Научная статья на тему 'Инновационное обучение студентов в системе профессионального образования'

Инновационное обучение студентов в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумов С. П.

В эпоху глобализации и новых технологий целесообразно вводить в процесс подготовки студента различные педагогические методики и технологии, методы и приёмы обучения, формирующие профессиональную компетенцию будущего специалиста, среди которых наиболее перспективными являются модульное обучение, интегрированный и компетентностный подходы, позволяющие в совокупности моделировать современную систему подготовки специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

At the age of globalization and new technologies it is expedient to introduce different pedagogical methodics and technology in the process of students preparation, methods and strokes of training, which form professional competence of future specialist, among them modular training, integrative and competentive approaches are more perspective, they allow to model modern system of specialists preparation.

Текст научной работы на тему «Инновационное обучение студентов в системе профессионального образования»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

С.П. СОРОКОУМОВ, доцент кафедры почвоведения и прикладной биологии, кандидат сельскохозяйственных наук Орловского государственного университета Тел. (4862) 74-51-98; [email protected]

ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕО ОБРАЗОВАНИЯ

В эпоху глобализации и новых технологий целесообразно вводить в процесс подготовки студента различные педагогические методики и технологии, методы и приёмы обучения, формирующие профессиональную компетенцию будущего специалиста, среди которых наиболее перспективными являются модульное обучение, интегрированный и компетентностный подходы, позволяющие в совокупности моделировать современную систему подготовки специалиста.

Ключевые слова: глобализация, новые технологии, профессиональная компетенция.

Современное высшее профессиональное образование отличает переход обучающегося с позиции объекта образовательного воздействия на позицию субъекта, получающего в ходе обучения разнообразные услуги, связанные с освоением им различных знаний, овладением новыми компетенциями, объективной оценкой результатов его собственной образовательной деятельности, осуществляемой как индивидуально, так и совместно с другими участниками процесса обучения. Должен быть изменен сам подход к образованию, так как с учётом противостояния двух систем подготовки - консервативной и современной - профессиональное обучение в университете должно быть направлено «и на создание новых преимуществ через освоение выгодных рыночных позиций, и на развитие внутренних возможностей, результативности деятельности» [Бордовский Г.А.]. В эпоху глобализации и новых производственных технологий целесообразно вводить в процесс подготовки студента различные педагогические методики и технологии, методы и приёмы обучения, формирующие профессиональную компетенцию будущего специалиста, среди которых наиболее перспективными, по моему мнению, являются модульное обучение и интегрированный и компетентностный подходы, позволяющие в совокупности моделировать современную систему подготовки специалиста.

Трансформация системы обучения в высших учебных заведениях должна носить творческий характер и стать основой нового мышления у будущего специалиста. Но это не означает, что при этом будет игнорироваться традиционное предназначение образования. Современных студентов необходимо научить приобретать знания, стремиться к ним.

Подразделяя пути формирования профессиональной компетенции на традиционную систему обучения и инновационное обучение, я хотел разграничить и подчеркнуть особенности каждого. Традиционное обучение в вузе строится на том, что работа педагога ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Но знания сейчас перестают быть самоценностью, они лишь средство обретения личностных смыслов, ориентации в мире, способ освоения деятельности, необходимой человеку в жизни. Стремительное развитие современного общества, обусловленное

© С.П. Сорокоумов

прорывом в области науки, техники, требует от вузовской подготовки пересмотра подходов к определению нынешнего специалиста. Нельзя втиснуть в узкие рамки учебного процесса весь материал, относящийся к данной науке, дисциплине. Нецелесообразность использования знаниевого подхода, лежащего в основе традиционного обучения, в своё время отмечал ещё С.И. Гессен, аргументируя это тем, что объём существующих знаний данной области настолько велик, что совершенно исключает возможность знать абсолютно всё [1: 138-139]. Если ранее наука производила «вечное знание», а практика пользовалась «вечным знанием», то в последнее время наука в значительной мере переключилась, особенно в гуманитарных общественных и технологических отраслях, на знание «ситуативное». Постоянно развивающаяся наука требует от практики постоянной перестройки, а это значит - использования различных инноваций, что, в свою очередь, предполагает включение практиков в разработку инновационного обучения.

Различие в построениях традиционного и инновационного обучения заключается в том, что для традиционного характерны задачи, условия которых можно считать исчерпывающими, достоверными и не содержащими противоречий, такие задачи имеют детерминированное и единственное решение, а для инновационного обучения, ориентированного на профессионально-творческую подготовку, характерны, наоборот, нетрадиционные задачи с избыточными или недостаточными, противоречивыми, а иногда и намеренно недостоверными исходными данными, которые имеют множественные и вероятностные решения. В период диверсификации высшего образования, требующего многовариантности, именно инновационное обучение и обеспечит формирование профессиональной компетенции, отвечающей запросам современного общества и производства.

Сегодня в центре внимания профессионального образования «прежде всего должны находиться модели и технологии подготовки студентов, которые позволят приобрести и «прожить» опыт современного образования, ориентированного на развитие человеческого капитала» [Тряпицына А.П.], поэтому среди основных методологических подходов инновационного обучения выделяются системный, предполагающий выделение структуры и содержания методологических знаний и умений, необходимых для решения творческих профессиональных задач, ориентации в современной профессиональной деятельности; личностно-деятельностный, направленный на формирование личности будущего специалиста, его творческих

способностей к актуализации смысла, понимания сущности инновационной профессиональной деятельности, ее реализации и преобразования в зависимости от современных и перспективных требований общества; интегративный подход, позволяющий синтезировать междисциплинарные знания, умения и навыки, необходимые будущему специалисту в его учебной и будущей профессиональной и профессионально-педагогической деятельности; профессионально-когнитивный подход позволяет развить индивидуальный когнитивный стиль студента и способствует за счёт установления междисциплинарной интеграции образованию моделей определения, структурирования и использования студентами необходимой информации в конкретной производственной ситуации; профессионально-коммуникативный подход обосновывает систему развития профессиональной связной речи, определяет требования, предъявляемые к профессиональной речи почвоведа или учителя агротехнологии, и обеспечивает выбор необходимых языковых средств для организации процесса общения в профессиональной сфере; профессионально-деятельностный подход предполагает формирование навыков пользования всеми видами профессиональной деятельности; профессионально-личностно ориентированный подход предполагает развитие личностных качеств студента для более успешного формирования у него профессиональных навыков и усиливает мотивацию приобретения студентами профессионально необходимых знаний, умений и навыков, так как формирует у них потребность большей доли самостоятельности в выборе средств и стратегий обучения; дифференцированный подход предполагает создание оптимальных условий для выявления задатков обучающихся и развития интересов и способностей обучаемых за счёт того, что программный материал усваивается на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта); широко используются методы индивидуального обучения; культурологический подход определяет «содержание как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре во всей её структурной полноте» [2: 13]; квалификационный подход предполагает, что профессиональная образовательная программа увязывается, как правило, с объектами (предметами) труда, соотносится с их характеристиками и не свидетельствует о том, какие способности, готовности, знания и отношения оптимально связаны с эффективной жизнедеятельностью человека во многих контекстах; технологи-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ческийподход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). Основная особенность, присущая именно технологическому подходу, - направленность на достижение заведомо фиксированной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Педагогическая технология является процессуальной подсистемой педагогической системы. Педагогика является общей теорией обучения, воспитания и развития. Методика - это теория обучения конкретному курсу, предмету. Та или иная конкретная педагогическая система строится, проектируется на основе конкретизации положений педагогики, методики применительно к данным конкретным целям и условиям образовательной деятельности. В педагогике высшей школы в последнее время рассматривается множество технологий, которые можно использовать для формирования профессиональной компетенции при подготовке специалиста, при этом технология обучения должна быть основана на принципах детерминизма и развития, ориентировать на последовательное, поэтапное включение студентов в профессиональную деятельность, способствовать развивающемуся процессу перевода студента из объекта педагогического воздействия в субъектную позицию, смене управления извне на самоуправление; системно ориентированная технология

позволяет систематизировать новый для студента учебный материал в соответствии с полученной в начале каждого занятия исходной формой «вопросника» - раздаточным материалом, подготовленным преподавателем (центральным элементом данной технологии является информационная база принятия предсказательных технических и технологических решений); дистанционное обучение - «образование на расстоянии»; информационно-компьютерная технология представляет собой комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации; модульное обучение -технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки.

Инновационное обучение сегодня не только возможно, но и необходимо, так как формирует у студентов способность мыслить в рамках того познавательного стиля (индивидуальное интеллектуальное поведение, проявляющееся в способах восприятия информации, приёмах анализа, структурирования и оценивания, характерное для конкретного человека), а это подвигает университетское образование к активному внедрению инноваций в учебный процесс.

Библиографический список

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.А. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995.

2. Новиков А.М. От научного типа образования к научному образованию // Вестник ФГОУ ВПО МГДУ. Теория и методика профессионального образования / Под ред. П.Ф. Кубрушко. - 2006. - Выпуск № 2 (17).

3. Бордовский Г.А. Инновационная программа и новое качество педагогического образования // Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (Опыт Герценовского университета). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

4. Тряпицына А.П. Инновации в педагогическом образовании в контексте приоритетного национального проекта «Образование» // Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (Опыт Герценовского университета). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

S.P. SOROKOUMOV THE INNOVATIVE TRAINING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

At the age of globalization and new technologies it is expedient to introduce different pedagogical methodics and technology in the process of student’s preparation, methods and strokes of training, which form professional competence of future specialist, among them modular training, integrative and competentive approaches are more perspective, they allow to model modern system of specialist’s preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.