Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 11 (366). Экономика. Вып. 49. С. 64-69.
УДК 338.49 ББК 65.04
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЮЖНОГО УРАЛА
Ю. А. Калашникова, Л. В. Костарева
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью формирования и развития инновационных систем в России. Инновационная система рассматривается как сетевое экономическое взаимодействие, обеспечивающее синергетический эффект. В статье определено понятие инновационной инфраструктуры и её основные элементы, раскрыты понятия «технопарк» и «бизнес-инкубатор». Представлен наиболее успешный опыт реализации инновационной политики в регионах. Рассматривается вопрос формирования инновационной инфраструктуры Челябинской области. Проведено сравнение субъектов Российской Федерации в развитии элементов инновационной инфраструктуры. Рассмотрены проблемы неэффективности инновационной инфраструктуры. Материал содержит конкретные рекомендации по формированию инновационной среды в регионе. Выделены факторы эффективного формирования инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, технопарки, бизнес-инкубатор, инновационная деятельность, инновационные предприятия.
В современных экономических условиях в России остро стоит вопрос об инновационном развитии экономики. Успех в области новых технологий обеспечивает государству экономические преимущества по сравнению с другими странами. Именно поэтому в послании Президента Федеральному Собранию [9] делается акцент на том, что России необходимо провести масштабное обновление своей промышленности и стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку.
Для достижения поставленной задачи в России должны быть созданы работающие и эффективно функционирующие инновационные системы.
Как известно, постиндустриальная экономика развивается за счёт форм экономической организации, имеющих сетевую структуру, приспособленных к конвергентным технологиям и нацеленных на инновационные прорывы. Именно в условиях сетевых экономических взаимодействий особенно ярко проявляется синергетиче-ский эффект инновационного развития.
В то же время развитие новых технологических укладов зависит от степени организации и эффективности региональных инновационных инфраструктур.
Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновационная инфраструктура представляет собой совокупность
организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [14].
Основными элементами инновационной инфраструктуры являются:
1. Производственно-технологическая группа. К ней относятся технопарковые сети (научные, технологические и исследовательские парки), бизнес-инкубаторы, инновационно-промышленные комплексы, технологические центры, технополисы и другие специализированные организации.
2. Экспертно-консалтинговая группа, в состав которой входят центр трансфера технологий, консалтинговые центры в сфере экономики и финансов, инновационные центры.
3. Кадровая группа представлена системой подготовки кадров технологического и научного менеджмента: коучинг-центры, тренинг-центры, повышение квалификации в области инноваций, образовательные учреждения.
4. Финансовая группа, состоящая из государственных бюджетных организаций, венчурных фондов, фондов развития центра разработки и коммерциализации новых технологий, страховых и финансовых институтов.
5. Информационная группа, включающая в себя государственную систему научно-технической информации, научно-координационные и статистические центры.
6. Группа сбыта товаров и услуг представлена биржей субконтрактов, внешнеторговыми объединениями, международными центрами торговли, выставочными площадками.
Наиболее популярными и распространёнными объектами инновационной инфраструктуры являются бизнес-инкубаторы и технопарки.
Технопарки и бизнес-инкубаторы предназначены для содействия развитию инновационных предприятий. Различием между ними является стадия жизненного цикла предприятия.
По нашему мнению, технопарки — это объекты инновационной инфраструктуры, предоставляющие свои площадки для разработки и коммерциализации высоких технологий, для размещения малых инновационных предприятий, старт-апов, инвесторов, образовательных организаций. Также технопарки — организации, предлагающие резидентам услуги развития бизнеса и необходимую инфраструктуру, включая офисные помещения и центр коллективного пользования.
В основном технопарки создаются на базе университетов, научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. Резиденты технопарков — малые и высокотехнологичные инновационные компании, обеспеченные условиями для разработки инновационных товаров и услуг и находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний и наукоёмких технологий. Технопарки нацелены на стимулирование взаимодействия между высокотехнологичными предприятиями и инвестиционными институтами.
В структуру технопарка входят консультационный, информационный, маркетинговый и учеб-
ный центры, лаборатории, промышленные зоны, предлагающие широкий спектр оказываемых услуг, в том числе В2В. Одним из структурных подразделений в составе технопарка может быть бизнес-инкубатор.
Главным отличием технопарков от бизнес-инкубаторов является комплексный подход при работе с резидентами, направленный на развитие инновационного бизнеса.
Бизнес-инкубаторы — организации, осуществляющие отбор и поддержку перспективных инновационных проектов на всех этапах развития: от старта до выведения продукта на рынок, которые формируют максимально благоприятную среду для ускорения коммерциализации идеи, предоставляя на льготных условиях в аренду свои площади, обеспечивая оргтехникой, оказывая информационную и технологическую помощь [3]. По большей части, бизнес-инкубаторы необходимы на начальном этапе стартапа. В основном бизнес-инкубаторы находятся в одном здании и рассчитаны на предоставление арендаторам помещений для ведения бизнеса на льготных условиях.
Уровень инновационной активности организаций в Российской Федерации в 2013 г. составил 10,1 %. Уральский федеральный округ по данному показателю занимает четвёртое место (9,6 %), уступая Приволжскому (11,7 %), СевероЗападному (10,7 %) и Центральному (10,7 %) федеральным округам.
По данным Росстата [13], в Челябинской области инновационная активность предприятий составила 9,8 % (таблица).
В Центральном, Северо-Западном, Приволжском федеральных округах действует развёрну-
Инновационная активность организаций по субъектам Российской Федерации
Субъект Федерации 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Российская Федерация 9,3 9,5 10,4 10,3 10,1
Центральный федеральный округ 8,8 8,6 10,2 10,9 10,7
Северо-Западный федеральный округ 9,5 9,4 11,2 11,0 10,7
Южный федеральный округ 7,2 7,5 6,5 7,4 7,2
Северо-Кавказский федеральный округ 5,8 6,2 5,2 6,4 5,9
Приволжский федеральный округ 12,8 12,3 12,7 11,9 11,7
Уральский федеральный округ 10,2 11,5 11,5 10,6 9,6
Челябинская область 11,3 9,9 10,9 11,5 9,8
Сибирский федеральный округ 7,3 8,2 8,8 8,5 9,1
Дальневосточный федеральный округ 8,3 8,6 11,2 10,8 9,5
тая и функциональная инновационная инфраструктура, которая обеспечивает эффективную деятельность инновационных предприятий, а также определяет конкурентоспособность национальной экономики.
Наиболее успешным регионом в реализации инновационной политики является Республика Татарстан. В республике осуществляется продуманная инновационная политика и сформирована нормативно-правовая база.
Потенциал территориального и пространственного развития Республики Татарстан во многом предопределён её геополитическим положением в системе расселения как в России в целом, так и в Приволжском федеральном округе. По мнению А. Х. Евстафьевой и С. В. Капустинской, территорию региона необходимо рассматривать как одно из основных звеньев урбанизированного каркаса России [5. С. 96].
По данным [5. С. 96], в Татарстане имеется одна особая экономическая зона, пять технопарков, три технологических парка, два индустриальных парка, один технополис, семь бизнес-инкубаторов:
- особая экономическая зона «Алабуга»;
- технополис «Химград»;
- технопарки: ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», ООО «Инновационно-производственный технопарк "Идея — Юго-Восток"», технопарк в сфере высоких технологий (1Т-парк), ОАО «Инновационно-производственный технопарк "Восток"», научно-производственное некоммерческое партнёрство «Технопарк Прикамья»;
- технологические парки: научно-технологический парк «Центр инновационной деятельности КГУ», информационно-технологический центр ОАО «КНИАТ», научно-технологический парк КГТУ им. А. Н. Туполева;
- бизнес-инкубаторы: бизнес-инкубатор «Сви-яга», государственное автономное учреждение «Поволжский бизнес-инкубатор лёгкой промышленности», бизнес-инкубатор г. Набережные Челны, бизнес-инкубатор КГТУ им. А. Н. Туполева, государственное автономное учреждение «Бизнес-инкубатор г. Елабуги», бизнес-инкубатор г. Чистополя.
По данным Единого информационно-аналитического портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса, число объектов инновационной инфраструктуры в Челябинской области составляет 62 единицы [15].
Наиболее значимыми субъектами инновационной деятельности в Челябинской области являются ООО «Технопарк Новатор», ЗАО «Челябинский завод технологической оснастки», НП «Технопарк ЮУрГУ-Полёт», НП «Инновационный технопарк МГТУ», НП «Магнитогорский инновационный бизнес-инкубатор», ОГУ «Инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области», Венчурный фонд.
Вместе с тем, несмотря на такое, казалось бы, внушительное количество и завидное разнообразие объектов инновационной инфраструктуры, в её функционировании и развитии имеется немало проблем. Главная из них, по мнению А. Ф. Суховей,— низкая эффективность создаваемых объектов [12. С. 121].
Основная причина — отсутствие продуманной научно обоснованной стратегии инновационного развития Российской Федерации. Как отмечает А. Ф. Суховей, инновации и инновационная деятельность по-прежнему воспринимаются не как основа современных социально-экономических преобразований в стране и её регионах, а всего лишь как некий модный тренд [12. С. 123].
Ещё одной из основных причин неэффективности действующих объектов инновационной инфраструктуры является неравномерное распределение инновационных организаций по всей территории Челябинской области.
Формирование инфраструктурного обеспечения инновационного развития региона возможно при наличии определённых параметров эффективности и тесной взаимосвязи между элементами внутри экономической системы. Качественный уровень инфраструктурного обеспечения, по мнению Е. А. Вечкинзовой [2. С. 21], определяется теснотой связи между элементами инновационной, промышленной (индустриальной) и рыночной инфраструктуры, а также наличием согласованности между элементами.
Следующей проблемой при формировании инновационной политики региона является недостаточное внимание к финансовой поддержке, которая подразумевает участие органов государственной власти, а также поиск стратегических инвесторов. По мнению ряда авторов [4. С. 145], появляется необходимость увеличивать расходы региональных бюджетов на развитие инновационной деятельности, а также введение дополнительных налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности.
Сегодня распространённой проблемой является недостаточный комплексный подход в оказании услуг и взаимодействии с аналогичными элементами инновационной инфраструктуры других регионов России для обмена опытом.
Для решения задачи развития структур, про -двигающих на рынок инновационную продукцию, необходимо создать сегменты инфраструктуры, которые обеспечат маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу. Для продвижения на рынок инновационной продукции особенное значение должно отводиться качественной экспертизе научно-технических программ и проектов. Именно экспертиза может способствовать успеху новых продуктов на рынке и снижать вероятность необоснованных рисков для инвестиций. Поэтому некоторые авторы [4. С. 145] считают, что региональная инфраструктура инновационной деятельности должна включать организации, которые оказывают широкий спектр услуг в области стандартизации и сертификации.
В настоящее время в нормативно-правовой базе не отражена роль инновационной инфраструктуры как ключевого инструмента реализации государственной инновационной политики, не определён статус основных субъектов инновационной деятельности, не закреплены экономические и иные меры государственной поддержки инновационных процессов. Федеральные законы об инновационной политике и научно-технологических парках всё ещё находятся на стадии доработки и обсуждения. Всё это, по мнению А. Ф. Суховей, замедляет процессы актуализации инновационных возможностей в российских регионах [12. С. 124].
Также одна из проблем неэффективности инновационной инфраструктуры заключается в отсутствии единого органа исполнительной власти, отвечающего за развитие и формирование инновационной политики. Элементы инновационной деятельности распределены между разными органами исполнительной власти, каждые из которых действуют в рамках своих полномочий.
По мнению Т. В. Зеленской, Е. А. Соколовой, усилению интеграционной функции инфраструктуры способствует формирование и развитие инновационных сетей, которые связывают между собой различных участников инновационного процесса [6. С. 165].
Таким образом, при формировании инновационной инфраструктуры необходимо учитывать некоторые подходы:
- инфраструктура должна быть целостная и равномерно распределена по всей территории региона;
- для повышения эффективности создаваемых объектов необходимо разработать продуманную государственную инновационную политику, с учётом задач и приоритетов каждого региона;
- систематизировать существующие меры по государственной и региональной финансовой поддержке элементов инновационной инфраструктуры для всех регионов России.
По мнению Т. В. Зеленской и Е. А. Соколовой, преодолению разрывов в инновационной инфраструктуре и обеспечению завершённости инновационного процесса создания улучшающих инноваций, формированию платформы для появления и поступательного развития базисных инноваций будет способствовать не только создание новых объектов инновационной инфраструктуры (в первую очередь многоцелевых структур, например, технопарков), но и использование инструментов интеграции с целью привлечения уже существующих объектов инновационной инфраструктуры разных уровней.
Соглашаясь с этим утверждением, И. В. и Г. С. Ро-щины отмечают, что только в такой ситуации возможно эффективное функционирование инновационной инфраструктуры [10. С. 160]. В противном случае инновационная деятельность будет сосредоточена только в крупных городах региона.
В Челябинской области есть все возможности для развития инновационной инфраструктуры региона, которые в полной мере приведут к эффективному увеличению экономического потенциала страны, а также совершенствования малых форм в научно-технической сфере.
Список литературы
1. Агаметова, О. Н. Региональная инновационная инфраструктура: актуальные проблемы развития / О. Н. Агаметова // Проблемы развития территорий. - 2013. - № 3 (65). - С. 42-52.
2. Вечкинзова, Е. А. Индустриально-инновационная инфраструктура территорий: концептуальная модель функционирования / Е. А. Вечкинзова // Управленец. - 2013. - № 6. - С. 21-26.
3. Центр поддержки и развития предпринимательства (ГБУ Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор»). - URL: http://www.innovation-chel.ru
4. Дмитриевских, М. В. Инновационная инфраструктура региона: сущность, состав и тенденции развития / М. В. Дмитриевских, А. А. Татьянкина, Т. А. Шиндина // Вестн. Сиб. гос. аэрокосм. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнёва. - 2010. - № 2. - С. 143-145.
5. Евстафьева, А. Х. Инновационная инфраструктура региона в развитии кластерных систем (на примере Республики Татарстан) / А. Х. Евстафьева, С. В. Капустинская // Основы экономики, упр. и права. -2012. - № 1. - С. 95-98.
6. Зеленская, Т. В. Инновационная инфраструктура: функции, уровни и формы / Т. В. Зеленская, Е. А. Соколова // Вестн. Сиб. гос. аэрокосм. ун-та им. академика М. Ф. Решетнёва. - 2012. - № 2. -С. 162-165.
7. Калашникова, Ю. А. Инструменты стимулирования инновационной активности промышленных предприятий Челябинской области / Ю. А. Калашникова, П. Я. Дегтярёв // Инновационная экономика России: проблемы и пути решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2012. - С. 193-197.
8. Костарева, Л. В. Сетевые формы организации межтерриториальных отношений / Л. В. Костарева, М. В. Стерлягова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2014. - № 21. Экономика. Вып. 47. - С. 96-99.
9. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. - URL: http://www.kremlin.ru
10. Рощина, И. В. Многоуровневая инновационная инфраструктура региона как условие эффективной региональной политики / И. В. Рощина, Г. С. Рощина // Вестн. Томс. гос. ун-та. - 2009. - № 327 (октябрь).- С. 159-162.
11. Старцев, Ю. Н. Сети: состояние и возможности : монография / Ю. Н. Старцев. - Челябинск : Энциклопедия, 2011. - 304 с.
12. Суховей, А. Ф. Инновационная инфраструктура как инструмент развития социально-экономической системы региона / А. Ф. Суховей // Экономика региона. - 2013. - № 2. - С. 120-126.
13. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science
14. Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
15. Инновации в России: Челябинская область. - URL: http://innovation.gov.ru/node/7039
Сведения об авторах
Калашникова Юлия Александровна — аспирант кафедры экономической теории и регионального развития Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. zajaz@yandex.ru
Костарева Любовь Викторовна — преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. lkostareva@yandex.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2015, no. 11 (366), Economy, issue 49, pp. 64-69.
INNOVATION INFRASTRUCTURE OF THE SOUTHERN URALS
Yu. A. Kalashnikova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. zajaz@yandex.ru
L. V. Kostareva
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. lkostareva@yandex.ru
This article presents a topic of the Chelyabinsk region innovation infrastructure formation. Comparison of constituent territories of the country-region Russian Federation in development of the innovation infrastructure elements was made. Major elements of the innovation infrastructure were identified and terms technology park and business incubator were disclosed. Present article contains specific recommendations of innovation sphere formation in the region.
Keywords: innovation infrastructure, Technology Park, Business- Incubator, innovative activities, innovation enterprises.
References
1. Agametova O.N. Regional'naja innovacionnaja infrastruktura: aktual'nye problem razvitija [Regional-naya innovation infrastructure: actual problems of development]. Problemyrazvitija territorij. [Problems of development of the territories], 2013, no. 3 (65), pp. 42-52. (In Russ.)
2. Vechkinzova E.A. Industrial'no-innovacionnaja infrastruktura territorij: konceptual'naja model' funk-cionirovanija [Industrial-innovation infrastructure areas: a conceptual model of functioning]. Upravlenec. [Manager], 2013, no. 6, pp. 21-26. (In Russ.)
3. GBU Cheljabinskoj oblasti Innovacionnyjbiznes-inkubator. [GBU Chelyabinsk region "Innovative Business Incubator]. Available at: http://www.innovation-chel.ru
4. Dmitrievskih M.V., Tat'jankina A.A., Shindina T. A. Innovacionnaja infrastruktura regiona: sushhnost', sostav I tendenciirazvitija [The innovative infrastructure of the region: the nature, composition and trends of development]. VestnikSibirskogo gosudarstvennogo ajerokosmicheskogo universita im. akademikaM.F. Reshet-neva [Bulletin of the Siberian State Aero Space University], 2010, no. 5, pp. 143-145. (In Russ.)
5. Evstaf'eva A.H., Kapustinskaja S.V. Innovacionnaja infrastruktura regiona v razvitii klasternyh sistem (na primere Respubliki Tatarstan) [The innovative infrastructure of the region in the development of cluster systems (for example, the Republic of Tatarstan)]. Osnovy jekonomiki, upravlenija Iprava [Fundamentals of Economics, Management and Law], 2012, no. 1, pp. 95-98. (In Russ.)
6. Zelenskaja T.V., Sokolova E.A. Innovacionnaja infrastruktura: funkcii, urovni I formy [Innovation Infrastructure: functions, levels and forms]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo ajero kosmicheskogo universita im. akademika M. F. Reshetneva [Bulletin of the Siberian State Aero Space University], 2012, no. 2, pp. 162-165. (In Russ.)
7. Kalashnikova Ju.A., Degtjarev P.Ja. Instrumenty stimulirovanija innovacionnoj aktivnosti promyshlen-nyh predprijatij Cheljabinskoj oblasti [Tools to stimulate innovative activity of industrial enterprises of the Chelyabinsk region]. Innovacionnaja jekonomika Rossii: problem Iputireshenija: materialy Vseros. nauch. — prakt. konf. s Mezhdunar. uchastiem [Innovation Economy in Russia: Problems and Solutions: Proc. scientific and practical. Conf. with Intern. participation]. Moscow, 2012. Pp. 193-197. (In Russ.)
8. Kostareva L.V., Sterljagova M.V. Setevye formy organizacii mezhterritorial'nyh otnoshenij [Network forms of organization of inter-territorial relations]. Vestnik chelJabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2014, no. 21, Economy, issue 47, pp. 96-99. (In Russ.)
9. PoslaniePrezidentaFederal'nomuSobraniju [Address by the President to the Federal Assembly]. Available at: http://www.kremlin.ru
10. Roshhina I.V., Roshhina G.S. Mnogourovnevaja innovacionnaja infrastruktura regiona kak usloviej ef-fektivnoj regional'noj politiki [Multi-level innovation infrastructure in the region as a condition of an effective regional policy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk University], 2009, no. 327, pp. 159-162. (In Russ.)
11. Starcev Ju.N. Seti: sostojanie i vozmozhnosti : monografija [Network: Status and Opportunities: monograph]. Chelyabinsk, Encyclopedia Publ., 2011. 304 p. (In Russ.)
12. Suhovej A.F. Innovacionnaja infrastruktura kak instrument razvitija social'no-jekonomicheskoj sistemy regiona [Innovative infrastructure as an instrument of socio-economic system of the region]. Jekonomika re-giona [Regional economy], 2013, no. 2, pp. 120-126. (In Russ.)
13. Federal State Statistics. Available at: http://www.gks.ru
14. Federal 'nyj zakonot 23 avgusta 1996goda№ 127-FZ «O nauke Igosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike». [The Federal Law of August 23, 1996 № 127-FZ "On Science and State Scientific and Technical Policy"]. (In Russ.)
15. Innovacii v Rossii: Cheljabinskaja oblast' [Innovations in Russia: Chelyabinsk region]. Available at: http://innovation.gov.ru/node/7039