УДК 316.37
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА УНИВЕРСИТЕТА
А. А. Понукалин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматривается инновационная политика государства, которая должна включать систему мер по стимулированию, управлению, планированию и контролю инновационной деятельности в сфере науки, техники и производства. Представлены принципиальные особенности модели инновационного университета и определены приоритетные направления инновационной политики в вузе.
Ключевые слова: инновационная политика, национальная инновационная система, инновационный человек, стратегия развития, формирование коллектива.
University оf Innovative Policies A. A. Ponukalin
This article discusses an innovative policy of the state, which should include a system of measures to stimulate, control, planning and control of innovation in science, technology and production. Presents the principal features of the model innovative university and priority directions of innovation policy at the university.
Key words: innovation policy, national innovation systems, innovative people development strategy, formation of the team.
Политика в широком смысле определяется как общественная деятельность, в переводе с греческого (politike) это - искусство управления государством1. В узком смысле традиционно различается, в частности, культурная, социальная, экономическая, научно-техническая и актуальная сегодня инновационная политика как фактор управления инновационной деятельностью (ИД). Показатели масштабов и направленности такой деятельности, её системного характера служат важнейшим индикатором темпа развития общества и его долгосрочных перспектив. Качественно-количественные признаки таких показателей обусловлены сущностью инновационной политики как составляющей государственной социальноэкономической политики в целом.
Политика как реализация системы управленческих решений и проектов основывается на адекватной методологии её инновационного развития, принципы которой позволяют построить научную теорию, обосновывающую также и принятую в стране идеологию. Следовательно, политика осуществляется в соответствии с тем, что необходимо объективно, и с тем, что желательно. Соответствующая политика предписывает способ выполнения последовательно связанных действий. Методологические принципы представ-
ляют собой основу определения соответствующей политики и способов ее осуществления2.
Государственное управление системными процессами инновационного развития страны предполагает необходимость разработки научных оснований для создания сферы управления жизнедеятельностью государства на уровне политических решений и их реализации. В современных российских условиях управление инновационными процессами со стороны государства должно осуществляться не только в экономической, но также и в технологической, культурной, национальной, военной, социальной и других сферах, что обеспечит их системное развитие. Однако научное осмысление и нормативно-правовое обеспечение инновационной политики (ее структуры, принципов и направлений) существенно отстают от потребностей политического регулирования3. Я. И. Никонов утверждает, что и структура, и принципы политики не раскрываются вообще либо в разных публикациях и документах трактуются произвольно. Подмена предмета политики в условиях вялотекущего псевдоинновационного процесса умножает число невостребованных научно-технических разработок.
Как заявила Э. С. Набиуллина, расходы на науку постоянно увеличивали, а расходы на поддержку внедрения новшеств в реальные секторы экономики оставались на очень низком уровне, поэтому, видимо, и нет закона об инновациях, который должен был дать научно обоснованную трактовку инновационной политики4. При этом доля предприятий в России, занимающихся технологическими инновациями, составляет всего около 10% и постоянно уменьшается5. Существенно важно, что инновационная политика промышленно развитых стран выступает в качестве специфического элемента системы государственного регулирования при всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов. Инновационная политика государства должна включать систему мер по стимулированию, управлению, планированию и контролю инновационной деятельности в сфере науки, техники и производства.
Речь идёт о совокупности правовых, политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами
© Понукалин А. А., 2011
государственной власти её субъектов и органами местного самоуправления для реализации целей и принципов в области инновационного развития. При этом имеются в виду цели обеспечения долгосрочного устойчивого развития государства, формирование экономики знаний в нашей стране, развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, товаров (работ, услуг), выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции. Достижение этих целей связывается с возможностью построения инновационного общества. Минэкономразвития разработало проект стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. «Инновационная Россия», в котором сформулированы ключевые задачи, в частности наращивания человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций6. Предполагается адаптация всех ступеней системы образования в целях формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения. Инновационному обществу нужен «инновационный человек», способный в полной мере использовать достижения науки и техники и ориентированный на создание инноваций и внедрение их во все сферы общественной жизни.
Государство берёт на себя обязанность создавать условия для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности. Формирование компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований представляет ключевую задачу инновационного развития, сопоставимую, как отмечается в «Стратегии», по важности и масштабности с суммой всех остальных. При этом «инновационный человек» - не синоним «инновационного предпринимателя», поскольку предпринимательством во всех странах готово и может заниматься меньшинство населения. В представлении разработчиков «Стратегии» «инновационный человек» - более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям - в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий - активным инициатором и производителем этих изменений. В процессе построения инновационного общества каждый гражданин должен будет играть свою роль в сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.
Ключевые качества (как объекты формирования) представляются следующим образом: каждый, обладая критическим мышлением, способен и готов к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремлению к новому. Должны быть развиты способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать
самостоятельно и готовность к работе в команде в высококонкурентной среде. Предполагается, что необходимо широкое владение иностранными языками как коммуникационным инструментом эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.
В связи с ускорением в современных условиях процессов технологического развития, что меняет и отраслевую структуру экономики, полученные знания обесцениваются вскоре после их получения. Это обстоятельство резко повышает ценность компетенций по быстрому анализу, критическому осмыслению больших объемов новой информации, компетенций по «переключению» человека с одного вида деятельности на другой. Чтобы быть успешным, ему нужно быть готовым к смене нескольких профессий и видов деятельности в течение жизни.
В документе отмечается, что для успешного решения задач по формированию компетенций «инновационного человека» требуется модернизация реализуемой государством политики в области образования по ряду ключевых направлений. Одна из важнейших задач в сфере образования -формирование широко конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование в перспективе должно быть интегрировано с научной деятельностью. Наращивание всех этих качеств как компетенций возможно в рамках решения научно-практических задач социальной и педагогической психологии.
Департамент стратегического развития Минобрнауки России предложил для обсуждения проект «Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах», направленный на подготовку кадров с новыми компетенциями и формирование мощного источника инновационных идей и технологий7. В этой концепции декларируется необходимость развития сети инновационных прикладных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой. Вузы должны за короткое время нарастить компетенции и исследовательские мощности, обеспечивающие им позицию:
- ведущих площадок для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики;
- генератора прикладных идей и разработок;
- ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства;
- источников наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления.
Благодаря новому качеству подготовки специалистов они должны быть востребованными предприятиями - лидерами модернизации, ориентированными на работу с технологиями завтрашнего дня. Решение таких задач предполагает необходимость осуществления соответствующей инновационной политики в вузе. В рассматриваемом документе предлагается модель глобального исследовательского университета (global research university), особенности которой позволяют университетам играть значительную роль в производстве новых знаний, в их распространении и использовании через инновационную деятельность. Принципиальные особенности этой модели определяют приоритетные направления инновационной политики в вузе. Наиболее существенные из них - превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем; формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий; исследование технологических рынков; полидисци-плинарность исследований и разработок; тесное сотрудничество с реальным сектором экономики в поиске заказов на прикладные разработки и в поиске фундаментальной тематики; реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приоритетная по отношению к преподавательской работе; активное использование студентов, прежде всего магистрантов, в качестве «рабочей силы» для исследований и разработок; освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики.
Движение российской высшей школы к модели глобального исследовательского университета проявляется в формировании сети национальных исследовательских университетов и в создании стимулов для развития инновационной и исследовательской деятельности во всех российских вузах (прежде всего технических). Инновационная политика вуза должна ориентировать его на организацию работы по развитию исследовательской и инновационной деятельности в рамках решения стратегической задачи - создания инновационной системы.
Такую систему в вузе необходимо проектировать на основе региональной инновационной политики в рамках рассмотренных выше стратегических разработок федерального уровня. Как отмечается в проекте «Концепции», следует ориентироваться прежде всего на формирование системы стимулов для инновационной деятель-ности8. Это означает, что управление процессом мотивообразования является психологической задачей, успешность которой будет зависеть от выбора принципов инновационной политики в
вузе и от наличия её компетентных разработчиков и исполнителей.
Рассматриваемый документ также предполагает, что в структуре вузов должны создаваться группы, которые непосредственно занимаются исследованиями в области технологического развития, научно-технического прогнозирования, являются ресурсными центрами для предприятий и организаций отраслей экономики, осуществляют консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность. Отсюда следует, что другой важнейшей задачей становится социально-психологическая задача формирования таких групп на уровне коллективов, если необходимо добиться высокой эффективности их деятельности. Сложность задачи состоит в том, что подобные коллективы включают специалистов и исполнителей самого разного уровня и профиля, поэтому решать её могут только специалисты в области организационной психологии и с этого начинается реализация инновационной политики в вузе.
Организация и развитие инновационных групп - это формирование и развитие инновационного сознания их членов. Содержание такого сознания представляет собой не решённую на сегодня проблему социальной психологии. Важно иметь в виду, что существует множество факторов, оказывающих влияние на групповое сознание, однако оно наиболее устойчиво в коллективе. Формирование коллектива - это результат социопсихологического управления, но управление
- это и формирование личности исполнителя как члена коллектива. Процесс формирования коллектива представляется развитием межличностных отношений в социальной группе, а следовательно, и развитием каждого. Управление развитием как социальным процессом становится наиболее успешным и в решении производственных задач.
Для решения этих проблем коллектива необходимо обозначить цели для мобилизации его потенциальных членов, поскольку она возможна только в целеустремлённой системе. Одна из главных целей - создать общественную атмосферу социально-психологической ценности инновационной деятельности, субъект которой служит образцом для подражания и ориентиром в выборе гражданской позиции в процессе становления личности, образования и профессионализации. Общественная атмосфера возникает как результат управления развитием массового инновационного сознания в организации (вузе) и её подразделениях. В такой атмосфере необходимо создавать условия для самореализации инновационной личности. В конечном счёте социально-психологическое управление как реализация инновационной политики в вузе решает задачу формирования психологии инноваторов.
Направленность инновационной политики вуза на формирование творческих коллективов предполагает использование определённых досто-
78
Научный отдел
инств этого уровня развития социальных групп, и они должны стать объектами социально-психологического управления. Следует иметь в виду, что коллектив - это группа, которую объединяет социально-значимая цель на основе идейной общности, консолидирующих группу отношений товарищества, взаимопомощи, сотрудничества. Коллектив занимается общественно-полезной деятельностью, что необходимо осознавать каждому его члену и строит ее на базе общественной собственности. В нём проявляются идеологические, политические, социальные, экономические основания данной общности людей в ее конкретно-исторической сущности. Коллективный результат всегда выше, чем сумма индивидуальных результатов, и он приносит члену коллектива большее удовлетворение, чем то, которое он мог бы получить в индивидуальной работе.
Здесь также формируются чувство общественного долга и отношение зависимой ответственности - каждого перед коллективом и коллектива за каждого. Забота всех о каждом порождают чувство собственного достоинства, защищенности и уверенности в завтрашнем дне, перспективы, отсутствие которой приводит к глубоким психическим расстройствам и необратимым процессам личностной деградации. Таким образом, коллектив служит надежной психологической защитой от разрушающего воздействия на психику человека. Функционально-личностное значение коллектива - вовлечение человека в эффективную общественно-полезную деятельность, привлечение к политической жизни общества, управлению им, формирование социально ценных личностных качеств, воспитание высших психических функций.
Коллектив как социальная система является основной средой и сферой самоактуализации, приложения сил и способностей, реализации интересов и удовлетворения идеальных потребностей социализированной личности. Через него общество как бы предлагает человеку добиваться определенных целей соответствующими средствами, вознаграждая за это общественным признанием, которое необходимо для самоудовлетворения в процессе самореализации и социальном взаимодействии, что служит условием сохранения психического здоровья.
В коллективе реализуются нравственные основания данной общности людей, ее конкретно-исторической сущности. Его объединяет социально значимая цель, сопряженная не только с идеологическими основаниями бытия (смыслом и образом жизни, представлением о жизненном пути), но и с нравственными установками. Взаимодействие и сфера общения в коллективе охватывают область профессионально-производственную, социально-экономическую, общественно-политическую, культурно-историческую, социально-личностную, морально-нравственную. По отношению к личности коллектив выступает
в качестве социального института, отражающего нормы, принятые в данном обществе. Они представлены в коллективных нормах, обусловливающих цели и средства, которые выбираются членом коллектива.
Активное участие в различных социальных процессах позволяет человеку полнее осознавать объективную необходимость складывающихся взаимосвязей, понимать ее значение для себя лично и общества в целом. На этой основе формируется важнейшее условие существования коллектива - чувство «Мы». Успехи коллектива становятся предметом личной гордости, критерием социальной идентификации, и его достижения приобретают глубоко личностный смысл. Образуется специфический настрой личности, регулирующая сила которого зависит от сплоченности коллектива - степени единства и защищенности.
Социально-психологический анализ характеристик трудового коллектива позволяет выделить конкретные объекты управления их развитием в формальных группах, создаваемых для реализации принципов инновационной политики в университете в качестве творческих объединений - элементов вузовской инновационной системы. Целесообразно ставить задачу создания на этой основе профильных команд, способных продуктивно осуществлять инновационную деятельность в соответствии со стратегией развития университета, ориентированной на положения государственной инновационной политики, представленные в «Концепции - 2020» и стратегии «Инновационная Россия -2020». Решение такой задачи предполагает определённую реорганизацию системы управления университетом в рамках проекта «Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах», разработанную департаментом стратегического развития Минобрнауки России.
Примечания
1 См.: Краткий словарь иностранных слов. М., 1950. С. 282.
2 См.: Лисин Б. К. Кадровая политика как фактор модернизации // Инновации. 2009. № 12. С. 21-23.
3 См.: Никонов Я. И. Инновационная политика как основа системной модернизации экономики России [Электронный ресурс]. URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2011/03/ Никонова_236_конк кач_0^ос (дата обращения: 20. 06.2011).
4 См.: Тезисы выступления министра экономического развития Российской Федерации Э. С. Набиуллиной «Модернизация, инновации и региональные аспекты» (Москва, 9 ноября 2009 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/ doc1257790789898 (дата обращения: 15.04.2011).
5 См.: Лисин Б. К. Указ. соч.
6 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. URL: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/ rasp2008№1662red08.08.2009 (дата обращения:
07.04.2011).
См.: Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах / Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. иИЬ: http://mon.gov.ru/dok/akt/7762/ (дата обращения:
10.03.2011).
Там же.
7
8
УДК 159.923.2
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЭТАЛОН ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Е. В. Рягузова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье осуществлена теоретическая рефлексия русских пословиц и поговорок о дружбе и дружеских отношениях. Утверждается, что с их помощью транслируются социокультурные коды и смыслы. Показано, что пословицы и поговорки, представляя собой афористически сжатые высказывания, манифестируют образно-эмоциональный контент и отражают национально-специфический контекст понятия «друг», который детерминируется культурными и социально-психологическими факторами, обеспечивающими разные способы категоризации. Обосновывается, что социокультурные коды интерперсональных отношений доступны декодированию в конкретном возрасте при определенном уровне личностной зрелости.
Ключевые слова: социальная психология, межличностные отношения, дружба, социокультурный эталон, субъективные представления.
Sociocultural Standard Interpersonal Relationship Е. V. Ryaguzova
The paper reports outcomes of a theoretical reflection of Russian proverbs and sayings about friendship and friendly relations. The paper alleges that by means of them sociocultural codes and meanings are transmitted. It is shown that proverbs, representing aphoristically short speech, imagery and manifest emotional content, and reflect national-specific context the term «friend», which is determined by cultural and socio-psychological factors, which provide different ways of categorizing. It is substantiated that the sociocultural codes interpersonal relations are available decoding in a particular age at a certain level of personal maturity.
Key words: social psychology, interpersonal relationships, friendship, the social and cultural standard, subjective representations.
Жизнь современного человека в условиях глобализационных и интеграционных вызовов и рисков сопряжена как с очевидными позитивными изменениями, так и с явными негативными трансформациями в различных сферах его жизнедеятельности. С одной стороны, мир унифицируется, объединяясь в тотальную федерацию одинаковых и похожих друг на друга сущностей, возрастает мобильность, стираются видимые и невидимые границы и барьеры, однако, с другой стороны, люди лишаются самобытности и уникальности,
остро встает проблема отчужденности в повседневном мире, связанная с изолированностью, одиночеством и коммуникативными рисками. Соответственно, можно говорить об антропологическом кризисе утраты человеком ценности своего бытия, связанном с диффузией идентичности, невозможностью обнаружения и понимания другого содержания, его различения и ассимиляции в собственном опыте, сфокусированностью на поиске способа выражения единичного, акцентированием внимания на инаковости, конструированием новой модели идентичности. В современном мире изменяются ценностные основания со-бытия с Другим, межличностные отношения все больше характеризуются неустойчивостью, формализо-ванностью, функциональной направленностью и отсутствием глубины. В связи с этим актуальным становится исследование феноменологии интерсубъективного взаимодействия Я и Другого, где в качестве Другого может выступать любой объект внешней или внутренней активности личности (персонифицированный или обезличенный другой человек, воображаемый или представляемый Другой, Другой в культуре), а в ходе взаимодействия и взаимного проникновения Я и объектов активности данная связь эволюционирует во все более сложные отношения «Я (Другое) - Другое (Я)» и «Я (Другое в Я) - Я (Я в Другом)»1.
Целью данной статьи является сравнительный анализ социокультурных кодов и смыслов интерперсональных отношений (в частности, дружеских), зафиксированных в пословицах и поговорках и транслируемых с их помощью социальным агентам, и смыслов, реконструированных из обыденных представлений о дружбе.
Известно, что человек существует в мире наряду с другими субъектами и объектами, со-бытийствует с ними. Соответственно, его бытие не может быть понято как автономное существование - нельзя абстрагироваться от того факта, что субъект разделяет бытие с другими людьми, вступая с ними в те или иные социальные отношения. Другой всегда рядом, при этом со-бытийствование
©8 Рягузова Е. В., 2011