Научная статья на тему 'Инновационная политика и управление рисками долгосрочного экономического развития региона в условиях изменения климата'

Инновационная политика и управление рисками долгосрочного экономического развития региона в условиях изменения климата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАСТЕРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE PROGRAMS / INNOVATION ACTIVITY / CLUSTERS / REGIONAL POLICY / ROSTOV REGION / ECOLOGICAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшалова Наталья Николаевна, Рубан Дмитрий Александрович, Молчанова Татьяна Константиновна

Глобальные изменения климата, которые будут происходить как минимум несколько десятилетий, формируют риски для устойчивого экономического развития отдельных регионов, что делает актуальным рассмотрение возможностей управления этими рисками. На территории Ростовской области, крупного и экономически значимого региона Юга России, климатические изменения будут связаны, главным образом, с ростом среднегодовых температур, что создает существенные вызовы для ряда отраслей экономики, из которых наиболее подверженными выглядят сельское хозяйство и сфера туризма. Минимизация соответствующих рисков возможна за счет адаптации отмеченных отраслей к прогнозируемым изменениям, что требует развития соответствующей инновационной деятельности. В настоящее время в регионе уже сформирован достаточный потенциал для разработки инноваций. Что касается их трансфера из других частей страны, то это логичнее всего осуществлять через поддержку межрегиональной коллаборации в рамках федеральных инициатив. Наконец, внедрение инноваций требует наибольшей поддержки, направленной на стимулирование соответствующего спроса. Решение отмеченных задач возможно за счет совершенствования, конкретизации инновационной политики в Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшалова Наталья Николаевна, Рубан Дмитрий Александрович, Молчанова Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POLICY AND MANAGEMENT OF RISKS IN LONG-TERM ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION IN CONDITIONS OF CLIMATE CHANGE

Global climate changes that will take place during some decades (at minimum) form risks for sustainable economic development of particular regions, which facts makes urgent analysis of possibilities of these risks management. On the territory of the Rostov Region, which is big and economically important region of the Russian South, the climate changes will be linked chiefly to the increase in annual temperatures causing serious challenges for some industries of the economy, from which agriculture and tourism seem to be the most vulnerable. Minimization of the related risks is possible via adaptation of the noted industries to the forecasted changes, which requires development of the relevant innovation activity. Presently, the region has sufficient potential for innovation creation. As for their transfer from the other parts of the country, this will be to realize via support of interregional collaboration in the frame of federal initiatives. Finally, innovation implementation requires the most significant support aimed at stimulation of the relevant demand. Solution of the above-mentioned tasks is possible via improvement and focusing of the innovation policy of the Rostov Region.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика и управление рисками долгосрочного экономического развития региона в условиях изменения климата»

Н.Н. ЯШАЛОВА

Доктор экономических наук Заведующая кафедрой экономики и управления Бизнес-школы ЧГУ, г. Череповец

Д.А. РУБАН

Ph. D., кандидат геолого-минералогических наук Доцент Высшей школы бизнеса ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

Т.К. МОЛЧАНОВА

Студент Высшей школы бизнеса ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Глобальные изменения климата, которые будут происходить как минимум несколько десятилетий, формируют риски для устойчивого экономического развития отдельных регионов, что делает актуальным рассмотрение возможностей управления этими рисками. На территории Ростовской области, крупного и экономически значимого региона Юга России, климатические изменения будут связаны, главным образом, с ростом среднегодовых температур, что создает существенные вызовы для ряда отраслей экономики, из которых наиболее подверженными выглядят сельское хозяйство и сфера туризма. Минимизация соответствующих рисков возможна за счет

адаптации отмеченных отраслей к прогнозируемым изменениям, что требует развития соответствующей инновационной деятельности. В настоящее время в регионе уже сформирован достаточный потенциал для разработки инноваций. Что касается их трансфера из других частей страны, то это логичнее всего осуществлять через поддержку межрегиональной коллаборации в рамках федеральных инициатив. Наконец, внедрение инноваций требует наибольшей поддержки, направленной на стимулирование соответствующего спроса. Решение отмеченных задач возможно за счет совершенствования, конкретизации инновационной политики в Ростовской области.

Агропромышленный комплекс, государственные программы, инновационная деятельность, кластеры, региональная политика, Ростовская область, экологическая экономика. Тематический рубрикатор e-Library: 06.61.33

N.N. YASHALOVA

Doctor of Sciences in Economics, department head, Business School Cherepovets State University

D.A. RUBAN

Ph.D., associate professor, Higher School of Business, Southern Federal University

T.K. MOLCHANOVA

Bachelor student Higher School of Business Southern Federal University

INNOVATION POLICY AND MANAGEMENT OF RISKS IN LONG-TERM ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION IN CONDITIONS OF CLIMATE CHANGE

Global climate changes that will take place during some decades (at minimum) form risks for sustainable economic development of particular regions, which facts makes urgent analysis of possibilities of these risks management. On the territory of the Rostov Region, which is big and economically important region of the Russian South, the climate changes will be linked chiefly to the increase in annual temperatures causing serious challenges for some industries of the economy, from which agriculture and tourism seem to be the most vulnerable. Minimization of the related risks is possible

via adaptation of the noted industries to the forecasted changes, which requires development of the relevant innovation activity. Presently, the region has sufficient potential for innovation creation. As for their transfer from the other parts of the country, this will be to realize via support of interregional collaboration in the frame of federal initiatives. Finally, innovation implementation requires the most significant support aimed at stimulation of the relevant demand. Solution of the above-mentioned tasks is possible via improvement and focusing of the innovation policy of the Rostov Region.

Agro-industrial complex, state programs, innovation activity, clusters, regional policy, Rostov Region, ecological economics.

Разработка стратегий долгосрочного экономического развития регионов предполагает учет влияния самых разнообразных рисков, реализация которых способна нарушить устойчивость этого развития, привести к убыткам или деградации отдельных видов деятельности. Подобные риски могут быть связаны как с геополитическими и социально-экономическими, так и с природными явлениями. Учет последних представляется особо трудным в силу сложности их количественного описания, прогнозирования и выявления прямых и обратных связей с общественным прогрессом. К числу природных рисков относятся и те, что связаны с изменениями климата. Соответствующие вопросы рассматривали в своих статьях К.Л. Михайлов и Г.В. Михайлова [1], Б.Н. Порфирьев [2], А.А. Сергеев [3], С.Н. Сильвестров и С.А. Рогинко [4], Е.Н. Яковлева и др. [5]. Все указанные специалисты признают, что управление этими рисками требует использования достаточно сложных инструментов, во многом связанных с экологизацией экономики. Однако важно и то, что появление этих инструментов возможно лишь в условиях инновационного развития. Следовательно, управление климатическими рисками долгосрочного экономического развития сопряжено с выработкой определенной политики в сфере инноваций.

Целью настоящей работы является выработка рекомендаций по инновационной политике, которая призвана обеспечить минимизацию рисков долгосрочного экономического развития в условиях изменения климата на примере отдельно взятого региона, а именно Ростовской области. Выбор последней обусловлен двумя обстоятельствами: заметной инновационной успешностью, координирующейся в т.ч. административными методами [6], и наличием в экономике региона отраслей, напрямую зависящих от климатических изменений (сельское хозяйство, электроэнергетика и туризм).

Прежде всего, необходимо проанализировать актуальную информацию о прогнозируемых для Ростовской области изменениях климата в течение XXI века. Согласно отчету Межправительственной панели по изменению климата (1РСС) [7], в рассматриваемом регионе прогнозируется рост среднегодовых температур от 1°С (оптимистический прогноз) до 5°С (пессимистический прогноз). При этом независимо от того, какая из прогнозных оценок оправдается, рост температур окажется выше, чем на планете в целом, хотя и несколько меньше, чем по России, которая находится в зоне значительных изменений температурного режима. Согласно тому же отчету [7], роста количества осадков не произойдет вовсе, либо же он не превысит 10%. При этом интересно отметить, что при реализации пессимистического для планеты в целом сценария ожидаемое изменение количества осадков на территории Ростовской области окажется меньшим. Иными словами, для рассматриваемого региона этот сценарий следует рассматривать, наоборот, как оптимистический. Можно сделать общее заключение о том, что климатические риски для Ростовской области связаны, прежде всего, с увеличением среднегодовых температур, и величи-

на этих рисков значительна. Иными словами, для данного региона можно говорить именно об эффекте «глобального потепления», хотя подобного рода термин для планеты в целом является некорректным (по причине неравномерности ожидаемого изменения температурного режима в течение года и его сильной пространственной дифференциации).

Для полноценной оценки климатических рисков необходимо соотнести прогнозируемые угрозы с состоянием экономики региона. При этом стоит обратить внимание на роль отраслей, наиболее подверженных воздействию климатических изменений. К числу таковых относится, прежде всего, сельское хозяйство. Согласно данным Росстата [8], в 2017 г. агропромышленный комплекс Ростовской области обеспечивал 14,2% валового регионального продукта. Изменение температурного режима может как увеличивать, так и уменьшать продуктивность культур в растениеводстве. Однако в обоих случаях агропромышленный комплекс и используемые в нем практики ведения деятельности потребуют той или иной адаптации, что нарушит устойчивость отраслевого развития и повысит своего рода «нагрузку» (привлечение инвестиций, трансакционные издержки из-за перестройки сложившихся цепочек поставок и рынков сбыта и т.п.) на экономику региона. Что касается животноводства, то изменение температурного режима, вне всякого сомнения, изменит (скорее уменьшит) кормовую базу. В частности, с учетом неизменности количества осадков и роста среднегодовых температур может усилиться опустынивание и сокращение пастбищных угодий. Что касается электроэнергетики, вклад которой связан в т.ч. с обеспечением промышленного развития, то для Ростовской области следует учитывать расположение на ее территории Цимлянской ГЭС. Однако наполнение водой Цимлянского водохранилища зависит от количества осадков в бассейне р. Дон в ее среднем и верхнем течении. Таковое будет изменяться несильно и скорее возрастать [7], а потому риски для производства электроэнергии в данном случае минимальны.

Вклад сферы туризма в экономику Ростовской области сравнительно невелик, однако потенциал развития соответствующей отрасли значителен. В частности, речь идет о рекреационном освоении побережья Таганрогского залива Азовского моря, а также некоторых других водных объектов (например, оз. Маныч-Гудило) и участков степи с высокими эстетическими свойствами ландшафта. Прогнозируемый рост среднегодовых температур может повысить качество ключевых свойств и, следовательно, привлекательность рекреационных объектов, сформировав основу для небольших курортных зон. Но при этом дальнейшее увеличение температур в летние месяцы при отсутствии роста количества осадков сделает Ростовскую область скорее непривлекательной для отдыхающих в силу менее комфортных условий. Таким образом, с учетом текущего отраслевого состояния экономики региона риски для его экономического развития в условиях изменения климата оказываются значительными и связанными, прежде всего, с угрозами для агропромышленного комплекса.

Сделанное выше заключение делает актуальной постановку вопроса об управлении зафиксированными климатическими рисками в целях их минимизации и соблюдения устойчивости долгосрочного экономического развития Ростовской области. Вполне очевидно, что основными инструментами такого управления должны выступать региональные государственные программы экономического развития, предполагающие постепенную адаптацию хозяйства региона к изменяющимся условиям. Для сельского хозяйства такая адаптация может предполагать, в частности, переход к новым сортам культур, использование новых способов мелиорации, перераспределение сельскохозяйственных угодий по площади и т.п. Для сферы туризма речь идет о значительном инфраструктурном развитии уже сложившихся и возможных новых рекреационных зон. Иными словами, во всех случаях мероприятия, которые стоит включить в программы, предполагают те или иные инновации. Для успешного внедрения последних требуется разработка соответствующей политики. В частности, данная политика должна показать инвесторам, насколько выгодно вкладывать средства в эти сферы деятельности. Правильные инвестиции сделают экономику региона более устойчивой, а также помогут ее дальнейшему развитию.

Для адаптации региональной экономики к изменениям климата в долгосрочной перспективе требуется поддержка разработки, трансфера и внедрения инноваций непосредственно в уязвимых отраслях (прежде всего, в сельском хозяйстве и сфере туризма), механизмах управления региональной экономикой и логистических цепочках, обеспечивающих производство и сбыт сельхозпродукции, а также оказание туристических услуг. Разработка инноваций в пределах региона возможна за счет соответствующей деятельности университетов и научно-исследовательских институтов/центров. Долговременность реализации климатических рисков при наличии уже сложившихся исследовательских «полюсов» в регионе (прежде всего, Южный федеральный университет и Южный научный центр РАН в г. Ростове-на-Дону, Донской государственный аграрный университет в г. Зернограде) делает решение данной задачи довольно простым. Однако для этого необходима ее четкая постановка на государственном уровне. В частности, такая задача должна быть зафиксирована в программах/стратегиях регионального развития (как общих, так и отраслевых), под реализацию соответствующих научно-исследовательских проектов должно выделяться адресное финансирование. Также для анализа проблемы, прогнозирования изменений и создания плана дальнейших действий необходимо привлекать как региональных ученых, хорошо знакомых с климатом и территорией, так и научных работников со всей страны, потому что именно они способны поделиться опытом и знаниями.

Трансфер инноваций является более сложной задачей. Связано это с тем обстоятельством, что реализация климатических рисков будет иметь место как в Ростовской области, так и за ее пределами только в будущем. Это означает, что речь идет о трансфере именно ожидаемых инноваций. Кроме того, необходимо понимание того, что климатические риски долгосрочного экономического развития различаются территориально, а подверженными их влиянию

оказываются разные отрасли экономики. В этой связи вполне может иметь место дефицит инноваций для трансфера в рассматриваемый регион. Однако важен тот факт, что существенные изменения температурного режима прогнозируются для большей части территории России [7], в связи с чем разработка адаптационных инноваций является задачей федерального масштаба. В таком случае программы/стратегии, разрабатываемые конкретно для Ростовской области, должны предполагать не только выделение средств для заимствования инноваций из других регионов, но и подключение к общегосударственным инициативам по их распространению. Иными словами, речь идет о трансфере через национальную коллаборацию. Это необходимо, чтобы взаимодействовали три основных элемента: исследователи по всей стране, инфраструктуры, которые обеспечивают постоянное функционирование трансфера инноваций, и государственные органы, выступающие в качестве регулятора для отдельных регионов и для всей страны в целом.

Наконец, внедрение инноваций также является важным объектом инновационной политики. В силу долговременности реализации климатических рисков осознание необходимости адаптации текущих сельскохозяйственных практик и постепенного совершенствования туристической структуры отраслевыми бизнес-сообществами может происходить недостаточно активно или не происходить вовсе. Иными словами, спрос на адаптационные инновации будет явно ниже требуемого. Более того, внедрение таких инноваций может оказаться затратным для хозяйствующих субъектов, многие из которых относятся к сегменту малого и среднего бизнеса. В этой связи региональные программы/стратегии должны предполагать мероприятия по стимулированию вышеуказанного спроса (например, некоторые преференции для внедряющих требуемые инновации организаций), выделение средств на компенсацию затрат, связанных с внедрением инноваций, а также мероприятия по повышению экологической грамотности предпринимателей. В этой связи стоит обратить внимание на результаты трех недавних исследований. Изучение восприятия изменений климата норвежскими фермерами показало необходимость значительных усилий со стороны государства для развития соответствующей ответственности при принятии решений [9]. Данные по Центральной Америке свидетельствуют, что только крупные и «продвинутые» хозяйства готовы к адаптации своей деятельности в соответствии с климатическими изменениями [10]. Наконец, изучение аграрной деятельности в Египте четко указало на зависимость готовности к адаптации от размера хозяйства, образованности его управленцев, разнообразия продукции и членства в профессиональном сообществе [11]. Указанный зарубежный опыт свидетельствует, что именно внедрение инноваций, которые требуются для устойчивости развития, является наиболее сложной задачей, решение которой неразрывно связано с разработкой соответствующей политики на государственном уровне.

В целом управление рисками долгосрочного экономического развития Ростовской области в условиях изменения климата требует значительной конкретизации соответствующей составляющей иннова-

ционной политики. По сути, речь идет о своего рода видоизменении понятия «региональная экономическая политика», естественность чего уже обсуждалась ранее [12]. В этой связи представляется интересным проанализировать принятые в регионе документы, определяющие перспективы инновационного развития. Наиболее актуальным из них видится государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 20192030 годы, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 637 [13]. Анализ задач этой программы и ее подпрограмм показывает, что проблема учета климатических рисков в ней не поставлена, а предполагаемые мероприятия лучше всего способствуют (хотя и косвенно) трансферу климат-ориентированных инноваций в регион. Второй документ, имеющий принципиальное значение, - «Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 12.03.2015 №164 [14]. Она гораздо четче прописывает механизмы и инструменты инновационной политики, требуемые для управления рисками долгосрочного экономического развития в условиях изменений климата. Важно, что данная концепция фокусируется, в частности, на агропромышленном комплексе и сфере туризма, что автоматически включает их в число инновационно ориентированных отраслей региональной экономики. Приобретение ими соответствующего вектора развития облегчит разработку, трансфер и внедрение адаптационных инноваций. Наконец, в Ростовской области могут быть созданы территории опережающего развития [15], обеспечивающие трансформацию региональной экономики и создающие «глубинные» предпосылки для диверсификации инновационной деятельности.

На основании проведенного анализа могут быть сделаны следующие общие выводы. Во-первых, прогнозируемые изменения климата и, прежде всего, рост среднегодовых температур создают существенные риски для долгосрочного экономического развития Ростовской области. Во-вторых, управление этими рисками тесно связано с разработкой, внедрением и трансфером инноваций, позволяющих отдельным отраслям экономики адаптироваться к ожидаемым изменениям. В-третьих, инновационная политика в регионе требует дальнейшего совершенствования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №18-010-00549.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Михайлов К.Л., Михайлова Г.В. Климатические изменения как фактор экологизации экономики региона/ К.Л. Михайлов, Г.В. Михайлова //Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 8.

2. Порфирьев Б.Н. Экономика и изменения климата: теория и практика снижения климатических рисков экономического развития/ Б.Н. Порфирьев // Экономические науки. - 2008. - № 45.

3. Сергеев А.А. Влияние климатических флуктуаций и их последствий на экономику, здоровье населения и комфортность его проживания на территории России/ А.А. Сергеев // Экономика и экологический менеджмент. - 2010. - № 2.

4. Сильвестров С.Н., Рогинко С.А. По поводу рисков Парижского соглашения о климате для социально-экономического развития России/ С.Н. Сильвестров, С.А. Рогинко // Российский экономический журнал. - 2016. - № 6.

5. Яковлева Е.Н. и др. Методические подходы к оценке природно-климатических рисков в целях устойчивого развития государства/ Е.Н. Яковлева, Н.Н. Яшалова, Д.А. Рубан, В.С. Васильцов // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. - 2018. - №52.

6. Рубан Д.А. Регуляторы инновационной деятельности в регионах Юга России: государственное понимание проблемы в контексте программ экономического развития/ Д.А. Рубан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - №5.

7. Climate Change 2014: Synthesis Report [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ipcc.ch/ (дата обращения: 27.02.2019).

8. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации - 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b18_14s/Main.htm (дата обращения: 27.02.2019).

9. Flemsaeter F., Bjorkhaug, H., Brobakk J. Farmers as climate citizens // Journal of Environmental Planning and Management. - 2018. - V. 61. - P. 2050-2066.

10. Sousa de K., Casanoves F., Sellare J., Ospina A., Suchini J.G., Aguilar A., Mercado L. How climate awareness influences farmers' adaptation decisions in Central America? // Journal of Rural Studies. - 2018. - V. 64. -P. 11-19.

11. Kassem H.S., Bello A.R.S., Alotaibi B.M., Aldosri F.O., Straquadine G.S. Climate change adaptation in the Delta Nile Region of Egypt: Implications for agricultural extension // Sustainability. - 2019. - V. 11. - P. 685.

12. Латушко Н.А. Эволюция моделей региональной политики в контексте теорий региональной экономики //Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №11A.

13. Государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика». 2019-2030 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.donland.ru/Donland/ Pages/View.aspx?pageid=75189&mid=128186&item Id=292 (дата обращения: 28.02.2019).

14. Концепция кластерного развития Ростовской области на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. -URL: http://www.donland.ru/Donland/Pages/View.as px?pageid=75189&mid=128186&itemId=252 (дата обращения: 28.02.2019).

15. Латушко Н.А. Экономический потенциал формирования на Юге России территорий опережающего развития: теоретико-методические и инструментальные подходы // Новые технологии. - 2017. - № 4.

© Наталья Николаевна Яшалова, 2019 © Дмитрий Александрович Рубан, 2019 © Татьяна Константиновна Молчанова, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.