ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
УДК 355/359
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНы И Безопасности
российской федерации
А.В. ЛЕОНОВ,
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: alex.clein51@yandex.ru А.Ю. ПРОНИН, кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: pronin46@bk.ru
46 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации
В связи с возросшим уровнем угроз безопасности страны особую актуальность приобретает инновационно-технологический путь обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. В статье проводится анализ наиболее приоритетных и эффективных инструментов обеспечения национальной безопасности РФ. Подчеркивается, что кардинальным национальным приоритетом было и остается создание современной армии, оснащенной новейшими системами и комплексами вооружения, обеспечивающими адекватное реагирование на весь спектр угроз военной безопасности государства.
Отмечается роль контингентов Вооруженных сил РФ в миротворческих и специальных операциях в составе многонациональных сил Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также в операциях по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, пресечению различных проявлений террористической деятельности. Важнейшим инструментом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в рамках ОДКБ являются Коллективные силы оперативного реагирования. Наличие в их составе современных высокотехнологичных образцов вооружения позволит эффективно выполнять задачи при проведении антитеррористических мероприятий,
охране и обороне важных военных и государственных объектов.
Показано, что инновационно-технологическое обеспечение обороны и безопасности осуществляется в рамках государственной программы вооружения, в том числе выполняется комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на своевременное создание научно-технического задела для полномасштабной разработки перспективных образцов вооружения и подготовки их серийного производства. Показаны направления поиска рациональных вариантов инновационно-технологического обеспечения обороны и безопасности страны, в том числе при совместном использовании традиционных и новых образцов вооружения, обеспечивающих существенное повышение эффективности решения задач системой вооружения или снижение затрат на их решение. Приведены структура научно-технического задела и инновационно-технологический цикл создания перспективных образцов вооружения.
Сделан вывод о том, что противодействие современным угрозам безопасности Российской Федерации должно быть обеспечено не за счет увеличения численности Вооруженных сил РФ, а путем разработки и поставки в войска образцов техники
и вооружения нового поколения, основанных на передовых инновационно-технологических решениях, обеспечивающих асимметричное парирование возможных вызовов и угроз безопасности и национальным интересам России.
Ключевые слова: оборона, безопасность, национальные интересы, инновационно-технологические пути, система вооружения, традиционные и нетрадиционные виды вооружения
В настоящее время политическая обстановка в мире характеризуется напряженностью международных отношений и тенденцией к их силовому разрешению, в том числе в регионах, имеющих общую границу с Российской Федерацией и ее союзниками.
Руководством Российской Федерации придается первостепенное значение вопросам обороны и безопасности нашей страны, что особо подчеркнуто, в частности, в указах Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» и от 12.05.2009 № 538 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Национальным приоритетом остается завершение создания инновационной армии, оснащенной самыми новейшими системами и комплексами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), обеспечивающими адекватное реагирование на весь спектр угроз военной безопасности не только существующих, но и вероятных в будущем [12, 18]. При этом противодействие угрозам должно быть обеспечено не за счет увеличения численности Вооруженных сил РФ (ВС), а путем разработки и поставки в войска образцов ВВСТ нового поколения, основанных на передовых инновационно-технологических решениях, обеспечивающих асимметричное парирование возможных вызовов и угроз безопасности и национальным интересам страны.
Необходимость разработки и важность принятия в состав ВС высокотехнологичных систем (комплексов) вооружения в настоящее время и в ближайшей перспективе обусловливаются кардинальными изменениями, происходящими в мировой военно-политической обстановке, которые в первую очередь характеризуются следующими основными факторами [1, 16]:
• появлением новых угроз и вызовов национальной безопасности Российской Федерации;
• многократным увеличением в военных конфликтах жертв среди мирного населения по сравнению с военнослужащими;
• возросшей вероятностью возникновения локальных войн и вооруженных конфликтов нового поколения в непосредственной близости от границ Российской Федерации;
• пересмотром взглядов военно-политического руководства ведущих иностранных государств на участие вооруженных сил в будущих вооруженных конфликтах;
• созданием незаконных вооруженных формирований, активизацией террористической деятельности и наркобизнеса до масштабов прямой угрозы национальной безопасности Российской Федерации и мирового сообщества;
• высокой урбанизацией регионов и активизацией техногенной деятельности человека, которые приводят к ситуации, когда масштабное применение традиционных средств поражения может привести к необратимому разрушению среды обитания человека и глобальным экологическим катастрофам;
• снижением возможности применения традиционного вооружения из-за ограничений, накладываемых международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.
Указанные факторы требуют принятия эффективных мер по оснащению Вооруженных сил РФ более совершенными и гуманными средствами ведения вооруженной борьбы. Кроме того, в последнее время существенно расширился круг задач, для выполнения которых войскам наряду с существующими средствами поражения необходимы высокотехнологичные системы и комплексы ВВСТ, основанные на нетрадиционных принципах поражения. К числу таких задач относятся:
1) участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;
2) нейтрализация военных конфликтов;
3) участие контингентов Вооруженных сил РФ в миротворческих и специальных операциях в составе многонациональных сил Организации Договора о коллективной безопасности1 (ОДКБ), а
1 Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный несколькими государствами Евразии (в разное время организация объединяла от 6 до 9 государств) на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15.05.1992. Очередная встреча глав государств, входящих в ОДКБ, прошла 08.05.2014 в Москве. Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направ-
также в операциях по разоружению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, пресечению террористической деятельности.
Например, важнейшим инструментом обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в рамках ОДКБ являются Коллективные силы оперативного реагирования2 (КСОР) [16].
К основным задачам КСОР относятся:
1) участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооруженных акций и конфликтов;
2) участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и боеприпасов;
3) охрана государственных и военных объектов государств — членов Договора о коллективной безопасности;
4) участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий;
5) пресечение противоправных действий в зоне ответственности.
Понятно, что для практической реализации вышеперечисленных задач в современных условиях требуется наличие в составе КСОР современных высокотехнологичных, в том числе нетрадиционных, образцов вооружения (робототехнических комплексов, беспилотных летательных аппаратов, оружия нелетального действия и др.). К тому же эффективное выполнение КСОР таких задач, как
ленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
2 Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) — совместные военные силы стран—участников ОДКБ. Предполагается, что Коллективные силы оперативного реагирования будут в состоянии постоянной готовности для противодействия чрезвычайным ситуациям, а также военной агрессии, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. 4 февраля 2009 г. участники ОДКБ согласовали и подписали проект решения по созданию КСОР. Их предполагается использовать для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Планируется, что военная компонента КСОР должна состоять из соединений и частей постоянной боевой готовности. Они будут способны к мобильной переброске в любую точку зоны ответственности ОДКБ. КСОР также получат в свое распоряжение силы специального назначения, которые будут состоять из органов внутренних дел или полиции, внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
участие в проведении антитеррористических мероприятий, охрана и оборона важных военных и государственных объектов, пресечение противоправных действий в зоне ответственности, будет крайне затруднительно или практически невозможно без данных видов оружия.
Таким образом, создание современной высокотехнологичной армии, способной адекватно реагировать на широкий спектр возможных вызовов и угроз военной безопасности Российской Федерации, — одна из важнейших государственных задач. Оснащение системы вооружения Российской Федерации перспективными, в том числе нетрадиционными, образцами и комплексами ВВСТ, является основой формирования нового облика Вооруженных сил РФ [2, 9].
Планирование и реализация соответствующих мероприятий осуществляются в рамках основного программно-планового документа развития системы вооружения на 10-летний период — государственной программы вооружения (ГПВ). В рамках ГПВ выполняется комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на своевременное создание научно-технического задела (НТЗ) для полномасштабной разработки перспективных, в том числе нетрадиционных, образцов вооружения и подготовки их серийного производства [8, 10]. Структура НТЗ показана на рис. 1.
Основные элементы НТЗ создаются в рамках программы развития базовых военных технологий, методология формирования, сопровождения и реализации которой постоянно совершенствуется в новых социально-экономических условиях и адаптируется в соответствии с тенденциями развития науки и технологий, изменением системы заказов и принципов функционирования оборонно-промышленного комплекса и др.
К основным задачам программы развития базовых военных технологий относятся:
1) разработка новых принципов создания вооружения и технологий, материалов с принципиально новыми свойствами, новых химических соединений, методов анализа, синтеза и моделирования;
2) поиск и реализация нетрадиционных способов и средств решения существующих и перспективных задач;
3) создание, испытание, оценка эффективности и демонстрация экспериментальных (макетных) образцов перспективного вооружения по всему спектру критических военных технологий;
-47 (284) - 2014-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorites and security
о тз
со
—I
сг
СП
со со
о ^
ш
0
1
о о
сг =п сг
сг т
о сг
-ч
'м
00
м
О
§
О >
ТЗ
о' аГ
сГ) ш
^ I—
о. — сл ^ со -о т
5 ^о
¡3-- т *< со —I
со
ОКР по созданию образцов (комплексов, систем) ВВСТ, предусмотренные в ГПВ
Работы по развитию инновационного сектора ОПК и его научно-технологической базы
Научно-технический задел
я «
N О "в N н
Л
н Ш
о
Г5 Г5 N Н
Базовые и критические военные технологии
Базовые и критические промышленные технологии
Научный задел
в области обороны и обеспечения безопасности:
новые знания о явлениях, эффектах, законах и закономерностях, имеющих прикладное оборонное значение
Научно-технологический задел:
■ экспериментальные и макетные образцы нетрадиционного вооружения;
1 аванпроекты, ТТЗ на НИР и ОКР; 1 лабораторное и испытательное оборудование;
1 новые (усовершенствованные) материалы и вещества; составные части, модули и блоки; алгоритмы и программы для ЭВМ;
■ концептуальные, нормативно-технические, методические и другие документы в области обороны
и безопасности
Научный задел
в области промышленных технологий:
новые знания о явлениях, эффектах, законах и закономерностях, имеющих прикладное значение для производства оборонной продукции
Производственно-технологический задел:
■промышленные технологии; ■станки, оснастка, инструмент, инвентарь;
■производственное, технологическое и испытательное оборудование; ■измерительные приборы; ■средства автоматизации производства;
■концептуальные, нормативно-технические, методические и другие документы в области организации и планирования производства
СЛ
О
О
О
о
Результаты задельных НИОКР
Работы в рамках разделов ГПВ, связанных с созданием НТЗ
Работы в рамках федеральных научно-технологических программ
ФППИ в области обороны Прикладные исследования
и безопасности и создание военных
технологий ---"
ФППИ в области Прикладные исследования
промышленных и создание промышленных
технологии технологий
Рис. 1. Основные составные части научно-технического задела для перспективных и нетрадиционных ВВСТ
"а
о"
Л
VI
О
5« С
VI VI
4) создание конструкций на основе новых материалов, высокоэнергетических составов, типовых технических решений, узлов, агрегатов и модулей принципиально новых образцов ВВСТ;
5) создание экспериментальных и опытных образцов нетрадиционного вооружения, проведение их демонстрации и испытаний.
Для обеспечения высокой эффективности формирования и реализации научно-технического задела, созданного в ходе выполнения прикладных научно-исследовательских работ, в Минобороны России реализуется система программно-целевого планирования создания перспективного, в том числе нетрадиционного, вооружения. Указанная система включает следующие проекты и исследования [3, 4, 6, 13]:
— системные проекты по обоснованию облика и типажа межвидовых и надвидовых систем вооружения, в рамках которых формируются структура и требования к основным комплексам и образцам ВВСТ;
— научно-исследовательские работы по обоснованию достижимого уровня тактико-технических характеристик перспективных комплексов и образцов ВВСТ, в рамках которых формируются требования к развитию базовых военных технологий и электронной компонентной базы;
— фундаментальные, прогнозные, поисковые и прикладные исследования по получению новых знаний и разработке военных технологий, выполняемые в рамках комплексных целевых программ, в ходе которых создается научно-технический задел для разработки перспективного вооружения;
— опытно-конструкторские работы по созданию перспективных ВВСТ на основе созданного научно-технического задела, отвечающие на сформированные в рамках исследований требования.
Типовой инновационно-технологический цикл создания перспективных, в том числе нетрадиционных, образцов ВВСТ показан на рис. 2.
В результате разработки и внедрения в образцы ВВСТ новых военных технологий и технических решений Вооруженные силы РФ приобретают новый облик, отрабатываются новые способы ведения боевых действий, совершенствуется организационно-штатная структура, развивается система вооружения. Это обеспечивает возможность адекватного ответа технологически развитому противнику, а также парирование всего спектра как существующих, так и потенциальных угроз военной безопасности государства.
Однако следует отметить, что за последние десятилетия у отечественной системы вооружения сложился своеобразный «отрицательный иммунитет», т.е. невосприимчивость к нововведениям, всему новому — инновациям [12]. Данный механизм достаточно устойчив, причем действует до настоящего времени. Это, в частности, обусловлено тем, что «инновационная восприимчивость» существующей системы вооружения к появлению принципиально новых видов вооружения, в том числе нетрадиционных, оказалась чрезвычайно затруднительной. Причины невосприимчивости к нововведениям здесь следующие:
• сложность определения их места и роли в современных боевых действиях, качественно-количественного состава в организационно-штатных формированиях;
• необходимость обновления системы подготовки кадров по разработке, созданию и войсковой эксплуатации этих наукоемких видов вооружения;
• возникновение потребности в изменении боевых уставов, наставлений и других документов. По указанным и некоторым другим причинам
существующая система вооружения Вооруженных сил РФ крайне медленно и трудно поддается инновациям, продолжая зачастую неэффективно развиваться и эволюционировать [7, 11, 19]. Как сломать сложившийся механизм «отрицательного иммунитета», как сделать систему вооружения восприимчивой к инновациям? Для создания российской инновационной армии решение этой проблемы имеет принципиальное значение, поскольку перспективные образцы ВВСТ имеют чрезвычайно высокую стоимость инноваций, а их создание и последующая интеграция в состав системы вооружения путем полной замены существующих (традиционных) образцов ВВСТ на принципиально новые — задача для нашей страны в текущий исторический период практически невыполнимая. Требуется тщательный учет технических, технологических и ресурсных ограничений. По этому пути идут и другие государства мира при формировании инновационной армии за счет оснащения новыми, особенно нетрадиционными, видами ВВСТ. При этом актуальной задачей становится поиск рациональных вариантов совместного использования существующих и новых образцов ВВСТ, обеспечивающих существенное повышение эффективности решения задач системой вооружения или снижение затрат на их решение. Решение такой задачи основано на принципе много-
-47 (284) - 2014-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorites and security
Приоритеты России
Priorities of Russia
2013 2014 2015 2016
Рис. 2. Инновационно-технологический цикл создания перспективных ВВСТ
вариантной сравнительной военно-экономической оценки эффективности решения задач системой вооружения при совместном использовании традиционных и нетрадиционных видов ВВСТ и только традиционными видами ВВСТ.
В наиболее общем виде оценку возможных синергетических эффектов можно представить в виде двух этапов [14].
1-й этап. Оценка приращения эффективности АЩ = Щ™ — ЖТ решения 1-й задачи системой вооружения при фиксированных затратах С . Причем ее решение производится при совместном использовании традиционных и нетрадиционных видов ВВСТ (ЩТНг) в сравнении с применением только традиционных видов ВВСТ (ЩТ .).
2-й этап. Оценка снижения затрат АС. = = СТ. — С™ на решение .-й задачи системой вооружения при фиксированной эффективности ЩТ .. В этом случае ее решение производится при совместном использовании традиционных и нетрадиционных видов ВВСТ (СТН .) в сравнении с затратами на ее решение только традиционными видами ВВСТ (С1).
Отбор рациональных вариантов совместного использования традиционных и нетрадиционных видов ВВСТ осуществляется путем сужения области парето-оптимальных вариантов до минимального количества вариантов за счет введения системы дополнительных критериев, например: требуемая эффективность решения .-й задачи, минимум времени реализации варианта, приращение эффективности на единицу вложенных средств и др. [2].
Таким образом, эффективность решения задач, стоящих перед Вооруженными силами РФ в перспективе, в значительной степени будет зависеть от инновационных процессов, способных привести к качественному обновлению системы вооружения Вооруженных сил РФ [5, 15, 20].
Сегодня место России в мировых инновационных процессах, к сожалению, пока не вполне соответствует имеющемуся в нашей стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура научного и инновационного потенциалов отечественного сектора исследований и разработок не позволяют в полной мере удовлетво-
рить растущий спрос на результаты исследований и технологические инновации как со стороны гражданского сектора экономики, так и со стороны силовых структур, в том числе Минобороны России, МВД России, ФСБ России и МЧС России.
Формирование эффективной инновационной среды для создания и использования прорывных технологий является важнейшей государственной задачей, поставленной в программной статье Президента РФ В.В. Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» [17]. От решения данной задачи во многом зависит возможность появления новейших отечественных образцов ВВСТ, обеспечивающих обороноспособность и конкурентоспособность России на мировой арене.
Список литературы
1. Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века: проблемы, планирование, реализация. Тверь: Изд-во «Купол», 2009. 624 с.
2. Буренок В.М., Леонов А.В., Пронин А.Ю. Военно-экономические и инновационные аспекты интеграции нетрадиционных видов оружия в состав системы вооружения. М.: Граница, 2014. 240 с.
3. Буренок В.М. Эволюция и перспективы программно-целевого планирования развития системы вооружения Российской Федерации // Вооружение и экономика: электронный научный журнал. 2012. № 4. C. 6-19.
4. Буренок В.М., Буравлев А.И., Брезгин В.С. Методология программно-целевого планирования развития системы вооружения на современном этапе. М.: Граница, 2012. 142 с.
5. Буренок В.М. Технологические и технические основы развития вооружения и военной техники. М.: Граница, 2010. 216 с.
6. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е.Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 12. С. 2-9.
7. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Роль и значимость экономического анализа в управлении современным военным строительством // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С.2-13.
8. Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Регулирование отношений при создании научно-технического задела // Компетентность. 2006. № 4. С. 3-11.
9. Корчак В.Ю., Леонов А.В., Борисенков И.Л., Юрин А.Д. В оружейной сфере необходим качественный скачок // Воздушно-космическая оборона. 2008. № 6. С. 6-15.
10. Корчак В.Ю., Тужиков Е.З., Иванков В.В. Военно-экономическое обоснование планирования научного задела для перспективной оборонной продукции. М.: Технологии стратегического менеджмента, 2010.188 с.
11. Кузык Б.Я., Яковец Н.В. Россия-2050: Стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004.624 с.
12. Лень Н.А. О некоторых особенностях современного этапа развития вооружения и военной техники // Федеральный справочник оборонно-промышленного комплекса России. 2009. С. 217-222.
13. Лобов С.А., Ляпоров В.Н. и др. Угрозы национальной безопасности России. Тверь: ВА ВКО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 2014. 273 с.
14. Леонов А.В. Синергетический принцип военно-экономического обоснования нетрадиционного вооружения // Вооружение и экономика: электронный научный журнал. 2009. № 7. C. 115-121.
15. Леонов А.В. Техническое регулирование и инновационная деятельность // Компетентность. 2008. № 7. C. 8-13.
16. Ноговицин А.А., Грудзинский А.В., Спорыхин А.И. Оружие нелетального действия и перспективы его использования в интересах сил Организации Договора о коллективной безопасности // Военная мысль. 2011. № 3. C. 51-59.
17. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 17.02.2012.
18. Хрусталёв Е.Ю., Рассадин В.Н. Роль технологий и изделий двойного применения в развитии экономики страны и ее оборонного потенциала // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 34. С. 2-8.
19. Хрусталёв Е.Ю., Лавринов Г.А., Косен-ко А. А. Инновационный потенциал российского оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 22. С. 2-14.
20. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 444 с.
National interests: priorities and security Priorities of Russia ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
INNOVATION AND TECHNOLOGICAL WAYS OF ENSURING DEFENSE AND SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Aleksandr V. LEONOV, Aleksei Yu. PRONIN
Abstract
Due to the increased level of the national security threats to the country, the innovation and technological way to ensure defense and security of the Russian Federation assumes special relevance. The article includes an analysis of the top priority and effective instruments of ensuring the Russian Federation's national security. The authors emphasize that creating modern and innovative army equipped with the most modern weapon systems that provide an adequate response to the whole range of threats to the military security of the State has been and continues to be the principal national priority. The authors underline the role of the Armed Forces contingents of the Russian Federation in peacekeeping and special operations of the Multinational Forces of the Collective Security Treaty Organization, as well as operations in the area of disarmament and elimination of illegal armed groups and suppression of terrorist activities. The Collective Rapid Reaction Force is an essential tool for ensuring the Russian Federation national security within the framework of the Collective Security Treaty Organization. The presence in their structure of the modern hightech weapon models will permit to effectively perform the tasks during anti-terrorist activities, protection and defense of the key military and government facilities. The paper has shown that innovation and technological ensuring of defense and security is carried out within the framework of the State armament program, including the complex of research and development activities aimed at timely creation of scientific and technical groundwork for full-scale development of advanced weapons and preparation of their serial production. The article demonstrates a search for rational options of innovative-technological defense and security of the country, including sharing traditional and new models of weapons providing substantial improvements in the efficiency of the weapon system, or reducing the cost of their solution. The authors provide the structure of the scientific-technical backlog, and also the innovation-technological cycle of creating the promising
models of armament. The paper concludes that the response to modern threats to the Russian Federation security must be ensured through the development and delivery to the troops of samples of equipment and new generation of weaponry systems based on advanced innovative and technological solutions that provide asymmetric rebuff against possible threats and challenges to the security and national interests of the Russian Federation, rather than through increasing the size of the Armed Forces.
Keywords: defense, security, national interests, innovation-technological ways, weapon system, conventional and unconventional armaments
References
1. Burenok V.M., Ivlev A.A., Korchak V.Yu.
Razvitie voennykh tekhnologii XXI veka: problemy, planirovanie, realizatsiya [The development of military technologies of the 21st century: problems, planning and implementation]. Tver, Kupol Publ., 2009, 624 p.
2. Burenok V.M., Leonov A.V., Pronin A.Yu. Voenno-ekonomicheskie i innovatsionnye aspekty integratsii netraditsionnykh vidov oruzhiya v sostav sistemy vooruzheniya [Military and economic integration and innovative aspects of unconventional armaments in the weaponry system]. Moscow, Granitsa Publ., 2014, 240 p.
3. Burenok V.M. [Evolution and prospects for targeted program planning of the weaponry system of the Russian Federation]. Armament and economics, 2012, no. 4, pp. 6-19. (In Russ.) Available at: http://www. viek.ru/vie_12_4.pdf.
4. Burenok V.M., Buravlev A.I., Brezgin V.S. Metodologiya programmno-tselevogo planirovaniya razvitiya sistemy vooruzheniya na sovremennom etape [Methodology of program-oriented development planning of weaponry systems at the present stage]. Moscow, Granitsa Publ., 2012, 142 p.
5. Burenok V.M. Tekhnologicheskie i tekhnicheskie osnovy razvitiya vooruzheniya i voennoi tekhniki [Tech-
nological and technical basis for the development of armament and military equipment]. Moscow, Granitsa Publ., 2010, 216 p.
6. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Voenno-ekonom-icheskii analiz sovremennykh oboronnykh problem Rossii [Military-economic analysis of the Russian modern defense issues]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 12, pp. 2-9.
7. Vikulov S.F., Khrustalev E.Yu. Rol' i znachi-most' ekonomicheskogo analiza v upravlenii sovremen-nym voennym stroitel'stvom [The role and importance of an economic analysis in the management of modern military construction]. Natsional'nye interesy: prior-itety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2014, no. 4, pp. 2-13.
8. Ivlev A.A., Korchak V.Yu. Regulirovanie ot-noshenii pri sozdanii nauchno-tekhnicheskogo zadela [Regulation of relations in creating scientific and technological advance]. Kompetentnost' — Competence, 2006, no. 4, pp. 3-11.
9. Korchak V.Yu., Leonov A.V., Borisenkov I.L., Yurin A.D. V oruzheinoi sfere neobkhodim kachestven-nyi skachok [The area of armament requires a qualitative leap]. Vozdushno-kosmicheskaya oborona — Aerospace defense, 2008, no. 6, pp. 6-15.
10. Korchak V.Yu., Tuzhikov E.Z., Ivankov V.V. Voenno-ekonomicheskoe obosnovanie planirovaniya nauchnogo zadela dlya perspektivnoi oboronnoi produktsii [Military and economic substantiation of planning the scientific reserve for prospective defense products]. Moscow, Tekhnologii strategicheskogo menedzhmenta Publ., 2010, 188 p.
11. Kuzyk B.Ya., Yakovets N.V. Rossiya-2050: Strategiya innovatsionnogo proryva [Russia-2050: Strategy of innovation breakthrough]. Moscow, Ekonomika Publ., 2004.
12. Len' N.A. O nekotorykh osobennostyakh sovremennogo etapa razvitiya vooruzheniya i voennoi tekhniki [On some peculiarities of the current stage of development of armament and military equipment]. Federal 'nyi spravochnik oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii — Federal handbook of defense industry complex of Russia, 2009, pp. 217-222.
13. Lobov S.A., Lyaporov V.N., et al. Ugrozy natsional'noi bezopasnosti Rossii [The threats to the Russian national security]. Tver, Zhukov Air and Space Defense Academy Publ., 2014, 273 p.
14. Leonov A.V. [A synergetic principle of the military and economic feasibility of unconventional
armament]. Armament and economics, 2009, no. 7, pp. 115-121. (In Russ.) Available at: http://www.viek. ru/vie_09_3.pdf.
15. Leonov A.V. Tekhnicheskoe regulirovanie i in-novatsionnaya deyatel'nost' [Technical regulation and innovation activities]. Kompetentnost' — Competence, 2008, no. 7, pp. 8-13.
16. Nogovitsin A.A., Grudzinskii A.V., Sporykhin A.I. Oruzhie neletal'nogo deistviya i perspektivy ego ispol'zovaniya v interesakh sil Organizatsii Dogovora
0 kollektivnoi bezopasnosti [Non-lethal weapons and the prospects for its use in the interests of the Collective Security Treaty Organization forces]. Voennaya mysl' — Military thought, 2011, no. 3, pp. 51-59.
17. Putin V.V. Byt' sil'nymi: garantii natsional'noi bezopasnosti dlya Rossii [Being strong: the guaranties for the Russian national security]. Rossiiskaya gazeta, February 17, 2012. (In Russ.)
18. Khrustalev E.Yu., Rassadin V.N. Rol' tekhnologii
1 izdelii dvoinogo primeneniya v razvitii ekonomiki strany i ee oboronnogo potentsiala [The role of technology and dual-use goods in the economic development of the country and its defense potential]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2012, no. 34, pp. 2-8.
19. Khrustalev E.Yu., Lavrinov G.A., Kosenko A.A. Innovatsionnyi potentsial rossiiskogo obo-ronno-promyshlennogo kompleksa [The innovative potential of the Russian military-industrial complex]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2013, no. 22, pp.2-14.
20. Yakovets Yu.V. Epokhal'nye innovatsii XXI veka [The epochal innovations of the 21st century]. Moscow, Ekonomika Publ., 2004, 444 p.
Aleksandr V. LEONOV
46th Central Research Institute of Ministry of Defense of Russian Federation, Moscow, Russian Federation alex.clein51@yandex.ru
Aleksei Yu. PRONIN
46th Central Research Institute of Ministry of Defense of Russian Federation, Moscow, Russian Federation pronin46@bk.ru