УДК 316
Булатецкая Алена Юрьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Пермского государственного национального исследовательского университета РФ [email protected]
Инновационно-образовательный центр
как технология формирования интеллектуальной модели экономики знаний
Аннотация. Инновационное развитие образования, позволяющее эффективно развивать новое качество знаний возможно при смене образовательной парадигмы, целей и технологий образования.
Инновационно-образовательные центры представляют собой объединение инновационных подразделений корпораций и образовательных учреждений, осуществляющих совместную учебно-образовательную, научно-исследовательскую, информационно-аналитическую и управленче-ско-инновационную деятельность по созданию и аккумулированию интеллектуального капитала и реализации усилий по непрерывному профессиональному образованию работников.
Ключевые слова: экономика знаний, социальные технологии, интеллектуальный капитал, непрерывное образование, инновационно-образовательный центр.
Alena Yu. Bulatetskaya
candidate of social sciences, associate professor, department of sociology Perm state national research University, Russian Federation [email protected]
Innovative
educational center how technology is shaping intellectual models of
the knowledge economy
Annotation. Innovative development of education, allowing to effectively develop a new quality of knowledge is possible by changing the educational paradigm, goals and educational technologies.
Innovative educational centres represent the unification of innovative departments of corporations and educational institutions, carrying out joint educational, research, analytical and managementinnovation in creation and accumulation of intellectual capital and efforts on the continued professional education of employees.
Keywords: knowledge economy, social, technology, intellectual capital, continuous education, innovative educational center.
Социально-экономическое и духовное развитие России в условиях перехода к обще,
высоких технологий требуют нового качества , -
ме развития.
Конец XX - начало XXI в. в России ознаменовались реформированием и модернизацией всей , -
мации в соответствии с требованиями Болонско-. -
рования являлись: глобализация, фундамента-лизация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация, непрерывное образование.
В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО определялись четыре «столпа» стратегии современного обучения [13]:
• научиться жить вместе: укреплять навыки и ,
признания своей взаимозависимости с другими
людьми, решения конфликтов, совместной работы и планирования общих целей и общего буду,
активного участия в жизни общества;
• научиться познавать: образование должно помочь учащимся освоить методы познания, приобрести как обширные общие знания, так и глубокие познания в некоторых отдельных областях; понять права и обязанности и, что наибо-
, , ;
• научиться действовать: принимать компетентные решения в различных жизненных ситуа-
,
отношений, применять технические достижения, удовлетворять основные нужды и улучшать качество своей жизни и жизни других людей;
• научиться быть: целью обучения должно быть развитие всех аспектов человеческого потенциала, оно должно прививать здоровый об,
,
норм, умение говорить и защищать себя, жизненную стойкость.
Вместе с тем, анализ сложившейся в России системы образования выявил ряд существенных проблем, связанных с несоответствием создаваемой системы новым реалиям экономики знаний. К числу таких фундаментальных проблем относятся:
1. Слабая интеграция инновационной деятельности вузов и корпораций по формированию и развитию комплексной системы подготовки кадров и трудоустройству выпускников;
2. Фрагментарность и недостаточная взаимосвязь корпораций и университетов по реализа-
- -
приятий и повышению научной активности уни-
;
3. Отсутствие комплексности, системности проводимых реформ образования, в том числе, в
процессе присоединения к мировому образова-
;
4. Несоответствие провозглашаемых высоких
гуманистических целей образования, с одной
,
процессом, с другой;
5. Снижение качества фундаментализации образования и применения инновационных технологий обучения, их формализация и бюрократизация;
6. Уменьшение объема реального финансирования системы образования в России, которая не соответствует поставленным задачам и отстает от развитых стран мира в 4 - 5 раз;
7. Усиление дифференциации доступности разных ступеней образования, а также уровня и качества получаемого образования;
8. Падение социального статуса учителя и преподавателя, проявляющееся как в степени уважения их труда, престижа профессии, так и в уровне оплаты труда и социальных гарантий современных учителей и преподавателей.
Проблема недостаточной интеграции и кооперации инновационной деятельности вузов и корпораций является одной из ключевых среди фундаментальных проблем развития российского .
органы государственной власти, решающие широкий круг социально-экономических вопросов,
, -
, -
нию их качества жизни, предприятия и организации, ориентирующиеся на наем образованных, высоко производительных работников. Неслучайно в настоящее время идея тесного сотрудничества корпораций и университетов получает все больше сторонников. Так, принятая в Бонне «Детарация о сотрудничестве университетов и компаний» [12] утверждает, что вклад учреждений высшего образования в формирование «об» , -
в этом к ним должны присоединиться и другие
заинтересованные стороны, среди которых Декларация, в первую очередь, называет бизнес-структуры.
,
инновациями и подготовкой кадров для экономики знаний, кооперации вузов и предприятий занимаются такие российские ученые как В.И. Абрамов, . . , . . , . . , . . -
щенко, СБ. Кочетков, А.Н. Лунькин, ЕЛ. Мильская, . . , . . , . . ,
. . . -
,
тесного взаимодействия университетов и корпораций заложены в трудах Г. Бейтсона, П. Дракера, К. Поппера, Р. Хатчинса, Т. Хусена, П. Сенге, Н. Штера.
,
условиях происходит смещение исследовательских интересов учёных от разработки концепций и моделей взаимодействия вузов и предприятий в области подготовки кадров в соответствии с требованиями Болонской декларации к рассмотрению вопросов интеграции вузов и предприятий в контексте формировании и развития национальной инновационной системы, исследованию социально-экономических процессов инновационной деятельности в условиях становления .
По мнению ученых, повышение инновационного потенциала российской экономики не представляется возможным без интеграции образования, науки и производства. Так, например, с точки
зрения А.Н. Борисова, причиной невозможности
,
изолированно и независимо друг от друга можно
считать бурное развитие наукоемких произ-
,
научных разработок в массовое производство, сокращение циклов обновления промышленного оборудования и переподготовки кадров и общую информатизацию экономики [1]. С .А. Мохначёв
считает, что реализовать интеграционный по, -
водственного сообществ мешают социальная и правовая независимость науки, образования и производства и недостаточное развитие меха.
,
характерны три основных направления воздействия управляющих процессов: структурное, подразумевающее преобразование внешней и внутренней структур субъектов интеграции, финансово-экономическое и правовое [7].
Трансформационные изменения по превращению ведущих университетов мира в драйверы инновационного развития экономики получают своё развитие в середине XX века. Инновационная научно-образовательная деятельность по генерации, использованию и распространению знаний становится неотъемлемым атрибутом деятельности для подавляющего числа университетов ведущих за. -ние модель глобального исследовательского университета (global research university), превращающая такие университеты в крупные инновационно-
образовательные центры по системной коопера-« - - ».
Движение к модели глобального исследовательского университета происходит не только в странах, где университеты традиционно служили основой национальной исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но , -
валась в академических и отраслевых институтах
( , , ).
В России на протяжении последних десятилетий процессы трансформации высшего образования лишь локально затрагивали связи вузов с реальной экономикой и наукой, не замещались новыми
,
экономики, основанной на знаниях. Поэтому исследование возможностей развития инновационной деятельности в российских вузах носят важный теоретический и практический характер. Начиная с 2009 года, на этот путь системно вступила и российская высшая школа. В рамках этого движения
не только формируется сеть национальных иссле-
, -
мулы для развития инновационной и исследовательской деятельности во всех российских вузах (прежде всего технических) [3].
Основу для формирования инновационно-образовательных центров заложили разработанные и реализованные Правительством РФ федеральные законы [8], постановления [10] и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [11]. В этих докумен-
Результаты опроса представителей
тах названы меры по поддержке вузов с инновационными программами обучения, разработаны критерии дифференциации вузов по уровню их конкурентоспособности посредством присвоения статуса национального исследовательского университета, рассмотрены направления стратегического взаимодействия вузов с предприятиями , -
сирования этой деятельности.
,
-
, , -
блемы, существующие сегодня в российской системе высшего образования: во-первых, совершенствовать качественную профессиональную , -
временном рынке труда; во-вторых, ликвидировать
дисбаланс между их профессиональной подготов-
,
в соответствии с реализацией кадровой политики корпораций и созданием комплексной системы непрерывного образования, в-^етьих, сократить недостаточность финансирования высшего образования; в-четвертых, активизировать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность университетов.
В новых условиях функционирования российской экономики происходит активизация совместных усилий корпораций и вузов по использованию разнообразных механизмов и направлений, обеспечивающих интеллектуализацию деятельности, соответствующую международным стандартам (табл. 1).
Таблица 1
корпораций по сотрудничеству с вузами
Наименование организации Область деятельности Взаимодействие организаций и вузов
Наименование вузов и направления подготовки выпускников Направления сотрудничества с вузами
1 2 3 4
Группа компаний «МЕТАФРАКС» Химическое предприятие, крупнейший производитель метанола и его производных ПГНИУ Сотрудничество в образовательной, научно-инновационной и информационной сферах, подготовка и переподготовка кадров, производственная практика студентов, повышение , научно-исстедовательская деятельность
Представительство Intel в России Крупнейший в мире производитель микросхем, чипсетов и др. , , СПбГУ, СПбГУ итмо, , . Создание базовых кафедр, совместной сту-- , тематические школы для студентов и моло- , специализированных учебных курсов
Пермская группа компаний « » Многообразная деятельность от геологоразведки до производства и сбыта готовых нефтепродуктов ПНИПУ, РГУНИГ им. И.М. Губкина, ТГНУ Повышение квалификации специалистов, привлечение студентов к научно-исстедова- , специальным модульным программам, привлечение к обучению ведущих специалистов и профильных экспертов корпорации, создание временных творческих коллективов, - научных центров
« научно-производственная приборостроительная » Разработка и производство датчиков и систем для навигации, стабилизации, ориентации и наведения различного рода подвижных объектов. ПГНИУ, ПГТУ Создание регионального инновационного территориального кластера «Технополис «Новый Звездный», подготовка и переподготовка кадров, производственная практика студентов, повышение квалификации специалистов
1 2 3 4
ПАО «Ракетно-кошическая Корпорация «Энергия» имени С.П.Королева» Ведущее российское - предприятие, головная организация по пилотируемым . ПГНИУ, ПГТУ Совместная работа по подготовке высококвалифицированных молодых специалистов, обеспечение эффективной совмест-- - конструкторской работы, повышение квалификации работников в области исследования, проектирования, конструирования, производства и испытания ракетно-космической техники.
ивк 1Т-технологии МГТУ, МИФИ, ПГТУ Создание учебного центра, совместное чтение лекций преподавателями вузов и сотрудниками компании, защита дипломов . , программа
ПАО «Протон - Пермские моторы» Производство жидкостных ракетных двигателей и другой продукции МГТУ, ПГНИУ, ПГТУ Сотрудничество в научно-инновационной и , - тельности регионального инновационного территориального кластера «Технополис « », - готовка специалистов.
, -
ных корпораций происходит по многим направлениям. Основным видом взаимодействия между рассматриваемыми элементами является взаимодействие в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Эта область кооперации является наиболее инновационной и насыщенной и с точки зрения обмена и управления знаниями. Проведенное исследование показывает, что 46 % руководителей предприятий готовы заказывать в университете специалистов по целевому госбюджетному
; 78 % -
,
стажировок на этих предприятиях; 49 % готовы временно трудоустраивать студентов в свободное от учебы время и 14 % готовы предоставлять стипендии тем студентам, которые собираются трудоустроиться на этих предприятиях.
В тоже время и в этом направлении взаимодействия существуют значительные проблемы. Так, только 10 % от числа всех опрошенных руководителей предприятий финансировали профессиональное обучение своих работников в вузах. Опрос руководителей и ведущих специалистов корпораций выявил критерии, определяющие выбор предприятием образовательного учреждения для заключения договора о подготовке « ».
подготовки и наличие академической школы ока-51 % -
шенных специалистов предприятий; возможность влиять на содержание учебных программ и выбирать перечень учебных дисциплин назвали 42 % ;
39 %
;
, 36 % -
дентов. Гораздо меньшее значение имеют возможность выбора удобного графика обучения во времени (26 %), высокий рейтинг вуза (25 %), территориальная близость (21 %), трудоустройство выпускников прошлых лет в успешных и престижных компаниях (16 %), приемлемый уровень платы за обучение (15 %) [5. С. 19].
Другим важным направлением деятельности инновационно-образовательных центров выступает научно-инновационная деятельность, которая, в свою очередь, включает научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятель-( ); -
ственную деятельность (от проектных стадий до
); -
онно-аналитическую; маркетинговую; сервисную;
- ; ;
[2].
На сегодняшний день для Российской Федерации характерна раздробленность и невысокий уровень осуществления научно-инновационной деятельности вузов и корпораций по сравнению - .
,
России инновационную активность проявляют только 12 % производств, в то время как во Франции, Германии и Финляндии их доля со-50 % [6]. , -
инновационная деятельность вузов и корпораций зачастую носит имитационный характер и ориентируется не на создание собственных уникальных и передовых технологий, а на заимствование уже готовых и апробированных зарубежных ноу-хау. Финансирование исследований и разработок инновационных проектов за счет корпоративного сектора составляет немного вы-20 %
НИОКР. В то время как в Японии, например, расходы корпоративного сектора зафиксированы на 38 %
,
Корее - 45 % [4].
В этих условиях представляется целесообразным
,
.
уровне населения и разветвлённой общеобразова-
,
научных кадрах и признанных мировым сообществом научных школах, особенно в фундаменталь-, -
циале оборонных и смежных с ними гражданских
, -
гических связях с некоторыми странами (в частно, ). -ния усилий по осуществлению совместной научно-инновационной деятельности вузов и корпораций , 50 % -
товы проводить совместно с университетами науч- , 23 % , совместный мониторинг новых научных разработок и расширение сфер их применения являются перспективными формами взаимовыгодного сотруд-
[9].
В наиболее общем виде, инновационно-образовательные центры представляют собой объединение инновационных подразделений корпораций и образовательных учреждений, осуществляющих совместную учебно-образовательную, научно-исследовательскую, информационно-аналитическую и управленческо-иннова-ционную деятельность по созданию и аккумулированию интеллектуального капитала и реализации усилий по непрерывному профессиональному образованию работников.
В условиях развивающейся экономики знаний со-
позволяет существенно скорректировать деятельность предприятий и вузов по формированию интеллектуальной модели развития. Формирование нового направления даёт возможность вузам в рамках решения основной задачи по обучению студентов и подготовке специалистов, развивать свою научную и инновационную деятельность, а предприятиям и организациям актуализировать
восполнение своего кадрового потенциала и си-
опытно-конструкторскую деятельность.
Обеспечение создания таких центров связано с унификацией совместной деятельности по разработке универсальных технологий, форм, методов и , -
пам инновационных корпораций различной направленности и форм собственности, государственной поддержкой такого сотрудничества, материальным и нематериальным стимулированием , -
ционные предприятия, с одной стороны, а вузы -
, . -
:
1. -ций и вузов, объединенные в единую организацию для решения соответствующих задач;
2.
,
и сотрудников подразделений, преподавателей и ученых, работающих на постоянной или временной работе (временные творческие коллективы
для решения конкретных научных или образова-
), ;
3. -
туру и оборудование (здания, аудитории для проведения учебных занятий, кабинеты для
, -- -
нологиями, системы автоматизации деятельности центра и т.д.);
4.
инновационно-образовательным центром (концепция, миссия, цели, стратегия, позиционирование, план, структура, должностные инструкции, мотивационные схемы, учетные формы,
, ,
, .);
5.
программ обучения (учебные программы, учебники, учебные пособия, монографии, методические и информационные материалы, презентации, описания, график проведения и др.).
В данной интерпретации инновационно-образовательный центр является мощной организацион-, -
, -
,
научно-и^едовательских и опытно-конструктор-
, -
, -
ных знаний и культуры, выполнением функций маркетингового звена и центра прибыли.
Следует выделить факторы, препятствующие - -
тров. К ним относятся:
• отсутствие стратегических целей по созданию
комплексной системы непрерывного образования и -
опытно-конструкторской деятельности;
• неэффективный механизм финансирования инновационных проектов и трансфера полученных в результате технологий в промышленность;
• несовершенство нормативно-правовой базы,
регулирующей инновационную деятельность в
;
• декларативная, а не реальная поддержка со стороны государственных органов;
• бюрократизм в реализации инновационных
;
• отсутствие в стране комфортной бизнес-
среды и доверия к государственным программам
;
• недостаток опыта осуществления инновационной деятельности у топ-менеджмента корпораций и руководства вузов;
• нехватка профессиональных кадров для реализации инновационной деятельности и осуществления процессов непрерывного образования.
, -
образовательных центров позволяет решать , « -
- » . идёт, в первую очередь, о повышении качества
образования выпускников, совершенствованию их практической подготовки, созданию условий для непрерывного обучения и овладения выпускниками современными инновационными знаниями и технологиями.
Создание центра обеспечивает единство и централизацию усилий корпораций и вузов по укреплению интеллектуального потенциала,
Литература:
1. Борисов А.Н. Формирование интеграции науки, образования и производства / А.Н. Борисов, С.С. Кириллова; Институт экономики и пра-
// -го экономического форума. URL: http:// www. be5. biz/ ekonomika1/r2011/1868.htm
2. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза. М. : ООО «Издательский дом Недра», 2012. 72 с.
3. Иващенко Н.П. Развитие инновационной дея-
: . URL:
http://www.econ.msu.rU/cmt2/lib/a/2081/file/1_Ivash enko.ppt#256,.1.
4. Инновационная активность крупного бизнеса. URL: http://www.raexpert.ru/researches/expert-inno/ part1/
5. . . -лей: кадры и образование / М.Д. Красильникова,
. . // . М. : НИУ ВШЭ, 2011.
6. . .
инноваций в государственных структурах развития и на крупных предприятиях / Е.В. Максимчук, . . // -, . 2012. 3.
С. 264-271.
7. . . , науки и бизнеса: тенденции на мезоуровне / С.А. Мохначев, К.С. Мохначев, Н.П. Шамаева //
. 2012. 3. . 3.
8. -дательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ. URL: http://www.bestpravo.ru/ federal-noje/ hj-zakony/h4p.htm
9. . . -ства «вуз - промышленные предприятия» для совершенствования подготовки инженерных
/ . . , . . , ДБ. Пузанков, СЮ. Шапошников // Инженерное образование. 2011. № 8. С. 4-11.
10. Поддержка российских вузов // Российская Газета + Вести-24. URL: http://www.rg.ru/ 2010/ 04/ 20/vesti-vuzy.html.
направленного на создание инновационных продуктов и недопущение дублирования и распыления научно-исследовательской деятельности. Создаваемые на базе центра знания и технологии могут широко использоваться в производственной и учебной деятельности, принося соответствующую прибыль, а также продаваться в том или ином виде на уровне первичного, вторичного, третичного коммерческого оборота.
Literature:
1. Borisov A.N. Forming of integration of science, education and production / A.N. Borisov, S.S. Kiril-lova; Institute of economy and Ivan Kushnira // Ma-terialy's right of the international economic forum. URL: http:/www.be5.biz/ ekonomikal/ r2011/ 1868. htm
2. Vladimirov A.I. About innovative activities of higher education institution. M. : LLC «Publishing House Subsoil», 2012. 72 p.
3. Ivashchenko N.P. Development of innovative activities in higher education institutions: new tendencies. URL: http://www.econ.msu.ru/ cmt2/ lib/ a/2081/file/1_Ivashenko.ppt#256,.1.
4. Innovative activity of large business. URL: http://www. raexpert.ru/researches/expert-inno/part1/
5. Krasilnikova M.D. Strategy of employers: personnel and education / M.D. Krasilnikova, N.V. Bondarenko // Newsletter. M. : Higher School of Economics National Research University, 2011.
6. Maksimchuk E.V. Questions of stimulation of innovations in government institutions of development and on large enterprises / E.V. Maksimchuk, E.D. Chikina // the Bulletin of the Belgorod university of cooperation, economy and the right. 2012. № 3. Page 264-271.
7. Mokhnachev S.A. Integration of education, science and business: tendencies at the mesolevel / S.A. Mokhnachev, K.S. Mokhnachev, N.P. Shama-yeva // Basic researches. 2012. № 3 (part 3).
8. About modification of separate legal acts of the Russian Federation concerning creation of economic societies by budgetary scientific and educational institutions for the purpose of practical application (implementation) of results of intellectual activities: Federal law of 02.08.2009 № 217-FZ. URL: http:// www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-zakony/h4p.htm
9. Experience of strategic partnership «higher education institution - the industrial entities» for enhancement of preparation of an engineering personnel / V.M. Kutuzov, M.Yu. Shestopalov, D.V. Puzankov, S.O. Shaposhnikov // Engineering education. 2011. № 8. P. 4-11.
10. Support of the Russian higher education institutions // Russian Newspaper + Messages-24. URL: http://www.rg.ru/2010/04/20/vesti-vuzy.html.
11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70006124//
12. Bonn Declaration «University-Enterprise cooperation: building on new challenges from past experiences». URL: www.eua.be/ fileadmin/ user_ upload/ files/newsletter/Bonn_Declaration.pdf
13. Knowledge-based society. Budapest. 0810.11.2003.
11. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020: утв. the order of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 № 2227-r. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124//
12. Bonn Declaration «University-Enterprise cooperation: building on new challenges from past experiences». URL: www.eua.be/ fileadmin/ user_ up-load/files/newsletter/Bonn_Declaration.pdf
13. Knowledge-based society. Budapest. 0810.11.2003.