ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
DOI: 10.25065/1810-4894-2017-25-3-5-14
УДК 338
ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ)
В.Д. Жариков, Р.В. Жариков
Тамбовский государственный технический университет
Россия, 392000, Тамбов, ул. Советская, 106
Предложена программа обновления основных фондов в стране, которая должна проходить в три этапа. На первом этапе предусматривается развитие станкостроительной и инструментальной промышленности, что уже делается. На втором этапе принимается постановление Правительства о развитии машиностроения и на третьем этапе Правительство принимает постановление о замене изношенного и морально устаревшего оборудования во всех отраслях народного хозяйства. Технология процесса обновления технологического оборудования представлена в предложенном организационно-инновационном механизме. Важную роль в этом процессе играют финансовые ресурсы. С этой целью в статье предложен финансовый механизм по выполнению программы новой индустриальной политики. В этом случае профицит бюджета направляется не в резервный фонд (на подпитку американской экономики), а на уровне Правительства решается вопрос финансового обеспечения обновления станочного парка и технологического оборудования в стране. С целью ускорения этого процесса и обеспечения новыми разработками в области технологий и нового оборудования предложена модель управления экономикой региона, а также кластерная структура управления, позволяющая в рамках машиностроительного кластера разрабатывать новые конструкции машин на уровне патентов под новые технологии в перерабатывающих отраслях, тиражировать и поставлять потребителям с обеспечением шеф-монтажных и наладочных работ и обучения персонала
Ключевые слова: концепция, стратегия, обновление, механизм, кластер
Для цитирования:
Жариков В.Д., Жариков Р.В. Инновационная концепция организации производства в новой экономике (на примере машиностроения) // Организатор производства. 2017. Т.25. №3. С. 5-14.
DOI: 10.25065/1810-4894-2017-25-3-5-14
THE INNOVATIVE CONCEPT OF PRODUCTION ORGANIZATION IN THE NEW ECONOMY (USING THE EXAMPLE OF MACHINE CONSTRUCTION)
V.D. Zharikov, R.V. Zharikov
Tambov State Technical University
106, Sovetskaya St., Tambov, Russia, 392000
Сведения об авторах:
Виктор Данилович Жариков (д-р экон. наук, [email protected]), профессор кафедры «Менеджмент». Роман Викторович Жариков (д-р экон. наук, [email protected]), профессор кафедры «Экономическая безопасность и качество».
On authors:
Viktor D. Zharikov (Doctor of Economic Science, [email protected]), Professor of the Chair of Management.
Roman V. Zharikov (Doctor of Economic Science, [email protected]), Professor of the Chair of Economic Security and Quality.
Abstract
The program is produced for replacement of fixed assets in the country, which must take place in three stages. The first stage envisages the development of machine-tool in instrumental industries, what is already being done. In the second stage, the Government adopts the resolution on the development of machine construction. In the third stage, the resolution is adopted by the Government on the replacement of outdated and obsolete equipment in all sectors of the national economy. The technology of upgrading the technological equipment is introduced in the proposed organizational and innovative mechanism. The important role in this process is played by financial resources. For this purpose, the article proposes the financial mechanism of implementing the program of new industrial policy. In this case, the budget surplus is not transferred to the Reserve Fund (for fuelling the American economy), and the issue of financial support of upgrading the machine-tool fleet and technological equipment in the country is solved at the governmental level. In order to intensify this process and provide new developments in the field of technology and equipment, the model of regional economic management has been proposed, along with the cluster management structure, which enables the engineering cluster to develop new patent-levelled machine designs for new technologies in processing industries, replicate and deliver them to consumers, providing supervision, commissioning and staff training
Key words: concept, strategy, upgrading, mechanism, cluster
For citing:
Zharikov V.D., Zharikov R.V. (2017). Innovatsionnaya kontseptsiya organizatsii proizvodstva v novoy ekonomike (na primere mashinostroeniya) [The innovative concept of production organization in the new economy (using the example of machine construction)]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 25(3), 5-14.
DOI: 10.25065/1810-4894-2017-25-3-5-14 (in Russian)
Введение технологического оборудования и в других
Актуальность исследования обосновывается отраслях экономики. В связи с тем, что предпри-формированием в стране инновационной эконо- ятия с проблемой обновления сами справиться не мики с целью обеспечения конкурентоспособ- смогут, необходимо эту проблему решать на ности отечественной продукции, в том числе государственном уровне путем выделения целе-продукции машиностроения. Продукция маши- вых кредитов. ностроения является основным технологическим Теория проблемы
оборудованием во всех отраслях народного Концепция представляет собой генеральный
хозяйства, поэтому от его технического состоя- замысел, определяющий стратегию действий при ния и технологических возможностей зависит реализации программ, в частности Программы качество и конкурентоспособность производи- обновления технологий и технологического мой на данном оборудовании продукции. оборудования в процессе формирования новой
Вступление России в ВТО и санкции, инновационной экономики. При этом экономи-направленные на ограничение поставок оборудо- ческая стратегия базируется на долговременных, вания в нашу страну из развитых стран, ставят наиболее принципиальных установках в отноше-задачи по совершенствованию организации нии организации производства [1]. производства и выпуска машиностроительными Содержание термина «новая экономика»
предприятиями продукции высокого качества и объясняется, во-первых, необходимостью прове-технического уровня. дения новой индустриализации страны, во-
Анализ парка технологического оборудова- вторых, принятым Правительством решения о ния на машиностроительных предприятиях формировании инновационной экономики, в-показал, что оно физически изношено и мораль- третьих, попытки изоляции России в связи с но устарело. Примерно такое же состояние санкциями, в-четвертых, необходимостью фор-6 ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2017. Т. 25. № 3 WWW. ORG-PROIZVODSTVA.RU
мирования экономики самообеспечения по важнейшим направлениям развития, в-пятых, необходимостью развития внутреннего рынка, в том числе рынка средств труда, в-шестых, обеспечением конкурентоспособности продукции российских производителей на мировых рынках в условиях работы в рамках ВТО. При этом принцип самообеспечения не значит изоляцию, а обеспечение двух других принципов развития российской экономики - независимости и безопасности.
В свою очередь, новая индустриализация
необходима российской экономики в связи с необходимостью замены устаревших технологий, изношенного технологического оборудования и в связи с переходом развитых стран в шестой технологический уклад развития мировой экономики.
По нашему глубокому убеждению, инновационная экономика может формироваться в три этапа на основе инновационной стратегической концепции развития организации производства (таблица).
Этапы развития инновационной российской экономики
Этап Содержание этапа Состояние, финансовое обеспечение
Первый Развитие станкостроительной и инструментальной промышленности Принято постановление Правительства, 2013 г.
Второй Развитие отраслей и подотраслей отечественного машиностроения Финансирование федерального и регионального уровня, инвесторов
Третий Обеспечение новыми технологиями и новым оборудованием отрасли народного хозяйства Целевой кредит предприятиям, инвесторы
Формирование новой инновационной экономики не должно растягиваться и пройти в течение пяти - семи лет, начиная с 2013 года со дня принятия постановления Правительства о развитии станкостроительной и инструментальной промышленности, что автоматически затрагивает развитие электронной промышленности и гидравлики, как основных элементов нового оборудования.
Данные и методы
Проведенный нами анализ возрастной структуры парка технологического оборудования на ПАО «Моршанскхиммаш» показал, что в пределах нормативного срока службы работает всего около 10% оборудования. Аналогичное положение и в перерабатывающих отраслях.
Анализ состояния и тенденций развития российской станкостроительной и инструментальной промышленности не позволяет рассчитывать на то, что проблема обеспечения технологической независимости российского машиностроения будет решена стихийно, под воздействием рынка, без активного вмешательства государства.
Станкостроение в послереформенной России характеризуется следующими показателями. С 1991 по 2016 годы производство станков в России упало в 20 раз, с 70 тысяч до 3 тысяч.
Советское станкостроение находилось на мировом уровне, с 1980 по 1990 годы только в ФРГ (Западную Германию) было экспортировано более 45 тысяч станков.
В настоящее время износ станков по стране достиг 70-80%, количество сократилось с 2 миллионов в 1990 до одного миллиона в 2016 году. За эти годы произошла технологическая революция в станкостроениии, современные станки по сути являются промышленными роботами, человек задействован только на этапе разработки самого изделия и составления программы для станка.
Впервые за последние 20 лет государство принимает программу развития и финансирования целой отрасли промышленности (станкостроения), не имеющей прямого отношения к обороне. Выделяется примерно 50 миллиардов рублей на разработку новых моделей станков, государство будет субсидировать 6% из ставки по кредитам. Для полноценного развития отрасли этого совершенно недостаточно.
24 июля 2013 г. состоялось совещание на уровне Правительства.
На этом Совещании Председатель Правительства Российской Федерации Медведев Д. А. во вступительном слове заявил: "В отрасли есть
хорошие заделы для технологического прорыва. Безусловно, это кадровый потенциал (это самое существенное, что у нас есть) и научные разработки ... Нам нужно расширить список станкоинструментальной продукции, по которому действует специальный порядок закупок . значительная часть оборудования, которое мы получаем по импорту, работает таким образом, что мы в полной мере зависим от решений, которые принимаются в других странах, вплоть до включения самого станка."
После 2000 г. стал быстро расти импорт металлорежущих станков. В 2000 г. он составил (за вычетом экспорта) 15,6 тыс. штук, в 2004 г. 190 тыс., а в 2006 г. 315 тыс. штук. Это означает, что на рынке РФ станки отечественного производства практически полностью вытеснены импортными. В 2010 г. импортировано 562 тыс. металлорежущих станков за 653 млн. долл., а экспортировано 1,5 тыс. станков на 10,3 млн. долл.
Важным направлением модернизации металлообработки в 70-80-е годы была замена резания другими способами обработки - ковкой и прессованием. С этой целью быстро развивалось производство в РСФСР кузнечно-прессовых машин. С середины 80-х годов выпуск этих машин стал снижаться, а в годы реформы это направление было практически свернуто, и производство машин резко упало - почти в 40 раз. Заметного оживления его не наблюдается до настоящего времени.
К совещанию станкостроителей была подготовлена и опубликована Справка о положении дел в отечественном станкостроении, в которой констатируется следующее. В настоящее время по объёмам производства металлообрабатывающего оборудования Россия занимает 22-е место в мире (1,79 млн. долл. США), уступая Китаю (27,54 млрд. долл. США), Японии (16,25 млрд. долл. США), Германии (13,62 млрд. долл. США), а также Южной Корее, Италии, Тайваню, США и Швейцарии. Удельный вес станкостроительной отрасли в ВВП России составляет 0,03%, в то же время объем потребления всех видов станочного оборудования вырос на 12,8%.
В связи с этим актуальны следующие задачи в части развития станкостроения:
- создание интегрированных структур для комплексного перевооружения стратегических предприятий и корректировка Подпрограммы в увязке с потребностями предприятий ОПК;
- быстрое увеличение производственных мощностей российской станкостроительной отрасли путём консолидации и повышения эффективности использования имеющегося производственного потенциала;
- реанимация отечественного опыта в области станкостроения, например, Ивановского объединения по производству уникальных обрабатывающих центров;
- реализация при поддержке государства крупных инвестиционных проектов капитального строительства, реконструкция и перевооружение производственных мощностей стратегических машиностроительных предприятий.
Принимаемые меры будут способствовать развитию отечественного станкостроения в стране, что позволит обеспечить машиностроительный комплекс станками в основном собственного производства.
В инновационную концепцию организации производства в новой экономике в качестве элементов должны войти концепции: маркетинга, управления качеством, разработки нового и совершенствования старого товара, концепция совершенствования производства и концепция управления персоналом.
Инновационная концепция включает в свою структуру концепцию маркетинга: маркетинговые исследования определяют структуру потребностей в товарах и услугах для постоянного повышения качества машиностроительной продукции.
При этом потребляемые и используемые товары должны быть надлежащего качества, то есть отвечать требованиям покупателей и стандартам [2].
Концепция создания новых товаров базируется на маркетинговых исследованиях, новых технологиях производства, и создаваемые товары должны отвечать всем требованиям потребителей. При этом новые товары должны быть запатентованы.
Концепция совершенствования производства обеспечивает внедрение новых технологий,
новых материалов и исходного сырья, что способствует улучшению труда и безопасности потребления новых товаров.
Концепция управления персоналом обеспечивает необходимый уровень квалификации и его поддержания, достойный уровень оплаты труда, соответствующей производительности и мотивации труда.
Решение сформулированных проблем в рамках предложенной стратегической концепции позволит уже в ближайшие годы повысить качество машиностроительной продукции, если органы государственной власти осознают актуальность данных проблем и продолжат реализацию национальных программ и проектов.
С целью реализации инновационной концепции организации производства нами предложен организационно - инновационный механизм управления инновационной деятельностью (рис. 1), включающий все основные функции управления [3]:
-планирование финансирования и развития всех необходимых для жизнеобеспечения предприятия потенциалов;
-организация процесса функционирования и развития инновационной инфраструктуры, к которой нами отнесены все подразделения по созданию и внедрению инноваций;
- в обществе должна быть построена система бесплатного патентования, а также моральная и материальная поддержка изобретателей;
-на предприятии должны отслеживаться все финансовые потоки и определяться эффективность использования финансовых ресурсов [4].
Таким образом, предложенный организационно - инновационный механизм способствует развитию инновационной деятельности на предприятии и эффективному использованию инноваций в обеспечении конкурентоспособно-
сти производимого и поставляемого оборудования.
Проблемы финансирования решаются на уровне Правительства и Центрального банка РФ. Механизм финансирования содержит следующие этапы работ.
1. Регионы собирают данные с предприятий о необходимых объемах инвестирования для обновления технологического оборудования по годам в течение пяти ближайших лет и подают в Правительство. Равномерность инвестирования регулируется региональными властями. При этом предприятия, использующие устаревшие технологии и изношенное оборудование должны выплачивать в региональный бюджет штрафы (с целью обеспечения мотивации эти штрафы должны быть солидными).
2. Правительство создает целевой инвестиционный фонд в рамках Федерального бюджета и финансирует регионы согласно Программе по годам под 10% годовых сроком на 10 лет. В этом случае Правительству становится выгодным вкладывать инвестиции в развитие собственной экономики, а не американской. Нецелевое использование выделяемых сумм регионом или предприятиями возвращается по ставке налога с прибыли (20%).
3. Машиностроительные предприятия, во-первых, также участвуют в получении средств из инвестиционного фонда, а во-вторых, поставляют новейшее оборудование под новые технологии в добывающие и перерабатывающие отрасли согласно выявленным потребностям. При этом налаживаются партнерские отношения между потребителями и производителями с целью обеспечения внедрения новых технологий у первых.
Рис. 1. Механизм формирования программы новой инновационной экономики
Как правило, предприятие одновременно производит разные товары на основе разных технологий, которые (товары и технологии), как и спрос, находятся на разных стадиях жизненного цикла. Подобные обстоятельства и возникновение конкуренции на отечественном рынке товаров промышленного назначения
вынуждает предприятие эффективно обеспечивать гибкость производства.
Длительность цикла технического перевооружения и реконструкции обусловлена жизненным циклом спроса, технологии и товара (рис. 2).
объем продаж
изменчивая технология
время
Рис. 2. Жизненный цикл спроса ф), технологии (Т) и продуктов (Р)
Из рисунка видно, при стабильной и плодотворной технологии жизненный цикл спроса и технологии стабильны и практически не меняются длительный период (производство хлеба). При изменчивой - технологии и продукция постоянно меняются (производство телевизоров: ламповые, на транзисторах, микроэлектроника и т.д.). В последнем случае при изменении технологии необходимо менять технологическое оборудование. Предприятиям необходимо ориентироваться на изменчивую технологию.
С целью эффективного управления инновационной экономикой региона в структуре управления регионом необходимо предусмотреть маркетинговый центр, который определяет потребности в продукции региона в его рамках, а также за его пределами. Маркетинговый центр работает на самофинансировании по договорам с предприятиями и организациями. Субъектами управления в регионе являются кластеры, вопросами координации и решением проблем с инфраструктурой занимается администрация региона. В модели указаны объекты управления и подсистемы управления качеством.
Модель управления кластерной экономикой региона решает поставленные задачи.
1. Организация управляющей системы, которая предусматривает управление всеми сторонами региона: операционной деятельно-
стью, управление финансовыми ресурсами региона, включая инвестиции.
2. Организация пространства развития, которая обеспечивает удовлетворение вновь появившихся ниш на рынке.
3. Нормативно-правовое обеспечение управления с использованием федеральных и региональных нормативных актов.
4. Кадровое обеспечение регионального управления с учетом подготовки и переподготовки кадров в регионе и в отраслях экономики.
5. Важнейшим в управлении регионом является финансово-экономическое обеспечение. При этом формирование финансовых ресурсов для развития происходит в кластерах и в регионе. Для создания и внедрения инноваций необходимо формировать венчурные фонды в регионе и в рамках кластера.
6. Программно-методическое обеспечение. Для этого должны привлекаться научно-исследовательские организации, входящие в кластеры.
7. Материально-техническое обеспечение, которое должно тщательно выбирать поставщиков по качеству и ценам поставляемых материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
8. Социальное обеспечение, которое способствует более полной занятости населения,
улучшения условий труда и экологии.
Региональное управление основывается на следующих принципах.
1. Принцип системности. Региональное управление должно носить системный характер: регион, кластер, предприятие.
2. Принцип единства - управление должно носить единую цель - повышение инновацион-ности, качества и конкурентоспособности продукции.
3. В управлении должен соблюдаться принцип иерархичности.
4. Управление должно носить непрерывный характер.
5. Принцип цикличности обеспечивает разработку и внедрение разовых проектов, связанных с разработкой и внедрением инноваций, которые носят региональный характер.
6. Принцип динамичности связан с принципом непрерывности постоянного развития региона.
7. Принцип технологичности связан с разработкой и внедрением новейших технологий в производстве и управлении регионом.
8. В условиях нестабильности внешней среды должны обеспечиваться принцип гибкости и адаптивности управления.
9. Принцип социальной обусловленности должен обеспечивать постоянное повышение качества жизни населения региона.
10. Принцип перспективности должен обеспечивать стратегическое развитие региона и его составляющих кластеров, должны обеспечиваться перспективность, результативность, эффективность, оптимальность.
Предложенная модель управления регионом использует следующие функции управления.
1. Информационно-аналитическая функция включает сбор и анализ информации по конъюнктуре различных рынков: рынок материалов, рынок труда, рынок товаров и т.д.,
2. Планово-прогностическая функция предусматривает составление планов основных научно-технических и социально-экономических показателей развития отдельных кластеров и региона в целом на основе разработки прогнозов изменения внешней среды. При этом планы являются инструментами контроля выполнения плановых заданий.
3. Функция организационно-исследовательская предусматривает исследования и организацию работ по внедрению инновационных проектов в регионе.
4. Контрольно-правовая функция предусматривает контроль развития региона и его составляющих элементов (кластеров).
5. Регулятивно-корректирующая функция предусматривает корректировку планов в зависимости от изменения внешней среды.
6. Функция мотивации предусматривает все возможные методы мотивации участников разработки, внедрения и использования инноваций в рамках кластера и региона.
К методам управления кластерной экономики региона в основном относятся два: демократический и административный. Внутри кластера все наиболее важные проблемы решаются на заседаниях Совета кластера, в который входят руководители предприятий и ведущие специалисты.
На предприятиях и в регионе используется в основном административный метод управления.
К критериям оценки эффективности работы региона предложенная модель относит: выполнение госзаказов, своевременность поставок продукции потребителям, создание высоко конкурирующей среды, развитие потенциала региона и отдельных кластеров, рост объема НИОКР, внедрение инноваций, эффективность использования финансовых средств, позволяющих эффективно управлять региональной кластерной экономикой на основе инноваций, обеспечивая качество и конкурентоспособность продукции на внутреннем и мировом уровнях.
Таким образом, предложенная модель управления кластерной экономикой региона позволяет эффективно развивать регион.
Полученные результаты
В статье предложены Программа формирования инновационной экономики в стране, структура инновационной концепции организации производства с целью формирования в стране инновационной экономики. При этом для реализации предложений авторами разработан организационно-инновационный механизм
постоянной разработки нового оборудования и новых технологий, а также предложен финансовый механизм для финансирования производства
и обновления технологического оборудования во всех перерабатывающих отраслях.
Предлагаемая концепция обновления средств труда (технологического оборудования) позволяет, во-первых, внедрять новые прогрессивные технологии - формировать инновационную экономику, а во-вторых, своевременно обновлять орудия труда, снижая тем самым текущие издержки у потребителей нового оборудования.
Библиографический список
1. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический журнал. М.: ИНФРА-М, 2005. 480 с.
2. Жариков В.Д. Проблемы воспроизводства средств труда в условиях формирования рынка: монография. М.: Машиностроение, 2000. 132 с.
3. Жариков В.Д., Жариков Р.В. Стратегия развития организационных структур инновационного управления промышленным предприятием // Организатор производства. 2013, №2 (57), С. 51 - 55.
4. Предпринимательское управление. Зарубежный опыт: учеб. пособие для вузов / под ред. В.А. Швандара, Л.Н. Тэпман. М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. 220 с.
5. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Вильямс, 2000.
6. Портер М. Преимущества стран в конку-
рентной борьбе. Прогресс, 1990. 370 с.
7. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Воронеж: Машиностроение, 2004. 408 с.
8. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Организационно-экономический механизм управления интегрированными производственными структурами // Организатор производства. 2015. №3. С. 5-9.
9. Эндрюс К. Концепция корпоративной стратегии / Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001. С.76-86.
10. Кампанелла Дж. Экономика качества. Основные принципы и их применение. М.: Экономика, 2005. 231 с.
11. Якимкин В.Н. Фундаментальный анализ. М.: Омега-Л, 2007. 640 с.
12. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГЭА, 2004. 154 с.
13. Beatty R.W., Huselid M.A., Schneier C.E. Scoring on the business score-card // Organizational dynamics. №5., 2003. Vol.32, №2. P. 107-121.
14. Kaplan R. S., Norton D. P. Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System // Harvard Business Review. 1996. Vol. 74. No. 1. P.75 -85.
15. Hall R.W. Hallmarks of Excence // Word Class Manufacturing, 1994. P. 5-14.
Поступила в редакцию - 8 сентября 2017 г.
Принята в печать - 19 сентября 2017 г.
References
1. Raisberg B.A., Lozovskii L.Sh., Starodubtseva E.B. (2005). Sovremennyi ekonomicheskii zhurnal [Modern economic journal]. Moscow: INFRA-M, 480 p.
2. Zharikov V.D. (2000). Problemy vosproizvodstva sredstv truda v usloviyakh formirovaniya rynka: monografiya [The problems of reproduction of labour means in the conditions of market formation: A monograph]. Moscow: Mechanical Engineering, 132 p.
3. Zharikov V.D., Zharikov R.V. (2013). Strategiya razvitiya organizatsionnykh struktur innovatsion-nogo upravleniya promyshlennym predpriyatiem [The strategy of developing the organizational structures of innovative management at industrial enterprises]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production]. 2 (57), 51-55.
4. Shvandara V.A., Tepman L.N. (2004). Predprinimatel'skoe upravlenie [Business management]. Za-rubezhnyi opyt: ucheb. posobie dlya vuzov [International experience: a textbook for Universities]. Moscow: YUNITI-Dana, 220p.
5. Porter M. (2000). Konkurentsiya [Competition]. Moscow: Williams.
6. Porter M. (1990). Preimushchestva stran v konkurentnoi bor'be [The competitive advantages of countries]. Progress, 370 p.
7. Repin V.V., Eliferov V.G. (2004). Protsessnyi podkhod k upravleniyu [The process approach to management]. Voronezh: Mechanical Engineering. 408 p.
8. Turovets O.G., Rodionova V.N. (2015). Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniya in-tegrirovannymi proizvodstvennymi strukturami [The organizational-economic mechanism of management of integrated production structures]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 3, 5-9.
9. Andrews K. (2001). Kontseptsiya korporativnoi strategii [The concept of corporate strategy]. Strate-gicheskii protsess [The strategic process]. S-Pb: Peter, pp. 76-86.
10. Campanella, John. (2005). Ekonomika kachestva [The Economics of Quality]. Osnovnye printsipy i ikh primenenie [The basic principles and their application]. Moscow: Economics, 231 p.
11. Yakimkin V.N. (2007). Fundamental'nyi analiz [Fundamental analysis].Moscow: Omega-L, 640 p.
12. Yashin N.S. (2004). Konkurentosposobnost' promyshlennogo predpriyatiya: metodologiya, otsenka, regulirovanie [Industrial competitiveness: methodology, assessment, regulation]. Saratov: SHEA, 154 p.
Received - 8 September 2017.
Accepted for publication - 19 September 2017.