Научная статья на тему 'Инновационная модель Открытого университета'

Инновационная модель Открытого университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА / THE OPEN UNIVERSITY MODEL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / МЕТОДЫ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ / METHODS OF KNOWLEDGE DELIVERY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ВИРТУАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ / VIRTUAL AUDIENCE / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / SYSTEM OF EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бриганти Алессандра, Хоминич Ирина Петровна

В статье раскрываются основные характеристики модели Открытого университета как образовательного учреждения инновационного типа, предполагающего использование современных образовательных технологий, методик и концепций обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the principle features of the Open University model as an educational institution of innovative type which implies the use of advanced educational technologies, methodologies and concepts of teaching.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель Открытого университета»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Профессор А. Бриганти д-р экон. наук И. П. Хоминич

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье раскрываются основные характеристики модели Открытого университета как образовательного учреждения инновационного типа, предполагающего использование современных образовательных технологий, методик и концепций обучения.

Ключевые слова и словосочетания: модель Открытого университета, образовательные технологии, дистанционное обучение, методы передачи знаний, исследовательская деятельность, виртуальная аудитория, система управления обучением.

16 февраля 2011 г. Президент России Д. А. Медведев и Премьер-министр Италии господин Сильвио Берлускони торжественно открыли Год итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации и Год русской культуры и русского языка в Италии. Будто предвидя это событие и зная о налаженных, дружественных, плодотворных связях между нашими странами, летом 2010 г. РЭУ им. Г. В. Плеханова и Университет им. Гульель-мо Маркони подписали Соглашение о сотрудничестве, договорившись совместно взаимодействовать в области образования и науки. В настоящее время идут согласование совместных магистерских программ с существенной компонентой дистанционного обучения на международном уровне, обсуждение возможных аналогичных проектов обучения бакалавров, составляются совместные заявки на получение грантов в международных организациях. В декабре 2010 г. профессор И. П. Хоминич была с визитом в Риме по приглашению ректора профессора А. Бриганти, участвовала с презентацией в заседании Ученого совета как приглашенный профессор - научный консультант докторских программ на текущий академический год. В апреле делегация Университета Маркони по приглашению ректора РЭУ им. Г. В. Плеханова принимала участие в конференции УМО и провела мастер-класс «Инновационные образовательные технологии вуза».

Так что же так сблизило подходы двух университетов: образовательные модели, которые они строят, похожие стратегические планы или только духовная и культурная близость русских и итальянцев как народов?

По свидетельству философа Ф. Ницше, «фактов не существует, а только их интерпретация»1, что требует прежде всего развития интерпретативных способностей у людей для обмена опытом. Это подразумевает процесс передачи культурных ценностей, который в школах и университетах занимает главное место в воспитании новых поколений. Безусловно, эти учреждения

1 Евлампиев И. И. Человек и его будущее в философии Ф. Ницше // http://anthropology.rchgi. spb.ru/nicshe/dok3.html

также подвержены изменениям, которые посредством новых образовательных возможностей, дополнивших традиционные образовательные институты, способствовали возникновению новой модели интегрированной структурированной системы образования. В результате этого имеют возможность развиваться полицентрические образовательные процессы со своим, относительно либо полностью, автономным существованием в плане коммуникационных средств и организации знаний по сравнению с типовым учреждением - школой.

Концепция полицентризма рассматривает, во-первых, понятие времени, необходимого на получение образования, - от теории социализации человека на первых этапах жизни до модели непрерывного и периодически повторяющегося образования на протяжении всей жизни1; во-вторых, подчеркивает множество «получателей», т. е. потенциальных субъектов учебной деятельности вплоть до всего населения того или иного региона, а также множество методов передачи знаний. С этой точки зрения к одной из самых значительных инноваций относится использование в передаче знаний технологических методов, которые позволяют акцентировать внимание на проблемах коммуникации и связанных с ними проблемах организации знаний.

Таким образом, зададимся целью создать новую интерпретацию знаний с антропологической, социальной и культурно-исторической точек зрения и, следовательно, с точки зрения интерпретативной науки2, в центре которой лежат поиски значения явлений. Мы должны пересмотреть функции учреждений образования с позиции учебной деятельности, рассматриваемой как интерактивный процесс и как совокупность опыта, направленного на создание и укрепление в индивидуумах способности познавать себя и свое окружение, а также уметь ориентироваться в социально-экономических и культурных изменениях. Это, безусловно, требует особого внимания к формированию адекватной модели университета как учреждения образования. В этих условиях исключительно подходящим становится тип Открытого университета, который приобретает сегодня особое значение в связи со своей способностью выполнять в современном обществе знаний функции, необходимые для формирования человеческих ресурсов, которые стали наиболее востребованы с развитием технологий. По сравнению с традиционным (массовым) университетом, Открытый (виртуальный) университет показал себя более эффективным в решении таких задач, как:

- разработка теории по повышению уровня знаний (исследований), основанная на открытом диалоге различных представлений о мире;

1 См.: Lifelong Learning - Концепция обучения в течение всей жизни (непрерывное обучение) // www.lll-c.com/lllconcept

2 См.: Прокопенко Н. Ю. Структура научного знания / Донецкий национальный технический университет // www.masters.donntu.edu.ua/2009/feht/prokopenko/library/tez7.htm; Основы философии науки : учебное пособие для вузов / под ред. проф. С. А. Лебедева. - М. : Академический проект, 2005; Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

- корректировка интеллектуальных, диагностических методов и методов планирования, делая их более приспособленными к постоянным изменениям, происходящим в мире;

- развитие индивидуумами собственных способностей;

- максимальное обеспечение соответствия целей, стоящих перед институтами образования, потребностям социально-культурного и экономического развития;

- выдвижение достойного предложения на спрос на интеллектуальные ресурсы со стороны производственных сил.

При разработке идеальной модели Открытого университета необходимо учитывать некоторые важные принципы: свободу и автономность, ставку на формализованные знания, научную компетентность. Именно эти ценности способны обеспечить образование, основанное на научных исследованиях и осуществляемое в рамках учебных программ, которые могут дать соответствующий ответ познавательным потребностям учащихся. Предлагаемая модель Открытого университета включает ряд элементов: цели и основные принципы; отношения с социумом (расчет уровня рентабельности); организационную структуру.

Цели и основные принципы

Основная цель университета как образовательного учреждения заключается в стремлении к знаниям, которая становится достижимой благодаря плодотворной работе в двух взаимосвязанных областях деятельности: обучение как таковое и научные исследования. Таким образом, университет представляет собой учреждение, в котором подача знаний студентам происходит исключительно в параллели с деятельностью, направленной на приобретение знаний посредством обсуждений знаний и науки, потому как знания приобретаются и преумножаются в процессе непрерывного открытого диалога различных представлений о мире, зачастую противоречащих друг другу, т. е. между альтернативными исследовательскими проектами.

Именно эти принципы стали основными при создании Университета Г. Маркони, первоочередная функция в котором отведена поиску новых мировоззрений, концептуальных основ и способов переосмысления отношений и связей между явлениями. В модели Открытого университета долгое время предпочтение отдавалось учебным целям, в основе которых лежала концепция отношений с обучающимся, особенно в плане облегчения процесса передачи информации в рамках растущей интерактивности. В то время как в модели Открытого университета, которая давно действует и совершенствуется, в Университете Г. Маркони первоочередную роль приобретает непосредственно исследовательская деятельность. Это привело к переоценке двух тесно связанных между собой областей деятельности университета, которые часто противопоставляются друг другу в традиционном (или массовом) университете. Слишком очевидное разделение обучения как такового и научных исследований оказало во многом негативное влияние на академическое преподавание. Оно зачастую сводится к простой передаче знаний студентам без последующего контроля, стимулирования и укрепления в них более сильных познава-

тельных способностей. Это наиболее заметно, когда на первое место выходит инновационная - высокотехническая и электронная культура, которая уже существует во многих сферах жизни современного общества и должна занять свое место в образовании. Модель Открытого университета, созданная Университетом Г. Маркони, активизирует непосредственно в педагогической практике мощные когнитивные процессы с целью воспитать в студентах способность самим оценивать действенность изучаемых теорий о существующем мире. Таким образом, возникает тесная взаимосвязь между обучением как таковым и научными исследованиями на основе замещения образовательной парадигмы передачи уже имеющихся знаний на парадигму развития способности создавать новые знания. Это позволяет максимально контролировать и поддерживать прямой контакт со студентом, участвуя тем самым в процессе обучения, воспринимаемом как научная деятельность, в которой заинтересованы как учащиеся, так и преподаватели.

Взаимоотношения с социумом

Основная задача Открытого университета - повышение уровня образованности каждого студента как личности уникальной и неповторимой путем правильного истолкования и удовлетворения индивидуальных потребностей каждого отдельно взятого субъекта на этическом, культурном, социальном и профессиональном уровнях. В изменчивом и хаотичном мире эту цель резонно интерпретировать как создание определенных правил, необходимых для жизни в социуме для воспитания в людях способности действовать на высоком этическом и профессиональном уровнях.

Формирование человеческих ресурсов в соответствии с социально-экономическим развитием общества - не менее важная задача университета. Система образования должна учитывать как потребность в человеческих ресурсах со стороны экономики, так и оценку уровня рентабельности человеческого капитала как определяющей составляющей спроса на образование и важное требование для оптимального планирования образовательного рынка. Изучение и мониторинг этих факторов необходимы для оценки конъюнктуры образовательного рынка, меняющихся параметров спроса и предложения. Это подчеркивает сложность и важность функции учебной деятельности, связанной с управлением и корректировкой предложений в системе образования. В разработке модели Открытого университета особое место отведено учебной деятельности как интерактивному процессу, совокупности опыта в обучении, повышению в людях способности к познанию себя и окружающей среды, культурных и социально-экономических изменений, изучению существующих предложений в образовании. Обучающиеся могут сами составлять индивидуальный план обучения, благодаря чему у них появляется возможность развивать собственные интересы и получать профессиональную квалификацию в соответствии с потребностями определенного социального окружения.

Важная особенность модели Открытого университета, разработанной Университетом Г. Маркони, - абсолютная открытость внешнему миру, особенно в интернациональном контексте. Эта открытость обусловлена в основном сложной сетью отношений, которая создается университетом, в том числе

при помощи цифровых технологий. В результате этого становится возможной цель так называемой делокализации, т. е. расширения с размещением более, чем в одной точке, исследовательской деятельности и процесса обучения, что делает эту структуру максимально открытой и является поистине активным компонентом в развитии той сферы, в которой она работает. Все это позволяет реализовать инновационные иди, разрабатываемые внутри учебного сообщества в рамках ярко выраженной расположенности к изменениям.

Идея модели Открытого университета предполагает особенности в отношениях с социально-экономической средой. Университет представляет собой аналитический научный центр, чувствительный к малейшим изменениям в социальной сфере, способный улавливать и передавать информацию о потребностях, возникающих в области учебной подготовки и научных исследований.

Делокализация в модели Открытого университета обеспечивает его неразрывную связь с окружающей средой, ориентируя на удовлетворение конкретных потребностей общества в целом, а также предприятий, местных организаций, студентов и их семей, в частности. Такая прозрачная структура модели находит свое отражение в социальном контексте, который приобретает в итоге значение «активный контекст». Ведь действующие в нем субъекты поочередно влияют друг на друга и в процессе взаимодействия способны изменять окружающую их социальную сферу. В этой связи можно легко решать задачи выявления актуальных потребностей студентов на конкретный период времени; определения потребностей предприятий в тех или иных профилях обучения для учета их в образовательных программах.

Новая модель Открытого (виртуального) университета дает возможность руководствоваться в принятии решений непосредственно потребностями существующей реальности, в первую очередь, организаций по производству товаров и услуг, а также научного сообщества. Открытый университет по модели Университета Г. Маркони своевременно улавливает потребности социума, корректирует организацию учебных программ, обновляет направления научных исследований и обучения, собирает, анализирует и обобщает актуальные данные о потребностях в области исследований и подготовки кадров. Такая модель Университета гарантирует неразрывность отношений между студентом и местом его научной деятельности даже после получения им квалификации, благодаря которым возможно постоянно поддерживать связь, оказывать содействие в том или ином вопросе, давать профессиональные советы, чтобы постоянно обновлять и укреплять полученные знания и навыки специалистов различных профилей.

Организационная структура

Цели и основные принципы модели Открытого университета в совокупности с особенностями его взаимосвязи с окружающей действительностью определяют конфигурацию его организационной структуры и взаимоотношения между ее компонентами. Важно предотвратить негативные последствия от неэффективности так называемой бюрократической модели, возникшей с по-

явлением массового университета, которая отрицательно сказалась как на преподавательской, так и на научно-исследовательской деятельности.

В модели Открытого университета логическое построение работы способствует интеграции между научными исследованиями и обучением; улучшению качества предоставляемых услуг; лучшей адаптации к изменениям в области социально-культурных потребностей. В частности, преподаватель выполняет предназначенные ему функции в смежных между собой процессах - педагогической деятельности и создании научных знаний (разработка теорий, концепций, теорем, принципов, методов, законов, инструментов и т. д.) - путем проведения научных исследований. Эти процессы связаны воедино, так как результаты являются объектом обучения, а обучение в свою очередь является для научных исследований сферой для проведения экспериментов и применения этих результатов.

Действительно, необходимо постоянное взаимодействие между дидактикой, т. е. содержанием обучения и научными исследованиями. Это на институциональном уровне и определяет систему ценностей учреждения образования, позволяет восстановить профессиональную автономность педагога на всех уровнях: концептуальном, теоретическом, учебно-практическом, а также на уровне опыта. В итоге педагог, который будет работать в модели Открытого университета, должен отвечать следующим требованиям:

- он дает максимально глубокие знания в своей дисциплине, но в то же время информативно обогащает их знаниями из других областей;

- стремится к созданию отношений сотрудничества как внутри университета, так и за его пределами (с институтами, предприятиями, государственными учреждениями) с целью максимального достижения научных и эффективных результатов;

- придерживается четкой тенденции подачи студентам знаний, как теоретических, так и научно-исследовательских, которые возможно будет применить в конкретных областях деятельности.

Все вышесказанное подчеркивает сложность организационной структуры модели Открытого университета, призванной обеспечивать эффективное взаимодействие между обучением как таковым и исследовательской деятельностью. Последняя при этом имеет важное значение, особенно если знания, передаваемые студентам, приобретаются непосредственно в результате исследовательской деятельности.

Кроме того, отношение между научно-исследовательской и учебной областями не может не отразиться на оптимальном планировании учебных программ. Университеты проводят обучение и научные исследования по широкому спектру дисциплин, гарантируя непрерывность в процессе обеспечения знаниями, которые сами являются частью культурного наследия человека.

Модель Открытого университета предполагает наличие еще одной важнейшей черты в его деятельности - гибкости в планировании своих образовательных программ при контроле за соответствием получаемых результатов требованиям общественной эффективности. Именно по этой причине следует избегать жестких и догматических учебных структур. Напротив, следует повышать плюралистический и объективный характер знаний в рамках учебных

программ, особенно сегодня, когда в результате постоянного анализа системы образования все новые принципы и новые методы обучения следуют друг за другом с такой скоростью. С этой точки зрения при разработке учебных программ в модели Открытого Университета Г. Маркони специалисты руководствуются двумя основными принципами: ее гибкостью и сохранением отношений, существующих между структурой, обеспечивающей процесс обучения, и ее объектом. Это именно те ключевые составляющие, которые идеальная модель университета должна будет обеспечить и укреплять в дальнейшем.

Технологические составляющие системы

Объединение телекоммуникационных и компьютерных технологий привело к коренным изменениям в моделях дистанционного обучения (ДО), предоставляя новые возможности, особенно во взаимодействии между учеником и учителем и доступе к множеству источников знаний благодаря Интернету.

Технологические методы обучения, разработанные Университетом Г. Маркони, создают виртуальную аудиторию, в которой для получения информации и при использовании новейших способов ее передачи (видеоконференция, системы группового программного обеспечения, электронная почта) объединяются многочисленные группы людей, находящихся в пространственно отдаленных точках страны и мира друг от друга.

В рамках такого персонифицированного обучения новый облик и значение приобретает роль преподавателя в части определения подходящих методов и стратегий при передаче информации, в плане определения способов обработки учебной информации, полученной мультимедийными средствами. Технологические методы направлены на обеспечение интерактивного обучения, протекающего в режиме реального времени, что вполне достижимо и активно используется в процессе проведения компьютерных мультимедийных телеконференций. Преподаватель приобретает следующие функции: планирование и разработка процесса обучения; активизация ресурсов, необходимых для обеспечения успеха процесса обучения; анализ и оценивание процесса обучения в целом.

В зависимости от целей отдельных учебных программ преподаватель время от времени может использовать инструменты, необходимые для обмена информацией между людьми (инструменты взаимодействия), или же инструменты, необходимые для обмена информацией между пользователем и техникой (информационные инструменты). Такая система обучения предназначена для того, чтобы благодаря применению новых технологий и мультимедийных средств, способных обеспечить высокую степень эффективности образования, располагать соответствующим ответом на быстро растущие потребности в области подготовки кадров и повышения квалификации.

Благодаря эффективным в результате многочисленных способов применения интернет-сети условиям обучения становится возможным создание персонифицированных моделей обучения. Речь идет о наличии разнообразных когнитивных способов обмена информацией (постановка вопросов, получение ответов, возможность предлагать альтернативные решения и выбирать раз-

личные пути следования в том или ином вопросе в зависимости от потребностей пользователя (партнера) и т. д.), происходящих в условиях непрерывного взаимодействия.

Применение персонифицированных технологий обучения позволяет улучшить качество образования, в том числе путем индивидуализации учебно-методических процессов; сократить количество времени, затрачиваемого на процесс обучения, и при этом его оптимизировать, особенно в индивидуальном обучении под руководством преподавателя; контролировать процесс обучения, в том числе самостоятельно; оценивать и анализировать результаты на индивидуальном уровне и в рамках всего проекта.

Кроме этого, в процессе обучения, протекающем в тесной взаимосвязи с мультимедийными технологиями, учащиеся могут повторить пройденный материал, в случае необходимости прибегнуть к функции помощи (help) в компьютерной программе, проверить ответы, самостоятельно определить необходимое время для обучения, индивидуализировать стратегии в построении диалога, просмотреть архив данных.

В целом составляющие системы дистанционного обучения могут быть представлены как взаимодействующие и функционально связанные между собой субмодули одной модели, имеющей множество функций:

- система управления учебной информацией (Learning Content Management System - LCMS) - это модуль, предназначенный для создания, управления и архивирования учебной информации, что позволяет собрать ее воедино, использовать и одновременно обмениваться ею при помощи цифровых архивов, а также включающий процесс авторинга для создания цифровых ресурсов и для их обновлений;

- система управления обучением (Learning Managemenent System -LMS) - модуль, занимающийся разработкой учебных курсов и планированием мероприятий по подготовке кадров, а также ведением административной деятельности (прием учащихся, распределение на классы и т. д.)

- виртуальный класс (Virtual Classroom - VC) - модуль, позволяющий воссоздать учебный процесс в режиме реального времени, т. е. когда педагог, например, при помощи видео-, аудиосредств передает информацию и обменивается данными со студентами, подключенными к онлайн-системе. Такой модуль позволяет записать лекции для будущего воспроизведения, обладает специальными инструментами для установления взаимосвязи между студентами и преподавателями, а также между студентами и студентами. Инструменты могут быть синхронными (виртуальная доска, совместное использование приложений и документов, чат и т. д.), либо асинхронными (электронная почта, форумы и т. д.)

Таким образом, технико-педагогическая модель Открытого университета базируется на:

- использовании мультимедийных носителей в самообучении, протекающем под контролем преподавателя (куратора);

- взаимодействии куратора (преподавателя) и студента посредством виртуальных аудиторий;

- индивидуальных тренинговых упражнениях в самообучении, протекающем под контролем преподавателя;

- групповых тренинговых упражнениях в самообучении, протекающем под контролем преподавателя.

Обучение должно быть:

- индивидуальным с возможностью уделять тому или иному вопросу столько внимания, сколько необходимо каждому ученику в отдельности;

- эстетическим, так как желание максимально полно изучить предмет возникает тогда, когда для этого созданы все необходимые условия;

- творческим, так как в процессе обучения развивается фантазия, воображение, творческие идеи, проявляется способность к открытиям и изобретениям.

В заключение следует напомнить, что цели, основные принципы и методы работы, о которых мы здесь упоминали, должны взаимно дополнять друг друга в соответствии с теми изменениями, которые возникают вследствие непрекращающегося и быстрого развития инновационных технологий. Однако в ходе такого непрерывного и неудержимого движения появляется множество сомнений и разногласий. Поэтому главная задача системы - продолжать поиск решений проблем, возникающих во взаимоотношениях места, где знания передаются, развиваются и обновляются, с теми местами, где они усваиваются, применяются и разрабатываются.

По словам Президента Д. А. Медведева, в Риме 16 февраля 2011 г. на открытии перекрестных годов России и Италии, нам предстоит осуществить беспрецедентный по своим масштабам совместный культурный проект двух стран1. Авторы статьи предлагают распространить этот совместный культурный проект на область высшего профессионального образования и развить взаимовыгодную деятельность РЭУ им. Г. В. Плеханова и Университета Г. Маркони в инновационных направлениях, базируясь на достижениях обоих университетов.

Список литературы

1. Земцова О. И., Калмыков А. С. Зарубежный опыт использования дистанционных образовательных технологий в непрерывном профессиональном обучении персонала // Деньги и кредит. - 2010. - № 9.

2. Лукьянова М. Н. Оценка научных исследований в вузе: текущее состояние и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35).

1 См.: Открытие Года российской культуры в Италии и Года итальянской культуры в России. 16 февраля 2011 г. Рим // М1р://ирезидент.рф/пе%^/10359

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.