Научная статья на тему 'Инновационное направление совершенствования содержания образования в Казахстане'

Инновационное направление совершенствования содержания образования в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОПЫТ / EXPERIENCE / НОВОВЕДЕНИЯ / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мускина Айнур Нурлановна

Рассматривается понятие инновационных технологий и новаций в системе образования, подходы к ее модернизации. Обосновывается необходимость проектирования модели нового человека, а также модернизации образования с учетом тенденций мировой цивилизации, современных вызовов ХХІ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное направление совершенствования содержания образования в Казахстане»

Полиэтнокультурное воспитание стало реальностью, потребностью нашего времени для формирования конкурентоспособного специалиста, коммуникабельной позитивной личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым пониманием и чувством уважения других культур, умением жить в мире и согласии.

Литература

1. Коджаспирова Г. М. Педагогика. / Г.М. Коджаспирова. М.: Гардарики, 2007. С. 528.

2. Концепция воспитания в системе непрерывного образования в Республике Казахстан. Астана, 2009. С.11.

3. Мурзалинова А. Ж. Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку как неродному на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления: автореф. дисс. ...доктора пед. наук / А. Ж. Мурзалинова. Алматы, 2003. С. 54.

Инновационное направление совершенствования содержания образования в Казахстане Мускина А. Н.

Мускина Айнур Нурлановна /Muskina Ainur Nurlanovna - тренер, Центр уровневых программ,

Филиал акционерного общества Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области,

г. Костанай, Республика Казахстан

Аннотация: рассматривается понятие инновационных технологий и новаций в системе образования, подходы к ее модернизации. Обосновывается необходимость проектирования модели нового человека, а также модернизации образования с учетом тенденций мировой цивилизации, современных вызовов ХХ1 века. Abstract: the concept of innovative technologies and strategies in the system of education and approaches to its modernization are considered. Need of new person model and also modernization of education on new tendencies of world civilization, modern calls of the 21st century are proved.

Ключевые слова: инновация, образование, опыт, нововедения. Keywords: innovation, education, experience, innovations.

В настоящее время в системе образования Республики Казахстан происходят серезные изменения, которые ориентированы на достижение целей, поставленных гостударством. Одним из процессов модернизации образования стал процесс информатизации образовательного процесса, который связан с внедрением новых, современных инновационных технологий в учебный процесс. Такие нововедения предполагают постоянное совершенствование нашей деятельности. Даже имея огромный багаж педагогического искусства, опыта, мастерства, многолетний стаж работы, педагог на сегодняшний день не может считаться профессионалом без владения инновационными технологиями обучения [1, 73].

Глобальные перемены во всех сферах общественной жизни, как предпосылка становления и развития информационного общества, обуславливают смену парадигмы образования. Как известно, в XXI веке приоритетной становится парадигма «образование в течение всей жизни», которая ориентирует школьное

образование на качественную подготовку детей к новым требованиям жизни, так как в информационном обществе на первое место выходит «человеческий фактор». В условиях быстро меняющегося мира становятся актуальными такие способности человека, как работа в команде, генерирование новых идей, выдвижение конструктивных предложений, самостоятельное принятие решений.

Школьное образование призвано создавать условия для становления и развития личности учащихся, которые в обозримом будущем будут работать с новыми производственными технологиями, реализовывать наукоемкие идеи, вносить вклад в преодоление этнической напряженности и социальных конфликтов, прилагать усилия к сохранению единства и многообразия культур [2, 3]. Актуальность данного вопроса подтверждается результатами обзора национальной образовательной политики по среднему образования в Казахстане, сделанной ОЭСР в 2014 году. В этом документе отмечено, что учебные программы среднего образования неэффективны. «Правительству Казахстана необходимо провести полный анализ и пересмотр текущей учебной программы среднего образования, которая не доказала свою эффективность. Она не обеспечила высокие учебные показатели, не дала возможность всем ученикам достичь минимального уровня функциональной и математической грамотности, не способствовала развитию навыков мышления высокого уровня [3].

Что же скрыто в термине инновация?

Инновация, нововедение - это внедренное новшество внутри системы. В данном случае под инновациями понимают нововедения в обучающем процессе, которые подразумевают улучшение системы обучения и результативности внедрения новшеств.

Объектом инновации являются решения следующих проблем: как повысить мотивацию учебно - воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение более продуманых методов использования активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания - постоянные области разработки инновационных идей.

В соответствии с принципами компетентностного подхода в образовании, учащийся должен понимать, как возникает знание и как его можно использовать. В связи с чем на передний план выходит обучение детей принципиально новым технологиям работы со знаниями, прежде всего, связанными с процессами порождения и применения знаний. Как показывает анализ существующих подходов в организации личностно ориентированного и компетентностного образования, более приемлемыми являются метод проектов и исследовательская деятельность учащихся [4, 568].

В казахстанской системе среднего образования ряд педагогов исследовательскую деятелность организовывали в процессе проектирования, внедряли как инновационную форму организации обучения. В системе образования исследовательская деятельность наряду с проектной деятельностью была использована в формах обучения одаренных детей в виде работ по исследовательским и творческим проектам. В настоящее время усиливается необходимость в разработке требований к учебным программам общеобразовательных школ и учереждений дополнительного образования учащихся, использующих элементы исследования.

В нашей стране ведется огромная работа по совершенствованию системы исследовательской деятельности учащихся, доказательством чего являются ежегодные соревнования научных проектов, организуемых республиканским центром «Дарын» и другими учреждениями.

Исследовательское обучение в сегодняшнем образовательном пространстве занимает ключевую позицию в реализации содержания образования, ориентированного на результат, перед общеобразовательной школой стоит задача создания необходимых психолого-педагогических условий по организации данного вида обучения.

Таким образом, исследовательское обучение учащихся с первых школьных лет определяется социальным заказом на самостоятельную, творческую, компетентную личность.

Все страны мира в настоящее время проводят реформы в системе образования, и причин для этого существует множество, отметим лишь две главные:

- желание родителей быть уверенными, что ребенок получит образование, которое ему пригодится в жизни. Это непростое требование, ведь жизнь страны и мира может измениться в любой момент, никто не может быть уверен, что будет дальше;

- каждое государство хочет научить детей не забывать о культуре своего народа, но при этом понимать, что процесс глобализации неизбежен.

Методика обучения прошлых лет предназначалась для другой эпохи, сейчас другое время и, конечно же, другие правила жизни. У наших детей множество раздражителей, ведь такого не было никогда, а это источники информации такие как: телевидение, интернет, компьютер и т. д. «Наш век — это путь к освоению духовных и культурных ценностей, которое человечество накопило, и лежит оно через усвоение знаний. Поэтому реформы в образовании необходимы. Следует отметить, что все развитые страны мира проводят реформы национальных систем образования, которые отличаются друг от друга своей глубиной, масштабами» (Назарбаев Н. 10.09. 2012).

Литература

1. Байтурсунова К. К. Применение инноваций в обучении экономическим дисциплинам в техническом и профессиональном образовании // Вестник «брлеу»^! № 1, 2014. С. 73.

2. Джадрина М. Ж. Инновационные процессы в школьном образовании Казахстана как основание для повышения его качества // Открытая школа. № 2 (153), 2016. С. 3-5.

3. Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане, 2004, ОЭСР. АО «Информационно-аналитический центр», версия на русском языке. Астана, 2014.

4. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: Избраные труды: В 2т. / Д. И. Фельдштейн. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. Т.1. С. 568.

Педагогический такт - неотъемлемое качество личности педагога

Мартынова Л. В.

Мартынова Людмила Владимировна /Martynova Ljudmila Vladimirovna - старший

воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 11, г. Ейск

Аннотация: в статье раскрывается психологическая проблема педагогического такта. Анализируется научная основа педагогического такта, интеллектуальная, эмоциональная и коммуникативная. В целом педагогический такт педагога является показателем его моральных качеств, профессионального мастерства, характеризует стиль работы педагога.

Abstract: the article deals with the psychological problem of pedagogical tact. We analyze the scientific basis of pedagogical tact, intellectual, emotional and communicative. In general pedagogical tact teacher is an indication of his moral qualities, professional skills, characterizes the style of the teacher work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.