УДК 338.1
ИННОВАЦИОННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
© Горюнова Любовь Аникеевна, доктор экономических наук, доцент, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Россия, 670013. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию проблемы формирования инновационной институциональной среды. Использование институционального подхода обусловлено тем, что необходим поиск новых механизмов и инструментов территориального развития, основанного на широком внедрении и использовании инноваций. При этом необходимо обеспечить устойчивость территориального развития, т. е. сохранение условий для воспроизводства ее потенциала. В данном случае различные институты должны обеспечить устойчивость, рост и структурные изменения развития территории. Поэтому приоритетной задачей является формирование институциональной среды. Вместе с тем специфика инновационной деятельности обусловливает особенности формирования инновационной институциональной среды. То есть внедрение инноваций может повлечь неустойчивость территориального развития. Поэтому формирование инновационной институциональной среды, адекватной современным реалиям, призвана обеспечить, во-первых, структурные изменения, во-вторых, переход экономики на другой качественный уровень территориального развития.
Ключевые слова: инновационная институциональная среда, устойчивость, территориальное развитие, институты, правила, институциональная структура, принципы.
INNOVATIVE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT
AS A FACTOR IN STABILITY OF TERRITORIAL DEVELOPMENT
Lyubov A. Goryunova, DPhil in Economics, A/Professor, East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia
The article is devoted to the problem of formation the innovative institutional environment. The use of institutional approach is caused by the fact that it is necessary to search new mechanisms and instruments of territorial development, based on the broad implementation and use of innovations. It is necessary to ensure the sustaina-bility of the territorial development, i.e. preserving the conditions for reproduction of its capacity. In this case, the various institutions should ensure the stability, growth and structural changes for the development of the territory. Therefore, the priority is for the formation of the institutional environment.However, the specifics of innovative activity causes the peculiarities of formation of innovative institutional environment. That is, the introduction of innovations can lead to volatility in territorial development. Therefore, the formation of innovative institutional environment, adequate to contemporary realities, is intended, firstly, to ensure the structural changes and secondly, to ensure the transition of the economy to another qualitative level of territorial development. Keywords: innovative institutional environment, sustainability, territorial development, institutions, rules, institutional structure, principles.
Формирование современной инновационной институциональной среды является важнейшей предпосылкой достижения долгосрочных целей территориального развития. Иными словами, различные институты (экономические, правовые, социальные институты и т. д.) должны обеспечить устойчивое развитие территории, рост и структурные изменения в экономике. Каждый институт отвечает за определенный круг задач, установление правил поведения, формирование условий с учетом факторов территориального развития. Поэтому приоритетной для экономики региона задачей является формирование институциональной среды, в частности инновационной.
Если обратиться к определению институциональной среды, то базовым считается определение, данное Д. Нортом и Л. Девисом. «Институциональная среда — это совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения. Л. Дэвис и Д. Норт используют термин институциональная среда для обозначения отношений, складывающихся на макроуровне, а именно: общих институциональных рамок (конституции), которые являются ограничениями для контрактных соглашений между индивидами» [1].
В соответствии с подборкой дефиниций «институциональная среда» в статье М. В. Кондратова, Р. И. Гарипова ее можно рассматривать как [2]:
- совокупность правил, норм и ценностей поведения субъектов экономической деятельности;
- совокупность институтов, обеспечивающих определенные отношения между участниками процесса;
- совокупность отношений между участниками процесса.
То есть, несмотря на разнообразие подходов к теоретическим исследованиям категории «институциональная среда», они направлены на поиск решения задачи создания эффективной системы механизмов взаимоотношений участников социально-экономического, инновационного, инвестиционного процессов и т. д. Такие механизмы включают инструменты, методы, правила взаимоотношения участников процесса с включением различных институтов, ответственных за их формирование и исполнение.
Поскольку предполагается, что создание эффективной институциональной среды может повлечь за собой устойчивость территориального развития, то следует определиться с этим понятием. Достаточно известный факт, что «устойчивость является важнейшим признаком территориального развития — предполагает длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала территории (его социальной, природно-ресурсной, экологической, хозяйственной и прочих составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации» [3, с. 27-28]. То есть само понятие устойчивости означает, что некоторые параметры находится в пределах допустимых границ и их влияние на территориальное развитие также находится в предписанных границах.
В работе В. Н. Лексина «Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития» приведено следующее определение территориального развития: «...такой режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством. потенциалов территории» [3, с. 27]. Причем реальное развитие осуществляется путем формирования и развития среды на основе локальных траекторий. Это позволяет достаточно обоснованно выявить взаимосвязь управления территориальным функционированием и территориальным развитием. В методологическом плане в первом случае процесс управления сконцентрирован на проблемах регулирования стационарного состояния, во втором — на проблемах определении горизонтов развития.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, институциональная среда для инновационного развития экономики предполагает следующие направления формирования:
- политико-правовые институты;
- институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала;
- экономические институты;
- институты развития;
- система стратегического управления [4].
Каждый из институтов имеет свои приоритеты в формировании институциональной среды. Например, экономические институты должны обеспечить экономический рост и структурную модернизацию. В свою очередь, система стратегического управлениядолжна обеспечить «гармоничность формирования и развития всех названных выше типов институтов, и направляться на согласование бюджетной, денежной, структурной, региональной и социальной политики при решении системных внутренних проблем развития и ответа на внешние вызовы» и т.д. [4].
Что касается использования институционального подхода для исследования инновационного развития, то это «.необходимость поиска новых механизмов и методов взаимодействия всех участников инновационного процесса, создания благоприятных условий развития существующей институциональной среды для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости субъектов инновационной деятельности» [5]. То есть формирование и развитие инновационной институциональной среды должны обеспечить социально-экономические, правовые, институциональные отношения между участниками инновационного процесса. Это предопределяет поиск направлений, инструментов и выработку правил поведения контрагентов процесса.
Следует заметить, что формирование инновационной институциональной среды имеет свои особенности, обусловленные спецификой инновационного процесса. Здесь возникают два вопроса. Во-
первых, какова должна быть институциональная структура, и какова доля участия каждого института в инновационном процессе? Во-вторых, каким образом формирование инновационной институциональной среды позволит обеспечить устойчивость территориального развития?
В рамках институционального подхода инновационная структура региона рассматривается как совокупность различных организаций и институтов, объединенных определенными «правилами игры», отношениями и связями с целью воспроизводства инновационного ресурса. В то же время инновационная институциональная структура рассматривается как комплекс взаимосвязанных организаций, обслуживающих и обеспечивающих реализацию научной и инновационной деятельности субъектов региональной экономики. При этом они выполняют разные функции: производственную функцию (знания, инновационная продукции), функцию регулирования (правовые акты, экономические инструменты), обслуживающую функцию (инфраструктура), обеспечивающую функцию (персонал, финансовые и инвестиционные ресурсы). Следовательно, концептуально формирование и развитие инновационной институциональной среды состоит в интеграции экономически разрозненных субъектов инновационного процесса в единую систему. В качестве институтов выступают территориальные структуры власти, организации, включенные в реальный инновационный процесс, финансовые институты, инвесторы, потребители. Поэтому роль и доля участия каждого института будет определяться условиями, факторами и направлениями территориального развития.
Что касается устойчивости, то широкое внедрение инноваций может повлечь за собой территориальное развитие и через неустойчивость, как полагают в синергетике. То есть само развитие протекает как в устойчивом, так и в неустойчивом состоянии и сказывается на изменении институциональной инновационной среды. Это обусловливает переход в динамически неустойчивое состояние. Поэтому характер изменений на достаточно больших периодах может быть только вероятностным, а поведение — непредсказуемым. В данном случае как изменится характер функционирования территории? Если речь идет об устойчивости территориального развития, то формирование инновационной институциональной среды должно быть связано с обеспечением перехода экономики региона из одного качественного состояния в другое. В связи с этим необходимо учитывать, во-первых, принцип сохранения устойчивости и темпов развития при усложнении структуры среды. Усложнение организационно-институциональной составляющей не должно существенно влиять на устойчивость и снижение темпов развития территории, что предполагает выявление пределов усложнения структуры, оценку влияния изменения на темпы развития, учет эффекта масштаба производства. Во-вторых, принцип учета факторов нестабильности и неопределенности развития. Реализация данного принципа, в силу специфики, основывается на выявлении, оценке и возможности учета факторов неопределенности.
В таблице 1 приведен ряд показателей, которые могут формально констатировать взаимосвязь инновационной институциональной среды и территориального развития Республики Бурятия.
Таблица 1
Показатели, характеризующие взаимосвязь инновационной среды и уровня территориального развития Республики Бурятия за 2009-2013 гг.
Годы
Показатели 2009 2010 2011 2012 2013
Научная деятельность
Число организаций, выполняющих НИР 13 13 15 15 16
Численность персонала, занятого НИР в расчете на 1 организацию 74,5 73,2 76,3 75,1 77,9
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов 9 9 9 9 9
Численность аспирантов, чел. 952 1170 1111 1025 893
Внутренние затраты в % к ВРП 0,41 0,35 0,43 0,44 0,49
Инновационная деятельность
Инновационная активность организаций (в %) 6 11 11,8 10,2 6,7
Доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции (%) 1,97 0,21 4,81 5,78 5,96
Доля затрат организаций на инновации в % к ВРП 0,35 0,78 0,70 0,54
Затраты на информационные технологии на 1 организацию, использовавших ИТ, млн руб. 0,753 0,884 1,074 1,499 1,091
Так, достаточно устойчива система институтов, осуществляющих проведение научных исследований и разработок и подготовку кадров высшей квалификации. Хотя следует заметить определенные структурные изменения в численности персонала по областям наук, а также в подготовке кадров. Что касается инновационного развития в Республике Бурятия, то здесь наблюдается неоднозначная ситуация. Так, несмотря на снижение инновационной активности в 2012-2013 гг. и уменьшение доли затрат на инновации, доля инновационной продукции в отгруженной имеет тенденцию к увеличению, кроме 2010 г. Одной из причин такого положения являются действия республиканских властей. Кроме того, результат принимаемых мер в регионе по регулированию может быть пролонгирован во времени, то есть эффект от действий государственных властей проявляется по истечении значительного периода.
Следует заметить, что, с одной стороны, принимаются интенсивные меры по формированию инновационной институциональной среды, с другой стороны, таких мер недостаточно. Так, в республике задействован институт поддержки в виде выдачи субсидий на компенсацию процентной ставки по кредитам коммерческих банков и налоговых льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль. С целью устойчивого социально-экономического развития Республики Бурятия по плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. и на период 2016-2017 гг., утвержденному распоряжением главы Республики Бурятия от 13.02.2015 № 8-рг (Приложение №1), в части инновационного развития предусмотрена, во-первых, государственная поддержка малых инновационных предприятий, с объемом финансирования из республиканского и федерального бюджетов. Во-вторых, расширение мер по поддержке малых инновационных предприятий, итогом которых является создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий [6].
В республике ведется работа по разработке региональных стандартов, которые должны обеспечить эффективность территориального развития. Правовые институты создают нормативно-правовую основу интенсификации инновационной деятельности. Однако определенная разрозненность взаимосвязей институтов инновационной среды сказывается на устойчивости территориального развития. В частности, снижение инновационной активности по таким видам экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, — стабильная тенденция снижения (от 17,4 % — 2009 год, до 8,7 % — 2013 год), производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Следовательно, устойчивость территориального развития зависит от уровня устойчивости самой среды, т. е. пределов параметров ее функционирования и развития. В свою очередь, изменения, происходящие в инновационной институциональной среде, повлекут за собой изменения в территориальном развитии. В тоже время это двоякий процесс, то есть условия, факторы территориального развития повлияют и на процесс формирования и развития этой среды.
Литература
1. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Институциональная_среда
2. Кондратов М. В., Гарипов Р. И. Теоретические подходы к понятию «институциональная среда» [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. URL: http://www.rae.ru/fs/?section= con-tent&op=show_artide&artide (дата обращения: 10.08.2015).
3. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997. 372 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 р. URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 10.08.2015).
5. Крутчанкова К. А., Бухтиярова Т. И. Институциональная среда инновационного развития экономики региона [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. № 6. 2013. URL: http://www.rae.ru/fs/?section= content&op=show_artide&artide (дата обращения: 10.08.2015).
6. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на период 2016-2017 годов, [Электронный ресурс]: утв. распоряжением главы Республики Бурятия от 13.02.2015 № 8-рг (Приложение № 1). URL: http://www.economy.govrb.ru/2015/napravleniya-deyatelnosti/makroprognozirovanie/aticrisis-m.php?ID=10384 (дата обращения: 24.08.2015).
7. Наука в Республике Бурятия: статистический сборник. Улан-Удэ, 2014. С. 68.
References
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Institutsional'naya_sreda
2. Kondratov M. V., Garipov R. I. Teoreticheskie podkhody k ponyatiyu «institutsional'naya sreda» [Theoretical approaches to the concept of "institutional environment"]. Fundamental'nye issledovaniya — Fundamental Research. 2013. No.ll. Available at: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article (accessed August 10, 2015)
3. Leksin V. N., Shvetsov A. N. Gosudarstvo i regiony. Teoriya i praktika gosudarstvennogo regulirovaniya territo-rial'nogo razvitiya [A State and regions. Theory and practice of territorial development state regulation]. Moscow: URSS Publ., 1997. 372 p.
4. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Decree of the Russian Federation Government No. 1662-r of November 17, 2008. Available at: http://www.consultant.ru/document/ (accessed August 10, 2015).
5. Krutchankova K. A., Bukhtiyarova T. I. Institutsional'naya sreda innovatsionnogo razvitiya ekonomiki regiona [Institutional environment of regions economy innovative development]. Fundamental'nye issledovaniya — Fundamental Research. 2013. No. 6. Available at: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article (accessed August 10, 2015).
6. Plan pervoocherednykh meropriyatii po obespecheniyu ustoichivogo razvitiya ekonomiki i sotsial'noi stabil'nosti v 2015 godu i na period 2016-2017 godov: utv. rasporyazheniem glavy Respubliki Buryatiya ot 13.02.2015 № 8-rg (Prilozhenie № 1) [The plan of priority measures to ensure the sustainable economic development and social stability in 2015 and for the period of 2016-2017: approved by Order of the Buryat Republic Head No. 8-pr of Febrary 13, 2015 (Appendix No. 1)]. Available at: http://www.economy.govrb.ru/2015/napravleniya-deyatelnosti/makroprognozirovanie/ aticrisis-m.php?ID=10384 (accessed August 24, 2015).
7. Nauka v Respublike Buryatiya [Science in the Buryat Republic]. Ulan-Ude, 2014. P. 68.