Научная статья на тему 'Инновационная образовательная среда высшей школы как фактор духовно-нравственного воспитания обучающихся'

Инновационная образовательная среда высшей школы как фактор духовно-нравственного воспитания обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE INDUSTRY / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL COMPETENCE / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Елена Дмитриевна, Волкова Галина Львовна, Волков Владимир Андреевич

Рассматриваются проблемы подготовки кадрового потенциала специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Определены приоритетные духовно-нравственные ценности обучающихся высшей школы. Предложен подход к развитию духовно-нравственных ценностей в системе условий и влияний инновационной образовательной среды. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе обучающихся на втором и третьем курсе МГТУ «СТАНКИН» по направлению «Машиностроение». Апробация предложенного подхода подтвердила его эффективность в условиях инновационной образовательной среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коршунова Елена Дмитриевна, Волкова Галина Львовна, Волков Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative educational environment of higher school as the factor of spiritual and moral training of students

The article describes the problems of human resources of the defense industry and defines the priority spiritual and moral values of higher school students. The approach to developing of spiritual and moral values in the system of factors and effects of innovative educational environment is suggested as well. The results of pedagogical experiment, which were conducted among second and third-year students of «Mechanical engineering» course, are presented. The approval of the suggested approach is confirmed its effectiveness in the innovative educational environment.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная среда высшей школы как фактор духовно-нравственного воспитания обучающихся»

Инновационная образовательная среда высшей школы как фактор духовно-нравственного воспитания обучающихся

Е. Д. Коршунова,

д. э. н., профессор, декан факультета экономики и менеджмента

edkorshunova@yandex.ru

Г. Л. Волкова,

к. э. н., доцент, зав. кафедрой физического воспитания и спорта

volkova.gl@yandex.ru

В. А. Волков,

к. э. н., доцент, кафедра физического воспитания и спорта

vvolkov123@gmail.com

Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

Рассматриваются проблемы подготовки кадрового потенциала специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Определены приоритетные духовно-нравственные ценности обучающихся высшей школы. Предложен подход к развитию духовно-нравственных ценностей в системе условий и влияний инновационной образовательной среды. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе обучающихся на втором и третьем курсе МГТУ «СТАНКИН» по направлению «Машиностроение». Апробация предложенного подхода подтвердила его эффективность в условиях инновационной образовательной среды.

Ключевые слова: инновационная образовательная среда, высшая школа, оборонно-промышленный комплекс, общекультурные компетенции, духовно-нравственные ценности, система образования.

Обеспечение национального суверенитета невозможно без развития инновационной экономики, локомотивом которой является оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Развитие наукоемких отраслей экономики, которые определяют научно-технический прогресс, во многом зависит от инженерных кадров. Президент РФ В.В. Путин на заседание Совета при Президенте по науке и образованию в Кремле 2014 года поднял вопрос о качестве подготовки инженерных кадров. Президент отметил: «Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости».

Сегодня стратегические цели развития ОПК могут быть реализованы только квалифицированными специалистами, которые отвечают требованиям и запросам работодателя, общества и государства. Без нравственного здоровья молодых специалистов невозможно обеспечить национальную безопасность. Именно развитие духовно-нравственных ценностей у обучающихся вместе с формированием профессионально значимых качеств, умений, навыков и готовности к их проявлению в различных сферах жизни

стало приоритетной задачей в подготовке высококвалифицированных специалистов для предприятий и организаций ОПК.

Духовно-нравственное воспитание в системе условий и влияний инновационной образовательной среды

Становление новой системы образования в России сопровождается инновационными изменениями в педагогической теории и практики образовательной системы. На место традиционных способов обучения внедряются новые информационно-коммуникативные технологии. В инновационной образовательной среде происходит вовлечение каждого обучающегося в активную жизнь вуза, общества, государства. Однако на сегодняшний день существует определенная диспропорция между потребностью в кадровом обеспечении ОПК и способностью современной системы образования готовить кадры требуемой квалификации. Развитие рынка труда определяет формирование механизма коррекции образовательных услуг, в котором содержание, формы и методы высшего профессионального образования находятся в постоянной динамичной коррекции.

со

о сч

00

со о

N оо

Большое значение в профессиональном становлении будущих специалистов ОПК имеют общекультурные компетенции. Разнообразие и масштабы задач, решаемые специалистами ОПК, определяют потребность формирования духовно-нравственных ценностей его кадровой основы. Интеграция когнитивной сферы образования и духовно-нравственное воспитание обучающихся, как основы повышения качества профессиональной подготовки, создает инновационную образовательную среду, которая содержит в себе элементы обучения и воспитания.

В процессе подготовки к профессиональной деятельности духовно-нравственное воспитание помогает осознанию обучающимися важности духовно-нравственных ценностей и традиций. Любовь к Родине и Отечеству, патриотическое самосознание, ориентация на высокие гражданские идеалы, гражданственность, образ жизни и другие духовно-нравственные ценности оказывают влияние на развитие ценностных ориентаций личности. Многомерность инновационной образовательной среды проявляется в совокупности взаимопроникающих локальных образовательных сред, составляющих внутреннюю образовательную среду. Внешняя образовательная среда интегрирует в образовательную среду вуза запросы, потребности и ожидания предприятий и организаций, общества и государства.

Совокупность факторов инновационной образовательной среды, формируя систему образовательных, научных, культурных, этических и духовно-нравственных ценностей, отношений, знаний и навыков, способствует развитию ценностного мировоззрения будущих инженерных и научных кадров. Инновационная образовательная среда, создавая условия для эффективной самореализации обучающихся способствует не только повышению качества профессиональной подготовки, но и личностному, духовно-нравственному развитию студенческой молодежи.

Формирование и усвоение общекультурных компетенций в системе условий и влияний инновационной образовательной среды отвечает запросам личности и работодателя и тем самым обеспечивает партнерство высшей школы с предприятиями и организациями ОПК. В настоящее время смещение доминанты инженерного образования в технических вузах с подготовки по фундаментальным наукам на единую систему ценностей профессиональных и общекультурных компетенций соответствует запросам общества и государства. Для технических вузов, имеющих дефицит учебного времени для дисциплин гуманитарного цикла, существенно возрастает роль внеучебной деятельности при формировании и усвоении общекультурных компетенций.

Например, освоение общекультурных компетенций таких как, способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, способность к самоорганизации и самообразованию, способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, благоприятствует гармоничному развитию духовно-нравственной личности. Открытый доступ к информационным

массивам при отсутствии нравственных ориентиров приводит к потере ведущих ценностных ориентаций, основанных на критериях добра и зла, лжи и истины. Поэтому становление личности профессионала как субъекта духовно-нравственной позиции начинается с формирования и усвоения духовно-нравственных традиций и ценностей в системе условий и влияний образовательной среды.

Построение той или иной духовно-нравственной системы в образовательной среде происходит на базе традиций прошлого. Сохранение традиций и духовное обогащение, впитывающее в себя определенные новации формирует инновационную образовательную среду. Авторами предлагается рассматривать инновационную образовательную среду высшей школы как компонент механизма формирования и развития духовно-нравственных ценностей в профессиональном становлении обучающихся (рис. 1).

Духовно-нравственное воспитание в инновационной образовательной среде основано на личностном восприятии и последующем воспроизведении в обществе духовно-нравственных традиций, сформированных в процессе обучения. Самореализация личности в инновационной образовательной среде способствует успешной социализации в обществе. Воспитательная функция образования в инновационной образовательной среде это систематическая, многоплановая, целенаправленная и скоординированная деятельность, направленная на духовно-нравственное становление обучающегося. Авторами предлагается подход к формированию и развитию духовно-нравственных ценностей в системе влияний и условий инновационной образовательной среды. Подход включает:

• выделение духовно-нравственных ценностей, как компоненты профессиональной подготовки специалистов ОПК;

• разработка спецкурса и подбор тестов;

Рис. 1. Механизм формирования и развития духовно-нравственных ценностей в профессиональном становлении обучающихся

• подбор форм и средств воспитательного воздействия образовательной средой во внеучебной деятельности;

• проведение диагностики развития духовно-нравственных ценностей обучающихся. Предложенный авторами подход к развитию

духовно-нравственных ценностей также оптимизирует формирование и усвоение общекультурных компетенций как в плане их вариативности, так и в плане гражданской позиции будущих специалистов.

С целью экспериментальной проверки эффективности подхода к развитию духовно-нравственных ценностей в системе влияний и условий инновационной образовательной среды был проведен педагогический эксперимент. Были созданы экспериментальная и контрольная группы из числа обучающихся на бакалавриате по направлению «Машиностроение» второго и третьего курса в количестве тридцать человек каждая. Обе группы уже занимались по рабочим программам согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) разработанных на основе компетент-ностного подхода к формированию общекультурные компетенции.

Первоначальное тестирование обеих групп показало, что 57% обучающихся имеют недостаточную мотивацию для духовно-нравственного развития, нацеленности на достижение высоких результатов деятельности, умение прогнозировать и реализовывать стратегию своего профессионального роста, эффективно выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей. Исходные показатели у представителей экспериментальной и контрольной групп были соизмеримыми. Для формирования акмеологических устремлений студентов экспериментальной группы на развитие духовно-нравственных ценностей авторами был разработан спецкурс «Личность. Общество. Государство». Спецкурс состоит из двух основных блоков. Для каждого блока разработана система тестов для студентов с целью осуществления мониторинга формирования и усвоения духовно нравственных и базовых национальных ценностей.

Блоки учитывают элементы адаптивности всего спецкурса: содержание, цели, методы и формы организации познавательной деятельности. В рамках данного спецкурса в качестве определенного инструмента осуществляется анализ особого места и роли духовно-нравственных традиций как системообразующих ценностей. Освоение духовно-нравственных традиций на основе взаимодействия личности и образовательной среды способствовало активизации познавательной деятельности обучающихся, вовлечение их в общественно-полезную деятельность.

Инновационная образовательная среда университета МГТУ «СТАНКИН» авторами определяется как пространство для совместной деятельности всех субъектов процесса обучения. Субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия обеспечила процесс формирования и развития духовно-нравственных ценностей организационными формами, методами, средствами обучения и воспитания. В рамках предлагаемого подхода к формированию и развитию

духовно-нравственных ценностей в условиях инновационной образовательной среды авторами рассматривается процесс усвоения и воспроизводства духовно-нравственных традиций, а также саморазвитие и самоактуализация личности обучающихся.

В ходе проведенных исследований было выявлено следующее. Именно взаимосвязь формирования профессиональных и общекультурных компетенций с мотивацией на развитие духовно-нравственных ценностей приводит к высокому уровню общей и профессиональной подготовки обучающихся в избранной сфере деятельности.

В начале спецкурса студентам было предложено определить, насколько важны указанные духовно-нравственные ценности для их профессиональной деятельности (рис. 2). Тестирование позволило сделать определенные выводы. Студенты считают приоритетными для специалиста ОПК прежде всего следующие духовно-нравственные ценности: ответственность (51%), сохранение и развитие лучших традиций (49%), чувство собственного достоинства (54%), социальная активность (35%), преемственность (41%), нетерпимость к нарушениям норм морали и права (37%), нравственность (38%). Наименьший приоритет для студентов имеют: гражданственность (31%), патриотическое самосознание (33%), ориентиры на высокие гражданские идеалы (32%), общее блага и социальная справедливость (14%), лояльность к основам государственного и общественного строя (29%), лояльность к существующей политической системе (27%), самоотверженность и способность к преодолению трудностей (28%), гуманизм (22%).

Однако именно данные духовно-нравственные ценности, а также осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, способствуют воспитанию гражданственности, позволяют определить меру своей социальной ответственности перед государством и обществом.

В работе со студентами экспериментальной группы по программе спецкурса «Личность. Общество. Государство» использовались базы данных и электронные библиотеки, проводились имитационные игры, круглые столы, дебаты, диспуты, экскурсии, спортивно-массовые мероприятия, дискуссии, конференции. Выбор форм внеучебной деятельности обучающихся соотнесен с приоритетными задачами воспитатель-

со о

N оо

Рис. 2. Приоритеты в области духовно-нравственных ценностей (результаты опроса)

со о

CN

сч оо

J <

СО

о

Рис. 3. Приоритеты в области духовно нравственных ценностей (результаты опроса контрольной группы)

ной работы в каждом блоке спецкурса «Личность. Общество. Государство». В рамках педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы были ориентированы на потребность в рефлексии и самоанализе, что позволило в значительной степени развить акмеологическое устремление к самосовершенствованию. При этом уделялось внимание обеспечению педагогического контроля за оценкой полученных результатов.

Итоговое тестирование показало, что у студентов экспериментальной группы по сравнению контрольной группой произошла смена приоритетов при определении духовно-нравственных ценностей, разделяемых специалистами ОПК. Студенты экспериментальной группы выделяют как приоритетные следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность (69%), патриотическое самосознание (72%), ответственность (70%), сохранение и развитие лучших традиций (71%), ориентиры на высокие гражданские идеалы (63%), общее блага и социальная справедливость (48%), лояльность к основам государственного и общественного строя (52%), лояльность к существующей политической системе (47%), самоотверженность и способность к преодолению трудностей (44%), гуманизм (36%).

Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп обучающихся представлены на рис.3 и 4, соответственно.

Заключение

В ходе комплексного педагогического исследования установлено, что духовно-нравственное развитие личности происходит неотрывно от процесса самореализации и не может рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий. Успешная социализация в обществе во многом определяется образовательной средой. Использование системы влияний и условий инновационной образовательной среды позволяет студентам успешно применять антропные технологии сотворчества, средства развития способности к рефлексии, самоанализу.

Таким образом, инновационная образовательная среда способна формировать личностный тип, присущий специалистам ОПК, обеспечивая высо-

Рис. 4. Приоритеты в области духовно нравственных ценностей (результаты опроса экспериментальной группы)

кое качество подготовки квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям и запросам личности, общества и государства.

Список использованных источников

1. Григорьев С. Н., Еленева Ю. Я. Подготовка кадров оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2013. №6. С.3-11.

2. Волков А. Э., Волкова Г. Л., Чараев Г. Г. Модель управления нематериальными факторами роста стоимости//Вестник МГТУ «Станкин», № 1, том 2, 2012, с. 122-127.

3. Трофимова Г. К., Волкова Г. Л., Исаева Ю. О. Формирование и развитие социально-личностных качеств и способностей студентов в высшей школе//Вестник МГТУ «Станкин». 2016. № 1. С. 106-111.

4. Волкова Г. Л. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении инновационного развития предприятия//Вестник МГТУ «Станкин». 2013. № 3, с. 118-121.

5. Пополитова С. В., Тохунц Н. Б., Ушмодина Л. И. Принципиальная схема проведения мониторинга кадровой обеспеченности и определения перспективной потребности в подготовке специалистов для организаций ОПК//Вестник МГТУ «Станкин». 2014. №4. С. 225-228.

6. Волков А. Э., Волкова Г. Л., Олейник А. В. Модель управления нематериальными ресурсами предприятия//Вестник МГТУ «Станкин». 2013. № 4, с. 132-135.

7. Волков В. А. Факторы инновационного развития предприятия //Вестник МГТУ Станкин». 2013. № 2 (25). С. 105-110.

8. Глозман А. Б. Автоматизированное производство и проблема науки как «непосредственной» производительной силы//Вест-ник «МГТУ «СТАНКИН». - 2013. - № 2 (25). - С. 115-120.

9. Ковалев А. П., Коршунова Е. Д. Социально-управленческий и стратегический анализ конкурентоспособного современного российского предприятия// Вестник МГТУ Станкин. 2012. Т. 2. № 2 (21). С. 18-22.

Innovative educational environment of higher school as the factor of spiritual and moral training of students E. D. Korshunova, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Faculty of Economics and Management, MSTU «STANKIN».

G. L. Volkova, PhD of Economics, Associate Professor, Head of sub- department of physical education and sport, MSTU «STANKIN».

V. A. Volkov, PhD of Economics, Associate Professor of subdepartment of physical education and sport, MSTU «STANKIN».

The article describes the problems of human resources of the defense industry and defines the priority spiritual and moral values of higher school students. The approach to developing of spiritual and moral values in the system of factors and effects of innovative educational environment is suggested as well. The results of pedagogical experiment, which were conducted among second and third-year students of «Mechanical engineering» course, are presented. The approval of the suggested approach is confirmed its effectiveness in the innovative educational environment.

Keywords: innovative educational environment, higher school, defense industry, common cultural competence, spiritual and moral values, system of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.