Грибовский Андрей Владимирович
кандидат экономических наук, зав. сектором правовых проблем научно-образовательной деятельности РИЭПП.
тел.: (495) 917-00-15, [email protected]
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КАК СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Важным элементом инновационной инфраструктуры Российской Федерации являются инновационно-технологические центры (ИТЦ), под которыми, в первом приближении, понимаются организации, не только обеспечивающие оптимальное функционирование и развитие субъектов инновационной деятельности, но и содействующие коммерциализации результатов их научно-технической деятельности.
Основная цель создания ИТЦ - сохранение и развитие регионального научно-технического потенциала, прежде всего, за счет предоставления высокотехнологичным предприятиям, прошедшим стартовый этап и находящимся в стадии развития, возможностей пользования исследовательскими и производственными площадями. Такие компании способны развиваться и без государственной финансовой поддержки осуществляемых ими проектов, однако имеющиеся у них ресурсы не позволяют им вести новое строительство или реконструировать существующие производственные площади [1]. Помимо сдачи помещений в аренду, ИТЦ оказывают этим предприятиям техническую, информационную и консультационную поддержку, предоставляют формальные и неформальные гарантии при поиске средств для их развития. Наиболее мощные инновационно-технологические центры включают в свой состав научно-образовательные учреждения, что позволяет сократить сроки разработки, внедрения и продвижения на рынок инновационной продукции [2].
Существуют различные подходы к определению ИТЦ (см. табл. 1). Ряд документов содержит прямое указание на то, что инновационнотехнологический центр должен быть юридическим лицом, созданным в форме некоммерческой организацией (Закон Омской области, Законопроекты «О государственной инновационной политике» и «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»). В соответствии с Постановлением Росстата от 20 декабря 2007 г. № 104, под ИТЦ понимается только «организация, созданная на базе научной организации или ее опытного завода, обладающая имущественным комплексом <. .> имеющая <.> разную степень хозяйственной самостоятельности - состоящая на балансе научной организации или на отдельном балансе». С. Ю. Трапицын и О. А. Грачинина понимают под инновационно-
Инновационная политика
157
технологическим комплексом организацию, имеющую статус юридического лица и обладающую имущественным комплексом. В ряде документов под ИТЦ понимается просто «имущественный комплекс» без указания на его организационно-правовую форму.
По разному определяются и задачи инновационно-технологических центров. Помимо предоставления стандартного набора услуг (предоставление помещений и оборудования, а также комплекса услуг по обеспечению инновационной и хозяйственной деятельности), на ИТЦ может возлагаться обязанность представлять и защищать интересы размещающихся на их территории субъектов инновационной деятельности в органах государственной власти (Закон Омской области, Законопроекты «О государственной инновационной политике» и «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»), осуществлять совместные исследования с фирмами, обучать студентов, организовывать и финансировать на стадии становления новые коммерческие компании (Межгосударственный стандарт «Инновационная деятельность. Термины и определения»).
На наш взгляд, ни одно из вышеперечисленных определений не отражает в полной мере сущность инновационно-технологического центра. В связи с этим предлагается следующее определение: «Инновационнотехнологический центр - юридическое лицо, предоставляющее свой имущественный комплекс (в виде офисных, производственных помещений и соответствующего оборудования) в аренду малым и средним предприятиям; оказывающее технологические, информационные, консультационные и иные услуги по обеспечению инновационной и хозяйственной деятельности последних, а также коммерциализации результатов их научно-технической деятельности».
Несмотря на то что по решаемым задачам ИТЦ во многом пересекаются с технопарками, их нельзя рассматривать как одну из разновидностей последних. Правильнее будет сказать, что ИТЦ представляют собой логическое продолжение структур поддержки инновационного предпринимательства, таких как бизнес-инкубаторы и технопарки [3].
Технопарки, являясь по своей сути дотационными организациями, выполняют функцию поддержки инновационных проектов на первых стадиях развития, помогают начинающей фирме сделать успешный старт. Другими словами, в задачи технопарков входят не только создание условий для деятельности малых и средних фирм, но и обеспечение процесса инкубации начинающих малых инновационных предприятий. Еще в большей мере это справедливо для бизнес-инкубаторов. Инновационно-технологические центры же являются структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий с устоявшейся производственной деятельностью и деловыми связями; они обладают собственными технологиями, патентами и ноу-хау и способны реализовывать как разработку новых технологий, так и опытное производство [4]. Именно в этом эксперты видят концептуальное отличие ИТЦ от технопарка [5]. По мнению некоторых авторов, отличительной чертой ИТЦ является и то, что еще до начала их создания уже известен пере-
158
Грибовский А.В.
чень организаций, которые будут размещаться на новых площадях [1]. В качестве еще одного отличия инновационно-технологического центра от ряда других структур поддержки инновационного предпринимательства называют принцип самоокупаемости [4].
Ряд исследователей считают, что инновационно-технологический центр уже изначально формируется как независимая самоокупаемая организационная структура, обеспечивающая размещение и предоставление комплекса услуг малым инновационным предприятиям научно-технической сферы, имеющая производственные помещения для размещения исследовательских подразделений и офисов малых предприятий-арендаторов и работающая с предприятиями, устойчивыми с финансовой точки зрения и обеспечивающими разработки и производство наукоемкой продукции, востребованной на рынке [4]. Как показывает практика, при налаженной работе ИТЦ являются прибыльными структурами, и поэтому возможно финансирование их формирования за счет частных и заемных средств [6]. По некоторым данным, инновационно-технологические центры могут окупить вложенные в них средства за три года [2].
Поскольку ИТЦ призваны обеспечивать более устойчивые связи малого бизнеса с промышленностью, изначально предполагалось, что они будут создаваться при предприятиях или научно-производственных комплексах. И действительно, первый в России инновационнотехнологический центр, официальное открытие которого состоялось 18 марта 1996 г., был создан на базе одного из ведущих предприятий электронного приборостроения бывшего СССР - АООТ «Светлана» (г. Санкт-Петербург). В рамках Соглашения между Миннауки России и администрацией Санкт-Петербурга АООТ «Светлана» передало в собственность Региональному фонду научно-технического развития Санкт-Петербурга под создание ИТЦ производственный корпус общей площадью 7 тыс. кв. м [6]. В дальнейшем модель данного ИТЦ легла в основу «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России», начатой в 1997 г. объединенными усилиями Миннауки России, Минобразования России, РФТР и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере. В последующем к программе, на основе подписанных Деклараций, присоединились администрации многих регионов [4]. Для формирования инновационно-технологических центров были выделены существенные финансовые ресурсы [7], которые инвестировались преимущественно в ремонт и оборудование помещений, где должны были размещаться малые предприятия [6].
Некоторое время ИТЦ, как и предполагалось, образовывались на базе промышленных предприятий с целью использования невостребованных ресурсов наукоемкой (в первую очередь оборонной) промышленности [8], но затем стали создаваться и на базе вузов. Важным фактором, стимулирующим создание вузовских ИТЦ, стала их высокая потенциальная способность к ликвидации разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой, который произошел в 90-е годы [9].
Инновационная политика
159
На сегодняшний день около 45 % ИТЦ создано при вузах, нередко - на базе уже действовавших технопарков, так что два эти вида инфраструктуры в значительной степени переплелись и оказались в какой-то мере дублирующими [5].
Среди вузовских ИТЦ можно назвать Инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива» Белгородского государственного университета, Инновационно-технологический центр МЭИ (ТУ) (Московского Энергетического Института (Технического Университета), Инновационно-технологический центр при Амурском государственном университете, Инновационно-технологический центр при Дагестанском государственном университете, Инновационно-технологический центр Российского государственного технологического университета имени К. Э. Циолковского (МАТИ), Инновационно-технологический центр Тихоокеанского государственного университета (ИТЦ ТОГУ), Инновационно-технологический центр Томского политехнического университета и др.
Ряд ИТЦ функционируют при научно-исследовательских институтах и центрах: Инновационно-технологический центр «Лик» при ВНИИОК РАСХН, Инновационно-технологический центр «Центра фотохимии РАН», Инновационно-технологический центр Института теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур РАН, Инновационно-технологический центр КНИАТ при Государственном институте промышленности, бизнеса и приватизации, Инновационно-технологический центр РАН «Черноголовка», Инновационно-технологический центр ФТИАН, ИТЦ «Академический» Уральского отделения РАН, ИТЦ «Северо-Западный региональный инновационный центр наукоемких технологий “АРТЕС”» Института проблем электрофизики РАН, ИТЦ Института теплофизики экстремальных состояний Объединенного института высоких температур РАН и др.
Преимущество ИТЦ перед НИИ - это необремененность запасом технологий, и отсюда - безинерционность, мобильность, тонкое чувство рынка. В отличие от НИИ, ИТЦ практически реализует принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес-лидер). ИТЦ следует требованиям рынка, и востребованность (конкурентоспособность) товара заложена в нем изначально.
Иногда ИТЦ создаются на основе действующих технопарков (ИТЦ «Научный парк МГУ имени М. В. Ломоносова») или действуют в их составе (ИТЦ технопарка Электротехнического университета в Санкт-Петербурге, Татарский информационно-технологический центр в составе технопарка «Казань», Зеленоградский ИТЦ на базе Зеленоградского технопарка, Инновационно-технологический центр технопарка «Новосибирск», Инновационно-технологический центр технопарка «Омский» и др.) [10].
По состоянию на начало 2004 г., 2006 г. и 2008 г. в России действовали соответственно 52 [6], 62 [1] и 66 [11] ИТЦ (по другим источникам, уже в 2006 г. количество ИТЦ достигло 86 [12]).
160
Грибовский А.В.
Анализ деятельности ИТЦ, проведенный по заказу Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, показал, что источники финансирования ИТЦ существенно различаются и варьируются от 100%-ной государственной поддержки до существования практически исключительно за счет собираемой арендной платы. В частности, арендные платежи являются единственным источником финансирования для Научного парка МГУ (наряду с небольшими поступлениями от консультационных услуг), ИТЦ Центра фотохимии РАН, Инновационного делового центра «Новые технологии» [6]. Усредненные данные по ИТЦ дают следующую картину структуры источников финансирования: 15-55 % - арендные платежи, 15-50 % - поступления из бюджетных источников, 10-40 % - плата за оказание консалтинговых, информационных и иных услуг [5].
Среди услуг, предоставляемых инновационно-технологическими центрами (перечислены в порядке уменьшения частоты их оказания) [6]:
1) предоставление производственных и офисных помещений в льготную аренду;
2) информационные услуги малым предприятиям;
3) консультационные услуги в области бизнес-планирования;
4) содействие выполнению НИОКР и реализации их результатов;
5) подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического предпринимательства;
6) организация семинаров, выставок, конференций и других мероприятий;
7) оценка и правовая защита интеллектуальной собственности;
8) разработка и реализация программ приоритетного развития регионов;
9) помощь в поиске инвестиций и получении кредитов;
10) содействие внешнеэкономической деятельности;
11) предоставление стипендий студентам, работающим на малых фирмах;
12) создание центров коллективного пользования оборудованием;
13) создание новых предприятий по конкретным направлениям деятельности.
Как уже отмечалось, инновационно-технологические центры уделяют большое внимание коммерциализации и трансферу технологий и работают не столько с малыми предприятиями, сколько с корпорациями, способными реализовать данные технологии [13]. В этом смысле они являются своеобразным связующим звеном между расположенными на их территории малыми инновационными предприятиями и научнообразовательными структурами, с одной стороны, и промышленностью - с другой. Существует мнение, что при создании ИТЦ фактически происходит территориальное объединение готовых технологических цепочек [1].
Мировая практика и отечественный опыт показывают, что ИТЦ позволяют наиболее быстро и эффективно продвигать отечественные разработки в производство.
Инновационная политика
161
В частности, размещение малых предприятий в ИТЦ резко повышает эффективность их работы, направленной на [4]:
1) создание и развитие прорывных технологий;
2) создание связующих звеньев в инновационной цепочке между идеей и промышленным производством [14];
3) повышение научно-технического потенциала страны и сокращение миграции высококвалифицированных кадров за рубеж;
4) организацию единой системы урегулирования прав на интеллектуальную собственность между малыми предприятиями и их сотрудниками, с одной стороны, и организациями, в которых эти сотрудники работали ранее и из которых отпочковались эти малые предприятия, -с другой [15];
5) повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, направляемых на развитие научно-технической сферы в части проведения прикладных исследований и организации технологической инновационной деятельности.
Инновационно-технологические центры являются активными участниками и координаторами программ поддержки малого инновационного бизнеса, имеют тесные связи с региональной промышленностью. Многим из них удалось реализовать полный инновационный цикл, включая обучение и подготовку кадров [4]. В ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Томская, Саратовская, Самарская, Тюменская области, республиках Башкортостан и Татарстан) крупные ИТЦ играют важную роль в формировании территориальных инновационных систем [1].
Создание инновационно-технологических центров помогает решить и одну из важнейших проблем, стоящих перед отечественным образованием, - дисбаланс между требованиями рынка и сложившейся системой профессиональной подготовки. Как было отмечено на V Всероссийском конгрессе в поддержку образования, проходившем в Санкт-Петербурге в сентябре 2006 года, конструктивное партнерство в рамках ИТЦ вузов, предприятий и организаций, являющихся потенциальными заказчиками выпускников, позволяет значительно повысить качество образования, обеспечить большую доступность и конкурентоспособность российского образования [16]. Участие в деятельности ИТЦ позволяет сотрудникам высших учебных заведений совершенствовать свой профессиональный уровень, находиться на острие актуальных проблем в близкой им области науки, включать новые разработки и результаты деятельности предприятий ИТЦ в содержание преподаваемых курсов. В свою очередь студенты, вовлеченные в работу ИТЦ, получают уникальную возможность развивать свой исследовательский потенциал, приобщаться к решению актуальных проблем будущей профессиональной деятельности, видеть непосредственную связь между содержанием обучения и применением полученных знаний на практике. Все это способствует формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. Работодателям создание ИТЦ дает возможность активно участвовать в решении стратегических задач профессионального образования, обеспечивает учет их
162
Грибовский А.В.
мнения при совершенствовании структуры подготовки кадров и содержания профессионального образования.
О необходимости широкого тиражирования опыта по созданию инновационно-технологических центров в стране свидетельствуют и следующие результаты анализа деятельности созданных ИТЦ [4, 17]:
• в ИТЦ формируется законопослушный предпринимательский сектор научно-технической сферы России;
• подключение ИТЦ к процессу создания конкурентоспособной продукции ускоряет инновационный процесс в 2-3 раза и в 2 раза сокращает расходы;
• объем товаров и услуг, реализованный малыми инновационными предприятиями, входящими в состав ИТЦ, в расчете на одно предприятие более чем в три раза превысил аналогичный показатель для МИП, работающих вне центров;
• государственные средства, вложенные в ИТЦ, только через налоги, выплаченные развивающимися фирмами, окупаются за 1-3 года;
• каждый вложенный рубль «мягких» государственных инвестиций дает прирост объемов реализации 5-12 руб.
К сожалению, в последние годы процесс создания ИТЦ замедлился, поскольку государство стало выделять меньше средств на эти цели, а региональные власти заявляют о приоритетном развитии инновационной деятельности больше на уровне деклараций [6]. Рост малых предприятий в составе ИТЦ и превращение их в средние предприятия также идет очень медленно [5]. Спрос на высокотехнологичные продукты внутри страны по прежнему остается низким, а следовательно, нет и потенциала «притока». Промышленные предприятия, заинтересованные в осуществлении инновационной деятельности, предпочитают покупать новые технологии за рубежом, где продается не только новый продукт, но и обеспечивается его послепродажное обслуживание. Большинство же отечественных малых фирм предложить аналогичные сервисные услуги не в состоянии.
Практически не меняется и число малых предприятий, находящихся в ИТЦ [6]. Более того, стало очевидным, что не все фирмы, вошедшие в их состав, оказались эффективными, и, наряду с проблемой привлечения в ИТЦ малых фирм, возникла проблема выведения из состава ИТЦ неэффективно действующих предприятий. Достаточно характерна ситуация, когда малые предприятия довольствуются созданными для них в ИЦП относительно комфортными условиями и не стремятся к росту и выходу из состава последних. В стремлении стимулировать выход из своей структуры «задерживающихся» там предприятий, ряд успешных ИТЦ устанавливает для них более высокие ставки арендной платы, однако, поскольку инфраструктура и сервисные службы находятся в таких ИТЦ на высоком уровне, предприятия, как правило, соглашаются платить больше, но оставаться на прежнем месте. В менее успешных структурах, где нередко отсутствует 100%-ная загрузка площадей, фирмы к выходу вообще не подталкивают. В итоге сроки пребывания малых
Инновационная политика
163
фирм в этих структурах не ограничены и составляют в среднем около десяти лет (при международном стандарте два-три года) [17].
Главными мотивами вступления в ИТЦ для малых предприятий являются возможности получить помещения под производство, офисное обслуживание, а также информационные услуги. Наименьший рейтинг имеют такие службы ИТЦ, как маркетинг, помощь в защите прав на интеллектуальную собственность и проведении сертификации продукции [18]. Таким образом, то, что должно быть основным в работе ИТЦ, пока не является таковым, а главным привлекательным фактором вхождения в ИТЦ являются лишь выгодные условия аренды. В свою очередь руководство ИТЦ далеко не всегда осведомлено о работе находящихся в них малых фирм. Не исключено, что малые предприятия не привлекают ИТЦ к решению вопросов, связанных с распределением прав на интеллектуальную собственность и трансфером технологий, и не информируют ИТЦ о таких сделках [5]. В итоге российские ИТЦ (за редким исключением) служат своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды.
Еще одной причиной недостаточного стимулирования инновационного предпринимательства со стороны ИТЦ является то, что многие из них создавались на базе высших учебных заведений и научных организаций для проведения разработок, а не коммерциализации результатов НИОКР [19]. В целях исправления ситуации Министерство науки и новых технологий инициировало в 2003 году создание Центров по продвижению (трансферу) технологий.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что для повышения эффективности работы инновационно-технологических центров целесообразно:
• законодательно закрепить на федеральном уровне определение инновационно-технологического центра и предъявляемые к нему требования;
• разработать и внедрить систему показателей, позволяющих оценивать деятельность ИТЦ исходя из единой шкалы стандартов (такими показателями могут быть среднее время нахождения предприятий в составе ИТЦ, объем дополнительно привлеченного финансирования, количество созданных и защищенных объектов интеллектуальной собственности, количество сделок по трансферу технологий, число созданных рабочих мест и т. п.);
• провести аттестацию ИТЦ (последняя такая аттестация проводилась в 2000-2001 гг.);
• разработать и внедрить в практику типовые контракты, заключаемые между руководством ИТЦ и предприятиями, входящими в их состав;
• разработать комплекс мероприятий по стимулированию спроса российских компаний на высокотехнологичную продукцию малых и средних фирм.
164
Грибовский А.В.
Литература и примечания
1. Рыгалин Д. Б., Савушкин А. В. Бюджетирование проектов, формирующих ключевые компетенции инновационно-технологического центра (ИТЦ) // Экономика и управление. 2008. № 6. С. 160-164.
2. Грасмик К. И. Государство и инновационный рост // www.mgimo.ru/ fileserver/2004/.
3. В идеале, многие фирмы, выросшие в технопарках, должны занимать свое место в ИТЦ, что и происходит на практике. См.: Клёпов А. П. Развитие инновационно-технологических центров в России // Вестник Саратовского государственного университета им. Н. И. Вавилова. 2005. № 6. С. 75-78.
4. Клёпов А. П. Развитие инновационно-технологических центров в России // Вестник Саратовского государственного университета им. Н. И. Вавилова. 2005. № 6. С. 75-78.
5. Информационная записка «Технопарки как инструмент интенсификации развития производства» // http://www.raexpert.ru/researches/ technopark/.
6. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. 152 с.
7. В 1997 г. из государственного бюджета на эти цели было выделено около 50 млн долл. США.
8. Примерами подобных центров являются ИТЦ Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга на территории приборостроительного объединения «Светлана» и ИТЦ в Казани на базе Казанского НИИ авиационных технологий, Инновационно-технологический центр «Электроприбор» (г. Санкт-Петербург), Инновационный технологический центр «СибирьАтом» (г. Новосибирск), Инновационный технологический центр электронного приборостроения (г. Новосибирск), ИТЦ «Медтех» (г. Казань).
9. Некоторые авторы рассматривают ИТЦ как одну из удачных форм интеграции образования, науки и производства. См. напр.: Трапи-цын С. Ю., Граничина О. А. Создание инновационно-технологических центров при ВУЗах как путь повышения качества подготовки специалистов // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 2.
10. Информация сайта http://innovbusiness.ru/.
11. Проект рекомендаций парламентских слушаний на тему «Приоритеты поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной деятельности», 27 февраля 2008 // http://council.gov. ru/inf_ps/chronicle/.
12. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. Москва, 2009.
13. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / Матвейкин В. Г., Дворецкий С. И., Минь-
Инновационная политика
165
ко Л. В., Таров В. П., Чайникова Л. Н., Летунова О. И. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2007. 284 с.
14. В какой-то мере малые предприятий ИТЦ сегодня выполняют функции отраслевых НИИ и КБ, а также опытных производств. Одновременно они изучают рынок и готовят его для крупных предприятий.
15. Ясность в вопросах интеллектуальной собственности является одним из условий размещения малых предприятий в ИТЦ.
16. Трапицын С. Ю., Граничина О. А. Создание инновационно-технологических центров при ВУЗах как путь повышения качества подготовки специалистов // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 2.
17. Дежина И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? // Человек и труд. 2005. № 3.
18. Адилов Т. М. Об инфраструктуре инновационной деятельности // http://www.ruseconomy.ru/confer/14_12_06/.
19. Национальные инновационные системы в России и ЕС / Под ред. В. В. Иванова, Н. И. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хайсберса. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 280 с.
166
Грибовский А.В.
Таблица 1. Некоторые определения понятия «инновационно-технологический центр»
Определение Источник
Инновационно-технологические центры - юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в выборе и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах государственной власти Омской области, организациях, охране интеллектуальной собственности, аккредитованные в соответствии с положением об аккредитации инновационно-технологических центров, утверждаемым Правительством Омской области Закон Омской области от 13 июля 2004 г. № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области»
Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для оптимального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг Концепция инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 годы // http://www. irbp.ru/library/cat/60/
Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для нормального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферы материального производства и услуг Концепции развития инновационной деятельности в Республике Хакасия на 2009-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Республики Хакасия от 21 июля 2008 г. № 239)
Инновационная политика
167
Продолжение таблицы 1
Инновационно-технологический центр (инновационный центр) - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления Межгосударственный стандарт «Инновационная деятельность. Термины и определения» // Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279-2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения». Издание официальное. Минск: Госстандарт Республики Беларусь. 2005
Инновационно-технологический центр -организация, созданная на базе научной организации или ее опытного завода, обладающая имущественным комплексом в виде офисных, производственных помещений и соответствующего оборудования, использующая его для представления в аренду малым предприятиям на основе договоров или для осуществления собственной инновационной деятельности, обладающая квалифицированным персоналом сотрудников, оказывающих технологические, информационные, консультационные и иные услуги по обеспечению информационной деятельности, имеющая различное местонахождение; разную степень хозяйственной самостоятельности -состоящая на балансе научной организации или на отдельном балансе, в последнем случае его подчиненность научной организации должна быть оговорена в официальном документе (уставе организации, структуре, схеме научной организации) Постановление Росстата от 20 декабря 2007 г. № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса» (вместе с «Указаниями по заполнению формы единовременного федерального статистического наблюдения № 2-наука (НТК) “Сведения об организации научно-технического комплекса”»)
168
Грибовский А.В.
Продолжение таблицы 1
Инновационно-технологические центры -юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в разработке и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах власти и управления, федеральных и иных фондах и их представительствах, охране интеллектуальной собственности Проект Федерального закона «О государственной инновационной политике, разработанный депутатом Государственной Думы И. Д. Грачевым // http:// www.grachev.ru/innovrustext/ innovrus/id/718745.html; Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации (Законопроект № 344994-5, поступил на рассмотрение в Государственную Думу 18 марта 2010 г.)
Инновационно-технологический центр (ИТЦ) - это организация, имеющая статус юридического лица и обладающая имущественным комплексом (офисные, производственные помещения, соответствующее оборудование). Целью создания ИТЦ является аккумулирование в одном месте различных малых инновационных предприятий, развитие их научно-технического потенциала посредством содействия процессу их становления и продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства Трапицын С. Ю., Граничина О. А. Создание инновационнотехнологических центров при ВУЗах как путь повышения качества подготовки специалистов // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 2
Инновационная политика
169
__________________________________________Продолжение таблицы 1
Инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, использующийся его владельцем (управляющим) для предоставления инновационным МСП на выгодных для сторон условиях офисных и производственных помещений в долгосрочную аренду с приспособлением этих помещений к инженернотехнологическим требованиям производства инновационных МСП -арендаторов, а также комплекса услуг по обеспечению их инновационной и хозяйственной деятельности
Глоссарий на сайте Петрозаводского государственного университета // http://petrsu. karelia.ru/Work/glossary.html