НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Профессор А. Бриганти д-р экон. наук И. П. Хоминич
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье раскрываются основные характеристики модели Открытого университета как образовательного учреждения инновационного типа, предполагающего использование современных образовательных технологий, методик и концепций обучения.
Ключевые слова и словосочетания: модель Открытого университета, образовательные технологии, дистанционное обучение, методы передачи знаний, исследовательская деятельность, виртуальная аудитория, система управления обучением.
16 февраля 2011 г. Президент России Д. А. Медведев и Премьер-министр Италии господин Сильвио Берлускони торжественно открыли Год итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации и Год русской культуры и русского языка в Италии. Будто предвидя это событие и зная о налаженных, дружественных, плодотворных связях между нашими странами, летом 2010 г. РЭУ им. Г. В. Плеханова и Университет им. Гульель-мо Маркони подписали Соглашение о сотрудничестве, договорившись совместно взаимодействовать в области образования и науки. В настоящее время идут согласование совместных магистерских программ с существенной компонентой дистанционного обучения на международном уровне, обсуждение возможных аналогичных проектов обучения бакалавров, составляются совместные заявки на получение грантов в международных организациях. В декабре 2010 г. профессор И. П. Хоминич была с визитом в Риме по приглашению ректора профессора А. Бриганти, участвовала с презентацией в заседании Ученого совета как приглашенный профессор - научный консультант докторских программ на текущий академический год. В апреле делегация Университета Маркони по приглашению ректора РЭУ им. Г. В. Плеханова принимала участие в конференции УМО и провела мастер-класс «Инновационные образовательные технологии вуза».
Так что же так сблизило подходы двух университетов: образовательные модели, которые они строят, похожие стратегические планы или только духовная и культурная близость русских и итальянцев как народов?
По свидетельству философа Ф. Ницше, «фактов не существует, а только их интерпретация»1, что требует прежде всего развития интерпретативных способностей у людей для обмена опытом. Это подразумевает процесс передачи культурных ценностей, который в школах и университетах занимает главное место в воспитании новых поколений. Безусловно, эти учреждения
1 Евлампиев И. И. Человек и его будущее в философии Ф. Ницше // http://anthropology.rchgi. spb.ru/nicshe/dok3.html
также подвержены изменениям, которые посредством новых образовательных возможностей, дополнивших традиционные образовательные институты, способствовали возникновению новой модели интегрированной структурированной системы образования. В результате этого имеют возможность развиваться полицентрические образовательные процессы со своим, относительно либо полностью, автономным существованием в плане коммуникационных средств и организации знаний по сравнению с типовым учреждением - школой.
Концепция полицентризма рассматривает, во-первых, понятие времени, необходимого на получение образования, - от теории социализации человека на первых этапах жизни до модели непрерывного и периодически повторяющегося образования на протяжении всей жизни1; во-вторых, подчеркивает множество «получателей», т. е. потенциальных субъектов учебной деятельности вплоть до всего населения того или иного региона, а также множество методов передачи знаний. С этой точки зрения к одной из самых значительных инноваций относится использование в передаче знаний технологических методов, которые позволяют акцентировать внимание на проблемах коммуникации и связанных с ними проблемах организации знаний.
Таким образом, зададимся целью создать новую интерпретацию знаний с антропологической, социальной и культурно-исторической точек зрения и, следовательно, с точки зрения интерпретативной науки2, в центре которой лежат поиски значения явлений. Мы должны пересмотреть функции учреждений образования с позиции учебной деятельности, рассматриваемой как интерактивный процесс и как совокупность опыта, направленного на создание и укрепление в индивидуумах способности познавать себя и свое окружение, а также уметь ориентироваться в социально-экономических и культурных изменениях. Это, безусловно, требует особого внимания к формированию адекватной модели университета как учреждения образования. В этих условиях исключительно подходящим становится тип Открытого университета, который приобретает сегодня особое значение в связи со своей способностью выполнять в современном обществе знаний функции, необходимые для формирования человеческих ресурсов, которые стали наиболее востребованы с развитием технологий. По сравнению с традиционным (массовым) университетом, Открытый (виртуальный) университет показал себя более эффективным в решении таких задач, как:
- разработка теории по повышению уровня знаний (исследований), основанная на открытом диалоге различных представлений о мире;
1 См.: Lifelong Learning - Концепция обучения в течение всей жизни (непрерывное обучение) // www.lll-c.com/lllconcept
2 См.: Прокопенко Н. Ю. Структура научного знания / Донецкий национальный технический университет // www.masters.donntu.edu.ua/2009/feht/prokopenko/library/tez7.htm; Основы философии науки : учебное пособие для вузов / под ред. проф. С. А. Лебедева. - М. : Академический проект, 2005; Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
- корректировка интеллектуальных, диагностических методов и методов планирования, делая их более приспособленными к постоянным изменениям, происходящим в мире;
- развитие индивидуумами собственных способностей;
- максимальное обеспечение соответствия целей, стоящих перед институтами образования, потребностям социально-культурного и экономического развития;
- выдвижение достойного предложения на спрос на интеллектуальные ресурсы со стороны производственных сил.
При разработке идеальной модели Открытого университета необходимо учитывать некоторые важные принципы: свободу и автономность, ставку на формализованные знания, научную компетентность. Именно эти ценности способны обеспечить образование, основанное на научных исследованиях и осуществляемое в рамках учебных программ, которые могут дать соответствующий ответ познавательным потребностям учащихся. Предлагаемая модель Открытого университета включает ряд элементов: цели и основные принципы; отношения с социумом (расчет уровня рентабельности); организационную структуру.
Цели и основные принципы
Основная цель университета как образовательного учреждения заключается в стремлении к знаниям, которая становится достижимой благодаря плодотворной работе в двух взаимосвязанных областях деятельности: обучение как таковое и научные исследования. Таким образом, университет представляет собой учреждение, в котором подача знаний студентам происходит исключительно в параллели с деятельностью, направленной на приобретение знаний посредством обсуждений знаний и науки, потому как знания приобретаются и преумножаются в процессе непрерывного открытого диалога различных представлений о мире, зачастую противоречащих друг другу, т. е. между альтернативными исследовательскими проектами.
Именно эти принципы стали основными при создании Университета Г. Маркони, первоочередная функция в котором отведена поиску новых мировоззрений, концептуальных основ и способов переосмысления отношений и связей между явлениями. В модели Открытого университета долгое время предпочтение отдавалось учебным целям, в основе которых лежала концепция отношений с обучающимся, особенно в плане облегчения процесса передачи информации в рамках растущей интерактивности. В то время как в модели Открытого университета, которая давно действует и совершенствуется, в Университете Г. Маркони первоочередную роль приобретает непосредственно исследовательская деятельность. Это привело к переоценке двух тесно связанных между собой областей деятельности университета, которые часто противопоставляются друг другу в традиционном (или массовом) университете. Слишком очевидное разделение обучения как такового и научных исследований оказало во многом негативное влияние на академическое преподавание. Оно зачастую сводится к простой передаче знаний студентам без последующего контроля, стимулирования и укрепления в них более сильных познава-
тельных способностей. Это наиболее заметно, когда на первое место выходит инновационная - высокотехническая и электронная культура, которая уже существует во многих сферах жизни современного общества и должна занять свое место в образовании. Модель Открытого университета, созданная Университетом Г. Маркони, активизирует непосредственно в педагогической практике мощные когнитивные процессы с целью воспитать в студентах способность самим оценивать действенность изучаемых теорий о существующем мире. Таким образом, возникает тесная взаимосвязь между обучением как таковым и научными исследованиями на основе замещения образовательной парадигмы передачи уже имеющихся знаний на парадигму развития способности создавать новые знания. Это позволяет максимально контролировать и поддерживать прямой контакт со студентом, участвуя тем самым в процессе обучения, воспринимаемом как научная деятельность, в которой заинтересованы как учащиеся, так и преподаватели.
Взаимоотношения с социумом
Основная задача Открытого университета - повышение уровня образованности каждого студента как личности уникальной и неповторимой путем правильного истолкования и удовлетворения индивидуальных потребностей каждого отдельно взятого субъекта на этическом, культурном, социальном и профессиональном уровнях. В изменчивом и хаотичном мире эту цель резонно интерпретировать как создание определенных правил, необходимых для жизни в социуме для воспитания в людях способности действовать на высоком этическом и профессиональном уровнях.
Формирование человеческих ресурсов в соответствии с социально-экономическим развитием общества - не менее важная задача университета. Система образования должна учитывать как потребность в человеческих ресурсах со стороны экономики, так и оценку уровня рентабельности человеческого капитала как определяющей составляющей спроса на образование и важное требование для оптимального планирования образовательного рынка. Изучение и мониторинг этих факторов необходимы для оценки конъюнктуры образовательного рынка, меняющихся параметров спроса и предложения. Это подчеркивает сложность и важность функции учебной деятельности, связанной с управлением и корректировкой предложений в системе образования. В разработке модели Открытого университета особое место отведено учебной деятельности как интерактивному процессу, совокупности опыта в обучении, повышению в людях способности к познанию себя и окружающей среды, культурных и социально-экономических изменений, изучению существующих предложений в образовании. Обучающиеся могут сами составлять индивидуальный план обучения, благодаря чему у них появляется возможность развивать собственные интересы и получать профессиональную квалификацию в соответствии с потребностями определенного социального окружения.
Важная особенность модели Открытого университета, разработанной Университетом Г. Маркони, - абсолютная открытость внешнему миру, особенно в интернациональном контексте. Эта открытость обусловлена в основном сложной сетью отношений, которая создается университетом, в том числе
при помощи цифровых технологий. В результате этого становится возможной цель так называемой делокализации, т. е. расширения с размещением более, чем в одной точке, исследовательской деятельности и процесса обучения, что делает эту структуру максимально открытой и является поистине активным компонентом в развитии той сферы, в которой она работает. Все это позволяет реализовать инновационные иди, разрабатываемые внутри учебного сообщества в рамках ярко выраженной расположенности к изменениям.
Идея модели Открытого университета предполагает особенности в отношениях с социально-экономической средой. Университет представляет собой аналитический научный центр, чувствительный к малейшим изменениям в социальной сфере, способный улавливать и передавать информацию о потребностях, возникающих в области учебной подготовки и научных исследований.
Делокализация в модели Открытого университета обеспечивает его неразрывную связь с окружающей средой, ориентируя на удовлетворение конкретных потребностей общества в целом, а также предприятий, местных организаций, студентов и их семей, в частности. Такая прозрачная структура модели находит свое отражение в социальном контексте, который приобретает в итоге значение «активный контекст». Ведь действующие в нем субъекты поочередно влияют друг на друга и в процессе взаимодействия способны изменять окружающую их социальную сферу. В этой связи можно легко решать задачи выявления актуальных потребностей студентов на конкретный период времени; определения потребностей предприятий в тех или иных профилях обучения для учета их в образовательных программах.
Новая модель Открытого (виртуального) университета дает возможность руководствоваться в принятии решений непосредственно потребностями существующей реальности, в первую очередь, организаций по производству товаров и услуг, а также научного сообщества. Открытый университет по модели Университета Г. Маркони своевременно улавливает потребности социума, корректирует организацию учебных программ, обновляет направления научных исследований и обучения, собирает, анализирует и обобщает актуальные данные о потребностях в области исследований и подготовки кадров. Такая модель Университета гарантирует неразрывность отношений между студентом и местом его научной деятельности даже после получения им квалификации, благодаря которым возможно постоянно поддерживать связь, оказывать содействие в том или ином вопросе, давать профессиональные советы, чтобы постоянно обновлять и укреплять полученные знания и навыки специалистов различных профилей.
Организационная структура
Цели и основные принципы модели Открытого университета в совокупности с особенностями его взаимосвязи с окружающей действительностью определяют конфигурацию его организационной структуры и взаимоотношения между ее компонентами. Важно предотвратить негативные последствия от неэффективности так называемой бюрократической модели, возникшей с по-
явлением массового университета, которая отрицательно сказалась как на преподавательской, так и на научно-исследовательской деятельности.
В модели Открытого университета логическое построение работы способствует интеграции между научными исследованиями и обучением; улучшению качества предоставляемых услуг; лучшей адаптации к изменениям в области социально-культурных потребностей. В частности, преподаватель выполняет предназначенные ему функции в смежных между собой процессах - педагогической деятельности и создании научных знаний (разработка теорий, концепций, теорем, принципов, методов, законов, инструментов и т. д.) - путем проведения научных исследований. Эти процессы связаны воедино, так как результаты являются объектом обучения, а обучение в свою очередь является для научных исследований сферой для проведения экспериментов и применения этих результатов.
Действительно, необходимо постоянное взаимодействие между дидактикой, т. е. содержанием обучения и научными исследованиями. Это на институциональном уровне и определяет систему ценностей учреждения образования, позволяет восстановить профессиональную автономность педагога на всех уровнях: концептуальном, теоретическом, учебно-практическом, а также на уровне опыта. В итоге педагог, который будет работать в модели Открытого университета, должен отвечать следующим требованиям:
- он дает максимально глубокие знания в своей дисциплине, но в то же время информативно обогащает их знаниями из других областей;
- стремится к созданию отношений сотрудничества как внутри университета, так и за его пределами (с институтами, предприятиями, государственными учреждениями) с целью максимального достижения научных и эффективных результатов;
- придерживается четкой тенденции подачи студентам знаний, как теоретических, так и научно-исследовательских, которые возможно будет применить в конкретных областях деятельности.
Все вышесказанное подчеркивает сложность организационной структуры модели Открытого университета, призванной обеспечивать эффективное взаимодействие между обучением как таковым и исследовательской деятельностью. Последняя при этом имеет важное значение, особенно если знания, передаваемые студентам, приобретаются непосредственно в результате исследовательской деятельности.
Кроме того, отношение между научно-исследовательской и учебной областями не может не отразиться на оптимальном планировании учебных программ. Университеты проводят обучение и научные исследования по широкому спектру дисциплин, гарантируя непрерывность в процессе обеспечения знаниями, которые сами являются частью культурного наследия человека.
Модель Открытого университета предполагает наличие еще одной важнейшей черты в его деятельности - гибкости в планировании своих образовательных программ при контроле за соответствием получаемых результатов требованиям общественной эффективности. Именно по этой причине следует избегать жестких и догматических учебных структур. Напротив, следует повышать плюралистический и объективный характер знаний в рамках учебных
программ, особенно сегодня, когда в результате постоянного анализа системы образования все новые принципы и новые методы обучения следуют друг за другом с такой скоростью. С этой точки зрения при разработке учебных программ в модели Открытого Университета Г. Маркони специалисты руководствуются двумя основными принципами: ее гибкостью и сохранением отношений, существующих между структурой, обеспечивающей процесс обучения, и ее объектом. Это именно те ключевые составляющие, которые идеальная модель университета должна будет обеспечить и укреплять в дальнейшем.
Технологические составляющие системы
Объединение телекоммуникационных и компьютерных технологий привело к коренным изменениям в моделях дистанционного обучения (ДО), предоставляя новые возможности, особенно во взаимодействии между учеником и учителем и доступе к множеству источников знаний благодаря Интернету.
Технологические методы обучения, разработанные Университетом Г. Маркони, создают виртуальную аудиторию, в которой для получения информации и при использовании новейших способов ее передачи (видеоконференция, системы группового программного обеспечения, электронная почта) объединяются многочисленные группы людей, находящихся в пространственно отдаленных точках страны и мира друг от друга.
В рамках такого персонифицированного обучения новый облик и значение приобретает роль преподавателя в части определения подходящих методов и стратегий при передаче информации, в плане определения способов обработки учебной информации, полученной мультимедийными средствами. Технологические методы направлены на обеспечение интерактивного обучения, протекающего в режиме реального времени, что вполне достижимо и активно используется в процессе проведения компьютерных мультимедийных телеконференций. Преподаватель приобретает следующие функции: планирование и разработка процесса обучения; активизация ресурсов, необходимых для обеспечения успеха процесса обучения; анализ и оценивание процесса обучения в целом.
В зависимости от целей отдельных учебных программ преподаватель время от времени может использовать инструменты, необходимые для обмена информацией между людьми (инструменты взаимодействия), или же инструменты, необходимые для обмена информацией между пользователем и техникой (информационные инструменты). Такая система обучения предназначена для того, чтобы благодаря применению новых технологий и мультимедийных средств, способных обеспечить высокую степень эффективности образования, располагать соответствующим ответом на быстро растущие потребности в области подготовки кадров и повышения квалификации.
Благодаря эффективным в результате многочисленных способов применения интернет-сети условиям обучения становится возможным создание персонифицированных моделей обучения. Речь идет о наличии разнообразных когнитивных способов обмена информацией (постановка вопросов, получение ответов, возможность предлагать альтернативные решения и выбирать раз-
личные пути следования в том или ином вопросе в зависимости от потребностей пользователя (партнера) и т. д.), происходящих в условиях непрерывного взаимодействия.
Применение персонифицированных технологий обучения позволяет улучшить качество образования, в том числе путем индивидуализации учебно-методических процессов; сократить количество времени, затрачиваемого на процесс обучения, и при этом его оптимизировать, особенно в индивидуальном обучении под руководством преподавателя; контролировать процесс обучения, в том числе самостоятельно; оценивать и анализировать результаты на индивидуальном уровне и в рамках всего проекта.
Кроме этого, в процессе обучения, протекающем в тесной взаимосвязи с мультимедийными технологиями, учащиеся могут повторить пройденный материал, в случае необходимости прибегнуть к функции помощи (help) в компьютерной программе, проверить ответы, самостоятельно определить необходимое время для обучения, индивидуализировать стратегии в построении диалога, просмотреть архив данных.
В целом составляющие системы дистанционного обучения могут быть представлены как взаимодействующие и функционально связанные между собой субмодули одной модели, имеющей множество функций:
- система управления учебной информацией (Learning Content Management System - LCMS) - это модуль, предназначенный для создания, управления и архивирования учебной информации, что позволяет собрать ее воедино, использовать и одновременно обмениваться ею при помощи цифровых архивов, а также включающий процесс авторинга для создания цифровых ресурсов и для их обновлений;
- система управления обучением (Learning Managemenent System -LMS) - модуль, занимающийся разработкой учебных курсов и планированием мероприятий по подготовке кадров, а также ведением административной деятельности (прием учащихся, распределение на классы и т. д.)
- виртуальный класс (Virtual Classroom - VC) - модуль, позволяющий воссоздать учебный процесс в режиме реального времени, т. е. когда педагог, например, при помощи видео-, аудиосредств передает информацию и обменивается данными со студентами, подключенными к онлайн-системе. Такой модуль позволяет записать лекции для будущего воспроизведения, обладает специальными инструментами для установления взаимосвязи между студентами и преподавателями, а также между студентами и студентами. Инструменты могут быть синхронными (виртуальная доска, совместное использование приложений и документов, чат и т. д.), либо асинхронными (электронная почта, форумы и т. д.)
Таким образом, технико-педагогическая модель Открытого университета базируется на:
- использовании мультимедийных носителей в самообучении, протекающем под контролем преподавателя (куратора);
- взаимодействии куратора (преподавателя) и студента посредством виртуальных аудиторий;
- индивидуальных тренинговых упражнениях в самообучении, протекающем под контролем преподавателя;
- групповых тренинговых упражнениях в самообучении, протекающем под контролем преподавателя.
Обучение должно быть:
- индивидуальным с возможностью уделять тому или иному вопросу столько внимания, сколько необходимо каждому ученику в отдельности;
- эстетическим, так как желание максимально полно изучить предмет возникает тогда, когда для этого созданы все необходимые условия;
- творческим, так как в процессе обучения развивается фантазия, воображение, творческие идеи, проявляется способность к открытиям и изобретениям.
В заключение следует напомнить, что цели, основные принципы и методы работы, о которых мы здесь упоминали, должны взаимно дополнять друг друга в соответствии с теми изменениями, которые возникают вследствие непрекращающегося и быстрого развития инновационных технологий. Однако в ходе такого непрерывного и неудержимого движения появляется множество сомнений и разногласий. Поэтому главная задача системы - продолжать поиск решений проблем, возникающих во взаимоотношениях места, где знания передаются, развиваются и обновляются, с теми местами, где они усваиваются, применяются и разрабатываются.
По словам Президента Д. А. Медведева, в Риме 16 февраля 2011 г. на открытии перекрестных годов России и Италии, нам предстоит осуществить беспрецедентный по своим масштабам совместный культурный проект двух стран1. Авторы статьи предлагают распространить этот совместный культурный проект на область высшего профессионального образования и развить взаимовыгодную деятельность РЭУ им. Г. В. Плеханова и Университета Г. Маркони в инновационных направлениях, базируясь на достижениях обоих университетов.
Список литературы
1. Земцова О. И., Калмыков А. С. Зарубежный опыт использования дистанционных образовательных технологий в непрерывном профессиональном обучении персонала // Деньги и кредит. - 2010. - № 9.
2. Лукьянова М. Н. Оценка научных исследований в вузе: текущее состояние и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35).
1 См.: Открытие Года российской культуры в Италии и Года итальянской культуры в России. 16 февраля 2011 г. Рим // М1р://ирезидент.рф/пе%^/10359