УДК 355.1 С.Ю. Шимко*
Инновационная модель боевой подготовки во внутренних войсках МВД России
В статье рассматривается вопрос создания инновационной модели боевой подготовки в частях внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: боевая подготовка; инновационная модель боевой подготовки; подготовка частей и подразделений по служебно-боевым задачам.
S. Y Shimko*. Innovative model of combat training in the Internal Troops of the Interior of Russia. The article gives the problem of the creature of innovative model of combat training in the Internal Troops of the Interior of Russia is considered in the article.
Keywords: combat training; innovative model of combat training; training of units and subdivisions for combat service missions.
В связи с переходом военнослужащих по призыву на один год службы в качестве эксперимента в отдельной дивизии оперативного назначения была апробирована новая система подготовки личного состава, которая представляет собой подготовку подразделений и воинских частей по служебно-боевым задачам. В основу этой системы было положено то, что войска отрабатывали те задачи, к выполнению которых они реально привлекаются и могут привлекаться в соответствии с планами служебно-боевого применения (по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, задачи по действиям при чрезвычайных обстоятельствах и т.д.). Боевая подготовка была организована от подготовки солдата до подготовки подразделения и воинской части в целом.
Для этого сначала руководящему составу частей и подразделений на сборах и совещаниях был объяснен замысел инновационных [1] изменений, а затем была поставлена задача спланировать боевую подготовку на период обучения и учебный год каждой воинской части соединения в соответствии с возложенными на них служебно-боевыми задачами. При этом из действующей Программы боевой подготовки следовало выбрать темы, которые необходимы для отработки и подготовки подразделения к выполнению каждой задачи.
Так, для полка оперативного назначения, который в основном выполняет задачи по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и охране важных государственных объектов было определено, что:
— первый батальон начинает отработку задачи по «Оказанию содействия органам внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка»;
— второй батальон по задаче «Оказание содействия органам внутренних дел Российской Федерации в обеспечении общественной безопасности»;
— третий батальон по отработке задачи «Охрана важных государственных объектов».
При такой последовательности отработки подразделениями задач для первоочередных действий по охране общественного порядка будет подготовлен первый батальон, для обеспечения общественной безопасности — второй батальон, и соответственно, для выполнения задач по охране важных государственных объектов — третий батальон. В течение периода задачи соответственно менялись.
Однако на экспериментальном этапе планирования возник ряд трудностей, а именно: командиры воинских частей и их заместители, заместители начальников штабов по боевой подготовке не смогли из имеющихся программ выбрать необходимый перечень тем и занятий, которые соответствовали бы подготовке подразделений к выполнению возложенных на воинскую часть задач, и не смогли определить расчет времени, необходимый на подготовку подразделений по каждой задаче, в зависимости от уровня подготовки личного состава. Представляется, что это будет главной проблемой, с которой столкнутся командиры и штабы при планировании боевой подготовки.
Данный эксперимент по подготовке подразделений по служебно-боевым задачам, по мнению командования дивизии, командиров воинских частей считается целесообразным и наиболее приемлемым в подготовке войск, так как позволяет определить командиру те темы и занятия, которые необходимы для подготовки к выполнению конкретных задач по предназначению, стоящих перед воинской частью.
Кроме того, при планировании боевой подготовки было обоснованно определено минимальное необходимое количество часов, которые должны были отрабатывать подразделения. Причем для разных
* Шимко, Сергей Юрьевич — адъюнкт 2-го курса по кафедре военной педагогики и психологии СПб ВИ ВВ МВД России, подполковник. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д.1. (812) 730-16-10. E-mail: [email protected]
* Shimko, Sergey Yurievich — post-graduate military student 2-nd course of the military pedagogics and psychology chair of St.-Petersburg military institute of internal troops of Interior of Russia.
Статья поступила в редакцию 22 октября 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Служебно-боевая подготовка
подразделений количество часов было определено разное. Так, для основных подразделений оперативного назначения это не менее 7 6 часов, ротам связи, материально-технического обеспечения было запланировано проведение не менее 48 часов занятий в месяц, взводам АТС, РХБ защиты — 24 часа.
Расчеты в определении минимального количества часов, а именно 76 часов для основных подразделений оперативного назначения были основаны на следующем.
Основные подразделения могут заниматься в неделю в среднем три дня, потому что еженедельно из пяти дней рабочей недели попадает два наряда или наряд и парковый день. Поэтому было взято минимальное количество дней в неделю, которое подразделение будет заниматься — это 3 дня. Исходя из распорядка дня, приема пищи, а, точнее, пропускной способности солдатской столовой, регламента служебного времени военнослужащих по контракту было определено, что для проведения занятий целесообразнее и рациональнее использовать время в период с 9 до 13 часов, то есть 4 часа занятий. Таким образом, всего в месяц получалось: 3 дня в неделю по 4 часа — это 12 часов в неделю, в месяц — 48 часов, что для подразделений оперативного назначения очень мало. Поэтому было принято решение ежемесячно на неделю выводить подразделения оперативного назначения в составе батальонов на учебный центр, где ежедневно отрабатывать 8-10 учебных часов. В среднем это количество составляло 40 отработанных часов.
То есть, батальон оперативного назначения три недели занимался по 12 часов в неделю (всего 36 часов) и 40 часов занятий в ходе проведения выхода на учебный центр, войсковое стрельбище (итого — 76 учебных часов). Таким образом, экспериментальным путем было определено, что основные подразделения частей оперативного назначения должны заниматься не менее 76 часов в месяц.
Вместе с тем, две роты оперативного назначения другого полка занимались по 48 часов, т.к. на них были возложены задачи несения караульной службы для освобождения от этого остальных подразделений полка. К необходимости установления такого порядка пришли после определения объема времени, необходимого для несения караульной службы в воинской части. Командиром части был сделан вывод: так как на данные подразделения возлагается больший объем караульной службы, то им необходимо спланировать меньшее количество для боевой подготовки.
Следует отметить, что при организации эксперимента учитывался накопленный опыт. В частности, при планировании боевой подготовки на предыдущий год уже ставилась задача воинским частям пересмотреть объем служебной нагрузки, распорядок дня, возможности имеющейся учебноматериальной базы по проведению занятий и четко определить для каждой воинской части и подразделения количество учебных часов, снижать которые командиры не имеют права. Но, на местах к рассмотрению и решению данного вопроса подошли халатно и принципиально ничего в планировании не изменили, оставив часы, которые были определены Программой боевой подготовки. И хотя в Программе отводимое количество часов на боевую подготовку больше, чем предусмотрено в эксперименте, на практике реально реализовывалось меньше. Как результат, вводились в заблуждение и сами части и управление боевой подготовки.
Одним из принципиальных вопросов организации боевой подготовки выступает осуществление действенного контроля. В целях повышения его эффективности было отдано распоряжение о представлении в управление боевой подготовки главного командования до конца периода обучения сведений о проведенных изменениях в подготовке подразделений установленным порядком.
Экспериментальные воинские части оперативного назначения равномерно использовали имеющуюся учебно-материальную базу и не мешали друг другу проводить боевую учебу, потому что занятия были организованы по единому плану. Необходимо отметить, что в новых планах было предусмотрено время для проведения строевых смотров, занятий по огневой подготовке и, что немаловажно, определен резерв времени, который по решению командира может быть использован для проведения дополнительных занятий по слабо усвоенным темам, и как вариант, для выделения личного состава, свободного от занятий, на службу.
Экспериментальный вариант также предусматривал, что в зависимости от наличия и возможностей учебно-материальной базы, особенностей комплектования подразделений (как правило, наличие смешанного состава: присутствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) отработка задач могла организовываться как подразделениями, так и в составе воинской части.
В том случае, если не было возможности вывести батальон на учебный центр, то ему предоставлялась возможность заниматься в пункте постоянной дислокации на приказарменной учебноматериальной базе. Это было организованно таким образом, что батальон просто на неделю освобождался от всех нарядов, работ и отрабатывал необходимое количество часов на занятиях (8-10 учебных часов в день).
Это касалось не только подразделений оперативного назначения. Было определено, что подразделения по охране важных государственных объектов должны выходить ежемесячно на учебный центр, войсковое стрельбище, где отрабатывать в течение двух дней 16-20 часов занятий. Как провести эти занятия — определяет командир своим решением, но определенные подразделению часы занятий в полевых условиях он должен будет провести, опять же, в целях подготовки подразделений к выполнению задач, стоящих перед ними.
Опираясь на результаты проведенного эксперимента, была переработана Программа боевой подготовки подразделений внутренних войск МВД России. Особенностью новой программы является то,
что в нее введен новый предмет «Тактика служебно-боевого применения внутренних войск», который объединил два предмета существовавших до этого — общевойсковую «Тактику» и «Тактическую подготовку внутренних войск». Основным направлением в отработке данного предмета является именно тактическая подготовка внутренних войск, а все, что касается общевойсковой тактики, то она органически вливается в тактическую подготовку внутренних войск, сохраняя при этом главенствующую роль последней.
При этом никто ни в коем случае не отказывается от обучения подразделений общевойсковой тактике, но используется их разумное сочетание и направление на отработку задач, стоящих перед воинскими частями. Поэтому тематика «Тактики служебно-боевого применения внутренних войск» для подразделений оперативного назначения разбита на:
— одиночную подготовку, включающую в себя - служебно-боевую деятельность подразделений оперативного назначения и боевую готовность;
— подготовку войсковых нарядов и слаживание подразделений по служебно-боевым задачам, состоящей из охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и действий при чрезвычайных обстоятельствах и обеспечении режима чрезвычайного положения.
Почему ушли от слаживания отделения, взвода, роты? Потому что отделение, взвод, рота выполняют задачи в составе войсковых нарядов или элементов боевого порядка. Следовательно, их к этому и надо готовить, рассматривая все возможные войсковые наряды и элементы боевого порядка, в которых может принимать участие личный состав роты. Безусловно, занятия проводятся с отделением и взводом, но принципиально проводится оно в масштабе роты.
В программе раздел «Подготовка войсковых нарядов и слаживание подразделений по служебнобоевым задачам» содержит темы без определения количества часов. В сами темы заложены вопросы, отражающие тот объем знаний, который необходимо иметь военнослужащему.
Таким образом, в Программу боевой подготовки заложен весь запас знаний, который должен иметь военнослужащий внутренних войск. Учтена специфика каждого подразделения воинской части. Но, в зависимости от уровня подготовки подразделений, их укомплектованности военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по контракту, смешанным составом, в зависимости от имеющейся учебно-материальной базы, планирование по отработке тем и занятий носит строго индивидуальный подход, характерный только для данного подразделения. Следовательно, в зависимости от перечисленных выше условий, перечень тем и занятий, количество часов по ним для каждого подразделения определяется командиром воинской части. Ему предоставляются эти права при планировании, а старший командир при утверждении плана боевой подготовки соответственно заслушивает его защиту и обоснование данного расчета часов.
Это требует от каждого командира батальона, воинской части, соединения лично заниматься распределением учебного времени, так как он должен быть заинтересован в качественной подготовке подразделений и, как следствие, в постоянной их боевой готовности и готовности к выполнению служебно-боевых задач.
Исходя из сказанного, предполагается, что основными задачами, к выполнению которых по тактике служебно-боевого применения необходимо готовить войска, будут такие, как:
— участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
— охрана важных государственных объектов;
— действия при выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах и обеспечении режима чрезвычайного положения.
На основе этих установочных данных и перерабатываются программы боевой подготовки подразделений различного служебно-боевого предназначения.
Следовательно, обязанности при планировании боевой подготовки должны быть распределены следующим образом.
1. Командир соединения своим решением определяет задачи, по которым осуществляется подготовка воинской части.
2. Командир воинской части в соответствии с задачами, определенными его воинской части, устанавливает: какому подразделению по какой задаче и в какой последовательности планировать и проводить подготовку в периоде обучения. При этом, в обязательном порядке принимается во внимание то, что при возникновении необходимости к действиям по одной из определенных задач основу выделяемых сил и средств составит личный состав того подразделения, которое в первую очередь проходило подготовку к ней.
Так, на примере экспериментального полка дивизии оперативного назначения было спланировано: если возникает необходимость выделить личный состав для оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка (а к решению этой задачи на первом этапе готовился перый батальон), то, соответственно, первый батальон в первую очередь и составит основу выделяемых сил, войдет в наиболее значимые элементы боевого порядка; если необходимо выделить силы и средства для охраны важных государственных объектов (а к решению этой задачи на первом этапе готовился 3 батальон), то он и составит основу выделяемых сил и т.д.
Такая модель боевой подготовки позволила привести к тому, что на втором этапе боевой учебы уже два батальона могли составлять основу сил и средств, выделяемых для действий по одной из задач, на третьем — все батальоны.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Служебно-боевая подготовка
В данном случае рассмотрен вариант, при котором подготовка к выполнению задач осуществляется подразделениями батальонов и завершается слаживанием батальона в целом.
В то же время два других полка соединения проводят подготовку по служебно-боевым задачам в масштабе полка — от подготовки солдата до готовности воинской части включительно. Один полк начинает подготовку с охраны общественного порядка, а второй полк готовится к действиям по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах. Подготовка по каждой задаче завершается проведением контрольного занятия в составе воинской части под руководством командира воинской части (с привлечением начальников служб) продолжительностью не менее 5-ти учебных часов.
Таким образом, была подтверждена целесообразность боевую подготовку подразделений организовывать следующим образом:
— в первые два месяца зимнего периода обучения проводить одиночную и сборовую подготовку, в последующем — подготовку войсковых нарядов и слаживание подразделений по задачам служебнобоевого применения;
— в первый месяц летнего периода обучения проводить одиночную подготовку, в последующем
— подготовку войсковых нарядов и слаживание подразделений.
В каждом периоде обучения после завершения укомплектования подразделений отрабатывать действия всего личного состава в составе штатных подразделений по боевой готовности. В дальнейшем тренировки по боевой готовности и действиях при ЧО проводить в течение всего учебного года по плану командира воинской части.
В ходе всего периода обучения продолжать совершенствование индивидуальной подготовки военнослужащих.
Подготовку войсковых нарядов и слаживание подразделений по задачам, где по тактике действий предусматривается применение военной техники, завершать:
— отделений и взводов — выполнением боевых стрельб войсковых нарядов в составе отделений и боевых стрельб войсковых нарядов в составе взводов;
— рот и батальонов — проведением тактических учений с боевой стрельбой с привлечением подразделений боевого, тылового и технического обеспечения.
Подготовку войсковых нарядов и слаживание подразделений по задачам, где не предусматривается применение военной техники, завершать проведением контрольных занятий для определения (оценки) уровня усвоения материала и приобретенных в ходе боевой учебы умений и навыков. Слаживание рот и батальонов завершать проведением тактических учений без боевой стрельбы.
Основной формой проведения контрольного занятия было определено тактическое занятие, в том числе на материальной части. В связи с этим были определены права должностным лицам, отвечающим за организацию боевой подготовки:
— командир соединения устанавливает задачи и последовательность их отработки в каждой воинской части соединения в целях, предусматривающих выделение необходимого количества сил и средств в состав резерва, элементов боевого порядка, готовых к действиям по задачам служебно-боевого предназначения;
— командир полка устанавливает количество часов на отработку данных задач;
— командир батальона определяет для каждого подразделения перечень тем по каждой задаче и количество часов по каждой теме;
— командир роты определяет темы занятий, а при необходимости изменяет их содержание в рамках предоставленных ему прав и в зависимости от степени обученности и укомплектованности своих подразделений;
— командир взвода определяет порядок отработки учебных вопросов на занятии.
Другие мероприятия учебного процесса по каждой специальности, такие как полигонная практика, тактико-специальные занятия с совершением марша на технике, тактико-специальные занятия с учебными подразделениями связи, инженерными подразделениями и тому подобное планируются и проводятся в соответствии с частными планами по боевой подготовке соответствующих начальников служб.
Список литературы
1. Бабкин, Ю. Л. Подготовка соединений, воинских частей внутренних войск МВД России по служебно-боевым задачам // Перспективы развития внутренних войск МВД России на 2011-2020 годы: Научно-практическая конференция. — М., 2010. С. 4-12.
2. Сяободчиков, В.Л. Инновации в образовании: основания и смысл. — [Электронный документ].
— URL: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html (дата обращения: 10.05.2010).
Literature:
1. Babkin, Y. A. Training of formations, units of the Internal Troops of the Interior of Russia for combat service missions//The perspectives of the Internal Troops’ development of the Interior of Russia for 2011-2020: Scientific and practical conference. — Moscow, 2010. P. 4-12.
2. Slobodchikov, V. A. Innovations in education: basis (foundation) and sense. URL: http:// www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html.