Инновационная концепция развития рынка информационных продуктов и услуг дистанционного зондирования Земли в России
INNOVATIVE CONCEPT OF RUSSIAN EARTH REMOTE SENSING PRODUCTS AND SERVICES MARKET DEVELOPMENT
Рябов Илья Викторович Аспирант НОУ ВПО
«Институт экономики и предпринимательства»
(ИНЭП), г.Москва кафедра экономики e-mail: [email protected]
Ryabov Ilya Postgraduate
Institute of economics and Business, Moscow
Economics Chair e-mail: [email protected]
Аннотация: В статье приводится описание инновационной концепции повышения эффективности функционирования и развития рынка информационных продуктов и услуг дистанционного зондирования Земли в России. Дается перечень организационно-управленческих и инвестиционных мероприятий, необходимых для внедрения инновационной концепции.
Abstract: The article depicts the innovative concept of Russian Earth remote sensing products and services market effectiveness raise and development. The article displays the list of administrative, organizational and investment measures, necessary for the innovative concept implantation.
Ключевые слова: инновационная концепция, рынок информационных продуктов и услуг дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), информационное обеспечение, цепочка формирования добавочной стоимости, механизмы частно-государственного партнерства, инфраструктурная система рынка.
Keywords: innovative concept, Earth remote sensing products and services market, information support, value chain, public-private partnership, market infrastructure.
Введение. В современных экономических системах информация становится одним из ключевых факторов реализации эффективного управления. Необходимость построения и постоянного изменения стратегий поведения в условиях растущей неопределенности и ужесточающейся конкуренции вызывает резкое увеличение потребности субъектов хозяйственной деятельности в информации. Вследствие этого она становится производственным ресурсом, получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Одним из инновационных видов информации, предоставляющим широкие возможности повышения эффективности управления экономическими системами, является комплекс территориально распределенных данных о Земле, полученный посредством съемки Земли из космоса. Данный вид информационных ресурсов получил название космической информации дистанционного зондирования Земли (далее - КИ ДЗЗ). Современный рост потребности в использовании информационных продуктов и услуг, полученных с применением технологий ДЗЗ, обусловил развитие мировых рынков информационных продуктов и услуг ДЗЗ. В долгосрочной перспективе прогнозируется резкая интенсификация темпов роста этих рынков [1].
Российский рынок информационных продуктов и услуг ДЗЗ в
последние несколько лет также характеризуется высокими темпами роста [2].
Однако, помимо интенсивных темпов расширения, российский рынок
характеризуется превалирующей долей продуктов и услуг, созданных с
помощью зарубежных орбитальных группировок. Уровни продаж продуктов
и услуг отечественного производства остаются сравнительно низкими [2].
Сложившаяся структура российского рынка информационных продуктов и
услуг ДЗЗ обусловливает наличие ряда проблем, основными из которых
являются: недостаточная обеспеченность отечественных потребителей
информационными продуктами космических исследований ДЗЗ [3,4], а также
необходимость приобретения зарубежных информационных продуктов со
сравнительно высокой стоимостью для решения большинства и, в том числе,
2
ключевых государственных задач. Наличие данных проблем ограничивает возможности продвижения и формирования массового потребления данных ДЗЗ экономическими системами, решения ключевых социальноэкономических задач, замедляет темпы развития значительного числа отраслей хозяйственной деятельности
В результате высокую актуальность приобретают вопросы пересмотра основных принципов и механизмов функционирования рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ в России таким образом, чтобы он в кратчайшие сроки обеспечил внутренних пользователей геопространственными данными высокого качества по приемлемым ценам. Для решения этой задачи российский рынок информационных продуктов и услуг ДЗЗ должен базироваться на отечественной продукции, созданной с учетом требований российских потребителей. Формирование новых принципов и запуск инновационных механизмов функционирования рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ в России требует реализации значительного числа организационно-управленческих и инвестиционных мероприятий, направленных на создание конкурентоспособной отечественной орбитальной группировки, информационной продукции, привлечение на рынок значительного числа потребителей, формирование привлекательного инвестиционного климата. Для обеспечения их результативности целесообразно определить концептуальные основы и принципы функционирования эффективного рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ, перечень составляющих его элементов, а также разработать стратегию, осуществляющую взаимную увязку всего комплекса планирующихся к реализации мероприятий.
Основная часть. Концептуальные основы и принципы будущего функционирования и развития рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ в России были сведены в единую инновационную концепцию развития рынка в средне- и долгосрочной перспективе.
Ключевыми целями инновационной концепции развития рынка являются: развитие использования информационных продуктов и услуг ДЗЗ российскими субъектами социально-экономической деятельности за счет снижения цен на информационную продукцию, обеспечение всех потребностей пользователей информационной продукцией отечественного производства и формирование акцента на гражданское применение средств и результатов деятельности российской индустрии ДЗЗ.
Согласно предлагаемой инновационной концепции будущее развитие рынка будет осуществляться в соответствии со следующими ключевыми принципами:
1) Ориентации всех субъектов рынка на выявление, прогноз и удовлетворение потребностей пользователей КИ ДЗЗ;
2) Формирования и обеспечения баланса спроса и предложения на информационные продукты и услуги ДЗЗ отечественного производства;
3) Создания полноценной цепочки формирования добавочной стоимости отечественных информационных продуктов и услуг ДЗЗ, максимально приближенной к эталонному алгоритму [5]:
4) Развития конкуренции и ограничения монополии на
производство и сбыт информационных продуктов и услуг, технологических решений ДЗЗ;
5) Обеспечения максимальной синергии с существующими бизнес-процессами, стратегиями и программами развития рынка, если они не нарушают других ключевых принципов концепции;
6) Запуска замкнутого инновационного цикла в рамках российского рынка, интенсивного развития научно-технического потенциала отрасли, ориентации на генерирование коммерчески эффективных инновационных разработок;
7) Обеспечения высокой эффективности мероприятий, реализуемых
для внедрения концепции, максимизации отношения «эффект/затраты» как с
точки зрения прибыли для коммерческих проектов, так и с точки зрения
4
полноты решения ключевых социально-экономических и иных задач, экономии средств государственного бюджета.
В соответствии с вышеуказанными ключевыми принципами, инновационная концепция развития рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ в России предусматривает реализацию следующих основных положений:
1) Развитие замыкающего звена цепочки формирования добавочной стоимости - сервисных компаний, производящих продукты и услуги ДЗЗ с наивысшей потребительской ценностью и специализирующихся на наполнении систем поддержки принятия решений;
2) Делегирование задач, функций и прав по созданию и эксплуатации КС ДЗЗ для решения социально-экономических и военнооборонных задач коммерческим компаниям, формирование отечественной коммерческой орбитальной группировки;
3) Разработку нормативно-правового обеспечения и иных элементов инфраструктуры для развития коммерциализации и спроса на результаты деятельности в области ДЗЗ в России;
4) Формирование потока информационных продуктов и услуг ДЗЗ, достаточного для решения всех ключевых социально-экономических задач в кратко- и среднесрочном периоде;
5) Устранение звена контролирующих органов в цепочке формирования добавочной стоимости отечественных информационных продуктов и услуг ДЗЗ;
6) Смещение акцента в организации деятельности звена исследований и разработок в сторону коммерциализации результатов деятельности, формирования замкнутого инновационного цикла, в том числе посредством применения механизмов «принуждения к инновациям»;
7) Модификацию механизмов финансирования и организации деятельности предприятий государственного сектора, осуществляющих
деятельность в области ДЗЗ, переориентацию государственного сектора на рыночные принципы реализации деятельности;
8) Повышение привлекательности информационных продуктов и услуг ДЗЗ для потребителя, в том числе за счет разработки кастомизированных продуктов для узких сегментов рынка, внедрения маркетинговых инструментов во все звенья цепочки формирования добавочной стоимости, реализации проектов по продвижению продукции ДЗЗ на рынке;
9) Снижение ресурсоемкости проектов в области ДЗЗ, увеличение длительности положительного генерируемых денежных потоков, в том числе за счет повышения эффективности технических средств ДЗЗ, применения low-cost технологий;
10) Формирование единой информационно-коммуникационной среды в области ДЗЗ, обеспечение условий для развития маркетинговых и консалтинговых агентств, специализирующихся на исследованиях в области ДЗЗ;
11) Внедрение и развитие механизмов государственной поддержки деятельности коммерческих компаний в области ДЗЗ.
Предполагается, что в результате внедрения инновационной концепции развития будет сформирована и начнет устойчиво функционировать в рамках российского рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ следующая последовательность процессов:
стратегический маркетинг и выявление потребностей сегментов рынка => разработка отечественных средств производства, продуктов и услуг ДЗЗ высокого качества, нацеленных на сегменты рынка => выведение и продвижение отечественной продукции на рынок => предоставление услуг ДЗЗ отечественного производства внутренним потребителям => внедрение портфеля инновационных разработок => формирование замкнутого инновационного цикла в рамках рынка.
Для достижения целей инновационной концепции развития рынка необходимо обеспечить формирование и устойчивость в долгосрочной перспективе баланса спроса и предложения на отечественную информационную продукцию ДЗЗ. Реализация данной многокомпонентной задачи требует осуществления ряда организационно-управленческих мероприятий, которые позволят сформировать базис для выведения, продвижения и коммерциализации, обеспечат наличие спроса на информационные продукты и услуги ДЗЗ отечественного производства.
Весь комплекс необходимых для внедрения инновационной концепции развития организационно-управленческих и инвестиционных мероприятий предлагается увязать в комплексную долгосрочную стратегию, ключевой целью которой будет являться формирование и обеспечение баланса спроса и предложения на отечественную информационную продукцию ДЗЗ, преобразование отечественной индустрии ДЗЗ в автономно функционирующую отрасль экономической деятельности, формирующую продукцию, востребованную на отечественном и зарубежном рынках и позволяющую повысить эффективность функционирования российских экономических систем.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующий комплекс укрупненных задач:
- сформировать полную цепочку формирования добавочной стоимости отечественных информационных продуктов и услуг ДЗЗ посредством развития звена отечественных коммерческих операторов КС и операторов услуг ДЗЗ, а также звена сервисных компаний, предоставляющих услуги ДЗЗ;
- осуществить перевод деятельности государственного сектора отечественной индустрии ДЗЗ с плановой на рыночные принципы организации и развития;
- максимально интенсивными темпами сформировать требуемую мощность орбитальной группировки и качество информационного потока, для обеспечения деятельности всех внутренних пользователей КИ ДЗЗ;
- развить спрос на российские информационные продукты и услуги ДЗЗ до уровня, когда деятельность в области их формирования и предоставления станет привлекательной для инвестирования;
- сформировать перечень элементов инфраструктуры, необходимых для эффективного внедрения и обеспечения устойчивого функционирования инновационной концепции развития рынка.
Реализацию инновационной концепции развития отечественного рынка информационных продуктов и услуг ДЗЗ предполагается осуществлять в три основных этапа. При этом реализацию перехода рынка на инновационную модель функционирования и развития предполагается максимально увязать с существующими стратегическими программами, федеральной космической программой, концепцией развития ДЗЗ в России (рис.1.).
1) На первом этапе планируется осуществить формирование ключевых элементов инфраструктуры рынка, в частности завершить разработку законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие коммерческой деятельности в области ДЗЗ, кадровой и информационно-коммуникационных подсистем для реализации перехода рынка на инновационную концепцию развития. Данные мероприятия предполагается дополнить реализацией пилотных проектов по внедрению начальных форм механизмов ЧГП и привлечению коммерческих компаний на рынок, а также формированием звена сервисных компаний на основе. В рамках первого этапа планируется также осуществить трансфер ряда зарубежных научно-технических разработок для скорейшего развития отечественной орбитальной группировки, формирования требуемого информационного потока и наработки ключевых компетенций.
Этап 1. Инвестиционноинфраструктурный
Этап 2. Локализационно-производственный
2017 гг.
Этап 3. Инновационный
Пилотные проекты по развитию коммерческих' компаний - 1-й уровень механизмов ЧГП (форма 4) '
/ Формирование \ коммерческих компаний* - операторов ДЗЗ - * реализация 2-го уровня к механизмов ЧГП (формьи 1 и 3)
Формирование самодостаточного коммерческого сектора е индустрии (форма 3 механизма ЧГП)
Рисунок 1 - Основные этапы стратегии реализации инновационной
концепции развития рынка
2) На втором этапе предполагается осуществить масштабную локализацию высокотехнологичного производства информационных продуктов и услуг ДЗЗ, в том числе за счет запуска производства коммерческими операторами и сервисными компаниями, а также развить сектор исследований и разработок в рамках цепочки формирования добавочной стоимости информационных продуктов и услуг ДЗЗ. Наряду с этим необходимо завершить формирование информационнокоммуникационной инфраструктурной подсистемы рынка для запуска полноценного инновационного цикла в рамках отрасли.
3) На третьем этапе планируется посредством внедрения сформированного портфеля технологических, информационных и организационных разработок полностью перейти на инновационную модель развития рынка и выход с решениями в области ДЗЗ на мировой рынок.
Реализация организационно-управленческих и инвестиционных мероприятий стратегии позволит достичь следующих ключевых социальноэкономических результатов:
1) Экономические результаты:
- увеличение доли информационных продуктов и услуг ДЗЗ отечественного производства в общем объеме рынка до 50-70% в стоимостном выражении;
- изменение производственной номенклатуры информационных продуктов, технологических средств, произведенных на территории РФ в сторону высокотехнологичной продукции, инновационных разработок, возможно достижение превалирующей доли инновационных продуктов и услуг в портфелях как государственных, так и коммерческих компаний;
- увеличение доли отечественных коммерческих операторов ДЗЗ на рынке информационных продуктов и услуг до 25-30%;
- уменьшение расходов государственного бюджета, связанных с поддержанием и развитием орбитальной группировки и формированием информационного потока ДЗЗ на 35-40%;
- увеличение числа стратегически важных социально-экономических и военно-оборонных задач, решаемых с помощью информационного обеспечения, формируемого коммерческими российскими компаниями, планируется решение до 75% ключевых социально-экономических и до 3540% всех военно-оборонных задач с помощью коммерческой орбитальной группировки;
- увеличение в несколько раз экспорта информационной продукции и технических средств ДЗЗ, в том числе в развивающиеся страны;
- обеспечение 100% потребностей отечественных субъектов социальноэкономической деятельности как государственных, так и коммерческих в данных ДЗЗ в части информационной поддержки операционного функционирования и стратегического развития (в т.ч. инновационного);
- формирование достаточной научно-технической и информационной базы для развертывания общероссийской системы предупреждения и предотвращения ЧС, мониторинга состояния экосистем, управления ресурсами, инфраструктурой страны;
- создание научно-технической и информационной базы для обеспечения модернизации бизнес-процессов ряда секторов экономики и повышение эффективности их функционирования.
2) Социальные:
- обеспечение кадровой модернизации предприятий как научноисследовательских, так и производственных, осуществляющих деятельность на различных звеньях цепочки формирования добавочной стоимости информационных продуктов и услуг ДЗЗ;
- формирование не менее тысячи рабочих мест в высокотехнологичном секторе российской экономики;
- развитие пула инновационных и модернизационных управляющих кадров, нацеленных на работу в российской ракетно-космической промышленности и обладающих требуемыми компетенциями для ее интеграции в Национальную инновационную систему Российской Федерации.
С учетом перевода деятельности Правительства Российской
Федерации, начиная с 2012 года, на механизмы программно-целевого
планирования и распределения государственного бюджета видится
целесообразным основные положения разработанной стратегии включить в
специализированную федеральную целевую программу (далее - ФЦП)
«Развитие дистанционного зондирования Земли в России на период до 2020
года и дальнейшую перспективу». Цели, задачи, основные мероприятия и
этапы реализации ФЦП предлагается формировать на основе целей, задач,
мероприятий и этапов, выделенных в вышеприведенной стратегии.
Реализация стратегии программно-целевыми методами планирования и
управления позволит решать весь комплекс проблем существующих проблем
11
посредством скоординированного участия сектора исследований и разработок, бизнес-сообщества и органов государственной власти в рамках реализации основных мероприятий ФЦП. Государственным заказчиком-координатором ФЦП предлагается назначить Федеральное космическое агентство, в качестве заказчиков ФЦП могут выступать также Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития РФ.
Заключение. В результате завершения всех этапов стратегии реализации инновационной концепции развития рынка будет полностью сформирована цепочка формирования добавочной стоимости
информационных продуктов и услуг ДЗЗ отечественного производства,
будут внедрены и устойчиво функционировать рыночные механизмы
создания и сбыта технологий и услуг ДЗЗ, а также обеспечена интеграция
данных ДЗЗ в современную российскую социально-экономическую систему. Таким образом будет обеспечена диверсификация бюджетных доходов Российской Федерации а также обеспечена национальная безопасность РФ на долгосрочный период. Наряду с этим будет существенно повышена эффективность ряда видов экономической деятельности, сформирована научно-техническая база для обеспечения их инновационного развития. Однако реализация вышеприведенной стратегии требует одновременного формирования комплекса подсистем эффективной рыночной инфраструктуры. Наиболее важным шагом по формированию рыночной инфраструктуры видится создание и продвижение единой торговокоммуникационной площадки, дополненной проектами по свободному предоставлению и продвижению продуктов и услуг ДЗЗ, а также формирование финансово-кредитной подсистемы за счет масштабного внедрения механизмов ЧГП.
Библиографический список:
1. Satellite-Based Earth Observation. Market Prospects to 2018.Euroconsult Research Report. - Euroconsult, 2009.
2. Миллер С.А. Российский рынок зарубежных данных
космического дистанционного зондирования (2004-2009 гг.). // Материалы доклада на 5-й Международной конференции «Космическая съемка - на пике высоких технологий».
3. Райкунов Г.Г. Проблемные вопросы дистанционного
зондирования Земли в России. // Космонавтика и ракетостроение. - 2010,
№2(59). - С. 3-11.
4. Райкунов Г.Г., Емельянов А.А. Концептуальные вопросы
становления и развития российского рынка ДЗЗ. // Аэрокосмический курьер.
- 2010, №6 (72). - С. 33-37.
5. Рябов И.В. Анализ текущей и перспективной структуры мирового рынка информационных ресурсов ДЗЗ. // Актуальные проблемы экономики, управления и права. Материалы межвузовской конференции. - М.:ИНЭП, 2010. - С.91-96.
Bibliography:
1. Satellite-Based Earth Observation. Market Prospects to 2018.Euroconsult Research Report. - Euroconsult, 2009.
2. Miller S. Russian market of exterior Earth remote sensing data (20042009 yrs.) / Materials of 5th international conference «Space shooting - on the high-technologies peak» report.
3. Raikunov G. Problem issues of Earth remote sensing in Russia/ Cosmonautics and Missilery. - 2010, №2(59). - pp. 3-11/
4. Raikunov G., Emelianov A. Concept issues of Russian Earth remote sensing market making and development/ Aerospace courier. -2010, №6 (72). -pp.33-37.
5. Ryabov I. Contemporary and future world ERS information resources market structure analysis // Actual issues of economics, management and law. -Moscow. INEP, 2010. - pp. 91-96.