Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в национальной экономике: содержание и структура'

Инновационная деятельность в национальной экономике: содержание и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATIVE ENVIRONMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирская Елена Викторовна, Строева Олеся Анатольевна, Мартов Сергей Николаевич

В статье авторами рассмотрена инновационная деятельность в национальной экономике, в результате чего исследованы и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых и сформированы шесть основных научных школ. Раскрыты понятия «инновации», «инновационная среда», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и их влияние на национальную инновационную систему, которая в свою очередь должна сформировать законодательную и нормативную базы взаимодействую с системой генерирования, распространения, внедрения и использования знаний и результатов, также с инфраструктурой инновационной деятельности, со сферами образования, производства и рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative activity in national economy: contents and structure

In article authors considered innovative activity in national economy therefore works of domestic and foreign scientists are investigated and analysed and six main schools of sciences are created. The concepts «innovations» are opened, «the innovative environment», «innovative process», «innovative activity» and their influence on national innovative system which in turn has to create legislative and standard bases I interact with system of generation, distributions, introductions and uses of knowledge and results, also with infrastructure of innovative activity, with education, production and the market.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в национальной экономике: содержание и структура»

Инновационная деятельность в национальной экономике: содержание и структура

о

CN

Is-00

ю

J

<

DO О

Е. В. Сибирская,

д. э. н., профессор кафедры

статистики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

e-mail: e-sibirskaya@rambler.ru

О. А. Строева,

д. э. н., доцент, профессор кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры, Орловский государственный университет e-mail: stroeva-olesya@mail.ru

С. Н. Мартов,

к. э. н., доцент кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры, Орловский государственный университет e-mail: sergej.martov@mail.ru

В статье авторами рассмотрена инновационная деятельность в национальной экономике, в результате чего исследованы и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых и сформированы шесть основных научных школ. Раскрыты понятия «инновации», «инновационная среда», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и их влияние на национальную инновационную систему, которая в свою очередь должна сформировать законодательную и нормативную базы взаимодействую с системой генерирования, распространения, внедрения и использования знаний и результатов, также с инфраструктурой инновационной деятельности, со сферами образования, производства и рынка.

Ключевые слова: инновации, инновационная среда, инновационный процесс, инновационная деятельность, национальная экономика.

Инновации являются главным условием экономического роста национальной экономики. По уровню инновационного развития Россия заметно отстает не только от развитых стран, но и от ряда стран с переходной экономикой. В стране имеет место значительная межрегиональная дифференциация по уровню инновационного развития, что тормозит экономический рост отдельных регионов, приводит к усилению региональных различий в уровне жизни населения. Реализации принятой в нашей стране стратегии инновационного развития представляется важнейшим условием не только выхода на новый этап экономического развития, но и главным фактором обеспечения достойного уровня жизни населения.

Национальная экономика — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др. [3].

Понимание возрастающей значимости инновационных процессов в мире относится к числу стержне-

вых направлений современной научной мысли. Этим объясняется появление нового направления исследований, которые нужны для более результативного решения задач интенсификации и ускорения — науки о нововведениях. Инновационный путь изменений представляет собой управляемое развитие всевозможных сфер человеческой деятельности, целенаправленное на оптимизацию, улучшение, преодоление инерционности и консерватизма.

В связи с этим мы утверждаем о необходимости формирования инновационного типа развития в России и в ее регионах. Поэтому мы находим важным изучить выработавшиеся мнения в научной сфере о понятиях «инновация», «инновационная деятельность», «инновационное развитие» и раскрыть их содержание.

Довольно-таки изучены деятельность, направленная на осуществление инновационных проектов, разработку и внедрение инноваций, связанные с той или иной трактовкой понятия «инновация».

Сегодня по вопросам инноваций и инновационной деятельности уже накоплен значительный массив публикаций, количество литературы по этой теме постоянно увеличивается, но до ясного понимания

данного явления пока далеко. Буквальный перевод английского слова «innovation» — «введение новаций». Новации трактуются: 1) как любое новшество и относятся к социальной сфере, к науке, к производству, и 2) в качестве процесса или результата (продукта). Широкий круг явлений, скрывающийся за данным словом, объясняет причину разногласий по поводу производных от него понятий «инновация» и «инновационная деятельность», но не снимает их. Возникновение термина «инновация» в значении «нововведение» разные авторы связывают с разными сферам деятельности и датируют тоже по-разному.

Таким образом, анализ экономической литературы показал, что в зависимости от цели своего исследования ученые рассматривают категорию «инновация» неодинаково. Авторами исследованы и проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, в результате чего сформированы шесть основных научных школ:

• научная школа «инновации — изменения» (Л. Волдачек, Г. Гамидов, Г. Гольдштейн, Й. Шум-петер, Ю. Яковец и др.);

• научная школа «инновации — результат научного труда» (И. Балабанов, С. Глазьев, Л. Гохберг, Д. Кокурин, В. Пилипчуч и др.);

• научная школа «инновации — процесс генерирования, внедрения, использования идей и результатов» (С. Валдайцев, С. Завлина, И. Полушкина, А. Пригожин и др.);

• научная школа «инновации — непрерывная деятельность включающая взаимосвязь этапов создания, распространения и практического использования новшества» (Д. Гвишиани, В. Кабаков, В. Лапин, В. Медынский, Б. Санто, Б. Твисс и др.);

• научная школа «инновации — движение от низшего к высшему, то есть прогресс» (А. Аганбегян, Л. Бляхман, С. Валдайцев, А. Кругликов, М. Ро-бертс и др.);

• научная школа «инновации — изменение, результат, процесс, деятельность, прогресс» (Г. Азголь-дов, А. Костин, О. Советова, Р. Фатхутдинов, Ф. Янсен и др.).

Следует отметить, что, нельзя выделить на первое или последнее место какую-либо из научных школ, так как дискуссии ученых ведутся постоянно и каждая научная школа имеет место быть.

Авторам видится целесообразным рассмотреть понятия и особенности смежные с инновационной деятельностью или взаимопересекающиеся с ней. И для ученых, и для управленцев бесспорной является связь инновационной и научно-исследовательской работы. Но необходимо выявить отличия между этими особенностями, иначе невозможно разделить научные и инновационные результаты деятельности вузов.

На наш взгляд, инновации являются формой взаимодействия научных учреждений с потребителями научной продукции. В качестве потребителей научной продукции выступают представители всех разновидностей практики, а в качестве продукта научной деятельности могут быть представлены все виды знаний. И если рассматривать полный цикл инноваций, то

ясно, что фундаментальные знания потребляются представителями прикладной науки, и они проводят их переработку в прикладном аспекте, в конечном счете, и фундаментальные знания в переработанном (технологическом аспекте) также становятся востребованными практикой. Но такой длительный процесс редко вызывает интерес у практиков, чаще ими востре-буются результаты прикладных исследований, потому добыча прикладных знаний, с точки зрения получения прибыли, более выгодна.

Для более ясного понимания явления инновации с позиций экономики и маркетинговой стратегии важно обратить внимание еще на один аспект. Опыт показывает, что наиболее успешные инновации — это, одновременно и прежде всего, новые маркетинговые концепции, а в них на первый план выходит понятие выгоды. Очень часто потребители нуждаются не столько в новом продукте, который может рассматриваться и оформляться как изобретение, сколько в получении новых выгод от уже имеющегося продукта [4].

На понимание сущности инноваций накладывает отпечаток еще одно обстоятельство современности. Сейчас практическая деятельность характеризуется постоянной изменчивостью, обновлением, т. е. инно-вационностью. Инновации чаще всего реализуются в виде проектов, а их создание и реализацию невозможно осуществить без развитого научного мышления. Процесс взаимного сближения науки и практики должен становиться одним из характерных признаков нашего времени, а осуществляется он через инновации, которые призваны снять накопившиеся проблемы или хотя бы предложить способы их решения.

Таким образом, инновации — это один из инструментов ликвидации отчуждения, возникающего между учеными и практиками. По-видимому, нужно сказать и об определенном объективном диалектическом противоречии между научными и инновационными явлениями. Научная деятельность — это исследование существующего феномена, установление истины, добыча нового теоретического или прикладного знания, а инновационная деятельность — это проектный ход, конструирование чего-либо. Важно подчеркнуть следующее: инновационная деятельность начинается с возникновения идеи в сознании субъектов инновации (и ученых, и практиков), т. е. с научной деятельности. Однако полноценный инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращается в новшество (нововведение), и это происходит не только в сфере материального производства и соответствующих науках, но и в социальной практике и в социальных науках. Однако в социальных науках гораздо реже, чем в науках технических новшество представляют в виде документально оформленной разработки.

Именно после таких процедур новшество может превратиться в нововведение, т. е. в инновацию. Сам смысл слова «введение» предполагает вхождение, включение, внедрение чего-либо куда-либо, т. е. этимология заставляет нас понимать под данным понятием явление не констатирующего познавательного (научного) порядка, а явления деятельностного,

о

CN

h-оо

ю

J <

со О

о

оо

ю

<

со

о

процессного, т. е. технологического характера. Из общенаучной концепции основных структурных уровней, реализуемой в процедурах системного подхода, давно известно, что первоначальное, исходное и есть сущность явления, и сущность сохраняется во всех последующих эволюционных формах. Известен и другой методологический постулат: более частное явление не может противоречить более общему, т. е. явлению более высокого порядка. Отсюда, с одной стороны, нельзя создать инновацию, минуя технологическую проработку идеи, а с другой — трудно создать принципиально новую технологию, не опираясь на научную идею. Такова органическая связь между инновационной и научно-исследовательской деятельностью.

Рассмотрение инноваций с технологических и экономических позиций хорошо работает в сфере материального производства. Однако применение понятий и терминов, которые порождены в экономической среде, к сфере духовной — занятие неблагодарное, это противоречит природе научного и художественного творчества. Все научные исследования направлены на получение новых результатов, а одним из критериев художественного творчества также является новизна идеи или способов и средств воплощения, именно поэтому наука и искусство классифицируются как продуктивные виды деятельности. Но социальная сфера далеко не исчерпывается только наукой и искусством, она в значительной степени направлена на защиту человека, на создание условий для сохранения его здоровья, для его социализации и развития, для защиты его прав и собственности. В социальную сферу входит много видов и репродуктивной (не творческой) деятельности, и они не могут функционировать без мощной экономической составляющей. В любой практической деятельности в качестве универсальных измерителей эффективности успешно работают экономические показатели. К сожалению, экономические проблемы гуманитарии исследуют с трудом, и потому в социальной сфере особенно сложно заниматься реформами и нововведениями, эффективность которых измеряется показателями затрат и прибыли. Но без этих показателей социальные инновационные проекты выглядят весьма неубедительными.

Таким образом, для инновационной деятельности коммерциализация результатов обозначается как один из ее идентификаторов. Но дальнейший жизненный цикл инноваций превращает ее в явление обыденной жизни, лишенное новизны и потому теряющее право называться нововведением. Внедрение инновации в производство и предоставление ее результатов на рынок, а далее длительное использование новшества, превращение его в элемент повседневной практики, приносящий доход, завершает инновационную деятельность, переводит ее в разряд репродуктивной обычной производственной и коммерческой деятельности.

Инновационная деятельность — это деятельность, включающая весь вышеназванный технологический цикл, а также деятельность по созданию условий для инноваций, по управлению процессами создания инноваций, а при необходимости и по созданию ее

организационной и материально-технической инфраструктуры [7].

Если подвергнуть разбору инновационную деятельность с позиции инженеров как производство и внедрение интеллектуальной собственности, то мы обращаем внимание, что такое определение не является достаточным, так как не полностью охватывает экономические и имущественные основы деятельности, как это принято среди бизнесменов.

Бизнес считает инновационную деятельность как этапы реализации инновационных проектов, которые являются разновидностью инвестиционных проектов. Причем общераспространенно, что инновационные проекты ищут инвесторов для создания или приобретения реальных материальных и нематериальных активов, в то время как инвестиционные проекты отличаются капиталовложениями в финансовые активы и не являющихся инновационными проектами [6].

Если говорить об инновационном развитии, то оно характеризуется увеличением инновационного потенциала (человеческий потенциал, затраты на науку и инновации); приращением показателей инновационной инфраструктуры и инвестиционного климата (показатели, характеризующие организационные возможности, наличие потенциальных инвесторов); результативностью инновационной деятельности (рентабельность инновационной деятельности). Таким образом, инновационное развитие это положительная динамика показателей характеризующих инновационную деятельность [8].

Для эффективного инновационного развития необходимы специальные условия, то есть сформированные инновационной средой. Инновационная среда является неотъемлемой частью для формирования эффективной инновационной системы. Понятие «инновационная среда» — сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности [1]. Авторы же считают, что развитие инновационной деятельности возможно только в рамках систематического движения управленческих решений, которые циркулируют в условиях инновационной деятельности и принимаются в инновационной среде.

Придерживаясь общепринятого определения понятия «инновационной процесс», можно сказать, что это процесс создания, распространения и использования новшества, то есть совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения [2].

В соответствии с проектом Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» «инфраструктура инновационной деятельности» — это организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги необходимые для осуществления инновационной деятельности [5]. Также в проекте данного закона указаны, какие конкретно виды услуг могут оказывать организации для осуществления инновационной деятельности (рисунок).

Рис. 1. Инфраструктура инновационной деятельности

В статье «Национальная инновационная система России» автор Н. Ф. Чеботарев под национальной инновационной системой определяет совокупность взаимосвязанных элементов, участвующих в создании, коммерциализации и потреблении новых знаний и технологий, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики [9].

Авторы считают, что именно национальная инновационная система должна сформировать законодательную и нормативную базы взаимодействую с системой генерирования, распространения, внедрения и использования знаний и результатов, также с инфраструктурой инновационной деятельности, со сферами образования, производства и рынка.

В современных условиях предполагается в масштабе государства построить целую систему, снабжающую экономику новыми технологиями и продуктами. Именно национальная инновационная система и должна выводить страну на инновационный путь, так как инновации сконцентрированы и направлены с помощью институтов национальной инновационной системы именно туда, где они необходимы.

Таким образом, в условиях глобализации, важным фактором стабильности и экономической независимости является способность отдельных регионов и страны в целом и быстро реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществлять быструю адаптацию посредством огромного арсенала иннова-

ционной политики. Следовательно, отношения между глобальным и локальным в национальной политике умножает требование высокой организации. Это связано с тем, что региональная среда во многом определяет конкурентоспособность отечественного бизнеса.

Список использованных источников

1. Инновационная среда (внешние и внутренние факторы). http://managment-study.ru/innovacionnaya-sreda-vneshnie-i-vnutrennie-faktory.html.

2. Инновационный процесс. http://dic.academic.ru.

3. Национальная экономика. http://www.grandars.ru/student/ nac-ekonomika/nacionalnaya-ekonomika.html.

4. А. Новиков. Наука и практика сегодня//Высшее образование, № 6, 2006.

5. Проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (07.2011 г.). Информационно-правовой портал. http://www.bestpravo. ru/rossijskoje/di-gosudarstvo/q7g.htm.

6. Е. В. Сибирская. Институциональные механизмы и факторы глобального управления//Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг, № 6, 2012.

7. Е. В. Сибирская, О. А. Строева. Основные положения, детерминанты и условия управления инновационным развитием// Вестник ОрелГИЭТ, № 1, 2011.

8. О. А. Строева. Институциональные факторы моделирования инновационного развития//Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг, № 3, 2012.

9. Н. Ф. Чеботарев. Национальная инновационная система Рос-сии//Аудит и финансовый анализ, № 3, 2007.

Innovative activity in national economy: contents and structure E. V. Sibirskaya, Doctor of Economics, professor of chair of statistics, Russian economic university n. a. G. V. Plekhanov.

O. A. Stroeva, Doctor of Economics, Associate professor, professor of chair of merchandizing, service and trade infrastructure, Orel state university.

S. N. Martov, Candidate of Economic Sciences, associate professor of chair of merchandizing, service and trade infrastructure, Orel state university.

In article authors considered innovative activity in national economy therefore works of domestic and foreign scientists are investigated and analysed and six main schools of sciences are created. The concepts «innovations» are opened, «the innovative environment», «innovative process», «innovative activity» and their influence on national innovative system which in turn has to create legislative and standard bases I interact with system of generation, distributions, introductions and uses of knowledge and results, also with infrastructure of innovative activity, with education, production and the market.

Keywords: innovations, innovative environment, innovative process, innovative activity, national economy.

о

CN

h-oo

ю

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.