Научная статья на тему 'Инновационная среда лесопромышленного комплекса Беларуси: социологический аспект исследований'

Инновационная среда лесопромышленного комплекса Беларуси: социологический аспект исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каштелян Таисия Васильевна

Автором статьи проведено аудиторное анкетирование персонала предприятий лесопромышленного комплекса. Цель указанного социологического метода получение информации и на этой основе прогнозирование событий будущего, разработка мероприятий по достижению целей, коррекция поведения субъектов. Задачи проведенного исследования заключались в сборе и анализе «полевых» данных предприятий лесопромышленного комплекса на поставленную заранее проблему, заключающуюся в том, что инновационное развитие возможно только на основе формирования инновационной среды. Ключевые факторы инновационной среды конкурентный производственный (экономический) потенциал, институциональная среда (инфраструктура) инноваций. Способности эффективно использовать новшества и готовность персонала предприятий к ведению инновационной деятельности играют решающую роль в системе указанных факторов. Выявлено, что клиентоориентированность является одним из моментов потребности осуществления инноватизации. Назревшей необходимостью для предприятий лесопромышленного комплекса является повышение возможностей участия персонала в инновационной деятельности. Инструментарий инновационного развития лесопромышленного комплекса заключается в принятии управленческих решений, соответствующих накоплению производственного и научно-технологического потенциалов, повышении ответственности за них, развитии человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ENVIRONMENT OF FOREST INDUSTRIAL COMPLEX: SOCIOLOGICAL ASPECT OF RESEARCH

The author of the article conducted an auditorial questioning of the personnel of the forest industrial complex enterprises. The receiving the information and the forecasting future events on this basis, the development of activities to achieve the purposes, the correction of person's behavior are the purpose of this sociological method. The purpose of conducted research consisted of collection and analysis of "field" data of the forest industrial complex enterprises on the problem posed beforehand, which consists in the fact that innovative environment is possible only on the basis of the innovative environment formation. The competitive production (economic) potential, the institutional environment (infrastructure) of innovation are key factors of the innovation environment. The ability to effectively use innovations and the willingness of enterprise stuff to conduct innovation activities play a decisive role in the system of these factors. It is revealed that the customer orientation is one of the moments of the need to implement innovation. An urgent need for enterprises of the forest industrial complex is to increase the opportunities for stuff to participate in innovation activity. The toolkit of innovative development of the forest industrial complex consists in making managerial decisions that are consistent with the accumulation of production and scientific and technological potentials, increasing responsibility for them, and developing human capital.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда лесопромышленного комплекса Беларуси: социологический аспект исследований»

166

Труды БГТУ, 2017, серия 5, № 1, с. 166-170

УДК 338.24

Т. В. Каштелян

Белорусский государственный технологический университет

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА БЕЛАРУСИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ

Автором статьи проведено аудиторное анкетирование персонала предприятий лесопромышленного комплекса. Цель указанного социологического метода - получение информации и на этой основе прогнозирование событий будущего, разработка мероприятий по достижению целей, коррекция поведения субъектов. Задачи проведенного исследования заключались в сборе и анализе «полевых» данных предприятий лесопромышленного комплекса на поставленную заранее проблему, заключающуюся в том, что инновационное развитие возможно только на основе формирования инновационной среды.

Ключевые факторы инновационной среды - конкурентный производственный (экономический) потенциал, институциональная среда (инфраструктура) инноваций. Способности эффективно использовать новшества и готовность персонала предприятий к ведению инновационной деятельности играют решающую роль в системе указанных факторов.

Выявлено, что клиентоориентированность является одним из моментов потребности осуществления инноватизации. Назревшей необходимостью для предприятий лесопромышленного комплекса является повышение возможностей участия персонала в инновационной деятельности. Инструментарий инновационного развития лесопромышленного комплекса заключается в принятии управленческих решений, соответствующих накоплению производственного и научно-технологического потенциалов, повышении ответственности за них, развитии человеческого капитала.

Ключевые слова: инновационная среда, лесопромышленный комплекс, анкетирование, инновационная деятельность, конкурентоспособность, финансово-экономическое состояние, кли-ентоориентированность, ответственность, интересы персонала.

T. V. Kashtelyan

Belarusian State Technological University

INNOVATIVE ENVIRONMENT OF FOREST INDUSTRIAL COMPLEX: SOCIOLOGICAL ASPECT OF RESEARCH

The author of the article conducted an auditorial questioning of the personnel of the forest industrial complex enterprises. The receiving the information and the forecasting future events on this basis, the development of activities to achieve the purposes, the correction of person's behavior are the purpose of this sociological method. The purpose of conducted research consisted of collection and analysis of "field" data of the forest industrial complex enterprises on the problem posed beforehand, which consists in the fact that innovative environment is possible only on the basis of the innovative environment formation.

The competitive production (economic) potential, the institutional environment (infrastructure) of innovation are key factors of the innovation environment. The ability to effectively use innovations and the willingness of enterprise stuff to conduct innovation activities play a decisive role in the system of these factors.

It is revealed that the customer orientation is one of the moments of the need to implement innovation. An urgent need for enterprises of the forest industrial complex is to increase the opportunities for stuff to participate in innovation activity. The toolkit of innovative development of the forest industrial complex consists in making managerial decisions that are consistent with the accumulation of production and scientific and technological potentials, increasing responsibility for them, and developing human capital.

Key words: innovative environment, forest industrial complex, questioning, innovation activity, competitiveness, financial economic condition, customer orientation, responsibility, interests of stuff.

Введение. В последние годы возрастает значимость социологических исследований инновационной практики. Это обусловлено потребностью применения междисциплинарного

подхода в сфере инноватики, разработки и совершенствования социальных механизмов, связанных с задачами активизации человеческого ресурса и рационализацией управления [1, 2].

С позиций экономической социологии нововведения подпадают под систематическое исследование с целью уточнения сущности, факторов и поиска социального (и иного) потенциала [2]. Нельзя недооценивать роль социологического анализа, позволяющего прогнозировать события будущего, проектировать мероприятия по достижению целей, корректировать поведение субъектов, применяя социальные технологии. Анализ специальной литературы показал, что проводимые исследования в области инноватики эволюционируют. Примером изучения в Беларуси являются статистические опросы по факторам, препятствующим инновационной деятельности [3]. Определены социокультурные детерминанты, обеспечивающие включенность населения в инновационные процессы [2]. Однако область реально протекающих инновационных процессов на производстве остается недостаточно разработанной.

Анкетирование - это один из методов социологических исследований. Он представляет собой асимметричное целенаправленное опосредованное общение, в основе которого лежат компетенции исследователя и опрашиваемых. Инновационную практику как объект экономико-социологических исследований можно представить в виде определенной социально-производственной системы. Гипотеза исследования заключается в том, что инновационное развитие возможно только на основе формирования инновационной среды [4, 5]. В качестве прикладной области изучения выбран лесопромышленный комплекс, в выборку попали 67 предприятий. Состав респондентов отличается наличием законченного среднего специального технического образования и опытом работы по специальности «Технология деревообрабатывающих производств».

Основная часть. Авторская концепция факторов экономической среды базируется на экономических интересах, которые, образуясь при определенных условиях (исторических, географических, гносеологических и др.), имеют присущие им особенности функционирования, развития и механизмы реализации [4]. Инновационную деятельность промышленных предприятий можно представить в виде интересов к «преобразовательной деятельности», осуществляемой для заполнения рыночных ниш инновационной продукцией (работами, услугами) и для конкурентоспособного позиционирования в системе «сетевых» взаимоотношений. Категорию «инновационная среда» определяют как систему взаимосвязанных социально-экономических подсистем [5]. При этом инновационный потенциал выступает как количественная характеристика инновационной среды. Принимая во внимание

важность инновационной составляющей потенциала предприятий как уникального экономического явления в «сетевом» пространстве, считается возможным определить конкуренцию в качестве одной из внешних предпосылок, подталкивающих к внедрению инновационных достижений.

Инновационная среда по своему содержанию должна включать следующие составляющие: рыночную (маркетинговую, конкурентную), связанную со стремлением к более полной реализации экономического интереса, институциональную среду как систему структур с присущими мотивами инновационно-ориентированного поведения. Результаты исследований [4, 6] показали, что факторы инновационной среды - конкурентный производственный (экономический) потенциал, институциональная среда инноваций. Следует согласиться с мнением профессора Кудашова В. И., что последний фактор включает инфраструктуру осуществления интеллектуальной деятельности, коммерциализации изобретений промышленных образцов и других новшеств.

Конкуренция представляет собой «вызовы» внешней среды, вынуждающие производителей реализовывать инновационные проекты. Предприятия организуют свою деятельность с учетом воздействия сил конкурентов, позиционируя свой производственно-технический потенциал и человеческий капитал. Последнюю категорию ввел лауреат Нобелевской премии по экономике Беккер Г. С. Согласно его исследованиям, для фирмы человеческий капитал - это только тот капитал, который способствует увеличению ее прибыли через рост производительности труда, а для государства - тот, который тем же путем способствует экономическому росту [4]. В отношении работника и руководство фирмы, и государство (в части налоговых поступлений) заинтересованы в возмещении затрат на создание возможностей реализации способностей к квалифицированному труду таким образом, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность.

Конкурентоспособность субъектов определяется способностями выявления, распространения и эффективного использования данных о ресурсах, доходах, расходах, технологиях, потенциале развития. Установление взаимодействий с внешней средой, адаптация к изменяющимся обстоятельствам - основные инструменты, формирующие конкурентоспособность организаций и их объединений. Конкурентоспособность продукции - это сравнительная характеристика, которая показывает преимущества ее реализации на том или ином рынке. Для оценки этих факторов на лесопромышленных предприятиях проведен опрос по анкете, включающей

вопросы о восприятии работниками «давления» конкурентов по направлениям (внутриреспубли-канском и зарубежном).

Результаты тестирования продемонстрировали свидетельства корреляции между понятиями конкурентоспособности производств (предприятий) и продукции. Так, наиболее ощутимой считается внутренняя конкуренция белорусских производителей. Большинство респондентов сходится во мнении, что их предприятия в первую очередь имеют целью конкурировать с отечественными производителями. В то же время подход, не исключающий весомую продуктовую конкуренцию из стран ближнего и дальнего зарубежья, подтвердили более 30% респондентов, которые оценили последнюю как высокую и умеренную (табл. 1).

Специфика современного развития лесопромышленного комплекса заключается в наличии серьезных финансовых проблем, связанных с осуществлением инновационной деятельности. Только 23% респондентов признали, что на предприятиях, где они работают, нормальное финансовое состояние, остальные признали его тяжелым и нестабильным. Это подтверждение проведенным исследованиям [3]. По данным статистики промышленности в качестве основных факторов, препятствующих инновационной деятельности, называют «недостаток собственных денежных средств» и «высокую стоимость нововведений». Таким обра-

зом, барьеры для инноваций на предприятиях связаны и с их финансированием, важно учитывать также имеющиеся риски [3].

Опираясь на имеющиеся последние исследования в области формирования государственной инновационной политики и национальной инновационной системы (далее - НИС) [7], опрашиваемым были заданы вопросы о мерах, предпринимаемых на более высоких уровнях иерархии для субъектов лесной промышленности. Так как проблематичным является формирование собственных инвестиционных ресурсов, рассматривались «средовые» характеристики инновационного развития предприятий с участием государства. В рамках такого подхода оценивалось «навязывание» инвестиционных проектов «сверху» (через систему концернов и министерств), а также значимость бюджетной поддержки. Каждый пятый респондент в выборке подтвердил, что инновационные мероприятия диктуются вышестоящими структурами. Что касается бюджетных вливаний, то они приемлемы и возможны, но недостаточны для широкого охвата исследованных субъектов (табл. 2). Предприятия обязаны самостоятельно перестраивать свою деятельность в «инновационное русло», а именно предпринимать большие усилия по обеспечению эффективности уже имеющихся вложений собственных средств, по расширению деловых связей, «завоеванию» конкурентных преимуществ как в нашей стране, так и за ее пределами.

Таблица1

Восприятие конкуренции работниками лесопромышленного комплекса, % респондентов

Оценка по шкале Высокая Умеренная Слабая Никакой Затрудняюсь ответить

Рынок

Конкурентов со стороны белорусских предприятий 33 37 26 - 4

Конкурентов со стороны предприятий ближнего зарубежья 19 33 22 19 7

Конкурентов со стороны предприятий дальнего зарубежья 15 11 22 33 15

Рыночное предложение продукции

Конкурентоспособности продукции в сравнении с аналогичной из Беларуси 19 59 15 7

Конкурентоспособности в сравнении с аналогичной из ближнего зарубежья 19 33 26 11 11

Конкурентоспособности в сравнении с аналогичной из дальнего зарубежья 15 15 26 22 22

Таблица 2

Восприятие работниками лесопромышленного комплекса присутствия бюджетной поддержки инновационной деятельности, % респондентов

Оценка по шкале Высокая Умерен- Слабая Никакой Затрудняюсь

ная ответить

Имеется на предприятиях 2 8 16 62 12

Полученная информация характеризует развитие так называемой «автономной» в финансовом плане модели инноваций, когда средства на внедрение передовых технологий изыскиваются из собственных источников или заемных, которые в конечном итоге покрываются собственными.

Трудности в реализации инновационно-инвестиционных практик лесопромышленных предприятий обусловлены управленческим подходом, недооценивающим конкуренцию развитых стран, а также непониманием предпочтений потребителей, определяющих спрос. Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, только пятая часть респондентов указала на то, что интересы клиентов в их производственно-технологической деятельности являются главенствующими.

Для руководителей всех рангов и должностей и каждого работника, лесопромышленного комплекса в частности, важная задача - активизация человеческого капитала через мотивацию трудовой и инновационной (творческой) деятельности. Важными способами актуализации экономического интереса является кардинальное изменение хозяйственной практики с целью превращения предприятий в высокоэффективные системы с регулированием групповых и личных взаимоотношений. Здесь на помощь должны прийти социальные технологии. Важно отметить, что целенаправленное формирование внутренней инновационной среды (советов по инновационному развитию) с привлечением мнений остальных работников, а не только собственников и руководства предприятий, по результатам исследований поддержало 74% опрашиваемых. Необходимо понимать, что каждому энергичному человеку, инноватору (не обязательно владельцу капитала или директору) надо дать возможность встроиться в систему, в которой найдется поддержка и защита

тех, кто получил хорошее образование и хочет развиваться, кто нацелен на креативную, изобретательскую деятельность, рисковое предпринимательство и т. п.

Заключение. Важным мотивирующим фактором осуществления инновационных практик (мероприятий по освоению новшеств) на промышленных предприятиях является конкуренция, подкрепленная развитым финансово-хозяйственным потенциалом. В современной теории маркетинга принято считать, что выход отечественного поставщика (производителя) на внешний рынок уже сам по себе есть дисциплинирующий фактор, есть отражение позитивной тенденции. Потому что в ее основе лежит выпуск продукции инновационного типа при высоком качестве и приемлемых издержках производства. Здесь следует обратить внимание на весьма низкий уровень клиентоориентированно-сти организаций. И хотя не всегда клиентоорие-тированность лежит в основе инноваций, специалисты должны отслеживать потребности как одно из направлений инициативы производства новой и (или) улучшенной продукции.

Главные проблемы инновационного развития лесопромышленного комплекса Беларуси -это отсутствие организационно-экономических условий для динамично устойчивого воспроизводства инновационно-предпринимательского сектора, соответствующей системы непрерывной модернизации производства на основе активизации персонала. Стратегия развития НИС не должна ограничиваться встраиванием бюджетных средств в рыночные схемы инвестирования инноваций. Следует обратить внимание на инициативу персонала. При этом управленческие решения обязаны соответствовать накоплению научно-технологического потенциала и развитию человеческого капитала, повышению ответственности за них.

Литература

1. Щербина В. В. Социальные технологии: история появления термина, трансформация содержания, современное состояние // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 113-125.

2. Кучко Е. Е. Социологическая характеристика меры включенности населения в инновационные процессы (по материалам исследования) // Социология. 2010. № 4. С. 69-75.

3. Промышленность Республики Беларусь: стат. сб. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. 248 с.

4. Каштелян Т. В. Экономическая среда инноваций. Механизмы. Лесосырьевой потенциал: монография. Минск.: Изд. «Виктор Хурсик», 2013. 268 с.

5. Фатхуллина Л. З., Шабалтина Л. В. Проектирование системы управления инновационной средой [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001255_929540_3.pdf (дата обращения: 15.02.2016).

6. Кудашов В. И., Каштелян Т. В. Условия и формы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Экономика и управление. 2015. № 3 (43). С. 15-19.

7. Шумилин А. Г. Формирование государственной системы инновационного развития национальной экономики: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Минск: Академия упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2016. 56 c.

References

1. Shcherbina V. V. Social technologies: the history of the term appearance, the transformation of content, the current condition. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2014, no. 7, pp. 113-125 (In Russian).

2. Kuchko Е. Е. Sociological characteristic of the inclusion measure of the population in the innovation processes (based on the research materials). Sotsiologiya [Sociology], 2010, no. 4, pp. 69-75 (In Russian).

3. Promyshlennost' Respubliki Belarus': stat. sb. [Industry of the Republic of Belarus: statistical compilation]. Minsk, Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus' Publ., 2016. 248 р.

4. Kashtelyan Т. V. Ekonomicheskaya sreda innovatsiy. Mekhanizmy. Lesosyr'yevoy potentsial: monografiya [Economic environment of innovation. Arrangements. Forest resource potential: monograph]. Minsk, Viktor Khursik Publ., 2013. 268 р.

5. Fathullyna L. Z., Shabaltyna L. V. Proektirovanie sistemy upravleniya innovatsionnoy sredoy [Designing system of innovation management]. Available at: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/ 001255_929540_3.pdf (accessed 15.02.2016).

6. Kudashov V. I. , Kashtelyan Т. V. Conditions and form of intellectual activities commercialization. Ekonomika i upravlenie [Economy and management], 2015, no. 3 (43), pp. 15-19 (In Russian).

7. Shumilyn, А. G. Formirovanie gosudarstvennoy sistemy innovatsionnogo razvitiya natsional'noy ekonomiki: Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Formation of the state system of innovative national economy development. Abstract of thesis cand. of econ. sci.]. Minsk, 2016. 56 р.

Информация об авторе

Каштелян Таисия Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации производства и экономики недвижимости. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Kashtelyan Taisiya Vasil'yevna - PhD (Economics), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of Production Organizations and Real Estate Economics. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 22.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.