нологических систем, изучавших дисциплину «Физика» в 2005-2006 уч. г., 62,7% студентов получили результирующий балл больше 5,0 и могут получить зачетные единицы по физике, причем 21% получили не менее 6,6 балла, т.е. в дипломы будут проставлены оценки «отлично» и «хорошо». 31% студентов получили оценку «удовлетворительно » только после пересдач тех или иных разделов физики, имели низкий семестровый рейтинг и результирующий балл за все три раздела физики - меньше 5,0. Эти студенты в соответствии с предлагаемой методикой не могут получить зачетные единицы, хотя в их дипломах будет стоять «удовлетворительно ».
Использование балльно-рейтинговой системы оценки качества обучения позволяет организовать ритмичную работу студентов младших курсов, активизировать их самостоятельную работу, ранжировать студентов по уровню усвоения учебного материала и приобретения ими необходимых навыков и умений еще до проведения итогового контроля. Преподаватель и студенты, следовательно, могут своевременно корректировать свои действия, направленные на повышение качества обучения. Кроме того, постепенное внедрение балль-но-рейтинговой системы даст возможность безболезненно перейти к системе зачетных единиц и выдаче общеевропейского приложения к диплому.
Литература
1. Сазонов Б.А. Организационно-экономические аспекты модернизации высшего образования: система зачетных единиц // Высшее образование в России. - 2005. - № 8.
2. Кравченко Т.К. Особенности подхода к
внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете - Высшей школе экономики // Вопросы образования. - 2005. - № 1.
3. Зарубежный опыт реформ в образовании.
Европа, США, Китай, Япония // Высшее образование сегодня. - 2000. - № 2.
4. Европейская система перевода кредитов.
- http://www.bologna.mgimo.ru
5. Александров И.В, Афанасьева А.М, Саги-
това Э.В, Строкина В.Р. Балльно-рейтин-говая система оценки знаний студентов при изучении физики // Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций: Материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции 31 мая - 9 июля 2006. - Уфа; М., 2006.
6. Александров И.В, Сагитова Э.В, Стро-
кина В.Р. Дидактическое тестирование на практических занятиях по курсу физики / / Технология и организация обучения. -Уфа, 2004.
7. Александров И.В, Афанасьева А.М, Са-
гитова Э.В, Строкина В.Р. Современные педагогические технологии при изучении курса физики в техническом университете // Инновации в образовании. - 2006. -№ 1.
Т. МАТВЕЕВА, доцент
Уральский государственный технический университет - УПИ
В современных условиях содержание самого понятия «образование» претерпевает существенные изменения. Если раньше образование рассматривалось как результат познавательной деятельности, затем как процесс получения знаний, то теперь все чаще специалисты говорят о нем
Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов
как об услуге, подчеркивая ведущую роль заказчика в конечном результате образовательного процесса. Постиндустриальное общество характеризуется присутствием на рынке образовательных услуг множества заказчиков, как-то: государство, частные предприятия, семья, отдельная личность.
Уровень развития экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует достижения нового качества массового высшего образования.
Переход к компетентностно-ориенти-рованному образованию - адекватная реакция системы образования на социальный заказ [1]. При таком подходе не отрицаются привычные знания-умения-навыки, но акценты переносятся на знание-понимание-навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, трактуемые большинством специалистов как способность и готовность личности к той или иной деятельности. Новая экономика и новый подход к человеческим ресурсам требуют адаптации человека к часто меняющимся условиям (в производстве - к новым технологиям), отсюда востребованность следующих базовых компетенций: умения работать в коллективе, умения ориентироваться на рынке труда, готовности связывать свою карьеру с продолжением образования, менять профиль деятельности в зависимости от изменения стратегии развития предприятия, технологий и т.п., навыка самостоятельно работать с информацией, способности принимать решения.
Возрастание скорости смены технологий (в первую очередь наукоемких) выводит на первый план необходимость реализации принципа опережающего обучения. Задача состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными (и, возможно, в период обучения пока еще не существующими) профессиями. Очевидно, что для ее решения требуется широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», «смешанного обучения», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения,
усиление роли самостоятельной работы учащихся и студентов [2].
В Уральском государственном техническом университете - УПИ разработана и апробирована инновационная образовательная технология системного формирования базовых компетенций студентов с помощью инструментария ИКТ. В текущем учебном году проводится широкомасштабный эксперимент по внедрению этой технологии в преподавание математики с целью формирования не только математической культуры будущего инженера, но и ряда таких базовых компетенций, как способность и готовность к самообучению, способность и готовность применять знания и навыки работы с предметными информационными системами для повышения эффективности процессов образования, самообразования и профессиональной деятельности, способность и готовность применять знания об информации (информационных процессах) как одной из фундаментальных составляющих современной картины мира для собственного позиционирования в информационном обществе [3].
Суть инновационной образовательной технологии - унифицированные рабочие программы, построенные по модульному принципу, с новым углубленным содержанием, реализующиеся в новой схеме проведения аудиторных занятий и новых дидактических условиях.
Главной организационной единицей новой структуры учебного процесса является учебная неделя. Для каждой учебной недели выстраивается следующая последовательность аудиторных занятий: одна потоковая лекция (2 часа); одно потоковое практическое занятие (2 часа); одно непотоковое практическое занятие (2 часа) с каждой студенческой группой отдельно.
Новые дидактические условия определяются информационной образовательной средой университета и связаны с разработкой и системным использованием дидактического потенциала ИКТ. Приведем крат-
кое описание основных компонентов и особенностей применяемой технологии.
1. Модернизированное на решение задач формирования базовых компетенций полное цифровое программно-методическое обеспечение всех видов аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, находящееся в открытом доступе в корпоративной сети университета и выдаваемое студентам в начале семестра на компакт-дисках.
2. Универсальный программный комплекс «Айрен» (разработка Уралмультиме-диацентра, являющегося структурным подразделением УГТУ-УПИ), построенный на основе распределенной сетевой архитектуры для реализации автоматизированной проверки учебных достижений студентов (компьютерное тестирование). Основные характеристики «Айрен »:
• поддержка всех распространенных и ряда дополнительных типов тестовых вопросов;
• возможность использования в вопросах графики и мультимедиа;
• наличие удобного редактора заданий;
• автоматическая генерация вариантов тестовых заданий путем варьирования параметров, что полностью снимает проблему составления равносильных заданий;
• автоматическое создание контрольных работ на основе имеющегося банка вопросов по заданным критериям;
• возможность для преподавателя наблюдать за текущими результатами тестирования в реальном времени;
• представление результатов тестирования в наглядном виде (графически);
• подробный многомерный анализ тестовых результатов, позволяющий посредством единого механизма формулировать как все традиционные запросы на обработку данных (вычисление первичных баллов, корреляций между заданиями и т. д.), так и разнообразные специальные запросы, в том числе сравнительный анализ результатов одного теста, выполненного разными груп-
пами, либо результатов нескольких тестов, выполненных одной и той же группой;
• глубокий многомерный мониторинг результатов в дифференциальной (для отдельного студента, для отдельной дисциплины, в конкретный момент образовательной траектории) и интегральной формах (для группы студентов, для промежутка времени, для учебной дисциплины в целом, для комплекса дисциплин и др.);
• возможность использования в локальной сети и через Интернет;
• устойчивость к аппаратным сбоям;
• защищенность от несанкционированного доступа;
• возможность автоматического преобразования отдельного теста в «ехе»-файл, что позволяет оптимизировать обеспечение каждого студента материалами для самостоятельной работы.
3. Потоковые занятия проводятся в специализированной аудитории с автоматизированными рабочими местами преподавателя и студентов, подключенными к локальной аудиторной и корпоративной сети университета. Рабочее место преподавателя оснащено компьютером, подключенным к мультимедиа-проектору, микрофоном, текстовой камерой, экраном, маркерной доской. Рабочее место студента оборудовано персональным компьютером.
4. Во время лекции студенты получают информацию с большого экрана через управляемую преподавателем мультимедийную презентацию, имея возможность параллельно работать с более подробной версией электронного конспекта лекции со всеми гиперссылками, цветовыми и шрифтовыми акцентами на своем рабочем месте. Ведение традиционного письменного конспекта в таком случае не является обязательным, студенту рекомендуется лишь фиксировать в тетради структуру лекции и отмечать проблемные места, записывать свои вопросы, дополнительные примеры и пр. За счет этого увеличивается содержательная плотность лекции, в большей степени удается добиваться понимания изла-
гаемого материала, тем более что для этого на каждой лекции используется дополнительный мотивирующий элемент технологии - компьютерное 10-15-минутное микротестирование по материалу прослушанной лекции. Анализ результатов проводится в начале следующего занятия - потоковой практики.
5. На потоковом практическом занятии в той же аудитории преподаватель использует весь аппаратный арсенал, где лидирующая роль отводится текстовой камере, для разбора типовых, опорных задач изучаемой темы, задач повышенной сложности, тонких теоретических положений. В течение семестра во время поточных практических занятий проводится четыре-пять рубежных компьютерных контрольных работ по 90 минут каждая.
6. На групповых практических занятиях рассматриваются задачи из еженедельного домашнего задания, вызвавшие затруднения у студентов при самостоятельной работе, разбираются ошибки, сделанные при выполнении рубежных тестов, решаются дополнительные задачи.
7. По окончании семестра - компьютерный экзамен одновременно для всего потока продолжительностью 90 минут.
Остановимся на некоторых преимуществах описанной инновации.
Представленная технология позволяет устранить главные причины слабой сфор-мированности одной из базовых компетенций - математической культуры студентов: недостаточность программно-методического обеспечения образовательного процесса и недостаточность обратной связи со студентами. Обратная связь усиливается за счет системного характера объективного автоматизированного текущего контроля, который помимо диагностической обладает и обучающей, и мотивационной функциями, развивает способность и готовность к самостоятельной работе, самореализации, к углубленному изучению основных дисциплин образовательной программы специалиста с использованием инструментария
ИКТ. Особое содержание контрольно-измерительных материалов, сознательный отказ от стандартных задач, решение которых требует лишь простых вычислений в рамках алгоритмов рецептурного характера, способствуют формированию у студентов целостного восприятия изучаемого курса, развитию мышления современного специалиста, которому в будущей профессиональной деятельности не обойтись без наукоемких информационных технологий.
Результаты контроля накапливаются в автоматическом режиме в рейтинговых таблицах, что позволяет осуществлять мониторинг учебных достижений студентов и составлять рейтинговые портреты отдельных студентов, групп, потоков.
Эти данные являются основой для принятия тех или иных управленческих решений, коррекции содержания и акцентов на текущих занятиях по предмету.
Важный итог такой работы со студентами - их быстрая дифференциация по интеллектуальным способностям, возможность индивидуализации обучения за счет рациональной организации самостоятельной работы студентов, проведения консультаций максимально приближенно к уровню учебных достижений каждого студента.
Подчеркнем, что система непрерывного контроля практически полностью решает проблему пропуска занятий студентами. Отмечается повышение их активности в процессе учебной деятельности. Тем самым достигается выполнение одного из основных принципов высшего образования: студент является не обучаемым, а обучающимся, в полной мере разделяющим ответственность за конечные результаты своей подготовки.
Помимо сказанного, повышение эффективности образовательной деятельности с использованием предлагаемой технологии происходит за счет более рационального использования аудиторного фонда и высвобождения времени преподавателя для методической и научной деятельности, для индивидуальной работы с одаренными сту-
дентами. Новая технология позволила добиться экономии учебного времени - примерно на три недели за один семестр.
Гарантированность и воспроизводимость результатов применения инновационной технологии подтверждаются масштабом и всем ходом эксперимента (5 факультетов, 13 различных потоков, 10 преподавателей). Сравнение результатов рубежных контрольных в экспериментальных и традиционных потоках показало существенное превышение первых (по средним баллам до двух раз).
Вместе с тем нельзя не остановиться на некоторых проблемах. Главная из них -скептическое отношение части преподавателей к компьютерному контролю учебных достижений студентов. В качестве аргументации приводятся ссылки на отрицательный опыт использования методики тестирования в других странах, на возможность угадывания ответов в тестовых заданиях,
примитивность содержания вопросов, ограниченность форм заданий и т.п. Единственный способ убеждения оппонентов -демонстрация технологии во всей её полноте: по содержанию контрольно-измерительных материалов, по функциональным характеристикам программного комплекса, по сравнительному мониторингу текущих и конечных результатов.
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая
парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
2. Исаев В.А. Образование взрослых: компе-
тентностный подход (Проект ALLA). -Великий Новгород, 2005.
3. Матвеева Т.А. Эксперимент по внедрению
инновационной методики преподавания высшей математики в УГТУ-УПИ // Профессиональное образование. - 2007. -№2.
А. БУЙНОВСКИЙ, профессор М. МЕДВЕДЕВА, зав. лабораторией П. МОЛОКОВ, аспирант Северская государственная технологическая академия Н. СТАСЬ, доцент
Томский политехнический университет
Атомная промышленность относится к тем областям техники, в которых наша страна находится на современном уровне научно-технического прогресса. Она является примером использования современных материалов и технологий, передовых методов организации и управления, единства науки и практики. Атомная промышленность предъявляет высокие требования к качеству специалистов, которых готовят для нее наши технические университеты. Выполняя заказ промышленности, вузы разработали концепцию ядерного образования [1], для которого характерны специфические особенности:
Система обучения специалистов для атомной
промышленности
■ высокая наукоёмкость знаний, сочетание сложных естественно-научных, математических и инженерных дисциплин, большие объёмы и сложность учебных программ;
■ высокие требования к общей культуре, морально-этическим нормам поведения и технологической культуре, которые обусловлены необходимостью обеспечения абсолютной безопасности технологических процессов;
■ принцип «критической массы » знаний (в этой области нельзя быть «частично образованным»);
■ высокие учебные нагрузки на студен-