Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционный процесс как основа модернизации экономики'

Инновационно-инвестиционный процесс как основа модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIVE-INVESTMENT PROCESS / THE PARTICIPANTS IN THE INNOVATION PROCESS / TECHNOLOGY TRANSFER CENTERS / INFORMATION TECHNOLOGY CENTERS / INSTITUTIONS FOR THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS / VENTURE CAPITAL / VENTURE CAPITAL INDUSTRY / VENTURE CAPITAL INVESTMENT / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / ЦЕНТРЫ ТРАНСФЕРТА ТЕХНОЛОГИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ИНСТИТУТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / ВЕНЧУРНАЯ ИНДУСТРИЯ / ВЕНЧУРНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пржедецкая Наталия Витовна, Шевелева Вероника Владимировна, Кулькова Елена Петровна

Инновации двигатель и побудительный мотив прогресса общества. Необходимым условием и основным источником инновационной деятельности, способствующей повышению уровня технико-экономического развития страны и качества жизни ее граждан, являются инвестиции. В то же время инвестиции могут реализовываться и без инноваций, объективным результатом чего является деформация структуры хозяйственной системы, ее консервация в рамках устаревающего технологического уклада. Без инновационной ориентированности инвестиций невозможно обеспечить новое качество экономического роста, поскольку его основной движущей силой выступает научно-технический прогресс. В свою очередь, инновации без инвестиций нереальны: достижения научно-технической мысли без вложений средств не могут быть реализованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пржедецкая Наталия Витовна, Шевелева Вероника Владимировна, Кулькова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE AND INVESTMENT PROCESS AS BASIS OF MODERNIZATION OF ECONOMY

Innovation the engine and an incentive for the progress of society. A necessary condition and the main source of innovation, contributing to increase the level of techno-economic development and quality of life of its citizens, are an investment. At the same time, investments can also be realized without innovation, the objective resulting in a deformation of the structure of the economic system, its preservation in the framework of the outdated technological system. Without the innovative focus of the investment is impossible to ensure new quality of economic growth, as its main driving force acts as scientific and technical progress. In turn, innovation without investment is unrealistic: achievements of scientific and technical ideas without investment funds cannot be implemented.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционный процесс как основа модернизации экономики»

УДК 330.101

ИННОВАЦИОНН О-ИНВЕСТИЦИОНН ЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ] (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69]. E-mail: [email protected]

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ] (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69]. E-mail: beloveronika @yandex.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры «Коммерции и логистики», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ] (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69]. E-mail: kylkova_elena @mail.ru

Аннотация

Инновации - двигатель и побудительный мотив прогресса общества. Необходимым условием и основным источником инновационной деятельности, способствующей повышению уровня технико-экономического развития страны и качества жизни ее граждан, являются инвестиции. В то же время инвестиции могут реализовываться и без инноваций, объективным результатом чего является деформация структуры хозяйственной системы, ее консервация в рамках устаревающего технологического уклада. Без инновационной ориентированности инвестиций невозможно обеспечить новое качество экономического роста, поскольку его основной движущей силой выступает научно-технический прогресс. В свою очередь, инновации без инвестиций нереальны: достижения научно-технической мысли без вложений средств не могут быть реализованы.

Ключевые слова: инновационно-инвестиционный процесс, участники инновационного процесса, центры трансферта технологий, информационно-технологические центры, институты защиты прав интеллектуальной собственности, венчурный бизнес, венчурная индустрия, венчурное инвестирование.

Инновационно-инвестиционный процесс представляет собой взаимодействие разнообразных по уровням и формам инноваций и инвестиций, их движение и развитие. Сущность инновационно-инвестиционного процесса мы можем рассмотреть как целостную организационно-экономическую систему, которая представляет собой совокупность параллельно-последовательных этапов создания инновации, мобилизации инвестиционных ресурсов, их функционирования, освоения и распространения данной инновации. Кроме того, для инновационно-инвестиционного процесса характерна развитая и разветвленная система обратных связей и связи между ними.

С институциональной точки зрения инновационно-инвестиционный процесс можно представить как совокупность специализированных научных и финансовых учреждений, промышленных фирм, финансовых рынков, обеспечивающих создание, освоение и распространение нововведений, переход от сбережений к инвестициям наиболее эффективными способами.

Создание инновации в современных условиях отличается растущей неупорядоченностью и случайностью в связи с этим появляется возможность альтернативности инновационных решений. В свою очередь данный процесс приводит к изменению концепции планирования и контроля, к переменам в четко определенной последовательности этапов создания нововведений, к выпадению некоторых этапов линейной модели.

В рамках анализа современной российской практики можно выделить основные причины, которые подтверждают необходимость ускорения интеграции научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности:

1. существующий «режим выживания», в котором находится и отечественная наука и инновационная сфера промышленных фирм;

2. объективная необходимость повышения национальной конкурентоспособности в глобальной экономике;

Пржедецкая

Наталия

Витовна

Шевелева Вероника Владимировна

Кулькова

Елена

Петровна

3. стремление к преодолению чрезмерной распыленности финансовых средств между огромным количеством инновационно-инвестиционных проектов;

4. низкая эффективность осуществляемых инвестиционных проектов, которые зачастую носят не инновационный характер;

5. «разрыв функции» между созданием инновации и последующей коммерциализацией, чрезвычайная слабость институциональной инфраструктуры инновационно-инвестиционного процесса (отсутствие «институциональных сигналов» для инвестиций в инновации].

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной российской практике отсутствует синергетический механизм, основанный на привлечении инвестиционных ресурсов и создании эффективных мотивационных стимулов. Все это необходимо для продвижения нововведений на рынок, и в результате будут созданы предпосылки для последующего устойчивого экономического развития.

Инновационно-инвестиционная деятельность является целенаправленной, организованной творческой деятельностью, которая включает различные виды работ, связанных в единый процесс по созданию и производству инноваций, вложению средств, с целью получения дохода (эффекта) [10].

Субъекты этой деятельности функционируют в инновационно-инвестиционной сфере, которая, по нашему мнению, представляет собой совокупность видов общественной деятельности, главной целью которых является обеспечение условий для создания, внедрения и распространения инноваций, способствующих повышению национальной конкурентоспособности в мировом хозяйстве.

Динамика инновационно-инвестиционных процессов приводит к изменению в развитии других сфер, которые связаны с ним прямо либо косвенно. Поэтому следствием эффективного управления инновационно-инвестиционным процессом повлияет на функционирование связанных с ним сфер деятельности, что в конечном итоге, способствует ускорению развития хозяйственной системы в целом.

Разумеется, ключевая роль в создании условий эффективного функционирования инновационно-инвестиционной сферы принадлежит государству.

Государственную инновационно-инвестиционную политику можно определить как систему мер по мобилизации денежных средств, их инвестированию с целью создания современной экономики знаний как необходимого условия повышения национальной конкурентоспособности и решения социальных проблем. Увеличение роли государства, улучшение качества государственного регулирования приведет к активизации деятельности субъектов инновационно-инвестиционной сферы.

Инновационно-инвестиционный потенциал в современной экономике можно определить как особым образом упорядоченную совокупность инновационных и инвестиционных ресурсов, эффективное использование которых способствует как повышению национальной конкурентоспособности на мировом рынке технологий, так и устойчивому развитию хозяйственной системы. В условиях развития кризисных явлений в национальной экономике России наблюдается существенное сокращение инновационного потенциала, и в результате возникла угроза его разрушения. Однако у России имеется огромный внутренний инвестиционный потенциал, достаточный для повышения национальной конкурентоспособности в глобальном технологическом пространстве.

Эффективность интеграции в глобальный рынок инвестиций и внедрение в международные технологические цепочки во многом зависит от инновационно-инвестиционного климата страны. Инновационно-инвестиционный климат страны мы можем охарактеризовать как специфическую подсистему в институциональной структуре экономики, которая должна создать предпосылки для эффективного развития организационно-экономических отношений в инновационной деятельности.

Анализ инновационно-инвестиционного климата в стране проводят на основе сочетания входных и выходных параметров. При этом формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата возможно при наличии ряда условий: во-первых, он должен быть согласован с концепцией стратегического развития страны; во-вторых, иметь четко сформулированные экономико-социальные цели; и, в-третьих, быть институционально оформленным.

Одной из наиболее эффективных современных моделей функционирования инновационно-инвестиционной системы является модель венчурных инвестиций, которая усиливает эконо-

мический рост, придает ему ускорение. Если мы представим схему венчурного акселератора, то она включает следующие элементы: высокая норма прибыли венчурных инвесторов - инвестирование в венчурные фонды - рост индекса высокотехнологичных компаний - повышение ликвидности профинансированных компаний - рынок IPO - высокая норма прибыли венчурных инвесторов.

В области венчурных фондов отмечается благоприятная тенденция, которая отражена в табл. 1.

Таблица 1

Количество действующих венчурных фондов в 2006-2015 гг. [3]

Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Число 52 64 80 87 91 97 159 201 216 226

Однако венчурный бизнес пока недостаточно развит в России, к тому же на деятельность венчурных инвесторов сильно повлиял экономический кризис. В основном большая часть венчурного капитала России иностранного происхождения, поэтому принятие решений и мобилизация прибыли от венчурных инвестиций также находятся за пределами нашей страны. 2015г. охарактеризовался стагнирующими явлениями на российском рынке венчурных инвестиций, причем, данная тенденция была характерна для всех городов РФ. Однако в целом общая тенденция развития данного рынка благоприятная. Как сообщается в совместном отчете PWC и Российской венчурной компании, суммарный объем сделок на венчурном рынке увеличился в долларовом выражении и достиг 2,19 млрд. долларов (рост на 31% к 2014 году] [6].

Основные показатели венчурного рынка России представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели венчурного рынка России в 2012-2015 гг. [3]

Показатели, ед. измерения 2012 2013 2014 2015

Число венчурных сделок 188 222 149 180

Сумма венчурных сделок, млн. долл. 911,9 653,1 480,9 232,6

Сумма крупных сделок, млн. долл. 516 130 350 200

Сумма сделок по выходам инвесторов, млн. долл. 372 2000 731,5 1573,5

Число грантов, ед. 702 2469 4512 6074

Объем грантов, млн. долл. 145 158,7 110,5 178,2

Объем венчурного рынка, млрд. долл. 1,98 2,94 1,67 2,19

По нашему мнению, задача государства заключается в том, чтобы используя различные меры воздействия, преодолеть кризисное состояние экономики, в частности, в рамках рынка венчурных инвестиций. Например, ссылаясь на зарубежный опыт стимулирования венчурной деятельности, можно порекомендовать использовать опыт программ SBIR и Yozma [7]. В данном случае данные программы подразумевают, что на первой стадии государство предоставляет молодым венчурным фирмам ссуды на льготных условиях, на этапе же роста происходит инвестирование в венчурные фонды. Варианты могут быть самые различные: от создания фондов со 100% - государственным участием до организации гибридных фондов. В России первые акселерацион-ные программы появились примерно 10 лет назад. Самые известные программы - Generations и «Фрии» (Фонд развития интернет-инициатив] [2].

При формировании новой экономической системы необходимо существенное внимание уделить анализу российской практики венчурного инвестирования. Сейчас весь процесс коммерциализации результатов исследований, выведение инноваций на рынок в России развит не на том уровне, как должно быть. Для устранения данной проблемы можно рекомендовать формирование и развитие венчурных сетей на основе партнерства малых предприятий, корпораций, финансово-кредитных институтов и государства. Подобные структуры отличаются высокой устойчивостью и минимизируют риски, связанные с непредсказуемостью результатов НИОКР.

В качестве основного фактора, ограничивающего развитие российской науки и экономики в целом, выступает неразвитость института «партнерства» государства и бизнеса. В современных же условиях система взаимодействия бизнеса и государства выступает в качестве необходимого условия эффективного развития венчурного финансирования.

Идея сотрудничества, партнерства различных организаций, людей, институтов, государства и бизнеса выделяют венчурное инвестирование от, например, банковского финансирования. Участники объединяются, т.к. у кого-то из них есть идеи, у кого-то капитал и возможность эти идеи реализовать, в результате они осуществляют совместную деятельность для достижения совместных целей. Т.е. можно сделать вывод, что сама идея венчурного финансирования будет способствовать стимулированию развития института «государственно-частного партнерства» в инновационной сфере [8].

Стимулировать развитие института «государственно-частного партнерства» в инновационной сфере можно реализовать с помощью нормативно-правовых актов, которые бы регламентировали деятельность различных субъектов, участвующих в венчурном финансировании. Уже сейчас в современной глобальной экономике ни старой науки, ни старой промышленности нет места, поэтому необходимо направить совместные усилия, чтобы система менялась на институциональном уровне. Поэтому для реализации такого системного проекта необходимо сформировать инфраструктурную основу, создать систему подготовки кадров.

Формирование системообразующих элементов национальной венчурной индустрии национальной системы венчурного инвестирования приобретает особую актуальность в современных условиях. Именно этот процесс будет способствовать взаимодействию коммерческих интересов предпринимателей со стратегическими целями РФ по изменению страны технологически развитую державу, способную разрабатывать, производить и производить и применять высокие технологии для крупномасштабного производства конкурентоспособных товаров и услуг. Основной целью образования национальной системы венчурного инвестирования является создание условий для инновационно-инвестиционного процесса.

В данной модели в качестве структурных элементов выступают: государство, инвесторы, инфраструктура и реципиенты. Все эти четыре блока выступают как взаимодействующие множества единой, относительно устойчивой самоорганизующейся системы, которая в состоянии воспроизводить факторы саморазвития.

Для того чтобы в России сформировалась эффективная и стабильная национальная система венчурного инвестирования необходимо реализовать комплекс мер в области права, налоговой, финансово-кредитной политики, бухгалтерского учета, направленных на формирование благоприятной инновационно-инвестиционной среды. Следовательно, требуется создать новый институциональный механизм проектирования и поддержки инноваций, который включает следующие составляющие:

- упрощение условий создания и функционирования венчурных фондов;

- создание системы региональных венчурных фондов;

- осуществление финансовой поддержки в форме целевых грантов;

- финансирование государством экспертизы инновационных проектов для малых предприятий научно-технологической сферы;

- значительное снижение налога на прирост капитала;

- создание финансовых стимулов для инвесторов, вкладывающих средства в некотируе-мые на фондовой бирже фирмы, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях;

- предоставление предприятиям, выходящим на рынок с новыми видами продукции, которые отнесены государством к приоритетным, налоговых каникул;

- предоставление гарантий под кредиты и инвестиции для малых технологических фирм;

- введение льготного режима налогообложения для лицензий (прав], защищенных патентами и вытекающих из лицензионного соглашения, включая роялти, на внедрение новых или совершенствование существующих технологий, а также на повышение качества выпускаемой продукции, при условии их использования малыми предприятиями;

- создание консалтинговой сети и региональных коучинг-центров. [1]

Реализация данных мер можно осуществить последовательно через два этапа:

- на первом нужно создать правовые и экономические условия для функционирования национальной системы венчурного инвестирования, т.е. формируется венчурная инфраструктура;

- второй этап характеризуется снижением роли государства, переход к саморазвивающейся системе, усиление роли структур, которые обеспечивают самовоспроизводство венчурных механизмов.

В целом механизм реализации стратегии инновационного развития включает следующие элементы:

- разработку долгосрочных прогнозов социально-экономического, научно-технического и инновационного развития;

- формирование долгосрочной инновационной стратегии;

- выявление стратегических приоритетов;

- разработку основных направлений инновационной и инвестиционной политики государства по их реализации.

В таблице 3 представлена структура национальной системы венчурного инвестирования, состоящая из подсистем и их элементов.

Таблица 3

Структурная таблица национальной системы венчурного инвестирования

(составлено авторами]

Подсистемы Элементы подсистем

Государство стратегия и программа развития венчурного инвестирования

нормативно-правовая база функционирования венчурного капитала

координация действий субъектов венчурного инвестирования

финансовая поддержка

создание региональных венчурных фондов

финансовые стимулы для венчурного инвестирования

Реципиенты венчурного капитала научно-академические институты

малые инновационные предприятия

научно-технические организации

корпорации, объединения

Инвесторы венчурные фонды

кредитные организации

финансово-промышленные группы

инновационные фонды

частные инвесторы

Венчурная инфраструктура инновационно-технологические центры

технополисы

технопарки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

консалтинговые агентства

биржа высоких технологий

К основным направлениям государственной инновационно-инвестиционной политики можно отнести:

- формирование условий для повышения инновационной активности предпринимателей;

- создание стимулов для инвестирования в инновационную деятельность;

- проблемная ориентация науки на решение задачи инновационного прорыва;

- развитие сетевых партнерских отношений между научно-исследовательскими организациями и предпринимательским сектором;

- поддержка прорывных направлений научно-технологического развития на основе государственно-частного партнерства. [7]

Экономика России - это сложная многоаспектная система, которая функционирует на основе вертикальных и горизонтальных связей. Именно поэтому эффективность инновационно-инвестиционной политики зависит от сбалансированной системы получения, накопления, обогащения научных знаний и разработок, их успешного и динамичного перевода в современную конкурентоспособную технологию и продукцию.

Литература

1. Абрамовских Л., Бабенко А. К поиску новой модели экономического развития // Экономист. 2016. № 10. С. 34-43.

2. Бум акселераторов докатился до Юга. // Эксперт Юг. 26.09.2016. // http://expertsouth.ru/novosti/bum-akseleratorov-dokatilsja-do-yuga.html

3. Григорьева Е.В. Основные тенденции развития венчурного рынка в России // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 51. С. 182-187.

4. Земцов С., Баринова В. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к «умной специализации» // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 50-57.

5. Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015 - 2020 годы.//Интернет-сайт Администрации Ростовской области: http://www.donland.ru/

6. Куркин К., Подплетько К. Посевная для стартапов // Эксперт Северо-Запад. 2016. № 38-39 (738]. // http://expert.ru/northwest/2016/38/posevnaya-dlya-startapov/

7. Наумов М. Национальная технологическая инициатива и малый бизнес - общие инструменты поддержки // Экономист. 2016. № 4. С. 42-50.

8. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации // Инвестиционный портал Ростовской области.//http://invest-don.com/ru

9. Плотников А.Н., Ефименко И.Б., Казакова Н.В. Механизм управления инвестициями в инновационную деятельность региона. Саратов, 2002. 160 с.

10. Пржедецкая Н.В., Шевелева В.В., Кулькова Е.П. Инвестиционная политика российского региона на современном этапе // Фундаментальные исследования. 2016. № 6 (часть 2]. С. 449-453.

11. Пржедецкая Н.В., Шевелева В.В. Инвестиционный потенциал территории опережающего развития // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 3. С.134-136.

12. http://www.rvc.ru/

Przhedetskaya Natalia Vitovna, Doctor of Economics, professor of Economic Theory department; Rostov state economic university (RINH] (69, B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected]

Shevelyova Veronika Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor "The economic theory"; Rostov state economic university (RINH) (69, B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: beloveronika @yandex.ru

Kulkova Elena Petrovna, candidate of philosophical sciences, associate professor "Commerce and logistics"; Rostov state economic university (RINH] (69, B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: kylkova_elena @mail.ru

INNOVATIVE AND INVESTMENT PROCESS AS BASIS OF MODERNIZATION OF ECONOMY

Abstract

Innovation - the engine and an incentive for the progress of society. A necessary condition and the main source of innovation, contributing to increase the level of techno-economic development and quality of life of its citizens, are an investment. At the same time, investments can also be realized without innovation, the objective resulting in a deformation of the structure of the economic system, its preservation in the framework of the outdated technological system. Without the innovative focus of the investment is impossible to ensure new quality of economic growth, as its main driving force acts as scientific and technical progress. In turn, innovation without investment is unrealistic: achievements of scientific and technical ideas without investment funds cannot be implemented.

Keywords: innovative-investment process, the participants in the innovation process, technology transfer centers, information technology centers, institutions for the protection of intellectual property rights, venture capital, venture capital industry, venture capital investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.