этой связи важно определить приоритетные направления формирования институциональной среды ведения инновационной деятельности на региональном уровне. В качестве инициирующего импульса и катализатора, определяющего содержание и направление реорганизации институциональной среды для развития инновационной деятельности, следует рассматривать долгосрочные планы, стратегии и программы, отражающие приоритеты социально-экономического развития регионов, а также нацеленные на формирование благоприятной среды создания и внедрения инноваций, аккумулирования средств различных источников на финансирование инновационное деятельности.
Необходимость поиска новых механизмов и методов взаимодействия всех участников инновационного процесса требует продвижения по целому ряду направлений, главными из которых представляются следующие.
1. Развитие институтов финансирования инноваций в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов и программ (фонд поддержки научной и научно-технической деятельности, венчурный фонд и др.). Необходимо создание благоприятного инвестиционного, налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации.
2. Развитие организационных институтов, в том числе формирование устойчивого спроса и государственного заказа на инновационную продукцию широкого применения, а также развитие механизмов долевого финансирования крупных (стратегически значимых для экономики) инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса. Необходимо обеспечить создание современного эффективного организационно-экономического механизма инновационной деятельности, включающего в себя организацию фундаментальных и прикладных исследований, внедрение и освоение новшеств, их опытную проверку и коммерциализацию.
3. Создание рынка труда в сфере инновационной деятельности, развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной области, т. е. развитие образовательного института.
4. Совершенствование законодательной базы, способствующей поддержке инновационной деятельности, быстрому продвижению инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску готовой инновационной продукции, а также укреплению связей между наукой и производством, вертикально и горизонтально интегрированных структур в научнотехнической и производственно-технологической сферах.
Следует отметить, что в последние годы были разработаны и утверждены многочисленные законы и подзаконные акты как на федеральном, так и на региональном уровнях, связанные с развитием инновационной системы и ее инфраструктуры.
Согласно данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий
(НАИРИТ) Саратовская область относится к регионам с высоким уровнем инновационной активности. На территории региона идет процесс развития институциональной среды для поддержания активной инновационной деятельности экономическими субъектами региона. В Саратовской области созданы: специальные фонды (гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства, фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства, фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере); механизмы государственного финансирования (осуществляется возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на развитие лизинга оборудования; предоставляется возможность: возмещения части процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств, заключенным субъектами малого и среднего предпринимательства региона; возмещения капитальных и текущих затрат действующим субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций, а также предоставление грантов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на создание субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций, субсидии на создание центров молодежного инновационного творчества) и пр. Кроме того, в регионе приняты и действуют законодательные акты в сфере поддержки инновационного развития Саратовской области. Отметим несколько из них:
- Закон Саратовской области от 28 июля 1997 года № 50-ЗСО «Об инновациях инновационной деятельности». Данный нормативно-правовой акт регулирует экономические и правовые отношения между органами государственной власти региона, субъектами инновационной деятельности, определяет основные направления региональной инновационной политики по стимулированию, развитию и эффективному использованию инновационного потенциала территории. В нормативно-правовом акте раскрываются формы осуществления инновационной деятельности, а также даются определения по субъектам инновационной деятельности.
- Закон Саратовской области от 23 июля 2004 г. № 39-ЗСО «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области». Закон регулирует организационные, правовые и финансовые отношения между органами государственной власти области и специализированными субъектами инновационной деятельности, определяет формы и направления поддержки специализированных субъектов инновационной деятельности. Целями данного акта являются создание условий для повышения влияния инноваций на промышленный рост, социально-экономическое развитие и увеличение инновационного потенциала Саратовской области.
- Закон Саратовской области от 25 ноября 2013 г. № 201-ЗСО «О государственной поддержке технопарков в Саратовской области». Закон регулирует вопросы обеспечения государственной поддержки технопарков в Саратовской области, т. е. направления государственной поддержки, меры, принимаемые органами государственной власти региона в отношении
254 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1
ЭКОНОМИКА
управляющих компаний технопарков, включенных в реестр технопарков Саратовской области, претендующих на получение государственной поддержки, и резидентов технопарков, включенных в реестр резидентов технопарков Саратовской области, претендующих на получение государственной поддержки, в соответствии с законодательством региона.
- Закон Саратовской области от 25 ноября 2013 года N 203-ЗСО «О государственной поддержке промышленных (индустриальных) парков в Саратовской области» т. е. устанавливает цели и принципы данной государственной поддержки, а также меры, принимаемые органами государственной власти региона в отношении управляющих компаний промышленных (индустриальных) парков, включенных в реестр промышленных (индустриальных) парков Саратовской области, претендующих на получение государственной поддержки, и резидентов промышленных (индустриальных) парков, включенных в реестр
резидентов промышленных (индустриальных) парков Саратовской области, претендующих на получение государственной поддержки, в соответствии с законодательством.
Таким образом, на уровне субъектов Федерации необходимо проведение институциональных преобразований с целью развития институциональной среды для обеспечения роста инновационной активности экономических субъектов, повышения уровня внедрения (использования) инноваций во всех сферах жизнедеятельности. При этом очень важно консолидировать усилия органов государственной власти региона, науки и бизнеса, особенно в части обеспечения финансирования всех этапов инновационного процесса от стартовых вложений - до венчурного и кредитного финансирования на завершающих стадиях, а также создания необходимого на территории регионов «инновационного лифта» и инфраструктуры поддержки инноваторв.
Литература
1. Атапина Н. А. Институциональные муляжи и контринновационность институтов в современной российской инновационной среде // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.
2012. № 4(43).
2. Гатина Ф. Ф., Артамонычева А. Р., Газизова Р. Р. Институциональная среда как основной фактор, определяющий инновационное становление региона (на примере Республики Татарстан) // Вестник Казанского ГАУ. 2012. № 4(26).
3. Загороднова Л. В., Новиков Н. И. Некоторые аспекты активизации инновационной политики по реализации стратегии развития (на примере предприятий черной металлургии) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4(56). Т. 1. С. 239 - 243.
4. Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО. 1990. 90 с.
5. Кондратов М. В., Гарипов Р. И. Теоретические подходы к понятию «институциональная среда» // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-9
6. Крутчанкова К. А., Бухтиярова Т. И. Институциональная среда инновационного развития экономики региона // Фундаментальные исследования. 2013. № 6.
7. Белоусов Д. Модернизация - дорога в новый мир. Экспертный канал «Открытая экономика». Режим доступа: http://www.opec.ru/1337738.html (дата обращения: 30.07.2014).
Информация об авторе:
Петров Антон Маркович - кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления Саратовского социально-экономического института (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», (8452) 211-797, [email protected].
Anton M. Petrov - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of National Economics and State and Municipal Management, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics.
Статья поступила в редколлегию 02.08.2014 г.
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 255