Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 275-280
УДК 339
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ
© 2012 г. О.Ф. Удалов1, Ю.А. Чурдалева2, Д.К. Шибаев2
'Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2Нижегородский государственный инженерно-экономический институт
Поступила в редакцию 20.05.2012
Рассматривается организационно-управленческий механизм инновационной деятельности фирм в контексте конкуренции на глобальном рынке. Приводится характеристика отдельных фаз ее реализации. Анализируются изменения конкурентных преимуществ фирм в условиях инновационного лидерства промышленно развитых стран на мировом рынке.
Ключевые слова: инвестиции, конкурентные преимущества фирм, инновационная политика, стратегия компаний, инновационный процесс, высокотехнологичные продукты.
При выходе на внешний рынок решающее значение для деятельности корпораций имеет инновационная политика, заключающаяся в том, что руководитель создает такую систему управления и обеспечивает такой климат в компании, который способствует постоянному генерированию новых идей и мотивирует персонал к творческому поиску методов и средств выживания в конкурентной среде.
Инновационный процесс (ИП) (инновации) состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Основные этапы и характеристики ИП можно представить в виде классических этапов, приведенных на рис. 1.
На первом этапе проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, вузах и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозмездной основе. Здесь также проводятся исследования в ТНК с целью обеспечить конкурентоспособность своих товаров. На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Т.к. результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата.
Именно с этого этапа возникает возможность риска потерь вложенных средств и инвестиций в инновацию. Они носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).
На третьем этапе осуществляются опытноконструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий, ФПГ и ТНК. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.
На рубеже третьего этапа и выхода на рынок требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе ИП реакция рынка на нововведения еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.
Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, повышения конкурентоспособности и обеспечения условий для возврата (окупаемости) рискоинвестиций на данном этапе ИП проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное исполь-
Рис. 1. Основные этапы инновационного процесса
зование при условии поддержания конкурентоспособности продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается.
В инновационном процессе центральное место занимает инновационный проект, под которым понимается:
1. Целенаправленная деятельность по осуществлению комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.
2. Система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий.
При разработке ИП в системе международного менеджмента учитывают прогнозные оценки появления конкурентных разработок, а также последствия их реализации на практике. Поэтому важное значение имеет применение опережающей базы сравнения при планировании новшеств, базирующейся на следующих альтернативных подходах:
1. База сравнения - показатели лучшего образца конкурентов на данном рынке в текущий момент;
2. База сравнения - показатели лучшего образца конкурентов, скорректированных к началу освоения нового образца товара корпорации.
3. Опережающая база сравнения.
Выбор базы сравнения представлен на рис. 2.
В целом применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объектов производства требует высокой квалификации персонала, современной научноэкспериментальной базы, большого объема качественной и достоверной информации. Поэтому такой подход (как элемент воспроизводства в системе международного менеджмента ) может применяется к воспроизводству только приоритетных объектов.
На рисунке 2 продолжительность изготовления выпускаемого образца определяется периодом начала выпуска нового образца, т.е. динамикой сменяемости моделей в соответствии с воспроизводственным циклом товара. Судьбу лучшего образца конкурентов предопределит закон конкуренции как закон «вымывания» некачественных товаров.
Определяя опережающую базу сравнения, необходимо проводить сравнительный анализ на основе пяти сил, определяющих конкуренцию:
1) соперничество между имеющимися конкурентами;
2) угроза появления новых конкурентов;
Показатель качества объекта Пк
П1
Т1 Т2 ТЗ Т4 Т5
Рис. 2. Графическая интерпретация применения опережающей базы сравнения
Обозначения: ВО - выпускаемый образец товара; ЛО - лучший аналогичный образец на данном рынке; П1 -показатель качества выпускаемой продукции; П2 - показатель качества лучшего образца конкурентов; П3 -показатель лучшего образца, скорректированного к началу освоения нового образца; П4 - показатель качества нового образца товара корпорации на данном рынке в соответствии со стратегической сегментацией и прогнозированием.
3) угроза появления товаров и услуг - заменителей;
4) способность покупателей торговаться;
5) способность поставщиков торговаться.
При планировании обновления объекта в качестве опережающей базы сравнения можно применить:
1) лучший мировой образец аналогичного объекта;
2) перспективные показатели, которые будут достигнуты к началу освоения нового объекта;
3) перспективные показатели, которые потребуются потребителю.
Выпускаемый образец имеет параметр П1, лучший образец П2 . Значит, в момент Т1 отставание выпускаемого образца от лучшего будет равно (П2 - П1). Однако лучший образец проектировался раньше момента Т1, поэтому его параметры уже отстают от лучших мировых достижений в данной области, зафиксированных в изобретениях, патентах, научных отчетах и других источниках (точка Д). В связи с этим требуется время для реализации плановых параметров будущего товара в конструкторской документации (Т2), технологической документации (Т3), при изготовлении (Т4) и внедрении у потребителя (Т5).
Некоторые конструкторские организации при планировании воспроизводства продукции ориентируются на тенденции технического прогресса на период освоения новой продукции в производстве (точка С). При таком подходе отставание нового образца от тенденций техниче-
ского прогресса будет меньше: (П4 - П3). Этот подход можно применять при отсутствии экспериментальной базы, информации и средств коренного улучшения конструкции.
Корпорации, ставящие цель опередить конкурентов, должны спрогнозировать тенденции технического прогресса по важнейшим параметрам объекта на период до внедрения у потребителей первых новых образцов всей намечаемой к выпуску программы. При таком подходе по важнейшим параметрам прогнозируется точка Д, и эти параметры закладываются в техническое задание на проведение НИР. Применение опережающей базы сравнения при планировании воспроизводства товаров требует высокой квалификации всего персонала, современной научно-экспериментальной базы, большого объема достоверной информации. В связи с этим такой подход может применяться к воспроизводству только приоритетных товаров.
Приступая к анализу, сопоставим норму прибыли корпорации со средней нормой прибыли, изобразив ее графически (рис. 3). Как видно, до 2009 г. ее величина была ниже средней нормы прибыли. Следовательно, эффективность работы корпорации была ниже среднего уровня эффективности типичных корпораций. В таких случаях, когда показатель нормы прибыли недостаточно высок, следует произвести факторный анализ традиционными методами с целью выявления количественной оценки влияния различных показателей хозяйственных
процессов на чистый финансовый результат для обнаружения резервов ее увеличения. При отсутствии резервов повышения эффективности производства перед корпорацией возникает необходимость либо в повышении продажной цены в пределах платежеспособного спроса покупателей, либо в переориентации производства.
Развитие конкурентных преимуществ в «новой экономике», возникшей в последние десятилетия ХХ века, вызвано переходом от обрабатывающей промышленности к экономике, основанной на знаниях. Переход к экономике, основанной на знаниях, в реальном секторе приводит к двум важнейшим последствиям: во-первых, у фирм появляется потенциал для получения выгод от эффекта возрастающей отдачи; во-вторых, приобретает широкие возможности копирование идей, технологий и продуктов.
Эффект возрастающей отдачи от масштабов производства вызван следующими обстоятельствами:
1. Распространение сетевых услуг происходит на основе наличия определенных стандартов и приводит к расширяющимся сетевым экстерналиям.
2. Возникновение эффекта «удерживания (запирания) клиента» вследствие высоких издержек переключения. Т.е. чем больше средств инвестирует потребитель в приобретение высокотехнологичных продуктов и обучения навыкам их использования, тем выше становятся его издержки переключения на продукт конкурента.
3. Производство многих инновационных продуктов основано на тиражировании, когда высокие издержки фирма несет только при из-
готовлении оригинала, а выпуск копий обходится ей с минимальными дополнительными затратами.
4. Эффект обучения производителя. По мере накопления производственного опыта и обучения персонала, осознания миссии и формирования культуры компании, нулевыми предельными издержками, равными цене носителя фирмы, накапливают неявные знания, в силу своей природы защищенные от передачи другим производителям в отрасли. Их можно перенять только в процессе работы в компании, тренинга, длительного внутреннего наблюдения. Поэтому конкуренты находятся в менее выгодном положении. Практика показывает, что чем сложнее технология производства, тем сильнее действует эффект обучения и тем больше его вклад в возрастающую отдачу.
В то же время высокая емкость по знаниям инновационных технологий и высокотехнологичных продуктов могут привести к негативным моментам для фирмы-инноватора, т.к. это открывает простор для копирования и имитации. Если в индустриальной экономике традиционные факторы производства являются конкурентными и использующие их компании защищены правами собственности и патентами и могут легко предотвратить копирование конкурентами ее уникальных активов или товаров, то в экономике, основанной на знаниях, ни инновационная бизнес-идея, ни технология, ни продукт не могут быть полностью защищены от копирования и подражания. Поэтому неконку-рентность и неисключаемость знаний приводит к снижению нормы доходности на инвестиции
и, как следствие, к снижению объема этих инвестиций.
Неконкурентность в потреблении означает, что доступность знаний для одних не снижает их доступности и ценности для других.
Неисключаемость означает невозможность воспрепятствовать потреблению знаний теми, кто не заплатил за это право.
Столкнувшись с этими последствиями перехода к экономике, основанной на знаниях, фирмы оказались перед проблемой, как извлекать преимущество из положительного эффекта масштаба и одновременно защищаться от угрозы копирования.
Решение этой проблемы может быть найдено 1) в способах организации бизнеса; 2) в стратегии рыночного поведения.
Роль новых технологий состоит в том, что благодаря им происходит трансформация среды деятельности экономических агентов. Инвестиционный бум в сфере информационно-компьютерных технологий во второй половине 1990-х гг. привел к серьезным организационным изменениям на уровне фирмы:
Во-первых, существенная доля ценности информационных технологий заключается в способности стимулировать дополнительные инвестиции в организацию бизнеса и производства.
Во-вторых, эти инвестиции, в свою очередь, приводят к повышению производительности через снижение издержек и, что более важно, через стимулирование фирм повышать качество выпуска в форме новых продуктов или улучшений, таких как удобство, соблюдение сроков доставки, качество и разнообразие, возникновение которых связано с использованием неосязаемых активов фирм.
Применение фирмами новейших достижений в области информационно-компьютерных технологий позволяет им существенно повысить конкурентоспособность за счет организационных изменений, приводит к росту их капитализации за счет роста невидимого капитала и повышает рыночную их стоимость. В новой экономике происходит изменение источника конкурентных преимуществ от выгодной рыночной позиции к трансформации знаний и нововведений в реальные активы.
Такая новая стратегия пришла на смену представлениям о стратегическом мышлении последней трети ХХ века, когда основное внимание уделялось соперничеству с конкурентным окружением и различные конкурентные стратегии отличались только факторами, с помощью которых фирмы добивались преимущества над конкурентами. Деятельность руководства компаний сводилась главным образом к
оценке того, что делают конкуренты, и задаче превзойти их в этом. Стратегическое мышление фокусировалось на конкурентах, а сами компании прилагали основные усилия для производства продукта, во многом имитирующего продукт конкурентов.
Инновационное лидерство - это такая стратегия поведения компаний, которая одновременно преследует достижение двух целей - создание товара, имеющего рыночную ценность для потребителя, и осуществление инноваций. При этом основой стратегии инновационного лидерства является принципиально новый результат деятельности фирмы, имеющей для покупателя высокую ценность.
Стратегия инновационного лидерства радикально отличаются от стратегии завоевания конкурентных преимуществ. Она имеет мало общего с сегментацией рынка, направленной на удовлетворение дифференцированных потребностей:
1) она не связана лишь с внедрением технологических новинок;
2) ею могут овладеть не только компании, функционирующие в сфере высоких технологий, и даже не только компании-изобретатели, первыми разработавшие товар и предложившие его на рынке;
3) она позволяет видеть возможности там, где другие видят ограничения;
4) она может принести успех даже тогда, когда сама компания и экономика в целом переживают не лучшие времена.
Переход России к постиндустриальной экономике ведет к необходимости развития нового технологического уклада, связанного с развитием информационных и коммуникационных технологий, ускорением инновационных процессов, сокращением жизненного цикла товаров, активизацией процессов интернационализации и глобализации. Это требует изменения целевых ориентиров деятельности хозяйствующих субъектов, повышения их конкурентоспособности, эффективности организации производства и управления инновациями в соответствии с новыми реалиями экономических отношений.
Список литературы
1. Федоров О.В. Стратегии инновационной деятельности. М.: ИНФРА, 2012. 275 с.
2. Антипина О.Н. Настоящее богатство «новой экономики». США, 2008, № 12, с. 63-68.
3. Strategic Thinking for the Next Economy. Ed. By M. Cusumano, C. Markides. San Francisco. 2001, pp. 197-228.
4. Маевский В. Условия развития высокотехно- 5. Портер М. Международная конкуренция / логического комплекса // Вопросы экономики. 2003. Ред. В.Д. Щетиннина. М.: Международные отноше-№ 2. С. 34-36. ния, 1993. 895 с.
INNOVATION POLICY OF CORPORATIONS IN THE WORLD MARKET OF SERVICES O.F. Udalov, Yu.A. Churdaleva, D.K. Shibaev
We consider the organizational and management mechanism of firms' innovation in the context of competition in the global market. Individual phases of innovation implementation are characterized. We also analyze the changes in the competitive advantages of firms in circumstances where industrialized countries occupy leading positions in innovation in the world market.
Keywords: investment, competitive advantage of firms, innovation policy, companies' strategy, innovation process, high-tech products.