Научная статья на тему 'Инновационная деятельность по развитию интеллектуально-творческого потенциала военного специалиста в рамках гуманитарного поликультурного воспитания и образования'

Инновационная деятельность по развитию интеллектуально-творческого потенциала военного специалиста в рамках гуманитарного поликультурного воспитания и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладких В. В., Волынкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность по развитию интеллектуально-творческого потенциала военного специалиста в рамках гуманитарного поликультурного воспитания и образования»

Гладких В.В., Волынкина Н.В.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

В эпоху динамичного развития мировой образовательной сферы в системе военного образования активно идут процессы модернизации. Военнопрофессиональное образование XXI в. переходит на высокотехнологичные интенсивные методы поликультурной подготовки военного специалиста, на развитие его интеллектуально-творческого потенциала в процессе овладения меж-культурной компетенцией.

Реализацию такого подхода сложно представить без усиления роли гуманитарной подготовки в системе военно-профессионального образования, которая является одной из основ духовного развития личности, ее ценностной ориентации, жизненной позиции, нравственного становления, интеллектуальнотворческого развития и преодоления ограниченности технократического образования.

Гуманитарная подготовка в военном вузе, по мнению авторов, должна включать элементы социально-гуманитарного и психолого-педагогического знания, которое не может быть «навязано» курсантам, а должно быть их потребностью. В этой связи образование должно приближаться к самообразованию и развитию интеллектуально-творческих способностей военного специалиста, способствовать развитию у курсантов стремления к непрерывному образованию и профессиональному совершенствованию.

Авторы считают, что от степени соответствия гуманитарной подготовки современной парадигме зависит не только общий культурный уровень курсантов, но и качество военно-профессиональной подготовки в целом, поскольку нравственная культура офицера - это качество, определяющее его профессионализм.

Процессы интеграции и интернационализации разных сфер человеческой жизни, а также социально-экономическая и политическая обстановка в нашей

стране обусловлены необходимостью владения иностранным языком, как общественно и личностно значимым фактором, который имеет большой воспитательный потенциал, позволяет развивать чувство патриотизма, толерантность, формировать уважительное отношение к духовным и материальным ценностям других стран и народов, способствует расширению кругозора, повышению общего уровня культуры с учетом индивидуальных потребностей обучающихся и их индивидуальных способностей.

Роль кафедры как лидера научного направления (научной школы), мобилизующего творческую энергию обучающихся представляется значимой. Выявление резервов повышения эффективности деятельности кафедр иностранного языка возможно, по мнению авторов, без больших материальных и временных вложений, внутри существующей системы, основываясь на внедрении практики научно обоснованных рекомендаций, соответствующих решению отмеченных проблем.

В приказах министра обороны Российской Федерации отмечается, что иностранный язык должен стать одним из основных предметов гуманитарного цикла. Вместе с тем, иностранный язык, имея свою специфику, выходит за рамки сугубо учебного предмета в силу своей многоплановости, при этом отличительной чертой иностранного языка, как дисциплины общепрофессионального цикла, является его тесная взаимосвязь с получаемой специальностью, так как он не только формирует языковые компетенции, но и служит развитию общепрофессиональных компетенций (как никакой другой предмет этого цикла).

На всем протяжении занятий актуальной является проблема отбора учебного материала, подлежащего усвоению: правильный отбор ориентирован на коммуникативные средства языка, обеспечивающие обмен научной информацией по той специальности, которую изучает курсант. Накопление общенаучной и специальной лексики способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала курсанта в процессе его научно-исследовательской деятельности.

Разработка программы инновационного развития образовательной системы в области языковой подготовки базируется на системном анализе факторов внешней и внутренней среды образовательного учреждения, оказывающих определяющее влияние на выбор стратегии в области языкового (лингвистического)

образования1. Анализ указанных факторов позволяет сформулировать потенциальные стратегические положения развития данной системы. Среди них:

1) повышение качества преподавания и перевод кафедр иностранного языка на траекторию устойчивого динамического развития в новых условиях поли-культурного образования с применением 1СТ8, реализация предпосылок для создания кафедр нового типа;

2) развитие и углубление фундаментальных и прикладных научных исследований, интеллектуально-творческой деятельности, направленной на развитие языковых компетенций;

3) создание кафедр нового типа - кафедр перевода и межкультурной коммуникации как основы для формирования культурно-образовательной среды, способствующей не только повышению роли иностранного языка в образовательном и воспитательном процессе, но также внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс и научную деятельность;

4) укрепление в сознании курсантов, преподавателей мысли о том, что наряду с академическими ценностями не менее важным и приоритетным является стремление к развитию гармоничной и высоконравственной личности, воплощающей идеи гуманизма, гражданской ответственности, мотивации защиты своего народа и его интересов в глобально изменяющемся мире.

Авторы считают, что содержание инновационного развития должно включать:

1) профессиональную направленность содержания процесса обучения иностранному языку;

2) усиление культурной составляющей процесса обучения иностранному языку;

3) развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого обучающегося;

4) повышение уровня мотивации;

5) формирование толерантности;

6) применение активных форм и методов обучения;

7) широкое применение 1СТ8;

1 Программа по инновационному развитию образовательной системы в области языковой подготовки разрабатывалась на базе Военного авиационного университета (г. Воронеж). В то же время она является универсальной и может рассматриваться к реализации в других военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования с учетом их особенностей. - Прим. авт.

8) создание качественно новой учебно-материальной базы;

9) повышение воспитательной роли иностранного языка как учебного предмета;

10) повышение эффективности внеаудиторной воспитательной работы с курсантами;

11) развитие личности каждого курсанта (личностно-ориентированное обучение);

12) опора на передовой педагогический опыт, инновации и новаторство.

Инновационную деятельность по развитию интеллектуально-творческого

потенциала военного специалиста в рамках гуманитарного поликультурного воспитания и образования, по мнению авторов, может эффективно реализовывать кафедра перевода и межкультурной коммуникации высшего военного учебного заведения (рис. 1).

Контингент обучающихся на данной кафедре должны составить адъюнкты, соискатели, переводчики в сфере профессиональной коммуникации, слушатели заочного отделения в системе командирской подготовки. Такой состав, в свою очередь, определяет стратегию образовательной деятельности кафедры, ориентированную, прежде всего, на научную составляющую поликультурной подготовки военных специалистов.

Научно-исследовательская деятельность адъюнктов, соискателей и слушателей заочного отделения в системе командирской подготовки может реализоваться в рамках научно-исследовательских работ кафедры.

Основными формами развития интеллектуально-творческого потенциала могут являться:

- работа над диссертационными исследованиями (адъюнкты и соискатели);

- работа над военно-профессиональными проектами (слушатели заочного отделения в системе командирской подготовки).

Переводчики в сфере профессиональной коммуникации смогут реализовать научную деятельность по линии военно-научного общества с выходом на защиту выпускной квалификационной работы на иностранном языке.

Такая деятельность может также осуществляется в рамках проведения международных, всероссийских, региональных форумов (в т.ч. в режиме on-line), конференций, семинаров (в т.ч. IT-семинаров), «круглых столов», стажировок, участия в олимпиадах, конкурсах научных работ на получение грантов, оказания консультативной помощи в других регионах.

Рис.1. Инновационная модель кафедры перевода и межкультурной коммуникации высшего военного учебного заведения.

При обосновании возможности перехода на новую организационную структуру кафедр иностранных языков в военных вузах авторы сделали ставку на такое научное понятие, как модерация (от лат. шоёегайо - регулирование, управление, руководство), представляющее одну из форм интерактивного после-

вузовского обучения (в системе повышения квалификации, командирской подготовки и т.д.). Эта форма обучения лиц, имеющих высшее образование, является инновационной для российского образования. Учебная деятельность проходит под руководством модераторов, помощников, осуществляющих поддержку и организацию активной работы слушателей. В процессе инновационной деятельности по развитию интеллектуально-творческого потенциала военного специалиста идеи модерации для непрерывного образования приобретают особую актуальность.

Таким образом, представленная в статье точка зрения на инновационную деятельность по развитию интеллектуально-творческого потенциала военного специалиста в рамках гуманитарного поликультурного воспитания и образования позволяет значительно повысить качество подготовки офицеров, привести уровень их профессиональной подготовленности в соответствие с требованиями военно-профессиональной деятельности и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.