собность каждого вуза. Совершенствование методов и механизмов управления университета с помощью создания в своей структуре маркетинговой службы и Центра содействия трудоустройству выпускников является своевременным и актуальным шагом для повышения качества образования, а следовательно, и конкурентоспособности вуза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. - Майкоп: Изд-во «Печатный двор Кубани» 2002. - С. 40.
2. Яблецка Ю. Миссии организации и университета: некоторые особенности. //Alma mater «Вестник высшей школы». - М.: Изд-во РУДН, 2004. - С.6. - №9.
3. Федорищева О.И., Шуметов В.Г. К вопросу о мониторинге системы высшего профессионального образования // По материалам журнала «Образование и общество» - Образовательный портал Ханты-Мансийского округа: htp//www.eduhmao.ru
4. Батышева С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. - М.: АПО, 1999. - 488 с., ил. Т.3 - Р-Я - 1998. - С.288.
5. Перспективы государственной молодежной политики // Бюллетень «Официальные документы в образовании.- М., 2005. - №15. - С.3,5.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756-р.
7. Организация и направления работы центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждения профессионального образования (Методическое рекомендации) - М.: Изд-во: МЦПТ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 78 с.
М.А Масыч
ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
В настоящее время система высшего образования переживает кризис, университеты обеспокоены рядом факторов изменения внешней среды. К таким факторам относятся потеря былой стабильности, усиливающийся дисбаланс между имеющимся спросом на основные продукты деятельности университета, то есть образовательные услуги, и возможностями их удовлетворения. С каждым днем повышаются требования потребителей к качеству научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг, сокращается бюджетное финансирование. Таким образом, управление высшими учебными заведениями является актуальной проблемой в настоящее время, поскольку богатство современных государств определяется не природными и технологическими параметрами, а, в первую очередь, интеллектуальным потенциалом страны.
В принятой Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетных направлений в развитии системы высшего образования заявлено акцентирование внимания на научных исследованиях и разработках, повышения статуса вузовской науки как одного из факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, а также аккумуляция инновационного потенциала вузов. Исходя из этого, высшие учебные заведения должны идти по пути инновационно ориентированного развития, то есть внедрять инновации как в образовательную, так и в научную деятельность с целью долгосрочного и перспективного развития вуза и системы высшей школы в целом.
Обеспечить эффективное инновационно ориентированное развитие образовательной, научной и инновационной деятельности может технический университет, имеющий такие особенности как развитая инфраструктура научных подразделе-
ний (ТРТУ имеет 9 научных подразделений (НИИ, НКБ, ОКБ, НИЧ и т.д.); высокий показатель объемов научно-исследовательских работ (рис. 1): в 2000 г. объемы
проф. доц. уч.ст. и зв.
Рис. 1. Динамика объемов НИР ТРТУ
НИР составили 4,3 млн руб., а уже в 2004 г. - 22,4 млн руб., к тому же доходы от выполнения НИР равны и даже превышают доходы от платных образовательных услуг [2]; специфический высокотехнологичный и наукоемкий процесс создания научных разработок; весь круг фундаментальных исследований строится на технологически емком оборудовании; наличие основных производственных фондов, необходимых для подготовки и выпуска специалистов; широкопрофильная фундаментальная подготовка студентов на всех уровнях (бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант); высокий уровень специализации научнопедагогических кадров (рис. 2). Подготовка в ТРТУ ведется как по техническим (приборостроение, электротехника, радиотехника и др.), так и по гуманитарным (лингвистика, психология, культурология и др.) и социально-экономическим (экономика, менеджмент, юриспруденция) специальностям, основанным на использовании в учебном процессе технологических и информационных ресурсов (табл. 1).
25000-Г 20000-
ЧЭ 15000
]о 10000 I-
5000
0
2237
16497,3
18447,5 18447,6
4312,
2000 2001
2002 2003
2004
8
Рис. 2. Состав штатных научно-педагогических кадров университета в 2004 г
К тому же на данный момент в России не создан ни один негосударственный технический или технологический университет, что еще раз подчеркивает возможность формирования подобных университетов только на основе мощной научно-производственной базы, которой на сегодняшний момент обладают технические университеты. Вышеприведенные особенности технических университетов и
подтверждающие их цифры по ТРТУ свидетельствуют о необходимости развивать в университете именно научно-инновационное направление, для которого имеются ресурсы, возможности и потенциал.
Таблица 1
Направления и специальности подготовки дипломированных специалистов в
ТРТУ
Подготовка Направление (кол-во) Специальность (кол-во)
2001 2002 2003 2004 2001 2002 2003 2004
Специалистов 24 20 22 24 64 65 60 62
Магистров 9 10 14 15 30 32 36 37
Бакалавров 24 24 29 27 66 66 69 68
Процесс инновационно ориентированного управления предполагает согласование триады «образование-наука-инновации» (рис. 3). Образование в данном случае обеспечивает процесс передачи знаний, умений, навыков и является основным механизмом воспроизводства квалифицированных специалистов, составляющих основу национальной экономики. Наука призвана обеспечивать генерацию фундаментальных знаний и проведение прикладных исследований и разработок. Инновациии являются связующим звеном между образованием и наукой. Взаимодействие науки с образованием должно обеспечить повышение уровня профессиональной подготовки кадров и облегчить их адаптацию на конкурентном рынке высококвалифицированных кадров в науке и на производстве. Взаимодействие науки с инновационной составляющей является движущей силой научно-технического прогресса на основе развития инновационной инфраструктуры, которая позволяет тиражировать наукоемкие технологии на рынок, обучать студентов на основе их вовлечения в практическую деятельность научно-инновационных подразделений университета, тиражировать малые наукоемкие предприятия, занимающиеся доведением разработок и технологий до потребителя.
Рис. 3. Инновационно-интеллектуальный потенциал, определяющий формирование учебно-научно-инновационного комплекса
На сегодняшний момент, анализируя стратегии развития вузов, можно выделить с учетом того или иного доминирующего стратегического признака такие типы университетов, как, например, исследовательский, основным элементом стратегии которого является ориентация на научно-исследовательскую деятельность; учебно-
исследовательский, в котором представлены в полной мере учебные и научные функции; университет предпринимательского типа, стратегия развития которого ориентирована на новые подходы к осуществлению своей деятельности; сетевой университет, призванный интегрировать подразделения университета посредством миссии, управления, информационных технологий; инновационно ориентированный университет, доминирующим фактором стратегии развития которого является взаимосогласованное управление образовательной, научной и инновационной деятельностью с целью эффективного развития подобного университета.
В исследовании предлагается подход к формированию системы управления техническим университетом на основе инновационно ориентированного развития путем введения в организационную структуру подразделений, координирующих и развивающих приоритетность инновационной составляющей в деятельности университета. В частности, в рамках организационной структуры ТРТУ предложено создание блока принятия и поддержки управленческих решений в виде структурного подразделения «Управления научных исследований и инновационной деятельности» (УНИиИД) (рис. 4), которое призвано обеспечить процесс управления университетом на базе инновационного развития, интегрирующего образовательную, научную и инновационную сферы деятельности.
Рис. 4. Преобразование организационной структуры ТРТУ в УНИК
Данное структурное подразделение аргументирует необходимость трансформации технического университета в учебно-научно-инновационный комплекс, выступающий центром роста инновационной активности с целью повышения эффективности научной и инновационной деятельности университета, обеспечения подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров с учетом современных требований, эффективного использования образовательного, научнотехнического и инновационного потенциала университета для его социальноэкономического и материально-технического развития.
УНИиИД может осуществлять научную деятельность в сотрудничестве с другими вузами, научными организациями и предприятиями Российской Федерации различных форм собственности, а также с зарубежными партнерами на основе совместных программ, проектов и договоров (контрактов), используя для этого различные формы взаимодействия, в том числе образование учебно-научных и инновационных центров, научно-исследовательских институтов и ассоциаций, научнотехнологических парков и иных структурных подразделений.
Научная и инновационная деятельность в Таганрогском государственном радиотехническом университете под эгидой УНИиИД должна осуществляться с целью обеспечения подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне современных квалификационных требований, эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциала университета для его социально-экономического и материально-технического развития, исходя из следующих принципов:
- наиболее полного привлечения научно-педагогических кадров к научной деятельности, способствующей развитию университета как единого учебно-научно-инновационного комплекса;
- обеспечения подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, развития научного творчества студентов и молодых специалистов и привлечения наиболее способных и талантливых из них к научной деятельности в УНИК ТРТУ;
- повышения роли УНИК в разработке и реализации региональной социально-культурной и научно-технической политики, в решении научных и прикладных задач в интересах Ростовской области.
- Создание учебно-научно-инновационных комплексов на базе технических университетов позволит позиционировать их как базовообразующие элементы научно-инновационного развития национальной экономики, поскольку деятельность УНИК будет способствовать ускорению процессов инновационной модернизации высокотехнологичных разработок во всех отраслях промышленности национальной экономики, повышению устойчивости и обеспечению конкурентных преимуществ ее развития на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных результатов научнотехнической и инновационной деятельности.
- наиболее полного привлечения научно-педагогических кадров к научной деятельности, способствующей развитию университета как единого учебно-научно-инновационного комплекса;
- обеспечения подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава, развития научного творчества студентов и молодых специалистов и привлечения наиболее способных и талантливых из них к научной деятельности в УНИК ТРТУ;
- повышения роли УНИК в разработке и реализации региональной социально-культурной и научно-технической политики, в решении научных и прикладных задач в интересах Ростовской области.
Таким образом, формирование организационной структуры университета должно базироваться на научно-инновационном потенциале, составляющем основу формирования стратегии развития технических университетов и основываться на их инновационно ориентированном управлении. При этом в разработку комплекса мероприятий по реализации стратегии развития технического универсисте-
та встраивается система инновационно ориентированного управления, основанная на согласовании интересов образовательной и научной деятельности.
Создание учебно-научно-инновационных комплексов на базе технических университетов позволит позиционировать их как базовообразующие элементы научно-инновационного развития национальной экономики, поскольку деятельность УНИК будет способствовать ускорению процессов инновационной модернизации высокотехнологичных разработок во всех отраслях промышленности национальной экономики, повышению устойчивости и обеспечению конкурентных преимуществ ее развития на долгосрочную перспективу за счет активного вовлечения в практику и продвижения на рынок перспективных результатов научнотехнической и инновационной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // www.president.kremlin.ru.
2. Отчеты ректора ТРТУ В.Г. Захаревича конференции университета о проделанной работе за 2000-2004гг.
3. Тюрина В.Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность. -Самара: Самар. гос. эконом, акад, 2004. - 122с.
4. Шукшунов В.Е., Ленченко В.В., Третьяк А.Я., Ткачев А.Н., Нырков Е.А. Основы создания университетских комплексов / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. - 72 с.
Е.Л. Макарова
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ СИНЕРГЕТИКИ И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ К НОВЫМ МЕТОДАМ
УПРАВЛЕНИЯ
Основной тенденцией развития общества в последнее десятилетие является обострение конкуренции между отдельными индивидуумами, крупными корпорациями и государствами в целом. А основное преимущество в этой конкурентной борьбе обеспечивается уровнем образования и объемом знаний. Сегодня повсеместно признается, что традиционная система образования находится в состоянии кризиса. Поэтому создание современной индустрии образования - важнейшая задача, стоящая перед государством, обществом, высшей школой. Проблема подготовки специалистов требует новой научно-педагогической основы, а реализация принципов и задач высшей школы предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе.
Стратегически это обусловлено изменением системы обучения в целом для подготовки подрастающего поколения к жизни в постоянно меняющемся информационном обществе, в котором с каждым днем ускоряется процесс появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации специалистов.
Недостаточный уровень профессионализации специалистов, отсутствие системного видения рыночной ситуации являются одной из ключевых преград на пути успешного развития отечественной экономики, а разрыв между качеством существующих образовательных программ и требованиями менеджеров становится