УДК 001.8 332.81
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО развития
как система поддержки «технологических коридоров»
(на примере жилищно-коммунального хозяйства)*
С. Н. ЛАРИН,
кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: larinsn@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт РАН
В статье с учетом современных особенностей российской экономики раскрыты сущность и экономическое содержание деятельности новых экономических структур в составе инновационной инфраструктуры регионального развития. Их основное назначение заключается в осуществлении многоуровневой поддержки инновационных идей на протяжении всей цепочки инновационного цикла — от ее зарождения и до практической реализации в том или ином инновационном продукте или технологии. Инновационное развитие и повышение эффективности управления воспроизводством жилищного фонда должны стать определяющими звеньями модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), необходимость проведения которой давно назрела, особенно в части повышения энергоэффективности существующего жилищного фонда.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, структуры поддержки инноваций, региональное развитие, модернизация ЖКХ, программы воспроизводства существующего жилищного фонда,
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №11-02-00236а «Институциональные особенности становления экономики знаний и финансирования национальной инновационной системы на основе развития методов и механизмов государственно-частного партнерства».
механизмы «технологического коридора», повышение энергоэффективности.
Введение
В настоящее время во многих странах основными составляющими государственной политики развития инновационной деятельности в последние годы стали: комплексное стимулирование инновационной деятельности в экономике; поддержка фундаментальной науки и исследовательских организаций, занятых практическим внедрением результатов научно-технической деятельности (РНТД) на производстве; усиление механизмов правового регулирования взаимодействия всех субъектов инновационного процесса (исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), обладателей интеллектуальной собственности, инвесторов, инновационно ориентированных предприятий и организаций в масштабах хозяйственной системы страны). Для успешной реализации указанных и других составляющих необходимо сформировать систему поддержки получения новых знаний, которая могла бы обеспечить их продвижение в рыночных условиях на протяжении всей цепочки инновационного цикла — от зарождения идеи и до ее практической
- 19
реализации в том или ином инновационном продукте или технологии. Немаловажную роль в решении этих задач играют различные структуры поддержки сотрудничества производственных предприятий региона с научно-исследовательскими и другими организациями в области разработки и обмена инновационными технологиями, которые целесообразно формировать в рамках создания инновационной инфраструктуры регионального развития.
Современные тенденции развития инновационной инфраструктуры региона
Под инновационной инфраструктурой регионального развития принято понимать совокупность хозяйствующих субъектов, активно участвующих в инновационной деятельности, обеспечивающих реализацию организационо-экономических механизмов инновационной политики и способствующих преобразованию научных знаний в инновации, включая коммерциализацию научных исследований и разработок, а также их непосредственное внедрение в практику производства (оказания услуг) [6]. При этом в каждой стране на региональном уровне управления существуют своя специфика и свои модели реализации инновационной политики. Важнейшие направления государственной инновационной политики и специфика их реализации применительно к группам стран представлены в табл. 1 [16, с. 182]. Однако при более глубоком анализе практического опыта инновационного развития каждой отдельно взятой страны становится ясно, что, как правило, ни одна из стран не придерживается какой-то одной строго определенной теоретической модели. Напротив, ее инновационная политика представляет собой некую совокупность конкретных узконаправленных мероприятий, инс-
трументов и механизмов, комплексное взаимодействие которых обеспечивает инновационное развитие экономики страны в целом и ее отдельных регионов.
Характерной тенденцией развития и функционирования современной инновационной инфраструктуры является преобладание сетевых взаимосвязей между ее участниками, которые как хозяйствующие субъекты свободны в выборе направлений инновационной деятельности и по этой причине более успешно взаимодействуют между собой в масштабах региона. За рубежом в качестве центрального звена инновационной инфраструктуры регионального развития, как правило, выступают исследовательские центры, институты и университеты, которые в результате проведения фундаментальных и прикладных научных исследований создают востребованную на рынке инновационную продукцию (новые материалы, приборы и устройства, технологические линии, программное обеспечение, процессы управления производственной деятельностью и др.).
Представляется вполне очевидным, что успешное функционирование центрального звена инновационной инфраструктуры регионального развития невозможно без участия других структур, которые оказывают производственно-технологические, маркетинговые, кредитно-финансовые, информационно-аналитические, кадровые, консалтинговые и другие услуги, обеспечивая тем самым продвижение инновационной продукции на рынок. Именно поэтому взаимодействие экономических субъектов в рамках инновационной инфраструктуры регионального развития должно основываться на активном сотрудничестве между всеми ее структурами с упором на формирование новых механизмов и инструментов, обеспечивающих создание, хранение и распространение новых знаний, разработку и внедрение инновационной продукции.
Таблица 1
Направления государственной инновационной политики
Направление Специфика Страна
Формирование национальной инновационной системы Реструктуризация госсектора науки Болгария, Польша, Литва
Инициирование интеграции науки и образования Латвия, Эстония, Чехия
Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Чили
Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий Чехия, Румыния, Чили, Турция
Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования инноваций Япония, Норвегия, Индия, Чили
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция, Швеция, Дания, Великобритания, Норвегия
Развитие фундаментальных исследований Великобритания, Швеция, Словения
Окончание табл. 1
Направление Специфика Страна
Интеграция в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль
Технологическая специализация Сингапур, Тайвань, Индия
Формирование внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия, Ирландия
Стимулирование инициативы национальных регионов Франция, Германия, Финляндия
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки Стимулирование симметричного сближения исследовательских организаций и корпораций США, Финляндия
Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу, привлечение частного капитала Израиль, Финляндия
Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль
Стимулирование инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания
Основные составляющие инновационной инфраструктуры регионального развития
Практическая реализация этого утверждения предполагает формирование ряда вспомогательных структур, обеспечивающих успешное функционирование инновационной инфраструктуры регионального развития. К ним относятся структуры:
• поддержки производственно-технологических инноваций;
• продвижения инновационной продукции на рынки сбыта;
• информационного обеспечения инновационной инфраструктуры регионального развития;
• институты кредитно-финансовой поддержки инвестиционной деятельности;
• обеспечения инновационной инфраструктуры регионального развития квалифицированными кадрами.
Покажем особенности создания и основные функциональные возможности некоторых из указанных структур.
1. Структуры поддержки производственно-технологических инноваций. Среди них хорошо себя зарекомендовали и прошли успешную апробацию во многих странах такие структуры, как технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и др.
Под технопарком принято понимать имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты производственной индустрии, деловые центры, выставочные площадки и обслуживающие их объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилые помещения, средства связи и охраны. Создание технопарка пред-
полагает более высокую концентрацию квалифицированных специалистов общего профиля деятельности на единой территории. Ученые в технопарке могут проводить исследования в интересующей их научной сфере и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований на объектах производственной индустрии. Как правило, управление технопарком осуществляет внешняя управляющая компания. Сам же технопарк, как одна из структур поддержки производственно-технологических инноваций, стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, производственными компаниями и рынками. Он упрощает процессы создания и роста инновационных компаний путем их инкубирования из существующих малых предприятий и создания новых компаний для осуществления инновационных разработок.
Инновационное развитие отдельных регионов (провинций и департаментов) Франции осуществляется посредством создания технопарков высоких технологий. Эти структуры формируются не только в промышленно развитых департаментах, но и там, где экономика имела монопродуктовую ориентацию, а продукция высоких технологий составляла менее 2—3 % ВРП. В качестве примера можно привести эффективно функционирующий технопарк высоких технологий «София-Антиполис» около Ниццы (регион Лазурный берег, департамент Приморские Альпы) [2, с. 108].
На базе 20 университетов в Финляндии муниципальными органами власти созданы 22 технопарка, которые в большинстве принадлежат региональным властям. Все технопарки объединены в Ассоциацию научных парков Финляндии «Текел». Всего в
-21
научных парках осуществляют свою деятельность 1 600 инновационных компаний, в которых работают 32 тыс. специалистов и ученых [2, с. 109]. Определяющим критерием оценки эффективности деятельности технопарков является количество инновационных предприятий, которые ведут самостоятельную инновационную деятельность без помощи государства и взаимодействуют со смежными организациями в инновационной сфере.
Действенным инструментом повышения эффективности региональной инновационной политики являются создание и функционирование бизнес-инкубаторов. В мировой практике основное предназначение бизнес-инкубаторов заключается в ускоренном выращивании малых инновационных компаний. Концептуально индустрия бизнес-инкубаторов базируется на двух основных постулатах— необходимости поддержки малого бизнеса на ранних этапах развития путем предоставления льготных условий и удешевлении различных бизнес-сервисов за счет их совместного использования. Понятно, что второй тезис образует экономический фундамент реализации первого. Бизнес-инкубация как процесс состоит в предоставлении предпринимателям ключевых с точки зрения успешного развития начинающих компаний ресурсов и услуг.
Современные бизнес-инкубаторы выполняют самые разнообразные задачи, и поэтому многие организации заинтересованы в оказании им спонсорской помощи и часто выступают заказчиками разного рода разработок для участников бизнес-инкубаторов. Основные задачи, выполняемые бизнес-инкубаторами, могут быть сведены к следующему:
• превращение новых технологических разработок в источник прибыли;
• развитие региональной экономики за счет создания разнообразных компаний в наиболее перспективных секторах;
• повышение благосостояния жителей региона за счет создания на его территории дополнительных рабочих мест;
• создание и поддержка промышленных и технологических секторов региональной экономики (развитие технологий по защите окружающей среды, биотехнологий, технологий производства продуктов питания и др.);
• стимулирование предпринимательской модели поведения среди национальных меньшинств, женщин, людей с низким доходом;
• обеспечение возможности для получения финансовой прибыли по инвестициям в новые
компании.
Применение бизнес-инкубаторов в России имеет все предпосылки к успеху. Во многих регионах и городах существуют неиспользуемые производственные помещения, часть которых хорошо оснащена технически. Вместо затратного освоения новых промышленных зон целесообразно использовать уже имеющиеся и вполне подходящие для этих целей инновационного развития производственные мощности. Решение органов местного самоуправления о создании на своей территории подобных структур должно исходить из концепции социально-экономического развития региона и базироваться на имеющихся ресурсах (здания, оборудование, финансы).
Инновационно-технологические центры (ИТЦ) являются еще одним важным звеном инновационной инфраструктуры регионального развития. Под ИТЦ принято понимать структуры, которые не только обеспечивают оптимальное функционирование хозяйствующих субъектов и развитие их инновационной деятельности, но и содействуют коммерциализации результатов их научно-технической деятельности. Основная цель их создания заключается в предоставлении инновационно активным предприятиям возможности использования оборудованных производственных площадей для проведения НИОКР и развития инновационной деятельности. Кроме предоставления помещений на условиях аренды ИТЦ оказывают предприятиям техническую, информационную и консультационную поддержку, а также предоставляют различные гарантии при поиске средств для их развития. В состав наиболее мощных ИТЦ могут входить научно-исследовательские институты, что позволяет существенно сократить сроки разработки, внедрения и продвижения на рынок инновационной продукции.
Несмотря на то, что по составу решаемых задач деятельность ИТЦ во многом пересекается с деятельностью технопарков, они не являются одной из разновидностей последних. Предпочтительнее всего считать ИТЦ логическим продолжением развития таких структур поддержки инновационного предпринимательства, как бизнес-инкубаторы и технопарки [4].
Для успешного функционирования инновационной инфраструктуры регионального развития в ее состав должны входить такие структуры, как научно-
производственные внедренческие зоны (НПВЗ), на площадках которых научные разработки доводятся до создания опытных образцов новых продуктов и технологий с последующим их внедрением в производство. Идея создания НПВЗ основана на формировании полюсов роста новой инновационной экономики региона на специально выделенных территориях с максимально благоприятным режимом ведения предпринимательской деятельности. Механизм НПВЗ основан на предоставлении льгот по трем ключевым направлениям для бизнеса: налоговые и таможенные платежи, государственное финансирование и снижение административных барьеров. Сочетание этих факторов делает механизм НПВЗ не только достаточно привлекательным для инвесторов, но и преобразует его в эффективный инструмент для коммерциализации научно-технических разработок. Он обеспечивает рост объемов производства научно-технической и наукоемкой продукции и услуг, поддержку предприятий и организаций, работающих в сфере высоких технологий, а также создание новых инновационных компаний в наукоемкой сфере. Главное отличие механизма НПВЗ от создававшихся ранее территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала (технополисов и наукоградов) заключается в том, что в них концентрируются не научные организации, а предприниматели, действующие в наукоемком бизнесе.
В экономических системах многих стран есть регионы, которые обладают более высоким уровнем научного, образовательного и инновационного развития по сравнению с другими регионами. Как правило, именно такие регионы оказывают наиболее значимое влияние на социально-экономическое развитие страны. Такие регионы принято называть «территориями инновационного развития», поскольку в них активно разрабатываются различные механизмы, организационные структуры и интеграционные формы науки и бизнеса, с помощью которых осуществляется инновационное развитие региональной экономики. Это направление поддержки межрегионального сотрудничества в области разработки и обмена инновационными технологиями представлено наукоградами и технополисами.
Рассматривая мегаполисы и другие крупные городские агломерации, необходимо отметить, что научно-технический и инновационный потенциал обычно концентрируется не в центре, а преимущественно на периферии этих территорий. Необходимость функционирования административной,
деловой, научной, промышленной составляющих города как единого целого привела к развитию процесса интеграции больших городов с прилегающими к ним «полюсами» науки и высоких технологий. Таким образом, вокруг крупных городских агломераций складываются территории инновационного развития, наукограды и технополисы [14].
Одной из современных тенденций инновационной политики во многих зарубежных странах является формирование кластерных структур, под которыми принято понимать «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных производителей готовой продукции и поставщиков услуг, фирм, занятых в смежных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, конкурирующих между собой, но вместе с тем и ведущих совместную работу, основной целью которой является получение дополнительной прибыли» [21, с. 485]. Взаимодействие экономических субъектов в рамках кластерных структур не только ускоряет процессы экономического роста в отдельно взятых отраслях, но и ведет к повышению инновационной активности и конкурентоспособности региона. Каждый из участников инновационного кластера получает дополнительные преимущества за счет совокупного влияния эффектов масштаба и синергии. Взаимодействие предприятий внутри кластеров также способствует росту занятости, ускорению распространения передовых технологий и притоку инвестиций в национальную экономику.
К структурам поддержки производственно-технологических инноваций относятся также лизинговые компании и центры коллективного пользования (ЦКП) дорогостоящего научного оборудования. Основным профилем деятельности лизинговых компаний является выполнение функций лизингодателя в соответствии с учредительными документами и на основании соответствующей лицензии. При этом спектр передаваемого в лизинг оборудования достаточно широк — от отдельных станков и агрегатов до технологических линий, обеспечивающих полный цикл производства конкретной продукции, в том числе и инновационной. В ЦКП сосредоточены дорогостоящее научное оборудование и обслуживающие его специалисты. Эти структуры стали формироваться под воздействием тенденции роста сложности научных и научно-прикладных задач, с одной стороны, а также роста стоимости научного оборудования — с другой.
Однако опыта создания таких структур в российских регионах пока нет. Между тем в России проблема доступа к современным технологиям в условиях старения основных производственных фондов становится как никогда актуальной для предприятий, в особенности малых и средних. Организация ЦКП может помочь практически всем заинтересованным предприятиям, независимо от их величины и объемов производства, решить эту проблему при сравнительно небольших затратах. При традиционном подходе, когда каждое из 10—20 отдельных предприятий устанавливает свое оборудование, затраты для каждого предприятия на приобретение этого оборудования оказываются в 10—20 раз выше, чем при оснащении этим оборудованием ЦКП, обслуживающего то же самое количество предприятий. Немаловажным фактором в сравнении является наличие квалифицированного обслуживающего персонала, для эффективного функционирования ЦКП требуется на порядок меньшая численность специалистов. Кроме того, срок начала эксплуатации оборудования в ЦКП будет существенно короче, поскольку для установки и отладки оборудования, а также проведения на нем научно-технических работ и исследований привлекаются высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем в деятельности практически всех ЦКП существует такой проблемный аспект, как ограниченность средств на выплату заработной платы операторам и на закупку комплектующих для ремонта дорогостоящего оборудования.
2. Структуры продвижения инновационной продукции на рынки сбыта. Для решения этой задачи необходимо создание структур, обеспечивающих маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу и т. п. Среди таких структур важнейшую роль играют центры трансфера технологий. Эти структуры являются специализированными организациями, осуществляющими деятельность по коммерциализации инновационных технологий. Главная цель функционирования этих организаций заключается в создании дохода от использования РНТД. Этот доход может быть получен от любых коммерческих соглашений, включая использование прав на интеллектуальную собственность (договоры об уступке патента и лицензионные договоры), создание новых компаний, основанных на технологиях (использующих результаты научно-технической деятельности), исследовательские контракты [19].
Коммерциализация технологий как элемент коммерческого трансферта инновационных разработок, продуктов и услуг предполагает выплату потребителем (покупателем) вознаграждения владельцу (разработчику) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность [7].
В продвижении инновационной продукции на рынок важную роль играет проведение качественной экспертизы. Создание института независимой экспертизы инновационной продукции является важной составной частью формирования инновационной инфраструктуры регионального развития. Именно эта структура в значительной степени снижает вероятность необоснованных рисков при инвестициях и определяет успех вывода новых продуктов и технологий на рынок. Координацию продвижения инновационной продукции на рынок осуществляют специализированные структуры, в качестве которых могут использоваться центры независимой экспертизы, центры интеллектуальной собственности, центры трансфера технологий, а также центры подготовки кадров для инновационной деятельности. Эффективность работы в этом важном направлении можно существенно повысить при объединении материальных и кадровых ресурсов.
Кроме того, этап вывода инновационной продукции на рынок предполагает необходимость ее сертификации, особенно при выводе инновационной продукции на внешние рынки. Поэтому в инновационной инфраструктуре регионального развития должны быть представлены организации, оказывающие весь спектр услуг в области метрологии, стандартизации и сертификации инновационной продукции.
3. Структуры информационного обеспечения инновационной инфраструктуры регионального развития. Научно-технический прогресс, сопровождающийся информационным поиском прорывных и перспективных технологий, требует грамотного и осознанного сопровождения процесса принятия управленческих решений на всех
этапах взаимодействия экономических субъектов. Важнейшей задачей инновационно ориентированного управления процессом взаимодействия экономических субъектов является вовлечение в этот процесс управления новых современных методов информационного сопровождения процесса принятия управленческих решений по созданию и внедрению наукоемких, технологически перспективных инновационных продуктов и разработок. Интеграционное сотрудничество разработчиков и потребителей инновационных продуктов и технологий в процессах генерации и практической реализации научных идей реализуется в рамках единой информационной среды. Таким образом, возникает объективная необходимость создания специализированной структуры управления информационными потоками в процессах взаимодействия экономических субъектов — информационно-аналитической системы управления знаниями об инновационном развитии экономики (ИАС УЗИРЭ) с открытым доступом к информации инновационного характера и возможностью интерактивного обмена данными [5].
Основными целями создания ИАС УЗИРЭ являются:
• обеспечение оперативного информационного обмена между субъектами инновационной деятельности на региональном уровне;
• содействие в коммерциализации перспективных инновационных разработок на внутреннем и внешнем рынках;
• интенсификация процессов внедрения технологий и изобретений инновационного характера в реальный сектор экономики;
• развитие делового партнерства с отечественными и зарубежными предприятиями, технологическими центрами и центрами трансфера технологий для эффективного обмена запросами и предложениями.
Управление взаимодействием субъектов инновационной деятельности реализуется в ИАС УЗИРЭ посредством формирования единого информационного пространства, в рамках которого происходят обмен предложениями и запросами, осуществляемый между представителями научного сообщества, бизнес-сообщества, организация международного и межрегионального сотрудничества, ориентирование на развитие приоритетных направлений в науке и технике, а также решение задач региональной инновационной политики. Работающая в интересах всех экономических субъектов инновационной инф-
раструктуры регионального развития ИАС УЗИРЭ позволит в будущем создать биржи инновационных технологий для проведения торгов и приобретения прав на использование РНТД.
4. Институты кредитно-финансовой поддержки инновационной деятельности. Еще одной важнейшей составляющей инновационной инфраструктуры регионального развития являются фонды, банки и другие кредитные организации, осуществляющие поддержку фундаментальных и прикладных научных исследований. Эти структуры обеспечивают частичное финансирование отдельных этапов или сквозное финансирование всех этапов инновационного процесса: от начальных вложений на этапе формирования инновационной идеи до различных схем предоставления кредитов на завершающих этапах ее реализации. При этом в первую очередь следует финансировать создание новых видов инновационной продукции и разработку инновационных технологий, обеспечивающих ее производство, а также конкурентоспособных и быстро развивающихся инновационно ориентированных компаний, деятельность которых может стать достаточно привлекательной для вложения инвестиций.
Наиболее сложным вопросом привлечения кредитно-финансовых институтов для поддержки инновационной деятельности являются условия для предоставления долгосрочных займов и кредитов инновационно ориентированным компаниям. В условиях нестабильности мировой экономической системы и рецессии в ее развитии по целому ряду направлений ставки долгосрочных займов и кредитов в банковских структурах остаются непомерно высокими, и далеко не каждое предприятие, имеющее желание и возможности производить инновационную продукцию, может себе позволить такую финансовую поддержку без какого-либо дополнительного обеспечения. Другой стороной решения этого вопроса может стать предоставление государственных гарантий по привлеченным кредитам и (или) возмещение части кредитных процентных ставок за счет бюджетов всех уровней. Однако эти вопросы более или менее успешно находят свое решение при реализации достаточно крупных инновационных проектов, требующих привлечения значительных объемов инвестиций. Для основной массы инновационных проектов среднего и мелкого масштабов эти вопросы пока еще находятся в стадии своего решения. Это, безусловно, оказывает существенное сдерживающее
влияние на развития инновационной деятельности на региональном уровне.
5. Структуры обеспечения инновационной инфраструктуры регионального развития квалифицированными кадрами. Немаловажным фактором успешного функционирования инновационной инфраструктуры регионального развития в современных условиях становится решение вопросов ее обеспечения квалифицированными кадрами. Здесь свое слово должны сказать университеты и высшие учебные заведения, осуществляющие многоуровневую подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для инновационной деятельности. Совершенно очевидно, что для успешного решения этой задачи необходимо создать масштабную систему подготовки квалифицированных специалистов на уровне всех участников инновационной деятельности — от управленческого и инженерно-технического персонала инновационно ориентированных компаний и до сотрудников органов местного самоуправления, курирующих вопросы развития инновационной деятельности в регионах. При этом определяющим условием создания такой системы должна стать унификация подходов к научно-методическому и учебно-технологическому обеспечению подготовки кадров для инновационной деятельности с применением новейших образовательных технологий.
Для подготовки квалифицированных специалистов могут быть привлечены преподаватели вузов, руководители успешных инновационно ориентированных компаний и предприятий, а также других структур, функционирующих в рамках инновационной инфраструктуры регионального развития. Первым шагом в решении этой проблемы должно стать создание на базе ведущих учебных заведений региона центров подготовки квалифицированных специалистов (ЦПКС) для развития инновационной деятельности, в которых конкретные виды профессиональной деятельности и подготовки в них будущих специалистов определяются ими совместно с профессорско-преподавательским составом вузов и объединениями работодателей.
В качестве сформированности компетентности в области профессиональной деятельности ведущие специалисты выделяют мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и личностный критерии [15].
В мотивационно-ценностный компонент в качестве критериев вошли следующие показатели:
сформированность профессионального мотива; понимание необходимости профессиональной деятельности; сформированность образовательного мотива.
Когнитивный компонент представлен системой знаний о способах и формах профессиональной деятельности, а также способах повышения ее эффективности. Его отражают объем, системность и устойчивость знаний в области профессиональной деятельности, а также сформированность познавательной активности.
Операционно-деятельностный компонент включает:
• предметно-профессиональную составляющую в форме готовности к практическому применению полученных знаний;
• коммуникативную составляющую в форме способности устанавливать контакт и осуществлять эффективное общение;
• аналитико-рефлексивную составляющую в форме способности анализировать профессиональную деятельность, вносить в нее необходимые коррективы, соотносить цели и результаты. Личностный компонент представлен сформиро-
ванностью профессионально значимых качеств личности, необходимых будущим специалистам в сфере выбранной ими профессиональной деятельности.
Приведенные критериальные показатели не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик профессиональной компетентности будущих специалистов, но в контексте проблематики данного исследования являются наиболее значимыми.
Для эффективной подготовки будущих специалистов в той или иной области необходимо, чтобы каждая дисциплина, каждая форма работы с будущими специалистами была направлена на достижение конечного результата—сформирован-ности у будущих специалистов профессиональной компетентности.
Основная задача при формировании инновационной инфраструктуры регионального развития заключается в обеспечении баланса ресурсов, необходимых для инновационной деятельности предприятий, а также в организации эффективного взаимодействия субъектов инновационной деятельности и решении ими специфических задач по созданию и внедрению инноваций применительно к условиям конкретного региона, а также обмена полученных ими результатов. На этом основании можно сделать заключение о том, что инновационная инфраструктура регионального развития представляет собой
интегрированное сетевое образование, обеспечивающее эффект мультипликации долгосрочного развития экономики региона посредством механизмов диффузии инноваций. Она объединяет в единую систему все инновационно активные организации и их подразделения, расположенные на территории региона, и способствует развитию различного рода сетевых взаимодействий между ними и многочисленных форм интеграционных процессов, оптимальность результатов которых обеспечивается синергетическим эффектом, существенно трансформирующим инновационное развитие экономики региона в направлении поступательного роста.
Привлекательность сферы ЖКХ для инновационных преобразований
Проводимая в России в последние десятилетия реформа сферы жилищно-коммунального хозяйства достигла некоторых успехов: большая часть государственного и муниципального жилищного фонда приватизирована, рынок купли-продажи жилья стал объективной реальностью, постепенно сокращается убыточность отдельных предприятий и всей сферы ЖКХ, запущен механизм реализации системы адресной социальной защиты населения в форме предоставления малоимущим слоям населения жилищных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Однако, по словам Президента РФ В. В. Путина, в сфере ЖКХ пока не удалось выработать эффективно действующих механизмов
Структура и динамика роста жил
для инновационных преобразований, несмотря на то, что ее потенциальная инвестиционная привлекательность чрезвычайно высока. Развитие рыночных отношений повлекло за собой снижение государственных инвестиций в сферу ЖКХ и сделало актуальными вопросы привлечения внебюджетных источников для финансирования строительства нового и воспроизводства существующего жилищного фонда, оптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов, разработки и внедрения новых организационно-экономических механизмов для формирования программ воспроизводства существующего жилищного фонда.
Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации [1]. Он является основой социальной инфраструктуры, обеспечивающей весь комплекс условий проживания населения. Динамика роста жилищного фонда России на конец 2011 г. отражена в табл. 2 [12].
Основная особенность эксплуатации существующего жилищного фонда заключается в том, что с течением времени его технические характеристики и потребительские показатели объективно снижаются. В табл. 3 и 4 представлены данные возрастной структуры существующего жилищного фонда по годам его постройки и по проценту износа [12].
Из анализа данных табл. 3 и 4 видно, что в структуре существующего жилищного фонда пре-
Таблица 2
щого фонда в 1980—2011 г., млн м2
Показатель 1980 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Жилищный фонд, всего 1 861 2 425 2 645 2 787 2 955 3 003 3 060 3 116 3 177 3 229 3 288
Таблица 3
Распределение числа жилых домов по годам постройки (на конец 2011 г.), %
Показатель Год постройки
До 1920 1921—1945 1946—1970 1971—1995 После 1995
Общая площадь жилых помещений 2,6 4,5 29,7 42,5 20,7
Число жилых домов (индивидуально определенных зданий) 4,9 10,2 43,3 27,7 13,9
Число многоквартирных жилых домов 4,4 7,2 36,9 44,1 7,4
Таблица 4
Распределение числа жилых домов по проценту износа (на конец 2011 г.)
Показатель Процент износа
От 0 до 30 От 31 до 65 От 66 до 70 Свыше 70
Общая площадь жилых помещений 62,1 34,3 2,6 1,0
Число жилых домов (индивидуально определенных зданий) 39,5 53,5 5,2 1,8
Число многоквартирных жилых домов 39,4 51,5 6,6 2,5
обладают жилые дома постройки до 1995 г., современное состояние большей части которых (примерно 2/3) характеризуется значительным износом (от 31 до 70 %). Качественное состояние жилищного фонда, построенного до 1995 г., не соответствует современным технологическим, экономическим и другим нормативным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. При этом с каждым годом темпы старения и выбытия существующего жилищного фонда возрастают.
Необходимость повышения качества условий проживания населения делает проблему изношенности жилищного фонда все более актуальной. На долю ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым по официальной статистике, приходится 3,2 % всего жилищного фонда Российской Федерации. Площадь ветхого и аварийного жилья в целом по стране составляет 93 млн м2 [13].
«Ахиллесовой пятой» российской сферы ЖКХ остается изношенная коммунальная и энергораспределительная инфраструктура. Необходимость ее модернизации очевидна для всех. Однако можно реконструировать коммунальные и энергораспределительные сети по планам и с применением технологий 30—40-летней давности, а можно ценой относительно небольших затрат внедрить новейшие ИКТ-решения и тем самым снизить потери электрической и тепловой энергии на четверть.
Важность городов как потребителей инновационных решений усиливается тем обстоятельством, что управление городами относится к компетенции публичных институтов — органов государственной и муниципальной власти. Таким образом, в отличие от большинства отраслей экономики, в которых превалирует частный сектор, государство и муниципалитеты обладают всеми полномочиями для стимулирования инноваций, используя систему муниципального и государственного заказа, а также инструменты технического, законодательного и административного регулирования [10].
Воспроизводство жилищного фонда реализуется посредством строительства нового жилья и проведения модернизации, текущего или капитального ремонта существующего жилья. При этом еще совсем недавно и в развитых странах, и в России преобладающей формой воспроизводства жилищного фонда было строительство нового жилья. Однако эта форма воспроизводства жилищного фонда имеет некоторые недостатки:
• значительные капиталоемкость и продолжительность строительства нового жилья существенно затрудняют реализацию инвестиционных процессов в жилищной сфере;
• строительство нового жилья предполагает необходимость освоения новых территорий, которые в дальнейшем уже не могут использоваться по другому назначению;
• новое жилье приобретают, как правило, состоятельные люди, и поэтому при росте средней обеспеченности жильем, доля людей, имеющих жилье низкого качества, не уменьшается;
• на практике установлено, что потребность в новом жилье для переселения обычно превышает площадь сносимого жилья в 1,3—2 раза [8]. Следствием этого и ряда других причин стало
заметное сокращение доли строительства нового жилья в воспроизводстве жилищного фонда, что наглядно подтверждают приведенные статистические данные. В 2010 г. на территории Российской Федерации за счет всех источников финансирования построено 716,9 тыс. новых благоустроенных квартир общей площадью 58,4 млн м2. Объемы ввода жилья в период 2006—2008 гг. ежегодно возрастали, но в 2009 г. было отмечено снижение ввода общей площади жилья по сравнению с предыдущим годом на 6,5 %, в 2010 г. — еще на 2,4 %, а в 2011 г. объемы строительства увеличились на 6,6 % по сравнению с 2010 г. В 2011 г. на территории Российской Федерации за счет всех источников финансирования построено 785,6 тыс. новых благоустроенных квартир общей площадью 62,3 млн м2 (см. рисунок) [13].
В современных условиях практика воспроизводства жилищного фонда посредством его капитального ремонта (комплекс работ по полной или частичной замене конструктивных элементов и инженерных систем жилых домов) становится одним из перспективных и одновременно менее затратных подходов к решению исследуемой проблемы. Его результатом становится снижение физического износа за счет восстановления и усиления несущих конструкций, повышения их прочности и эксплуатационных качеств. Именно поэтому капитальный ремонт жилищного фонда можно рассматривать как важный фактор его воспроизводства. Вот почему в настоящее время существует объективная потребность не только в увеличении объемов строительства нового комфортабельного жилья, но и в увеличении объемов воспроизводства существующего жилищного фонда посредством
70 -,
60 -
50 -
40 ■
20 -
Динамика ввода жилья в Российской Федерации в 2000—2011 гг., млн м2: 1 — ввод в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств; 2 — ввод в действие жилых домов
проведения его капитального ремонта практически по всей территории нашей страны.
Создание «технологических коридоров» для повышения энергоэффективности при воспроизводстве существующего жилищного фонда
В то же время большинство предприятий и организаций в сфере ЖКХ ориентировано на инновационное развитие, поскольку этот процесс затрагивает практически все аспекты их экономической деятельности — от идей создания новой продукции, услуг и технологий до решения проблем их внедрения при помощи новых методов организации управления и производства. Одним из перспективных направлений модернизации этой сферы являются развитие бизнеса и обеспечение конкурентоспособности ее участников, а также повышение качества услуг и стимулирование внедрения инновационных технологий с использованием механизма «технологических коридоров».
В настоящее время имеются разные подходы к определению понятия «технологический коридор». Одни авторы исходят из его представления в форме «перечня обязательных требований и ограничений, предъявляемых к техническим параметрам используемых технологий, потребительской продукции и услуг» [9]. Эти требования устанавливаются на уровне государства в динамике усиления их жесткости во времени. При этом важную роль призваны сыграть технические регламенты, которые должны быть встроены в систему взаимосвязанных ограничений, направленных на повышение
технологического уровня сферы ЖКХ. Для контроля за их реализацией необходимо установить конкретные показатели экологичности, безопасности, энергоэффективности, которые предприятия и компании сферы ЖКХ должны достичь к установленному сроку.
По мнению других авторов, идея создания «технологических коридоров» основывается на определении долгосрочных целей разработки инновационных технологий, сроки достижения которых должны утверждаться на уровне правительства государства и быть обязательными для исполнения [17].
Однако в соответствии с действующим законодательством обязательные требования по применению тех или иных технологий (запрет, ограничение) могут быть введены лишь путем принятия соответствующего технического регламента, что напрямую прописано в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Технические регламенты в свою очередь могут быть приняты только в строго определенных целях:
• защита жизни или здоровья граждан, имуще ст-ва физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охрана окружающей среды;
• предупреждение действий, которые могут ввести в заблуждение потенциальных потребителей продукции и услуг.
Пока в сфере ЖКХ действуют два технических регламента—Технический регламент о безопасности лифтов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782, и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (введен Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ) [13]. Сформулированы они в достаточно общей форме и призваны задавать требования только к конечному продукту, но не диктовать производителям, какими именно способами им следует достигать этого результата. В результате производители услуг в сфере ЖКХ имеют пространство для применения новых технологических решений в рамках общего регламента.
Конкретные показатели, которые должны быть достигнуты, чтобы выполнить требования регла-
ментов, детально изложены в документах второго уровня — стандартах, являющихся добровольными для применения. Перечень соответствующих стандартов под определенный регламент формируется, утверждается и публикуется национальным органом Российской Федерации по стандартизации. При соблюдении этого перечня имеет место «презумпция соответствия», позволяющая производителям продукции и услуг не опасаться обвинений в нарушении требований технических регламентов. Поэтому стандарты можно назвать «условно добровольными» документами. Тем не менее движение в этом направлении в России будет продолжаться.
Наиболее масштабный и долгосрочный эффект в деле создания энергосберегающей экономики связан с внедрением новых стандартов строительства жилья и воспроизводства существующего жилищного фонда. Во-первых, обеспечить энергоэффективность здания дешевле и проще, пока оно еще не построено. Во-вторых, без спроса со стороны строительного комплекса, ЖКХ и промышленности на новые материалы и технологии не удастся запустить самоподдерживающийся инновационный цикл в этой сфере. Очевидно, что ввести новые стандарты в действие одномоментно невозможно — необходим переходный период, и важнейшую роль на этом отрезке должны сыграть пилотные проекты в области энергоэффективных городских хозяйств — разного рода «технологические коридоры». Бизнес и потребители должны убедиться, что новые технологии выгоднее, чище, дешевле (в долгосрочном масштабе), а специалисты могут «обкатать» свои разработки в «полевых» условиях.
На примере сферы ЖКХ наиболее перспективным видится программа создания «технологических коридоров» для повышения энергоэффективности при воспроизводстве существующего жилищного фонда. Энергоэффективным принято считать жилой дом, в котором оптимизированы все энергетические процессы. Развитые страны пошли еще дальше в этом направлении — там преобладающей стала тенденция развития технологий «экологичных жилых домов», которая подразумевает комплексную эффективность с точки зрения минимизации затрат всех видов ресурсов и образования отходов. Более того, ресурсоэффективность в настоящее время становится одним из наиболее важных факторов устойчивого экономического роста. Неслучайно повышение энергоэффективности и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий являются страте-
гической задачей многих национальных экономик.
Данные национальных исследований, проведенных в ряде стран ЕС, показали, что более 75 % жилищного фонда в Европе требует модернизации для снижения энергопотребления. Еще в декабре 2002 г. была принята Директива 2002/91/ЕС (общепринятое название EPBD), которая вступила в действие с 1 января 2003 г. Ее главной целью было обеспечение реализации потенциала экономии энергии, который на текущий момент оценивается в 50 %, и снижение выбросов СО2 в атмосферу на четверть. На основе EPBD в государствах ЕС были внедрены нормы, способствующие повышению энергоэффективности вновь возводимых и существующих зданий площадью свыше 1 тыс. м2. В ноябре 2008 г. было одобрено внесение поправок в Директиву EPBD, значительно ужесточающих требования к энергоэффективности. В частности, современным стандартам должны будут также соответствовать дома площадью менее 1 тыс. м2 [10].
Страны ЕС ставят амбициозные цели по достижению экстремально низкого или нулевого энергопотребления. Так, к 2020 г. Дания планирует сократить его на 75 % по сравнению со старыми зданиями, Норвегия, Нидерланды и Германия планируют строить в основном пассивные дома (отапливаемые за счет внутренних ресурсов), Великобритания и Венгрия — здания, при эксплуатации которых в атмосферу не выделяется С02, а Франция — сооружения, которые не только не будут потреблять, но и смогут даже сами вырабатывать энергию. Для достижения этих целей в странах ЕС принята специальная классификация уровня энергоэффективности жилых зданий [18]:
А — пассивный дом (очень экономичный);
В — энергоэффективный дом (энергетически экономный);
С — современная постройка (удовлетворительная);
D — дома 1980 — 1990-х гг. (неудовлетворительные);
Е — дома 1970-х гг. (расточительные);
F — старые постройки (очень расточительные);
G — чрезвычайно нерентабельные.
При этом каждый жилой дом должен иметь свой собственный энергетический сертификат, определяющий тип его энергоэффективности.
В 2004 г. в пригороде Хельсинки был реализован пилотный энергоэффективный проект — район Есо-УпкЫ. При строительстве района (площадь
жилья — 6 400 м2) были установлены солнечные батареи общей площадью 140 м2. Все здания имеют низкое энергопотребление за счет использования эффективных утеплителей и ориентации домов по сторонам света, что позволяет использовать солнечную энергию для обогрева домов. Реализация и финансирование проекта велись с участием государства в рамках правительственных экопрограмм [10].
Идеальный энергоэффективный дом представляет собой практически замкнутую систему: из канализационных отходов вырабатывается газ, электроэнергию и горячую воду дают солнечные батареи, водоснабжение осуществляется с помощью подземных и дождевых вод. Первостепенную важность для энергоэффективных домов имеет низкая теплопередача ограждающих конструкций — стен и окон. Теплопотери обыкновенного кирпичного здания составляют 250—350 кВт^ч с 1 м2 отапливаемой площади в год. В энергоэффективных домах этот показатель практически в 20 раз ниже — 15 кВт^ч с 1 м2. В Германии государство активно поддерживает инновацию для масштабного выхода на рынок технологии обогрева, при которой на фасад зданий наносится специальное покрытие, аккумулирующее солнечную энергию днем и отдающую ее в дом ночью. Для этого в Германии действует своя классификация, которая отличается от принятой в странах ЕС (в сторону ужесточения показателей):
• обычное здание (для Германии это жилые дома, построенные до 1980 г.);
• здание низкого энергопотребления (около 80—90 кВт^ч на 1 м2 площади за отопительный сезон, который в Германии короче и теплее, чем в России);
• здание ультранизкого энергопотребления (примерно 35—40 кВт^ч на 1 м2 площади за отопительный сезон);
• пассивное здание, вообще не требующее отопления (менее 15 кВт^ч на 1 м2 площади за отопительный сезон);
• энергонезависимое здание (не потребляет энергии, а вырабатывает электричество на базе собственных возобновляемых источников);
• энергоактивное здание (вырабатывает электричества больше, чем ему нужно, закачивает его в сеть, обеспечивая получение за это денег) [20]. Глобальный мировой тренд в области технологий строительства домов — переход к энергонезависимым и энергоактивным зданиям. Управление энергоэффективностью зданий признается в
качестве важнейшего инструмента, влияющего на глобальный энергетический рынок и безопасность обеспечения энергией в ближайшей и долгосрочной перспективе. Ожидается, что к 2016—2018 гг. ведущие европейские страны выйдут на уровень энергопотребления менее 15 кВт^ч на 1 м2 жилого дома в течение отопительного сезона [9].
Механизм «технологического коридора» повышения энергоэффективности воспроизводства существующего жилищного фонда
Наибольший потенциал повышения эффективности конечного потребления энергии в России существует в жилых, коммерческих и общественных зданиях, где инвестиции в энергосбережение могли бы принести ежегодную экономию до 68,6 млн т нефтяного эквивалента (т н. э.). Жилищный сектор занимает второе место в России по потреблению энергии после обрабатывающей промышленности. Только на долю зданий (144,5 млн т н. э.) приходится более одной трети всего конечного потребления энергии в России. Две трети потенциальной экономии энергии в этом секторе могут быть достигнуты через сокращение потребления тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения в системах централизованного теплоснабжения [10].
Ключевым документом для России, определяющим внедрение энергоэффективных технологий, является Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11]. В законе прописан комплекс мер экономического, организационного и административного характера по стимулированию энергосбережения и повышению энергоэффективности. С 2010 г. запрещен ввод в эксплуатацию домов без приборов учета воды, тепла и электроэнергии. В законе также прописано требование об установке счетчиков в ранее построенных домах до 2012 г.
На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию осенью 2009 г. были утверждены 6 проектов в сфере энергоэффективности: «Энергоэффективный город», «Считай, экономь и плати», «Энергоэффективная социальная сфера», «Малая комплексная энергетика», «Новый свет» и «Инновационная энергетика».
Основной целью реализации проекта «Энергоэффективный город» является повышение эффективности использования энергоресурсов в муниципальных образованиях. Целевой индикатор — снижение общего уровня потребления энергии и ресурсов инфраструктурой городов на 25 % в сопоставимых условиях от уровня 2009 г., а также снижение уровня расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг на 15 %.
В числе первоочередных мер, необходимых для эффективного продвижения по «технологическому коридору», формируемому с целью повышения энергоэффективности воспроизводства жилищного фонда, являются следующие:
• информирование потребителей о преимуществах и рисках, связанных с использованием инновационной продукции и технологий, введение для них специальной маркировки;
• организация взаимодействия и кооперации между производителями в разработке инновационной продукции и технологий, создании структур региональной инновационной инфраструктуры, выработке правил и стандартов;
• предоставление системы льгот (уменьшения налогов, снижения таможенных пошлин и др.) и субсидий для производителей и пользователей инновационной продукции и технологий;
• развитие конкуренции и стимулирование появления новых игроков на рынке ЖКУ;
• привлечение государственных инвестиций в сферу ЖКХ для финансирования НИОКР и реализации проектов модернизации ее инфраструктуры;
• создание институтов проектного софинансиро-вания, расширение сети научных и исследовательских организаций в сфере ЖКХ, подготовка квалифицированных специалистов;
• предоставление преференций при размещении госзаказов и госзакупок компаниям, использующим инновационную продукцию и технологии;
• применение штрафных санкций, налоговых и административных взысканий для структур, применяющих устаревшее оборудование;
• применение технического регулирования в отношении использования технологий, признанных устаревшими или экологически опасными. «Технологический коридор» в сфере ЖКХ с
целью повышения энергоэффективности воспроизводства жилищного фонда может быть реализован путем принятия законодательных норм, стимулиру-
ющих предприятия этой сферы к осуществлению последовательного перехода от воспроизводства жилищного фонда с низким энергопотреблением сначала к пассивным (безотопительным), а в конечном итоге к энергонезависимым и энергоактивным жилым домам. Осуществление такого перехода требует комплексного подхода: кроме предприятий сферы ЖКХ и строительной отрасли в «технологический коридор» должны быть вовлечены предприятия других отраслей промышленности, имеющие отношение к воспроизводству и эксплуатации жилищного фонда, производству соответствующего оборудования и автоматических систем. Кроме того, будет целесообразным и участие основных структур инновационной инфраструктуры регионального развития, которые:
• обеспечат практическое наполнение механизма «технологического коридора» производственно-технологической поддержкой в форме предоставления необходимой документации для внедрения энергосберегающих технологий;
• сделают эти технологии доступными для всех заинтересованных в этом предприятий и организаций сферы ЖКХ;
• обеспечат информационное освещение реализуемых мероприятий в средствах массовой информации;
• будут способствовать привлечению кредитно-финансовых институтов и частных инвестиций для финансовой поддержки реализации механизма «технологического коридора»;
• обеспечат реализацию механизма «технологического коридора» квалифицированными кадрами.
Ресурсосберегающие мероприятия, осуществляемые в жилых домах, по их целевому назначению можно условно разделить на три группы:
1) учет количества и качества потребляемых ресурсов;
2) регулирование потребления ресурсов;
3) снижение нерациональных потерь потребляемых ресурсов.
Внутри каждой группы мероприятия различаются по стоимости на малозатратные и капиталоемкие. Малозатратные мероприятия могут реализовать собственники жилья или управляющие компании за счет имеющихся у них средств. При этом период окупаемости таких мероприятий, как правило, не превышает одного года. Для реализации капиталоемких мероприятий требуются значитель-
Таблица 5
Некоторые параметры повышения энергоэффективности жилых зданий, %
№ п/п Экономия
Мероприятие Источник эффекта Отопление ГВС
Нагрузка Тепло Нагрузка Тепло
Повышение теплозащиты ограждающих конструкций
1 Утепление подвала изнутри (стены, пол, перекрытия) Снижение тепловых потерь здания через пол первого этажа 2—2,5 2—2,5 — —
2 Утепление чердачных перекрытий Снижение тепловых потерь через чердачные перекрытия 4 4 — —
3 Теплоизоляция наружных стен изнутри здания Снижение тепловых потерь здания через наружные стены 21 21 — —
4 Теплоизоляция стен с наружной стороны здания Снижение тепловых потерь здания через наружные стены 26 26 — —
5 Замена оконных блоков на энергоэффективные окна Снижение потерь тепла от излучения и конвекции 15 15 — —
Уменьшение потерь в системе отопления и ГВС
6 Восстановление рециркуляции воды в системе ГВС Обеспечение требуемой температуры воды — — — 3
7 Промывка системы отопления Повышение теплоотдачи отопительных приборов — 12 — —
8 Установка эффективной водоразборной арматуры Уменьшение расхода воды - - 10 10
Регулирование теплопотребления в системе отопления и ГВС
9 Установка балансировочных вентилей Балансировка расхода теплоносителя - 12 — —
10 Устройство индивидуальных тепловых пунктов Соблюдение температурного графика системы отопления — 15 — 15
11 Реконструкция узла регулирования ГВС Соблюдение требуемой температуры — — — 20
ные инвестиции, окупаемость которых будет более длительной, но они обладают большим потенциалом экономии ресурсов, который позволит получать постоянные дивиденды в течение оставшегося периода эксплуатации жилого дома.
В качестве ориентира конкретные параметры повышения энергоэффективности жилых зданий приведены в табл. 5 [3].
Для достижения установленных и ряда других показателей целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии для автоматизации энергораспределительных сетей, обеспечивающие обратную связь между потребителем и поставщиком энергии, эффективное автоматизированное распределение мощности, контроль за потреблением энергии конечным потребителем, нивелирование суточных колебаний нагрузки, а также значительное повышение эффективности существующей энергораспределяющей инфраструктуры. Причем внедрение таких технологических решений потребует относительно небольших затрат по сравнению с инвестициями, необходимыми для модернизации «физического» оборудования сетевого хозяйства.
«Интеллектуальные» энергосистемы Smart Grid представляют собой систему передачи и распределения электроэнергии, которая сочетает элементы традиционной энергетики, новейшие энергетические технологии, комплексные инструменты контроля и мониторинга, а также информационные технологии и средства коммуникации, обеспечивающие более высокую производительность энергосети и позволяющие коммунальным и энергогенерирую-щим компаниям гибко реагировать на потребности конечного потребителя и регулировать в режиме реального времени потребление энергии [10]. В целом используемый в настоящее время термин smart grid описывает не столько определенный набор технологий, сколько конечный результат и эффект для энергетических компаний и потребителей, который может быть достигнут благодаря их применению. «Интеллектуальные» электрические сети отличаются от традиционных наличием пяти основных компонентов:
1) «интеллектуальная» измерительная инфраструктура («умные» счетчики, обеспечивающие обратную связь и информационный обмен между потребителем и поставщиком энергии). В качес-
тве канала информационного обмена, как правило, используется сама энергосеть (технология Broadband over Power Line (BPL), или «Интернет из розетки»);
2) использование устройств, обеспечивающих регулирование энергопотребления конечным потребителем в режиме удаленного доступа («умные» термостаты, «умные» реле). Такие устройства позволяют поставщику энергии в автоматическом режиме регулировать энергопотребление не только домохозяйства в целом, но и отдельных устройств, установленных в доме потребителя;
3) системы мониторинга состояния и диагностики распределительных сетей и нагрузки на них;
4) системы анализа информации, полученной от конечных потребителей, а также от систем мониторинга и диагностики распределительной сети, и интегрированные с ними системы распределения мощности и устранения неисправностей;
5) двунаправленная материальная сетевая инфраструктура, которая позволяет принимать и распределять энергию, вырабатываемую локальными генерирующими устройствами разных типов, в том числе и используемыми в домохозяйствах (концепция распределенной генерации). Кроме того, «интеллектуальные» энергосети включают системы накопления энергии, позволяющие стабилизировать нагрузку в энергосети в течение суток, а также распределять энергию тем потребителям, которые в ней в данный момент нуждаются.
Использование «интеллектуальных» энергосистем Smart Grid является эффективным инструментарием для практической реализации предложенного нового механизма реализации перспективного подхода к управлению технологическим развитием и модернизацией сферы ЖКХ — «технологического коридора» для повышения энергоэффективности воспроизводства жилищного фонда. Для его практической реализации необходимо установить перечень обязательных требований и ограничений, предъявляемых к техническим параметрам применяемых технологий, потребительской продукции и услуг. Эти требования и ограничения должны найти свое отражение в разработке соответствующих регламентов и на этой основе заинтересовать предприятия сферы ЖКХ в практическом применении энергосберегающих технологий и реальном повышении энергоэффективности воспроизводства существующего жилищного фонда.
Заключение
Формирование и реализация мероприятий, инструментов и механизмов функционирования инновационной инфраструктуры регионального развития создают необходимые условия для качественного обновления составляющих ее структур и обеспечивают устойчивое развитие российских регионов. Кроме того, полноценное использование поддержки сотрудничества производственных предприятий региона с научно-исследовательскими и другими организациями в области разработки и обмена инновационными технологиями позволит также выявить и своевременно устранить узкие места в инновационном процессе на региональном уровне, что неизбежно скажется на повышении эффективности его инновационного развития в пределах страны.
Список литературы
1. Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012; с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant. ru/popular/housing/.
2. Инновационное развитие регионов — зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) / под. ред. А. П. Лунева, И. Ю. Петровой. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009.
3. Институциональные проблемы повышения энергоэффективности жилищного и бюджетного секторов / С. Б. Сиваев, Д. П. Гордеев, Т. Б. Лыкова и др. М.: Фонд «Институт экономики города», 2010.
4. Клепов А. П. Развитие инновационно-технологических центров в России // Вестник Саратовского государственного университета им. Н. И. Вавилова. 2005. № 6. С. 75—78.
5. Ларин С. Н., Григорьев П. В. Использование информационных ресурсов и технологий для инновационного развития региона // Модели и методы инновационной экономики: сб. науч. тр. Вып. 3. М.: МАОН, 2011. С. 90—96.
6. Ларин С. Н., Герасимова Е. В. Новая модель формирования инновационной инфраструктуры региона // Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы международной заочной научно-практической конференции (11 апреля 2011 г.). Новосибирск: Изд-во «ЭНСКЕ», 2011. С. 154—160.
7. Ларин С. Н., Хрусталёв Е. Ю. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфра-
структуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42.
8. Ларин С. Н. Пути инновационного развития сферы жилищно-коммунального хозяйства региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 6 (237). С. 24—35.
9. Медовников Д. С., Розмирович С. Д. Технологические коридоры в производстве потребительской продукции и услуг // Энергосвет. 2012. № 2 (21).
10. Национальный доклад. Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции. М.: ООО «Типография «КЕМ», 2011.
11. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
12. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.
13. Статистический бюллетень. 2012 / Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks. ru/.
14. Стебеняева Т. В., Лазарева Л. Ю. Анализ зарубежного опыта интеграции науки и производства для развития инновационной деятельности на региональном уровне // Вопросы экономики и
менеджмента: материалы международной заочной научно-практической конференции. Ч. II. (26 марта 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 86—92.
15. Суббето А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и ква-лиметрия компетенций. СПб, 2006.
16. Уколов В. Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе. М.: Экономика, 2009.
17. Хакимов Д. Как запустить механизм инноваций. [Электронный ресурс]. URL: http://www. innovprom. ru/kak-zapustit-mexanizm-innovacij.
18. Харрингтон Дж. Совершенство управления ресурсами / пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
19. Clarysse B., Degroof J., Heirman A. Analysis of the Typical Growth Path of Technology-Based Companies in Life Sciences and Information Technology, and the role of different sources of innovation financing. Brussels: European Commission, September 2010.
20. Enseling A. et al. Erneuerung in Stufen, Bundesamt fur Bauwesen und Raumordnung (Ed.) Forschungen, Volume 111, Bonn, 2003.
21. PorterM. Competition / Trans. from English. Moscow: Publishing House «Williams», 2005.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]