и
ш
со
< со
О
Инновационная политика и совместные
научно-технические проекты Союзного государства
Резюме. В статье представлены данные о целевых направлениях и правовом обеспечении инновационной политики при реализации совместных научно-технических проектов в Союзном государстве «Беларусь-Россия». Анализируются результаты и перспективы сотрудничества стран в сфере научно-технического взаимодействия. Предложены меры по стимулированию дальнейшего развития кооперации при реализации совместных научно-технических программ и других инновационных проектов под патронатом Союзного государства.
Ключевые слова: Союзное государство, инновационная политика, научно-технические проекты, технологические платформы.
Обеспечение инновационного пути развития - одна из приоритетных задач межстрановой интеграции в рамках Союзного государства (СГ) Российской Федерации и Республики Беларусь. Она определяет стратегическую цель инновационной политики обеих стран -создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития инноваций и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, благосостояния населения, укрепления национальной безопасности. Поддержка инновационной деятельности носит многокомпонентный характер и осуществляется с учетом особенностей экономик и интересов каждой из сторон.
Курс совместной научно-технической и инновационной политики интегрирующихся стран определен в постановлении Совета Министров Союзного государства от 04.04.2006 г. №9 «Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства». Она осуществляется в значительной мере через подготовку и проведение совместных научно-технических программ идругих мероприятий. Реализуются подобные проекты в промышленности, энергетике, строительстве, в области освоения космоса, в компьютерных технологиях и в других сферах. Согласно принятому Порядку разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденному 11.10.2000 г., они изначально должны были представлять собой «средство развития экономической интеграции, осуществления скоординированных действий по совместному решению
Антон Слонимский,
заведующий
сектором
инновационного
развития
Научно-
исследовательского
экономического
института
Министерства
экономики
Республики Беларусь,
кандидат
экономических наук, доцент
Эдита Савчук,
заместитель
начальника
управления
финансов
Министерства
промышленности
Республики Беларусь
отдельных социально-экономических проблем, представляющих взаимный интерес». Общие научно-технические программы - неотъемлемая часть регулирования процессов формирования и развития Союзного государства. Их реализация началась одновременно с принятием первого совместного бюджета. Выполняя функцию обновления производственного и научно-технического потенциалов, эти программы выступают в качестве важнейшего элемента управления. От уровня их финансирования во многом зависят темпы прогресса и степень интенсификации производства в обеих союзных странах. Научно-технические программы стали одним из наиболее мощных и эффективных инструментов, используемых для увеличения инновационного потенциала Беларуси и России.
Как показал анализ, первые подобные программы в большинстве своем были нацелены на элементарное поддержание устойчивости состояния отдельных отраслей - телевизионной, машиностроительной [1]. Однако в дальнейшем они стали все больше приобретать инновационную направленность. Их реализация может финансироваться из нескольких источников: из бюджета Союзного государства, внебюджетных источников (взносы участников реализации программы), финансовых средств третьих стран, государственных бюджетов стран-участниц, а также субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований Республики Беларусь. Всего за 2000-2013 гг. при поддержке Союзного государства были профинансированы 63 совместные программы [2].
Постоянно проводится согласованная работа по
определению и актуализации наиболее перспективных направлений для взаимодействия. В 2012 г. был уточнен и принят примерный Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации, который периодически обновляется и дополняется [3]. Предпринимаются шаги по созданию интегрированной белорусско-российской системы экспертизы научно-технологических и инновационных проектов, представляющих взаимный интерес.
В 2013 г. реализовывалось 9 совместных российско-белорусских научно-технических программ:
■ «Комбикорма» (перспективные ресурсосберегающие, экологически чистые технологии и оборудование для производства биологически полноценных комбикормов);
■ «Стволовые клетки» (новые методы и технологии восстановительной терапии патологических изменений тканей и органов с использованием стволовых клеток»);
■ «БелРосТрансген-2» (технологии и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов»);
■ «Прамень» (перспективные полупроводниковые гетероструктуры и приборы на их основе»);
■ «Микросистемотехника» (создание нового поколения микросистемотехники и унифицированных интегрированных систем двойного назначения на ее основе);
■ «Основа» (разработка и освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального назначения и двойного применения»);
■ «Стандартизация-СГ» (интегрированная система стандартизации космической техники, создаваемой в рамках программ и проектов Союзного государства);
■ «Союзный тепловизор» (современные и перспективные технологии создания в странах-участницах Союзного государства тепловизионной техники специального и двойного назначения на базе фотоприемных устройств инфракрасного диапазона третьего поколения);
■ «Компомат» (разработка инновационных технологий
и техники для производства конкурентоспособных композиционных материалов, матриц и армирующих элементов).
На их финансирование из бюджета Союзного государства было направлено более 2 млрд рос. руб., что составило около 41,7% его расходов [2].
Совместные программы приносят реальную отдачу экономикам Беларуси и России, поднимают их на новый технологический уровень, повышают эффективность работы предприятий тех отраслей, где данные проекты реализуются. Они ориентированы на технологическое развитие разрабатываемой и модернизируемой техники, составление единых требований к созданию новых изделий, узлов и приборов. Большинство разработок обеспечивают решение важнейших вопросов, связанных с импортозамещением и технологической независимостью двух стран. К тому же качество нововведений, как правило, соответствует общемировым стандартам, что позволяет выводить определенные виды продукции на глобальный рынок.
В соответствии с Декретом Высшего государственного совета Союзного государства №4 «О бюджете Союзного государства на 2014 г.» будет продолжаться финансирование программ «Микросистемотехника», «Прамень», «Компо-мат», «Союзный тепловизор», «Стандартизация-СГ», а также двух новых проектов, которые утверждены в 2013 г. [4]. Так, начата реализация союзной программы «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг-СГ»). Она направлена на обеспечение работоспособности космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, создание приборов, которые позволят получать качественно новую информацию из космоса, помогут улучшить процесс обработки данных.
Также разрабатывается и новая совместная программа в области сельского хозяйства -«Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура». Она нацелена на обеспечение России и Беларуси картофелем высокого качества, повышение эффективности и конкурентоспособности картофелеводства, формирование рынка здорового питания из топинамбура, а также создание технологии промышленного производства и переработки этого растения. Проект предусматривает использование механизма частно-государственного партнерства с привлечением 80% внебюджетных средств на реализацию мероприятий программы. Его финансовые ресурсы составляют 7,5 млрд рос. руб., в том числе 1,5 млрд из бюджета Союзного государства (975 млн руб. за счет отчислений России и 525 -за счет Беларуси) и 6 млрд
внебюджетных средств. В результате реализации программы предусматривается создание более 1 тыс. рабочих мест. Бюджетные ресурсы, направляемые в 2014 г. государственным заказчикам работ по совместным научно-техническим программам в Беларуси и России, представлены в табл. В совокупности они составят более 38,7% расходов бюджета Союзного государства [4].
В настоящее время в процессе подготовки, утверждения и реализации находятся 32 научно-технические программы [5], причем и уже существующие проекты, как показывает сложившаяся практика, иногда корректируются - в случае выявления возможностей для усиления их инновационности. К примеру, программа «Прамень» изначально носила исследовательский характер, однако после согласования в отраслевых министерствах было принято решение сделать ее прикладной, предусматривающей создание конкретной продукции, подготовку технической и
конструкторской документации. Вместе с тем обязательным условием реализации данной инициативы стало привлечение внебюджетных средств.
Ожидается, что в ближайшее время Советом Министров Союзного государства будут утверждены другие первостепенные научно-технические программы, выполнение которых вскоре предполагается начать. Так, проектом «СКИФ-НЕДРА» предусматривается внедрение информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства. Также готовится к рассмотрению программа «СКИФ-СОЮЗ», согласно которой планируется построение киберинфраструк-туры Союзного государства. Ее цель - создание и эффективное использование единого информационно-вычислительного высокопроизводительного пространства. Предлагается к рассмотрению и подготов-
Таблица.
Расходы бюджета
Союзного
государства
на 2014 г. для
реализации
совместных
научно-
технических
программ
по министерствам
(ведомствам) -
государственным
заказчикам работ
Источник: Декрет Высшего государственного совета Союзного государства №4 «О бюджете Союзного государства на 2014 г.» (Приложение 2)
Наименование программы Сумма финансирования, тыс. рос. руб. Министерства и ведомства Республики Беларусь Сумма финансирования, тыс. рос. руб. Министерства и ведомства Российской Федерации Сумма финансирования, тыс. рос. руб.
«Микросистемотехника» 250 000 Министерство промышленности 875 000 Министерство промышленности и торговли 162 500
«Прамень» 390 960 Национальная академия наук 136 800 Министерство промышленности и торговли 254 160
«Компомат» 308258 Концерн «Белнефтехим» 107 890 Министерство промышленности и торговли 200 368
«Союзный тепловизор» 159 500 Министерство промышленности 71 500 Министерство промышленности и торговли 88 000
«Стандартизация - СГ» 42 750 Национальная академия наук 14 900 Федеральное космическое агентство 27 850
«Картофель и топинамбур» 350 000 Национальная академия наук 100 000 Министерство сельского хозяйства 250 000
«Мониторинг - СГ» 385 000 Национальная академия наук 135 000 Федеральное космическое агентство 250 000
Всего расходов 1 886 468 653 590 1 232 878
ленный по инициативе белорусских ученых план союзной программы «Повышение эффективности производства овощей и грибов в защищенном грунте на основе прогрессивных технологий и техники» («Теплица»).
Продолжается работа над предложенными к рассмотрению концепциями программ по освоению прорывных технологических направлений: «Промышленные наноматериалы», «Силовой агрегат», «Монолит». Без внедрения предполагаемых по ним разработок более низкие характеристики продукции отечественного производства заставят нас наращивать импорт не всегда самых передовых технологий (лучшее страны-изготовители, как правило, оставляют себе).
Не менее важными являются перспективные проекты, касающиеся освоения подземных кладовых природы. В этой связи наша страна предложила российской стороне оказать содействие в ускорении согласования концепции программы «Геологоразведка, недро- и природопользование», предусматривающей разработку современных методов геологического изучения, рационального и экологически безопасного использования недр Беларуси и России. Технологии направленного колтюбингового бурения, гидроразрыва пласта и т.д., созданные в ходе реализации программы, можно будет в дальнейшем эффективно применить и в других государствах.
Ученые Беларуси и России предлагают также разработать проект новой совместной программы «БелРосФарм» по промышленному производству лекарственных средств с использованием лактоферрина человека. Лактоферрин женского молока является ключевым белком, который обеспечива-
ет новорожденному ребенку защиту от микробов, вирусов и грибков. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, это вещество не получают, поэтому чаще болеют, и в этой категории значительно выше младенческая смертность. Таким образом, особенность программы заключается в том, что в ней речь идет о здоровье будущих поколений. Работа ученых, занятых в ее реализации, связана с клиническими испытаниями, лабораторными исследованиями, а это требует немалых средств. По предварительным расчетам - 1 млрд рос. руб., из которых 35% будет направлено на белорусскую часть проекта, 65% - на российскую. Программа должна стать логическим продолжением двух предыдущих - «БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2». Главная их цель достигнута, поскольку созданы опытные стада трансгенных коз, из молока которых в 2010 г. впервые был получен лактоферрин человека. В одном литре содержится почти 7 граммов лактоферрина -это самый высокий показатель в мире. Теперь участникам совместного проекта предстоит провести лактоферрин человека через системы сертификации, установленные законодательством России и Беларуси. Для этого привлекаются ведущие медицинские центры обоих государств [6].
По ряду причин (стремительность научно-технического прогресса, ограниченность финансовых средств и др.) несколько ранее одобренных проектов были затем представлены к исключению из Примерного перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ Союзного государства. В их числе «Видеомодуль» (разработка электронных средств отображения информации двойного на-
значения), «Приборостроение» (создание радиоэлектронных приборов и систем двойного назначения), «Микросистемы и интеллектуальные микродатчики», «НИКА» (формирование Центра фундаментальных исследований и инновационных разработок на основе российского ускорительного комплекса «НИКА»).
Период от разработки концепции научно-технического проекта до ее утверждения составляет, как правило, несколько лет, что тормозит реализацию идей, заложенных в программе. В этой связи предлагается внести изменения в последнюю действующую редакцию Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, чтобы не только упростить этап согласования, но и использовать для совместной работы менее крупные инновационные проекты с объемом финансирования от 20 до 100 млн рос. руб., что позволит сократить время от утверждения плана до его реализации.
Российские и белорусские ученые реализуют совместные инновационные проекты не только в рамках научно-технических программ Союзного государства. Такого рода инициативы отмечаются в академиях наук, других министерствах и ведомствах обеих стран, отдельных учреждениях, вузах и предприятиях.
Так, в октябре 2013 г. в НАН Беларуси состоялось белорусско-российское совещание по уставным и финансовым вопросам организации Международного научно-медицинского центра «Клеточные технологии». Патентообладателем российских технологий лечения заболеваний с использованием стволовых клеток, которые предполагается применить в создаваемом центре, является Московский государственный
университет (факультет фундаментальной медицины). В Институте биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси уже оборудованы специализированные помещения для производства стволовых клеток с целью их последующего использования во врачебной практике. В поликлинике НАН Беларуси запланирована «чистая» зона, включающая хирургическую операционную, где будет проводиться лечение.
Принято решение о создании на базе Института генетики и цитологии НАН Беларуси и Института цитологии и генетики Сибирского отделении РАН совместной лаборатории системной биологии. Среди ее задач - проведение научно-исследовательских работ, направленных на комплексное экспериментально-компьютерное изучение закономерностей организации и функционирования биологических систем молекулярно-генетического, клеточного, тканевого, органного и организменного уровней на основе информации, закодированной в геномах. Важнейшими направлениями деятельности лаборатории будут создание новых технологий, коммерциализация разработок, подготовка высококвалифицированных специалистов.
Санкт-Петербургским академическим университетом, созданным в 2000 г. для подготовки научных кадров, предложено организовать обучение для наших ученых по специальности «Нанотехно-логии». Университет намерен подписать соглашение о приеме в магистратуру и аспирантуру белорусских исследователей, чтобы они затем могли успешно развивать совместные проекты (по данным Санкт-Петербургского центра РАН, из 40 его институтов 23 ведут общие программы с белорусскими на-
учными учреждениями). Более того, он готов оказать помощь НАН Беларуси в создании академического университета.
Сибирским отделением РАН и НАН Беларуси сегодня выполняется 34 проекта. В целях повышения эффективности сотрудничества партнеры подписали Соглашение о создании Совместного центра науки и инновационной деятельности. В ближайшем будущем предстоит перевести этот документ в область практической реализации.
Сегодня в нашей стране происходит формирование отделения фонда «Сколково». Закон Российской Федерации «Об инновационном центре «Сколково» выделяет 5 приоритетных направлений развития науки: биомедицинские, компьютерные, космические, энергоэффективные и ядерные технологии. Для участия в программах исследований фонда через конкурс уже отобран ряд белорусских проектов, которые затрагивают вопросы развития инфраструктуры суперкомпьютерных центров, повышения эффективности логистики на базе информационных технологий (создание аппаратно-программного комплекса управления транспортными коридорами), улучшения качества диагностики и лечения заболеваний [7].
Новые механизмы коммерциализации идей, в том числе продуцируемых молодыми учеными и предпринимателями, найдут отражение в разрабатываемой концепции проекта по созданию совместного белорусско-российского акселератора «Молодежный инновационный центр», инициирован проект Министерством образования Республики Беларусь [5].
Вместе с тем возможности развития политики инновационного сотрудничества при
реализации совместных научно-технических программ и проектов Союзного государства используются пока не в полной мере. Во многом это связано с разрозненностью отдельных нормативно-правовых актов Беларуси и России, регламентирующих отношения в этой сфере. Так, отсутствует единая система регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций. Не определены принципы и механизмы распределения прав собственности на результаты разработок. Необходим переход на качественно новый уровень интеграционных отношений как между исследователями, так и между государственными и производственными организациями. Приоритет должен быть отдан прорывным программам, имеющим существенную значимость для крупных структурных изменений. Они должны быть направлены на формирование производств новых технологических укладов и отличаться принципиальной новизной и взаимосвязанностью проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
Также важным фактором активизации интеграции должно стать расширение международной научно-технической кооперации ученых Беларуси и России посредством совместного участия в других международных проектах, прежде всего в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества стран-участниц СНГ на период до 2020 г. Эта программа предусматривает, в частности, создание общих технологических платформ, реализацию совместных инновационных проектов и другие кооперационные действия [8].
Беларусь и Россия обладают достаточным научным потенциалом, позволяющим проводить полный объем работ в рамках реализуемых и перспективных совместных проектов. При неизменности стратегических целей успех интеграционной инновационной политики связан с применением более гибкой тактики, что требует постоянного анализа и совершенствования сложного хозяйственного механизма, стимулирующего технологический прогресс в каждом из союзных государств.
Разработка и внедрение в производство новых технологий и наукоемкой продукции -ключевые задачи Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (ГПИР-2015). До конца пятилетки определяемые ею инновационные факторы будут вносить основной вклад в формирование конкурентных преимуществ национальной экономики на внутреннем и внешнем рынках. Согласно ей в стране планируется создать свыше 900 новых производств и технологий [9].
Вместе с тем предполагается реализация целевой программы совершенствования научной сферы, инициированной НАН Беларуси. Она должна ответить на вопрос выбора стратегии и перспектив развития отечественной науки и ее роли в формировании инновационной экономики. Наука должна будет сконцентрировать и мобилизовать свой потенциал для решения целого комплекса задач:
■ опережающая результативность фундаментальных и прикладных исследований;
■ устойчивый рост окупаемости вкладываемых в научную сферу средств;
■ системное научное обеспечение национальной экономики;
■ быстрое внедрение кластерной технологии проведения исследований;
■ целевая ротация научных кадров;
■ создание условий для материальной заинтересованности труда ученых;
■ расширение возможностей для профессионального роста и раскрытия творческого потенциала научных работников.
Реализация программы планируется в три этапа: краткосрочная (2014-2015 гг.), среднесрочная (2016-2020 гг.) и долгосрочная перспективы (2021-2025 и последующие годы) [10].
Федеральные программы «Развитие науки и технологий» и «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также детальные планы-графики по их реализации (в 2014 г. и на перспективу до 2020 г.) будут основными инструментами российской государственной политики в этой сфере [11]. Стимулирование спроса на научную продукцию со стороны реального сектора экономики будет осуществляться через проведение крупными государственными компаниями программ инновационного развития с привлечением к исследованиям и разработкам малых инновационных фирм и вузовской науки. На региональном уровне новыми точками роста станут 25 пилотных инновационных территориальных кластеров.
Таким образом, государственная политика в инновационной сфере каждого из союзных государств продолжит осуществляться в том числе и через «принуждение к инновациям», особенно компаний с государственным участием. Все более значимое влияние будут оказывать «дорожные карты» по развитию прорывных технологий в новых отраслях
промышленности, таких как наноиндустрия, биотехнологии, фотоника, композитные материалы и др. В этой связи представляется целесообразным на основе реализованных, выполняемых и перспективных инновационных проектов Союзного государства приступить к формированию совместных технологических платформ, которые смогут обеспечить коммуникацию между органами власти, бизнесом, наукой и образованием, методом «коллективной экспертизы» определить приоритеты развития новых отраслей. Их деятельность будет способствовать более эффективной коммерциализации накопленного научно-технического задела, что позволит повысить технологический уровень белорусской и российской промышленности, и, соответственно, их конкурентоспособности и на внешних рынках.
See: http://innosfera.org/2014/05/inn_policy
Литература
1. Савчук Э.А. Управление научно-техническими программами Союзного государства Беларуси и России. - Мн., 2010.
2. Информационно-аналитический портал Союзного государства. Электронный ресурс: http://www.soyuz.by.
3. Примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации. Резолюция Совета Министров Союзного государства от 12.12.2012 г. №11 // КосультантПлюс: Беларусь. Электронный ресурс: http://consultantplus.by/.
4. Декрет Высшего государственного Совета Союзного государства №4 «О бюджете Союзного государства на 2014 год» (Постановление Парламентского Собрания от 18.12.2013 г. №XLV-10) // Союз. Беларусь-Россия. 09.01.2014 г. №1 (629). С. 3-4.
5. Потенциал технических вузов // Веды. 23.12.2013, №52. С. 2.
6. Садчикова Е.А. Лактоферрин человека на пути в клиническую практику // Союзное государство. 09.01.2014 г. Спецвыпуск. С. 70-75.
7. Об инновационном центре «Сколково». Закон от 28.09.2010 г. №244 ФЗ // КонсультантПлюс: Беларусь. Электронный ресурс: http://consultantplus.by/.
8. Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г. Электронный ресурс: http://www.gknt.gov.by.
9. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Электронный ресурс: http://www.goverment.by.
10. О проекте программы совершенствования научной сферы Республики Беларусь. Доклад председателя Президиума НАН Беларуси 12 декабря 2013 г. // Веды. 16.12.2013, №51. С. 1-3.
11. Официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации. Электронный ресурс: http://www.economy.gov.ru.