Key words: an innovation, the innovative enterprise, innovative activity, small business, an innovative policy, a business - incubator.
УДК 330.101.541-047.43(470)
И.В. Сычева, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Финансы и менеджмент», (4872)33-24-80, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ);
H.A. Сычева, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
Рассмотрены основные направления и субъекты инновационноинвестиционной деятельности молодежи Тульской области. Выявлены проблемы, препятствующие формированию рынка инновационно-
инвестиционных проектов. Предложено совершенствование региональной инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный проект, инвестиции, молодежная политика, регион.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. путь инновационного развития России выбран в качестве приоритетного. «Для перевода страны на
инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведения уровня накопления до 30 % ВВП, перехода к стандартам развитиях стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7 % от ВВП, здравоохранения — 6 %, науки
— 3 %. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены» [1]. в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития поставлена задача к 2012 г. завершить формирование национальной инновационной системы.
Одним из инновационных высокотехнологичных кластеров европейской части России является Тульский регион, который обладает значительным инновационным потенциалом. На протяжении последних лет сохраняется в количестве двадцати двух постоянное число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, что обеспечивает нашему региону по этому показателю 10-е место из 18 по ЦФО. Росла численность аспирантов: с 574 человек в 2006 г. до 756 в 2008 г. По этому показателю Тульская область также занимает 10 место среди восемнадцати субъектов ЦФО. Несмотря на сокращение численности
занятых исследованиями и разработками с 10 359 чел. в 2006 г. до 6754 чел. в 2008 г. Тульская область продолжает входить в первую пятерку субъектов Центрального федерального органа [2].
Важной характеристикой сферы научно-технической деятельности является уровень развития изобретательства. В кластере охраны и использования интеллектуальной собственности Тульская область устойчиво находится среди лидеров ЦФО и уверенно занимает места в первой их трети.
Количество ежегодно подаваемых заявок на объекты промышленной интеллектуальной собственности находится на уровне 450-470 заявок. В 2007 г. было подано 215 заявок на изобретения, 96 — на полезные модели, 157 — на товарные знаки. Получены патенты по 159 изобретениям. Около 70 % всех заявок на изобретения подается юридическими лицами. Среди них можно выделить группу лидеров. Это — ГУП «КБ приборостроения», ГОУ ВПО «Тульский государственный университет», ФГУП «Сплав», ОАО «Ефремовский завод синтетического каучука», ОАО АК «Туламашзавод», ОАО «ПНИУИ», ОАО «Тулачермет» [6].
По использованию изобретений, на которые были выданы патенты Российской Федерации, в 2007 г. Тульская область (453 изобретения) в рейтинге регионов Центрального федерального округа занимала третье место, уступая по этому показателю лишь г. Москве (894 изобретения) и Московской области (593 изобретения). В настоящее время эти изобретения используют более 20 организаций области, относящиеся к науке и научному обслуживанию, машиностроению и металлообработке, пищевой и пищевкусовой промышленности, металлургии, химической и микробиологической промышленности [6]. Рейтинг инновационной активности Тульской области на портале проекта innovaterussia.ru представлен 12 позицией среди 87 регионов.
Завоевание и удержание этих позиций во многом связано с активной политикой государства, которое старается поддерживать инновационную активность в стране, уделяя особое внимание молодежной деятельности. Действует Зворыкинский проект — комплекс мероприятий федерального значения, осуществляемых Федеральным агентством Российской Федерации по делам молодежи для популяризации инновационной деятельности и стимулирования инновационного поведения молодежи. Цель проекта — «дать возможность тысячам молодых людей реализовать свой научный потенциал в России, стать успешными и богатыми через коммерциализацию своих проектов» [4].
Наиболее значимыми мероприятиями проекта в последние годы
стали:
- работа Открытого инновационного университета на Всероссийском образовательном форуме «Селигер-2009», в рамках которой представители проектных команд, участвующих в конкурсе инновационных проектов,
получили возможность обучаться по образовательной программе «Открытый инновационный университет», а также нашли
единомышленников, прошли экспертизу своих проектов, встретились с потенциальными инвесторами, получили гранты и стажировки;
- организация тематических конкурсов, среди которых в 2010 г.
названы: «Инновационный дизайн», «Разработка инновационных
технологий утилизации попутного нефтяного газа» и другие. Их результатом станет вручение призов и дипломов, приглашение молодых инноваторов на круглые столы и всероссийские выставки для встречи с потенциальными инвесторами;
- проведение инновационных конвентов на региональном уровне в субъектах Федерации. Проекты, отобранные на региональных турах, включаются в конкурсную программу окружных конвентов, которые проходят по аналогии с федеральным Конвентом. Победители окружных конвентов автоматически приглашаются в полуфинал конкурса на получение Зворыкинской премии. Авторы проектов, которые Экспертное жюри признает лучшими, приглашаются на Всероссийский молодежный инновационный Конвент;
- проведение для поддержки наиболее прогрессивных инноваций ежегодного конкурса на соискание главной награды в области молодежных инноваций в России — премии имени В.К. Зворыкина, составляющей миллион рублей. Награждение лауреатов премии проходит на ежегодном Всероссийском молодежном инновационном Конвенте.
Для расширения инновационной деятельности молодежи в 2010 г. количество номинаций премии им. В.К. Зворыкина увеличено с трех («Инновационная идея», «Инновационный проект», «Инновационный продукт») до восьми. Добавились «Энергосберегающие технологии и энергоэффективность»; «Космические технологии»; «Атомная
промышленность»; «Медицина»; «Стратегические информационные
технологии». Основными мероприятиями «Зворыкинского проекта» 2010 г. станут: смена «Инновации и техническое творчество» Всероссийского форума «Селигер-2010», региональные и окружные инновационные конвенты, III Всероссийский молодежный инновационный Конвент [3].
В рамках Зворыкинского проекта 6 октября 2009 г. в Тульской области состоялся Тульский молодежный инновационный конвент, основной целью которого было дать импульс развитию инновационной деятельности молодежи нашего региона.
Проведенный авторами при подготовке к Конвенту анализ представленных инновационных проектов позволил выявить характерные особенности современной молодежной инновационной деятельности в регионе.
В табл. 1 содержатся сведения об основных участниках Тульского конвента, самым активным среди которых оказался ГОУ ВПО «Тульский
государственный университет». Он представил 18 проектов, разработанных на кафедрах: аэрологии, охраны труда и окружающей среды, медико-биологических дисциплин Медицинского института и в экспериментальных производственных мастерских.
Положительным явился тот факт, что половина инновационных проектов была направлена не организациями, а частными лицами, занимающимися инновационной деятельностью.
Таблица 1
Осноеныеучастники Тульского молодежного инновационного Конвента 2009 г.
Участники Конвента Число проектов по инновационным кластерам ИТОГО проектов
идея проект продукт
1. ФГУП «ГНПП "Сплав"» 1 1 2
2. МОУДОД «Станция юных техников г. Тулы» 2 2
3. ГОУ ВПО «Тульский государственный университет» 7 7 3 17
4. Клуб НТТМ «Электрон» 3 3
5. Проектно-конструкторский отдел ОАО «Щекиноазот» 1 1 2
6. Частные лица 6 13 5 24
ИТОГО проектов 16 25 9 50
Из пятидесяти представленных инновационных проектов (табл. 2) наибольшее число номинировалось как «проект», наименьшее — как «продукт». Из 12 инновационных кластеров, в которые могли быть включены проекты, наиболее востребованными оказались: «Медицина, биотехнологии и агропром», «Промышленные технологии» и «Экология и ресурсосбережение», что соответствует федеральной политике развития здравоохранения и охраны окружающей среды.
Всего по одному проекту было представлено в кластерах «Транспорт и двигателестроение», «Электроника» и «Строительные технологии», что говорит о необходимости стимулирования развития этих перспективных направлений.
Инновационными кластерами, проекты которых нуждаются в больших объемах инвестиций, стали: «Энергетика и энергоносители» (28 890 000 руб.) и «Медицина, биотехнологии и агропром» (28 501 000 руб.).
Стоит отметить, что на проекты в номинации «Инновационная идея» требуется в среднем больше инвестиций, чем на инновационный проект и продукт на 32,2 %, а гипотетические инновационные проект и продукт
нуждаются в среднем в одинаковой величине инвестиций — в размере 2,234 млн руб. и 2,230 млн руб. соответственно.
Таблица 2
Распределение проектов по инновационно-технологическим кластерам и номинациям с учетом потребных инвестиций
№ Т ехнологический кластер Объем потребных инвестиций по номинациям, руб. Итого инвестиций , руб.
Инновацио нная идея Инновационны й проект Инновационн ый продукт
1 Медицина, биотехнологии и агропром 4 4 0 8
15 000000 500 000 5 000 000 3 600 000 2 000 000 1 500 000 900 000 1 000 28 501 000
2 Транспорт и двигателестроени е 1 1
3 000 000 3 000 000
3 1Т и телекоммуникаци и 1 3 1 5
80 000 Не требуются 900 000 3 000 000 450 000 4 430 000
4 Энергетика, энергоносители 2 2 4
300 000 13 500 000 90 000 15 000 000 28 890 000
5 Новые материалы и нанотехнологии 3 1 4
60 000 600 000 4 500 000 10 000 000 15 160 000
6 Экология и ресурсосбережени е 2 4 2 8
300 000 1 500 000 Не требуются 3 000 000 3 000 000 3 000 000 300 000 6 000 000 17 100 000
7 Промышленные технологии 2 6 1 9
100 000 9 000 000 1 500 000 3 000 000 300 000 4 500 000 3 000 000 3 000 000 1 500 000 25 900 000
8 Приборостроение 1 2 3
450 000 500 000 300 000 1 250 000
9 Электроника 1 1
1 800 000 1 800 000
10 Безопасность 1 1 2
2 700 000 20 000 2720 000
11 Строительные технологии 1 1
70 000 70 000
12 Прочие 2 2 4
600 000 30 000 Не требуются Не требуются 630 000
Средний объем инвестиций 3 295 625 2234 072 2 230 000
ИТОГО проектов 16 25 9 50
Итого инвестиций, руб. 52 730 000 56 651 000 20 070 000 129 451 000
Потребность в инвестировании инновационных проектов была заявлена практически всеми участниками Тульского молодежного конвента. Как показали исследования (табл. 3), основными способами финансирования проектов могут быть венчурное и стратегическое инвестирование. Сегодня основными источниками финансирования инновационных проектов в Тульском регионе являются собственные средства организаций (62,2 %) и заемные средства (32,7 %), таким образом, наблюдается переход к нетрадиционным для нашего региона механизмам инвестирования в инновации.
Таблица 3
Потребность инноваторов в привлечении инвестиций для завершения проекта
Потребность инноваторов в привлечении инвестиций Доля инноваторов, %
Инвестиции не требуются 12
Проект будет развиваться за счет собственных средств 8
Требуется кредитор 14
Требуется венчурный инвестор 30
Требуется стратегический инвестор 36
Итого 100
Также по результатам работы Тульского молодежного конвента была выполнена оценка потребности инноваторов в привлечении партнеров для завершения представленных проектов (табл. 4). Практически 90 % инноваторов нуждаются в таких партнерах, в основном в сфере сбыта (28 %), сфере производства (24 %) и в продвижении проекта (20 %).
Таблица 4
Потребность в привлечении инвестиций по стадиям реализации проектов
Сферы инвестирования Доля проектов, %
Требуются в научной сфере для завершения НИОКР 18
Требуются в области производства 24
Требуются в области сбыта 28
Требуются в области продвижения (маркетинг, реклама, РЯ и т.п.) 20
Инвестиции не требуются 10
Итого 100
Кроме того, по мнению инноваторов, к сдерживающим факторам воплощения их идей относятся: отсутствие аналогов и плохо освоенная область исследования; отсутствие заказов, выявленного спроса и высокая себестоимость продукции; консервативность руководителей предприятий, придерживающихся старых и неэффективных, но проверенных и надежных технологий; отсутствие полноценной рекламы; недостаток материалов, приборов и несовершенство лабораторного оборудования; отсутствие нормативной документации, разрешающей экспорт проекта за рубеж; отсутствие специальных внедренческих фирм.
По сути, Тульский молодежный конвент стал прообразом рынка тульских инноваций, на котором впервые в роли продавцов выступили молодые инноваторы, в роли покупателей — инвесторы, а товаром стали инновационно-инвестиционные проекты молодежи. Но для того, чтобы этот рынок постоянно, а не периодически функционировал необходимо совершенствование существующей инновационной инфраструктуры.
В Постановлении правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики российской федерации на 1998-2000 годы» дается определение инновационной инфраструктуры как организаций, способствующих осуществлению инновационной
деятельности. Поэтому инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных исследований и рынком, государством и бизнесом. Она включает в свой состав не только производственно-технологические (технопарки, бизнес-инкубаторы), информационные и финансовые структуры (специальные фонды, ориентированные на поддержку инноваций, или венчурное финансирование), системы сертификации, но и инновационных посредников, занимающихся собственно продвижением разработок на рынок. К последним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией интеллектуальной собственности, консалтингом, маркетингом инноваций [7].
Сегодня инфраструктура Тульской области включает в себя Некоммерческое партнерство «Тульская региональная лига научнотехнического и инновационного развития "Тула-Интех"», технологический парк Тульского государственного университета, Тульскую региональную Лигу научно-технического и инновационного предпринимательства, Тульскую торгово-промышленную палату, Тульский научно-
координационный центр, Тульский областной бизнес-инкубатор, Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, Тульский центр научно-технической информации, Тульский центр субконтрактации и партнерства [8]. Однако больших успехов в поддержке инновационных процессов не наблюдается. Во многом это связано с отсутствием инновационных посредников.
Между тем в США на одного ученого в среднем приходится около 10 инновационных менеджеров. У нас таких специалистов практически нет. Что касается финансовых структур, а это венчурные фонды, то классической схемой их деятельности является следующая. Рисковый фонд входит в долю инновационного проекта до 49 %. Контрольный пакет остается за группой, осуществляющей продвижение нового продукта или услуги. В течение трех лет компания набирает обороты и выходит на рынок, затем ее акции выводятся на фондовый рынок. Венчурный фонд получает свои дивиденды и инвестирует следующие проекты [9].
В европейских странах используют разные механизмы государственной поддержки инноваций. Так, крупным компаниям для внедрения ноу-хау предлагаются налоговые бонусы со стороны государства. Так, инвестиции на НИОКР компаниям засчитывают как налоговые отчисления в бюджет. При этом затраты на науку вычитаются из налогов на прибыль.
Есть другой механизм государственной поддержки инноваций — в форме госзаказа. На развитие отрасли государство выделяет средства для получения новых технологий. Поэтому у компаний появляется в его лице потенциальный покупатель инновационного продукта. Так, в США на рубеже 70-80-х годов в рамках программы «Стратегическая оборонная инициатива» правительство выделило 26 млрд долл. на научные разработки, и эти средства в течение пяти лет окупились в виде налоговых отчислений от инновационных компаний, разработавших новые технологии. Таким образом, госзаказ снижает инновационные риски и повышает интерес бизнеса к ноу-хау. Аналогичный пример можно привести из опыта Индии. В 80-е годы прошлого столетия для поддержания электронной индустрии государственная власть поставила задачу провести полную информатизацию госаппарата за счет отечественного программного обеспечения. Такая капиталоемкая программа породила всплеск ТТ-компаний [9].
Поэтому одной из основных проблем развития рынка инновационноинвестиционных проектов в Тульском регионе является формирование действенной системы инновационных посредников.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Режим доступа: http//mert.tatar.ru/rus/info.php?id=35161&pub id=8406.
2. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. // Росстат. М., 2009. 795 с.
3. Росмолодежь: официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. Режим доступа: http://fadm.gov.ru.
4. Официальный сайт Зворыкинского проекта. Режим доступа: http://zv.innovaterussia.ru.
5. Официальный сайт Тульского молодежного инновационного конвента. Режим доступа: innovatetula.ru.
6. Концепция стратегии развития Тульской области: аналитический доклад / II Тульский экономический форум. Стратегия роста Тульской области: инновации, плюс потенциал традиций. Тула, 2007. С. 10-15.
7. Черевикина М.Ю. Посредники инновационного рынка. Опыт СО
РАН: проблемы и решения. Режим доступа:
http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2002 12/Cherevikina.htm.
8. Наука и инновации в регионах России. Режим доступа: http://regions.extech.ru/regions/region info1.php?id=71&PHPSESSID=fabbed5 8bc5753f32137219d8123f8f8.
9. Конкурс русских инноваций. Режим доступа: http://www.inno.ru/press/articles/document17434.
I. V. Sycheva, N.A. Sycheva
Innovatively-investment activity of youth in the Tula region
The basic directions and subjects innovatively-investment activity of youth of the Tula region are considered. The problems preventing formation of market of innovatively-investment projects are revealed. Perfection of regional innovational infrastructure is offered.
Key words: innovational activity, innovational project, investments, youth politics,
region.