«рыночное плавание », то последствием такой реформы может стать и, скорее всего, станет его разрушение. Ряд университетов России уже пошли по пути модернизации внутренней системы управления с учетом ориентации на запросы инновационного общества. Нижегородский государственный университет находится в их числе. Являясь крупнейшим региональным вузом и одним из ведущих классических университетов России, ННГУ решает масштабные задачи инновационного характера. Их успешное выполнение обеспечивается той новой внут-риуниверситетской организацией, которая была создана за последнее десятилетие.
Литература
1. См.: Стронгин Р.Г., Максимов Г.А., Грудзинский А.О. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. — 2006. - №1.
2. См.: Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О.
Инновационный университет: новый подход к управлению // Аналитический вестник. Серия: Основные проблемы социального развития России. Высшее
профессиональное образование и кадровая политика в современной России. — 2006. - №25 (313); Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. — Н. Новгород, 2004; Хохлов А.Ф, СтронгинР.Г, Грудзинский А.О. Проектно-ориенти-рованный университет // Высшее образование в России. — 2002. — №2.
3. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. — Paris, 1998.
4. Грудзинский А.О. Стратегическое управ-
ление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление: практика и анализ. — 2004.
— №1 (30).
5. См.: Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О.
Миссия Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского // Высшее образование в России. — 2004.
— №3.
6. См.: Стронгин Р.Г, Петров А.В, Груд-
зинский А.О. Качество образования: политика и система (Опыт Нижегородского университета) // Высшее образование в России. — 2007. — №11.
С. ГУРБАТОВ, профессор, проректор
Инновационная образовательная программа Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского «Образовательно-научный центр "Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение"» вошла в число победителей конкурса, проведенного в 2006 г. в рамках национального проекта «Образование ». Это объясняется как традициями исторически сложившейся в ННГУ успешной учебно-научной работы по широкому кругу на-
Инновационная образовательная программа ННГУ
правлений, обозначаемым сегодня как «информационно-телекоммуникационные системы», так и многолетним опытом интеграции его деятельности с академическими и отраслевыми научными структурами [1-6].
Программа охватывает всю цепочку разработки информационных технологий - от создания отдельных компонентов до стадии практической реализации (физика и химия материалов, из которых производятся компьютеры, системы связи, физические основы приборов, которые использу-
ются в информационных технологиях, математическое и программное обеспечение, применение информационных технологий в разных областях).
Инновационная программа, реализуемая в ННГУ, имеет государственную значимость, о чем говорилось на заседании президиума Государственного совета России, проходившем в Нижнем Новгороде 16 февраля 2006 г. На предшествовавшей ему встрече с научной общественностью Президент России В.В. Путин подчеркнул, что «вектор мировой конкуренции сейчас переместился в сектор создания программного обеспечения. И это — большой шанс для России, выпускающей высококлассных специалистов в области прикладной математики и программирования». На тех же совещаниях была подчеркнута и региональная значимость подготовки кадров в области информационных технологий. Губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев специально остановился на этом:
«Информационные и телекоммуникационные технологии на нижегородской земле имеют глубокие корни, и мы очень бережно и даже трепетно относимся к этому опыту, стараясь его развивать в современных условиях. В 1918 г. с целью создания так называемой «говорящей газеты» в первые годы советской власти была образована Нижегородская радиолаборатория, в которой разработана первая мощная советская радиолампа. Учитывая, что в университете собрался весь цвет советской радиофизики, в 1945 г. было принято решение о создании здесь первого радиофизического факультета. Закономерно, что здесь открылся и первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики.
Ежегодно институты Нижнего Новгорода выпускают более тысячи специалистов по информационным технологиям высочайшей квалификации. Однако динамика развития сектора информационных технологий в экономике региона требует увеличения количества выпускников. Кадры сегодня являются критическим звеном раз-
вития информационных технологий. И именно поэтому, изучая наши планы, мировые лидеры по производству информационных технологий стремятся в Нижний Новгород».
Предлагаемый инновационной программой спектр подготовки кадров и проведения научных исследований относится к числу приоритетных направлений развития области. Правительство Нижегородской области 21 марта 2006 г. утвердило Стратегию развития региона до 2020 г. В первую группу приоритетов вошли научно-образовательный комплекс и новая экономика, информационные технологии (ИКТ), радиоэлектронная промышленность и приборостроение.
Междисциплинарный характер проекта потребовал формирования принципиально новой системы управления [7]. В университете реализована горизонтальная схема управления проектом, уже подтвердившая свою эффективность. Создано три учебно-научных инновационных комплекса (УНИК), которые объединяют научную
и образовательную деятельность факультетов и НИИ Нижегородского университета, академических институтов, компаний и предприятий региона, по следующим направлениям:
• физические и химические основы создания многофункциональных нано-структурированных материалов и наносис-тем для ИКТ (УНИК «Новые многофункциональные материалы и нанотехнологии»);
• физико-технические основы построения, функционирования и использования ИКТ (УНИК «Физические основы информационно-телекоммуникационных систем »);
• математическое моделирование, математические методы и программные средства, разработка и применение ИКТ (УНИК «Модели, методы и программные средства»).
В составе указанных комплексов в выполнении программы участвуют все семь естественно-научных факультетов (52 кафедры) и все НИИ ННГУ. Вовлечение столь значительного числа подразделений, разумеется, усложняет управление проектом, но одновременно усиливает системный эффект от его реализации, поскольку поддерживает взаимодействие этих подразделений с партнерами ННГУ. В силу междис-циплинарности многих направлений исследований и образовательных программ, предусмотренных проектом, в составе образовательно-научного центра (ОНЦ) создаются межфакультетские лабораторные комплексы. Из 47 созданных лабораторий 24 являются междисциплинарными. С целью наиболее эффективного использования оборудования его приобретение, установка и эксплуатация координируются именно учебно-научными инновационными комплексами. Лаборатории, создаваемые в рамках программы, играют при этом роль центров коллективного пользования. Для управления всей программой и координации деятельности УНИКов образован возглавляемый ректором Совет образовательно-научного центра, в который входят де-
каны естественно-научных факультетов, директора НИИ, проректоры.
Генеральными партнерами ННГУ в осуществлении программы являются академические институты Нижнего Новгорода: Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт метал-лоорганической химии им. Г.А. Разуваева, Институт химии высокочистых веществ. С ними университет имеет договоры простого товарищества. Для образовательного процесса используется в целом свыше 5000 кв. м площадей академических институтов. Финансовыми и организационными партнерами в осуществлении инновационной программы являются НИИ прикладного профиля, компании и предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности, включая институты и предприятия Агентства РФ по атомной энергии, предприятия радиоэлектронного комплекса. Развивается образовательное и научное сотрудничество ННГУ с зарубежными университетами и научными центрами, с отечественными ИТ-компаниями и представительствами западных корпораций в России (Intel, IBM, Microsoft, Motorola и др.). Сотрудники университета выиграли один из четырех грантов, выделенных для Европы компанией IBM на проведение исследований в области параллельных вычислений. В апреле 2007 г. подписано соглашение о сотрудничестве между ННГУ, Институтом прикладной физики РАН и Институтом мозга (Япония). Соглашение предусматривает совместную научную деятельность в области физики и биологии, расширение сферы совместных научных разработок и проектов, проведение конференций и организацию научно-образовательных программ. В тесном взаимодействии с Институтом мозга РИКЕН создана уникальная учебно-научная лаборатория, позволяющая проводить исследование нейродинами-ческих систем с применением высоких технологий и обучение студентов в этом направлении [8].
Заключены договоры с предприятиями-
партнерами (РФЯЦ-ВНИИЭФ, ФГУП НИИИС им. Ю.Е. Седакова, ФГУП НИИ-ИРТ, ОАО «Заводим. Г.И. Петровского», фирма ТЭЛМА-СОФТ) на целевую подготовку специалистов с частичной компенсацией затрат на обучение. Таким образом, можно говорить о формировании нового типа взаимодействия университета и работодателей.
Реализация проекта позволила оснастить высококлассным, в том числе уникальным, оборудованием и современными математическими средствами все направления, составляющие комплекс ННГУ в области информационно-телекоммуникационных систем.
Так, для межфакультетского лабораторного комплекса «Нанотехнологии » были приобретены: установка водородной очистки «Infinity GPS-4H» (США), ближ-непольный оптический микроскоп «Solver SNOM» (Россия), автоматический рентгеновский монокристальный дифрактометр с CCD-детектором (Германия), спектрометр «Cary 6000i UV-Vis-NIR» (Нидерланды), растровый электронный микроскоп «Jeol
JSM-6490» (Япония), ЭПР-спектрометр «EMX plus-10/12. Bruker» (Германия) и другое оборудование. Новые возможности для работы предоставляют нам опытные образцы наноразмерных структур на основе ар-сенида галлия со встроенными ферромагнитными слоями (с магнитоуправляемой степенью поляризации света порядка 81%), работающие при комнатной температуре. Это лучшее мировое достижение на начало 2007 г. Материалы предназначены для создания структур спинтроники, которые обеспечивают новые высокоскоростные приборы в системах преобразования и передачи информации.
Вычислительные мощности центра компетенции Microsoft усилены приобретением первого в России настольного персонального 16-процессорного мини-кластера «T-Forge Mini 4» с пиковой производительностью 70 GFlops. Новое оборудование, приобретаемое по проекту (64 двухпроцессорных сервера), позволяет обеспечить пиковую производительность более 3 TFlops и выводит лабораторию высокопроизводительных компьютерных систем ННГУ на
третье место в России. Эти мощности дают возможность решать задачи особо высокой вычислительной сложности и трудоемкости. Отметим также работы по моделированию динамических процессов в сердечной ткани. Предложенные модели, позволяющие рассматривать такие явления, как одиночные спиральные волны, ведущие центры и хаос спиральных волн, включают 55 млн. переменных. Их анализ с использованием супервычислителей позволяет предложить щадящие подходы к борьбе с основными формами сердечной аритмии. Взаимодействие с лабораторией информационных технологий Института прикладной физики РАН привело к созданию Нижегородского распределенного центра суперкомпьютерных вычислений.
Создана уникальная по комплектации лаборатория «Молекулярно-генетические и генно-инженерные исследования», позволяющая проводить широкие исследования в области молекулярной биологии и нано-биотехнологии. Полученное оборудование использовалось для исследования молеку-лярно-генетических характеристик изоля-тов кишечных вирусов, выделенных в 2007 г. в Нижнем Новгороде. Оно легло в основу эпидемиологического анализа причин подъема заболеваемости детей Нижнего Новгорода вирусным менингоэнцефалитом.
Специфика программы ННГУ состоит в том, что свыше 90% всех средств идет на приобретение новейшего оборудования и программного обеспечения. При этом уже на стадии подготовки заявки университет тесно сотрудничает с предприятиями, на которые традиционно идут работать студенты и выпускники ННГУ. Планируется приобретение такого оборудования и программного обеспечения, навыки пользования которым являются в настоящее время необходимым элементом подготовки специалиста, работающего в высокотехнологичных отраслях. Кроме того, приобретается то оборудование, на котором сотрудники университета вместе со студентами и аспирантами могут выполнять научные ис-
следования в интересах конкретных заказчиков.
Организация создаваемой лабораторной базы в форме тематических центров коллективного пользования обеспечивает ее эффективное применение не только сотрудниками университета, но и партнерами ННГУ в регионе и в округе. Уже с начала 2007 г. студенты и аспиранты смогли учиться на самом современном оборудовании, а преподаватели и научные сотрудники получили возможность выполнять на этом оборудовании научные исследования. Это, безусловно, не только усиливает социальную привлекательность университета для будущих абитуриентов и потенциальных инвесторов, но и приводит к повышению качества подготовки кадров для инновационной экономики.
За счет средств софинансирования в университете произведена существенная модернизация аудиторного фонда. В соответствии с задачами проекта он сегодня используется в виде учебных аудиторий, оснащенных современными телекоммуникационными средствами, и учебно-научных лабораторий для выполнения лабораторного практикума по всем специализациям и направлениям подготовки. В рамках проекта создан зал научных демонстраций, позволяющий внедрить новые формы взаимодействия с удаленными объектами. Приобретенное оборудование дает возможность проводить видеоконференции и осуществлять показы удаленных лабораторий. Во время выездного заседания Совета Российского союза ректоров (17 декабря 2007 г.) и конференции по итогам реализации ПНП «Образование » в Приволжском федеральном округе (23-24 ноября 2007 г.) у нас прошли сеансы видеоконференции с вузами-победителями из Перми и Самары, с лабораториями ННГУ и академических институтов.
Важную роль в выполнении проекта играет организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. В различных формах повышения
квалификации приняло участие свыше 800 сотрудников ННГУ. В частности, за счет реализации инновационной образовательной программы резко возросло число преподавателей и сотрудников университета, командированных для работы в зарубежных образовательных учреждениях. В 2006-2007 гг. 156 наших преподавателей и сотрудников стажировались в ведущих вузах и научных центрах России и за рубежом.
По основным направлениям деятельности ОНЦ реализованы конкретные мероприятия по развитию перспективных специализаций, специальностей, магистерских и аспирантских программ. За два года подготовлено новых или модернизировано 27 магистерских программ, введено 10 новых специальностей, разработано 160 новых курсов, 80 новых лабораторных работ, издано 74 учебника и учебных пособия, подготовлено 125 электронных учебно-методических материалов. Особо следует отметить прекрасно изданную серию «Библиотека национального проекта ННГУ» (38 учебных пособий). Значительная часть курсов готовилась и модернизировалась с учетом интересов работодателей. Выполненные учебно-методические разработки отличаются высоким качеством. Ряд курсов вошел в число победителей российских и международных конкурсов.
Так, курс «Теория и практика вычислений для высокопроизводительных кластерных систем » является победителем Всероссийского конкурса образовательных программ 2006 года для современных многоядерных систем (проведен компанией Intel). Он был представ-
лен на международной конференции «SuperComputing-2006 » (США) и на международной выставке «CeBIT-2007» (Германия). Электронная версия методического комплекса, поддерживающего данный курс, включена в состав учебно-методического обеспечения операционной системы MS Windows Compute Cluster Server для кластерных вычислений компании Microsoft. Указанный курс используется в 20 университетах России, а также при повышении квалификации сотрудников в Институте прикладной физики РАН, ОКБМ им. И.И. Африкантова, в лабораториях компании Intel, а также в работе молодежных школ «Высокопроизводительные вычисления на кластерных системах» (Нижний Новгород, Самара, Санкт-Петербург).
Важным результатом выполнения инновационной программы явилось открытие в 2006 г. на факультете иностранных студентов совместно с факультетом ВМК программы подготовки бакалавров по направлению «Информационные технологии» с интенсивным использованием в учебном процессе английского языка. Организация такой программы в ННГУ была предпринята с целью расширения экспорта образования и дальнейшего развития деятельности по привлечению в университет иностранных студентов, создания новых, востребованных на меж-
дународном рынке образования форм обучения. Учебный план и программы курсов разработаны с учетом интернациональной студенческой аудитории. В частности, принимается во внимание тот факт, что студенты, приезжающие из разных стран, имеют разный уровень базовой подготовки по математике. Поэтому вводный курс направлен на выравнивание знаний студентов по основам математики. Программы подготовки специалистов по информационным технологиям принадлежат сегодня к числу наиболее востребованных на рынке международного образования. Такая программа с интенсивным использованием в учебном процессе английского языка ориентирована на англоговорящих студентов, планирующих в перспективе искать работу на международном рынке труда.
В ходе реализации инновационной программы совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова и Томским государственным университетом мы разработали проект ФГОС ВПО по направлению «Радиофизика», выиграв лот открытого конкурса Рособразования. Кроме того, Нижегородский госуниверситет принимал участие в подготовке проекта ФГОС по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии».
В рамках проекта была открыта новая образовательная программа «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». В соответствии с договором между ННГУ и Институтом криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России на базе ННГУ открыто региональное отделение УМО вузов России в области информационной безопасности.
В числе наиболее значимых результатов программы следует назвать ее вклад в формирование кадрового потенциала ННГУ, высокотехнологичных и наукоемких отраслей, научно-инновационной системы реги-
она в целом. В результате реализации программы резко повысилась вовлеченность сотрудников в научные и образовательные проекты, реализуемые в университете и регионе.
Одним из важнейших социальных последствий осуществления инновационной образовательной программы ННГУ явилось развитие и укрепление связей университета с институтами, предприятиями и компаниями региона. В ее формировании и выполнении активное участие принимали партнеры университета - академические институты, предприятия промышленного комплекса, с которыми налажены тесные и устойчивые связи.
В целом выполнение проекта способствует повышению инвестиционной привлекательности Нижнего Новгорода и Нижегородской области и усилению значимости Нижегородского региона как одного из ведущих центров информационных технологий в России.
Для обеспечения дальнейшей деятельности созданных в рамках ПНП «Образование » инновационных структур, центров коллективного пользования и повышения эффективности их работы, на наш взгляд, требуется создать государственные программы развития материально-технической базы этих структур. Такие государственные программы являются необходимым условием их перехода на самоокупаемость.
Принципиально важным является развитие кадрового и научного обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности, отраслевых и академических институтов на основе партнерства инновационного вуза и работодателей. Объединение усилий вузов, академических институтов, отраслевых НИИ и высокотехнологических фирм в области подготовки специалистов и совместных научных исследований при государственной поддержке могло бы существенно ускорить инновационное развитие страны.
Литература
1. Нижегородский государственный уни-
верситет им. Н.И. Лобачевского. Черты нового. - Н. Новгород, 2006.
2. Стронгин Р.Г., Максимов Г.А. Интег-
рация образования и науки. Опыт Нижегородского университета. - Н. Новгород, 2005.
3. Стронгин Р.Г, Гурбатов С.Н. По пути
инноваций: традиции и современность. Инновационная образовательная программа Нижегородского государственного университета // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 10.
4. Стронгин Р.Г, Гурбатов С.Н, Петров
А.В. Интеграция как путь повышения качества и востребованности высшего образования. Пример Нижегородского государственного университета // Вопросы высшего образования. - 2006. -№ 11.
5. Стронгин Р.Г., Гурбатов С.Н., Петров
А.В. Интеграционные процессы в высшей школе как путь повышения качества и востребованности образования. - Н. Новгород, 2006.
6. Стронгин Р.Г., Гурбатов С.Н., Петров
А.В. Взаимодействие с работодателями. Интегрирующая роль университета. — Н. Новгород, 2006.
7. Стронгин Р.Г, Гурбатов С.Н. Струк-
тура и управление образовательно-научным центром «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение». Инновационная образовательная программа Нижегородского государственного университета // Университетское управление. - 2007. - № 1.
8. Казанцев В.Б., Семьянов А.В. Новый
центр нейронауки // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 10.