Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционная стратегия развития здравоохранения Республики Казахстан'

Инновационно-инвестиционная стратегия развития здравоохранения Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е А. Биртанов

According to data of Literary analysis the main parameter of health system activity (expected duration of life) practically does not depend on level of financing of health branch that suggests an idea about role of optimum innovative and investment policy of branch for achievement of the health system purposes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE-INVESTMENT STRATEGY OF HEALTH DEVELOPMENT IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Әдебиет талдауы көрсеткендей, Денсаулық сақтау жүйесінің негізгі қызметі тәжірибелік денсаулық сақтау салаларының деңгейіне бағынбайды, бұл денсаулық сақтау жүйесінің мақсатына жету осы салалардың инновациялық және инвестициялық қолайлы ролі туралы ойға қалдырады.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционная стратегия развития здравоохранения Республики Казахстан»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Е. А. Биртанов

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Министерство здравоохранения РК

Политика бюджетного инвестирования в здравоохранении должна находиться в состоянии постоянного поиска более эффективных и рациональных путей распределения бюджетных средств [2, 4].

Интересен опыт инвестиционной налоговой скидки, применяемой в США и в других развитых странах с рыночной экономикой в период энергетического кризиса для поощрения капиталовложений фирм в энергетическое оборудование, использующих альтернативные природному газу и нефти энергоносители, энергосберегающее оборудование, а также оборудование, снижающее загрязнение окружающей среды. Фирмам, инвестирующим в указанное оборудование, разрешалось вычитать из налога на прибыль до 20% таких капиталовложений [5].

Инвестиционная налоговая скидка применялась и в качестве инструмента региональной политики. Например, в Канаде фирмам разрешалось вычитать из налога на прибыль 7% их затрат на новое оборудование и производственное строительство. Для фирм, инвестировавших в районы со сложными природно-климатическими условиями, размер повышался соответственно до 20-50%, а в районы с низкими темпами экономического развития - до 10%.

Казахстану необходимо применять специальные налоговые стимулы, чтобы усилить сотрудничество фирм с университетами. Так, например, американские фирмы имеют право вычитать налог на прибыль 20% их расходов на финансирование фундаментальных научных исследований в университетах. Кроме того, фирмам разрешается вычитать из валового дохода при расчете облагаемой налогом прибыли стоимость научной аппаратуры и оборудования, безвозмездно передаваемых ими университетам, а также некоммерческим научно-исследовательским организациям [4].

Использование инвестиционных налоговых льгот приводит к резким различиям в фактической прибыльности (т. е. после вычета налогов с учетом инвестиционных льгот) инвестиций в различные виды капитальных активов (включая оборудование) [7]. Во всем мире стоимость препаратов не полностью покрывается большинством государственных систем медицинского страхования, поэтому в этом сегменте значительную роль играют средства из частных источников [6].

В настоящее время известно, что расходы на здравоохранение в развитых странах растут быстрее, чем ВВП. Это абсолютно логично: чем больше ВВП, тем более сложные проблемы здра-

воохранения появляются на повестке дня. В этих условиях привлечение дополнительных частных и иностранных инвестиций в отрасль является приоритетным направлением развития системы здравоохранения многих стран [2].

Известно также, что странам с низким уровнем реализации человеческих возможностей и низкими доходами гораздо выгоднее делать инвестиции в здравоохранение, образование и науку, нежели, к примеру, в строительство новых предприятий. По расчетам известного американского теоретика Е. Денисона, инвестиции в человеческий капитал дают отдачу в 5-6 раз больше, чем вложения в материальное производство. А мировой банк, на примере обследования 192 стран, пришел к заключению, что только 16% экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом.

Трактовка расходов на здравоохранение в качестве затрат инвестиционного типа открыла перед экономическим анализом новые перспективы. Блага могут производительно использоваться в течение продолжительного периода времени. Следовательно, возможно и необходимо измерение не только объема текущих вложений в здравоохранение, но также и объема аккумулированного человеческого капитала. С экономической точки зрения дополнительные капиталовложения оправданны тогда, когда они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости. В противном случае средства могут быть направлены на осуществление других, более прибыльных инвестиционных проектов или же израсходованы на цели текущего потребления.

Эффективное управление ресурсами здравоохранения заключается в ориентации на интенсивное развитие производства медицинских услуг на основе инновационных технологий.

Все большая потребность в финансовых вливаниях способствует большей инвестиционной активности отрасли.

В настоящее время неуправляемое (или слабо управляемое) развитие здравоохранения Казахстана в условиях ограниченного финансирования отрасли приводит к росту диспропорций условий оказания медицинской помощи между регионами и внутри них, снижению ресурсного потенциала, концентрации лечебных учреждений в административных центрах, а следовательно, ухудшению качества и доступности медицинской помощи. Для здравоохранения Республики Казахстан характерен высокий уровень износа основных фондов. В сложившихся условиях повышается необходимость повышения ресурсного потенциала здравоохранения, определения стратегических и тактических задач эффективного управления ресурсами здравоохранения.

Необходимо создать систему прикладного применения инициативным научным работам

экономистов отечественного здравоохранения, поручить определенной структуре в уполномоченном органе анализ проводимых в различные периоды развития исследований в области экономики здравоохранения.

Представляется необходимым создание при уполномоченном органе в области здравоохранения аналитического центра с привлечением ведущих специалистов научных институтов. Их главной функцией будет проведение системных исследований в экономике и организации здравоохранения.

Инновационно-инвестиционная политика в здравоохранении должна содействовать развитию предпринимательства и рыночных механизмов в здравоохранении с разумной степенью вмешательства государства для обеспечения доступности и качества медицинских услуг, создания фондов развития, системного планирования бюджетного финансирования ГОБМП на основе анализа статистических данных для прогнозирования и принятия решений, рациональной кадровой политики.

Для эффективного функционирования и развития отрасли необходимо делать акцент на развитие частных инвестиций.

Должен быть обозначен особый статус сферы медицинских услуг как низкодоходного и социально значимого сектора экономики и решен вопрос создания государственного оператора под эгидой Министерства здравоохранения по развитию инвестиционной политики системы здравоохранения Республики Казахстан, акционерного общества со 100% государственным участием.

Необходимо четкое разграничение государственных и негосударственных инвестиций.

Инвестиции - это долгосрочное вложение капитала с целью получения прибыли. Именно прибыли. Не рентабельности, не выгоды, а прибыли, поскольку даже небольшие подвижки в улучшении состояния здоровья людей значимы в национальном масштабе. Соблюдение национальных интересов классифицируется только одним показателем - прибылью (численность населения, численность здоровых людей и т.д.).

Соответственно отрасль здравоохранения следует рассматривать как любую другую отрасль, эффективную для инвестиций. Система здравоохранения должна выдержать конкуренцию с другими отраслями экономики по привлечению инвестиций. В конечном счете, вложенные инвестиции должны приносить прибыль инвестору.

Необходимо усилить конкурентную среду в отрасли, развивать частный сектор, развитие нового хозяйственного механизма объектов здравоохранения. Децентрализация финансирования отрасли, повышение качества предоставляемых

медицинских услуг с повышением удовлетворенности населения и доступности медицинской помощи, улучшение человеческого капитала и инновационно-научной среды, корпоративное управление и совершенствование нормативно-правовой базы.

Повышение рентабельности можно достичь путем осуществления государственных льгот и налоговых преференций при инвестиционных проектах, так как любые инвестиции в здравоохранение следует рассматривать как инвестиции социального характера. Инвестиции в здравоохранение - это инвестиции в человеческий потенциал страны. Необходимо разработать четкие критерии лизинга медицинского оборудования, а также развивать государственно-частное партнерство в системе здравоохранения.

Развитие инвестиционной политики системы здравоохранения Республики Казахстан позволит улучшить основные показатели деятельности системы здравоохранения, позволит модернизировать финансирование отрасли, что приведет к снижению дефицита бюджета, повышению качества, доступности и удовлетворенности населения медицинскими услугами, повысит социальное положение медицинских работников, позволит осуществить стратегические задачи отрасли.

Только в совокупном и комплексном решении проблем по снижению рисков и повышению рентабельности в системе здравоохранения можно добиться желаемого результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боханов С. Ю. Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении /С. Ю. Боханов, О. И. Вапнярская //Маркетинг в России и за рубежом. - №2. - 2002. - 92с.

2. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: опыт становления. Отечественные записки, 2004, № 6 (20). - 81 с.

3. Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы //САПП. РК. - 2004 -№4. - С. 45.

4. Зере Сейдимбек Развитие государственно-частного партнерства в Казахстане, Конференция. - Алматы, 2009. - С. 29.

5. Самошкин А. С. Стратегия инвестиционного развития российского здравоохранения //Конф. «Частная медицина». Москва, 2008. - С. 45.

6. Шишкин С. В. Реформа финансирования Российского здравоохранения. - М.: ИЭПП, Тезис, 2002. - 173 с.

7. Шмелькова Е. Инвестиции в здравоохранение, необходимые для достижения экономического роста // Фармацевтический вестник. - №3. -2002. - С. 96 - 97.

Поступила 08.02.10

Медицина и экология, 2010, 1

93

Y. A. Birtanov

THE INNOVATIVE-INVESTMENT STRATEGY OF HEALTH DEVELOPMENT IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

According to data of Literary analysis the main parameter of health system activity (expected duration of life) practically does not depend on level of financing of health branch that suggests an idea about role of optimum innovative and investment policy of branch for achievement of the health system purposes.

Е. А. Бiртанов

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ДЕНСАУЛЬЩ САЦТАУ ЖУЙЕС1Н ДАМЫТУДЬЩ ИННОВАЦИЯЛЫЦ-ИНВЕСТИЦИЯЛЬЩ СТРАТЕГИЯСЫ

бдебиет талдауы керсеткендей, Денсаулык сактау жYЙеdнiч непзп кызмет тэжiрибелiк денсаулык сактау салаларыныч дечгешне барынбайды, бул денсаулык сактау жуйеанщ максатына жету осы салалардыч инновациялык жэне инвестициялык колайлы ролi туралы ойра калдырады.

Е. А. Биртанов

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНЫХ ЗАЯВОК В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Министерство здравоохранения Республики Казахстан

За последние годы в системе здравоохранения Республики Казахстан происходят позитивные изменения, все больше и больше бюджетных инвестиций направляется на укрепление здоровья народа. Так, за последние 3 г. расход на здравоохранение из республиканского бюджета увеличился в два раза (с 56 282,8 млн. тенге до 115 581,2 млн. тенге). Все активнее формируются бюджетные проекты, утверждаемые администраторами бюджетных программ, которые, несомненно, будут улучшать ресурсы здравоохранения [3, 4].

Цель исследования: оптимизировать и разработать методические аспекты планирования на основе бюджетных заявок в системе здравоохранения Республики Казахстан.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Материалом для исследования послужили нормативно-правовая база документов, регулирующих бюджетную политику в системе здравоохранения Республики Казахстан (Бюджетный Кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы, Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» и др.) [1, 4, 5].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Бюджетные инвестиции финансируются из республиканского или местного бюджета и направляются на увеличение стоимости активов государства за счет формирования и увеличения уставных капиталов организаций здравоохранения путем реализации бюджетных инвестиционных проектов [1].

В свою очередь, бюджетные инвестиционные проекты представляют собой совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер.

Процесс разработки, рассмотрения и отбора инвестиционных предложений состоит из комплексов мероприятий, содержащих следующие основные этапы:

- предоставление Министерством здравоохранения Республики Казахстан инвестиционных предложений и проведение их экономической оценки, содержащей оценки инвестиционного предложения на предмет определения целесообразности и реализуемости бюджетного инвестиционного проекта;

- формирование и утверждение перечня бюджетных инвестиционных проектов (далее - Проект), разработка и экспертиза технико-экономических обоснований (далее - ТЭО), которые осуществляются за счет средств соответствующей распределяемой бюджетной программы уполномоченного органа по государственному планированию. ТЭО является документом, содержащим результаты маркетинговых, технико-технологических и социально-экономических и экологических исследований, а также институциональных решений, обосновывающих целесообразность и возможность реализации бюджетного инвестиционного проекта, выбор наиболее эффективных организационных, технических и экономических решений с учетом потенциальных рисков и мероприятий по их снижению.

Инвестиционные предложения должны включать в себя следующие документы:

1. Информационный лист Проекта, содержащий информацию о соответствии целей проекта приоритетам развития системы здравоохранения, установленным стратегическими и программными документами Республики Казахстан, в том числе о возможных путях решений существующих проблем в системе здравоохранения, общую информацию по Проекту, включая его основные показатели;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.