МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ
Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 2. С. 211-214.
УДК 11
К.Н. Полещенко
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРСНАЯ ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Проведен сравнительный анализ моделей развития зарубежных и отечественных университетов в контексте становления инновационной экономики. Рассмотрены возможные сценарии инновационного развития классического университета. Обоснована целесообразность повышения конкурентоспособности классического университета путем развития инновационно-образовательной деятельности за счет коммерциализации интеллектуальных образовательных и консалтинговых услуг.
Ключевые слова: инновационный вуз, инновационно-образовательная
деятельность, инновационное развитие, трансфер знаний.
В современных экономических условиях образование все чаще рассматривается в качестве коммерчески реализуемых услуг, а высшие учебные заведения большинства стран являются субъектами региональных и глобальных отношений. В этих условиях необходимо учитывать одну из особенностей современного этапа глобализации - доминирование в международном разделении труда крупных диверсифицированных структур, интегрирующих в себе различные виды деятельности и огромные по масштабам ресурсы, что позволяет им устоять перед колебаниями мировой конъюнктуры.
В образовательной сфере на мировом рынке преобладают крупные университеты, представляющие собой университетские комплексы, включающие не только образовательные, но и исследовательские подразделения, а также структуры, обеспечивающие инновационную деятельность университетов и тесную кооперацию последних с промышленностью - совместные исследовательские центры университетов и промышленности, научные и технологические парки, инновационно-технологические центры, промышленные исследовательские консорциумы, центры трансфера технологий и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и др.
Подобные структуры являются инструментами реализации так называемой третьей миссии университета - удовлетворения конкретных социальных нужд в дополнение к образованию и исследованиям - и в то же время обеспечивают его устойчивое многоканальное финансирование. Положительные результаты функ-
© К.Н. Полещенко, 2010
ционирования университетов как инновационных университетских комплексов отмечены в США, Западной Европе, Японии и многих других странах.
Сравнительный анализ моделей развития зарубежных и отечественных университетов показывает, что они проявляют ортогональные тенденции. В частности, зарубежные университеты определяют тенденции инновационного развития путем формирования спроса на рынке и внедрения инновационных разработок (рис. 1), в то время как отечественные университеты еще только пытаются определиться с выбором модели собственного развития, максимально отвечающей интересам инновационной политики территорий.
По мнению ректора Белгородского гос-университета проф. Леонида Дятченко, «классический университет в современных условиях - это одновременно исследовательский и предпринимательский университет, главными задачами которого являются: фундаментальное многоуровневое
образование, фундаментальные и прикладные исследования, трансфер знаний и технологий в околоуниверситетское окружение, а также активное участие в программах и проектах экономического, социокультурного и инновационно-технологического развития своих регионов».
К функциям классического университета исследовательского типа отнесены
следующие: производство знаний; накопление и хранение знаний; передача знаний; распространение знаний. Эти четыре основных функции обусловливают деятельность классического университета в подготовке интеллектуальной элиты общества.
Поэтому вполне оправданной в основе методологии формирования моделей современных университетов должна лежать концепция «экономики, основанной на знаниях», поскольку основной целью образования является трансляция знаний, а не информации как таковой (см., напр.: [1; 2]).
Основу принципов деятельности исследовательского университета составляет система образования, сочетающая учебный процесс на базе фундаментальных исследований с духовными потребностями личности [3].
Исследовательский университет - вертикально-интегрированная научно-образовательная структура, образованная на базе классического университета, отличающаяся:
1) мультидисциплинарностью;
2) использованием практики привлечения обучающихся к серьезным исследованиям;
3) практической и/или инновационной направленностью тематики исследований.
Уннверситет инновационной экономики КЛЮЧЕВОЙ ИГРОК НА ИННОВАЦИОННОМ ПОЛЕ
........................
Мировой уровень научных знаний, воплощенных» образовательных про г раммах
. 'ГГ и
| ИННОВАЦИОННО?
ИН НОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Иннокщионно-обрамкшлмая проектная деятельность, ориентированная на ^^^ющбнгем__
ъ
ОБРАЗОВАНИЕ |
Рис. 1. Инновационно-образовательная деятельность как основа формирования университета инновационной экономики
Однако ситуация глобального кризиса поставила под сомнение декларируемые намерения о включении отечественных университетов в качестве влиятельных субъектов в инновационный сектор экономики.
Попытки активизировать модерниза-
ционные процессы в системе высшего образования путем проведения конкурсов на инновационные вузы и выдачи статусных преференций исследовательским университетам, по-большому счету, вынудили осуществить лишь первый этап «ин-
214 К.Н. Полещенко
новационных» преобразований - провести внутренний аудит, выявивший тенденцию к формированию группы лидеров -«элитного университетского клуба». Реализация следующих этапов «инновационного» развития для университетов, оказавшихся вне лидирующей группы, требует движения в направлении стратегических целей на основе четких программных действий, без которых многократно возрастает риск попадания региональных университетов в группу аутсайдеров.
В отсутствие общепринятой концепции инновационной деятельности в образовании университеты, с одной стороны, не ограничены в выборе собственных моделей модернизации, с другой - такая ситуация создает почву для примитивизации принципиально значимых понятий, доступности и очевидности их восприятия. Это приводит к подмене не только целей инновационной деятельности, но и появлению иллюзий понимания ее сущности, воплощаемых в небесспорные критерии соответствия университетов статусу инновационных. При этом нерешенным принципиальным вопросом, ответ на который и должен служить главным ориентиром воплощения тех или иных моделей инновационного университета, остается вопрос: «Что является главной целью инновационной деятельности вуза - транс-
Разрешение указанной дилеммы позволяет соотнести выбор приоритетов инновационной деятельности с возможностями их ресурсного обеспечения. Анализ деятельности зарубежных университетов свидетельствует о принимаемых ими интенсивных поисках новых инновационных возможностей, проведении активных инфраструктурных и организационных преобразований для обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ на основе системных инноваций.
В качестве первого шага по созданию среды для системных инноваций как трансформационного механизма преобразования университета в инновационный вуз должно явиться выделение из инновационной деятельности наряду с научноинновационной особого вида деятельности - инновационно-образователь-ной.
Инновационно-образовательная деятельность (ИОД) - комплексный, организованный вид деятельности, включающий генерацию, трансферт и внедрение междисциплинарных научных знаний в образовательный процесс посредством ком-петентностно - ориентированного обучения, реализуемый в виде новых форм, методов, технологий, продуктов, услуг и обеспечивающий за счет диффузии инноваций достижение экономического, педагогического и (или) социального эффекта.
ВНЕШНЕ ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ
ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИИ
УНИВЕРСИТЕТ ^
і і і г і
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н
МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕНОГО РАЗВИТИЯ
ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ
Рис. 2. Структурно-функциональная схема возможных сценариев инновационного развития университетов
Согласно приведенной на рис. 2 схеме возможны два вектора инновационного развития университетов. Первый вектор ориентирован на коммерциализацию созданной технико-технологической продукции и требует значительной ресурсной и инфраструктурной поддержки в форме бизнес-инкубаторов, технопарков и иных структур, что неизбежно влечет за собой необходимость создания громоздких промышленно-интегрированных университетских комплексов.
Второй вектор ориентирован на развитие инновационно-образовательной
деятельности университетов путем коммерциализации интеллектуальных образовательных и консалтинговых услуг. Более короткие жизненные циклы инноваций в области интеллектуальных услуг, отсутствие необходимости постоянной поддержки со стороны внешних стратегических партнеров, а также отсутствие жесткой зависимости от внешних инвестиций, делают второй вариант инновационного развития для классических университетов более предпочтительным, а в условиях кризиса, единственно разумным.
В связи с этим предложена авторская трактовка понятия «инновационно-образовательная деятельность», под которой предлагается понимать деятельность, ориентированную на структурно-функциональные преобразования в сфере управления (децентрализации), мотивации (запуска экономических механизмов), развития неформальных видов образования с целью создания интеллектуального пространства инновационной культуры высших учебных заведениях на основе использования инновационных образовательных технологий, активизации интеллектуального потенциала ППС, аспирантов, студентов вуза и внедрения научных результатов, направленную на повышение качества образовательных услуг (в отличие от предшествующих представлений традиционной образовательной деятельности в виде деятельности, обеспечивающей передачу знаний и стабильность образовательного процесса).
Такая трактовка раскрывает преимущества процессно-ориентированного
подхода к инновационно-образовательной деятельности при соответствующей организации совмещения при обучении и проектировании теоретических знаний, профессиональных навыков и инновационных компетенций, позволяет корректировать процесс путем «инвестирования» промежуточных результатов-инвенций в разработку междисциплинарных проектов. Поскольку проектное обучение как главный функциональный элемент инновационного развития включает универсальную компоненту - проектную деятельность, реализация данной модели не исключает возможностей включения университета в разработку инновационных промышленных технологий при соответствующей ресурсной поддержке со стороны заинтересованных предприятий и стратегических партнеров. Тем самым инновационная деятельность в условиях нарастающего дефицита ресурсов приобретает маневренный характер, адаптированный к требованиям элитного образования.
При активной административно-
организационной поддержке со стороны высшего менеджмента, деканского корпуса, а также при использовании информационных (коммуникационных и дистанционных образовательных) технологий, подготовка интеллектуальных лидеров на базе реализации элитно-ориентированной модели инновационно-образовательной деятельности может рассматриваться в качестве главного конкурентного преимущества классического университета.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Купарашвили М. Д., Росляков А. Е. Доступность
информации и сакрализация знания // Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 3. С. 41.
[2] Купарашвили М. Д. Перспектива умозрительной
науки в информационном обществе // Антро-поТопос: теоретич. ж-л в области филос. наук. Омск, 2009. Вып. 3-4. С. 8-12.
[3] Майер Г. В. Классический университет исследо-
вательского типа // Томская область. Управление. Экономика. Политика. Университетский проспект. Тематический выпуск. Информационно-аналитический журнал. 2001. № 2 (6). С. 18-19.