ECONOMIC SCIENCES
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC SEA THOROUGHFARE
Abramov A.
Doctor of Economics, professor, head of the department of economy of the ship-building industry
of St. Petersburg State Marine Technical University
Zagorodnikov M.
Candidate of Economic Sciences, deputy CEO for development of Krylovsky state scientific center,
St. Petersburg
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ МОРСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ
МАГИСТРАЛИ
Абрамов А.В.
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики судостроительной промышленности СПбГМТУ
Загородников М.А.
кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по развитию Крыловского государственного научного центра, Санкт-Петербург
Abstract
In article questions of development of the Northern Sea Route (NSR) as competitive economic cluster of Russia reveal. Features of interaction of the independent enterprises making a cluster are considered. It is noted that it is possible to reach efficiency of activity of a cluster only when ensuring regular navigation on routes NSR. Аннотация
В статье раскрываются вопросы развития Северного Морского пути (СМП) как конкурентоспособного экономического кластера России. Рассмотрены особенности взаимодействия составляющих кластер самостоятельных предприятий. Отмечено, что эффективность деятельности кластера возможно достичь лишь при обеспечении регулярного судоходства по трассам СМП.
Keywords: Northern Sea Route, economic cluster, icebreaking fleet, transport, innovation. Ключевые слова: Северный морской путь, экономический кластер, ледокольный флот, транспорт, инновация.
В современной экономике наиболее перспективной формой организации хозяйственного механизма является создание и развитие экономических кластеров.
Кластер (англ. cluster — скопление) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. [8].
Кластер представляет структуру, в которой компоненты (предприятия) связаны процессами взаимопорождения. Они, каждый на своем месте, создают опыт производства и применения, которым обмениваются при помощи различных механизмов. Эти механизмы поддерживаются конкретными свойствами предприятий и потребителей. Кластеры, как институциональная форма организации нового техно-промышленного и социо-культурного уклада являются шарнирным связующим элементом вертикали проектов, увязывающим в одно целое общестрановое и региональное развитие.
Северный Морской Путь (СМП), развитию которого, и Арктической Зоны в целом, Россия уделяет значительное влияние, может занять одно из ведущих мест среди наиболее конкурентоспособных мировых кластеров. (Как транспортная система: путь, суда, инфраструктура и т.п., увязывающая в одно целое общестрановое и региональное развитие - самостоятельный кластер).
СМП представляет собой морскую трассу вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Мурманска до Берингова пролива, включая бассейны восьми северных судоходных рек, и не только предоставляет возможность для осуществления экономически выгодных международных перевозок (например, вместо пути через Суэцкий канал), но и обеспечивает важную народнохозяйственную задачу по жизнеобеспечению прилегающих Арктических территорий РФ. Становление СМП приводит к созданию плановых и взаимопорождающихся самостоятельных хозяйственных предприятий (порты, промышленные предприятия, предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых сырьевых ресурсов, службы навигационно-гидрографического обеспечения, МЧС и др.).
Развитие СМП дает России не только экономические, но и существенные политические преимущества, необходимые для укрепления позиций страны в Арктике. Превратив СМП в постоянно действующую международную транспортную артерию, Россия сможет значительно укрепить свои позиции в системе международной морской торговли и судоходства. Но этого возможно достичь, лишь обеспечив регулярное круглогодичное судоходство по СМП.
В общем понимании СМП является единой национальной транспортной магистралью Российской Федерации, которая обеспечивается инфраструктурой арктической транспортной системы. Другими словами - дорогой (путь сообщения для передвижения людей и транспорта), составной частью транспортной (дорожной) инфраструктуры.
Традиционное дорожное строительство является сложной, трудоёмкой, дорогостоящей деятельностью даже в самых благоприятных природно-климатических условиях. Дорога должна удовлетворять множеству требований по качеству, надёжности, долговечности, пропускной способности, удобству использования и обслуживания и многому другому. Те же требования применимы и для СМП, как транспортной магистрали, обеспечивая его успешное функционирование.
Конкуренцию СМП может составить СевероЗападный путь через Канадскую Арктику. Это теоретически возможный маршрут для осуществления транспортировки грузов с западного на восточное побережье Америки и наоборот (вместо пути через Панамский канал). Однако, несмотря на привлекательность этого маршрута, существуют серьезные сомнения в возможности осуществления плавания по этому направлению вследствие его более тяжелой ледовой обстановки, чем на трассе СМП.
Ледовая обстановка на СМП зависит от многих причин, в том числе от выбранного маршрута. Дальность плавания, в зависимости от выбранного маршрута составляет:
• Традиционный (прибрежный) маршрут - 3500 миль;
• Центральный маршрут - 3029 миль (от Карских ворот до Берингова пролива - 2512 миль);
• Высокоширотный (севернее Новой Земли, Северной Земли, Новосибирский островов и острова Врангеля) - 2890 миль;
• Околополюсный маршрут - 2700 миль[1].
Однако ледовая обстановка околополюсного
маршрута значительно тяжелее, чем у традиционного (прибрежного) маршрута.
Учитывая природно-климатические условия на трассах СМП в решении проблемы организации регулярного судоходства, решающую роль играют ледокольный флот и суда ледового плавания.
В феврале 2013 г. Президент В.В. Путин утвердил «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». В целях обеспечения ее реализации был разработан и утвержден «План мероприятий по реализации Стратегии
развития Арктической зоны (АЗ) Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [4].
Особое место в методических подходах, положенных в основу разработки проектов развития СМП, заняли результаты оценки видов объектов транспортной (преимущественно морской) [3], энергетической и социальной инфраструктуры, формирующих целостность и завершенность хозяйственного комплекса и обеспечивающих национальную безопасность АЗ [2].
Развитие регионов, входящих в АЗ, может способствовать становлению их техно-промышленного и социо-культурного уклада, росту бюджета и увеличению бюджетных отчислений субъектов. Достижение поставленных целей возможно реализовать только путем ускоренного развития Северного морского пути (СМП) [5], параллельно добиваясь увеличения добычи и переработки полезных ископаемых. В свою очередь, получение искомого результата развития Арктической Зоны РФ, возможно только при ускоренном строительстве разветвленной морской инфраструктуры, которая базируется преимущественно на продукции судостроительной промышленности. Одновременно развивая другие инфраструктурные составляющие кластера: порты, причалы, жилье для персонала, дороги, аэродромы, электростанции, водоканалы и пр.
Существует мнение [6] о возможности круглогодичного плавания по СМП при условии использования новых атомных ледоколов серии ЛК-60Я. Но для круглогодичного сквозного плавания нужны и соответствующие транспортные суда. По расчетам ЦНИИМФ [7], стоимость арктического контейнеровоза вместимостью 2500 ТЕи более чем в 2,5 раза превосходит стоимость контейнеровоза традиционного типа. Однако при этом себестоимость доставки контейнеров по СМП в летний период в среднем на 33-35% ниже себестоимости их доставки через Суэцкий канал. За весь период навигации доставка грузов таким контейнеровозом в автономном плавании в среднем обойдется на 13% дешевле доставки контейнеров южным путем и на 9% дешевле в случае доставки контейнеров по СМП под проводкой атомного ледокола.
Для достижения экономического выигрыша результатов деятельности СМП необходимо оптимально организовать работу ледокольного флота по проводке судов с учетом их функциональных возможностей. Так, например, более мощные ледоколы целесообразно использовать на Восточном направлении СМП, отличающемся тяжелой ледовой обстановкой, а менее мощные - на Западном, более благоприятном по природно-климатическим условиям направлении. То есть обеспечить максимальное использование тактико-технических характеристик техники.
Схема взаимопорождения и взаимодействия участников развития АЗ с учетом целей Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года [2] показана на рисунке.
В схеме указаны субъекты взаимодополняющей координации развития АЗ, отмечены их роль и
место в процессе синергетического единства действия по целенаправленному и взаимовыгодному развитию АЗ.
Рисунок. Схема взаимопорождения и взаимодействия участников развития АЗ
Выводы
Для становления Северного Морского пути как конкурентоспособного экономического кластера России требуется обеспечить, в первую очередь, регулярное круглогодичное судоходство по трассам СМП.
Требуется оптимизация характеристик и параметров судов с учетом конкретных условий их использования на СМП.
Необходимо разработать схему проводки судов по трассам СМП, обеспечивающую наивысшую эффективность использования их функциональных характеристик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аполлонов Е.М., АбрамовА.В., Загородников М.А., Хмара Д.С. Оценка варианта проектирования, строительства и эксплуатации перспективного атомного ледокола. Морской вестник №4, 2016.
2. Меламед И.И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года» / И.И. Меламед, В.И. Павленко // Арктика: экология и экономика. - 2014. - №2 (14).
- С. 6-15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ibrae.ac.ru/docs/2(14)/006_015_
ЛККТ1КЛ_2(14)_06_2014.р^
3. Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 №45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.zakonprost.ru/content/base/82180
4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. 20 февраля 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://тйи. ru/aan/Encyclopedia_Arctic/ Encyclopedia_AZRF.pdf.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-
дерации в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». 28 июля 2012 года №132-Ф3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http ://asmp.morflot.ru/ru/zakon_o_smp
6. Щеголев И. Атомный ледокол будущего // Российская газета. 01.09.2014 г. [www .rg.ru/2014/09/01/ledokol-site.html]
7.Цой Л.Г., Высоцкая Н.А., Глебко Ю.В. [www.proatom.ru/modules.php?name= News&file=article&sid=1658].
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80 %28%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0% BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0%29 кластер (экономика)
RELIABILITY INCREASING OF THE SCORING ANALYSIS ON THE GENERALIZED INDICATORS
BASIS
Bukharin S.
doctor of technical sciences, professor of department of economic security and financial monitoring
of Voronezh State University of engineering technologies
Balashova A.
student of the 5 th course of department of economic security and financial monitoring of Voronezh State
University of engineering technologies
Abstract
The modified method of the scoring analysis based on introduction of the generalized indicators of profitability, liquidity, structure of the capital which are more informative, than indicators of the known method of the scoring analysis is offered. Modern methods of the theory of expert systems - a method of the analysis of hierarchies and the theory of indistinct sets are applied.
Keywords: scoring analysis, liquidity indicators, structures of the capital, profitability, method of the analysis of hierarchies.
Introduction. Among the known methods of assessment of a financial condition of the enterprises from the point of view of proximity to bankruptcy the system of indicators of Y. Biver and the scoring analysis of D. Duran are the most popular [1,2]. The last method has won the prevalence thanks to account in him the basic principles of the theory of expert systems: use only of a small number, but the most significant indicators; a normalization of indicators on borders of normal restrictions; creation of rating (mark) number; introduction of a priority of indicators.
At the same time, researchers note certain shortcomings of this method at the present stage [3]: imbalance of the relative importance of indicators for certain areas of economy, excessively wide limits of values of a liquidity indicator for the 5th class of the scoring analysis (effect of "a dead zone") for which mark assessment B5 is artificially equated to zero, etc.
It is natural to assume that the informational content of separate indicators will increase if at their assessment to use everything or the majority of significant signs. For example, at assessment of a liquidity indicator to use not only coefficient of the current liquidity L4 , but also coefficient of the general solvency L, absolute liquidity index L2 , relative level
of current assets in structure of balance L5, degree of a covering of current assets own sources of financing L7 . For adequate accounting of these signs it is necessary to create rating number with the weight coefficients reflecting the relative importance of signs.
Unlike three indicators used in the traditional scoring analysis in this work the generalized liquidity indicators, structures of the capital, profitability in the form of rating numbers are entered. Weight coefficients in them are defined by a modern method of the theory of expert systems - method of the analysis of hierarchies. For delimitation of classes and definition of the corresponding borders for the 5th class (a dead zone) the basic concept of the theory of indistinct sets - a concept of function of accessory to a normal financial state is used.
The purpose of article is development of the modified method of the scoring analysis on the basis of use of the most informative generalized indicators, the financial condition of the enterprises providing more reliable assessment and degree of their proximity to bankruptcy.
Widespread scoring model. One of advantages of the scoring analysis is use of the principle of modern expert systems about the choice of a small number, but the most informative indicators. So, in simple scoring