о
о
О)
<
00 О
Инновационная реиндустриализация экономики России в условиях усиления гиперконкуренции на мировых рынках
Статья посвящена разработке теоретических основ и методологических подходов к анализу сущности, закономерностей и факторов инновационной реиндустриализации хозяйственной системы России в условиях глобального финансового кризиса и обострения гиперконкурентной борьбы на мировых рынках. Формулируется целевая доминанта инновационного индустриального развития, рассматриваются элементы организационно-экономического механизма осуществления инновационной реиндустриализации с целью достижения высокой инновационной конкурентоспособности, устойчивого и безопасного развития российской экономики в условиях усиления глобальной гиперконкуренции.
Ключевые слова: реиндустриализация, гиперконкуренция, инновации, промышленная политика, целевая доминанта развития, инвестиционные счета, золотой рубль.
Разработка концептуальных подходов к анализу глобальной гиперконкуренции, выработки про-активных методов государственного регулирования и осуществления инновационно-технологической реиндустриализации экономики является актуальным, новым динамично развивающимся и недостаточно исследованным направлением в отечественной и мировой экономической науке. В условиях роста ресурсных, финансово-экономических, геополитических рисков и дисбалансов, резкого обострения гиперконкурентной борьбы на мировых рынках исследование проблемы инновационной реиндустриализации является остроактуальной, имеет не только огромное научно-теоретическое, но и практическое значение для обеспечения безопасности и устойчивого экономического роста экономики России. Актуальность исследуемой проблематики обусловлена стратегическими целями обеспечения инновационного развития, преодоления негативных последствий глобального финансового кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту российской экономики на новой инновационно-технологической основе. Теоретические аспекты исследования, посвященные анализу национальной инновационной системы, формированию инновационных институтов регулирования в условиях набирающих силу противоречивых глобализационных процессов, возникновения финансового кризиса и усиливающегося гиперконкурентного развития мировых рынков сегодня занимают важнейшее место в мировой экономической теории.
Стратегия нового инновационного индустриального развития должна базироваться на новых кон-
С. А. Дятлов,
д. э. н., профессор СПбГЭУ, академик РАЕН, эксперт МПА ЕВРАЗЭС,
цептуальных подходах, обеспечивающих разработку высокоэффективного и конкурентного механизма регулирования экономики и проведения макроэкономической политики в России и других странах. Сегодня остаются недостаточно исследованными особенности проведения государственной промышленной, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в условиях перехода к инновационному экономическому росту с учетом национальных, исторических, социальных традиций и общемировых глобальных тенденций.
Сегодня главная стратегическая цель развития России заключается в разработке гиперконкурентной стратегии инновационно-технологической реинду-стриализации российской экономики, формирование и запуск на основе новой инновационно-промышленной политики, концентрации и мобилизации ресурсов, развития интеграционных связей с зарубежными партнерами эффективного организационно-экономического механизма ее осуществления, адекватного современным условиям обострения гиперконкурентной борьбы, нарастанием кризисных явлений в мировой экономике, дисбалансов и неопределеннности, ростом глобальных, страновых и региональных рисков.
В условиях широкого развития информационных технологий, вовлечения России в глобализацион-ные процессы основными факторами социально-экономического развития становятся передовые прорывные открытия и технологии, рост качества человеческого капитала, защита прав на интеллектуальную собственность, повышение роли институтов регулирования и стимулирования инновационного
экономического роста и масштабной реиндустриали-зации. В деле успешного достижения поставленных целей важнейшее значение играет эффективная стимулирующая государственная инвестиционно-промышленная политика и функционирование институтов инновационного развития.
Понятия «новая индустриализация», «реиндустриа-лизация» в последнее время вошли не только в научный оборот, но и в систему ключевых целевых стратегий и государственных программ, управленческих императивов как в России, так и за рубежом. В Указе Президента РФ В. В. Путина № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлена стратегическая задача осуществления новой индустриализации в России, под которой понимается интенсивное развитие промышленности России за счет крупных вложений средств в развитие новых технологий и высокотехнологичного оборудования как за счет внутренних, так и внешних прямых инвестиций в промышленно-инновационные проекты [1].
Основные цели и задачи технологическо-инновационной реиндустриализации, преодоления технологического отставания российской экономики определены в целом ряде нормативных актов и документов: Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г.; Стратегия развития науки и инноваций в РФ до 2015 г.; Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Указ Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике»; Распоряжения Правительства РФ: 2161-р «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)»; 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)»; Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014-2020 гг.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 426; программа «Развитие науки и технологий» утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. № 2433-р [2].
В России вопросами модернизации российской экономики занимаются соответствующие советы при президенте РФ, правительстве РФ, межведомственная комиссия по научно-инновационной политике, а также научно-экспертный совет при председателе Совета Федерации РФ, соответствующие региональные структуры.
Следует отметить, что в последнее время резко обострилась глобальная гиперконкуренция на мировых рынках. Новое явление, которое возникло в конце ХХ века и получило название «глобальная инновационная гиперконкуренция», характеризуется целым рядом новых признаков и особенностей. В XXI веке, на мой взгляд, следует говорить о возникновении качественно нового вида конкуренции — гиперконкуренции или
инновационном гиперконкуренции, т. е. управляемом гиперконкурентном развитии глобальных рынков в условиях использования опережающих доминантных инноваций, обусловливающих посредством вертикально-горизонтальной сетевой интеграции в глобальные структуры и включающих новые передовые методы программируемого, управляемого воздействия на цели, мотивы, интересы, потребности и экономическое поведение людей с целью получения целевых запрограммированных выгод и эффектов [3].
Понятие «гиперконкуренция» (hypercompetition) подробно исследовал Р. Д^Авени. По его мнению, гиперконкуренция характеризуется «постоянно нарастающим соперничеством в форме быстро появляющихся товарных инноваций, сокращением времени НИОКР, агрессивной конкуренцией цен и компетент-ностей и экспериментированием с новыми подходами к обслуживанию покупательских потребностей». Он использует термин «гиперконкуренция» для описания отраслевой окружающей среды, характеризующейся интенсивными и быстрыми действиями конкурентов, когда соперники должны действовать молниеносно, чтобы получить рыночное превосходство и разрушить преимущества своих конкурентов [4].
Новая индустриализация сегодня стала доминантой развития ведущих стран Запада и Востока. Так, президент США Б. Обама в своем послании «О положении в стране» в феврале 2013 г. поставил задачу возродить американскую обрабатывающую промышленность и вернуть в страну рабочие места, чтобы производить высокотехнологичные товары, которые покупает весь остальной мир. Он предложил конгрессу поддержать его предложение об инвестициях в размере $1 млрд на создание в стране интегрированной сети из 15 институтов инноваций для обрабатывающей промышленности. При этом предложено закрыть все законодательные и налоговые лазейки, позволяющие выводить рабочие места за пределы США. В пакет предложений входят следующие предложения: снизить ставку налога на прибыль в обрабатывающей промышленности, ввести в действие на постоянной основе и расширить сферу применения налогового кредита на проведение научных исследований и прикладных разработок.
Американским правительством разработана новая федеральная программа неоиндустриализации США, которая получила название «Select USA». Конечными целями федеральной программы «Select USA» являются следующие цели: снижение ресурсной зависимости от зарубежных поставок сырья и топливно-энергетических ресурсов американской экономики; обеспечение за счет прямого финансирования инновационных проектов и НИР, налоговых льгот, привлечения зарубежных инвестиций, повышения глобальной конкурентоспособности американских высокотехнологичных промышленных компаний и экономики страны в целом; создание новых рабочих мест и привлечение высококвалифицированных специалистов.
В Европейском Союзе 30 ноября 2011 г. была утверждена разработанная Европейской комиссией по исследованиям, инновациям и науке общеевро-
о
CN
СП
СП
J <
со О
о
CN
СП
СП
<
со
о
пейская программа «Horizon 2020 — The Framework Programme for Research and Innovation». Программа «Горизонт-2020», которая начала реализовываться с 1 января 2014 г., объединила рамочные программы ЕС по научным исследованиям и разработкам, конкурентоспособности и инновациям, а также программы реализуемые Европейским институтом инноваций и технологий. Главными задачами реализации данной программы являются: генерирование передовых знаний для укрепления позиций Евросоюза среди ведущих научных стран мира; достижение индустриально-инновационного лидерства и поддержка бизнеса, включая малые и средние фирмы; решение социальных проблем в ответ на вызовы современности с помощью социальных инноваций [5].
Больших успехов в стимулировании развития и регулировании рынка интеллектуальной собственности добились в Китае. В КНР с середины 1990-х гг. реализуется стратегия «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности». Реализация этой стратегии привела к формированию единой централизованной системы государственного управления, включающей иерархически-взаимосвязанную систему от госкомитета до комитетов интеллектуальной собственности отдельных регионов и муниципалитетов. В последние годы Китай добился значительных успехов в достижении высоких темпов экономического роста на основе проведения масштабной технологической модернизации и использования инноваций [6].
В рамках СНГ действует Межгосударственный совет по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности. 19 ноября 2010 г. на заседании Совета глав правительств СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, а также создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) реализуются значимые международные инновационно-комуникационные пилотные проекты «Высокоскоростная информационная магистраль ШОС» и «Организация электронного трансграничного взаимодействия с использованием электронной подписи» и пр.
Для России новая индустриализация может быть более точно названа инновационно-технологической реиндустриализацией. На мой взгляд, понятие «инновационно-технологическая реиндустриализа-ция» наиболее точно выражает суть поставленных перед российской экономикой руководством страны стратегических целей и задач. В рамках новой реинду-стриализации необходимо решение ряда взаимосвязанных ресурсных, научно-технологических, финансово-экономических, организационно-управленческих и военно-политических задач.
Новая индустриализация должна проводиться на базе пятого и нового формирующегося шестого технологического уклада. Для России стоит задача преодоления технологического разрыва и отставания от ведущих стран Запада с целью обеспечения устойчивого экономического роста и национальной безопасности. Речь должна идти о стратегии новой реиндустриализа-
ции, включающей ряд последовательных этапов (20-25 лет). Создание новой инновационно-технологической промышленной базы предполагает широкое создание крупных госкорпораций, вертикально-горизонтальных сетевых интегрированных структур на основе межгосударственного (например, в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства) и государственно-частного, научно-образовательного партнерства.
В ближайшее время российская экономика должна в короткое время пройти этапы выхода из кризиса, трансформации и вступить в период достижения устойчивого экономического роста, основой которого является реструктуризация экономики на новой технологической основе, инновации, использование современных ИКТ, креативного интеллектуального капитала, новые гибкие формы организации бизнеса и управления. Технологические инновации, новые знания, научные открытия, рост качества интеллектуального капитала, динамичное развитие Интернет-технологий и сетевых форм организации бизнеса становятся важнейшими факторами современного экономического роста. Новая гибкая рыночно-сетевая инфраструктура обеспечивает более высокую мобильность нововведений, лучшую координацию интересов и действий экономических агентов, более эффективную структуру рынков, что приводит к снижению затрат, росту производительности и доходности как на уровне фирмы, так и на уровне отдельных отраслей, рыночных сегментов и экономики в целом.
Комплексный подход предполагает системно взаимоувязанную разработку стратегии, сценариев, программ, механизмов и мер экономической политики осуществления инновационно-технологической реиндустриализации, модернизации базовых отраслей промышленности. Это, прежде всего, касается ИКТ-сектора, космических, нано- и биотехнологий, машиностроения, оборонного комплекса российской экономики, основанной на концентрации и мобилизации всех ресурсов, инновационных факторов, интеллектуального и информационного капитала, информатизации ее ведущих секторов, обосновании выбора методов и инструментов ее регулирования с целью обеспечения устойчивого развития и обеспечения высокой инновационной конкурентоспособности и реализации конкурентных преимуществ в условиях усиления глобальной гиперконкуренции.
Успешное решение масштабных задач инновационной реиндустриализации российской экономики предполагает осуществление целого комплекса взаимосвязанных системных мер:
• снижение издержек производства, включая снижение трансакционных и коррупционных издержек, относительное удешевление ресурсно-сырьевой базы, снижение ресурсо- и энергоемкости производства, переход на новые более экономичные виды ресурсов;
• концентрация капиталов, мобилизация экономических ресурсов, увеличение объема инвестиций в промышленность, стимулирование инвестиционной активности в реальном секторе экономики, включая субсидирование и дотирование, опти-
мизация финансирования НИР, создание точек инновационно-промышленного роста (увеличение объема инвестиций в промышленность в 2015 г. до 25%, в 2018 г. до 27%);
обновление производственной базы и диверсификация структуры экономики, включающей масштабную модернизацию производственных мощностей и промышленной структуры, повышение доли инновационно-информационного сектора и высокотехнологичной обрабатывающей промышленности;
повышение качества человеческого капитала, создание новых высокотехнологичных рабочих мест (к 2020 г. — 25 млн рабочих мест), подготовка высококвалифицированных специалистов (прежде всего инновационно-инженерных кадров), повышение качества и производительности интеллектуального капитала, как за счет отечественных, так и зарубежных специалистов; реформирование российской финансово-банковской системы, институтов развития и административно-законодательных институтов в соответствии с требованиями инновационной реиндустриализации;
формирование эффективного передаточного механизма коммерционализации фундаментальных научных открытий, внедрения их в производство и продвижения высококонкурентной российской продукции на мировые рынки; сетизация, сервизация, полифункциональность и гибкость исследований, внедрения, производства, реализации, потребления инновационной высококонкурентной продукции на всех уровнях экономики (нано-, микро-, мезо-, макро-, мегауровне); создание комплексной, оперативной и гибкой системы импорта высоких технологий посредством прямой покупки активов зарубежных высокотехнологичных компаний, трансфера технологий, диффузии и спилловера инноваций; формирование региональных и межрегиональных инновационно-промышленных кластеров по производству конкурентоспособной продукции на мировых рынках;
модернизация административно-политических институтов, регулирующих, контрольных и управленческих структур, расширение стратегического видения, планирования и прогнозирования, повышение ответственности за принимаемые решения, преодоление коррупции и строгое соблюдение законности;
повышение роли межгосударственных интеграционных, государственных и частных институтов регулирования и координации инновационного развития в создании новой промышленной базы российской промышленности; совершенствование организационно-правового механизма, гармонизация национальных законодательств в процессе формирования Единого экономического пространства республиками Беларусь, Казахстан и Российской Федерацией (и других интеграционно-страновых объединений, например, Шанхайской организации сотрудничества).
Важное научно-методологическое значение имеет представление инновационной реиндустриа-лизации как целостной системы, имеющей сложную организацию, пространственно-временные, ресурсно-производственные, институционально-управленческие структурно-функциональные и динамические характеристики. Требуется разработка и проведение стратегической стимулирующей и протекционистской бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и инновационно-промышленной государственной политики, направленной на реализацию конкурентных преимуществ российской экономики и достижение безопасного и устойчивого инновационного экономического роста. Ведущим инструментом проведения эффективной комплексной политики инновационно-технологической, инвестиционно-промышленной, организационно-управленческой реиндустриализа-ции, а также обеспечения финансовой стабильности и экономического роста в России является ресурсно-инвестиционный золотой рубль [7].
На мой взгляд, в рамках разработанной ранее концепции «ИНВЕСТРОС — Инвестиции России» введение в действие ресурсно-инвестиционного золотого рубля в единстве с созданием и обеспечением функционирования инвестиционных счетов российских компаний (что предполагает создание новых институтов регулирования и управления) будет обеспечивать преодоление энтропийно-кризисных явлений в экономике, значительный приток прямых инвестиций в реальный сектор российской экономики, массовое инновационно-технологическое обновление промышленных секторов, прирост реального ВВП и повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.
В условиях роста ресурсных, финансово-экономических, геополитических рисков и дисбалансов, резкого обострения гиперконкурентной борьбы на мировых рынках для России разработка концепции, программы и организационно-экономического механизма проведения инновационно-технологической реиндустриализации имеет огромное значение не только для повышения конкурентоспособности на мировых рынках, но и для обеспечения национальной и экономической безопасности. Основные императивы новой индустриализации и гарантии национальной безопасности для России сформулировал президент Росси В. В. Путин [8].
Важнейшим результатом политики реиндустриа-лизации должны стать: рост высокотехнологичной продукции российских производителей, снижение зависимости российской экономики от импортируемых товаров из-за рубежа, повышение объемов высокотехнологичного экспорта в другие страны и увеличение его доли на мировых рынках, а также обеспечение конкурентоспособности, национальной, продовольственной и экономической безопасности российской экономики.
Всеобщность процесса инновационной индустриализации, охватившего все наиболее развитые страны мира, как системного комплекса проявлений множества взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов создания знания и его распространения, как
о
CN
СП
СП
J <
со О
коммерческими (трансфер инноваций), так и некоммерческими (спилловер инноваций) путями непосредственно связана с тотальной глобализацией мировой экономики и усиления гиперконкурентной борьбы на мировых рынках. Вполне обоснована необходимость применения целостного подхода к изучению инновационной индустриализации, включающий синтез взаимоотношений между национальными научными школами разных стран и создание глобальных инфо-инновационных систем, что обеспечивает свободный перелив знания и современных ИКТ в глобальном масштабе.
Все это обусловливает важность теоретико-методологического обоснования, разработки концепции формирования организационно-экономического механизма осуществления инновационной индустриализации российской экономики, выработки эффективной государственной инновационно-промышленной политики с учетом противоречивых процессов глобализации и усилением гиперконкуренции на глобальных рынках.
С учетом этого в условиях роста геополитических рисков, усиления глобальной гиперконкуренции инновационно-технологическая реиндустриализация является главной целевой доминантой конкурентного, устойчивого и безопасного развития России в ХХ! веке.
Список использованных источников
1. Указ Президента РФ В. В. Путина № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике».
2. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р//Собрание законодательства РФ, № 1, 2012.
3. С. А. Дятлов. Инновационная гиперконкуренция как фактор развития экономической системы//Экономист, № 5, 2012.
4. R. D^Aveni. Hypercompetition: Managing the Dynamics of Strategic Maneuvering. New York, The Free Press, 1994.
5. Horizon 2020 — The Framework Programme for Research and Innovation/ European Commission (Рамочная программа Европейского союза по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020») http://ec.europa.eu/research/csfri/index_en.cfm; New name for the future EU funding programme for research and innovation. MEMO/11/435/ Brussels, 19 july 2011.
6. С. Д. Бодрунов. К вопросу о реиндустриализации российской экономики//Экономическое возрождение России, № 4, 2013.
7. С. А. Дятлов. Механизм противодействия кризису и стимулирования реального сектора экономики//Общество, среда, развитие: научно-теоретический журнал, № 3, 2009. СПб.: ЦНИТ Астерион.
8. В. В. Путин. Быть сильным: гарантии национальной безопасности для России//Российская газета, 20 февраля 2012 г. № 5708.
Innovative reindustrialization of russian economy under conditions of increased hypercompetiotion in the world markets S. A. Dyatlov, DEC, professor of the Saint Petersburg State University, Academician of RAS, Expert of EAEC.
This article focuses on the development of the theoretical basis and methodological approaches to the analysis of the core, regularities and factors of the innovative reindustrialization of the Russian economic system under the conditions of the global financial crisis and increased hypercompetition in the world markets. The author formulates the target dominant of the innovative industrial development and considers elements of the organizational and economic mechanism of the innovative reindustrialization with a view to reach high innovative competitiveness, sustainable and safe development of the Russian economy under the conditions of increased global hypercompetiotion.
Keywords: reindustrialization, hypercompetition, innovations, industrial policy, target development dominant, investment accounts, golden ruble.
о
CN
en en
Международная выставка и конференция вертолетной индустрии Helitech International 2014
14 октября - 16 октября 2014 г.
Helitech International — единственная европейская выставка, которая целиком и полностью посвящена вертолетам. Начиная с 2013 года, Helitech International проводится ежегодно. Такое решение было принято, поскольку участники и посетители неизменно проявляют интерес к событию, а индустрия может и желает удовлетворить спрос на запчасти и аксессуары вертолетов и сопутствующие отрасли услуги.
Основные преимущества выставки: привлечение крупных фигур индустрии, идеальные условия для не-творкинга, возможность отслеживать важнейшие инновации и технологические новинки.
Образовательная конференция Helitech International предлагает насыщенную программу семинаров, панельных дискуссий и воркшопов. Выступления признанных экспертов, технических руководителей и маркетологов обогатят познания любого профессионала. А разбор показательных кейсов поможет обойти подводные камни ведения бизнеса.
Событие посещают все, кто так или иначе связан с производством, ремонтом, продажей, эксплуатацией и перевозкой вертолетов и запчастей для них. В 2013 г. Helitech International посетили 5600 профессионалов отрасли, среди них пилоты, инженеры, работники технических и спасательных служб, производители запчастей, разработчики электроники, навигационной техники и радаров.
Reed Exhibitions http://www.reedexpo.com -J E-mail: [email protected]
< http://www.helitechevents.com.
О
5e