Научная статья на тему 'Инновационная составляющая экономического потенциала Крыма на международной арене'

Инновационная составляющая экономического потенциала Крыма на международной арене Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Ю. А.

В статье рассмотрены основные компоненты инновационной составляющей экономического потенциала Республики Крым, особенности позиционирования крымского региона на международной арене. Выявлены ключевые объективные и субъективные проблемы развития внешних социально-экономических связей республики. Определены основные тенденции и стратегические векторы развития экономики региона с учетом инноватики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATION COMPONENT WITHIN CRIMEAN ECONOMIC POTENTIAL ON THE WOLD ARENA

The article describes the main elements of the innovation component within Crimean economic potential, particularly the positioning of the Crimean region on the international arena. There have been identified the key objective and subjective problems of the international socio-economic relations of the Republic. Taking into account innovations, the main trends and the strategic vectors as for the regional economy development have been found out.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая экономического потенциала Крыма на международной арене»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 2 (68). 2016 г. № 4. С. 136-148.

УДК 339.18

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КРЫМА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

Семенова Ю. А.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены основные компоненты инновационной составляющей экономического потенциала Республики Крым, особенности позиционирования крымского региона на международной арене. Выявлены ключевые объективные и субъективные проблемы развития внешних социально-экономических связей республики. Определены основные тенденции и стратегические векторы развития экономики региона с учетом инноватики.

Ключевые слова: инновации, экономический потенциал, внешнеэкономические связи, стратегия, тенденции

ВВЕДЕНИЕ

Темп развития экономики региона напрямую зависит от степени его вовлеченности во внешнеэкономические отношения. В данной работе проведем рассмотрение этого явления на примере Республики Крым.

Актуальность темы обусловлена потребностью в исследовании возможностей реализации потенциала региона, повышения уровня конкурентоспособности крымских товаров и услуг с помощью привлечения инновационных технологий. Это повлечет за собой повышение социально-экономических показателей, а также закрепление позиции Крыма на международной арене.

В настоящее время Крым имеет важное военно-стратегическое значение в сложившейся политической интернациональной обстановке. В первую очередь, республика представляет собой место сосредоточения геополитических интересов не только России, но также Турции, США и Европейского союза. Это обусловлено тем фактом, что Крым является полуостровом и, как следствие, имеет на своей территории удобные порты, владение которыми предоставляет возможность контролировать фактически весь Черноморско-Азовский регион [1].

Проблематика инновационной активности в различных отраслях экономики исследована в научных трудах. Так, А. Мозоль формирует методологические подходы к оценке и управлению процессом использования аграрного производственного потенциала в условиях действия факторов неопределенности и риска [1] и рассматривает организационно-экономические принципы и тенденции формирования и использования экспортного потенциала АПК [2]; Л. Акинина и И. Пенькова определяют методологические подходы к экономической оценке природных ресурсов [3]; Н. Шишкоедова разносторонне анализирует экспорт и его структуру [4].

136

Тем не менее, несмотря на диверсифицированность исследований, посвященных инноватике, в том числе и ее влиянию на международное разделение труда, актуальной и недостаточно изученной остается проблема инновационной составляющей экономического потенциала Крыма на мировой арене, что и определило проблему, изучаемую в предлагаемой статье.

Целью исследования является оценка инновационной составляющей экономического потенциала Республики Крым с точки зрения позиционирования ее на мировой арене. Такая цель предполагает решение соответствующих задач:

• проанализировать основные тенденции развития экономики Республики Крым;

• оценить конкурентные преимущества экономики Крыма и проблемные аспекты ее внешнеэкономического развития;

• выявить перспективы применения инновационных технологий;

• определить основные проблемы инновационного развития Республики Крым и возможные пути их преодоления.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Географическое положение Крыма обуславливает и особенности его внешнеэкономических позиций и деятельности на международной арене, основными сферами которой являются предоставление туристических услуг, экспорт химической, сельскохозяйственной (лидирующие позиции занимают экспорт зерна и эфиромасличных культур) и машиностроительной продукции, в частности в отрасли кораблестроения. К перспективным направлениям при успешном внедрении инноваций можно отнести виноделие, развитие мидийно-устричного хозяйства, развитие туристической отрасли до общемирового уровня, создание на территории республики технопарков, развитие 1Т-технологий и т. д.

Анализ основных тенденций развития экономики Республики Крым показывает, что [16]:

• за январь - август 2016 года индекс промышленного производства составил 123,2 %, в том числе добыча полезных ископаемых - 133,1 %;

• индекс производства машин и оборудования составил 107,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Рост показателя связан с увеличением объемов заказов на предприятиях: ООО «Производственный' комплекс» (производство гидравлических и пневматических силовых двигателей и установок); Филиал ООО «Ю БИ СИ Кул-Б» - «Завод холодильного оборудования» (производство холодильных шкафов, охладителей, морозильных ларей); ПАО ЭМЗ «Фирма СЭЛМА» (производство сварочного оборудования); Филиал ООО «Фесто-РФ» (производство пневмоцилиндров различных типоразмеров);

• индекс производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования составил 78,4 %; обрабатывающие отрасли - 103,1 %; производство и электроэнергии, газа и воды - 175 %;

• объем добычи полезных ископаемых, по сравнению с периодом 2015 года, увеличился на 33,1 %, что связано с увеличением добычи прочих полезных ископаемых на 54,3 %, которые являются сырьем для строительной' отрасли [12]. Так, добыча известняка увеличилась в 2 раза и составила 745,2 тыс. т; гранита, песчаника и прочего камня - на 64,8 % (754 тыс. т); гранул каменных, крошки и порошка - на 49,7 % (1445,4 тыс. т);

• индекс производства транспортных средств остался на уровне аналогичного периода 2015 года.

Стабильные показатели обеспечивают ГУП РК «Евпаторийский авиационный ремонтный завод» (предприятие оказывает услуги по ремонту авиатехники); ФГУП «СЗ «Море» (строительство кораблей и судов); ООО «Судостроительный завод "Залив"» (за счет выполнения работ по строительству многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 4 МВт и судоремонту); ГУП РК «Феодосийский судомеханический завод» (ремонт судовых двигателей), Филиал ООО «Керченский стрелочный завод» (производство стрелочных переводов).

В промышленности отмечен рост производства на 23,2 %, что обусловлено увеличением объемов добывающей' промышленности - на 33,1 %, обрабатывающей" - на 3,1 %, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - на 75 % [5]. Производство сельхозпродукции увеличилось на 1,6 % за счет роста объемов производства продукции растениеводства на 6,6 %. Общий объем производства продукции животноводства сократился на 4,5 % за счет снижения реализации скота и птицы на убой (в живом весе) на 4,8 %.

Оборот розничной т орговли за январь - август 2016 года составил 150,1 млрд руб. (рис. 1), что в сопоставимых ценах на 3,1 % больше уровня 2015 года. Товарные запасы в организациях розничной торговли составили 4,7 млрд руб. По данным Федеральной таможенной службы (Крымская таможня), внешнеторговый' оборот РК за январь - июль 2016 года составил 71,9 млн долл. США. Наибольшая доля во внешней' торговле приходится на страны дальнего зарубежья - 66,1 % товарооборота (47,6 млн долл. США), на страны СНГ -33,9 % (24,4 млн долл. США). Основными торговыми партнерами в январе - июле текущего года стали Китай (28,2 % внешнеторгового оборота республики), Италия - 9,2 %, Швейцария - 8,4 %. Из стран СНГ лидирующие позиции отмечены за Украиной (13,6 %), Беларусью (11,9 %), Арменией (4,4 %) [2].

138

Структура внешней торговли товарами за январь-июль яо!б года

импорт 2> экспорт 2>

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье...

Машины, оборудование и транспортные средства Продукция химической

промышленности, каучук

Другое

Металлы и изделия из них

Древесина и целлюлозно-бумажные изделий Текстиль, текстильные изделия и обувь

Минеральные продукты

Кожевенное сырье,пушнина и изделия из них

Рис.1. Структура внешней торговли товарами за январь - июль 2016 года [16].

Составлено по материалам Социально-экономического анализа Министерства экономического развития Республики Крым периода январь - август 2016.

Объем экспорта товаров в январе - июле 2016 года составил 34,8 млн долл. США, что на 30,2 % меньше, чем в январе - июле 2015 года. Основная доля в составе экспорта приходится на машины, оборудование и транспортные средства -28,8 %; продукцию химической промышленности - 21,7 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) - 20,3 %.

Объем импорта за январь - июль 2016 года составил 37,2 млн долл. США. (на 43,7 % меньше, чем в соответствующем периоде 2015 года). В товарной структуре импорта преобладали следующие группы товаров: оборудование и транспортные услуги - 37,3 %; металлы и изделия из них - 4,7 %; древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 4,7 %; другие товары - 5,2 % [19].

По итогам января - июля 2016 года отрицательное сальдо внешней торговли сложилось в сумме 2,4 млн долл. США.

Коэффициент покрытия экспортом импорта товаров составил 0,94.

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод, что в период январь - август 2016 г. произошло снижение уровня экспорта по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Одной из основных причин данного процесса являются постоянные изменения в мировой геополитике. В качестве сравнения приведем данные по внешнеторговому обороту РК за 2015 год [17], который за 2015 год составил 179,4 млн долл. США (рис. 2).

Машины, оборудование и транспортные средства Продукция химической промышленности, каучук продовольственные товары и сельскохозяйственное,,. Текстиль, текстильные изделий и обувь

Металлы и изделия из них

Другое

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

Минеральные продукты

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

экспорт ^ импорт

СуДЛ, лодки и

гяавучие конструкции

Предунты 1Ц11.ЦИ щи ия щ химии

Другое Зла ни

Черные металлы

мясо и пищевые мл сны е субпродукты

Масленичные семена и плоды

Рис. 2. Структура внешней торговли товарами за 2015 год [21].

Составлено по материалам: Об осуществлении таможенных операций в регионе деятельности Крымской таможни с 01 января 2015 года.

Наибольшая доля во внешней торговле приходится на страны дальнего зарубежья - 53,2 % товарооборота (95,4 млн долл. США), на страны СНГ - 46,8 % (84,0 млн долл. США). Наибольшие объемы торговли были отмечены с Панамой (13,6 % внешнеторгового оборота республики), Турцией (12,3 %), Китаем (8,6 %), Индией (7 %). Из стран СНГ лидирующие позиции занимали Украина (36,8 %), Беларусь (5 %) и Казахстан (4 %) [22].

На основании этих данных можно отметить произошедшую в 2016 году ротацию торговых партнеров дальнего зарубежья и снижение объемов товарооборота со странами СНГ в процентном соотношении. К примеру, в 2016 году лидирующую позицию по объему внешней торговли занимает Китай (показатель торговли с которым вырос на 19,6 %), в то время как в предыдущем периоде данную позицию занимала Панама. Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что в 2016 году было сокращено взаимодействие с такими странами, как Панама и Турция, также вдвое снизился уровень товарооборота с Украиной.

Одновременно произошли изменения в товарной структуре экспортируемых товаров. Так, обратим внимание на появление в товарной структуре за 2016 год текстиля, текстильных изделий и обуви, что может косвенно свидетельствовать о модернизации производства в данной отрасли, о повышении квалификации персонала предприятий с помощью инноваций, т. к. в течение года уровень

140

торговли данной группой товаров вышел на позицию 13,2 % от общего объема экспорта. Соответственно, произошло существенное повышение конкурентоспособности данной отрасли на внешнем рынке.

Современная внешнеэкономическая деятельность Республики Крым ограничена экономическими санкциями, введенными западными странами, транспортной блокадой со стороны Украины и ограничениями, введенными Европейским бюро Всемирной организации здравоохранения, уполномоченным выдавать судовые санитарные свидетельства. Внешнеторговый оборот Республики Крым со странами дальнего зарубежья в период 2013-2015 гг. сократился в 15 раз. Экспорт продукции с территории Республики Крым в страны дальнего зарубежья за этот же период сократился в 12,3 раза. Экспортные поставки полностью прекратились в страны Европы и Австралии и Океании. В страны СНГ экспорт также снизился, но не так значительно [1].

Конкурентными преимуществами Республики Крым, способствующими наращиванию в будущем объёмов внешнеэкономической деятельности, являются:

- наличие выхода к Чёрному морю. Экспортно-импортные операции предприятия Республики Крым могут осуществлять с помощью морских портов в городах: Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта и опосредованно через морской порт г. Севастополя;

- РК связана с европейскими транспортными путями с помощью автомобильных и железнодорожных магистралей, проходящих через территорию Украины. Открытие транспортного перехода через Керченский пролив позволит увеличить внешнеторговый оборот Республики Крым, так как через территорию Республики Крым пройдут транзитные экспортно-импортные потоки российских предприятий. Транспортный переход откроет возможность крымским производителям доставлять свои товары в Европу на железнодорожном или автомобильном транспорте в обход Украины;

- экспортный, транзитный и вывозной (в другие регионы России) потенциал машиностроительных, агропромышленных и химических предприятий РК [3];

- наличие в республике льготного налогового режима в рамках свободной экономической зоны;

- международная площадка для заключения торговых соглашений - ежегодный Ялтинский международный экономический форум, ставший имиджевым проектом для Республики Крым;

- заключенные Правительством Республики Крым соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с девятью регионами России [14].

Ключевыми проблемами, ограничивающими внешнеэкономическую и межрегиональную деятельность Республики Крым, являются:

• экономические санкции зарубежных стран (ограничитель

внешнеэкономической деятельности);

• транспортная блокада со стороны Украины (ограничитель

внешнеэкономической деятельности);

• ограничения, введенные Европейским бюро Всемирной организации здравоохранения, уполномоченным выдавать судовые санитарные свидетельства (ограничитель внешнеэкономической деятельности);

• отсутствие транспортного перехода через Керченский пролив;

• низкая конкурентоспособность крымских предприятий (особенно машиностроения) относительно отечественных и иностранных конкурентов; монополизированность локальных рынков сбыта в России;

• небольшое количество межрегиональных соглашений о сотрудничестве с регионами России Основной целью развития межрегиональной и внешнеэкономической деятельности является обеспечение вхождения Республики Крым в систему межрегиональных и мирохозяйственных связей, способствующих устойчивому экономическому развитию, повышению конкурентоспособности и экспортного потенциала экономики региона, формированию инвестиционно-привлекательной среды, инновационному обновлению, решению ключевых социальных задач [6].

Учитывая потенциальные возможности РК и сложившиеся современные условия хозяйствования, разработаны стратегические задачи по развитию внешнеэкономического потенциала Республики Крым:

1. Постепенная и эффективная интеграция экономики Республики Крым в систему мирового хозяйства как субъекта Российской Федерации [19].

2. Повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности как одного из важных факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Крым, возрастание уровня диверсификации региональной экономики, расширение рынков сбыта продукции [20].

3. Обеспечение поддержки экспорта, улучшение его структуры, повышение экспортного потенциала Республики Крым и формирование эффективных конкурентоспособных секторов экономики, в том числе в высокотехнологической сфере [11].

4. Развитие конкурентных преимуществ экономики Республики Крым с целью углубления специализации и сокращения производственных издержек [10].

5. Рационализация импорта и развитие импортозамещающего потенциала [9].

6. Формирование имиджа Республики Крым как региона, благоприятного для организации бизнеса, привлечения иностранных инвестиций и международных финансово-кредитных ресурсов, высоко конкурентного, производящего качественную продукцию. Активная реализация коммуникационного проекта «Сделано в Крыму» [4].

Перспективные направления применения инновационных технологий в Крыму сформулированы в ряде документов.

Министерство экономического развития Республики Крым разработало проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым 2030», несмотря на то, что на сегодня уже существует «Стратегия развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Проект «Стратегии 2030» состоит из трех основных разделов: «Тактика победы в борьбе за человеческий капитал», «Тактика победы в борьбе за инновации»,

142

«Тактика победы в борьбе за инвестора». В данной работе рассмотрим основные положения «Тактики победы в борьбе за инновации».

Экономика Крыма характеризуется высокой отраслевой диверсификацией и территориальной дифференциацией. Исторически сложившаяся специализация Крыма позволяет ему конкурировать в ряде направлений, однако для достижения опережающих темпов роста необходимо, во-первых, осуществить глубокую модернизацию существующих отраслей, во-вторых, обеспечить развитие отраслей «новой экономики» и вхождение в высокомаржинальные звенья цепочки создания добавленной стоимости. Ключевой характеристикой развития Республики Крым в период реализации Стратегии должна стать инновационность, которая может проявляться как в переходе на более современный технологический уклад, так и в развитии сферы услуг, применении новых управленческих подходов, создании индустрий, основанных на креативности и человеческом капитале. Необходимыми условиями инновационного развития являются освоение передовых технологий, развитие научно-технического потенциала, реализация инновационных проектов, повышение эффективности государственных и муниципальных органов власти, использование преимуществ кластерного эффекта, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества [8].

Республика Крым обладает значительным научным потенциалом в агропромышленном, лечебно-оздоровительном и туристическом комплексах, медицине, судостроении [7]. К основным научным организациям можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (охватывает широкий спектр исследований).

Исследования в сфере агропромышленного комплекса:

- ФГБУН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма»;

- ФГБУН «Всероссийский национальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия "Магарач"» РАН;

- ФГБУН «Ордена Трудового Красного Знамени Никитский ботанический сад - Национальный научный центр РАН»;

- Крымская зональная опытная станция лекарственных растений;

- ФГБУН «Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии»;

- ГБУ РК «Южный зональный научно-исследовательский центр производительности агропромышленного комплекса (Югагропромпродуктивность)».

Медицина, здравоохранение, лечебно-оздоровительный и туристический комплекс:

- ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации»;

- КРУ «Научно-исследовательский институт физических методов лечения и медицинской климатологии им. И. М. Сеченова».

Судостроение:

- ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»;

- ГУП РК «Конструкторско-технологическое бюро "Судокомпозит"»;

- ГП «Научно-исследовательский институт аэроупругих систем» [15].

В Республике Крым активно развиваются достаточно крупные высокотехнологические компании: АО «Завод "Фиолент"», ООО «Симферопольский электротехнический завод», ООО «Фирма "Трал"», ГУП РК «Феодосийский оптический завод». Несмотря на то, что доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте Республики Крым выше средней по РФ (в 2014 г. - 20,3 %), регион характеризуется низким уровнем внутренних затрат на НИОКР (0,6 тыс. рублей на 1 занятого в экономике при среднероссийском показателе в 12,5 тыс. рублей) и низкой изобретательской активностью населения (в Республике Крым в 2014 году на 10000 жителей приходилось 0,14 патентов, в среднем по России - 1,65 патентов) [23].

Основными проблемами инновационного развития Республики Крым являются:

• низкая мотивация предприятий на внедрение инноваций;

• отсутствие опыта коммерциализации инноваций;

• отсутствие специализированной структуры, осуществляющей деятельность,

направленную на развитие инноваций;

• слабое развитие инновационной инфраструктуры;

• дефицит кадров, занятых исследованиями, разработками, инновационной

деятельностью;

• низкий уровень внутренних затрат на НИОКР; низкая изобретательская

активность населения [22].

Основной целью стимулирования инновационной деятельности в Республике Крым, согласно Стратегии 2030, является обеспечение перехода экономики региона к модели развития, основанной на создании, внедрении и распространении инновационных товаров и услуг. [4].

К главным стратегическим задачам программы «Драйверы новаций» относят:

1. Формирование законодательной и институциональной среды, стимулирующей развитие инноваций. Создание специализированной структуры, осуществляющей в ежедневном режиме на профессиональной основе деятельность, направленную на развитие инноваций (Центр кластерного развития). Разработка пакета нормативных правовых актов в сфере инновационной политики Республики Крым, предусматривающего в период до 2026 года реализацию политики по стимулированию внедрения существующих инноваций, а после 2026 года -политику приоритетного развития собственных инноваций [17].

2. Формирование инновационной политики с учетом сбалансированного использования взаимодополняющих моделей стимулирования инноваций: стимулирование предложения инноваций (SSI) и стимулирование спроса на инновации (DDI) [13].

3. Создание информационно-коммуникационной среды в сфере инноваций, включая систему мониторинга передовых достижений в отраслях специализации

144

республики; «биржу инноваций» - виртуальную площадку для усиления кооперации на территории Республики Крым; инновационный портал Республики Крым, содержащий информацию о состоянии инновационной деятельности, инфраструктуре поддержки инноваций, возможностях сотрудничества и локализации предприятий или их подразделений в Республике Крым [18].

Стимулирование развития инноваций целесообразно осуществлять на базе:

• разработки качественно новых индустриальных стандартов, требований к продукции, закупаемой государственными и муниципальными заказчиками;

• формирования в Республике Крым постоянно действующей коммуникационной площадки для взаимодействия научных, инженерных и предпринимательских кадров, в том числе из других регионов Российской Федерации и мира [19];

• установления и поддержки связей с научно-исследовательскими организациями, наукоградами, организациями инновационной инфраструктуры в других регионах Российской Федерации с целью локализации их исследовательских проектов, производственных мощностей в Республике Крым, в том числе в рамках свободной экономической зоны [21];

• развития инновационной инфраструктуры, ориентированной на работу с изобретателями, коммерциализацию инноваций, стимулирование межфирменного взаимодействия и сотрудничества;

• подготовки кадров в области инновационного бизнеса, менеджмента и поддержки инновационного процесса [15].

Данные инструменты и задачи при успешном их применении, исходя из проекта Стратегии 2030, должны способствовать достижению следующих результатов [12, 15]:

I этап «Снятие инфраструктурных ограничений» (2017-2020 гг.) - в Республике Крым создана эффективная система управления развитием инноваций и система подготовки инновационно-ориентированных кадров; разработаны индустриальные стандарты и требования к продукции, закупаемой государственными и муниципальными заказчиками;

II этап «Широкое внедрение инноваций» (2021-2026 гг.) - Республика Крым является привлекательным регионом для коммерциализации и внедрения инноваций, территорией самореализации ученых и технологических предпринимателей;

III этап «Наращивание конкурентных преимуществ» (2027-2030 гг.) -экономика региона в основном перешла на пятый технологический уклад, Республика Крым входит в топ-10 регионов по удельному весу организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций.

Рассматривая перспективы внедрения инноваций на территории Республики Крым, можно сделать вывод о том, что успешное применение инновационных технологий в производстве возможно лишь с помощью привлечения крупных инвесторов, для чего необходимо повышение инвестиционной привлекательности региона с помощью инструментов государственного регулирования данной группы взаимоотношений.

Помимо этого, отметим важность туристической сферы в Крыму, для развития которой необходимо введение такой инновации, как брендирование местного туристического продукта, что позволит привлечь больший поток инвестиций в сферу туризма и, как следствие, увеличить поток туристов из дальнего и ближнего зарубежья. Согласно существующей практике, наличие бренда ведет к повышению уровня конкурентоспособности товара или услуги, т. к. при низком уровне качества продукции бренд рискует стать «именем нарицательным» в отрицательном значении данного выражения. Повышаются риски убытков при выпуске на рынок некачественного продукта.

Исходя из проводившихся исследований маркетологов, покупаемость брендированного товара либо услуги выше, чем у неизвестного производителя. Соответственно, это простимулирует увеличение инвестиционных потоков в сферу туризма Республики Крым, которая является одним из перспективнейших направлений внешнеэкономической деятельности региона.

ВЫВОДЫ

Ключевыми проблемами в экономике Крыма стали сокращение спроса на внешних рынках, высокие энергозатраты на производство продукции и сырьевой дефицит. Также неразрешенными остаются такие проблемы, как нехватка технической воды, железнодорожных вагонов, что затрудняет транспортировку изготавливаемой продукции. Помимо этого, имеют место устаревшая материально-техническая база, ограниченность конкурентоспособности промышленного комплекса и низкий уровень инновационной активности. В качестве решения данных проблем может выступать формирование привлекательного инвестиционного имиджа, что немаловажно, так как взаимоотношения со многими странами у Республики Крым весьма неоднозначные, поэтому конкретно этот фактор играет огромную роль в дальнейшем экономическом развитии.

Одновременно немаловажным будет внедрение технологий, снижающих нагрузку на окружающую среду, создание новых производств, а также развитие имеющихся, на которые преимущественно делается акцент. Имеет место модернизация и техническое перевооружение промышленных предприятий, так как в ближайшем будущем этот фактор представляется необходимым. В отношении конкурентоспособности промышленности следует обратить внимание на конкурентные преимущества в торгово-экономическом аспекте, ориентироваться на уникальные виды продукции, которые производятся на территории республики.

Согласно изученной информации, общим итогом работы может служить следующее. В настоящее время экономическое состояние Республики Крым возможно рассматривать как стабилизирующееся, хотя по-прежнему имеющее некоторые аспекты, нуждающиеся в дальнейшем улучшении. Акцент делается не только на виноделие и туристический бизнес, несмотря на то, что эти виды деятельности наиболее широко развиты на территории региона. Также целесообразно обратить внимание на такие отрасли, как производство сельскохозяйственной продукции, машиностроение, производство химической продукции, добыча черных металлов. Крымский регион имеет колоссальный

146

потенциал в данных сферах, который необходимо реализовывать путем внедрения инновационных технологий, позволяющих ускорить и повысить эффективность процессов модернизации производств.

Список литературы

1. Мозоль А. В. Методологические подходы к оценке и управлению процессом использования аграрного производственного потенциала в условиях действия факторов неопределенности // Агроэкономика. 2011. № 2. 194 с.

2. Мозоль А. В., Гавдур В. Н. Организационно-экономические принципы и тенденции формирования и использования экспортного потенциала АПК // Сельское хозяйство - проблемы и перспективы: сборник научных трудов. Гродно, 2012. Том 17: Экономика (вопросы аграрной экономики). 125 с.

3. Пенькова И. В. Методологические подходы к экономической оценке природных ресурсов // Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем: сборник научных трудов IX Международной школы-симпозиума АМУР-2015 / Под. ред. А. В. Сигала. Симферополь: КФУ им. В. И. Вернадского, 2015. С. 293-295.

4. Шишкоедова Н. Н. Экспорт. Москва: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007. 192 с.

5. Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы.

6. Государственная программа развития промышленного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы.

7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы.

8. Государственная программа о развитии рыбного хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы.

9. Закон Республики Крым «О стимулировании инвестиционной деятельности в Республике Крым».

10. Постановление Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 423 «Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы».

11. Указ и. о. Главы Республики Крым от 22.08.2014 № 2015-У «О создании Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым».

12. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (с изменениями на 27 декабря 2014 года).

13. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы. Утверждена Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 № 501. // Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://rk.gov.ru.

14. Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р / Официальный интернет-портал правовой информации. М., 2015-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/.

15. Отчеты о деятельности Министерства // Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://mtur.rk.gov.ru.

16. Социально-экономический анализ Министерства экономического развития Республики Крым периода январь - август 2016 // Министерство экономического развития РК [Электронный ресурс]. URL: www.minek.rk.gov.ru.

17. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым 2030 [Электронный ресурс].ЦКЬ: http://rk.gov.ru.

18. Указ и. о. Главы Республики Крым от 22.08.2014 № 2015-У «О создании Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым».

19. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (с изменениями на 27 декабря 2014 года).

20. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского

федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

21. Об осуществлении таможенных операций в регионе деятельности Крымской таможни с 01 января 2015 года / Федеральная таможенная служба Крымская таможня [Электронный ресурс]. URL: http://crimeaxustoms.ra/index.php?option=com_content

22. Межрегиональное сотрудничество / Государственный Совет Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://crimea.gov.ru/mezhreg.

23. Основные показатели социально-экономического положения Республики Крым / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (Крымстат) [Электронный ресурс]. URL: http://gosstat.crimea.ru/ukosvod1.php.

Статья поступила в редакцию 10.10.2016

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.