ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Смыслов С.А.1, Михелькевич В.Н., Носов Н.В.
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
В статье приведено сравнение учебных планов подготовки бакалавров по направлению и специалистов. Показаны эффективность реформ высшего профессионального образования, пути достижения качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: образование, метод преподавания, инновация, специалист, обучение, учебный центр, программный продукт.
Современные тенденции в экономике ставят перед российской высшей школой принципиально новые задачи, связанные с ориентацией на инновационные подходы в образовании. Одной из главных проблем для промышленности стало отсутствие высококвалифицированных, теоретически и практически подготовленных для внедрения и поддержки передовых компьютерных технологий инженерных кадров. Возрождение промышленности - общенациональная проблема, в решении которой должны принять самое активное участие выпускники вуза. Актуальная проблема образования - подготовка специалистов на качественно новом уровне.
Образовательные приоритеты все заметнее смещаются в сторону инноваций. Понимая, что грядет перестройка в образовании, и зная, какие новые направления производственной деятельности будут формироваться, мы разработали новый учебный план на совершенно другой, инновационной основе. Новизна учебного плана заключается в кардинальном изменении его структуры, акценте на профессиональном обучении и введении практикума по получаемой профессии. В таблицах 1-3 приведены сравнительные данные по распределению бюджета времени студентов при переходе на новый образовательный стандарт.
Таблица 1
Код УЦ Учебные циклы дисциплин и планируемые результаты их освоения н К W 'е О О о о £ Перечень дисциплин Количество часов по программам подготовки
1 ака м & ва 1 е во р е м
1 2 3 4 5 6
Б.1 Гуманитарный и социальноэкономический цикл 30-40 900 1700
Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть 15-20 Философия Иностранный язык История России 450 1260
Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) 15-20 450 440
Б.2 Математический и естественно-научный цикл 60-70 1800 1950
Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть 25-35 Математика Информатика Физика Химия 750 1580
Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) 35-35 Компьютерное моделирование Численные методы расчета 1050 370
1 Смыслов Станислав Анатольевич (ст. преподаватель), каф. «Технология машиностроения».
Михелькевич Валентин Николаевич (д.т.н., профессор), каф. психологии и педагогики.
Носов Николай Васильевич (д.т.н, профессор), декан факультета МиАТ, заведующий каф. «Технология машиностроения».
Код УЦ Учебные циклы дисциплин и планируемые результаты их освоения Трудоемкость (ЗИТ) Перечень дисциплин Количество часов по программам подготовки
Бака-лавров неровИнже-
1 2 3 4 5 6
Б.3 Профессиональный цикл 125-135 4050 2681
Базовая часть Студент должен знать, уметь, владеть 55-65 1950 2091
Вариативная часть (ЗУН определяются вузом) 40-40 Резание материалов Режущий инструмент Металлорежущие станки Технология машиностроения Технологическая оснастка Основы САПР Компьютерная графика Проектирование заготовок 1200 590
Таблица 3
Вариативный модуль дисциплин профессиональной функционально ориентированной подготовки
ЗО
Вариативный модуль Бакалав Инжен
ров еров
1 2 3
Компьютерные технологии
Автоматизированные станочные
комплексы с ЧПУ
Профиль 1. Технология Технология обработки на станках
машиностроения с ЧПУ и обрабатывающих центрах
Инженеры 30 Программирование мехобработки в 900 588
по специальности кодах КО
151001 Современные высокопроизводительные инструменты для станков с ЧПУ
Технологический бизнес и аудит
Техническая эксплуатация, наладка
и использование станков с Ч11У
Профиль 2. Металлообрабатываю Конструкция и системы управления станков с ЧПУ и ОЦ
Технология ремонта станков с ЧПУ
щие станки и комплексы Инженеры по специальности 151002 30 Технология и программирование станков с ЧПУ и ОЦ 900 588
Инструменты и техническая оснастка для станков с ЧПУ и ОЦ
Компьютерные технологии при
проектировании станков с ЧПУ и ОЦ
Профиль 3. Инструментальные 30 Расчёт и конструирование инструментов для станков с ЧПУ 900 588
системы Технология изготовления и
машиностроительных производств восстановления инструментов для станков
Инженеры с ЧПУ
по специальности 151003 Программирование обработки деталей на станках с ЧПУ и ОЦ
Современные материалы и покрытия
в инструментах для Ч11У
Вариативный модуль ЗО
Бакалав ров Инжен еров
1 2 3
Оборудование с ЧПУ и ОЦ
Компьютерные технологии в инструментальном производстве
Из приведенных данных видно, что объем часов по гуманитарному и социальноэкономическому циклу уменьшился с 1700 часов до 900 часов за счет сокращения базовой подготовки студентов. В разделе учебного плана бакалавров, относящемся к математическому и естественно-научному циклу, количество часов подготовки осталось на прежнем уровне, в то же время базовая часть подготовки уменьшилась в 2 раза за счет увеличения вариативной части учебного плана, а перечень дисциплин определяется ученым советом вуза. Это дает возможность более широко изучать современные направления развития науки и техники, связанные с компьютерным проектированием и моделированием.
Профессиональный цикл подготовки бакалавров отличается тем, что вариативный модуль увеличен в 2 раза. Этот цикл должен поддерживаться практической подготовкой, которая проводится на нашем факультете: учебная практика проводится в учебных мастерских, а производственная - в учебных центрах факультета.
При подготовке студент должен пройти три ступени функционально ориентированного профессионального практического обучения.
Первая ступень. Обучение в 2-4 семестрах. Программа связана с получением студентами навыков работы на универсальном оборудовании и приобретением рабочей квалификации (токарь, фрезеровщик и т.п.).
Вторая ступень. Обучение в 5-6 семестрах. Программа необходима для повышения рабочей квалификации в рамках целевого заказа производства с соответствующей дифференциацией функционально ориентированного профессионального обучения.
Третья ступень. Обучение в 7-8 семестрах. Подготовка связана с обучением студентов работе на современных станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах по конкретным видам функциональной деятельности (оператор, наладчик, программист, электронщик, технолог).
Реализация нового учебного плана стала возможной благодаря наличию на факультете машиностроения и автомобильного транспорта современной материально-технической базы. На факультете успешно функционирует комплекс учебных центров по подготовке и переподготовке специалистов для промышленности Самарской области.
Учебный центр компьютерного проектирования СамГТУ-Ое1сат, образованный в 1999 г., осуществляет сквозную подготовку студентов в области компьютерного проектирования, начиная с первого курса. При этом студенты формируют навыки имитационного трехмерного моделирования деталей и изделий, а также обучаются обработке и сборке их с использованием самых современных программных продуктов ^оШ'МО^, Unigraphics, САТ1А, PowerSolutюn и др.). Центр лицензирован фирмой Delcam, Великобритания.
Учебный центр СамГТУ-Волгабурмаш (2005 г.) оснащен современными станками с ЧПУ и обрабатывающими центрами, что позволяет студентам в процессе обучения научиться разрабатывать технологии обработки деталей и программировать их изготовление на современных электронных носителях с использованием управляющих контроллеров фирм «Хайден-Хайн» (Германия), «Фанук» (Япония).
Совместно с крупнейшей немецкой компанией EMAG (Германия) в университете создан учебно-выставочный центр, оснащенный тремя токарными обрабатывающими центрами, учебными лабораториями по электронным системам управления и программированию станков с ЧПУ. В учебно-выставочном центре СамГТУ-EMAG (2008 г.) удалось осуществить целевую комплексную практическую подготовку студентов по заказам предприятий. По конкретному заказу промышленного предприятия или фирмы создается творческий коллектив, в состав которого входят преподаватели, инженеры центра и студенты. Под руководством ведущего специалиста разрабатываются конструкторская и технологическая документация, программное обеспечение, инструментальная и технологическая оснастка.
Учебные центры СамГТУ-ВБМ и СамГТУ-EMAG ведут активную работу по повышению квалификации преподавателей, а также переподготовке специалистов предприятий для разработки технологической документации и работы на современном оборудовании, в том числе на обрабатывающих центрах с ЧПУ.
Учебный центр литейных технологий (2004 г.) имеет в своем активе все наиболее значимые литейные технологии, основанные на применении современных CAD/CAE-систем (литье по
выплавляемым моделям, литье по газифицируемым моделям, литье под давлением, центробежное литье и др.). Данный учебный центр осуществляет обучение студентов применению современных технологий литейного производства, которое охватывает весь цикл технологической подготовки производства.
В настоящее время на стадии завершения находятся два учебных центра: учебный инженерный центр СамГТУ-Адверс и учебный инженерный центр СамГТУ-Станкостроитель. Учебный инженерный центр СамГТУ-Адверс оснащен станками с ЧПУ, современными лабораторными стендами для обучения студентов проектированию и производству отечественных предпусковых теплонагревателей автомобилей. Организация учебного инженерного центра СамГТУ-Станкостроитель - шаг к возрождению отечественного станкостроения на инновационной основе.
На факультете ведется подготовка высококвалифицированных специалистов в рамках магистерского направления «Технология, оборудование и автоматизация производств». Каждая магистерская диссертация является результатом выполнения инновационного заказа и направлена на развитие научного потенциала региона. Например, магистерская диссертация Сизанова А.Ю. выполнена в соответствии с техническим заданием ОАО «Пластик» и посвящена проектированию и изготовлению пресс-формы литья под давлением рефлектора автомобиля ВАЗ1118 -«Калина». Особенность данной диссертации связана с тем, что раньше эта оснастка изготавливалась в Испании. Уровень подготовки магистра позволил освоить эту сложную технологию и применять на отечественных предприятиях.
Целью магистерской диссертации А.В. Головачева является разработка модели и технологии изготовления имплантанта межпозвонкового диска методами обратного инжиниринга. Инновационная направленность этой работы очевидна, т. к. присутствует новизна идеи и методов решения проблемы. Эта работа завоевала первое место на международном конкурсе студенческих научных работ, проходившем под эгидой фирмы DELCAM, а Головачев А.В. в настоящее время проходит стажировку в этой фирме в Великобритании.
Оригинальная комплексная магистерская диссертация Денисова Д.Н. и Дмитриева А.В. выполнена по заказу ООО «Криста» и была связана с разработкой модели кабины электровоза и моделированием процесса ее соударения. Данная работа получила первый приз на Всероссийском конкурсе студенческих научных работ.
В результате внедрения новой системы подготовки из стен вуза выходит специалист с высшим образованием - универсал, который в одном лице и высококвалифицированный рабочий, и инженер. А роль таких специалистов, владеющих не только новыми методами проектирования и моделирования технологических процессов, но и навыками работы на современном оборудовании, огромна.
Таким образом, в СамГТУ разработана теоретико-методологическая база и созданы материально-технические и дидактические условия для подготовки компетентных специалистов мирового уровня, востребованных на рынке труда, обладающих высокой степенью адаптации и профессиональной мобильностью.
Поступила в редакцию - 21/III/2012, в окончательном варианте - 28/III/2012.
UDC 378.02:372.8
INNOVATION MODEL OF TRAINING BACHELORS IN MACHINE-BUILDING
S.A. Smyslov, V.N. Mikhelkevich, N. V. Nosov Samara State Technical University 244 Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100 E-mail: [email protected]
Materials of comparison of curricula of training bachelors and specialists in machine-building are presented in the article. The efficiency of reforms of the higher vocational training and ways of achievement of quality of specialists training are shown.
Keywords: education, teaching method, innovation, specialist, training, the educational centre, software product.
Original article submitted - 21/III/2012, revision submitted - 28/III/2012.
Stanislav A. Smyslov, Senior Lectur, Head of Department Machine Building Technology. Valentin N. Mikhelkevich (Dr. Tech. Sci, Professor), Head of Department Electric Drive And Industrial Automatic Equipment.
Nikolay V. Nosov (Dr. Tech. Sci, Professor), Head of Department Machine Building Technology.