_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
УДК: 730
Ю.А.Лютер
Доцент кафедры «Дизайн», МГУТУ им. КГ Разумовского (ПКУ) М.О. г. Химки.
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы преподавания художественных специальных дисциплин. Подчеркивается необходимость начинать изучение композиционных конструкций и структуры форм с постановок из простых геометрических объёмов. В цикле первых учебных заданий на конструктивное построение геометрических форм приобретаются все основные умения и навыки, необходимые для выполнения следующих более сложных учебных работ. Анализируются вопросы специфики усвоения учебного материала в условиях оптимизации учебного процесса на примере практических упражнений по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование»
Ключевые слова Дизайн, традиция, пространство, конструкция, форма, оптимизация
Преподавание дисциплины «Академическая скульптура и пластическое моделирование» в стандартах нового поколения по направлению дизайн должно принципиально отличаться от традиционного прочтения этого курса по другим учебным программам системы высшего художественного образования. «Академическая скульптура и пластическое моделирование» одна самых необходимых дисциплин в комплексе профессиональных предметов для художника-дизайнера. Но традиционное понимание систематики занятий в этом направлении сегодня не полностью отвечает условиям современных требований изучения основ профессии. Исключительно только копирование гипсовых слепков орнаментики в пластилине или глине принесет не много пользы будущему художнику-конструктору. Инновационный подход к проблемам образования и оптимизация учебного процесса предполагают максимальное приближение учебных заданий к специфике задач будущей профессиональной деятельности. Практические упражнения на исследование внутренней конструкции композиции через степень активности и соподчинённости при взаимодействии формы с другими объемами в заданном пространстве среды, графическом пространстве следует ставить во всех учебных программах специальных дисциплин по направлению дизайн. Поскольку в дальнейшем именно это будет являться основной сферой деятельности будущего специалиста в области конструирования предметной среды. Система упражнений на аналитическое восприятие формы и пространства есть основа всей профессиональной подготовки. В учебных заданиях по скульптуре, живописи и рисунку эти принципы равноценно актуальны. Вполне закономерно поэтому, что в своей статье «Основные базовые концепции изобразительной школы рисунка» Юматова Т.П, рассматривая стратегию преподавания рисунка профессором Российской академии художеств П.П. Чистяковым, подчёркивает, что один из основных принципов разработанных им есть метод « научного, аналитического изучения изображения формы» [2, с.19]. Поэтому и в практических заданиях по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование» аналитическое изучение формы предметов, развитие навыков в композиционно-пространственном мышлении, упражнения на создание объёмов через конструирование формы есть основные, самые важные задачи всего образовательного процесса.
На занятиях по пластическому моделированию студенты используют для предварительных вариантов в объёме (после серии карандашных эскизов) расклейку из бумаги. Следующий этап - это работа с новым инновационным пластическим материалом - модельной массой, твердеющей на воздухе при комнатной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
температуре до плотности керамики. Работу в материале надо начинать с изготовления пласта. Кратно размеру оригинала в развёртке формы, которую надо будет повторить в размере один к одному, изготавливается пласт толщиной примерно семь - восемь мм. Из пласта нарезается необходимое количество деталей, из которых состоит объёмная форма в натуре. В качестве моделей в постановках можно использовать учебные гипсовые геометрические объемы, как тела вращения, так и граненые формы. Для ускорения фиксации деталей и формы в целом, используется сушильная камера или можно подсушивать подготовленные детали, применяя обычный бытовой фен. На завершающем этапе выполнения этого учебного упражнения детали из модельной массы, зафиксированные до необходимой жесткости температурной подсушкой, собираются в объемную форму. Выполнение упражнения можно разделить на два основных этапа: первое - дробление большой формы на составляющие её элементы, второе - создание дизайнерской пространственной конструкции через сборку ее из заранее подготовленных деталей.
Очевидно, что при создании учебных пластических форм в методике инновационных заданий программы мы сразу нарушаем основной традиционный принцип академической скульптуры - «берем камень и отсекаем все лишнее» или «берем глину и лепим по каркасу монолит объемов». Объёмы пустотелы, основа формы - это детали из тонкого пласта массы, которые при сборке приобретают конструктивную жесткость и создают естественный несущий каркас. Поверхность детали плоская или имеет сложные при необходимости повороты, изогнутости. В целом, в данной технологии можно создать любой художественный объем и композицию объемов без ограничения размеров. Главное, решая задачу, мы соблюдаем принцип - деталь и последующая сборка есть художественная форма. Основа данной методики-аналитическое изучение конструкции формы. Ульянова Н.Б. утверждает, что «современному обществу нужен специалист, способный к постоянному профессиональному развитию». [4, С.30.] Современная система проведения занятий должна отличаться от традиционной тем, что в ней предполагается необходимость индивидуализации учебного процесса, а также создание условий максимального приближения учебных упражнений к решению задач будущей профессии. Как отмечает в своей статье «Специфика обучения рисунку как основы профессионального образования специалистов художественного профиля» доцент кафедры дизайна Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского Юсупова. Р.Х.: « современное образование должно сместить акцент на человека, на весь мир культуры и выйти на философско-антропологическую парадигму »[ 1, с.156 ]. В качестве второго задания по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование» можно предложить изготовление композиционных конструкций в более сложном варианте. Студентам следует разработать сначала с эскизом , а затем в материале проект пространственной композиции-тематическое сюжетное панно. Затем, готовое в материале решение фотографируется цифровым аппаратом и размещается через программное проектирование в заданном пространстве любого, реально существующего интерьера. Цветовое решение выполняется также только в программе и будет зависеть от общего колористического настроя интерьера, темы и сюжета. В этом упражнении работа делится тоже на два этапа: первое -карандашный эскиз и создание тематического панно в материале модельной массы, второе - последующая его фотосъёмка и размещение изделия в проектном пространстве. Необходимые навыки, приобретенные в данном упражнении, решают более серьёзные и творческие задачи. В своей работе «Изобразительное искусство» Ульянова Н.Б. пишет: «Значение визуального восприятия в изобразительной деятельности невозможно переоценить. Ощущение, восприятие, представление теснейшим образом связаны и составляют структуру познавательных процессов.» [3, С. 5] В статье «Сущность света и его значении в изобразительном искусстве» Юматова Т.П. пишет: «Аспекты, цветовой культуры могут служить для нового комплексного подхода к явлению цвета». [5, С. 90.] Этой тематике уделяется большое внимание в работах профессора кафедры «Дизайн» Ульяновой Н.Б. «Познавая механизмы художественной грамоты, необходимости научиться видеть натуру в соответствии со спецификой изобразительной деятельности». [6, С. 9] В создании дизайнерской конструкции продолжаем основной принцип: деталь и сборка есть художественная форма. Композиции строится по пространственно-конструктивному принципу. Тема, сюжет по выбору студента. Вторую проектную часть задания можно экспонировать на любых выставках, использовать в качестве материала для представительского портфолио и т.д., конечно в случае удачного творческого решения. Таким
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
образом , мы имеем возможность оптимизировать учебный процесс, совместив академическое учебное начало с творческой работой.
Список использованной литературы:
1. Р.Х. Юсупова Специфика обучения рисунку как основы профессионального образования специалистов художественного профиля.// Сб. Перспективы развития науки и образования, Тамбов. 2014.С. 154-156.
2. Т.П. Юматова Основные базовые концепции современной изобразительной школы рисунка.// Социально-гуманитарные исследования и технологии, Москва.2013. С.19-21.
3. Н.Б. Ульянова Изобразительное искусство, пособие для вузов.// Рязань, 2012.
4. Н.Б. Ульянова Задачи педагогики высшей школы на экзамене модернизации сферы художественного образования.// Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т.4. №1. С. 29-31.
5. Т.П. Юматова Сущность света и его значении в изобразительном искусстве// Научные исследования и разработки. Социально - гуманитарные исследования и технологии. Т.4. №4, 2015. С. 87-93.
6. Н.Б. Ульянова Этнополитические представления региональной элиты как фактор конструирования этнополитической культуры // Этносоциум и межнациональная культура. № 10 (64). 2013. С. 9
© Лютер Ю.А., 2016
УДК 784.4
Н.П.Трегулова
доцент кафедры народной музыки Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранск, Республика Мордовия, Россия Е-mail: nataH_tregulova@mail. ru
МНОГОГОЛОСНАЯ ТРАДИЦИЯ МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
Аннотация
В статье рассматриваются стили мордовской вокальной полифонии, анализируется своеобразное этническое звучание мордовских песен.
Ключевые слова
Многоголосие, хоровая полифония, унисон, бурдон, гетерофония, диафония, двух- трех- голосная
полифония, стиль терцовой вторы.
Наиболее ранней формой коллективного пения считается гетерофония, которую можно рассматривать скорее не как многоголосие, а как вариантный коллективный унисон. Даже сами народные певцы воспринимают этот стиль как «пение на один голос». Для гетерофонии характерны лишь временные отклонения от унисона, приводящие к образованию характерных интервалов секунды и кварты, определяющих своеобразие национального звучания. Согласно мнению И. Земцовского, гетерофония - это «преувеличение коллективного одноголосия», которое «.. .так или иначе включается, вплетается в различные типы многоголосия, являясь, как правило, одним из способов их фактурной реализации» [4, с. 103].
В стиле гетерофонии поются рождественские колядки, вербные песни, масленичные диалоги с птицами и закликания дождя. Своеобразна и манера подачи звука в гетерофонных песнях: они исполняются максимально громко, часто для усиления звука используются сложенные ладони [2].
Термин «диафония», название следующего многоголосного стиля, принадлежит Е.В. Гиппиусу и обозначает манеру двухголосного пения, где мелодия принадлежит верхнему голосу, а нижний является бурдоном, исполняющим один и тот же звук с различными слогами. Так исполняются многие свадебные